Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

93
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION / VALUE ORIENTATIONS OF EDUCATION / COMPETENCE AND PERSONAL DEVELOPMENT OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермолаева Екатерина Львовна, Петров Алексей Юрьевич, Петров Юрий Николаевич

Проведено обоснование основных ценностных ориентаций профессионально-педагогического образования. Отмечены актуальность и значимость компетентностно-личностного развития образования, особенно важнейших качеств педагога профессионально-педагогического обучения с определением степени их соответствия требованиям профессионального стандарта. Рассмотрены результаты сравнительного анализа развития ценностных ориентаций обучающихся. Проанализирована проблема ценностей человеческой жизни, констатируемая в качестве философской проблемы в аксиологии. Особо выделено развитие гражданской активности обучающихся, их социально-нравственных и патриотических ценностных ориентаций в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермолаева Екатерина Львовна, Петров Алексей Юрьевич, Петров Юрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL PROBLEM OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL DEVELOPMENT OF STUDENTS’ VALUE ORIENTATIONS

The substantiation of the main value orientations of professional and pedagogical education is carried out. Special attention is paid to the relevance and importance of competence and personal development of education; the most important qualities of a teacher of professional and pedagogical education are emphasized determining the degree of their compliance with the professional standard requirements. The results of a comparative analysis of student development with value orientations are considered. The issue of the values of human life, stated as a philosophical problem of axiology, is analysed. The development of civil activity of students with social, moral and patriotic value orientations in the process of training is highlighted.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Раздел 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: _СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ_

УДК 378 (47) йО!: 10.17853/2686-8970-2021-1-7-15

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Екатерина Львовна Ермолаева

магистрант

ermolaeva.ekaterina.99@mail.ru

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина, Нижний Новгород, Россия

Алексей Юрьевич Петров

доктор педагогических наук, профессор

dr.ajpetrov@yandex.ru

Нижегородский институт развития образования, Нижний Новгород, Россия

Юрий Николаевич Петров

доктор педагогических наук, профессор

petrov.43@mail.ru

Нижегородский институт развития образования, Нижний Новгород, Россия

Аннотация. Проведено обоснование основных ценностных ориентаций профессионально-педагогического образования. Отмечены актуальность и значимость компетентностно-личностного развития образования, особенно важнейших качеств педагога профессионально-педагогического обучения с определением степени их соответствия требованиям профессионального стандарта. Рассмотрены результаты сравнительного анализа развития ценностных ориентаций обучающихся. Проанализирована проблема ценностей человеческой жизни, констатируемая в качестве фи-

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

7

лософской проблемы в аксиологии. Особо выделено развитие гражданской активности обучающихся, их социально-нравственных и патриотических ценностных ориен-таций в процессе обучения.

Ключевые слова: профессионально-педагогическое образование, ценностные ориентации образования, компетентностно-личностное развитие образования.

PEDAGOGICAL PROBLEM OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL DEVELOPMENT OF STUDENTS' VALUE ORIENTATIONS

E. L. Ermolaeva

Master's student

Nizhny Novgorod State Pedagogical University

named after K. Minin, Nizhny Novgorod, Russia

A. J. Petrov

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

Nizhny Novgorod Institute of Education Development,

Nizhny Novgorod, Russia

J. N. Petrov

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

Nizhny Novgorod Institute of Education Development,

Nizhny Novgorod, Russia

Abstract. The substantiation of the main value orientations of professional and pedagogical education is carried out. Special attention is paid to the relevance and importance of competence and personal development of education; the most important qualities of a teacher of professional and pedagogical education are emphasized determining the degree of their compliance with the professional standard requirements. The results of a comparative analysis of student development with value orientations are considered. The issue of the values of human life, stated as a philosophical problem of axiology, is analysed. The development of civil activity of students with social, moral and patriotic value orientations in the process of training is highlighted.

Keywords: professional and pedagogical education, value orientations of education, competence and personal development of education.

Происходящий в обществе всесторонний пересмотр широко распространенных систем соотношений личности, социума и государства объективно предопределяет необходимость рассмотрения всего спектра проблем в области профессионально-педагогического образования.

8

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

Прошедшее десятилетие положило начало стремительному развитию в России электронного обучения, дающего возможность учиться с помощью Интернета и использовать цифровые продукты не только в качестве дополнения, но и как альтернативу классическому образованию.

Благодаря электронному обучению различным категориям населения стали доступны качественные учебные материалы, в образовательный процесс начали активно вовлекаться люди с ограниченными возможностями здоровья, пенсионеры и безработные. С помощью электронного обучения преподаватели профессионально-педагогического образования могут повышать свою квалификацию или проходить переподготовку.

В новом десятилетии создание и развитие условий для реализации образовательных программ с применением электронного и дистанционного обучения активно продолжается и поддерживается на государственном уровне.

Здесь нельзя не отметить, что основные отличительные особенности человека от других представителей живого мира, населяющих нашу планету, заключаются в том, что он не только обладает способностью к преобразованию окружающей среды, но и имеет особый вид потребностей, не связанных с физиологическими или материальными потребностями. Эти потребности касаются высшей деятельности -духовной и творческой.

Сегодняшняя педагогическая проблема развития у обучающихся духовно-нравственной и эстетической культуры, а также патриотического воспитания, с одной стороны, размазана моральными нормами, отсутствием национальных идей и нравственных ценностей, а с другой - навязыванием образов западной культуры и вообще появлением в обществе антиценностей и нарушением преемственности поколений.

В период подготовки обучающихся формируются не только профессиональные компетенции (знания, умения и опыт в профессиональной деятельности), но и происходит становление личности как субъекта общества, гражданской зрелости молодого педагога профессионально-педагогического образования, гражданина своей страны.

В пространстве образовательного учреждения существуют психолого-педагогические условия для формирования основных компетенций соответствующего специалиста: профессионально-трудовых,

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

9

социально-личностных, культурологических, здоровьесберегающих, которые способствуют компетентностно-личностному развитию обучающихся.

В современной педагогике понятие «нравственность» всегда используется как характеристика межличностных отношений и внутренних установок обучающихся на эти отношения, а понятие «мораль» характеризует отношения обучающихся в социуме общества, но при этом антиподами категорий «Истина», «Добро», «Красота» являются такие категории, как «Зависть», «Корысть», «Сила власти», которые четко проявляются в безнравственных или аморальных поступках.

Безусловно, проблема воссоздания культурных первооснов жизни особенно остро ощущается в профессионально-педагогическом образовании, и это позволило сделать нам выбор экспериментальной базы исследования, которой стали образовательные учреждения. Получаемое в них образование направлено на выработку у обучающихся конкретных умений и навыков, оно посвящено обучению методам и способам решения специальных задач, поскольку сама специфика образовательного учреждения определяет профессионально-педагогическое направление мышления обучающихся.

Тут следует особо подчеркнуть, что выпускник образовательного учреждения попадает на жесткий рынок труда с гарантией рабочего места лишь тогда, когда в процессе обучения определяется с педагогом профессионально-педагогического образования, а также уже имеет четкие личностные ориентиры. Именно поэтому становление конкурентоспособного специалиста и его личности - два основных направления деятельности профессионально-педагогической школы.

Для нашего исследования очень важно, что возникающие противоречия подчеркивают наличие кризисных явлений в области педагогики, а также в области социально-нравственного и патриотического конпетентностно-личностного развития современных обучающихся.

Функции профессионально-педагогической школы уже в конце XX в. получили снижение воспитательной, нравственно-развивающей деятельности, что способствовало обострению кризиса социально-нравственных ценностей обучающихся.

10

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

Современные исследователи отмечают, что на сегодняшний день главный недостаток образовательных учреждений - это почти полное отсутствие воспитательного воздействия на обучающихся, от которых требуется только подчинение требованиям управителя, поскольку педагогический процесс подчинен государству при игнорировании запросов общества и потребностей личности.

Основные трудности компетентностно-личностного развития социально-нравственных и патриотических ценностных ориентаций и личностного становления обучающихся студенческого возраста определяются еще и тем, что обучающиеся сами изменились в личностном плане.

По нашему мнению, центральным методологическим основанием моделирования социально-нравственного и патриотического развития в пространстве образовательного учреждения выступает теория ценностей.

Если углубиться в историю, то уже начиная с конца XVIII в. вопрос о ценностях человеческой жизни конституируется в качестве философской проблемы с выделения в философии особой науки - аксиологии, исследующей природу ценностей и взаимосвязи различных ценностей между собой.

В книге А. Маслоу «К психологии бытия» проблема системы основных человеческих потребностей рассматривается как проблема иерархии ценностей [19], а с конца 1960-70-х гг. в США некоторыми исследователями ценности определяются как устойчивое убеждение в определенном способе поведения и характеризуются посредством следующих основных признаков:

• ценности организованы в системы;

• истоки человеческих ценностей находятся в культуре, обществе и личности;

• во всех социальных феноменах прослеживается влияние ценностей.

Новый всплеск интереса к ценностям появился в 1970-е гг. Так, с участием выдающихся ученых в 1971 г. в США выпущен сборник статей «Ценности и будущее: Влияние технологических изменений на американские ценности».

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

11

Мы разделяем взгляды ученых по проблемам ценностей, выделяющих основные подходы к определению понятия «ценность»:

• материальные и духовные объекты, которые удовлетворяют потребности общества [2, 4, 5];

• отношение субъекта к объекту, или объекта к субъекту, а также их взаимодействие;

• ценности рассматриваются как идеалы общей и личной деятельности [3, 4].

Некоторые исследователи в телеологической концепции ценностей трактуют ценность как отношение соответствия предмета и цели.

Другие говорят о кризисе идентичности, вызванном конфликтом ценностей, в российском обществе [1, 6].

Проблему ценностей разрабатывают также такие социологи и философы, как Н. А. Антонов, Д. Ж. Валеев, И. М. Орешников, Ф. Б. Са-дыков, М. М. Утяшев.

Д. А. Леонтьев определяет 3 формы существования ценностей [8, 10]: общественные идеалы, предметно-воплощенные и личностные.

Духовные ценности служат определяющим ориентиром для личностного развития обучающихся, а в свете этих ценностей утверждается высшее начало человеческого духа. Ценности, обеспечивающие существование человека - это материальные ценности. В связи с этим хочется отметить, что научная разработка педагогической системы развития гражданской активности обучающихся и их духовно-нравственных и патриотических ценностных ориентаций как проблема актуальна и многогранна в настоящее время.

Данная проблема должна рассматриваться в контексте ценностного подхода, который применяется в духовно-нравственных педагогических исследованиях. Особое внимание ученые уделяют организационно-педагогическим условиям компетентностно-личностного развития духовно-нравственной личности обучающегося. Но в образовательной деятельности учреждения есть некоторое противоречие: наличие в образовательном пространстве влияния на развитие гражданской активности и духовно-нравственных и патриотических ценностных ориентаций личности обучающихся и недостаточность разработки механизма учебно-профессиональной деятельности.

12

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

Актуальность рассматриваемой проблемы позволяет определить разрешение представленного противоречия: комплексно-личностное развитие обучающихся через соответствующие ценностные ориентации.

Отметим, что теоретико-методологической основой разработки компетентностно-личностного развития обучающихся стали философские концепции образования и культуры; теоретические и практические аспекты педагогического проектирования и моделирования [7, 15].

Проводимые дидактические и психолого-педагогические исследования показали, что нужны новые технологии обучения, которые будут выполнять свои функции в адекватном информационно-профессиональном пространстве. Это стало являться главной задачей профессионально-педагогической школы как современного образовательного учреждения.

Проанализировав использование информационных и коммуникационных технологий в профессионально-педагогической подготовке обучающихся образовательного учреждения, мы пришли к выводу, что информационные и коммуникационные технологии имеют значительный потенциал для исполнения спектра целей обучения при их использовании в подготовке по профессионально-педагогическим дисциплинам образовательного учреждения [15, 17].

Изучение проблем развития гражданской активности обучающихся и их духовно-нравственных и патриотических ценностных ориен-таций в образовательном учреждении, а также анализ теоретических и экспериментальных исследований позволили заключить, что развитие гражданской активности обучающихся и их духовно-нравственных и патриотических ценностных ориентаций в процессе их подготовки предполагает деятельность, которая дает им возможность стать субъектами осознанной образовательной деятельности; что духовно-нравственные и патриотические ценностные ориентации носят системный и комплексный характер при развитии гражданской активности будущих специалистов-профессионалов, педагогов профессионально-педагогического образования. Также нельзя не сказать о том, что неизбежно актуализируется проблема поиска эффективных способов развития духовного возрождения общества, поскольку законодательно зафиксирован главный социальный заказ образованию: развитие духовно-активной, нравственной личности, которая соответствует реальной цели социально-нравственной и патриотической ориентации.

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

13

Список литературы

1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульхано-ва-Славская. Москва: Мысль, 1991. 304 с. Текст: непосредственный.

2. Анисимов, С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С. Ф. Анисимов. Москва: Мысль, 1988. 253 с. Текст: непосредственный.

3. Батищев, Г. С. Философско-аксиологические идеи в концепции человека С. Л. Рубинштейна / Г. С. Батищев. Текст: непосредственный // Философские науки. 1989. № 7. С. 26-36.

4. Василенко, В. А. Ценность и оценка / В. А. Василенко. Киев: Наукова думка, 1964. 230 с. Текст: непосредственный.

5. Викулина, М. А. Личностно ориентированная подготовка студентов в педагогическом вузе (основы теории): монография / М. А. Ви-кулина; Нижегор. гуманитар. центр. Нижний Новгород, 2000. 136 с. Текст: непосредственный.

6. Газман, О. С. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования / О. С. Газман, Р. М. Вейсс, Н. Б. Крылова; Рос. гуманитар. науч. фонд. Москва: [Б. и.], 1995. 103 с. Текст: непосредственный.

7. Дуальная система в профессиональном образовании при сетевом взаимодействии профессиональной образовательной организации: учебно-методическое пособие / А. Ю. Петров, Н. С. Петрова, О. Н. Филатова, Н. В. Васильева. Нижний Новгород: [Б. и.], 2018. 76 с. Текст: непосредственный.

8. История и культурология: учебное пособие для студентов вузов / Н. В. Шишова, Т. В. Акулич, М. И. Бойко [и др.]. Москва: Логос, 2000. 453 с. Текст: непосредственный.

9. Каган, М. С. Философская теория ценности / М. С. Каган. Санкт-Петербург: Петрополис, 1997. 206 с. Текст: непосредственный.

10. Леонтьев, Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д. А. Леонтьев. Текст: непосредственный // Вопросы философии. 1987. № 7. С. 21-23.

11. Мотрошилова, Н. В. Рождение и развитие философских идей / Н. В. Мотрошилова. Москва: Политиздат, 1991. 464 с. Текст: непосредственный.

14

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

12. Петров, Ю. Н. Познавательное направление развития цифро-визации профессионального образования / Ю. Н. Петров, М. В. Фир-сов, О. Н. Филатова. Текст: непосредственный // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. 2020. № 2 (52). С. 7-10.

13. Петров, Ю. Н. Профессиональное образование в современном цифровом пространстве / Ю. Н. Петров, О. Н. Филатова. Текст: непосредственный // Нижегородское образование. 2019. № 1. С. 30-33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Петров, Ю. Н. Фундамент профессионального образования -содержание: учебно-методическое пособие / Ю. Н. Петров, А. Ю. Петров. Нижний Новгород: Изд-во Нижегор. гос. пед. ун-та им. К. Минина, 2012. 138 с. Текст: непосредственный.

15. Развитие ранней профориентационной деятельности в системе профессионального образования: монография / А. Ю. Петров, Ю. Н. Петров, В. И. Ериков [и др.]. Нижний Новгород: Изд-во Нижегор. ин-та развития образования, 2019. 188 с. Текст: непосредственный.

16. Сагатовский, В. Н. Системный подход к классификации ценностей / В. Н. Сагатовский. Текст: непосредственный // Научные исследования и человеческие потребности: материалы ЮНЕСКО. Москва: [Б. и.], 1979. С. 30-45.

17. Филатова, О. Н. Педагог профессионального обучения в будущем цифровом образовательном пространстве / О. Н. Филатова, Г. А. Грибина, Е. Л. Ермолаева. Текст: непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67 (1). С. 245-248.

18. Forecasting the development of professional education / S. M. Mar-kova, S. A. Tsyplakova, E. P. Sedykx [et al.]. Text: print // Lecture Notes in Networks and Systems. 2020. Т. 91. P. 452-459.

19. Maslow, A. Some educational implication of the humanistic psychology / A. Maslow. Text: print // In: Harvard Educational Review. 1968. Vol. 38, № 4. 688 p.

Для цитирования: Ермолаева, Е. Л. Педагогическая проблема профессионально-педагогического развития ценностных ориентаций обучающихся / Е. Л. Ермолаева, А. Ю. Петров, Ю. Н. Петров. Текст: непосредственный // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 1 (4). С. 7-15. DOI: 10.17853/2686-8970-2021-1-7-15.

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.