Научная статья на тему 'Проблема соотношения и взаимодействия профессиональной самоактуализации и профессиональной самореализации личности'

Проблема соотношения и взаимодействия профессиональной самоактуализации и профессиональной самореализации личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
934
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SELF-REALIZATION / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / SATISFACTION WITH THE PROFESSIONAL ACTIVITY / ВОСПРИЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ЦЕННОСТИ / PERCEPTION OF THE PROFESSIONAL ACTIVITY AS VALUES / ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / POSITIVE PSYCHO-EMOTIONAL STATE / ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ САМООТНОШЕНИЕ / POSITIVE SELF-RELATION / ЧУВСТВО РЕАЛИЗОВАННОСТИ СМЫСЛОВ / FEELING OF MEANINGS REALIZATION / SELF-ACTUALISATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Григорьева Александрина Андреевна, Поваренков Юрий Павлович

Настоящая статья посвящена сравнительному анализу самоактуализации и самореализации, а также уточнению и конкретизации данных понятий. В ходе исследования проведен теоретический анализ понятий «самоактуализация» и «самореализация», а также эмпирические исследование взаимосвязи показателей самореализации и самоактуализации на примере профессиональной деятельности педагогов. Для исследования уровня выраженности показателей самоактуализации и самореализации педагогов были использованы следующие психодиагностические методы: «Психологический портрет учителя» (З. Резапкина, Г. Резапкина); методика незаконченных предложений по изучению педагогического сознания (С. В. Пазухина); тест «Шкала экзистенции» (А. Лэнгле); самоактуализационный тест (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, М. В. Загика и М. В. Кроз). Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что самоактуализация и самореализация являются взаимосвязанными, но не взаимозаменяемыми понятиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of the Correlation and Interaction of Professional Self-Actualisation and Professional Self-Realization of the Personality

The present article is devoted to the comparative analysis of self-actualisation and self-realization, and also specification of these concepts. A comparative analysis of concepts of self-actualisation and self-realization, and also the empirical research of interrelation of indicators of self-realization and selfactualisation on the example of the professional activity of teachers are made. To research the expressiveness level of indicators of teachers’ self-actualisation and self-realization the following psychodiagnostic methods were used: «A psychological portrait of the teacher» (Z. Rezapkina, G. Rezapkin); a technique of incomplete sentencess on studying pedagogical consciousness (S. V. Pazukhina); Existence Scale test (A. Laengle); Self-actualisation test (Yu. E. Alyoshina, L. Ja. Gozman, M. V. Zagika and M. V. Kroz). The received results allowed us to draw a conclusion that self-actualisation and self-realization are interconnected, but they are not interchangeable concepts.

Текст научной работы на тему «Проблема соотношения и взаимодействия профессиональной самоактуализации и профессиональной самореализации личности»

УДК 159.922

А. А. Григорьева, Ю. П. Поваренков

Проблема соотношения и взаимодействия профессиональной самоактуализации и профессиональной самореализации личности

Исследование выполнено в рамках проекта поддержанного грантом РГНФ № 15-06-10290

Настоящая статья посвящена сравнительному анализу самоактуализации и самореализации, а также уточнению и конкретизации данных понятий. В ходе исследования проведен теоретический анализ понятий «самоактуализация» и «самореализация», а также эмпирические исследование взаимосвязи показателей самореализации и самоактуализации на примере профессиональной деятельности педагогов. Для исследования уровня выраженности показателей самоактуализации и самореализации педагогов были использованы следующие психодиагностические методы: «Психологический портрет учителя» (З. Резапкина, Г. Резапкина); методика незаконченных предложений по изучению педагогического сознания (С. В. Пазухина); тест «Шкала экзистенции» (А. Лэнгле); самоактуализационный тест (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, М. В. Загика и М. В. Кроз). Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что самоактуализация и самореализация являются взаимосвязанными, но не взаимозаменяемыми понятиями.

Ключевые слова: самоактуализация, самореализация, удовлетворенность профессиональной деятельностью, восприятие профессиональной деятельности как ценности, положительное психоэмоциональное состояние, положительное самоотношение, чувство реализованности смыслов.

A. A. Grigorieva, Ju. P. Povarionkov

Problem of the Correlation and Interaction of Professional Self-Actualisation and Professional Self-Realization of the Personality

The present article is devoted to the comparative analysis of self-actualisation and self-realization, and also specification of these concepts. A comparative analysis of concepts of self-actualisation and self-realization, and also the empirical research of interrelation of indicators of self-realization and self- actualisation on the example of the professional activity of teachers are made. To research the expressiveness level of indicators of teachers' self-actualisation and self-realization the following psychodiagnostic methods were used: «A psychological portrait of the teacher» (Z. Rezapkina, G. Rezapkin); a technique of incomplete sentencess on studying pedagogical consciousness (S. V. Pazukhina); Existence Scale test (A. Laengle); Self-actualisation test (Yu. E. Alyoshina, L. Ja. Gozman, M. V. Zagika and M. V. Kroz). The received results allowed us to draw a conclusion that self-actualisation and self-realization are interconnected, but they are not interchangeable concepts.

Keywords: self-actualisation, self-realization, satisfaction with the professional activity, perception of the professional activity as values, positive psycho-emotional state, positive self-relation, feeling of meanings realization.

Введение в проблему. Хорошо известно, что объективная оценка эффективности профессиональной деятельности специалистов некоторых профессий оказывается затруднена [11, 13]. И связано это, прежде всего, с отсутствием фиксированных профессиональных стандартов продуктивности и жесткой алгоритмизированности деятельности, а также с наличием особых требований, предъявляемых к творческому потенциалу специалистов, к особенностям проявления самоконтроля и саморегуляции личности. К таким видам профессиональной деятельности можно отнести широкий круг творческих профессий, включая художников, предпринимателей, педагогов дополнительного образования и др.

Практика показывает, что одним из основных критериев эффективности в данных видах про-

фессий становится субъективное переживание личностью своей профессиональной продуктивности и успешности, в том числе и самореализо-ванности [12]. В связи с этим возрастает значимость исследования феномена самореализован-ности как критерия успешной адаптации и эффективности в профессиональной деятельности, в особенности в тех сферах, где создание единых стандартов в оценке эффективности в деятельности затруднено ее спецификой.

Несмотря на значимость данной проблемы, конкретные вопросы содержания и специфики профессиональной самореализации оказываются неразработанными. Не определены показатели профессиональной самореализованности, нет ясного определения профессиональной самореа-лизованности как состояния, указывающего на

© Григорьева А. А., Поваренков Ю. П., 2015

достижение поставленных целей в профессиональной деятельности.

Многие авторы внесли большой вклад в исследование проблем самореализации и самоактуализации в рамках разработки теорий личностного развития: А. Адлер, Л. С. Рубинштейн, А. Маслоу, В. Франкл, К. Хорни, Э. Эриксон. Исследование самореализации осуществлялось также в связи с другими понятиями: самоактуализация, экзистенция, самоутвержение, саморазвитие, самовыражение и т. п. (Е. Е. Вахромов, А. Лэнгле, А. Маслоу, В. Г. Маралов, В. Франкл, Г. К. Чернявская и др.). Отдельно необходимо выделить исследование самореализации в рамках проблем профессионального становления личности (О. В. Зеленская, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов А. К. Маркова, Л. М. Митина Ю. П. Поваренков, А. В. Фонарев и др.). Изучению общих вопросов самореализации личности как самостоятельного феномена посвящены работы К. А. Абульхано-вой-Славской, Е. Е. Вахромова, Э. В. Галажин-ского, Л. А. Коростылевой, С. И. Кудинова, Д. А. Леонтьева и др.

В большинстве подходов самореализация рассматривается как слабодифференцированное понятие, заменяемое зачастую понятием самоаку-тализации. Поэтому возникает необходимость их теоретического уточнения и конкретизации, эмпирического исследования различий и взаимосвязей.

Цель исследования - уточнить и конкретизировать психологическое содержание понятия самореализации на основе его сравнительного анализа с понятием самоактуализации.

С учетом цели исследования были сформулированы основные задачи:

— провести теоретический анализ понятий самоактуализации и самореализации в отечественной и зарубежной психологии, дать определение понятиям «самореализации» и «самоактуализации»;

— исследовать взаимосвязь показателей самореализации и самоактуализации личности;

— выявить специфику влияния различных уровней самоактуализации на состояние саморе-ализованности.

Конкретизация проблемы. Самореализация и самоактуализация, являясь взаимообуславли-вающими феноменами, выражают стремление к достижению максимальной полноты жизни. Семантическая близость и взаимообусловленность феноменов приводят к тому, что многими авторами в большинстве подходов понятия «самоак-

туализация» (СА) и «самореализация» (СР) рассматриваются как взаимозаменяющие, в связи с чем возникает необходимость их уточнения и конкретизации

Рассмотрим морфологию понятий «самоактуализация» и «самореализация». Приставка «само-» в начале слов указывает на выражение «глубоких сущностных слоев» рассматриваемых феноменов, а также на то, что данные феномены протекают внутри «я» человека и характеризуют субъектность в собственном развитии, направленность на самого себя. Корни слов имеют латинское происхождение: «реализация» - от средневекового латинского слова «reaПs» (вещественный, действительный); «актуализация» - от латинского «actualis» (действительный, настоящий). В смысловом содержании рассматриваемых понятий можно отметить различия: «actualis» - важный, актуальный именно в данный момент, соответствует временному интервалу «сейчас»; «realis» - имеет контекст свершившегося, это то, что действительно «есть», осуществилось, реализовалось.

Понятие «самоактуализация» первым вводит в науку К. Гольдштейн - немецко-американский невролог и психолог [17]. Самоактуализация понимается автором как активация внутренних ресурсов организма, до травмы не проявлявших себя, это дает возможность личности для реорганизации и восстановления. То есть, активация ресурсов организма в посттравматический период.

В зарубежной психологии одной из самых значимых теорий самоактуализации является теория А. Маслоу, разрабатываемая в русле гуманистической психологии [10]. А. Маслоу определяет самоактуализацию как вершину мотива-ционной иерархии, специфическое свойство избранных. Самоактуализация - врожденная потребность, имманентно присущая каждому человеку, однако у большинства людей она оказывается подавлена или искажена в силу ряда обстоятельств. «Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничего не отнято. Средний человек - это полное существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями» [9 с. 379]. Таким образом, Маслоу остается на позиции феноменальности данного явления. Самоактуализация рассматривается, скорее, как судьба: «Человек должен быть тем, чем он может быть» [10, с. 68]. Самоактуализироваться, по Маслоу, - означает сонастраиваться в унисон

своей внутренней природе. Этот процесс понимается как глубокая внутренняя работа, процесс, не имеющий конца, в котором мы соприкасаемся со своей самостью, используем способности и разум, чтобы осуществить задуманное [10].

По Роджерсу, «самоактуализация» - это центральный источник развития личности, который активируется во взаимодействии личности с миром. Актуализация имеет два направления:

1) обеспечение развития организма в целом;

2) актуализация психических процессов, относящихся к самости. Она ведет человека в направлении автономии и самодостаточности.

С. Мадди, рассматривая теорию самоактуализации А. Маслоу и тенденцию к самоактуализации К. Роджерса, противопоставляет их процессу самосовершенствования [9]. Самоактуализация рассматривается им как актуализация врожденных способностей, а самосовершенствование соответствует процессам приобретения и формирования новых возможностей личности. И самоактуализацию, и самосовершенствование Мадди противопоставляет процессу самореализации.

Термин «самореализация» (self-realization) впервые был приведен в «Словаре по философии и психологии», изданном в 1902 г. в г. Лондоне: «Самореализация - осуществление возможностей развития Я. Такое определение соответствует доктрине, согласно которой высшим конечным результатом развития является самореализация или самоосуществление...»

Л. А. Коростылева определяет самореализацию как «осуществление возможностей развития Я посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом» [5, с. 8]. Коростылевой подчеркивается социальная обусловленность процесса самореализации, который возможен только в содеятель-ности с другими людьми. Самореализация характеризуется следующей цепочкой взаимоотношений: я - другой - социум - мир.

Особое понимание феномен самореализации получает в трудах В. Франкла. Автор предлагает рассматривать самореализацию в контексте реализации человеком смысла. Франкл указывает на то, что самореализация не может быть самоцелью, что это спонтанный процесс, возникающий в ходе достижения других целей [15, с. 19]. «Самореализация - это следствие и она не может быть объектом стремления» [15, с. 57]. Человек, не понимающий своих жизненных задач, не способен найти смысл жизни, а следовательно, и

самореализоваться. Актуализация своих возможностей без ориентира на ценности, идеалы и оценки рассматривается Франклом как процесс «самовыражения». И понимание самореализации только как реализации внутреннего потенциала и самоактуализации рассматривается Франклом как поле снятия напряжения, самовыражения. Франкл указывает на то, что жизненные потенциалы не являются индифферентными вероятностями, их можно рассматривать только через призму смысла и ценностей. Самореализацию Франкл определяет, как способность взять на себя ответственность за реализацию смыслов своей жизни [15]. Таким образом, в понимании Франкла, самореализация - это следствие достижения и решения основных жизненных задач. Можно говорить, что самореализация - это особое состояние, в котором человек переживает реализованность объекта своего стремления, смысл.

По мнению К. А. Альбухановой-Славской, самореализация возможна лишь тогда, когда самопознание своих способностей уже завершено, сформирован образ Я и имеется личностная готовность к процессу самореализации [1]. Свойства индивидуальности имеют функциональный характер; они возникают, развиваются и проявляются только в условиях реальной деятельности. Таким образом, актуализированный ресурс личности, реализуясь в конкретной деятельности, становится основой самореализации человека. Самоактуализация является важной предпосылкой самореализации как процесса.

И. А. Идинов указывает фазы самореализации: актуализацию - как мотив личности к развитию, напряжение - как накопление актуализированного ресурса, снятие напряжения - как осуществление мотива и реализация его в деятельности. Данные этапы цикличны, по мнению автора и включают процессы самопознания, самомодели, самовыбора, самоконтроля, самоанализа. Таким образом, показателем реализованно-сти актуализированного потенциала в деятельности является снятие напряжение, благоприятное психоэмоциональное состояние, сопровождающее переживание успеха и реализованности. Каждое реализованное действие личности завершается психоэмоциональной реакцией, отражающей степень удовлетворенности и переживания успеха в данной деятельности. Такое завершенное, реализованное действие и переживания в связи с ним могут быть рассмотрены как продукт и результат самореализации.

Самореализация осуществляется в совместной деятельности, это всегда деятельность во вне, в которой реализуется не только личностный потенциал, но и личностные смыслы, в процессе чего создается новый образ себя, связанный с контекстом той деятельности, в которой человек реализуется. Самоактуализация - это, прежде всего, внутренняя волевая работа по актуализации ранее неосознанных потенциалов и перевод их в актуальное состояние. Использование актуализированного личностью ресурса, совершенствование его в деятельности способствуют реализации основных смыслов, развитию нравственно-волевой сферы личности, и в целом приводят к самореализации. В ходе реализации себя в деятельности личность становится предметом самопознания и самосозидания, изменяя отношение к себе. Уровень развития самосознания является важным условием и самореализации (В. И. Слободчиков, Е. Е. Рукавишникова).

В качестве ключевых показателей самореализации различные исследователи выделяют: чувство реализованности и полезности (Л. А. Коро-стылева) уровень развития самосознания (Е. Е. Рукавишникова, В. И. Слободчиков); ценностное самоотношение (В. В. Знаков, В. К. Шаповалов), чувство реализованности основных смыслов и ценностей личности или экзистенциальная исполненность (Д. А. Леонтьев, В. Франкл).

Для измерения самореализованности саморе-ализованности использовались следующие ее показатели: удовлетворенность профессиональной деятельностью (включающее компоненты: уважительное отношение к деятельности (ОТН); восприятие профессиональной деятельности как ценности (ЦН)); переживание успешности своей деятельности, сопровождающееся положительным психоэмоциональным состоянием (ПЭС), положительное самоотношение, проявляющееся в уровне самооценки (СЦ); переживание экзистенциальной исполненности, соответствующее чувству реализованности смыслов (РС).

Измерение уровня самоактуализации производилось в соответствии с методологией, предложенной разработчиками теста (Л. Я. Гозман, М. В. Кроз, М. В. Латинская), производится по двум базовым шкалам САТ - «шкала компетентности во времени» и «шкала поддержки», а также по дополнительным шкалам (шкала ценностных ориентаций, шкала гибкости поведения, шкала сензитивности к себе, шкала спонтанности, шкала самоуважения, шкала самопринятия,

шкала представлений о природе человека, шкала синергии, шкала принятия агрессии, шкала контактности, шкала познавательных потребностей, шкала креативности). Выявленные с помощью самоакутализационного теста эмпирическим путем данные по всем шкалам обрабатывались при помощи подсчета средних значений, среднеквадратичного отклонения и вычисления коэффициента вариации.

Методы и эмпирические результаты исследования. Для эмпирического исследования использовались специальные диагностические методы, отвечающие конкретным задачам. Изучение показателей самореализации изучалось на примере профессиональной деятельности педагогов при помощи методики «Психологический портрет учителя» (З. Резапкина, Г. Резапкина); методики незаконченных предложений по изучению педагогического сознания (С. В. Пазухина); теста «Шкала экзистенции» (А. Лэнгле). Для исследования самоактуализации использовался са-моактуализационный тест (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, М. В. Загика и М. В. Кроз).

В исследовании приняли участие 220 человек. Среди обследованных - 60 мужчин и 160 женщин: педагоги дополнительного образования (ПДО). Средний возраст 36,8 лет.

Анализ матрицы интеркорреляций показателей самоактуализации (СА) и самореализации (СР) на выборке педагогов ДО позволил выявить следующие особенности: у педагогов дополнительного образования наибольшее количество значимых корреляционных связей с показателями самоактуализации получили показатели самореализации - «реализованность смыслов» и «самооценка», при этом наибольшую значимость для показателей самореализации ПДО обнаруживают показатели СА «сензитивность», «самоуважение» и «шкала поддержки» (см. табл. 1). Можно предположить, что в дополнительном образовании как творческой свободной и открытой среде, менее подверженной стандартизации образовательного процесса, актуализации чувствительности и самоуважения к своей личности способствует профессиональной самореализации, отражаясь на повышении ее показателей «реализованность смыслов», «самооценка», ценностного отношения к своей профессиональной деятельности. Важным фактором становится и показатель СА «шкала поддержки», отражающий степень независимости ценностей и поведения личности от влияния из вне. Актуализированная способность педагогов ДО действовать в соот-

ветствии со своими ценностями и убеждениями нию ценностного отношению к своей деятельно-приводит к повышению самооценки, формирова- сти, а также к чувству реализованности смыслов.

Таблица 1

Взаимосвязь показателей самоактуализации и самореализации педагогов дополнительного образования

СР/ СА СЦ ЦН РС

1 Шкала компетентности во времени - - 0,534 р=0,000

2 Шкала поддержки 0,417 р=0,003 0,313 р=0,03 0,925 р=0,000

3 Ценностных ориентаций 0,444 р=0,002 - 0,738 р=0,000

4 Гибкости поведения 0,305 р=0,035 - 0,806 р=0,000

5 Сензитивности к себе 0,487 р=0,000 0,313 р=0,03 0,718 р=0,000

6 Спонтанности - - 0,628 р=0,000

7 Самоуважения 0,485 р=0,000 0,323 р=0,025 0,565 р=0,000

8 Самопринятия - - 0,724 р=0,000

9 Представлений о природе человека - - -

10 Синергии - - 0,396 р=0,005

11 Принятия агресссии - - 0,525 р=0,000

12 Контактности - 0,305 р=0,035 0,646 р=0,000

13 Познавательных потребностей - - -

14 Креативности - - 0,564 р=0,000

Таким образом, самоактуализируясь, личность педагога переходит на этап спецификации актуализированного ресурса, которая определяется прежде всего особенностями и спецификой профессиональной деятельности, а в педагогической деятельности - спецификой построения образовательного процесса и отношениями между педагогами и учащимися.

Если самоактуализация имеет в большей степени отношение к личностным показателям -проявлениям самости человека, то самореализация больше связана с деятельностью и смыслами личности, затрагивая лишь часть актуализированного ресурса, в соответствии с требованиями профессиональной деятельности и профессиональной среды.

Рассмотрим специфику влияния различных уровней самоактуализации на состояние самореа-лизованности педагогов дополнительного образования. При исследовании влияния уровней самоактуализации на профессиональную самореализацию педагогов дополнительного образования, проводился подсчет среднего суммарного значе-

ния Т-баллов по базовым шкалам самоактуализа-ционного теста - «шкале компетентности во времени» и «шкале поддержки», что позволило распределить выборку педагогов дополнительного образования на три группы в соответствии с уровнями самоактуализации: высокий уровень самоактуализации; уровень психической нормы; низкий уровень, характерный для неврозов и психических расстройств. Общее количество педагогов ДО составило 120 человек. Анализ матрицы интеркорреляций для каждой их трех групп педагогов ДО (с высоким, средним и низким уровнями самоактуализации) позволил исследовать системные характеристики показателей самореализации при разных уровнях самоактуализации. Выявлены качественные различия на основе сравнения удельного веса показателей ПСР, отражающие специфику влияния фактора самоактуализации на профессиональную самореализацию педагогов дополнительного образования.

При низком уровне самоактуализации (п=44) уровень самореализации ПДО составляет 60,5 %, наибольшего значения достигает показатель «са-

мооценка» (76 %); обнаружены статистически значимые корреляционные связи между показателями самореализации: «самооценка» и «психоэмоциональное состояние» (преобладающие в структуре) г=0,759, р<0,01, а также компонентами показателя «удовлетворенность профессиональной деятельностью» г=0,587, р<0,005. Выяв-

лена значимая корреляционная связь между базовым показателем самоактуализации «внутренняя поддержка» и показателем СР «чувство реа-лизованности смыслов» (г=0,689, р<0,01). Удельный вес компонентов психологической структуры профессиональной самореализации составил 1,6 (Рис. 1).

Рис. 1. Структурограмма показателей профессиональной самореализации педагогов дополнительного образования и их взаимосвязи с базовыми показателями самоактуализации при низком ее уровне

Во второй группе педагогов с уровнем самоактуализации, соответствующем норме (п=48), средний уровень самоактуализации сопровождается повышением уровня самореализации ПДО (64,6 %). Наибольшего значения достигает показатель «самооценка» (73,9 %). В ходе анализа матрицы интеркорреляций выявлены статистиче-

ски значимые взаимосвязи между показателями СР «чувство реализованности смыслов» (г=0,575, р<0,01), «самооценка» (г=0,632, р<0,01) и СА «внутренняя поддержка». Удельный вес компонентов психологической структуры профессиональной самореализации составил 1,8 (рис. 2).

Рис. 2. Структурограмма показателей профессиональной самореализации педагогов дополнительного образования и их взаимосвязи с базовыми показателями самоактуализации при уровне самоактуализации, соответствующем уровню тестовой нормы

В группе педагогов с высоким уровнем самоактуализации (п=28) общий уровень самореализации составляет 76 %. Высокого количественного значения достигает показатель «чувство реа-лизованности смыслов» (91,8 %). Значимая корреляционная связь обнаружена между базовыми шкалами самоактуализации («компетентность во времени» (г=0,989, р<0,001); «внутренняя поддержка» (г=0,981, р<0,001) и показателем СР «чувство реализованности смыслов». Выявлена

единственная взаимосвязь между показателями СР «самооценка» и «психоэмоциональное состояние». Важно отметить, что при повышении уровня самоактуализации обнаруживается явная тенденция по возрастанию показателя самореализации «чувство реализованности смыслов», увеличению его взаимосвязи с базовыми показателями СА, а также по повышению общего уровня самореализации ПДО. Следовательно, при высоком уровне актуализации своего личностно-

го ресурса (24 % от выборки) педагоги ДО до- хологической структуры профессиональной са-стигают переживание полноты жизни, наполнен- мореализации составил 1,6 (Рис. 3). ности смыслом. Удельный вес компонентов пси-

Рис. 3. Структурограмма показателей профессиональной самореализации педагогов дополнительного образования и их взаимосвязи с базовыми показателями самоактуализации, при уровне самоактуализации, соответствующем высокому уровню

Крайние значения самоактуализации (высокий и низкий) имеют схожие процессы внутри системы показателей СР и сопровождаются повышением средних значений показателей самореализации. Данный факт возможно интерпретировать следующим образом: процессы самоактуализации личности связаны прежде всего с надситуативной активностью субъектов, внося изменения и диссонанс в процессы адаптации и гомеостаза. Стремление реализовать себя в деятельности увеличивается и при затруднениях самоактуализации, скорее как компенсаторный процесс, и при достижении чувства расширения и актуализации своего потенциала, как высокая возможность и необходимость использовать, ре-ализовывать актуализированное в деятельности, что, в свою очередь, приводит к повышению показателей самореализованности личности педагога.

Наиболее значимое влияние на показатели самореализации оказывает базовый показатель СА «внутренняя поддержка». Таким образом, актуализация субъектности педагога ДО, его способность действовать в соответствии с собственными внутренними убеждениями и установками способствует его профессиональной самореализации, приводя к повышению самооценки и чувства реа-лизованности смыслов.

Можно отметить явную тенденцию к увеличению значимости и степени взаимовлияния самоактуализации и показателя самореализации «реализованность смыслов» при повышении уровня самоактуализации. Следовательно, пол-

нота жизни, ее наполненность смыслом, переживается педагогом ДО только при достижении высокого уровня самоактуализации своего личностного ресурса, что составляет 24 % от общей выборки педагогов.

Выводы

1. На основании теоретического анализа литературных источников отечественных и зарубежных психологов удалось уточнить и конкретизировать понимание самореализации и самоактуализации личности. Результаты серии эмпирических исследований учителей дополнительного образования в целом позволили подтвердить гипотезу о том, что самоактуализация и самореализация личности взаимосвязанные, но не взаимозаменяемые феномены, ориентированные на решение разных задач профессионального становления личности.

2. Установлено, что самоактуализация описывает процессы, протекающие внутри Я, представляя собой внутреннюю активность личности, направленную на выявление и изучение своих ресурсных возможностей. Профессиональная самоактуализация создает готовность субъекта труда к самореализации в рамках конкретной профессиональной деятельности. Самореализация выражает способность личности оптимально использовать и активно преобразовывать свои ресурсные возможности в реальной деятельности, делая акцент на внешних и объективных показателях эффективности данного процесса. Профессиональная самореализация - это психологический процесс и результат целенаправлен-

ной активности по реализации своих ресурсных возможностей в рамках конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная самореализация сопровождается чувством удовлетворенности, исполненности смыслов личности, что приводит к благоприятному эмоциональному состоянию вследствие положительной динамики отношений данной личности к своей профессиональной деятельности, к себе как профессионалу. Выделены ключевые показатели состояния само-реализованности педагогов: удовлетворенность профессиональной деятельностью; психоэмоциональное состояние, положительная самооценка и переживание экзистенциальной исполненно-сти, выражающийся в чувстве реализованности смыслов.

3. Зафиксированы статистически значимые взаимосвязи между показателями самоактуализации и профессиональной самореализации педагогов дополнительного образования. Наибольшее количество значимых корреляционных связей с показателями самоактуализации получили показатели самореализации - «чувство реализо-ванности смыслов» и «самооценка». То есть самоактуализация способствует формированию самоценности педагога, а также переживанию экзистенциальной исполненности через чувство реализованности смыслов в профессиональной деятельности. При этом наибольшую значимость для показателей самореализации ПДО обнаруживают показатели СА «сензитивность», «самоуважение» и «шкала поддержки». Чем выше такие способности самоактуализации педагогов дополнительного образования, как степень независимости внутренних ценностей педагога от воздействия из вне, уровень самоощущения и способность ценить свои достоинства, тем больше возможностей для переживания профессиональной самореализованности. Таким образом, самоактуализация и самореализация являются взаимообусловленными феноменами.

4. Выявлена специфика влияния различных уровней самоактуализации на состояние саморе-ализованности. При повышении уровня самоактуализации ПДО возрастает общий уровень профессиональной самореализации ПДО. При низком и среднем уровне СА наиболее выраженным показателем ПСР является «самооценка», в то время как при высоком - «чувство реализованно-сти смыслов». То есть чувство полноты жизни, ее наполненности смыслом переживается педагогом ДО только при достижении личностью максимальной актуализации своего ресурса, что со-

ставляет 24 % от общей выборки педагогов. При разных уровнях самоактуализации ПДО существует различная структура взаимосвязей между компонентами ПСР: при низком - взаимосвязь между компонентами «самооценка» и «психоэмоциональное состояние», а также между компонентами показателя «удовлетворенность профессиональной деятельностью»; при среднем - между показателями «чувство реализован-ности смыслов и самооценка»; при высоком -«психоэмоциональное состояние» и «самооценка».

Библиографичекий список

1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.

2. Адлер, А. Понять природу человека [Текст] / А. Адлер. - СПб.: Академический проспект, 1997. -256 с.

3. Вахромов, Е. Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации [Текст] / Е. Е. Вахромов. - М.: Международная педагогическая академия, 2001. - 160 с.

4. Гозман, Л. Я. Самоактуализационый тест личности [Текст] / Л. Я. Гозман, М. В. Кроз, М. В. Латинская. - Российское педагогическое агентство, 1995. -41 с.

5. Коростылева, Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере [Текст] / Л. А. Коростылева. - СПб.: Речь, 2005. -222 с.

6. Кудинов, С. И. Функционально-стилевой подход в исследовании самореализации личности [Текст] / С. И. Кудинов // Наука. Образование. Практика : сборник материалов региональной межвузовской научно-практической конференции. - Уфа : Восточный университет, 2007. - С. 37-41.

7. Лэнгле, А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций [Текст] : пер. с нем. / А. Ленгле. - М.: Генезис, 2006. - 235 с.

8. Лэнгле, А. Экзистенциально-аналитическая теория личности [Текст] : сборник статей : пер. с нем. / А. Лэнге. - М.: Генезис, 2006. - 158 с.

9. Мадди, С. Теории личности. Сравнительный анализ [Текст] : пер. с англ. / С. Мадди. - СПб.: Речь, 2002. - 486 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2006. - 352 с.

11. Поваренков, Ю. П. Психологическое содержание профессиональной толерантности учителя [Текст] / Ю. П. Поваренков // Вестник ТГПУ. - 2005. -№ 1. - С. 66-70.

12. Поваренков, Ю. П. Критерии профессионализации и формирование структуры профессиональных способностей [Текст] / Ю. П. Поваренков // Развитие и диагностика способностей / под. редакцией В. Н.

Дружинина, В. Д. Шадрикова. - М., 1991. -С. 107-125.

13. Поваренков, Ю. П. Психологический анализ процесса профессионализации [Текст] / Ю. П. Поваренков // Психологические закономерности профессионализации. - Ярославль, 1991. - С. 95-109.

14. Резапкина, Г. В. Психологический портрет учителя: опыт самодиагностики / Г. В. Резапкина, З. В. Резапкина // Прикладная психология и психоанализ. - 2000. - № 1. - С. 50-59.

15. Франкл, В. Воля к смыслу [Текст] : пер. с англ. / В. Франкл. - М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. - 368 с.

16. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. -490 с.

17. Goldstein K. Human Nature in the Light of Psy-chopathology. Cambridge: Harvard University Press. -194.

Bibliografichekij spisok

1. Abul'hanova-Slavskaja, K. A. Strategija zhizni [Tekst] / K. A. Abul'hanova-Slavskaja. - M.: Mysl', 1991. - 299 s.

2. Adler, A. Ponjat' prirodu cheloveka [Tekst] /

A. Adler. - SPb.: Akademicheskij prospekt, 1997. -256 s.

3. Vahromov, E. E. Psihologicheskie koncepcii razvitija cheloveka: teorija samoaktualizacii [Tekst] / E. E. Vahromov. - M.: Mezhdunarodnaja pedagog-icheskaja akademija, 2001. - 160 s.

4. Gozman, L. Ja. Samoaktualizacionyj test lichnosti [Tekst] / L. Ja. Gozman, M. V Kroz, M. V Latinskaja. -Rossijskoe pedagogicheskoe agentstvo, 1995. - 41 s.

5. Korostyleva, L. A. Psihologija samorealizacii lich-nosti: zatrudnenija v professional'noj sfere [Tekst] / L. A. Korostyleva. - SPb.: Rech', 2005. - 222 s.

6. Kudinov, S. I. Funkcional'no-stilevoj podhod v is-sledovanii samorealizacii lichnosti [Tekst] / S. I. Kudi-

nov // Nauka. Obrazovanie. Praktika : sbornik materialov regional'noj mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii. - Ufa : Vostochnyj universitet, 2007. - S. 37-41.

7. Ljengle, A. Chto dvizhet chelovekom? Jekzisten-cial'no-analiticheskaja teorija jemocij [Tekst] : per. s nem. / A. Lengle. - M.: Genezis, 2006. - 235 s.

8. Ljengle, A. Jekzistencial'no-analiticheskaja teorija lichnosti [Tekst] : sbornik statej : per. s nem. / A. Ljenge. - M.: Genezis, 2006. - 158 s.

9. Maddi, S. Teorii lichnosti. Sravnitel'nyj analiz [Tekst] : per. s angl. / S. Maddi. - SPb.: Rech', 2002. -486 s.

10. Maslou, A. Motivacija i lichnost' [Tekst] / A. Maslou. - SPb.: Piter, 2006. - 352 s.

11. Povarenkov, Ju. P. Psihologicheskoe soderzhanie professional'noj tolerantnosti uchitelja [Tekst] / Ju. P. Povarenkov // Vestnik TGPU. - 2005. - № 1. - S. 66-70.

12. Povarenkov, Ju. P. Kriterii professionalizacii i formirovanie struktury professional'nyh sposobnostej [Tekst] / Ju. P. Povarenkov // Razvitie i diagnostika sposobnostej / pod. redakciej V N. Druzhinina, V. D. Shadrikova. - M., 1991. - S. 107-125.

13. Povarenkov, Ju. P. Psihologicheskij analiz processa professionalizacii [Tekst] / Ju. P. Povarenkov // Psi-hologicheskie zakonomernosti professionalizacii. - Jaro-slavl', 1991. - S. 95-109.

14. Rezapkina, G. V Psihologicheskij portret uchitelja: opyt samodiagnostiki / G. V. Rezapkina, Z. V. Rezapkina // Prikladnaja psihologija i psihoanaliz. -2000. - № 1. - S. 50-59.

15. Frankl, V. Volja k smyslu [Tekst] : per. s angl. / V. Frankl. - M.: Aprel'-Press, JeKSMO-Press, 2000. - 368 s.

16. Fetiskin, N. P. Social'no-psihologicheskaja diag-nostika razvitija lichnosti i malyh grupp [Tekst] / N. P. Fetiskin, V V. Kozlov, G. M. Manujlov. - M.: Izd-vo In-stituta Psihoterapii, 2002. - 490 s.

17. Goldstein K. Human Nature in the Light of Psy-chopathology. Cambridge: Harvard University Press. -194.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.