Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГОВ СПО НА ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГОВ СПО НА ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

234
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ / ТРАНСПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГОВ СПО / ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASSISTANCE / TRANSPROFESSIONAL COMPETENCIES / VALUE ORIENTATIONS / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF TEACHERS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / TECHNOLOGIES OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASSISTANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Холопова Е. С., Котова С. С., Хасанова И. И.

Актуальность заявленной в статье проблемы обусловлена тем, что профессиональная жизнь человека в современных условиях отличается высокой динамичностью, связанной со значительным усложнением содержания труда в традиционных видах деятельности, кроме того изменяется отношение к профессии, смыслу трудовой деятельности и ее результатам. В статье раскрывается проблема исследования ценностных ориентаций и профессионально значимых качеств у педагогов СПО. Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионально значимых качеств педагогов профессиональной школы на завершающем этапе профессионализации. Ведущими методами исследования заявленной проблемы являются методы теоретического и эмпирического сбора данных, методы математической и описательной статистики. Практическая значимость исследования заключается в разработке программы психолого-педагогического содействия, поддержки и развития профессионально значимых качеств преподавателей СПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF VALUE ORIENTATIONS AND PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF SECONDARY SCHOOL TEACHERS AT THE FINAL STAGE OF PROFESSIONALIZATION

The relevance of the problem stated in the article is due to the fact that the professional life of a person in modern conditions is highly dynamic, associated with a significant complication of the content of work in traditional activities, in addition, the attitude to the profession, the meaning of work and its results changes. The article reveals the problem of research of value orientations and professionally significant qualities in teachers of secondary vocational education. The article presents the results of an empirical study of the relationship between value orientations and professionally significant qualities of professional schoolteachers at the final stage of professionalization. The leading methods of research of the stated problem are methods of theoretical and empirical data collection, methods of mathematical and descriptive statistics. The practical significance of the research is to develop a program of psychological and pedagogical assistance, support and development of professionally significant qualities of teachers of vocational schools.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГОВ СПО НА ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ»

Раздел 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

УДК 378.126

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГОВ СПО НА ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

Е. С. Холопова

аспирант shikitti@gmail.com

Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург, Россия

С. С. Котова

кандидат педагогических наук, доцент 89193885388@mail.ru

Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург, Россия

И. И. Хасанова

кандидат педагогических наук, доцент irina.hasanova@rsvpu.ru

Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург, Россия

Аннотация. Актуальность заявленной в статье проблемы обусловлена тем, что профессиональная жизнь человека в современных условиях отличается высокой динамичностью, связанной со значительным усложнением содержания труда в традиционных видах деятельности, кроме того изменяется отношение к профессии, смыслу трудовой деятельности и ее результатам. В статье раскрывается проблема исследования ценностных ориентаций и профессионально значимых качеств у педагогов СПО. Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионально значимых качеств педагогов профессиональной школы на завершающем этапе профессионализации. Ведущими методами исследования заявленной проблемы являются методы теоретического и эмпирического сбора данных, методы математической и описательной статистики. Прак-

ш

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

6

тическая значимость исследования заключается в разработке программы психолого-педагогического содействия, поддержки и развития профессионально значимых качеств преподавателей СПО.

Ключевые слова: психолого-педагогическое содействие, транспрофессиональные компетенции, ценностные ориентации, профессионально значимые качества педагогов СПО, технологии психолого-педагогического содействия.

RESEARCH OF VALUE ORIENTATIONS AND PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF SECONDARY SCHOOL TEACHERS AT THE FINAL STAGE OF PROFESSIONALIZATION

E. S. Kholopova

Graduate student shikitti@gmail.com

Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia S. S. Kotova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor 89193885388@mail.ru

Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia I. I. Hasanova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor irina.hasanova@rsvpu.ru

Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Abstract. The relevance of the problem stated in the article is due to the fact that the professional life of a person in modern conditions is highly dynamic, associated with a significant complication of the content of work in traditional activities, in addition, the attitude to the profession, the meaning of work and its results changes. The article reveals the problem of research of value orientations and professionally significant qualities in teachers of secondary vocational education. The article presents the results of an empirical study of the relationship between value orientations and professionally significant qualities of professional schoolteachers at the final stage of professionalization. The leading methods of research of the stated problem are methods of theoretical and empirical data collection, methods of mathematical and descriptive statistics. The practical significance of the research is to develop a program of psychological and pedagogical assistance, support and development of professionally significant qualities of teachers of vocational schools.

Keywords: psychological and pedagogical assistance, transprofessional competencies, value orientations, professionally significant qualities of teachers of secondary vocational education, technologies of psychological and pedagogical assistance.

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

7

Ценностные ориентации личности - одна из важных и актуальных научных проблем, исследуемых в философии, социологии, психологии. Имеет значение то, что ценности являются как мотивацион-ными, так и когнитивными образованиями, которые регулируют поведение и деятельность людей [3].

В зрелом возрасте профессиональная деятельность занимает основное место в структуре активности личности. Ее успешность зависит от совпадения индивидуальных ценностей и ценностей в выбранной профессиональной сфере.

Педагог СПО участвует в социализации, развитии личности в культурном, социальном аспекте. Его ценностные ориентации служат ориентиром для студентов. Преподаватель взаимодействует с другими педагогами, родителями с различными культурными, социальными и возрастными особенностями. Также ему необходимо работать как с аудиторией, так и с отдельной личностью. Активный информационно-технический прогресс требует развития профессионально значимых качеств у преподавателей СПО, которые помогут ему совершенствоваться в профессии и составить конкуренцию другим педагогам.

Условиями конкурентоспособности, соответствия требованиям рынка труда являются постоянное приспособление человека к динамичной социальной и профессиональной среде, развитие его профессиональной компетентности, профессионально значимых качеств и характеристик, способность к постоянному обновлению знаний, умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, совмещать различные трудовые функции. Все эти качества являются составными частями такого явления, как soft skills, высокий уровень которых является одним из условий соответствия личности новым требованиям.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время усложняется процесс взаимодействия человека и профессии, что требует от него формирования таких компетенций, которые позволят быстро и свободно ориентироваться на современном рынке труда.

Ценности в психологии - это некие идеальные цели общества, социальных групп или личности. Кроме того, ценности представляют собой некоторую точку отсчета при оценивании определенных событий или действий [3].

8

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

Таким образом, ценности задают направление действиям и помыслам людей, служат эталонами для оценки и сравнения желаемого и действительного. Наряду с понятием «ценность» существует ряд схожих понятий.

Ценностные ориентации - система фиксированных установок, характеризующаяся избирательным отношением личности к ценностям. Они являются важнейшим элементом общей структуры диспозиций личности, через которые реализуются социальные ценности. При этом ценностным ориентациям личности характерны осознанность, устойчивость, положительная эмоциональная окрашенность [7].

Представление о системе ценностей личности как иерархии ее убеждений получило распространение также в американской социальной психологии. Так, М. Рокич определяет ценности как устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования [8].

Согласно классификации ценностей Рокича, мы рассматривали два класса ценностей: терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства) [7]. В рамках данной теории общее число ценностей сравнительно невелико, и в связи с этим люди обладают одними и теми же ценностями, но различия можно наблюдать не в самих ценностях, а в системе их организации, т. е. изучать необходимо именно ценностные ориентации педагогов профессиональной школы в процессе профессионализации.

В настоящее время профессионализация - целостный, непрерывный процесс становления человека как специалиста и профессионала, который длится с момента выбора профессии в течение всей жизни и завершается, когда человек прекращает профессиональную деятельность. При этом предметом исследований преимущественно становятся проектирование и организация профессионального развития и достижения его вершин [6].

По мнению Э. Ф. Зеера, профессионализм - это интегральное качество (новообразование) субъекта профессиональной деятельности, характеризующее продуктивное выполнение профессиональных задач, обусловленное творческой самодеятельностью и высоким уровнем профессиональной самоактуализации [5].

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

9

Профессионализм можно рассматривать в двух аспектах: профессионализм деятельности и профессионализм личности. Под профессионализмом деятельности понимается качественная характеристика субъекта деятельности, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой продуктивностью. Профессионализм личности представляет собой качественную характеристику субъекта труда, отражающую высокий уровень развития профессионально значимых качеств личности, акмеологических составляющих профессионализма, адекватный уровень профессиональных притязаний, мотива-ционную сферу и ценностные ориентации, направленные на профессиональное развитие [2].

Профессионализм педагога как специалиста рассматривается в концепциях А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Н. В. Кузьминой, Л. М. Ми-тиной, Л. И. Мищенко, В. А. Сластенина в качестве органичного сплава высокого уровня выполнения профессиональной деятельности с определенными личностными качествами [1].

Согласно Н. В. Кузьминой, профессионализм - это качественная характеристика субъекта деятельности, которая является мерой владения педагогом современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами ее осуществления [9].

Исследование феноменологии профессионализма педагога показывает, что, с одной стороны, педагогический профессионализм - это социально-педагогическое явление, представляющее собой сложную, многогранную и многоаспектную характеристику деятельности педагога, которая отвечает заказу общества и нацелена на подготовку педагога-профессионала; с другой стороны, профессионализм педагога -это качественная характеристика, включающая совокупность фундаментальных интегрированных знаний, обобщенных умений и педагогических способностей, его личностных и профессионально значимых качеств, культуры и мастерства педагога, готовность к постоянному самосовершенствованию.

10

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

Успешность осуществления педагогом профессиональной деятельности во многом зависит от наличия у него определенных личностных особенностей или профессионально важных качеств.

Профессионально важные качества - это личностные и индивидуальные свойства человека, необходимые для успешного овладения профессией или выполнения ее на высоком уровне [4].

Современные исследования профессионально важных качеств (Е. А. Климов, В. Д. Шадриков, А. В. Карпов) проводятся на основе системного подхода. Любая деятельность реализуется на базе системы профессионально важных качеств. Это означает, во-первых, что каждая деятельность требует определенной совокупности профессионально важных качеств, а во-вторых, последняя является не «механической» суммой качеств, а их закономерно организованной системой. Между отдельными профессионально важными качествами устанавливаются функциональные взаимосвязи компенсаторного и содействен-ного типов. Сама система профессионально важных качеств выступает как определенный симптомокомплекс субъектных свойств, специфичный для той или иной деятельности. Он не задан в готовом виде, а формируется у субъекта в ходе освоения им деятельности.

В настоящее время в российское образовательное пространство внедряются новые педагогические парадигмы так называемых гибких компетенций (англ. soft skills или гибких навыков), что свидетельствует об определенной эволюции компетентностного подхода в современном образовательно-педагогическом процессе [5].

Компетенция включает в себя совокупность взаимосвязанных профессионально значимых качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [10].

Гибкие компетенции считаются сегодня такими же значимыми, как и профессиональные качества, знания и навыки. Для всех уровней образования сегодня получило широкое распространение обучение этим гибким навыкам.

Таким образом, гибкие компетенции - это креативность, критическое мышление, навыки общения, социальные навыки. Эти компетенции будут играть все большую роль в меняющемся мире и в системе образования будущего.

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

11

Содержательный анализ профессионально важных компетенций, характеризующих педагогов-профессионалов, позволяет нам выделить следующие системообразующие гибкие компетенции:

а) способность учиться и работать самостоятельно;

б) способность к самоорганизации своей профессиональной деятельности;

в) мотивация к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию.

А такие профессионально значимые качества, как адаптация, мобильность и рефлексия являются компонентами данных компетенций [3].

В феврале 2020 г. Институтом психолого-педагогического образования Р1ППУ было проведено эмпирическое исследование ценностных ориентаций и профессионально значимых качеств педагогов СПО, находящихся на завершающем этапе профессионализации. Базой исследования выступил ГАПОУ СО «Белоярский многопрофильный техникум».

Выборка нашего исследования состояла из 60 респондентов (18 мужчин и 42 женщины). Средний возраст респондентов - 45 лет, стаж работы - 23,4 года. На момент проведения исследования все педагоги СПО находились на завершающем этапе профессионализации, на котором происходит образование гибких интегративных констелляций, представляющих собой сплав профессиональных умений и качеств, необходимых для широкого круга специальностей и смежных профессий. На данном этапе респондентам свойственна высококвалифицированная и качественная деятельность. Завершающий этап профессионализации в нашем исследовании определялся стажем работы респондентов.

Была проведена диагностика взаимосвязи ценностных ориента-ций с профессионально значимыми качествами у преподавателей СПО, находящихся на завершающем этапе профессионализации. В исследовании применялись следующие методики:

1) «Ценностные ориентации» (автор М. Рокич, в адаптации А. Го-штаутаса, А. А. Семенова, В. А. Ядова);

2) «Диагностика социально-психологической адаптации» (авторы К. Роджерс, Р. Даймонд, в адаптации А. К. Осницкого);

3) «Методика измерения ригидности» (автор Я. Стреляу);

4) «Диагностика уровня развития рефлексивности» (автор А. В. Карпов).

12

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

Полученные эмпирические данные подвергались описательной статистике, а также корреляционному анализу с использованием непараметрического критерия Спирмена.

Результаты описательной статистики по методике «Ценностные ориентации» (автор М. Рокич, в адаптации А. Гоштаутаса, А. А. Семенова, В. А. Ядова) говорят о том, что среди терминальных ценностей для преподавателей СПО предпочитаемыми являются здоровье, любовь и активная деятельная жизнь; к отвергаемым относятся красота природы и искусства, счастье других и счастливая семейная жизнь. Среди инструментальных ценностей значимыми являются самоконтроль, широта взглядов и жизнерадостность.

Кроме того, анализ показателей в группе обнаруживает, что для педагогов СПО на первое место выходят такие ценности, как достижения, духовное удовлетворение. Для испытуемых важным является постановка целей на каждом этапе жизни и их реализация. Также актуальной является ценность духовного удовлетворения, они стремятся получать моральное удовлетворение в тех сферах жизни, которые доступны в данный момент, ориентированы на действия, которые приносят внутреннее психологическое удовлетворение. При этом важнейшими жизненными ценностями для испытуемых являются сфера обучения и образования, а также сфера общественной жизни.

Анализ ответов участников исследования и средние значения по шкалам опросника «Ценностные ориентации» М. Рокича позволили сделать следующие выводы (рисунок).

Здоровье

97,625

Самоконтроль

49,913

Красота природы

22,088

Счастье других

26,650

Активная деятельность

71,725

0,000 20,000 40,000 60,000 80,000 100,000 120,000

Гистограмма средних значений результатов диагностики по методике «Ценностные ориентации», в баллах

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

13

По данным, полученным по методикам «Диагностика социально-психологической адаптации» (Р. Даймонд, К. Осницкий, К. Роджерс), «Методика измерения ригидности», «Диагностика уровня развития рефлексивности» (А. В. Карпов), характеризующим профессионально значимые качества преподавателей СПО, видно, что показатели адаптации, рефлексии и ригидности (мобильности) соответствуют среднему уровню выраженности.

Анализируя результаты описательной статистики, мы можем говорить о том, что педагоги СПО, находящиеся на завершающем этапе профессионализации, характеризуются достаточно высоким уровнем выраженности таких шкал, как «процесс» и «результат». Это говорит о том, что респонденты предпочитают жить сегодняшним днем. Высокие баллы по шкале «процесс» характеризуют гедонистическую направленность личности. Высокие баллы по шкале «результат» говорят о том, что для респондентов большая часть событий в прошлом, они доживают свою жизнь. Интересно, что в данном случае прошлое придает смысл дальнейшей жизни. Но при этом у них также отмечено повышение по шкале «локус контроля Я», что свидетельствует о потребности в свободе действий и желаний, для того чтобы построить свою собственную жизнь в соответствии с собственными желаниями. Низкие результаты выявлены по таким шкалам, как «цели», «локус контроля»/«жизнь». Это говорит о том, что у педагогов СПО в незначительной степени выражены осмысленность, направленность и временная перспектива жизни.

Для проверки гипотезы о специфике структуры связей между ценностными ориентациями и профессионально значимыми качествами педагогов профессиональной школы на завершающем этапе профессионализации использовался корреляционный анализ. Ввиду того, что по большинству показателей распределение отличается от нормального, для проведения корреляционного анализа был выбран непараметрический критерий Спирмена. Следует отметить, что нами рассмотрены только межкорреляционные связи, так как о наличии интеркорреляционных связей (между шкалами внутри одной методики) свидетельствуют психометрические характеристики используемых в настоящем исследовании методик.

14

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

В результате корреляционного анализа была выявлена корреляционная связь между адаптацией и такими ценностями, как непримиримость к недостаткам, смелость, независимость. Ригидность (мобильность) личности взаимосвязана с развитием и честностью.

Структура межкорреляционных связей между параметрами системы ценностных и смысложизненных ориентаций, полученная в группе педагогов СПО, находящихся на завершающем этапе профессионализации, содержит 32 связи на уровнях значимости р ^ 0,05 и р ^ 0,01, а также 25 связей на уровне статистической тенденции (р ^ 0,08).

Ключевыми параметрами, имеющими наибольший вес по количеству связей, выступают ценность креативности (10 связей), достижений (9 связей), а также результативность жизни (7 связей) и возможность иметь верных друзей (8 связей).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ядро полученной ценностно-смысловой структуры связей - креативность, которая положительно коррелирует с результативностью жизни (г = 0,31; р < 0,01), процессом жизни (г = 0,27; р < 0,05), управляемостью жизни (г = 0,25; р ^ 0,05), общей осмысленностью жизни (г = 0,23; р ^ 0,05). Из этих данных видно, что ценность реализации собственных возможностей и преобразования окружающего мира на стадии профессионализации связана с наполненностью жизни смыслом, с удовлетворением результатами и самим ее процессом, который рассматривается как интересный и насыщенный.

Взаимосвязи ценности креативности с другими параметрами ценностных и смысложизненных ориентаций представлены в табл. 1.

Таблица 1

Взаимосвязи ценности креативности с другими параметрами шкал методик

Я Шкалы методик

0,27* Процесс жизни

0,31 Результативность жизни

0,25* Локус контроля - жизнь

* 0,23 Осмысленность жизни

Примечание. * Корреляция значима на уровне р ^ 0,05; ** корреляция значима на уровне р ^ 0,01.

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2) 15

Как иллюстрирует табл. 2, ценность достижений имеет прямые связи с результативностью (г = 0,27; р < 0,05), процессом (г = 0,27; р < 0,05), управляемостью жизни (г = 0,27; р < 0,05), представлением о себе как о хозяине своей жизни (г = 0,27; р ^ 0,05), общей осмысленностью жизни (г = 0,27; р ^ 0,05).

Таблица 2

Взаимосвязи ценности достижений с другими параметрами шкал методик

я Шкалы методик

0,26* Процесс жизни

* * 0,36 Результативность жизни

0,27* Локус контроля - Я

* 0,27 Локус контроля - жизнь

0,31 Осмысленность жизни

Примечание. Корреляция значима на уровне р ^ 0,05; корреляция значима на уровне р ^ 0,01.

Согласно табл. 3, параметр «результативность» положительно коррелирует с достижениями (г = 0,36; р ^ 0,01) и креативностью (г = 0,31; р ^ 0,01), а также со следующими ценностями и сферами: саморазвитие (г = 0,22; р < 0,05), духовное удовлетворение (г = 0,23; р < 0,01), социальные контакты (г = 0,22; р < 0,05), профессия (г = 0,22; р < 0,05) и увлечения (г = 0,21; р ^ 0,05). Кроме того, на уровне статистической тенденции результативность связана и с привлекательностью (г = 0,18; р ^ 0,08) и возможностью (г = 0,17; р ^ 0,08) иметь хороших и верных друзей. Таким образом, если учитывать уровень статистической тенденции, то можно сказать, что практически все ключевые параметры в группе педагогов СПО имеют положительные корреляционные связи между собой.

В соответствии с табл. 4, возможность иметь хороших и верных друзей прямо связана с достижениями (г = 0,37; р ^ 0,01), социальными контактами (г = 0,32; р ^ 0,01), общественной активностью (г = 0,39; р < 0,01), увлечениями (г = 0,28; р < 0,01), семейной сферой (г = 0,23; р < 0,05), саморазвитием (г = 0,24; р < 0,05), духовным удовлетворением (г = 0,24; р < 0,05), материальным положением (г = 0,20; р < 0,05),

16

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

а также имеет некоторую связь на уровне тенденции с профессиональной сферой (г = 0,19; р < 0,08).

Таблица 3

Взаимосвязи результативности жизни с другими параметрами шкал методик

Я Шкалы методик Параметр Шкалы методик г

ж 0,22 Развитие себя Результа- Достижения 0,36

0,23* Духовное удовлетво- тивность Сфера профессио- 0,22*

рение жизни нальной жизни

** 0,31 Креативность Сфера увлечений 0,21*

ж 0,22 Активные социальные контакты — —

Примечание. Корреляция значима на уровне р ^ 0,05; корреляция значима на уровне р ^ 0,01.

Таблица 4

Взаимосвязи доступности дружбы с другими параметрами шкал методик

Я Шкалы методик Параметр Шкалы методик г

* 0,24 Развитие себя Наличие хороших Материальное положение * 0,20

0,24* Духовное удовлетво- и верных Сфера семейной 0,23*

рение друзей жизни

** 0,32 Активные социальные (доступ- Сфера обществен- 0,40**

контакты ность) ной активности

0,37** Достижения Сфера увлечений 0,29**

Примечание. Корреляция значима на уровне р ^ 0,05; корреляция значима на уровне р ^ 0,01.

Можно сказать, что система связей между компонентами ценностно-смысловых ориентаций педагогов СПО, находящихся на завершающем этапе профессионализации, менее структурирована, имеет меньшее количество связей. Это может быть связано с тем, что ценностно-смысловая особенность людей на данной стадии является более индивидуально специфической, т. е. она во многом определяется жизненным путем и профессиональной траекторией конкретного че-

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

17

ловека и детерминируется уже не столько внешними факторами, сколько собственной активностью личности, внутренними противоречиями. К тому же, сама социальная ситуация развития на данной стадии не задается обществом жестко и напрямую и является весьма более специфичной для каждого конкретного человека.

Отметим, что этап профессионализации является самым длительным по времени, включает в себя первичную и вторичную профессионализацию, сопровождается несколькими нормативными кризисами, переживание которых не является жестко заданным и определяется как индивидуальностью самого человека, так и особенностями конкретной образовательной организации. Поэтому здесь особенно следует учитывать, что мы имеем дело с усредненным, сглаженным результатом.

Таким образом, можно сделать вывод о существовании взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионально значимых качеств у преподавателей СПО.

Практическая значимость нашего исследования заключается в разработке программы поддержки и развития профессионально значимых качеств преподавателей СПО, использование которой возможно как в рамках реализации работы психологической службы СПО, так и в частной психологической практике.

В процессе работы возникли новые вопросы и проблемы, нуждающиеся в своем решении. Необходимо продолжить исследования ценностных ориентаций и профессионально значимых качеств у педагогов СПО на завершающем этапе профессионализации в контексте реализации ФГОС.

Список литературы

1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. Москва: Аспект-Пресс, 2004. 366 с. Текст: непосредственный.

2. Асадулаева, У. М. Ценностно-смысловая сфера личности педагога на разных этапах профессионального становления: диссертация ... кандидата психологических наук / Умежат Магомедовна Асадулаева. Махачкала, 2013. 316 с. Текст: непосредственный.

18

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

3. Болотова, Ж. А. Ценности педагогической деятельности / Ж. А. Болотова, Ю. В. Кострикова, Е. А. Радченко, М. Н. Рахманова. Текст: непосредственный // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 1-2. С. 257-259.

4. Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности / Е. И. Головаха. Текст: электронный // Психология личности в трудах отечественных психологов. URL: http://bookap.info/genpsy/ kulikov_psihologiya_lichnosti_v_trudah_otechestvennyh_psihologov/gl37.shtm/.

5. Зеер, Э. Ф. Форсайт-проект «Психолого-педагогическая образовательная платформа педагогов профессиональной школы» / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк. Текст: непосредственный // Научный диалог. 2016. № 11 (59). С. 387-399.

6. Казаков, А. Ю. Исследование ценностно-смысловой сферы и целей профессиональной деятельности педагогических работников системы профессионального образования / А. Ю. Казаков, И. Ю. Кузнецова. Текст: непосредственный // Мир образования - образование в мире. 2008. № 4. С. 219-227.

7. Печерская, А. А. Психологическое исследование профессиональных ценностей как регуляторов и показателей профессионального развития учителя / А. А. Печерская. Текст: непосредственный // Казанский педагогический журнал. 2016. № 5. С. 192-198.

8. Рокич, М. Природа человеческих ценностей / М. Рокич. Текст: непосредственный // Свободная пресса. 1973. № 5. С. 20-28.

9. Хасанова, И. И. Транспрофессиональные компетенции как предикторы профессионализации педагогов профессиональной школы / И. И. Хасанова, С. С. Котова. Текст: непосредственный // Акмеология профессионального образования: материалы 14-й Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2018. С. 439-443.

10. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент лич-ностно ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской. Текст: непосредственный // Ученик в обновляющейся школе: сборник научных трудов / под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. Москва: Изд-во Ин-та общ. сред. образования РАО, 2002. 488 с.

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.