дарт профессионального образования и др.) и интеграцией знаний будущих учителей физики в области таких наук, как философия, психология, педагогика, теория и методика обучения физике, физика и др. Концепция может быть дополнена и расширена в зависимости от условий и особенностей функционирования, она может использоваться для подготовки учителей к проектированию образовательного процесса по различным учебным предметам с учетом специфики этих дисциплин.
Предлагаемая концепция является целостной системой. Каждый структурный элемент предлагаемой концепции как системы является ее подсистемой. Целостность концепции обеспечивается: а) наличием таких свойств и качеств, которые не присущи ее структурным элементам; б) взаимной согласованностью и зависимостью всех структурных элементов концепции в виде структурно-логических и функциональных связей между ними. Структурно-логические связи обеспечиваются взаимосвязями и взаимоотношениями структурных элементов друг с другом, а также с надсистемой (социальный заказ, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование»). Функциональные связи структурных элементов концепции определяются ее действенностью при условии соблюдения совокупности основных принципов и концептуальных положений.
УДК 159.9:37.015.3
Т. П. Науменко
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ ПЕДАГОГА
В статье обозначена актуальность проблемы самоактуализации современного педагога и качества его трудовой жизни. Определена теоретическая и практическая основа исследования. Представленные эмпирические результаты подтверждают острую актуальность исследований в области гармонизации личности педагога.
In article the urgency of a problem of self-actualization of the modern teacher and quality of its labor life is designated. The theoretical and practical basis of research is defined. The presented empirical results confirm a sharp urgency of researches in the field of harmonization of the person of the teacher.
Ключевые слова: самоактуализация, уровни самоактуализации, качество жизни, трудовая деятельность.
Keywords: self-actualization, self-actualization levels, quality of life, labor activity.
© Науменко Т. П., 2011
Развитие общества прямо связано с изменениями в трудовой жизни людей, и социально-экономические преобразования приводят к изменению не только содержания и условий труда, но и отношения людей к качеству своей профессиональной жизни. Создание внешних и внутренних условий, обеспечивающих оптимальное использование трудового потенциала человека, в динамично развивающемся обществе приобретает особую актуальность.
Качество жизни в целом определяется как субъективное удовлетворение, выражаемое или испытываемое человеком в физических, ментальных и социальных ситуациях даже при наличии каких-то дефицитов. Исследование представлений об этом феномене позволило выделить его 15 важных компонентов, и наиболее высоко коррелируют с качеством жизни материальный комфорт, работа, здоровье, активный отдых (развлечения), учеба и образование. Как можно видеть, работа стоит на одном из первых мест, тем самым качество трудовой жизни является одной из важнейших составляющих качества жизни в целом и неразрывно связано с возможностью личностного развития человека и удовлетворением его духовных, нравственных, интеллектуальных потребностей.
2010 год объявлен президентом РФ Д. А. Медведевым Годом учителя, и множество проводимых в его рамках мероприятий направлено на укрепление авторитета педагога и, что не менее важно, его социального статуса. Отметим, что низкий социальный статус учителя и низкая заработная плата, не соответствующая интенсивности и высокой ответственности учительского труда, как объективные показатели качества труда непосредственно связаны с внутренней удовлетворенностью педагога своей работой, однако последняя детерминируется и другими факторами. Наше пилотажное исследование показало, что большая часть педагогов работает в состоянии явного стресса по отношению к своей профессиональной деятельности, а отношение к понятию качество жизни характеризуется скептицизмом. При этом в научных источниках по психологии, в отличие от социологических данных и публикаций СМИ, не представлены исследования субъективных составляющих качества трудовой жизни педагога, что подчеркивает актуальность нашего научного поиска.
Теоретический анализ концепций различных психологических школ и направлений позволил нам сформулировать гипотезу исследования: самоактуализация как важнейшее условие профессионального роста человека и реализации его внутреннего потенциала является одним из субъективных показателей качества трудовой жизни.
Трудовая деятельность - целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворе-
ния потребностей каждого индивидуума и общества в целом. Труд как общественно полезная деятельность является формой активного отношения человека к окружающей действительности, направленной на достижение поставленных целей и связанной с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта [1]. Впервые работы психологов (Р. Лай-керт, Д. Макгрегор, Ф. Герцберг) по исследованию качества трудовой жизни появились в 5060 гг. XX в. и сохранили актуальность до настоящего времени. Предлагаемый в то время подход предполагал возможность повышения эффективности деятельности организации за счет повышения эффективности её человеческих ресурсов на основе осознания работником собственных возможностей. Позже этот подход был дополнен концепцией «гуманизации труда», предполагающей приоритетную роль человека как работника и личности [2].
В социологическом словаре качество трудовой жизни определяется как подход к организованному проекту с точки зрения рассмотрения благосостояния работников, их участия в принятии решений и, соответственно, функциональной эффективности. Термин появился в США в 1960-х гг., но лежащий в его основе теоретический стимул исходит от ранних европейских работ и экспериментов по социотехническому системному подходу. Программы качества трудовой жизни различных стран затрагивали вопросы охраны здоровья работника, надежности и удовлетворенности трудом [3].
В целом качество трудовой жизни включает ряд факторов: условия труда и безопасность, справедливое вознаграждение за труд, взаимоотношения с сотрудниками, возможность профессионального роста, самоактуализацию. Самоактуализацию как реализацию работником своего потенциала и индивидуальных способностей, самосовершенствование в процессе труда мы рассматриваем в качестве важнейшей из субъективных составляющих качества жизни личности.
Психологические концепции феномена самоактуализации предполагают её источником потребности личности в росте, развитии, самосовершенствовании. Самоактуализация трактуется как полная реализация подлинных возможностей (К. Хор-ни); стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих возможностей и способностей (К. Роджерс); активная внутренняя тенденция развития себя, истинное самовыражение (Ф. Перлз); стремление человека стать тем, чем он может стать; одна из потребностей личности и ее осознанное стремление к максимально возможному раскрытию своего потенциала с целью его реализации в практической жизнедеятельности на благо общества (А. Маслоу) [4]. Пристальное внимание к проблеме самоактуализации во второй
половине XX - начале XXI в. объясняется все более широким пониманием её определяющей роли в жизни личности, и все большее число психологов, философов, социологов считают самоактуализацию центральным фактором нормального существования человека.
В нашем исследовании мы принимаем определение самоактуализации как а) постоянного процесса роста, становления, проявляющегося в наполнении и раскрытии личности, и б) неотъемлемого атрибута качества трудовой жизни современного педагога. Самоактуализации способствуют желание и внутренняя потребность профессионального самоутверждения, осознание своих возможностей, адекватное планирование деятельности, результатом чего является та или иная степень удовлетворенности результатами деятельности, процессом их достижения и удовлетворение собой как профессионалом.
По мнению ряда отечественных психологов (К. А. Абульханова, С. Л. Смирнов, Е. М. Иванова, А. К. Маркова и др.), возможность выразить себя в профессии - основная потребность личности как субъекта труда. Ценность профессиональной деятельности для педагога связана, прежде всего, с возможностью применения своих способностей, самовыражения, творчества, то есть самоактуализации. В то же время отсутствие стремления у учителя к самоактуализации и творческой активности является одной из причин эмоционального дискомфорта в профессиональной деятельности и формирования синдрома эмоционального сгорания.
В настоящей работе представлены результаты эмпирического исследования самоактуализации современного педагога, осуществленного в 20092010 гг. на выборке из 108 учителей г. Оренбурга, имеющих разный стаж педагогической деятельности. В качестве диагностического инструмента был выбран самоактуализационный тест (САТ) под редакцией Л. Я. Гозмана и М. В. Кроз [5].
К сожалению, наше исследование подтверждает мнение А. Маслоу о том, что существует немного по-настоящему самоактуализовавшихся людей. Математическая обработка полученных нами данных показала: в целом (независимо от возраста и стажа педагогической деятельности) показатели самоактуализации находятся на низком уровне. В диапазон нижней границы нормы попадают показатели лишь по следующим шкалам:
1. Познавательные потребности; заметим, однако, что включаемые сюда интеллектуальность, стремление к приобретению новых знаний об окружающем мире и к повышению уровня своего образования тяготеют к нижней границе нормы - 43 балла при среднем 50.
2. Гибкость поведения и синергия у педагогов в возрасте старше 30 лет; однако эти значе-
ния также ниже среднего - 43 и 45. Таким образом, можно говорить о недостаточной сформи-рованности у испытуемых определенных концепций, целостного восприятия мира и людей, понимания связанности противоположностей, с одной стороны, и определенной гибкости в поведении, в реализации своих ценностей, взаимодействии с окружающими и способности быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию - с другой. Подчеркнем: для педагога взаимодействие с окружающими, адекватность реакций на изменения и целостность восприятия окружающего являются необходимыми составляющими его профессиональной деятельности.
3. Самоуважение у педагогов старше 30 лет находится на нижней границе нормы - 40 баллов. В норме этот показатель говорит о способности субъекта ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них. Как можно видеть, большинству наших испытуемых это несвойственно, кроме того, их характеризует низкая самооценка.
Углубленному анализу в настоящей работе подверглись базовые составляющие самоактуализации: Компетентность во времени и Поддержка.
В соответствии с результатами, представленными Л. Я. Гозманом [6], мы соотнесли средние значения показателей выборок с разными уровнями самоактуализации с описательными критериями четырех уровней самоактуализации, предложенными Л. А. Коростылевой [7]. Соответственно, самые высокие показатели научных работников сопоставимы с наивысшим уровнем самоактуализации, самые низкие показатели невротиков - с примитивно-исполнительским уровнем, индивидуально-исполнительский уровень - со средними показателями. Промежуточные значения между наи-
высшими и средними показателями (по Л. Я. Гоз-ману) были отнесены нами к уровню реализации ролей и норм в социуме (Л. А. Коростылева). Полученные результаты отражены в табл. 1.
Уровни самоактуализации отличаются друг от друга иерархией мотивов; характером потребностей; отношением к жизни, к окружающему миру; степенью индивидуального своеобразия и творческой направленности; реакцией на проблемные моменты в жизни; ценностными ориентациями; наличием гедонистических наклонностей; характером интеллектуальной обработки проблемы; социальной адаптированностью; развитием рефлексии, умением формировать перспективу будущего; умением разрешать конфликты; стремлением к развитию.
В соответствии с представленными в табл. 1 уровневыми показателями полученные нами данные распределились на четыре уровня самоактуализации (табл. 2).
Рассмотрим вначале результаты испытуемых, полученные по шкале Компетентность во времени. Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о способности субъекта жить настоящим, переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте; низкие баллы говорят об ориентации человека на дискретное восприятие своего жизненного пути. Компетентность во времени оценивает тенденцию человека жить в настоящем, а не концентрироваться на прошлом или будущем.
Полученные в нашем исследовании результаты распределились следующим образом:
• Первый уровень самоактуализации - самый низкий, примитивно исполнительский - установлен у 29,63% учителей. Этот уровень характеризуется доминированием физиологических потребностей и потребностей в безопасности; пассив-
Таблица 1
Средние групповые значения по базовым шкалам CAT (в баллах)
Наименование шкал CAT Уровни самоактуализации (Л. А. Коростылева)
Смысложизненная и ценностная самореализация Реализация ролей и норм в социуме Индивидуально-исполнительский Примитивно-исполнительский
Выборки испытуемых (JL Я. Гозман)
научные сотрудники алкоголики невротики
Компетентность во времени (Тс) 9,00 8,07 7,13 5,95
Поддержка (I) 48,15 45,57 43,00 36,15
Таблица 2
Уровни самоактуализации педагогов, %
Уровни самоактуализации Компетентность во времени (Тс) Поддержка (I)
Смысложизненная и ценностная самореализация 40,77 19,45
Реализация ролей и норм в социуме 12,97 6,49
Индивидуально-исполнительский 16,67 7,41
Примитивно-исполнительский 29,63 66,67
ностью; следованием социальным стереотипам; непониманием смысла проблем, причин их возникновения, прогноза; низким уровнем самореализации. Человек может позволить себе только «хотеть», не предпринимая никаких действий для достижения желаемого результата [8].
• Второй уровень, индивиду ально-исполни-тельский, наблюдается у 16,67% испытуемых и отражает тенденции к приспособлению к окружающим, отсутствие альтернатив в мотивации деятельности, отсутствие веры в собственные силы. На этом уровне личность может прорабатывать проблемы, дифференцировать их по актуальности и перспективности, однако не умеет прогнозировать трудности и бороться с ними. Малоактивная жизненная позиция, стремление к сохранению жизненных ресурсов сосуществуют с постоянной тревогой «могу ли я?».
• Уровень реализации ролей и норм в социуме отмечается у 12,97% учителей и типичен для лиц, нуждающихся в общественном признании и оценке и потому ориентированных на принцип поведения «надо». Приспособление в профессиональной сфере и семье, замена трудных целей простыми обусловливают ситуативную адаптирован-ность. В целом формирование такой личности носит случайный характер, а индивидуальность определяется внешними обстоятельствами.
• Уровень смысложизненной и ценностной реализации - высший уровень саморегуляции, со-деятельности и сотворчества - отмечается у 40,77% всей выборки. На этом уровне самоактуализации человек стремится к развитию, творчеству, достижению поставленных целей. Несмотря на то, что это самая большая группа в выборке, тем не менее это только четыре педагога из десяти, то есть менее половины выборки.
Таким образом, можно сделать вывод, что лишь 40,77% наших испытуемых имеют тенденцию к развитию, самореализации, творчеству. Принадлежность к первому, второму, третьему уровням самоактуализации наших педагогов говорит о низком уровне или стагнации личностного развития и дискретном восприятии своей жизни. На этом фоне у учителя развивается дефицит удовлетворенности результатами своего труда, что является основным источником нарушения эмоционального равновесия и повышенной тревожности. Малоактивная жизненная позиция, стремление удовлетворять лишь базовые потребности приводят к тому, что удовлетворенность трудовой деятельностью, не подкрепленная творческими процессами и профессиональным ростом, остается низкой. 12,97% наших испытуемых живут по принципу «надо». Заняв позицию приспособленцев, они также не имеют никакого движения к собственному развитию.
Шкала Поддержки измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне (внутренняя/внешняя поддержка). Концептуальной основой данной шкалы служили идеи А. Рейсмана об «изнутри» и «извне» направляемой личности. Рассмотрим полученные в нашем исследовании результаты.
• Примитивно-исполнительский уровень самоактуализации наблюдается у 66,67% педагогов. Согласно иерархии потребностей А. Мас-лоу - это низший уровень потребностей с примитивными формами психологической защиты (регрессия), малоактивной жизненной позицией, трудностями управления своим поведением. Иными словами, большинство учителей нашей выборки не свободны в выборе, несамостоятельны, нуждаются во внешнем управлении.
• Индивидуально-исполнительский уровень и уровень реализации ролей и норм в социуме наблюдается всего у 7,41 и 6,49% педагогов соответственно. Эти педагоги также в высокой степени зависимы от внешних воздействий и несамостоятельны в принятии решений, пассивны и конформны. Они не имеют собственного мнения, принципов и убеждений. Изменение убеждений и установок зависит от мнения большинства, а основной принцип поведения - приспособляемость. Итак, педагоги этих групп являются в большей или меньшей степени «извне направляемыми».
• Уровень смысложизненной и ценностной реализации наблюдается лишь у 19,45% педагогов, то есть только у двух из десяти педагогов. Они относительно независимы в своих поступках, стремятся руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что, однако, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Свобода в выборе, самостоятельность в принятии решений, неподверженность внешнему влиянию характеризуют «изнутри направляемую» личность.
Итак, по шкале Поддержка 80,57% наших испытуемых находятся на первом, втором и третьем уровнях, которые мы обозначим с точки зрения самоактуализации как более или менее низкие. Несамостоятельность, зависимость от внешних обстоятельств приводят к тому, что учитель находится в подавленном состоянии, испытывает ощущения своеобразного духовного «голода», разочарования в труде и самом себе. Возникают внутренний конфликт и неприятие собственной профессиональной деятельности. Учителю тяжело выполнять свои обязанности, реа-лизовывать планы и начинания. Происходит рассогласование мотивов деятельности, утрачивается радость труда, увлеченность и вдохновение, формируются стереотипность и механистичность
мастерства. Педагога мучает «внутренний холод», может возникнуть сомнение в своей профессиональной пригодности [9].
Для определения тесноты (силы) и направления корреляционной связи использовался метод ранговой корреляции г5 Спирмана. В качестве минимально допустимого использовали уровень значимости р = 0,05.
Анализ корреляций показателей Компетентности во времени и Поддержки показал наличие положительной корреляционной связи (г = 0,46). Таким образом, увеличение способности субъекта жить «настоящим», переживать настоящий момент жизни во всей его полноте прямо коррелирует с повышением степени независимости ценностей и опоры на собственные цели и принципы. И напротив, дискретное восприятие жизненного пути сочетается с несамостоятельностью, несвободой в выборе, высокой степенью зависимости.
Описанные выше уровни самоактуализации коррелируют, на наш взгляд, и с моделями профессионального развития педагога [10]:
• Модель адаптивного поведения характеризуется доминирующей тенденцией подчинения профессиональной деятельности внешним обстоятельствам, выполнению социальных требований, ожиданий и норм. Процессы самоприспособления и подчинения среды (учеников, родителей и т. д.) преобладают над исходными интересами учителя, в результате чего он прибегает к стереотипным решениям педагогических ситуаций. Содержательно этой модели соответствуют в той или иной степени примитивно-исполнительский и индивидуально-исполнительский уровни самоактуализации, а также уровень реализации ролей и норм в социуме. По шкале Компетентности во времени 59,27% педагогов можно отнести к описанной модели, по шкале Поддержка - 80,57% испытуемых.
• Модель профессионального развития. Учитель стремится выйти за пределы повседневной практики и увидеть свой профессиональный труд в целом, что дает ему возможность быть полноправным автором своего настоящего и будущего: внутренне принимать, осознавать и оценивать профессиональные трудности и противоречия и разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривая трудности как стимул развития. Осознание педагогом своего потенциала и перспектив личностного и профессионального роста побуждает его к постоянному поиску, творчеству. Решающим элементом ситуации профессионального развития является возможность делать выбор. Этой модели соответствует наивысший уровень самоактуализации - смысложизненной и ценностной реализации. По шкале Компетенции во времени на этом уровне находится 40,74% испытуемых, по шкале Поддержка - 19,45%.
Итак, мы видим, что в целом компетентность во времени и поддержка наших педагогов являются низкими, и более всего страдает именно внутренняя поддержка. Не чувствуя уверенности в себе и не уважая себя, сложно быть независимым в поступках, свободно выбирать, опираясь на собственные убеждения и принципы, стремиться к самоактуализации и не уступать внешнему влиянию. Однако и отказ от самореализации не избавляет от трудностей в профессиональной деятельности и приносит удовлетворения от своего труда. В то же время, находясь под влиянием высоких требований, предъявляемых к личности педагога и его профессиональным задачам в воспитании (в широком смысле слова) учащихся, учитель вынужден обманывать себя и окружающих, создавать имидж благополучного профессионала. Закономерным следствием этого является ощущение дискомфорта на рабочем месте, сложности во взаимоотношениях с учениками и коллегами, «уход» в себя или иную активность, нарушения соматического и психического здоровья. Все это, безусловно, снижает качество трудовой жизни учителя и объясняет скептическое отношение к самому понятию ее качества, о чем говорилось выше.
В заключение можно сказать, что анализ теоретических источников и полученных нами данных подтверждает правомерность выделения нами уровней самоактуализации педагога в трудовой жизни как индикатора её качества. Одновременно уровневое представление самоактуализации позволяет наметить ориентиры психопрофилактической и психоразвивающей работы в области субъективных составляющих качества трудовой жизни личности.
Примечания
1. Цыганков В. А. Теория и методология исследования качества трудовой жизни. М.: Экономика, 2006. 280 с.
2. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия, 2004. 320 с.
3. Зараковский Г. М. Качество жизни населения. Психологические составляющие. М.: Смысл, 2009. 320 с.
4. Словарь-справочник по социологии: учеб. пособие / А. А. Акмалова, В. К. Мокшин. Архангельск: Изд-во Поморского ун-та, 2008. 304 с.
5. Осницкий А. В. Проблемы психического здоровья и адаптации личности. СПб.: Серебряный век, 2004. 384 с.
6. Там же.
7. Словарь-справочник по социологии.
8. Там же.
9. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2000. 292 с.
10. Психодиагностика персонала. Методика и тесты: учеб. пособие для фак.: психологических, экономических и менеджмента: в 2 т. Т. II / Д. Я. Рай-городский. Самара: Бахрах-М, 2007. 560 с.