Научная статья на тему 'Экзистенциальный потенциал профессиональной самореализации педагога'

Экзистенциальный потенциал профессиональной самореализации педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
446
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / PROFESSIONAL SELF-REALIZATION / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / SELF-DETERMINATION / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / SELF-IMPROVEMENT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ИСПОЛНЕННОСТЬ / LEVELS OF EXISTENTIAL MOTIVATION / УРОВНИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / PEDAGOGICAL CONSCIOUSNESS / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА / AN INDIVIDUAL STYLE OF THE TEACHER''S ACTIVITY / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL SAFETY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / PROFESSIONAL MATURITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА / TEACHER'S PROFESSIONAL POSITION / SELF-UPDATING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Александрина Андреевна

Статья посвящена теоретическому анализу соотношения этапов профессиональной самореализации педагога с уровнями экзистенциальной исполненности. В ходе исследования были выявлены профессиональные и личностные факторы, имеющие особую значимость на каждом отдельном этапе самореализации. Было установлено, что профессиональная самореализация является общим интегральным понятием, которое подготавливается в рамках ситуативной самореализации в соответствии с уровнями экзистенциальной мотивации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева Александрина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Existential Potential of the Teacher’s Professional Self-Realization

The article is devoted to the theoretical analysis of a ratio of stages of professional self-realization of the teacher with levels of existential motivation. During research the professional and personal factors having the special importance at each separate stage of self-realization were revealed. It was revealed that professional self-realization is a general integrated concept which is prepared within situational self-realization according to levels of the personality’s existential motivation.

Текст научной работы на тему «Экзистенциальный потенциал профессиональной самореализации педагога»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9

А. А. Григорьева

Экзистенциальный потенциал профессиональной самореализации педагога

Статья посвящена теоретическому анализу соотношения этапов профессиональной самореализации педагога с уровнями экзистенциальной исполненности. В ходе исследования были выявлены профессиональные и личностные факторы, имеющие особую значимость на каждом отдельном этапе самореализации. Было установлено, что профессиональная самореализация является общим интегральным понятием, которое подготавливается в рамках ситуативной самореализации в соответствии с уровнями экзистенциальной мотивации личности.

Ключевые слова: профессиональная самореализация, самоопределение, самоактуализация, самосовершенствование, образовательная среда, экзистенциальная исполненность, уровни экзистенциальной мотивации, педагогическое самосознание, индивидуальный стиль деятельности педагога, психологическая безопасность, профессиональная зрелость, профессиональная позиция педагога.

А. А. Grigorieva

Existential Potential of the Teacher's Professional Self-Realization

The article is devoted to the theoretical analysis of a ratio of stages of professional self-realization of the teacher with levels of existential motivation. During research the professional and personal factors having the special importance at each separate stage of self-realization were revealed. It was revealed that professional self-realization is a general integrated concept which is prepared within situational self-realization according to levels of the personality's existential motivation.

Keywords: professional self-realization, self-determination, self-updating, self-improvement, educational environment, levels of existential motivation, pedagogical consciousness, an individual style of the teacher's activity, psychological safety, professional maturity, a teacher's professional position.

Содержание каждого отдельного образовательного пространства будет определяться не столько формами и методами педагогической деятельности, сколько особенностями личности самого педагога, его стремлением к саморазвитию и самореализации в профессиональной сфере. Готовность педагога к профессиональному и личностному саморазвитию влияет на повышение эффективности образовательного процесса, улучшение межличностных взаимодействий, что в свою очередь приводит к формированию условий для создания развивающей образовательной среды. Таким образом, актуальной является проблема стимулирования педагогов к самореализации и создания комплекса психологических мероприятий, позволяющих педагогу уйти от традиционных, стереотипных форм работы, актуализировать новые личностные ресурсы, способствовать развитию переживания экзистенциальной исполненности.

Экзистенциальная исполненность - понятие, появившееся в психологии В. Франкла для описания качества жизни человека. Степень экзистенциальной исполненности показывает, много ли осмысленного в жизни, как часто человек жи-

вет с внутренним согласием, соответствуют ли его сущности его решения и поступки. Человек по природе своей стремится определить и выполнить свое предназначение в жизни. Одна из сфер, где личность получает возможность раскрыть себя, свой потенциал, - это профессиональная сфера.

Профессиональную самореализацию можно рассматривать как решимость воплотить «собственное» в профессиональной деятельности, что представляет собой основной процесс четвертой фундаментальной мотивации в концепции экзистенциального анализа А. Лэнгле. Важнейший для человека процесс поиска и обретения себя -процесс персонального становления. Размышляя о самом себе, человек соотносит себя с другими людьми. На работе - это соотнесение с коллегами, сравнение своих профессиональных действий с действиями других. Таким образом, самореализацию необходимо рассматривать в двойном соотнесении: внутреннем и внешнем.

Рассмотрим проблему профессиональной самореализации в контексте 4-х фундаментальных мотиваций в экзистенциальном анализе.

© Григорьева А. А., 2013

Любая профессиональная среда предоставляет возможности и условия, которые являются заранее заданными для личности. Попадая в конкретные профессиональные условия, человек должен адаптироваться к ним, определить те свои личностные и профессиональные качества, которые позволяют ему оптимально функционировать в данной конкретной среде. Такой процесс можно назвать самоопределением. Определяя свои возможности и требования среды, личность отвечает на первые основные вопросы: «Могу ли я здесь быть? Подходит ли мне эта профессиональная среда? Справлюсь ли я с выполнением своего функционала здесь?» Для того чтобы специалист положительно ответил на данные вопросы, необходимо, чтобы среда, в которую он попал, предоставляла ему ощущение психологической и физической безопасности. Таким образом, для профессиональной самореализации педагога основная тема первой фундаментальной мотивации - это тема образовательного пространства и образовательной среды как субстанции, влияющей на ощущение защищенности, опоры, возможности профессионально функционировать.

«Среда - это субстанция, которая влияет на перенос взаимодействия между объектами» [1, с. 65]. Под образовательной средой понимается «система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [5, с. 14]. Исходя из этого определения, мы имеем два основных параметра образовательной среды: социальный - особенности личности субъектов данной среды, особенности их взаимодействия; а также пространство и предметное окружение образовательного учреждения, в котором реализуется образовательный процесс.

Е.А. Климов более детально рассматривает структуру среды, выделяя в ней социально-контактную, информационную, соматическую и предметные части. Г.А. Ковалев в сферу психологического анализа школьной среды включает физическое окружение, человеческие факторы и программу обучения. Структурно-

содержательные характеристики представлений Е.А. Климова и Г.А. Ковалева относятся к эколо-го-психологическим теориям и позволяют оценить систему условий и возможностей среды и их влияние на сохранение психологического, социального, физического здоровья субъектов образовательного процесса. Преломление влияния среды через внутренние условия развития личности дает возможность рассматривать процесс самосовершенствования и самореализации.

Возможности для развития и самореализации предоставляются всем участникам данного процесса: педагогам, психологам, администрации и т. д., участвующим в конкретном образовательном процессе. От степени активности образовательной среды будет зависеть способность поддерживать творческую активность участников педагогического взаимодействия. По мнению, Э.Н. Гусинского и Ю.Н. Турчаниновой, такую способность среды следует определять как позитивно активизирующую, наряду с ней существует негативная активность среды, которая проявляется в агрессивном отношении к личности, репрессивном контроле. При таком негативном влиянии среды возникает вопрос о ее безопасности. И.А. Баева определяет психологическую безопасность среды как состояние, которое можно зафиксировать через отношения ее участников. Именно безопасность образовательной среды - одно из главных условий личностного роста, самоактуализации и самореализации. Безопасность среды будет существенно отличаться в различных ее модификациях.

На втором экзистенциальном уровне основную роль играет тема отношений, обращения в образовательной среде. Основными вопросами в профессиональной деятельности педагога здесь будут: «Хорошо ли то, что я делаю, для меня и для других? Удовлетворен ли я тем, что я делаю? Полезна ли моя профессиональная деятельность для других?»

Основными категориями для оценки уровня сформированности второй фундаментальной мотивации в профессиональной деятельности педагога будет стиль взаимодействия с учащимися в педагогической деятельности, а также эффективность деятельности педагога.

Этот уровень можно соотнести с процессом самоактуализации. Профессионал находит положительные ответы на вопросы первой фундаментальной мотивации и получает возможность актуализировать свой внутренний ресурс, преобразуя его из пассивного в активный, проявляя его в деятельности, находя более успешные для данной деятельности формы. Актуализация своих психических ресурсов позволяет предметнее определить стратегию дальнейшего развития применительно к той среде, в которой личность функционирует.

Самоактуализация в профессиональной сфере происходит путем актуализации своих личностных и профессионально значимых качеств, знаний, умений и навыков, позволяющих оценить эффективность деятельности педагога.

Возрастающий рост компетентности приводит к повышению плодотворности, эффективно-

сти профессиональной деятельности педагога. Продуктивность и эффективность являются объективной частью показателей успеха, самореализации в профессиональной сфере. Наряду с этим можно отметить и субъективные показатели самореализации - удовлетворенность своей деятельностью. В педагогической деятельности удовлетворенность основана на профессиональном самосознании педагога и восприятии его деятельности учащимися. Следовательно, при формировании педагогом удовлетворенности в результатах своей деятельности значительную роль следует отвести коммуникативной компетентности педагога, поскольку категория взаимодействия включает в себя коммуникацию, общение между участниками данного процесса. От характера общения педагога с учащимися во многом будет зависеть и результативность.

Еще одним важным аспектом второй фундаментальной мотивации является система взаимосвязанных профессионально-педагогических ценностей, которые представляют собой профессиональное сознание. Одной из важных сторон профессионального сознания является отношение к своей профессии, отношение к себе как к профессионалу. Педагогическое сознание не является застывшим образованием, а представляет собой процесс, в ходе которого учитель познает самого себя, вырабатывает отношение к профессиональной деятельности, что является основой третьей фундаментальной мотивации. Профессионал задается вопросами: «За что я могу сам себя оценить? Могу ли я сам к себе относиться с уважением по результатам своей профессиональной деятельности? Какие недочеты есть в моей деятельности?» Итак, профессиональное сознание позволяет узнать самого себя как профессионала и открывает возможность для диалога с миром. Таким образом, на уровне третьей фундаментальной мотивации происходит процесс самосовершенствования в профессии.

Профессиональное сознание - центральная интегральная характеристика личности в профессиональной деятельности. От уровня развития самосознания зависит степень готовности к профессиональной самореализации. В свете теорий деятельности самосознание рассматривалось как способность человека осознавать себя субъектом своей деятельности, субъектом со специфическими и социально-нравственными характеристиками. Эта специфичность актуализируется в профессиональной деятельности и развивается в ней по мере того, как человек осознает и анализирует данные стороны своей субъектности, он развивается как профессионал. Таким образом, профессиональное сознание определяет направ-

ление и содержание профессионализации личности в ее деятельности, а также является важнейшим условием, позволяющим человеку стать субъектом своего профессионального саморазвития.

Благодаря активной работе самосознания педагогу удается приспособиться, адаптироваться к тому образовательному пространству, в котором он функционирует, найти оптимальные для данной среды способы деятельности, выработать индивидуальный стиль деятельности.

Более четко определяет профессиональное самосознание В. А. Сластенин: это анализ разных сторон «Я». Задача профессионального сознания - определить границы личностного смысла. Позицию В.А. Сластенина можно соотнести с положениями экзистенциального анализа. «Я - орган, функция которого - внимательно всматриваться, рассматривать и оценивать все то, что человек считает собственным: его намерения, желания, чувства, поведение» [4, с. 25]. Профессия предполагает наличие определенной профессиональной среды, где личность реализует свою профессиональную деятельность. Данная среда представляет собой сферу важного и значимого для человека. По А. Лэнгле, такой сферой является Самость. «Самость - это поле, в котором Я дышит» [4, с. 25]. В этом смысле Самость соотносима с профессиональным сознанием.

Характер педагогической деятельности определяет средства профессионального самопознания, к которым относятся: анализ собственной деятельности, общения и личности; сравнение себя с идеалом или конкретными людьми; оценка личности педагога и его деятельности другими людьми; систематическое повышение своей квалификации; самообразование.

Поэтому острыми становятся вопросы «Чему учить? Как учить и зачем учить?» - умение вставать на самоосознающую, рефлексивную позицию в полисубъектном взаимодействии. Повышение уровня профессионального самосознания позволяет превратить свой труд в предмет практического преобразования и становится условием развития интегративных характеристик личности профессионала.

Способность к самопознанию и саморефлексии - одно из условий развития профессионального самосознания, повышения компетентности, эффективности деятельности и формирования готовности к самореализации.

Рефлексия - это способность педагога занимать аналитическую позицию по отношению к своей деятельности, обогащения себя через обмен опытом в процессе общения. Е.Е. Рукавиш-

никова определяет профессиональную рефлексию как механизм самосовершенствования и самоактуализации. Профессиональная рефлексия позволяет педагогу в ходе мысленного анализа оценить и выделить те особенности личности и способы профессионального поведения, которые приводят к наибольшей эффективности. Это, в свою очередь, приводит к актуализации своего внутреннего ресурса и осуществляет переход со стадии готовности к профессиональной самореализации к собственно состоянию самореализации и профессиональной зрелости.

Одним из условий профессиональной самореализации является наличие рефлексивной среды и рефлексивного сообщества. «Это некая система условий развития личности, открывающая перед ней возможность самоисследования и самокоррекции социально-психологических и профессиональных ресурсов» [3, с. 22]. Рефлексивный анализ внешних и внутренних условий позволяет позитивно ответить на экзистенциальный вопрос, связанный с возможностью функционировать в данной профессиональной сфере. Посредством такого анализа происходит сопоставление внутренних потребностей субъекта и внешних условий, удовлетворяющих данные потребности, в результате формируется «предпози-ция поведения», установка педагога в конкретной образовательной среде. Установка - основа активности, модус данной активности определяется отношением к миру и к себе. Самоотношение конституирует самость, таким образом, установка педагога будет основой активности в направлении к самореализации.

Установки, система личных отношений и оценок внутреннего и окружающего опыта, реальностей и перспектив, а также собственные притязания, реализуемые в труде, представляют собой целостное психологическое образование -профессиональную позицию учителя, которая отображает профессиональное сознание. Б.Г. Ананьев рассматривает позицию как интегральное свойство личности, находящее выражение в системе отношений к ролевым предписаниям, нормам и ценностям, представляется совокупностью мотивов и установок, которыми руководствуется человек. Позиция педагога, его профессиональная направленность - одна из основных характеристик профессионального сознания, которое находит свое выражение в индивидуальном стиле деятельности.

«Профессиональные психологические позиции - это устойчивые системы отношений учителя (к ученику, к себе, к коллегам), определяющие его поведение. Профессиональная позиция тесно связана с мотивацией учителя, с осознани-

ем смысла своего труда» [2, с. 62]. Личностный смысл, придаваемый событиям и действиям, является высшей формой субъектности (А.Г. Ас-молов), основным движущим фактором которой является мотивация.

Таким образом, процесс профессиональной самореализации параллельно сопровождается процессами зрелости, повышения компетентности и профессионализации, развитием самосознания и саморазвития, что соответствует уровню четвертой фундаменальной мотивации в экзистенциальном анализе.

Повышение компетентности означает зрелость человека в профессиональной деятельности. Ю.П. Поваренков выделяет три ведущих критерия профессиональной самореализации: профессиональная продуктивность, профессиональная идентичность, профессиональная зрелость.

Профессиональная зрелость представляет собой этап профессионального развития, который позволяет оценить, насколько человек вырос как профессионал. В.М. Русалов наряду с понятием «зрелая личность» приводит такие как «самоактуализирующая», «полностью функционирующая», то есть это такая личность, которая актуализировала определенные личностные ресурсы в определенном виде деятельности. Любая деятельность имеет цель, следовательно, актуализация ресурсов должна определяться конкретной целью и быть адекватной ей. Таким образом, можно сопоставить понятия «профессиональная зрелость» и «профессиональная самореализация» и рассматривать их как достижение определенных результатов, эффективности в своем профессиональном развитии. Если предпосылка профессиональной самореализации - компетентность, то ее результат - эффективность в определенном виде деятельности.

Сравнивая самореализацию со зрелостью, следует различать «ситуативную самореализацию» и «общую самореализацию». Ситуативную самореализацию возможно достигнуть на любом этапе жизненного пути, общая самореализация -интегральное целостное состояние, соответствующее категории зрелости. Е.Н. Городилова также предлагает различать узкое и широкое понимание процесса самореализации: субъектная самореализация, понимаемая как высокий уровень развития личности; и самореализация как атрибут любого существования человека. Автор при этом отмечает, что с возрастом самоактуализация становится более сформированной. Такое видение можно соотнести со спиралью развития, предложенной Д.И. Фельдштейном: тогда субъектная самореализации будет достигаться на ка-

ждом возрастном этапе, соответственно уровню зрелости личности, ситуативная самореализация же будет достигаться в каждой конкретной значимой деятельности. А самореализация как общее, интегральное явление будет пониматься как цель развития личности на верхних витках спирали развития и будет подготовлена предыдущими этапами субъектной самореализации.

Профессиональная самореализация является одной из разновидностей общей самореализации. По Д.А. Леонтьеву, процесс самореализации может идти двумя путями: культурализации и пер-сонализации. Оба варианта составляют сущность педагогической деятельности - главные ее задачи: создание объектов материальной и духовной культуры и полагание себя в форме личностных вкладов в других людей. Такое содержание профессиональной самореализации можно соотнести с основным критерием профессиональной зрелости, выделенным В. М. Русаловым: это состояние, когда человек «способен передать плоды этого развития другому» [5, с. 85]. Е.Н. Городилова выделяет два компонента самоактуализации: принятие других, автономность.

Другими словами, профессиональную самореализацию педагога будет характеризовать: во-первых, высокий уровень взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, в ходе которого творческие достижения самого педагога, особенности его личности, коммуникативная компетентность будут стимулировать личностный рост и саморазвитие этих субъектов. Результатом профессиональной зрелости и профессиональной самореализации будут совместные достижения педагогов и учащихся.

Таким образом, профессиональная самореализация педагога является феноменом, близким экзистенциальной исполненности, и подготавливается на всех уровнях экзистенциальной мотивации в соответствии с концепцией А. Лэнгле. Каждому уровню соответствуют определенный этап профессиональной самореализации, а также формирование и актуализация специфичных профессиональных и личностных показателей: первая фундаментальная мотивация соответствует этапу самоопределения, где ключевым фактором будет являться образовательная среда (предметные показатели среды, психологическая безопасность среды); вторая фундаментальная мотивация - это этап самоактуализации, где значимы система отношений между субъектами образовательного пространства, стиль педагогической деятельности, эффективность педагогической деятельности, коммуникативная компетентность педагога, система педагогических

ценностей. На уровне третьей фундаментальной мотивации происходит процесс самосовершенствования профессионала, где значимыми для педагога становятся развитие профессионального сознания и рефлексии, формирование профессиональной позиции учителя. И, в завершении, на четвертом уровне происходит профессионализация, предпосылками которой являются формирование образа идеального педагога, зрелость личностных и профессиональных показателей. Профессиональная самореализация как общее, интегральное явление будет пониматься как цель развития личности специалиста и будет подготовлена предыдущими этапами субъектной самореализации и уровнями экзистенциальной ис-полненности.

Библиографический список

1. Дронова, Т. А. Формирование интегрально-креативного стиля мышления будущих педагогов в образовательной среде вуза [Текст] : монография / Т. А. Дронова. - М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2007.

2. Левитан, К. М. Основы педагогической деонтологии [Текст]. - М., 1994.

3. Лэнгле, А. Экзистенциально-аналитическая теория личности [Текст] : сб. статей / пер. с нем.; вступ. ст. С. В. Кривцовой. - М. : Генезис, 2006.

4. Орлова, И. В. Тренинг профессионального самопознания: теория, диагностика и практика педагогической рефлексии [Текст]. - СПб. : Речь, 2006.

5. Психологический журнал [Текст]. - Т. 27. -№ 5. - 2006.

6. Ясвин, В. А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию [Текст]. - М. : Смысл, 2001.

Bibliograficheskij spisok

1. Dronova, T. A. Formirovaniye integral'no-kreativnogo stilya my'shleniya budushchih pedagogov v obrazovatel'noj srede vuza [Tekst] : monografiya / T. A. Dronova. - M. : Izdatel'stvo Moskovskogo psihologo-social'nogo instituta; Voronezh : Izdatel'stvo NPO «MODEK», 2007.

2. Levitan, K. M. Osnovy' pedagogicheskoj deontologii [Tekst]. - M., 1994.

3. Lengle, A. Ekzistencial'no-analiticheskaya teoriya lichnosti [Tekst] : sb. statej / per. s nem.; vstup. st. S. V. Krivcovoj. - M. : Genezis, 2006.

4. Orlova, I. V. Trening professional'nogo sa-mopoznaniya: teoriya, diagnostika i praktika pedagogicheskoj refleksii [Tekst]. - SPb. : Rech', 2006.

5. Psihologicheskij zhurnal [Tekst]. - T. 27. - № 5. -2006.

6. Yasvin, V. A. Obrazovatel'naya sreda. Ot modeli-rovaniya k proyektirovaniyu [Tekst]. - M. : Smy'sl, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.