Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия формирования профессиональной идентичности студентов'

Психолого-педагогические условия формирования профессиональной идентичности студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
590
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СТАТУСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / PERSONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL IDENTITY / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / STATUSES OF PROFESSIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воронина Евгения Владимировна, Ельцова Анна Алексеевна

В статье проводится анализ проблемы формирования профессиональной идентичности, которая в последние годы интенсивно изучается в зарубежной и отечественной психологии. Анализируется место профессиональной идентичности в профессиональном и социальном самоопределении личности, и приводятся рекомендации по проведению тренингового взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Воронина Евгения Владимировна, Ельцова Анна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical conditions of professional students'' identity formation

The paper analyzes the problem of formation of professional identity, which is intensively studied in foreign and native psychology in recent years. The place of professional identity in professional and social self-determination of a personality is analyzed and some recommendations about carrying out training interaction are provided here.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия формирования профессиональной идентичности студентов»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Воронина Е. В., Ельцова А. А. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной идентичности студентов // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15168. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15168.htm. -ISSN 2304-120X.

ART 15168

УДК 371.134

Воронина Евгения Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет», филиал в г. Ишиме, г. Ишим voronina evgenva@mail.ru

Ельцова Анна Алексеевна,

студентка IV курса педагогического факультета ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет», филиал в г. Ишиме, г. Ишим Annetto4ka 627@mail.ru

Психолого-педагогические условия формирования профессиональной идентичности студентов

Аннотация. В статье проводится анализ проблемы формирования профессиональной идентичности, которая в последние годы интенсивно изучается в зарубежной и отечественной психологии. Анализируется место профессиональной идентичности в профессиональном и социальном самоопределении личности, и приводятся рекомендации по проведению тренингового взаимодействия. Ключевые слова: профессиональная идентичность, профессиональное самоопределение, личностное самоопределение, статусы профессиональной идентичности. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Социальные изменения сопровождаются появлением новых требований к системе профессиональной подготовки специалистов, которая должна быть качественной, мобильной и динамичной. Новые запросы постоянно подвергают проверке устоявшиеся критерии профессионального развития и стимулируют необходимость теоретического осмысления процесса профессионального самоопределения, профессионализации личности. Все это делает проблему профессиональной идентичности актуальной областью психологических исследований.

В современных исследованиях профессиональная идентичность рассматривается как важный критерий профессионального становления личности и значимая характеристика субъекта труда.

Профессиональная идентичность основывается на концептуальном представлении человека о своем месте в конкретной профессиональной группе, а также о положении профессиональной группы в кругу социальных отношений. Профидентичность позволяет личности ориентироваться в мире профессий и обеспечивает максимальные условия для самореализации.

Относя себя к какой-либо профессиональной группе, личность принимает ее нормы, ценности и традиции, и они регулируют ее поведение в процессе актуализации профессиональной идентичности. Таким образом, важным является не уровень мастерства человека в профессии, а его личное признание того, что он «учитель», «ученый», «строитель» и т. д.

Л. Б. Шнейдер трактует профессиональную идентичность как часть особенной взаимозависимости личностной и социальной идентичности в профессиональной действительности, которая является продуктом профессионального самоопределения личности, представленным через образ «Я» [1].

1

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Воронина Е. В., Ельцова А. А. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной идентичности студентов // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15168. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15168.htm. -ISSN 2304-120X.

Образ «Я» будем понимать как некую систему, включающую когнитивный компонент (самоописание), эмоционально-оценочный компонент и поведенческий компонент.

Профессиональная идентичность - это осознание своей включенности в профессиональную общность, а также рефлексия психологической значимости этой включенности, профессиональная ментальность, осознание профессиональной компетентности, самостоятельности и самоэффективности, т. е. самоактуализация себя в профессии, переживание своей профессиональной целостности и определённости.

Личность целенаправленно пытается соответствовать принятым социальным ожиданиям к своей профессии, а также позиционирует себя как представителя данной профессиональной деятельности.

Вместе с профессиональной идентичностью существует феномен профессионального маргинализма, то есть личностной позиции непричастности и ментальной непринадлежности к профессиональной этике.

Таким образом, профессиональную идентичность рассматривают в аспекте личностного становления как феномен, возникающий в ходе профессиональной самореализации.

К. А. Альбуханова-Славская предложила авторский подход к типологии идентичности, обращаясь к явлениям жизненной позиции, жизненной линии, смысла жизни. Автор выделила типы идентичности, соответствующие особенностям самовыражения личности в профессии:

1. Самовыражение осуществляется через профессиональный выбор, достаточно близкий к личностным характеристикам. Жизненная перспектива связана с повтором ситуаций, в которых личность реализует свои возможности.

2. Профессия даст личности возможность подниматься по уровням профессионального мастерства. Процесс повлечет за собой качественные изменения профессиональных позиций, позитивную динамику. Будут развиваться способности личности.

3. Самовыражение основано на совершенствовании и развитии личностных качеств и способностей. Профессия актуализирует личностный потенциал, предоставляя возможности для развития личности.

4. Самовыражение в профессии основывается на проектировании творческой активности, развитии способностей, самоконтроле, самоанализе [2].

Профессиональное самосознание как формирование профессиональных качеств индивида сопровождается динамикой представлений личности о себе, своем месте в профессиональной общности и социуме, т. е. формированием профессиональной идентичности как показателя профессионального самоопределения личности. Значимыми элементами профессионального самосознания студента являются сложные личностные образования, такие как Я-образ, Я-концепция. Часто профессиональное самоопределение затрудняется несовместимостью компонентов «Я-об-раза» (кризис идентичности). Чувство идентичности дает возможность индивиду осознать свою индивидуальность, является фундаментом для личностного и профессионального самоопределения.

В ходе исследования мы попытались теоретически обосновать психолого-педагогические условия, способствующие формированию профессиональной идентичности студентов. Была уточнена сущность профессиональной идентичности, обозначающая отождествление себя с реальной профессиональной группой людей, принятие целей и ценностей, осознание себя полноправным членом этой группы, способствующая профессиональному становлению выпускников, проектированию вектора саморазвития и самореализации в профессиональной деятельности [3].

Л. Б. Шнейдер понимает под профессиональной идентичностью некий «аспект специфической интеграции личностной и социальной идентичности в профессиональной

2

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Воронина Е. В., Ельцова А. А. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной идентичности студентов // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15168. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15168.htm. -ISSN 2304-120X.

реальности», который представляет собой продукт профессионального самоопределения личности, репрезентуемый через образ «Я» [4]. Ею же выделены внутренние источники формирования профессиональной идентичности: эмоционально положительный фон, на котором происходит информирование о профессии; положительное самовосприятие в качестве субъекта профессиональной деятельности; эмоционально позитивное понимание принадлежности к профессиональной среде; успешное усвоение прав и обязанностей, освоение норм и правил профессиональной деятельности; готовность к профессиональной ответственности; характер выраженности и самопринятия Я-концепции; высокая мотивация к реализации себя в выбранной профессии [5].

Проведенный теоретический анализ литературы по проблеме профессиональной идентичности позволил предположить, что формирование профессиональной идентичности обеспечивается совокупностью условий.

Особо нами выделялось условие активизации стремления студентов к самопознанию, профессиональному самоопределению, профессиональной идентификации личности на начальном этапе обучения в вузе. Осознание студентами - будущими педагогами своих личных и профессионально важных качеств, способностей, возможностей профессионального роста и развития помогло реализовать содержательное насыщение учебной деятельности и обогатило смысловые связи [6].

Поскольку личностно-профессиональное развитие студентов в вузе напрямую зависит от профессионально значимых ценностей и личностных смыслов, которые заключаются в профессиональной деятельности, поэтому целесообразно стимулировать стремление студентов к самопознанию, профессиональной идентификации личности в процессе на профессиональной подготовки. Принятие будущими педагогами личностных и профессионально необходимых качеств, способностей, возможностей профессионального роста будет интенсифицировать содержательное насыщение учебной деятельности и обогащение смысловых связей. Через организацию самопознания у бакалавров будет происходить ориентировка в ценностно-смысловом содержании своего сознания. Появление и осознание значимой профессиональной цели, идеи, смысла, то есть содержательного компонента профессиональной направленности, - это важный фактор формирования профессиональной идентичности студентов педагогического вуза.

К тому же вопросы качественной подготовки инновационно ориентированных педагогических кадров на основе единого процесса получения, распространения и применения новых знаний становятся сейчас приоритетными.

Вторым условием формирования профессиональной идентичности считаем широкое использование инновационных технологий и активных методов обучения [7]. Например, на лекциях, семинарах и практических занятиях обучающимся предлагались интересные проблемные вопросы, деловые игры («Один день преподавателя экономики»), интерактивные технологии (мотивационно-стимулирующие - «Я в будущем», «Микрофон», «Общее соглашение», «Ожидание» - и эмоционально стабилизирующие - «Прогноз погоды», «Комплименты по кругу» и др.).

Данные формы работы способствуют формированию образа профессии и образа Я, повышают мотивацию бакалавров к учению путем активного участия в определенных ситуациях, создания неформальной атмосферы в процессе обучения, необходимости быстрой реакции.

На наш взгляд, одним из наиболее эффективных условий формирования профессиональной идентичности студентов через приобретение, анализ и самооценку собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия является психологический тренинг. Представим фрагмент программы реализации тренингового взаимодействия (см. табл. 1).

3

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Воронина Е. В., Ельцова А. А. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной идентичности студентов // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15168. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15168.htm. -ISSN 2304-120X.

План реализации тренингового взаимодействия

Таблица 1

Тема тренингового взаимодействия Содержание

Тренинг на развитие самопознания и формирование положительного эмоционального климата Разминка - «Приветствиe» - «Я рад тебя видeть...» Упражнения на развитие самопознания - «Кто Я?» - «Нарисуй своё имя» - Юдин день из жизни студента» Заключительная часть - «Передай движение по кругу» Рефлексия (подведение итогов работы)

Тренинг на повышение жизненного оптимизма Разминка - «Приветствие на сегодняшний день» Упражнение на оптимизм - «Зато...» - «В чем мне повезло в этой жизни» - «Вы меня узнаете?» - «Ведущий-ведомый». Заключительная часть - «Воздушный шар» Рефлексия (подведение итогов работы)

Тренинг на уверенное поведение Разминка - «Метафора» Упражнения на повышение уверенности в себе - «Я люблю себя за то, что...» - «Три любимых...» - «Займи мое место» - «Сбор рукопожатий» - «Краткая характеристика» - «Превращаем проблему в цели» Рефлексия (подведение итогов работы)

Коммуникативный тренинг Разминка - «Разрекламируй друга!» Упражнения на повышение уровня общительности - «Суета сует» - «Конверт откровений» - Интервью - «Контакты» - «Ребятушки-козлятушки» - «Гороховый король» - «Три ответа» Заключительная часть - «Шаг навстречу» Рефлексия (подведение итогов работы)

Тренинг на эмоциональную устойчивость Разминка - «Солнце» Упражнения на повышение эмоциональной устойчивости - «Я не хочу хвастаться» - «Снежки» - «Дождик» - «Моечная машина» Заключительная часть - «Облака» Рефлексия (подведение итогов работы)

Оценку состояния уровня сформированности профессиональной идентичности можно определить совокупностью критериев: когнитивного, мотивационного, деятельностного (см. табл. 2).

4

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Воронина Е. В., Ельцова А. А. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной идентичности студентов // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15168. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15168.htm. -ISSN 2304-120X.

Таблица 2

Критерии и показатели статуса профессиональной идентичности студентов

Критерии Показатели Методики

Когнитивный Профессиональная направленность Методика изучения статусов профессиональной идентичности (А. А. Азбель, А. Г. Грецов)

Мотивационный Профессионально-педагогическая мотивация Самооценка профессионально-педагогической мотивации (адаптировано Н. П. Фетискиным)

Деятельностный Профессионально важные качества Самооценка ПВК

В соответствии с разработанными критериями и показателями, основываясь на классификации А. А. Азбеля и А. Г. Грецова, с помощью указанных методов и средств можно определить характеристики студентов с тем или иным статусом профессиональной идентичности: неопределенная профессиональная идентичность, навязанная профессиональная идентичность, мораторий (кризис выбора) профессиональной идентичности, сформированная профессиональная идентичность (табл. 3) [8].

Таблица 3

Результаты диагностики статуса профессиональной идентичности на констатирующем и контрольном этапах ОЭР

Группа Констатирующий этап Контрольный этап

КГ ЭГ КГ ЭГ

Статус % % % %

Неопределенная профессиональная идентичность 35 35 30 20

Навязанная профессиональная идентичность 20 25 25 25

Мораторий (кризис выбора) профессиональной идентичности 30 30 30 25

Сформированная профессиональная идентичность 15 10 15 30

Из анализа результатов видно, что в экспериментальной группе на 20% повысилось количество студентов со сформированной профессиональной идентичностью, то есть наличием осмысленного самостоятельно принятого профессионального плана обладают шесть респондентов в экспериментальной группе и три в контрольной группе. Неопределенная профессиональная идентичность зафиксирована, но значительно уменьшилась также у молодых людей в экспериментальной группе. Можем констатировать, что опытно-экспериментальная работа, направленная на реализацию психолого-педагогических условий формирования профессиональной идентичности будущих педагогов, была эффективной.

Формирование профессиональной идентичности представляет собой длительный поэтапный процесс, оптимизировать который можно в период профессионального обучения.

Ссылки на источники

1. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. - М.: МПСИ; Воронеж: МО ДЕК, 2004. - С. 48.

2. Альбуханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.

3. Рикель А. М. Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Ч. 2 // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2011. -№ 3(17). - URL: http://psystudy.ru.

5

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Воронина Е. В., Ельцова А. А. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной идентичности студентов // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15168. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15168.htm. -ISSN 2304-120X.

4. Шнейдер Л. Б. Указ. соч.

5. Там же.

6. Воронина Е. В. Формирование лидерской позиции студентов педагогического вуза // XXIII Ершов-ские чтения: межвуз. сб. науч. ст. / отв. ред. Л. В. Ведерникова. - Ишим, 2013. - С. 10-12.

7. Кунгурова И. М., Воронина Е. В. Арт-технологии в формировании инновационной педагогической деятельности у студентов // Инновации в образовании. - 2015. - № 1. - С. 136-154.

8. Грецов А. Г., Азбель А. А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. - СПб., 2006. - 176 с.

Evgeniya Voronina,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Pedagogics and Psychology, Tyumen State University, branch in Ishim, Ishim voronina evgenya@mail.ru Anna Eltsova,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Student, Pedagogical Department, Tyumen State University, branch in Ishim, Ishim Annetto4ka 627@mail.ru

Psychological and pedagogical conditions of formation of students' professional identity Abstract. The paper analyzes the problem of formation of professional identity, which is intensively studied in foreign and native psychology in recent years. The place of professional identity in professional and social selfdetermination of a personality is analyzed and some recommendations about carrying out training interaction are provided here.

Key words: professional identity, professional self-determination, personal self-determination, statuses of professional identity.

References

1. Shnejder, L. B. (2004) Professional'naja identichnost': teorija, jeksperiment, trening, MPSI; Voronezh: MO DEK, Moscow, p. 48 (in Russian).

2. Al'buhanova-Slavskaja, K. A. (1991) Strategija zhizni, Mysl', Moscow, 299 p. (in Russian).

3. Rikel', A. M. (2011) “Professional'naja Ja-koncepcija i professional'naja identichnost' v strukture samo-soznanija lichnosti. Ch. 2”, Psihologicheskie issledovanija: jelektron. nauch. zhurn, № 3(17). Available at: http://psystudy.ru (in Russian).

4. Shnejder, L. B. (2004) Op. cit.

5. Ibid.

6. Voronina, E. V. (2013) “Formirovanie liderskoj pozicii studentov pedagogicheskogo vuza”, in Vedernikova, L. V. (ed.) XXIII Ershovskie chtenija: mezhvuz. sb. nauch. st., pp. 10-12 (in Russian).

7. Kungurova, I. M. & Voronina, E. V. (2015) “Art-tehnologii v formirovanii innovacionnoj pedagogicheskoj dejatel'nosti u studentov”, Innovacii v obrazovanii, № 1, pp. 136-154 (in Russian).

8. Grecov, A. G. & Azbel', A. A. (2006) Uznaj sebja. Psihologicheskie testy dlja podrostkov, St. Petersburg, 176 p. (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию 26.05.15 Получена положительная рецензия 29.05.15

Received Received a positive review

Принята к публикации 29.05.15 Опубликована 31.05.15

Accepted for publication Published

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Воронина Е. В., Ельцова А. А., 2015

www.e-koncept.ru

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.