УДК 316
ПРОБЛЕМА ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СТАТУСНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
Дмитрий В. Ушаков1' @
@
Кемеровский государственный университет, Россия, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6 [email protected]
Поступила в редакцию 18.05.2016 г. Принята к печати 01.07.2016 г.
Ключевые слова: самореализация, самоактуализация, профессионально-статусная самореализация личности.
Аннотация: В статье раскрывается сущность, особенности, содержание и связь понятий «самореализация», «самоактуализация» и «профессионально-статусная самореализация личности». Автором приводится сравнительный анализ научных работ отечественных и зарубежных учёных, изучающих проблему самореализации личности, обосновывается собственное понимание данного вопроса. Определяются специфика трактовки междисциплинарного понятия «профессионально-статусная самореализация личности» в рамках социологической науки.
Для цитирования: Ушаков Д. В. Проблема понятия профессионально-статусной самореализации // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2016. № 2. С. 43 - 46.
Самореализация является основой для профессионально-статусного и личностного становления молодого преподавателя. В середине ХХ в. самореализацию отождествляли с понятиями самоосуществление, самопостижение, самоактуализация. Первое определение понятия самореализация «self-realisation» определялась как осуществление возможностей развития «Я» [13 с. 348]. Однако в социальных науках не сложилось единого понимания сущности профессионально-статусной самореализации. Само понятие требует уточнения: «профессиональная самореализация», «самореализация в профессии» и «профессиональная самоактуализация» используются как синонимы. Таким образом, существует потребность исследования социальной специфики процесса самореализации, его структуры и механизмов, основных противоречий, профессионально-статусных характеристик.
Самореализация рассматривается как процесс выявления и развития индивидом личностных способностей во всех сферах своей деятельности [8, с. 133]. Самореализация личности возможна в процессе определенной деятельности, в которой совершенствуются способности, формируется профессионализм, раскрывается потенциал личности человека.
В гуманитарной науке оформились основные подходы: эссенциалистский и экзистенциалистский. В рамках первого подхода самореализация рассматривается как реализация природной сущности человека, врожденное свойство, позволяющее вопреки воле и сознанию раскрыть природные задатки человека, определить его развитие и становление как личности посредством реализации потребностей различного уровня (К. Голльдштейн, К. Роджерс, Э. Фромм, А. Маслоу). Второй подход рассматривает самореализацию как полностью осознаваемый и контролируемый человеком процесс реализации личности (А. А. Реан, В. Франкл, Д. Крамбо, Дж. Мид, Дж. Морено, Л. Махолик, И. С. Кон, М. Р. Гинзбург, Ч. Кули). Человек с точки зрения этого подхода, есть
проект самого себя, результат целенаправленной работы над собой. Подчеркивается, что самореализация - не врожденное свойство, но осмысленный процесс самостановления личности.
В работах ряда ученых понятие самореализации отождествляется с понятием самоактуализация. Данные понятия использовались как взаимозаменяемые синонимы. Однако смысловое значение и объемы этих понятий не совпадают. Понятие самореализация шире, обозначает процессы личностного развития и трансляции личностью своего содержания другим через созидательные и коммуникативные процессы [6, с. 312]. Таким образом, самореализация - это осуществление сформировавшихся, уже существующих способностей, желаний, представлений человека о себе. Самоактуализация есть процесс поиска и осуществления некого врожденного потенциала, специфических свойств и характеристик, которые должны при особых благоприятных условиях приобрести актуальную форму [6, с. 312].
Связь этих двух процессов заключается в том, что самоактуализация является как бы пусковым механизмом самореализации: для того чтобы реализовать свои способности, желания и представления о себе, человек должен вначале их обнаружить, осознать, осмыслить.
Концептуальное оформление идея самореализации получила в работах К. Гольдштейна, который считал, что в каждом человеке природой заложено стремление к са-моактулизации, конфликтующее с окружающей человека средой [15; 17]. По его мнению, самоактуализация невозможна без конфликтов и борьбы в биологическом и социальном смыслах, без уступок со стороны других.
К. Гольдштейн считал, что стремление к самоактуализации - это важная движущая сила развития человека. «Тенденция актуализировать свою сущность порой так детерминирует поведение человека, что он уходит из жизни, когда чувствует невозможность дальнейшей самореализации» [16, с. 179], отсутствие возможности са-
мореализовать себя является и причиной, и следствием душевных болезней. «Болезнь выступает как утрата или ослабление ценности самореализации» [16, с. 183].
Эти идеи отчасти разделял К. Роджерс: в человеке природой заложено стремление к постоянному самосовершенствованию на биологическом (стремление к развитию организма) и на духовном уровне (стремление к развитию личности, совершенствование личностных качеств, формирование способностей). К. Роджерс считает, что стремление здоровой личности к самореализации или самоактуализации, подобно инстинкту, имеет врожденный характер, проявляется в благоприятных условиях и является частью природы человека как биологического существа [8, с. 128]. По мнению К. Роджерса, самоактуализация обусловливает стремление человека к новым впечатлениям, определяет желание изучать мир, контролировать события. Таким образом, самоактуализация есть движущая сила, определяющая развитие человека как биосоциального существа [9, с. 217].
Э. Фромм рассматривает самореализацию как «продуктивную активность», проявление внутренней природы человека. Личность способна развиваться, опираясь на свои внутренние потенции. Пути развития, навязанные кем-либо, не могут служить продуктивным ориентиром для эффективного личностного становления. Только прислушиваясь к самому себе, к своему Я, человек способен достичь результатов [11; 14].
Проблематика самореализации у А. Маслоу рассматривается в смыслах высшей жизненной потребности индивида, которая обусловливает его стремление к раскрытию своих потенциальных возможностей, стать тем, кем он желает стать. Учёный пришёл к выводу, что все потребности индивида являются врождёнными. Потребность в самореализации стоит последней в иерархии потребностей. Потребности в иерархической «пирамиде» не фиксированы; по мере удовлетворения потребностей, занимающих низшее положение, актуальными становятся потребности более высоких уровней. А. Маслоу отмечает, что человек обладает индивидуальным, а иногда и уникальным набором потребностей, заложенных природой. Здоровое, нормальное и желательное развитие заключается в их актуализации, в реализации его потенциальных возможностей. По А. Маслоу, самоактуализирующийся человек способен принять жизненный вызов и создать достойную жизнь, полную смысла [7].
В. Франкл связывает понятие «самореализация» со «смыслом жизни»: человек самореализуется в процессе поиска смысла своей жизни. По мнению В. Франкла, человек находит смысл своего существования в реализации какого-то важного для себя и общества дела, в свершении особой общественно-значимой деятельности, результатом которой будет создание некого инновационного продукта. При этом будет ли этот продут результатом технической деятельности или результатом творческой работы, привнесением чего-то нового в культуру или науку - все это определяет сам человек, руководствуясь своими личными стремлениями, интересами или способностями [10, с. 93]. Смысл жизни может заключаться в поисках истины, в созерцании красоты, в сотворении добра, заботе о ближнем, в служении, в дружбе, в знакомствах с новыми людьми, в поиске новых впечатлений или в переживании любви. Осуществление смысла жизни
запускает процесс самоактуализации, которая «является лишь результатом, следствием осуществления смысла; лишь в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл, который он находит во внешнем мире, он осуществляет и себя. Если он намеревается актуализировать себя вместо осуществления смысла, смысл актуализации сразу теряется» [10, с. 94]. В. Франкл не согласен с А. Маслоу относительно взаимозависимости понятий «самоактуализация» и «смысл жизни». А. Маслоу считает, что смысл жизни начинает интересовать человека только тогда, когда его жизнь уже устроена. В. Франкл указывает на то, что проблема смысла жизни часто возникает тогда, когда жизненные условия складываются неудачно, когда невозможно удовлетворить многие потребности. Эти идеи находят своё продолжение в работах его учеников и последователей Д. Крамбо, Л. Махолика, которые рассматривают утрату смысла жизни («экзи-стенцеальная фрустрация», «экзистенциальный вакуум») в качестве причины психических заболеваний [12].
Таким образом, самореализация в научной литературе рассматривается как некая сила, подталкивающая человека к поиску своего предназначения. Понимание этого предназначения формируется и реализовывается в рамках его социализации, в процессе деятельности, которая раскрывает личность, исходя из тех потенциальных возможностей, которые даны человеку. Тем самым своеобразие человека задаёт рамки его самореализации.
Самореализация - это процесс сотворчества и содея-тельности с другими людьми, с ближним или дальним окружением, с какой-то конкретной общностью или целым миром. Этот процесс носит социальный характер и заключается в возможности личности реализовывать свои социально-ролевые функции. Это означает, что процесс самореализации связан не только с выполнением определенной деятельности, но и с исполнением определенной социальной роли.
Самореализация в символическом интеракционализ-ме рассматривается как умение человека найти баланс между качественным выполнением значимых для человека социальных ролей и возможностью сохранить свою личностную индивидуальность или дистанцию между выполняемыми социальными ролями и личностными особенностями. Однако, растворение личности в определённом ролевом поведении, одержимость своей профессией, полное посвящение всего себя без остатка определенной деятельности, может стать причиной деформации личности, препятствовать профессиональной самореализации. В связи с этим самореализация возможна в том случае, когда личность делает самостоятельный и осознанный выбор тех или иных социальных ролей. Здоровая личность не только качественно их осуществляет, но и сохраняет социальную дистанцию между собой и профессиональной ролью.
Таким образом, самореализация в работах западных исследователей в большинстве случаев рассматривается как некая сила, подталкивающая человека к поиску своего предназначения, понимание этого предназначения формируется и реализуется в процессе деятельности, раскрывающей личность исходя из потенциальных возможностей человека. Своеобразие, ролевой и статусный набор человека задает рамки его самореализации.
В работах отечественных ученых доминирует точка зрения об определяющей роли социальной среды в процессах самореализации. Так, П. М. Якобсон считает самореализацию критерием социально зрелой личности: самореализация выражается в понимании человеком своего места в обществе. В свою очередь, социальная зрелость предполагает наличие психологической зрелости, которая выражается в понимании социальной жизни, внутриличностных особенностей других людей, в личном отношении к окружающему миру [5, с. 189]. Похожей позиции придерживается А. А. Реан: самореализация является показателем зрелости личности и одновременно условием ее достижения, стремление к самореализации обусловливает физическое и социальное здоровье человека, определяет его профессиональное становление и трудовой путь [5, с. 306].
Интерес представляют работы И. С. Кона, по мнению которого самореализация связана в большей степени с понятиями самоосуществления себя, с осуществлением жизненного пути, выбранного человеком, чем с раскрытием того, что заложено человеком от природы. Самореализация начинается с осознания человеком своих способностей и возможностей, с понимания того, что отличает его от других [4, с. 322 - 333]. Способность наиболее адекватно определить свой жизненный путь обусловливает самореализацию человека. И. С. Кон выделяет наиболее важные для человека сферы жизни, в которых он реализует себя: семейно-бытовая, профессиональная, общественная. Успех самореализации личности зависит не только от умения правильно выбирать свой жизненный путь, но и от желания брать на себя ответственность. Похожих позиций придерживается К. А. Абульханова-Славская, утверждая, что самореализация возможна в том случае, когда самопознание и пробы себя уже закончены, личность человека сформирована и появилась потребность во взаимодействии с окружающим миром. Если этого не произошло, то, скорее, возможен процесс самовыражения, нежели самореализации [1].
Социальный характер самореализации заключается в возможности личности реализовывать свои социально-ролевые функции, в основе которых, в свою очередь, лежит ценностно-смысловая сфера личности. Самореализация связана с присвоением общественных связей и от-
ношений, которые выступают критериями ценности для индивида в основных, общественно принятых видах деятельности, которые может выбрать личность [3].
Профессиональная самореализация рассматривается в динамике через социально-профессиональную ориентацию, жизненные и профессиональные планы личности с учетом престижа и привлекательности профессии (Ф. Р. Филиппов, Д. Л. Константиновский, М. Х. Титма, Л. И. Старикова).
Очевидна связь профессиональной самореализации с социальным успехом. Социальная успешность понимается как определенный уровень социальных достижений, материального благосостояния, социального статуса и социального влияния, признаваемый достойным и достаточным в конкретной культуре. Профессиональная самореализация - это механизм достижения социальной успешности такого уровня, какой определяет не сам для себя человек. Такой механизм навязывается обществом. Кроме индивидуального выбора уровня и предела социальных притязаний, самореализация есть переход возможностей в действительность. Это способ, посредством которого человек обеспечивает собственное развитие. Таким образом, саморазвитие является основанием устойчивости человека как сложной, но целостной самоорганизующейся системы [2, с. 87].
Такая самореализация выводит человека на определенный статусный уровень. Чем успешнее профессиональная самореализация, тем выше социальный статус личности.
Таким образом, самореализация - это процесс сотворчества и содеятельности с другими людьми, с ближним или дальним окружением, с конкретной общностью или целым миром. Она основана на возможности личности осуществлять свои социально-ролевые функции, базовым основанием для которых выступает ценностная сфера личности. Этот процесс заключается в возможности личности реализовывать свои социально-ролевые функции, в том числе и в профессиональной деятельности. Профессионально-статусную самореализацию можно рассматривать как вид личностной самореализации человека, включающий, с одной стороны, в себя стремление индивидуального саморазвития, с другой стороны - актуализацию профессиональных статусов и качеств.
Литература
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
2. Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Самореализация личности: системный взгляд / под ред. Г. В. Залевского. Томск: Издательство Томского университета,1999. 154 с.
3. Коган Л. Н. Человек и его судьба. М.: Мысль, 1988. 283 с.
4. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 с.
5. Куликов Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. 480 с.
6. Леонтьев Д. А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. 343 с.
7. Маслоу А. Г. Мотивация и личность; пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.
8. Осипов Г. В. Социологический энциклопедический словарь. М., 1998. 292 с.
9. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека; пер. с англ. Е. И. Исениной. М., 1994. 480 с.
10. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 372 с.
11. Фромм Э. Душа человека. М.: Изд-во АСТ-ЛТД, 1998. 664 с.
12. Crumbaugh J. S., Maholick L. T. An experimental study in existentialism: The psychometric approach to Frankl's concept of noogenic neurosis // J. of Clinical Psychology. Vol. 20. 1964. № 2. Р. 200 - 207.
13. Dictionary Psychology and Philosophy / Ed. by J. M. Bacdnin. Vol. II. London, 1902. 512 р.
14. Fromm E. The Revolution of Hope. Toward a Humanized Technology. Toronto; N.-Y., 1968. 86 р.
15. Goldstein K. The organism. N.-Y.: American Book Company, 1939.
16. Goldstein K. Health as value // New knowledge in human values / A. H. Maslow (Ed.). N.-Y.: Harper and Brothers, 1959. P. 178 - 188.
17. Goldstein K. Human nature in the light of psyschopathology. Cambridge, 1940.
THE CONCEPT OF PROFESSIONAL AND STATUS SELF-REALIZATION Dmitri V. Ushakov1, @
1 Kemerovo State University, 6, Krasnaya street, Kemerovo, Russia, 650000 @ [email protected]
Received 18.05.2016. Аccepted 01.07.2016.
Keywords: self-realization, self-actualization, professional and status self-realization of personality.
Abstract: The article reveals the essence, characteristics, content, and connection of the concepts of "self-realization", "self-actualization" and "professional and status self-realization of personality". The author provides a comparative analysis of the scientific works by domestic and foreign scientists studying the problem of self-realization and justifies his own understanding of view on the matter. The article determines the specifics of the interdisciplinary interpretation of the concept of "status of professional self-realization of personality" in sociology.
For citation: Ushakov D. V. Problema poniatiia professional'no-statusnoi samorealizatsii [The Concept of Professional and Status Self-Realization]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Politicheskie, sotsiologicheskie i ekonomicheskie nauki = Bulletin of Kemerovo State University. Series: Political, Sociological and Economic sciences, no. 2 (2016): 43 - 46.
References
1. Abulhanova-Slavskaia K. A. Strategiia zhizni [Strategy of life]. Moscow: Mysl', 1991, 299.
2. Klochko V.E., Galazhinskii Je. V. Samorealizaciia lichnosti: sistemnyi vzgliad [Self-realization of personality: systematic view]. Ed . Zalevskii G. V. Tomsk: Tomsk. gos. un-t, 1999, 154.
3. Kogan L. N. Chelovek i ego sud'ba [The man and his destiny]. Moscow: Mysl', 1988, 283.
4. Kon I. S. Vpoiskakh sebia: lichnost' i ee samosoznanie [In search of self: personality and its identity]. Moscow: Politizdat, 1984, 335.
5. Kulikov L. V. Psikhologiia lichnosti v trudakh otechestvennykh psikhologov [Psychology of personality in the works of domestic psychologists.]. Saint-Petersburg: Piter, 2000, 480.
6. Leont'ev D. A. Samoaktualizatsiia kak dvizhushchaia sila lichnostnogo razvitiia: istoriko-kriticheskii analiz [Self-actualization as a driving force of personality development: historical and critical analysis]. Ed. Leont'ev D. A., Shchur V. G. Moscow: Smysl, 1997, 343.
7. Maslow A. Motivatsiia i lichnost' [Motivation and Personality]. Saint-Petersburg: Evraziia, 1999, 478.
8. Osipov G. V. Sotsiologicheskii entsiklopedicheskii slovar' [Sociological Encyclopedic Dictionary]. Moscow 1998, 292
9. Rogers K. Vzgliad na psikhoterapiiu. Stanovlenie cheloveka [A look at psychotherapy. Becoming human]. Transl. Isenina E. I. Moscow, 1994, 480.
10. Frankl V. Chelovek vpoiskakh smysla [Man's Search for Meaning]. Moscow, 1990, 372.
11. Fromm E. Dusha cheloveka [The soul of man]. Moscow: AST - LTD, 1998, 664.
12. Crumbaugh J. S., Maholick L. T. An experimental study in existentialism: The psychometric approach to Frankl's concept of noogenic neurosis. J. of Clinical Psychology, 20, no. 2 (1964): 200 - 207.
13. Dictionary Psychology and Philosophy. Ed. Bacdnin J. M. Vol. II. London, 1902, 512.
14. Fromm E. The Revolution of Hope. Toward a Humanized Technology. Toronto; N.-Y., 1968, 86.
15. Goldstein K. The organism. N.-Y.: American Book Company, 1939.
16. Goldstein K. Health as value. New knowledge in human values. Ed. Maslow A. H. N.-Y.: Harper and Brothers, 1959, 178 - 188.
17. Goldstein K. Human nature in the light of psyschopathology. Cambridge, 1940.