Научная статья на тему 'Профессиональная самоактуализация педагогов'

Профессиональная самоактуализация педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
258
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PEDAGOGICAL ACTIVITY / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / САМООТНОШЕНИЕ / SELF-RELATION / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUABLE ORIENTATIONS / SELF-ACTUALISATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Антоновский Александр Викторович, Балакшина Елена Владимировна

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей самоактуализации педагогов общеобразовательных школ. Проведен сравнительный анализ уровня самоотношения, ценностных ориентаций как важных составляющих профессиональной самоактуализации педагогов на разных этапах профессионального становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Антоновский Александр Викторович, Балакшина Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teachers professional self-actualization

This article is dedicated to the results of empirical research of features of self-actualisation of teachers of secondary schools. The comparative analysis in self-relation level, valuable orientations as important components of professional self-actualisation of teachers at different stages of professional formation is carried out.

Текст научной работы на тему «Профессиональная самоактуализация педагогов»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2014. № 3

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГОВ

А.В. Антоновский, Е.В. Балакшина

(кафедра общей психологии и психологии труда

Тверского института экологии и права; e-mail: antonovsky@yandex.ru;

кафедра психологии и философии Тверского государственного

технического университета; e-mail: balakshina79@mail.ru)

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей самоактуализации педагогов общеобразовательных школ. Проведен сравнительный анализ уровня самоотношения, ценностных ориентаций как важных составляющих профессиональной самоактуализации педагогов на разных этапах профессионального становления.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, самоактуализация, самоотношение, ценностные ориентации.

В современной психологической литературе довольно часто поднимается проблема профессиональной самоактуализации. При этом основные тенденции в данном русле направлены не только на теоретические аспекты, но и на прикладные, связанные с практическими исследованиями. Данное обстоятельство обусловлено прежде всего высокими требованиями к личности специалистов, задействованных в различных сферах труда. Не секрет, что от будущего сотрудника ждут владения на высоком уровне профессиональными знаниями и умениями, наличия у него специальных способностей, креативного мышления, творческого потенциала, определенной сформированности ценностных ориентаций. Указанные требования касаются не только молодых сотрудников на этапе вхождения в профессиональную среду, но также и профессионалов с опытом работы. Инновационные технологии, внедряемые в производственный процесс, расширение информационного поля деятельности, а также другие сопутствующие факторы требуют наличия особых личностных качеств, необходимых для поддержания ее эффективности, успешной адаптации к изменениям, возможности на деле реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал.

Модернизация современной образовательной ситуации в России напрямую отразилась на специфике выполняемой деятельности учителя общеобразовательной школы. Учителя как непосредственного участника педагогического процесса не обошли стороной нововведения и современные технологии. Для поддержания престижа и конкурентоспособности педагогу в силу складывающихся внешних обстоятельств постоянно приходится развиваться личностно и профессионально. Учитывая, что одной из первостепенных задач образования является не только формирование знаний, умений, навыков, различного рода компетенций, а также создание условий к гармоничному развитию личности обучающихся, можно с уверенностью говорить о том, что выполняемая профессиональная педагогическая деятельность значительно усложняется. Степень освоения новых условий педагогической деятельности, возможности достигать личностно значимых целей зависит от внутренней направленности личности, отношения к делу, ориентации на результат (вместе с тем, как известно, результаты педагогического труда не сразу очевидны и отдалены во времени [1]).

Таким образом, включение в любой новый вид деятельности и дальнейшая самореализация в нем невозможны без процесса самоактуализации (самореализации, личностного развития). В данном случае самоактуализация выступает одновременно и мотивом, побудителем данного процесса, и стимулятором развития мотива [2].

Для понимания основных функций самоактуализации и ее содержания нами был рассмотрен сам термин. Согласно Е.В. Селезневой, термин "самоактуализация" тесно связан с термином "самореализация": в первом случае речь идет о человеке, самостоятельно осуществляющем переход с уровня возможности на уровень действительности; во втором случае о человеке, воплощающем себя, свою сущность в предметной форме. То есть "самоактуализация всегда предшествует самореализации и является ее необходимымусловием" [3: 180].

Итак, с одной стороны, самоактуализация представляется как активный процесс саморазвития, а с другой — как интегральное личностное качество, одной из основных функций которого является ценностно-смысловая установка личности.

В рамках проблемы акмеологического развития А.А. Дергач и Э.В. Сайко рассматривают феномен самоактуализации как потребность в осуществлении своих способностей и талантов, творческих потенций [4]. По мнению А. Маслоу, суть самоактуализации заклю-

чается в достижении полной человечности, овладении наибольшей высотой, доступной для человеческого рода или для данного индивида [5].

Э.Ф. Зеер под профессиональной самоактуализацией понимает ускорение профессионального роста путем активизации потенциала личности, проявления сверхнормативной профессиональной активности, а также участие в разного рода развивающих психотехнологиях [6: 39].

По мнению Н.В. Самоукиной, профессиональная самоактуализация реализуется через поиск себя в профессии, осознание собственной профессиональной роли, образа "Я", формирование профессионального имиджа, индивидуального стиля деятельности, определение профессиональных перспектив, достижение установленных поставленных целей [7: 30].

Учитывая поликомпонентную структуру самоактуализации, можно утверждать, что особое место в ней занимают ценностные ориентации. Они являются одним из важнейших элементов структуры личности, в них выражены субъективные отношения личности к объективным условиям ее бытия, опосредующие направленность ее поведения [8].

Результаты исследований ценностных ориентиров, общеличностных ценностей в направлении познания себя в профессии раскрывают их связь с успешностью профессиональной деятельности. Их можно рассматривать как систему отношений личности к особенностям профессии, отражающим содержательную сторону, основу и сущность трудовой активности. Они определяют ее цели и средства, а также регулируют поведение личности в профессии. В этом смысле изучение ценностных ориентаций учителей, профессионального самосознания, самоактуализации, общих закономерностей, принципов развития, психологических механизмов и движущих сил весьма актуально, ведь от того, насколько личностно и нравственно развитыми будут выпускаться учащиеся (школьники, слушатели, студенты) различных образовательных учреждений, зависит будущее России в самых разных форматах: социально-экономическом, инновационном, культурном, политическом, компетентностном и т.д.

Целью проведенного авторами исследования являлось выявление психологических аспектов профессиональной самоактуализации у педагогов общеобразовательных школ на разных этапах профессионализации. Было обследовано 60 человек: в первую группу вошли педагоги со стажем работы до 15 лет, во вторую группу — от 15 и более лет. Интервал именно в 15 лет был выбран

неслучайно: во-первых, в связи с тем, что компоненты профессионального самосознания являются довольно устойчивыми конструктами личности и, следовательно, проследить изменения возможно только в долговременной динамике педагогической деятельности; во-вторых, показатели профессионального здоровья у учителей снижаются по мере увеличения стажа работы, могут возникнуть кризисы профессионального становления, что определенным образом может сказываться на динамических характеристиках ценностных ориентаций и направленности личности учителей [9].

Диагностическая работа проводилась с использованием методик, позволяющих оценить уровень самоотношения к себе, выраженность смысложизненных ориентаций, особенности парциальной направленности личности учителя и готовности педагогов к профессионально-педагогическому саморазвитию. Обработка полученных результатов эмпирического исследования проводилась с помощью статистического пакета SPSS v.18.

Результаты исследования позволили выявить ряд следующих закономерностей.

1. Исследование самоотношения по методике "Опросник самоотношения" В.В. Столина, С.Р. Пантелеева у педагогов на разных стадиях профессионального становления выявило следующее. Педагоги со стажем до 15 лет более ориентированы на самоуважение, активно защищая свой профессиональный и личный авторитет. Вторая группа респондентов, на этапе мастерства, более заинтересована в устойчивых, искренних и гармоничных межличностных отношениях. Для них характерны естественная симпатия и доверие к людям, непредвзятость, доброжелательность.

2. Исследование смысложизненных ориентаций по методике "Смысложизненные ориентации" в адаптации Д.А. Леонтьева. В группе учителей со стажем работы от 1 до 15 лет наибольшее преобладание продемонстрировали шкалы "Цели в жизни" и «Ло-кус контроля "Я"». Респондентам свойственно построение осмысленной и направленной перспективы на будущее, которая имеет реальную опору в настоящем и подкрепляется личной ответственностью за их реализацию. На этапе мастерства все показатели находятся в зоне средних и чуть выше средних значений, что характеризует педагогов как личностей, уверенных в себе и добившихся определенных результатов в своей профессиональной сфере.

3. Исследование особенностей самоактуализации личности. На начальном этапе педагогической деятельности педагоги отличаются реалистичными взглядами на настоящее, построением

четких планов на будущее (и = 325; р < 0,05). Во второй группе характерна ориентация на природу человеческих отношений (и = 327; р < 0,05), с направленностью на общение. Следует отметить, что учителя в начале карьеры отличаются креативностью, готовностью применять новые идеи и подходы в деятельности (и = 313,5; р < 0,05).

4. Исследование парциальной направленности личности учителей. В обеих группах учителей прослеживается явная выраженность факторов, характеризующих общительность, высокую организованность, мотивацию к одобрению. Поскольку общение и организованность являются одними из важнейших качеств, поддерживающих эффективность деятельности учителей, полученные данные характеризуют педагогов как активных, инициативных, энергичных людей.

5. Исследование парциальной готовности к профессионально-педагогическому развитию показало, что все выделенные составляющие компоненты (нравственно-волевой, гностический, организационный, самоуправление и коммуникативный) находятся в зоне средней статистической нормы. Явных различий в уровне выраженности рассматриваемых качеств в изучаемых группах педагогов выявлено не было.

Полученные результаты свидетельствуют об активном стремлении учителей к саморазвитию, подстегиваемым интересом к профессии, выработкой индивидуального стиля педагогической деятельности. При этом и на этапе освоения профессиональной деятельности, и в дальнейшем для педагогов характерны гуманистическая направленность личности, высокий уровень выраженности коммуникативных качеств, стремление к профессиональному росту.

Проведенный нами корреляционный анализ вышеуказанных параметров посредством вычисления рангового коэффициента Спирмена выявил достаточно большое количество взаимосвязей. Самыми яркими, на наш взгляд, являются следующие взаимосвязи:

В первой группе: 1) выраженная сильная связь между шкалами "Самоинтересы" и "Направленность на предмет" (г = 0,566, р = 0,002); 2) выраженная сильная связь между шкалами "Самомотивация" и "Процесс в жизни" (г = 0,545, р = 0,002); 3) средняя связь между шкалами "Самомотивация" и "Общительность" (г = 0,489, р = 0,003).

Во второй группе: 1) выраженная средняя связь между шкалами "Самоуважение" и "Когнитивный компонент" (г = 0,522, р = 0,002); 2) выраженная сильная взаимосвязь между шкалами

"Самоприятие" и "Самоконтроль" (г = 0,629, р = 0,001); 3) прямая средняя взаимосвязь шкал "Ценности" и "Эмпатия" (г = 0,499, р = 0,003).

Как показал анализ полученных данных, для педагогов первой группы свойствен профессиональный интерес к выполняемому делу. Учителя отличаются высокой мотивацией на достижение поставленных целей, в том числе и связанных с долгосрочными перспективами. Они легко налаживают деловые контакты и общение с учениками.

Учителя со стажем стараются расширять круг знаний по преподаваемому предмету, быть в курсе современных разработок. Они держат под контролем свое поведение для поддержания статуса и авторитета среди учащихся, а также коллег. В общении прислушиваются к интересам учащихся, проявляют отзывчивость и сопереживание.

Таким образом, на основе полученных результатов исследования можно с уверенностью утверждать, что личность учителя развивается и формируется в системе общественных отношений в зависимости от духовных и материальных условий его жизни и деятельности. Особое влияние на ее развитие имеет процесс педагогической деятельности и педагогическое общение с момента вхождения в профессиональную среду и течение всего периода ее осуществления. Успешность деятельности педагога во многом обусловлена уровнем развития определенных личностных качеств, взаимосвязанных между собой, что позволяет структурировать их определенным образом.

Гармоничное развитие структуры личности учителя возможно только при равномерном и пропорциональном формировании целого комплекса психологических качеств, где важное значение имеют ценностные ориентации и уровень самоактуализации. Вышесказанное возможно прежде всего за счет максимального развития тех способностей, которые создают преобладающую направленность его личности, придающую смысл всей жизни и деятельности педагога.

Список литературы

1. Чудновский В.Э. Личностная модель труда учителя // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 107—110.

2. Бакшеева Э.П. Педагогическая поддержка самоактуализации в педвузе: Дис. ... канд. пед. наук. Сургут, 2002. 246 с.

3. Селезнева Е.В. Самоактуализация как интегративная личностная компетентность // Мир психологии. 2011. № 1. С. 179—192.

4. Деркач А.А. Развитие в акмеологии и акмеологическое развитие в структуре онтогенеза // Мир психологии. 2007. № 2. С. 43—55.

5. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. 165 с.

6. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. 1997. № 6. С. 35—44.

7. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2004. 224 с.

8. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций в российском обществе. М.: Институт психологии РАН, 2006. 335 с.

9. Митина Л.М. Учитель XXI века: здоровье—эффективность—развитие // Здоровье педагога: проблемы и пути решения: Мат-лы I заочной Всерос. науч.-практ. интернет-конф. Омск, июнь—сентябрь, 2010 / Отв. ред. Е.С. Асмаковец. Омск: БОУ ДПО "ИРООО", 2010. С. 5—11.

TEACHERS PROFESSIONAL SELF-ACTUALIZATION

A.V. Antonovsky, E.V. Balakshina

This article is dedicated to the results of empirical research of features of self-actualisation of teachers of secondary schools. The comparative analysis in self-relation level, valuable orientations as important components of professional self-actualisation of teachers at different stages of professional formation is carried out.

Key words: pedagogical activity, self-actualisation, the self-relation, valuable orientations.

Сведения об авторах

Антоновский Александр Викторович — кандидат психологических наук, декан факультета психологии НОУ ВПО "Тверской институт экологии и права", г. Тверь. Тел.: 8-920-175-50-54; e-mail: antonovsky@yandex.ru

Балакшина Елена Владимировна — кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии и философии ФГБОУ ВПО "Тверской государственный технический университет", г. Тверь. Тел. (4822) 52-15-28; e-mail: balakshina79@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.