Научная статья на тему 'ОРКЕСТР КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ'

ОРКЕСТР КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
187
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ОРКЕСТР / ОЩУЩЕНИЕ / ВОСПРИЯТИЯ / СЛУХОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАМЕРЕНИЕ / РИТМИЧЕСКИЙ АНСАМБЛЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рузиев Даврон Юлдашевич

Статья посвящена оркестру, в частности - оркестру узбекских народных инструментов и его роли в музыкально-эстетическом воспитании учащихся детских музыкальных и специализированной школы искусств. Раскрывается сущность музыкального смысла в контексте осмысления роли музыки в жизни человека и общества. Музыкальный смысл рассматривается как музыкально-звуковая объективация личностного смысла. Исследование механизмов музыкального смысла генеза позволило выявить противоречия в учебно-образовательном процессе, обусловленные его рассогласованием с закономерностями музыкального смысла генеза, и наметить пути их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРКЕСТР КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ»

27. Yarashev J. Artistic and Aesthetic Features of "Buchof' Tune // Eastern European Scientific Journal. 2019, pp. 118-122.

28. Rajabov A. The development of music and instrumental performance in Central Asia // International Journal of Applied Research. 6 (5), 2020. Pp. 95-97.

ОРКЕСТР КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ Рузиев Д.Ю.

Рузиев Даврон Юлдашевич - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена оркестру, в частности - оркестру узбекских народных инструментов и его роли в музыкально-эстетическом воспитании учащихся детских музыкальных и специализированной школы искусств. Раскрывается сущность музыкального смысла в контексте осмысления роли музыки в жизни человека и общества. Музыкальный смысл рассматривается как музыкально-звуковая объективация личностного смысла. Исследование механизмов музыкального смысла генеза позволило выявить противоречия в учебно-образовательном процессе, обусловленные его рассогласованием с закономерностями музыкального смысла генеза, и наметить пути их преодоления.

Ключевые слова: оркестр, ощущение, восприятия, слуховые представления, эстетическое намерение, ритмический ансамбль.

УДК 781

Узбекские народные музыкльные инструменты, игре на которых обучают в музыкальных школах и специализированной школе искусств, благодаря своим исполнительским возможностям создают наиболее благоприятные условия для музыкально эстетического воспитания учащихся, дают возможность ученикам воспринять и передать характерные эстетические свойства музыкального искусства, исполнять произведения любого жанра и сложности. Благодаря простой и удобной конструкции многих народных инструментов детей можно быстро научить игре на них, приобщить их к музыкальному творчеству. Обучение на народных инструментах и овладание игрой на них могут служить основным средством при влечения детей в классы ансамблевых и оркестровых инструментов.

Как показало изучение специфических особенностей народных инструментов, любой из них обладает возможностью для индивидуального музыкально-эстетического развития ученика. В музыкальных школах в большинстве обучаются игре на плектерно-шипковых инструментах, т.к. эти инструменты более доступны для обучения и восприятия учениками. Это в свою очередь, создаёт благоприятные условия для оргонизации однотипных ансамблей и оркестров. Обучение игре на струнно-ударных и смычковых инструментах в свою очередь создаёт условия для организации разнородных инструментальных ансамблей и оркестров. А включение в них таких инструментов, как басовый и контрабасовый дутар, являющемуся относительно близким по исполнительским манерам к этим инструментам, даёт право организовать малые оркестры, так называемый плектерный оркестр узбекских народных инструментов. Всё это вводит в музыкально-эстетическое воспитание учащихся более высокие формы музыцирования - многоголосного исполнительства и слышания, т.е. воспитывает восприятие многоголосных произведений, обеспечивая хорошие результаты в повышении исполнительского мастерства и развития

способностей участников, воспитывает у них интерес к искусству, умение приобретать знания, необходимые для музыкально-исполнительской деятельности, творчески подходить к работе над произведениями.

Узбекские народные инструменты имеют большое значение в осуществлении коллективного метода обучения. Такая форма занятий реально соответствует специфике народных инструментов. Коллективное обучение игре на этих инструментах может быть достаточно гипким и разнообразным: унисонное исполнение, позволяющее легко общаться с группой на начальном этапе; ансамблевое исполнение в группе однородных инструментов (игра канонов, двух, трёх, четырёхголосие, игра мелодии на фоне аккордового сопровождения); ансамбли смешанного состава из различных по тембру инструментов, когда каждый из них выступает как мелодический, так и окомпинирующий; игра в оркестре малого или большого состава, где наиболее характерно появляется специфика каждого инструмента, раскрываются выразительные возможности оркестра - творческого коллектива.

В коллекивном обучении музыкальному искусству в целом, оркестровому исполнительству, в частности, требуется индивидуальный подход к каждому исполнителю. Глубоко изучая ученика, педагог обязан знать и справедливо оценивать положительные и отрицательные стороны его личности, его исполнительские намерения.

С этой точки зрение, учебно-воспитательный процесс в оркестровом классе должен строиться на основе комплексного подхода к воспитанию, который предплагает всесторонее изучение личности, знание его индивидуальных, возрастных, псохологичечких и физиологических особенностей.

Игра соосбща в оркестре также предполагает обязательное соблюдение творческой дисциплины и этики, взаимное нравственно - психологическое слияние друг с другом, развитие чувства моральной зависимости каждого участника от коллектива, товарищей. Всё это побуждает к соотнесению личных интересов с общественными, воспитывает личную ответсвенность за общее дело, умение контролировать свои действия с точки зрения моральных требований коллектива.

Как известно, школьный оркестр, обладая только ему присущими специфическими особенностями, существенно отличается от коллективов художественнов самодеятельности. Следовательно, работа с ним требует особой чуткости и бережности, особых педагогических методов. Поэтому в оркестровом исполнении необходимо создавать такие условия, при которых воспитание и обучение будут носить развивающий характер.

Опыт передовых коллективов, а также личная практика в этой области показала, что каждое новое произведение в значительной мере повышает интерес учащихся к оркестровым занятиям. В свою очередь оно способствует глубокому пониманию многоголосного искусства, развивает кругозор учащихся и их исполнительские возможности [1-28].

Таким образом, для полноценного осушествления музыкального обучения в оркестре, совершенствования его работы, прежде всего, необходимо пополнять его репертуар новыми, интересными, эстетическими насыщенными произведениями.

В ходе разучивания музыкальных произведений педагог должен напоминать оркестрантам, что без соблюдения исполнительской дисциплины невозможно правильно, красиво, эмоционально исполнить музыкальное произведение. Донести до слушателя и самого исполнителья идейно-эстетический и художественный смысл данного произведения.

Список литературы

1. Мадримов Б.Х. Представление учителя музыкальной культуры о педагогическом

творчестве и педагогической технологии // Вестник науки и образования. № 21

(97), 2020, часть 2. С. 29-32.

2. Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 54-57.

3. Норова Ш.У. Взаимозависимость социальной среды и образовательного процесса и их влияние на личность студента // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 40-43.

4. Миршаев У.М. Музыкально-эстетическое воспитание и современные требования к учителю музыки // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 44.

5. Ражабов Т.И., Ибодов У.Р. Обеспечение национального наследия в обучении песням бухарского детского фольклора на уроках музыки // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 51-54.

6. Хидиров А.А. Методика и принципы музыкальной педагогики // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 63-66.

7. Шамсиев Ш.И. Формы организации музыкального общения // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 67-70.

8. Мухамедов Т.Д. Способы направления студентов на информационные технологии // Вестник науки и образования. №21 (97), 2020, часть 2. С. 70-73.

9. Алаева З.М. Педагогика как наука и искусство воспитания // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 74-77.

10. Атамурадов Р.Э. Педагог музыкальной культуры - это понятие о педагогическом творчестве и педагогической технологии // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 77-80.

11. Гулов С.Н. Музыки и её воздействие на психическую деятельность человека // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 85-88.

12. Ражабов А.Ш. Дирижирование, хор и управление им // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 108-111.

13. Ramazanova U.Kh., Rakhmatova M.O. Social norms, sanctions and personality // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 111-114.

14.Хасанов Х.Р. Культура и искусство в эпоху Амира Темура и темуридов // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 115-118.

15. Rahmatova M.O., Tosheva D. Theory and methods of musical educational of children // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 52-53.

16. Rakhmatov N.E. Problems of Creative Approach in The Pedagogical Activity of Future Music Teachers // The American Journal of Social Science and Education Innovations, 2 (09), 2020, pp. 855-963.

17. Рузиев Д.Ю. Некоторые психологические особенности развития навыков игры на инструменте и подпевания // ACADEMY. 54:3 (2020). С. 640-647.

18. Мадримов Б.Х. Развитие музыкальной культуры в Средней Азии // Педагогическое образование и наука, 2017, №2. С. 138-139.

19. Норова Ш.У., Наимов Т.Дж. Воспитательное значение классических музыкальных произведений в образовании студентов // ACADEMY. 56:5 (2020). С. 55-57.

20. Нуриллаев Ф.Г., Нурилаева Н.К. Роль Фольклорных песен в воспитании учащихся // Проблемы педагогики, 2020. С. 15-17.

21. Миршаев У.М., Миршаева Д.А. Роль народных песен в нравственном воспитании учащихся // Проблемы педагогики, 2020. С. 6-7.

22. Каримов О.И. Значение специфических особенностей и воспитательных возможностей узбекских народных инструментов // Academy, 2020. С. 78-80.

23. Madrimov B., Uzakova (Nayimova) M.A. About the voice songs of the Chulpan // Theoretical & Applied Science. 4 (84), 2020. Pp. 434-437.

24. Ражабов Т.И. Тематическая классификация узбекской детской народной музыки и игр // Наука, образование и культура, 2020. С. 61-63.

25. Dustov S.D. The history of the Emergence of National Musical Instruments // International Journal of Psychosocial Rehabilitation, 2020. Pp. 7125-7130.

26. Ramazonova U.Н., Sayfullaeva O. Makom art is a priority in the musical culture of Uzbekistan / Проблемы педагогика. № 2 (47), 2020. С. 87-88.

27. Yarashev J. Artistic and Aesthetic Features of "Buchof' Tune // Eastern European Scientific Journal. 2019, pp. 118-122.

28. Rajabov A. The development of music and instrumental performance in Central Asia // International Journal of Applied Research. 6 (5), 2020. Pp. 95-97.

СТАЛАКТИТЫ В АРХИТЕКТУРЕ СРЕДНЕЙ АЗИИ

Бадиев М.М.

Бадиев Махмуд Марупович - доцент, кафедра изобразительного искусства и инженерной графики, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: известно, что сталактиты могут образовываться на бетоне и на водопроводных трубах, где наблюдается медленная утечка, а также кальций, магний или другие ионы в водопроводной воде, хотя они там образуются гораздо быстрее, чем в естественной пещерной среде. Обсуждается геометрический узор мавзолеев. Дана информация об архитектурно-строительной деятельности, которая была сконцентрирована в крупных городах - Бухаре, Самарканде, Кармане, Ташкенте и др. Указаны типы жилых домов, дворцов, рынков и караван-сараев и т.д. Ключевые слова: сталактит, архитектура, мечети, медресе, мавзолеи.

УДК 398

Мы знаем, что сталактит в форме соломки, который сформировался под бетонной конструкцией, может вырасти до 2 мм в день в длину, если скорость капель составляет приблизительно 11 минут между каплями. Изменения рН раствора выщелачивания могут способствовать дополнительным химическим реакциям, которые также могут влиять на скорость роста кальтемитового сталактита. Сталактиты также могут образовываться на бетоне и на водопроводных трубах, где наблюдается медленная утечка, а также кальций, магний или другие ионы в водопроводной воде, хотя они там образуются гораздо быстрее, чем в естественной пещерной среде. Эти вторичные отложения, такие как сталактиты, сталагмиты, каменистые отложения и другие, которые извлекаются из извести, строительного раствора или другого известкового материала в бетоне вне «пещерной» среды, не могут быть классифицированы как «спелеотем» по определению. Термин «кальтемит» используется для охвата вторичных отложений, которые имитируют формы и формы образования вне среды пещеры.

Способ, которым сталактиты образуются на бетоне, обусловлен другой химией, чем те, которые естественным образом образуются в известняковых пещерах, и обусловлен присутствием оксида кальция в цементе. Бетон производится из заполнителя, песка и цемента. Когда в смесь добавляют воду, оксид кальция в цементе реагирует с водой с образованием гидроксида кальция (Са(ОН)2). Со временем любая дождевая вода, которая проникает в трещины в твердом бетоне, будет переносить любой свободный гидроксид кальция в растворе к краю бетона. Сталактиты могут образовываться, когда раствор появляется на нижней стороне бетонной конструкции, где он подвешен в воздухе, например, на потолке или балке. Когда раствор вступает в контакт с воздухом на нижней стороне бетонной конструкции, происходит другая химическая реакция. Раствор реагирует с углекислым газом в воздухе и осаждает карбонат кальция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.