УДК 37.371.134 ББК 74.560
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
I Н.В. Клочкова, Н.А. Чепурнова, М.Ю. Шляхов
Аннотация. В современном российском обществе происходят глубокие изменения всех сфер жизни, осуществляется поиск новой духовно-нравственной основы развития страны. В условиях реформирования системы образования роль учителя, его функции серьезно изменились, что нашло отражение в профессиональном стандарте педагога, который охватывает все имеющиеся на сегодня виды педагогической деятельности, подразумевает внедрение новой модели разделения педагогического труда и надпредметной системы компетенций. Анализ профессионального стандарта показывает, что воспитание нравственных личностей эффективно, если оно строится на основе комплексного системного подхода. Переработка учебного и воспитательного материала с учетом индивидуальных и психологических особенностей школьников в свете ценностей отечественной культуры оказывает существенное влияние на формирование нравственных ориентаций и личностных качеств обучающихся, способствует расширению их кругозора и формированию мировоззрения. Новые условия жизни
к воспитательному идеалу и одним из непременных условий формирования и развития современного отечественного воспитательного идеала является бережное отношение к сохранению основ, традиций существования и реализации национального образовательного идеала.
Ключевые слова: педагогическое образование, воспитание личности, базовые национальные ценности, педагогическая деятельность, модернизация образовательной системы.
FORMATION OF STUDENTS' BASIC NATIONAL VALUES WITHIN THE MODERNIZATION OF TEACHER EDUCATION
| N.V. Klochkova, N.A. Chepurnova, M.Yu. Shlyakhov
Abstract. Modern Russian society undergoes profound changes in all spheres of life and the search for new spiritual and moral foundation of the country's
development takes place. In the context of educational reform system the teacher's role and functions have seriously changed, which have been reflected in the professional standard for teachers. It covers all the currently available types of educational activities, involves the introduction of a new model of the division of pedagogical work and system of basic competencies. Analysis of the professional standards has shown that teaching the moral personalities is effective if it is based on the integrated system approach. The process of elaboration of training and educational material based on pupils individual and psychological characteristics in the light of the values of the national culture has a significant impact on the formation of pupils moral attitudes and personal qualities, contributes to broadening of their horizons and shaping their world view. New living conditions dictate a new attitude to the educational ideal, and a prerequisite for the formation, preservation and development of modern national educational ideal is the careful regard for the preservation of foundations and traditions of the existence and implementation of a national educational ideal.
Keywords: pedagogical education, education of the individual, basic national values, educational activity, modernization of pedagogical educational system.
О основой любого изменения в жизни человека и общества являются духовность, моральные нормы, система ценностей, формируемые преимущественно в процессе обучения и воспитания. Вот почему все кардинальные изменения в жизни российского государства неизбежно '34 сопровождаются реформами в сфере образования. История современной России, занятой поиском новой духовно-нравственной основы развития страны, — один из таких примеров.
В современном российском обществе происходят глубокие изменения всех сфер жизни общества. Возрождение духовных основ и осознание идеи прав человека в этом контексте смогут дать новое основание существованию общества. Одна из главных составляющих данной проблемы — идея ответственного поведения. При этом не следует забывать о том, что нравственное здоровье напрямую влияет на здоровье
физическое. Именно такая постановка вопроса позволит воспринимать проблему духовного становления личности как системную для любого государства.
В 2011 г. начался массовый переход на стандарты высшего профессионального и общего образования (ФГОС). Тенденции развития общего среднего образования определены в подписанной Президентом национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Обновленная школа — это, как подчеркнуто в документах национальной образовательной инициативы, прежде всего учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию, особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет [1, с. 4]. Роль учителя, его функции в современной школе серьезно изменились. Сегодня учитель — не только «предметник», в узком смысле этого слова. На него возлагается самая большая ответствен-
ность: его профессионализм, высокий уровень общей и педагогической культуры, мотивация к постоянному совершенствованию образовательного процесса и собственного мастерства являются залогом решения тех непростых задач, которые поставлены перед отечественной системой образования.
Особенности ФГОС общего образования последнего поколения позволяют создать не только портрет выпускника школы, но и портрет учителя, способного такого выпускника подготовить. Современный учитель — это патриот, носитель традиционных ценностей России и гражданского общества, пример образцового поведения в обществе, личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, к проектированию образовательной среды, личность, владеющая основами психолого-педагогических знаний, разнообразными педагогическими технологиями. Для учителей стандарт педагогической деятельности призван стать инструментом профессиональной самооценки и профессионального развития, поскольку он содержит конкретные ориентиры — характеристики более высоких ступеней квалификации учителя.
Роль и значение стандарта педагогической деятельности состоит в том, что он охватывает все имеющиеся на сегодня виды педагогической деятельности, подразумевает внедрение новой модели разделения педагогического труда (предмет-ник-синтетист, модератор, тьютор, корректировщик) и надпредметной системы компетенций (навигатор знаний, проектировщик изменений, антрополог профессий, диагност-корректировщик, адапционист-лоялист, прогностик-девелопер, полилог) и по-
зволяет выстраивать интегрированные многофункционально-ориентированные образовательные программы и стандарты, в том числе на мо-дульно-компетентностной основе, то есть предполагающие возможность комбинации различных образовательных модулей при подготовке будущих учителей, например: «педагог дополнительного образования + тьютор», «учитель труда + специалист по профориентации» и т.п. [2].
К педагогу предъявляются новые требования: способность размышлять над собственной системой ценностей, понимать цели и направление развития образовательных систем; умение распознавать, «видеть» многообразие учащихся и сложности учебного процесса, реагировать на различные потребности учащихся, создавать благоприятный психологический климат, способность понимать различные контексты (социальные, культурные, национальные и т.д.), в которых проходит обучение; готовность нести ответственность за качество своей деятельности. .
В исследованиях РГПУ им. I35 А.И. Герцена профессиональная компетентность рассматривается как совокупность ключевых, базовых и специальных компетенций. Ключевые компетенции проявляются в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации коммуникации (в том числе на иностранном языке), социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе. Базовые компетенции отражают специфику определенной профессиональной деятельности (педагогической, медицинской, инженерной и т.д.). В контексте педагогической деятельности они форми-
руются посредством решения следующих групп профессиональных задач:
• видеть ученика в «предмете», выстраивать его индивидуальный образовательный маршрут;
• создавать условия для достижения учеником цели образования — формирование ключевых компетенций учащихся;
• устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса;
• создавать и использовать образовательную среду;
• проектировать и осуществлять профессиональное самообразование [3].
Специальные компетенции отражают специфику конкретной предметной сферы профессиональной деятельности. Базовые и ключевые компетенции всегда проявляются в контексте предметной области (или специальной компетенции). Все три вида компетенций взаимосвязаны и развиваются одновременно, что и формирует индивидуальный стиль педагогической деятельности, создает целостный образ специалиста.
1и0 Реализация воспитательных задач, зафиксированных новыми стандартами, невозможна, если учитель идентифицирует себя только с преподаванием конкретного предмета. Он становится координатором сложной системы социальных взаимодействий, направленных на духовно-нравственное развитие обучающихся, их полноценную социализацию. Особое внимание в новых стандартах уделено межпредметным и личностным результатам, отражающим ключевые компетенции учащихся, их готовность к непрерывному образованию, развитию, исполнению своего гражданского долга, осуществлению ответственно-
го нравственного выбора. Впервые за последние 20 лет в качестве ключевых рассматриваются задачи духовно-нравственного воспитания российских школьников и динамического развития всего российского общества. Выдвижение духовно-нравственного воспитания в качестве национального приоритета и определение духовности и общественной направленности как одного из ключевых факторов модернизации страны не является российским изобретением. Сегодня это становится мировой тенденцией.
Однако современное положение сложившейся системы образования и воспитания в России можно охарактеризовать как очень сложное. Это обусловлено многими факторами: и падением общего уровня образования, уровня педагогической культуры, и сложностью развития воспитательной системы и взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса. В этой ситуации опорой и основой всей педагогической системы является, по мнению авторов настоящей статьи, личность педагога.
Педагог в России всегда являлся личностью особой. Далеко не всегда положение педагогов в обществе измерялось понятиями финансовой обеспеченности или социальной защищенности. В очень многом это зависело от факторов среды, в которой существовал педагог. И успешность педагога во многом определялась именно его соответствием культурной среде и культурному полю. Под культурным полем здесь понимается территориально-экономический ареал, включающий всю совокупность характерных для данной среды культурных моделей. Также успешность педагога зависит от общего уровня его культуры.
Тем не менее, именно уровень педагогической культуры и общей культуры педагога в последнее время вызывает наибольшие опасения и неудовлетворение и у исследователей, и у представителей окружающего социума и у самого педагогического сообщества. Здесь следует обратить внимание еще и на то, что в ходе развития российской педагогической системы педагог всегда являлся транслятором не только духовных, культурных, но и гражданских ценностей. Особенно учитывая тот факт, что на определенном уровне развития российской педагогической системы отделить одно от другого достаточно сложно.
Мировой тенденцией является то, что в научных и политических кругах получило признание относительно новое понятие «мягкая мощь государства», вошедшее в научный и политический оборот в конце XX веи ка. Политическая элита нашей страны осознает важность органического взаимодополнения экономических, духовных, социальных, культурных, образовательных, информационных, военных и иных факторов, составляющих основу «мягкой силы» российского государства. «Россия должна стать самой привлекательной для жизни страной», и «развитие человека — это и основная цель... и в долгосрочной перспективе наш абсолютный национальный приоритет» [4]. В глобальной конкуренции выигрывает та страна, в которой человек, как нигде больше, способен чувствовать себя человеком. В этой связи духовно-нравственное воспитание становится важнейшим приоритетом государственной образовательной политики РФ.
В документах ФГОС второго поколения ценности, которые являют-
ся основой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности в многонациональном Российском государстве и обществе, определены как базовые национальные ценности. Они «производны от национальной жизни России во всей ее исторической и культурной полноте, этническом многообразии и систематизированы согласно «источника нравственности и человечности, то есть областям общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяют человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений [5, с. 10-11].
В ФГОС второго поколения базовые национальные ценности впервые выступают в качестве аксиологических критериев отбора и конструирования содержания общего образования, то есть ценностно-целевых показателей актуальности и значимости знаний, умений и компетенций, включенных в содержание как отдельных учебных предметов, так и в содержание общего образования. |3'
Заканчивая школу, каждый выпускник обязан получить соответствующее нравственное образование, то есть тот минимум нравственных знаний, который является основой жизни человека в обществе. Эту задачу не может выполнить ни один из традиционных общеобразовательных предметов, хотя, бесспорно, каждый из них, особенно предметы гуманитарного цикла, способствуют формированию у школьников нравственных знаний.
Анализ практик школ показывает, что воспитание нравственных личностей эффективно, если оно строится на основе комплексного си-
138
стемного подхода, когда выполняются следующие условия:
• происходит интеграция усилий субъектов воспитательной деятельности (воспитатель — воспитанник; учитель — ученик; воспитатель — родители — ребенок);
• осваивается социальная, культурная, природная среда, позволяющая расширить круг возможностей воспитательного воздействия на личность и корректировать влияние негативных факторов;
• создаются условия для успешного самоопределения, самореализа-ци, самоутверждения, самоактуализации личности учащихся.
Все эти условия учитываются при создании воспитательной системы школы и класса, цель и объект которой — целостная личность.
В своем развитии воспитательная система проходит несколько этапов. На этапе становления, основным направлением которого является воспитание нравственных ценностей учащихся, формируется определенная идея, образ будущей школы. На этапе стабильного развития субъекты управления приобретают опыт коллективной деятельности и переживаний, закрепляются традиции по воспитанию нравственных ценностей. В коллективном сознании происходит сближение идеального и реального образов системы.
Воспитательная система школы ежедневно порождает ситуации, имеющие педагогическое содержание. Ведущей идеей воспитательных систем является ориентация на личность школьника, его интересы, склонности, способности, то есть современные воспитательные системы носят гуманистический характер. Ведущее место в создании воспитательной системы за-
нимает классный руководитель, обеспечивающий взаимодействие всех субъектов системы: от директора школы до родителей и других значимых взрослых, включающих учащихся в воспитательную среду, ориентирующий их на воспитание нравственных ценностей. Зная общие принципы строения воспитательной системы, можно смоделировать воспитательную систему данной школы, данного класса данного коллектива, группы. Классный руководитель разрабатывает как близкие, так и далекие цели воспитательной системы, прогнозирует результат своей деятельности по воспитанию нравственных ценностей обучающихся, осуществляет индивидуальный подход.
Процесс духовно-нравственного воспитания школьников обязательно включает в себя приучение воспитанников к выполнению норм и правил общественной морали, выработку и закрепление у них устойчивых привычек поведения.
Применяются в основном два типа упражнений: организация нравственного опыта обучающихся путем вовлечения их в разнообразную деятельность и специальные упражнения. Особенно велико значение упражнений, связанных с организацией нравственного опыта. Упражнения в разнообразной деятельности имеют целью выработать привычки в труде и общественной работе, во взаимоотношениях друг с другом в коллективной деятельности. Воспитание в труде — наиболее действенное воспитание. В целях выработки необходимых навыков и привычек поведения проводятся специальные упражнения в нравственных поступках: навестить больного товарища, собрать цветы для украшения
школы и т.п. это можно реализовывать и через различные формы проектной деятельности, особенно при реализации социальных проектов, через волонтерскую деятельность. Эффективность управления связана с систематичностью и последовательностью, общественно-полезной направленностью, взаимосвязью с различными формами убеждения. Умению правильно оценивать свое поведение помогают методы стимулирования-поощрения (его варианты: одобрение, похвала, благодарность, награждение) и наказания, состоящие в лишении или ограничении определенных прав, в выражении морального порицания, осуждения. Если побуждение заключается в одобрении действий обучающихся, то наказание должно предупреждать нежелательные поступки.
Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу обучающихся, является внушение. Внушать — значит воздействовать на чувства, а через них — на ум и волю человека. У каждого обучающегося должен накапливаться опыт социально полезного поведения, высоконравственных установок, которые не позволят ему позже вести себя безнравственно. С этой целью используется метод дилемм, который заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. К каждой дилемме (в логике — сочетание суждений с двумя противоположными положениями, исключающими возможность третьего), разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По КЙЖ" дому вопросу обучающиеся приводят убедительные доводы «за» и «против». Анализ ответов следует провести по следующим признакам: выбор, ценность, социальные роли и справед-
ливость. По каждой дилемме можно определить ценностные ориентации человека. Использование моральных дилемм будет продуктивным при условии, что каждая дилемма должна:
• иметь отношение к реальной жизни обучающегося;
• быть доступной для понимания;
• включать вопросы, наполненные нравственным содержанием;
• предлагать на выбор обучающихся варианты ответов, акцентируя внимание на главном вопросе: «Как должен вести себя человек?»
Дилеммы всегда создают обстановку спора, доказательства своих доводов, что дает возможность впоследствии сделать правильный выбор в жизненных ситуациях. В реальных условиях методы духовно-нравственного воспитания школьников выступают в гармонично организованном единстве, во взаимодействии. Они должны быть взаимосвязаны с жизнью, так как нравственность формируется не на словесных или деятель-ностных мероприятиях, а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых обучающемуся приходится '39 разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки.
Разнообразные формы занятий классного руководителя с обучающимися сочетаются воспитательными задачами уроков педагогов-предметников. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» воспитательная задача урока определяется как приоритетная. «Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общества. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и
деформируют его личное развитие». Организация духовно-нравственного развития и воспитания учащихся осуществляется по различным направлениям урочной и внеурочной деятельности: патриотическое воспитание, воспитание социальной ответственности, этического сознания, экологической культуры, формирование эстетической культуры, подготовка к сознательному выбору профессии [6].
Эти направления дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных ценностей. Образовательная организация может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности, гражданина России, конкретизировать задачи, виды и формы деятельности. Рассмотрим практико-ориентирован-ную направленность патриотического воспитания.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (утвержден 140 приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г.) указаны виды деятельности и формы занятий с обучающимися. Это воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Обучающиеся изучают Конституцию РФ, получают знания об основных правах и обязанностях граждан России, о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства, знакомятся с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофиль-
мов, путешествий по историческим и памятным местам, изучения учебных дисциплин. Школьники знакомятся с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, особенностями быта народов России в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения учебных дисциплин. Обучающиеся также знакомятся с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, участвуют в беседах о подвигах Российской армии, защитниках отечества, знакомятся с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма (в частности, рассмотрению этого вопроса посвящен № 7 журнала «Преподавание истории в школе» за 2010 год) [7].
В первую очередь, обучающимся необходимо знать значение термина «патриотизм». Патриотизм относится к многозначным словам и поэтому сложен для определения. Убедительное определение патриотизма дал русский философ-эмигрант И.А. Ильин. «Патриотизм есть чувство любви к Родине. Обретение Родины должно быть пережито каждым из людей самостоятельно и самобытно» [8, с. 244]. Огромный потенциал для решения задач патриотического воспитания заложен в учебных программах. Изучая темы, связанные с военной историей, особенно в разделах «Новейшая история России и мира», посвященных Великой Отечественной и Второй мировой войнам, учитель может
усилить воспитательный аспект содержания. Учителю, прежде всего, нужно определить, какое нравственное начало заложено в содержании учебного материала. Очень важно, чтобы учитель акцентировал внимание на том, что истинный патриотизм — это, в первую очередь, не провозглашение лозунгов, массовые акции, а каждодневное бережное и уважительное отношение к своему ближайшему окружению, среде в целях ее сохранения и улучшения.
Таким образом, основываясь на культурологическом и аксиологическом подходах для разработки процесса формирования ценностных ориентаций у обучающихся средствами духовно-нравственной культуры в образовательном пространстве современной школы, можно эффективно осуществлять процесс формирования ценностных ориентаций. Переработка учебного и воспитательного материала с учетом индивидуальных и психологических особенностей школьников в свете ценностей отечественной культуры оказывает существенное влияние на формирование нравственных ориентаций и личностных качеств обучающихся, способствует расширению их кругозора и формированию мировоззрения.
Новые условия жизни диктуют новое отношение к воспитательному идеалу. Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
И, таким образом, можно констатировать, что одним из непременных условий формирования, сохранения и развития современного отечественного воспитательного идеала является бережное отношение к сохранению основ, традиций существования и реализации воспитательного идеала. Память народа, живущая в пословицах, поговорках, сказках, духовных стихах и других жанрах устного народного творчества, нуждается в бережном сохранении и передаче последующим поколениям. Это необходимо для сохранения в памяти народа сущностных особенностей русского нравственного идеала, его усвоения и развития черт, ему присущих. Усвоение норм, чуждых русской культуре в настоящее время осуществляется с помощью средств массовой коммуникации — телевидения, кино, музыки, даже в процессе обучения в современной российской школе. Именно поэтому важно обращаться к опыту народной педагогики и придавать большее значение сохранению народного опыта. В настоящее время мы видим все больше примеров возвращения к культурным истокам народа, духовно-нравственным основаниям русской ментальности. Эти процессы происходят не только в системе образования, но и в других сферах. Насыщенное духовными вековыми ценностями воспитание поможет решению таких актуальных современных проблем, как педагогическая защита детства, отрочества, юности в условиях социальных кризисов и потрясений, поиска нравственных идеалов и ориентаций через обогащение внутреннего мира личности, саморазвитие, самовоспитание.
141
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Текст] // Вестник образования. - 2010. - № 4. - С. 3-10.
2. Егоров, Е.Е. Разделение педагогического труда в школе: предпосылки и последствия [Текст] / Е.Е. Егоров, Л.И. Васильева // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 7-4 (51). -С. 102-106 [Электронный ресурс]. - URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/5 6058 (дата обращения: 19.10.2015).
3. Вольтова, О.А. Оценка профессиональной деятельности учителя: Методическое пособие [Текст] / О.А. Вольтова. - СПб., 2011. - 64 с.
4. Стратегия развития России до 2020 года [Текст] // Выступление Президента РФ В.В. Путина на расширенном заседании Государственного Совета 8 февраля 2008 г. - М.: Европа, 2008. - 30 с.
5. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 4-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 79 с.
6. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. -М.: Просвещение, 2009. - 24 с.
142 7. Преподавание истории в школе. - 2010. -№ 7. - 80 с.
8. Ильин, И.А. О сущности правосознания [Текст] / И.А. Ильин // Собрание сочинений: в 10 т. - Т. 4. - М.: Русская книга, 1994. - С. 151-414.
REFERENCES
1. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov VA., Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii, Moscow, 2009. (in Russian)
2. Egorov E.E., Vasileva L.I., Razdelenie peda-gogicheskogo truda v shkole: predposylki i po-sledstviya. Sovremennye nauchnye issledovani-ya i innovatsii, 2015, No. 7-4 (51), pp. 102-106, available at: http://web.snauka.ru/issues/2015/07 /56058 (date accessed: 19.10.2015). (in Russian)
3. Fundamentalnoe yadro soderzhaniya obshche-go obrazovaniya, Moscow, 2011. (in Russian)
4. Ilin I.A., O sushchnostipravosoznaniya, Moscow, 1994. Vol. 4, pp. 151-414. (in Russian)
5. Natsionalnaya obrazovatelnaya initsiativa "Nasha novaya shkola", Vestnik obrazovaniya, 2010, No. 4, pp. 3-10. (in Russian)
6. Prepodavanie istorii v shkole, 2010, No. 7. (in Russian)
7. Strategiya razvitiya Rossii do 2020 goda: Vystuplenie Prezidenta Rossijskoi Federacii V.V. Putina na rasshirennom zasedanii Gosu-darstvennogo Soveta 8 fevralya 2008 g., Moscow, 2008. (in Russian)
8. Voltova O.A., Otsenka professionalnoi dey-atelnosti uchitelya. Metodicheskoe posobie, St. Petersburg, 2011. (in Russian)
Клочкова Наталья Валерьевна, кандидат педагогических наук, преподаватель, Нижегородский губернский колледж, [email protected] Klochkova N.V., PhD in Pedagogy, Teacher, Nizhny Novgorod Provincial College, [email protected]
Чепурнова Наталья Александровна, кандидат философских наук, доцент, кафедра всеобщей истории, классических дисциплин и права, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, [email protected] Chepurnova N.A., PhD in Philosophy, Associate Professor, World History, Classical Disciplines and Law Department, K. Minin Nizhny Novgorod Pedagogical University, [email protected]
Шляхов Михаил Юрьевич, кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории России и вспомогательных исторических дисциплин, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, [email protected] Shlyakhov M.Yu., PhD in History, Associate Professor, History of Russia and Auxiliary Historical Disciplines Department, K. Minin Nizhny Novgorod Pedagogical University, mik-shlyakhov@ yandex.ru