О. М. Ермакова
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
(социологический анализ)
Работа представлена кафедрой социологии и управления персоналом Санкт-Петербургской академии управления и экономики.
Научный руководитель - доктор социологических наук, профессор С. С. Бразевич
В статье представлены результаты исследования, которое направлено на выявление моментов, влияющих на становление профессиональной идентичности студентов-психологов. Рассматриваются пять уровней профидентичности: преждевременная, диффузная, позитивная, псевдоидентичность и мораторий идентичности - и их связь с особенностями самоактуализации, самоотношения и смысложизненных ориентаций.
Ключевые слова: идентичность, профессиональная идентичность, «Я-концепция», самоактуализация, самоэффективность.
O. Yermakova
INDIVIDUAL FEATURES OF PSYCHOLOGY STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF PROFESSIONAL IDENTITY
(sociological analysis)
The article represents the results of the research directed at revealing of moments that influence forming of professional identity of psychology students. There are five levels of professional identity: premature, diffusive, positive levels, pseudo-identity and moratorium of identity. Their connection with peculiarities of self-actualisation, self-attitude and orientations connected with the meaning of life is considered.
Key words: identity, professional identity, “self-concept”, self-actualisation, self-efficacy.
Эффективность обучения в вузе определяют, в том числе правильный выбор профессии и успешное вхождение в нее во время обучения. Ошибки профессионального самоопределения и трудности становления профессиональной идентичности приводят к нежеланию адаптироваться к условиям обучения, потере интереса, личностного смысла в нем, а после обучения к профессиональному кризису и невозможности самореализации в этой области.
Большинство исследователей придерживаются той точки зрения, что профессиональная идентичность является подвидом социальной идентичности, которую определяют как интеграцию переживаний человеком своей тождественности с определенными социальными группами. Значит, профессиональная идентичность будет обладать всеми основными качествами социальной идентичности, связанными с само-
определением в социальной группе, принятием группового членства, позитивным отношением к нему и т. д. Понятие «социальная идентично сть» восходит к двум наукам. С одной стороны, социальная идентичность - это часть идентичности личности, или «Я-концепции», один из элементов структуры личности человека. Здесь понятие встраивается в систему общепсихологического теоретического знания [2]. С другой стороны, идентичность понимается как результат идентификации человека или группы людей с социальной общностью и является социологическим понятием [2]. В соответствии с этим, профессиональную идентичность можно рассматривать как область самосознания личности, в которой прижизненно в ходе взаимодействия конструируется индивидуальное эмоционально окрашенное знание собственной принадлежности к отдельным социальным общностям. Л. Б. Шнейдер отражает это в следующем определении: «Про-
фессиональная идентичность - это осознание себя представителем определенной профессии и профессионального сообщества, определенная степень отождествления-дифференциации себя с Делом и Другими, проявляющаяся в когнитивно-эмоционально-поведенческих самоописаниях Я» [4, с. 49].
Такое определение позволяет рассматривать профидентичность в рамках «Я-концепции», структура которой состоит из трех компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого.
В когнитивный компонент профидентичнос-ти входят профессиональные знания и убеждения. В профессиональном самоопределении важную роль играет образ профессии. Образ профессии - это представление человека о выбранной профессии и его отношение к ней [3].
В эмоциональный компонент профиден-тичности входит эмоционально-оценочное отношение к профессиональным знаниям и убеждениям, к самому себе как «деятелю».
Поведенческий компонент выражается в самоэффективности субъекта в профессиональной деятельности. Самоэффективность - это чувство собственной компетентности в какой-то деятельности, суждение о своих способностях и возможностях.
Достижение профидентичности выпускников вузов должно проявляться в осознании собственной профессиональной самоэффективности, убежденности в возможность реализовать свой потенциал в профессиональной деятельности.
На это достижение оказывает большое влияние ценностно-смысловая сфера личности, включающая в себя два основных компонента - ценностные ориентации и систему личностных смыслов, которые выполняют функции регуляторов поведения [1]. Формирование и развитие ценностно-смысловой сферы личности в процессе обучения происходит при условии трансформации «категории знания» в «категорию значимости». То есть во время учебы студент должен не только получить необходимое количество информации, но и осознать ее ценность, придать ей личностный смысл.
Несформированность ценностно-смысловой сферы может привести к кризису профидентич-
ности, который выражается в утрате смысла будущей профессиональной деятельности, ее обесценивании, а также неспособности принять новую роль в обществе. Это состояние может выражаться в утрате перспективы, росте пессимизма, фрустрирующем поведении, неадекватной самооценке...
Для студентов-психологов важным является не только достаточно высокий уровень профессиональных знаний, но и формирование личностных особенностей, соответствующих профессиональному статусу психолога. Профессиональная деятельность психолога выдвигает ряд требований к его личности. На сегодняшний день это достаточно хорошо разработанная область психологии профессиональной деятельности. Эти требования позволяют представить обобщенный идеальный образ психолога-про-фессионала. Одной из основных особенностей этого образа является потребность в саморазвитии. В нашем исследовании изучались особенности самоактуализации, самоотношения и смысложизненных ориентаций студентов-пси-хологов и их связь с профессиональной идентичностью. В исследовании приняло участие 240 студентов 1, 2, 3, 4 и 5-го курсов.
Профессиональная идентичность студен-тов-психологов изучалась с помощью анкеты «Профессиональная идентичность» Л. Б. Шнейдер, которая предлагает выделять пять уровней профидентичности: преждевременную, диффузную, позитивную, псевдоидентичность и мораторий идентичности [4, с. 65].
У 1,9% студентов-психологов выявлена преждевременная идентичность. Она возникает тогда, когда человек не делает независимых жизненных выборов. Это вариант навязанной идентичности. В этой группе получены самые низкие показатели по самостоятельности, т. е. низкий уровень самоконтроля, самопринятия, самопонимания, познавательных потребностей. Студенты, обучаясь по специальности типа «человек-человек», для которой необходимой составляющей является общение с людьми, имеют низкий уровень контактности и считают, что не представляют интереса для других. Это студенты разных курсов, но все не удовлетворены обучением в вузе и сомневаются в том, будут ли работать по данной специальности.
Диффузная идентичность выявлена у 69,5% студентов-психологов. Она говорит о том, что студенты не уверены в своем выборе профессии и сейчас находятся в «рассеянной» ситуации: нужно ли им это образование для дальнейшей профессиональной деятельности или они учатся для того, чтобы просто получить высшее образование. Они испытывают сомнения в ценности собственной личности для себя и других. Испытуемые в этой группе не показали наличие четко сформированных жизненных целей, осмысленность будущего и способность анализировать и обобщать актуальные смыслы. Не выражены познавательные потребности, низкая контактность и сомнение в ценности собственной личности для других. Однако у таких студентов достаточно высокий уровень самоуважения, самопринятия и самопонимания. Такие данные могут свидетельствовать о том, что, несмотря на разные сроки обучения в вузе (такую идентичность показали студенты всех курсов), эти студенты до сих пор не уверены в правильном выборе специальности и наличия желания работать по ней.
Мораторий идентичности выявлен у 24,8% студентов-психологов. Студенты с этим типом идентичности переживают выбор своей профессии, пытаются разрешить проблему профессионального самоопределения, пробуя различные варианты. Такие люди постоянно находятся в состоянии поиска информации, полезной для разрешения кризиса. В нашем исследовании все студенты с таким типом идентичности удовлетворены своим профессиональным выбором и обучением данной специальности, однако не все уверены, что будут работать в этой области. Для них характерна самопоследовательность, гибкое поведение и высокая контактность, однако одновременно с этим - низкий уровень познавательных потребностей и меньшая интеллектуальная самостоятельность. Можно сделать вывод, что студентов с такой идентичностью скорее привлекает внешняя сторона профессии, чем ее содержание. Они не центрированы на постоянном личностном росте и развитии своих профессиональных способностей, а ориентированы на удовлетворение коммуникативной стороны и расширение внешних социальных контактов.
Уровня позитивной профессиональной идентичности достигли 2,4% студентов-психологов. Люди с такой идентичностью полностью осознают важность профессии для себя, видят себя в этой профессии, ощущают ценность собственной личности и одновременно ценность своего «Я» для других людей, что способно вызвать в других уважение и понимание. У них четко сформирован образ профессии. Они ставят перед собой цели, которых должны добиться в процессе обучения, а в дальнейшем - в профессиональной деятельности. Сформированная определенная совокупность личностно значимых для человека целей, ценностей и убеждений, должна обеспечить ему чувство направленности и осмысленности жизни. В нашем исследовании в эту группу вошли студенты 3, 4 и 5-го курсов, которые удовлетворены обучением в вузе и собираются работать по данной специальности. У них высокий уровень самопонимания, самоуважения, самопринятия. Они симпатичны себе и считают, что интересны другим, легко идут на контакты с окружающими людьми. Они стремятся к саморазвитию и самоактуализации. Однако следует заметить, что такие люди, обладая повышенной рефлексией, ориентируются в большей степени на других, на их значимость, поэтому нуждаются в их поддержке. Реальный образ «Я» часто не соответствует идеальному представлению о себе.
Псевдоидентичность выявлена у 1,4% сту-дентов-психологов. Этот тип идентичности характеризует людей, которые уверены в том, что выбранная ими специальность подходит им во всех смыслах. Однако эта уверенность в своей профессиональной идентичности не является правильной. Такие люди основываются на стереотипах, сложившихся у них о данной профессии. Т акая идентичность возникает вследствие тотального поглощения статусом, ролью, работой, при высокоположительном оценивании собственных качеств и стремлении достичь цели любыми средствами. В нашей работе все, имеющие такую идентичность, оказались студентами 2-го курса. На 1-2-м курсах у студентов-психо-логов образ «Я» в большей степени совпадает с предполагаемым самими студентами образом психолога; на последующих курсах наблюдается все большее расхождение между образом «Я»
и образом профессионала психолога. Возможно, это происходит из-за того, что у студентов начальных курсов еще нет четкого представления о том, какими качествами должен обладать психолог. Этот образ оказывается близким к представлению об идеальном образе профессионала. В нашем исследовании студентов с такой псевдоидентичностью отличает четко сформулированные для себя смысложизненные ориентации, целеустремленность, т. е. наличие целей, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Они уверены, что будут работать по выбранной специальности. Они вполне удовлетворены своей настоящей жизнью, ее продуктивностью и эмоциональной насыщенностью. Они убеждены в том, что способны сами управлять и контролировать свою жизнь. Одновременно с этим, различные аспекты самоотношения показывают, что студенты не имеют достаточно определенный реальный образ «Я» и имеют невысокую степень самоактуализации. У них низкий уровень самокритичности, самопони-
мания, самопринятия и аутосимпатии. Также низкий уровень познавательных потребностей, креативности и высокая ригидность поведения. Они ожидают поддержки других и далеко не самопоследовательны. Из этих данных можно сделать вывод, что у студентов, имеющих такую идентичность, наблюдается нарушение механизмов идентификации, низкая рефлексия и ригидность Я-концепции.
Исходя из результатов нашей работы, еще раз хочется подчеркнуть, что для процесса обучения студентов в вузе важным является момент становления профессиональной идентичности. Повысить эффективность обучения возможно, зная личностные особенности студентов с разным уровнем профессиональной идентичности. Результаты конкретных исследований дают возможность решать эту проблему. Они позволяют говорить о том, что необходимым условием достижения профессиональной идентичности является личностное включение студента в освоение профессиональной деятельности и стремление реализовать себя в ней.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335 с.
2. Заковоротная М. В. Идентичность человека. Ростов-н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 1999. 200 с.
3. Поваренков Ю. П. Психология становления профессионала. Ярославль, 2000. 214 с.
4. Шнейдер Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М.: МПСИ, 2007. 124 с.