ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.147:35.08
ББК Ц439.7 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.02
Деккерт Дмитрий Викторович,
кандидат педагогических наук, майор полиции, старший преподаватель, кафедра философии, иностранных языков и гуманитарной подготовки сотрудников ОВД, Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России; 625049, г. Тюмень, ул. Амурская, д. 75; e-mail: [email protected]
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СЛУШАТЕЛЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ценностные ориентации; дополнительное профессиональное образование; профессиональная культура; нравственная активность; служебно-учебная среда; педагогическое прогнозирование; органы внутренних дел.
АННОТАЦИЯ. Формирование ценностных ориентаций у слушателей, обучающихся в организации дополнительного профессионального образования МВД России, - достаточно насыщенный и интересный процесс. В условиях реформирования системы МВД России и усиления социальной направленности деятельности ведомства исследуемая проблема приобретает еще большую значимость. В статье рассматриваются теоретические аспекты вопроса, касающиеся понятия ценностных ориен-таций, особенностей данного процесса, точки зрения исследователей. Проблема исследуется как с педагогической, так и с психологической точки зрения. Межпредметное взаимодействие играет в этом процессе ключевую роль. Затрагивается и такой важный вопрос в педагогике, как прогнозирование, применительно как к принципу преемственности в целом, так и к процессу воспитания и обучения личного состава в частности. Дается авторское определение процесса формирования ценностных ориентаций сотрудников. Выделяются особенности служебно-учебной среды организации дополнительного профессионального образования и их влияние на формирование ценностных ориентаций сотрудников. В качестве базовых ценностных ориентаций, которые необходимо формировать у сотрудников, автор выделяет соблюдение, уважение прав и свобод человека и гражданина, а также умение проявлять сочувствие и сострадание, приходить на помощь гражданам, проявлять неравнодушие.
Dekkert Dmitry Viktorovich,
Candidate of Pedagogy, Major of Police, Senior Lecturer, Department of Philosophy, Foreign Languages and the Humanities, Tyumen Institute of Advanced Training for Law Enforcement Officers of the Ministry of the Internal Affairs of the Russian Federation, Tyumen Russia.
VALUE ORIENTATIONS OF TRAINEES AT THE INSTITUTIONS OF ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA: THEORETICAL ASPECT
KEYWORDS: value orientations; additional vocational education; professional culture; moral activity; service and learning environment; pedagogical forecasting; internal affairs agencies.
ABSTRACT. The formation of value orientations among the trainees of the institutions of additional vocational education of the Ministry of the Internal Affairs of the Russian Federation is quite an intensive and interesting process. Due to the current reforms in the system of the MIA of Russia and strengthening of the social orientation of the Ministry activities, the studied problem becomes even more important. The theoretical aspects of the issue concerning the concept of value orientations, as well as the features of this process and the points of view of researchers are analyzed in the article. The problem is investigated from both pedagogical and psychological points of view. The interdisciplinary interaction plays a key role in this process. Such an important issue in pedagogy as forecasting, applied on the whole to the principle of continuity, and in particular to the process of education and training of police staff, is also considered. The author's definition of the process of formation of value orientations of law enforcement officers is given. Special features of the service and learning environment of the institution of additional vocational education and their influence on the formation of value orientations of police officers are distinguished. The author refers to the so-called "basic" value orientations which should be formed among the law enforcement officers, such as observance and respect for human and civil rights and freedoms, as well as the ability to show empathy and compassion and to help citizens.
»поха реформ государственных ор- верглось определенным изменениям: по-
ганов нашей страны в двадцать явились новые подходы к выполнению за-
первом веке не обошла стороной и право- дач, стратегия развития. При этом социаль-
охранительную систему. Министерство ная направленность ведомства была и оста-
Внутренних Дел Российской Федерации как ется главенствующим вектором деятельно-
одно из крупнейших силовых ведомств под- сти. Взаимодействие с гражданами и обще-
г
© Деккерт Д. В., 2017
ством, повышение доверия среди населения страны являлись и являются основополагающими задачами. Вместе с тем, когда поднимаются вопросы о реформировании системы, об оптимизации штатной численности личного состава, на второй план уходят вопросы морально-нравственного совершенствования. Однако для повышения эффективности результата реформирования вопросы нравственного оздоровления системы изнутри, обращенные к личности каждого сотрудника, должны быть неразрывны с организационно-штатными. Соглашаясь с мнением А. Л. Анисина, можем констатировать тот факт, что помимо формирования профессионально компетентной личности, обладающей определенными навыками и знаниями, не меньшее значение должен иметь процесс формирования мировоззренческих установок, обеспечивающих служение обществу и закону [1]. Большую роль в этом играют процессы обучения и воспитания. Именно поэтому будущее системы образования заключается в комплексной работе с использованием в педагогике не только преимущественно компетентностного подхода, но и культоро-логического. Основными целями последнего являются построение образовательного процесса с опорой на моральные нормы, ценности, учет положительного опыта прошлого, а также доминирование взаимодействия между субъектами образовательного процесса в области морали и нравственности в служебной деятельности. При этом, опираясь на точку зрения профессора Е. В. Яковлева, будем считать, что «научный статус культурологического подхода определяется исследованием образования в качестве внутреннего стержня культуры, интегрирующего элемента всех отраслей духовного производства, всех форм общественного сознания» [18, с. 112].
Поднимая вопросы о культурологическом подходе, о тех или иных морально-нравственных ценностях, поступках, идеалах, необходимо, на наш взгляд, обратиться к понятию «профессиональная культура». Под ним будем понимать «компонент общей культуры, проявляющийся в результате взаимодействия людей в сфере профессиональной деятельности, имеющей умственное и нравственное начало, закрепленное в моделях поведения сотрудников» [6, с. 18-19]. Профессиональная культура является собирательным понятием, включающим в себя определенные компоненты. Одним из таких является ценностный компонент.
Служба в правоохранительных органах основана на определенной системе ценностей. Актуальность вопроса о ценностях -как профессиональных, так и личностных -
на сегодняшний день, в условиях модернизации социума, приобретает едва ли не ключевое значение. Гораздо большее значение этот вопрос имеет применительно к системе образования, особенно ведомственного.
Организации дополнительного профессионального образования МВД России -одно из ключевых звеньев в системе подготовки личного состава к службе на различных должностях органов внутренних дел. В отличие от классического ведомственного, дополнительное профессиональное образование - более насыщенное (так как сроки обучение более короткие) и практи-ко-ориентированное (так как обучаются уже действующие сотрудники). Для педагогического состава такой вид образования - более вариативный вследствие того, что приходится работать по программам как профессионального обучения и переподготовки, так и повышения квалификации со слушателями разного уровня и видов базового образования (к примеру, юридического и неюридического). В этой связи формирование профессиональной культуры сотрудников ОВД и ее ценностного компонента на этапе обучения играет очень большую роль. В этот период закладывается, а точнее, корректируется определенный базис профессионального поведения, основанный на проявлении личностных ценностей параллельно с ценностями профессиональными. Проявление таких ценностей в рамках учебного процесса позволяет вести речь о формировании ценностных ориентаций обучающихся.
Ценностный компонент профессиональной культуры подразумевает ценностные ориентации, то есть умение и способности переносить морально-нравственные аспекты в жизнь в виде поведения и конкретных поступков. Применительно к обучению сотрудников органов внутренних дел, обучающихся в организациях дополнительного профессионального образования, можно говорить о таких базовых ценностных ори-ентациях, как соблюдение, уважение прав и свобод человека и гражданина, а также умение проявлять сочувствие и сострадание, приходить на помощь гражданам и просто не быть равнодушным.
Обратимся к самому термину «ценностные ориентации». В науке на сегодняшний день не выработалось единого подхода к определению данной категории. Но нам прежде всего интересны взгляды ученых, применимые к педагогическому процессу.
Так, В. А. Сластенин всецело связывает ценностные ориентации с профессией и выделяет понятие «профессионально-ценностные ориентации». Под ними исследо-
ватель понимает характеристики субъекта, позволяющие удовлетворять материальные и духовные потребности и служащие ориентиром социальной и профессиональной активности, направленной на достижение общественно значимых гуманистических целей [15, с. 42]. Позволим себе в определенной части не согласиться с позицией ученого. Материальные потребности не являются основными составляющими профессионального ориентира как для начинающих сотрудников ОВД, проходящих обучение, так и для действующих. Главенствующими и единственными основаниями для формирования ценностных ориентаций сотрудников полиции являются морально-нравственные, направленные на интересы общества и государства.
В. А. Матросов рассматривает ценностные ориентации как основу формирования профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел и понимает под ними «относительно самостоятельный феномен группового и индивидуального сознания, один из важнейших мотивов формирования и реализации жизненных планов людей, выбора профессии, тесно связанный с социальной ориентацией» [11]. Также автор выделяет ряд факторов, характеризующих систему ценностных ориентаций: социальная среда, воспитание и объект воздействия. Позиция данного автора нам наиболее близка, поскольку процесс формирования ценностных ориентаций в процессе обучения в организациях дополнительного профессионального образования системы МВД России - это действительно феномен, заключающийся в погружении в определенную служебно-учебную среду. Данная среда активно воздействует на формирование сознания сотрудника и осознанности выбора профессии. Более того, требования, предъявляемые к сотруднику, обучающемуся в организации дополнительного профессионального образования системы МВД России, направлены на соблюдение учебной дисциплины, формы одежды, распорядка дня, субординации и добросовестного несения службы в суточном наряде и способствуют активной коррекции уже состоявшихся личностей в вопросах служебного воспитания.
В продолжение темы о процессе обучения в ведомственных организациях системы МВД России представляется интересным рассмотрение вопроса, касающегося ценностных оснований (ориентиров) построения непрерывного образования в учебных заведениях МВД России. Ценностные основания (ориентиры) образовательного процесса в данном случае выступают в качестве определенных предпосылок к наиболее качественному и эффективному процессу фор-
мирования ценностных ориентаций сотрудников. Некоторые ученые (например, В. В. Васильев, С. А. Майорова, Е. А. Вызулин и др.), говоря об особенностях функционирования образовательных организаций МВД России, выделяют следующие блоки ценностных оснований (ориентиров) построения образовательного процесса: ценностные основания деятельности обучающихся, преподавательского состава, работодателя в лице комплектующих ОВД [4]. При этом авторы подчеркивают, что система ведомственного дополнительного профессионального образования в вопросах ценностных оснований (ориентиров) остается до сих пор недостаточно изученной. Важно отметить, что ценностные основания (ориентиры) «полицейского образования» предполагают анализ и взаимное согласование ценностных ориентаций всех категорий обучающихся. Позиция данных исследователей представляется нам достаточно фундаментальной по причине того, что вопрос формирования ценностных ориентаций рассматривается ими через призму изначально задаваемого научного вектора воздействия различных субъектов образовательного процесса друг на друга. Наличие ценностных оснований (ориентиров) и, как следствие, обратной связи педагогического процесса с работодателем очень важно для повышения эффективности процесса обучения и воспитания сотрудников. Многие исследователи, рассматривая такую связь, важное место отводят вопросам педагогического прогнозирования [5; 10; 12]. В этой связи девиз дополнительного профессионального образования «Обучение через всю жизнь» приобретает ярко выраженную актуальность и еще большую целесообразность в вопросах нравственного воспитания и развития личного состава МВД России.
Определяя ценностные ориентации как относительно самостоятельный элемент социально-психологической структуры личности, О. Н. Штаб подчеркивает, что они являются объектом воспитания, а проблема формирования ценностных ориентаций -это проблема всей системы образования [17]. Здесь хотелось бы отметить, что автор разворачивает исследование указанной проблемы в другую сторону и имеет в виду не только ведомственное и дополнительное профессиональное образование, но и другие виды образования, начиная со средней школы и заканчивая вузами или ссузами. Данная точка зрения является достаточно обоснованной вследствие того, что система образования в целом подразумевает наличие определенных взаимосвязанных элементов. Цепочка «школа - ссуз (вуз) - организация дополнительного профессионального образования МВД России» явля-
ется достаточно последовательной и учитывает один из главных принципов системы образования - принцип преемственности [13; 14; 16]. Под ним мы в большей мере будем понимать систему ступенчатого воспитания и обучения, поэтапное изучение личности. Рассматривая вопросы, касающиеся определения ценностных ориентаций и особенностей их формирования в ведомственных организациях МВД России, считаем необходимым затронуть, помимо педагогической стороны вопроса, еще и психологическую.
В этой связи представляется весьма интересной позиция Л. Н. Антилоговой, подчеркивающей важность такого понятия, как «нравственная активность», при формировании нравственных ценностей и привычек. Исследователь в качестве отдельного аспекта выделяет сенситивный период развития личности, подчеркивая возрастные особенности в вопросах восприятия и осознания своего поведения человеком. В связи с этим, рассматривая вопрос о формировании ценностных ориентаций у обучающихся в организациях дополнительного профессионального образования, необходимо обращать внимание на возрастные категории слушателей, особенности восприятия ими информации, ее понимания и эффект в поведении. Педагогическому и строевому составу важно понимать и осознавать, что нравственная активность должна осуществляться не по приказу, а по «велению сердца». В таком случае, по мнению автора, у человека сохраняется волевой потенциал и способность действовать и поступать искренне в любых ситуациях, требующих нравственной оценки [2]. В обратном случае возможны проявления различных типов деструктивности в поведении [7]. Также нравственную активность мы можем рассматривать как существенный признак процесса взаимодействия при работе в чрезвычайных ситуациях [3].
При этом нравственная активность в условиях служебно-учебной среды образовательной организации дополнительного профессионального образования может являться проявлением как положительных, так и отрицательных качеств сотрудника. Это может быть связано с различным пониманием тех или иных нормативных требований, с взаимоотношениями внутри учебных групп, курсов и подразделений. Служебная субординация, принцип единоначалия и коллективизма могут в той или иной мере способствовать формированию «иной» нравственной активности. Следовательно, и оценка поведения в определенных ситуациях может быть различной. При этом еще раз подчеркнем, что нравственная ак-
тивность - момент сугубо психологический, являющийся своеобразным катализатором в процессе формирования ценностных ори-ентаций сотрудника. Ключевую роль здесь должны играть профессорско-преподавательский состав, кураторы, курсовые офицеры, психологи. Их задача - изучить личностные особенности обучающихся и скорректировать направленность на интересы службы.
Продолжая рассматривать психологический элемент, нельзя не согласиться с точкой зрения И. В. Костылевой, полагающей, что главным интегральным качеством человека, обусловливающим его направленность на высокий уровень выполнения профессиональных задач, является надежность. По мнению специалиста, надежность «представляет собой качество духовно-нравственного содержания в силу того, что оно отражает устойчивость, стабильность и нравственную организацию» [9, с. 126].
Такой элемент, как «надежность», является качественной характеристикой в вопросах формирования ценностных ориен-таций. Он свидетельствует о той самой нравственной организации личности, а значит, о способности сотрудника осознавать свое поведение и действовать, опираясь на нравственные ценности [8].
Таким образом, рассмотрев различные точки зрения на проблему формирования ценностных ориентаций, можно сказать, что обучение в ведомственных организациях дополнительного профессионального образования МВД России - весьма сложный, интересный и многогранный процесс. В данной работе акцент был сделан на теоретическую составляющую проблемы, при этом был выявлен и ряд проблем педагогического характера. В связи с этим хотелось бы дать авторское определение рассматриваемому вопросу. Под формированием ценностных ориентаций у слушателей, обучающихся в организации дополнительного профессионального образования МВД России, следует понимать социальный, психолого-педагогический процесс организации личностного и коллективного восприятия и усвоения нравственных ценностей и идеалов, являющихся объектами воспитания, в условиях определенной служебно-учебной среды организации дополнительного профессионального образования, а также их проявлений во время несения службы в суточном наряде, учебном процессе и во время прохождения учебной практики.
Формирование таких ценностных ори-ентаций, как соблюдение, уважение прав и свобод человека и гражданина, а также умение проявлять неравнодушие, сочувствие и сострадание, приходить на помощь
гражданам, как и говорилось в начале работы, является базовым. Определять их исчерпывающей перечень было бы ошибочно, потому что мораль не знает четких алгоритмов применительно к конкретным жизненным обстоятельствам.
Обучение в организации дополнительного профессионального образования - это погружение в определенную служебно-учебную среду. Эта среда способствует формированию базовых ценностных ориента-ций сотрудников ОВД. Получение теоретических знаний на занятиях сочетается с параллельным выполнением служебных обязанностей: а) несение службы на контрольно-пропускных пунктах учреждения совместно со своими товарищами, патрулирование территории, дежурства по обеспечению контроля за порядком в учебных корпусах и различных объектах; б) жизнь и служба по регламентирующим документам - уставам, распоряжениям, приказам (как устным, так и письменным), жесткая субординация, система подчинения (наличие системы дисциплинарных наказаний за неудовлетворительную учебу и поведение, соблюдение норм этики как на службе, так и вне ее согласно Типовому кодексу профессиональной этики государственных (муниципальных) служащих РФ); в) наличие так называемой служебной необходимости (несение службы сверх нормы в силу сложившихся обстоятельств, учений, оказание помощи практическим подразделениям в периоды проведения либо оперативно-розыскных, либо массовых мероприятий); г) наличие самостоятельной подготовки и необходимость постоянного самообразования, совершенствования навыков для сдачи текущих, рубежных и итоговых зачетов и экзаменов.
Эти составляющие помогают во многом воспитать в сотруднике чувство ответственности, уважения к законодательным нормам и требованиям и являются показателем определенных качеств сотрудника, свидетельствующих о его неравнодушии к обучению, руководству, товарищам по группе и гражданам.
Еще одной важной особенностью организации дополнительного образования МВД России является то, что процесс обучения проходит по трем направлениям: профессиональная подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации. Это позволяет одновременно обучаться в одних стенах как начинающим сотрудникам, так и сотрудникам с большим опытом работы, так что в рамках учебы и выполнения служебных обязанностей осуществляются передача служебного опыта, психологическая поддержка и воспитание
молодого поколения сотрудников. Для начинающих сотрудников это является в том числе определенным стимулом к достижению служебных высот.
Еще одним немаловажным элементом воспитания молодых сотрудников является оказание помощи населению посредством консультаций в юридических клиниках организации дополнительного профессионального образования. Под руководством опытных преподавателей молодые сотрудники в определенные часы ведут прием граждан и оказывают им консультативную помощь и поддержку в области защиты прав и законных интересов.
Сама среда, внутренние устои и порядки, основанные как на ведомственных нормах, так и на федеральном законодательстве, особенности организации учебного процесса, взаимодействие с гражданами в период учебной практики и выполнение консультативных функций могут способствовать формированию таких ценностных ориентаций, как соблюдение, уважение прав и свобод человека и гражданина, а также развитию умения проявлять неравнодушие, сочувствие и сострадание, приходить на помощь гражданам.
Формирование мировоззренческих основ поведения сотрудников - вопрос эффективности их дальнейшей службы на благо обществу и закону. Профессиональная подготовка личного состава ОВД -сложный, системный воспитательный процесс. При этом, рассматривая данный процесс через призму обучения и воспитания уже сложившихся личностей, следует говорить больше о коррекции определенных принципов и взглядов.
Подводя итоги, хотелось бы выделить определенные особенности процесса формирования ценностных ориентаций у слушателей, обучающихся в организациях дополнительного профессионального образования МВД России.
Ценностные ориентации подразумевают следующее: а) лично-возрастную природу; б) социальную и психолого-педагогическую природу; в) определенную служеб-но-учебную среду; г) преемственность в вопросах целенаправленного воспитания; д) отсутствие материальной составляющей в сознании. Таким образом, процесс формирования профессиональной культуры сотрудников ОВД - достаточно динамичный процесс, главной целью которого является осознание личностных и профессиональных ценностей, имеющих социальную направленность, активно формирующихся в процессе непрерывного обучения и служебной деятельности сотрудника.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анисин А. Л. Ценностные приоритеты профессионального образования сотрудников органов внутренних дел // Научные основы повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел : сб. ст. - Тюмень : Тюменский ин-т повышения квалификации сотрудников МВД России, 2013. - С. 149-151.
2. Антилогова Л. Н. Ценностные ориентации как форма выражения нравственной активности личности // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2016. - №4 (67). - С. 23-25.
3. Белорежев О. Н. Педагогические условия формирования способности курсантов к активному взаимодействию в чрезвычайных ситуациях / / Педагогическое образование в России. - 2017. - №4. - С. 95-99.
4. Васильев В. В., Майорова С. А., Вызулин Е. А. Ценностные основания построения непрерывного образования в образовательных организациях МВД России: постановка проблемы // Вестник Волгоградской Академии МВД России. - 2016. - № 4 (39). - С. 115-117.
5. Гершунский Б. С. Образовательно-педагогическая прогностика: теория, методология, практика : учеб пособие. - М. : Флинта : Наука, 2003. - 764 с.
6. Деккерт Д. В. Формирование профессионально-деонтологической культуры сотрудников ГПС МЧС России в организации дополнительного профессионального образования : монография. - Челябинск : Цицеро, 2016. - 135 с.
7. Злоказов К. В. Эмпирический анализ типов деструктивности сотрудников правоохранительных органов // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2014. - № 4 (30). - С. 195-201.
8. Костылева И. В. Аксиологические аспекты надежности профессиональной деятельности сотрудника полиции // Вестник Санкт-Петербург. ун-та МВД России. - 2014. - № 3 (63). - С. 216-222.
9. Костылева И. В. Значение ценностных показателей в характеристике надежности сотрудников полиции / / Вестник Калининград. филиала Санкт-Петербург. ун-та МВД России. - 2015. - № 2 (40). - С. 126-130.
10. Кутьев В. О. Педагогическая прогностика: научные подходы и мифы // Педагогика. - 1995. - № 3. -С. 7-14.
11. Матросов В. А. Ценностные ориентации как основа формирования профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в сибирском регионе : сб. мат-лов науч.-практ. конф. Ч. 1. - Красноярск : Сибирский юридич. ин-т МВД России, 2001. - С. 58-62.
12. Матушак А., Матушак З. Прогнозирование и методы прогнозирования в учебном процессе : монография. - Челябинск : Центр научного сотрудничества, 2011. - 140 с.
13. Присяжная А. Ф. Профессионально-личностное становление и развитие педагога на основе формирования прогностической компетентности : учеб. пособие. - Челябинск : Челябинск. гос. пед. ун-т, 2005. - 110 с.
14. Присяжная А. Ф. Формирование прогностической компетентности будущих учителей: теоретико-методологический аспект : монография. - Челябинск : Челябинск. гос. пед. ун-т, 2005. - 180 с.
15. Сластенин В. А. Педагогическая аксиология : монография. - Красноярск : СибГТУ, 2008. - 294 с.
16. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3. - С. 20-26.
17. Штаб О. Н. Основы процесса формирования профессионально-ценностных ориентаций курсантов юридического института МВД России // Вестник Барнаульского юрид. ин-та МВД России. - 2008. -№ 2 (15). - С. 194-197.
18. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. -М. : Владос, 2006. - 239 с.
REFERENCES
1. Anisin A. L. Tsennostnye prioritety professional'nogo obrazovaniya sotrudnikov organov vnutrennikh del // Nauchnye osnovy povysheniya kvalifikatsii sotrudnikov organov vnutrennikh del : sb. st. - Tyumen' : Tyumenskiy in-t povysheniya kvalifikatsii sotrudnikov MVD Rossii, 2013. - S. 149-151.
2. Antilogova L. N. Tsennostnye orientatsii kak forma vyrazheniya nravstvennoy aktivnosti lichnosti // Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. - 2016. - №4 (67). - S. 23-25.
3. Belorezhev O. N. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya sposobnosti kursantov k aktivnomu vzaimodeystviyu v chrezvychaynykh situatsiyakh // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2017. - № 4. - S. 95-99.
4. Vasil'ev V. V., Mayorova S. A., Vyzulin E. A. Tsennostnye osnovaniya postroeniya nepreryvnogo obrazovaniya v obrazovatel'nykh organizatsiyakh MVD Rossii: postanovka problemy // Vestnik Volgogradskoy Akademii MVD Rossii. - 2016. - № 4 (39). - S. 115-117.
5. Gershunskiy B. S. Obrazovatel'no-pedagogicheskaya prognostika: teoriya, metodologiya, praktika: ucheb posobie. - M. : Flinta : Nauka, 2003. - 764 s.
6. Dekkert D. V. Formirovanie professional'no-deontologicheskoy kul'tury sotrudnikov GPS MChS Rossii v or-ganizatsii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya : monografiya. - Chelyabinsk : Tsitsero, 2016. - 135 s.
7. Zlokazov K. V. Empiricheskiy analiz tipov destruktivnosti sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov // Yuridicheskaya nauka i pravookhranitel'naya praktika. - 2014. - № 4 (30). - S. 195-201.
8. Kostyleva I. V. Aksiologicheskie aspekty nadezhnosti professional'noy deyatel'nosti sotrudnika politsii // Vestnik Sankt-Peterburg. un-ta MVD Rossii. - 2014. - № 3 (63). - S. 216-222.
9. Kostyleva I. V. Znachenie tsennostnykh pokazateley v kharakteristike nadezhnosti sotrudnikov politsii // Vestnik Kaliningrad. filiala Sankt-Peterburg. un-ta MVD Rossii. - 2015. - № 2 (40). - S. 126-130.
10. Kut'ev V. O. Pedagogicheskaya prognostika: nauchnye podkhody i mify // Pedagogika. - 1995. - № 3. -S. 7-14.
11. Matrosov V. A. Tsennostnye orientatsii kak osnova formirovaniya professional'nykh kachestv so-trudnikov organov vnutrennikh del // Aktual'nye problemy bor'by s prestupnost'yu v sibirskom regione : sb. mat-lov nauch.-prakt. konf. Ch. 1. - Krasnoyarsk : Sibirskiy yuridich. in-t MVD Rossii, 2001. - S. 58-62.
12. Matushak A., Matushak Z. Prognozirovanie i metody prognozirovaniya v uchebnom protsesse : mo-nografiya. - Chelyabinsk : Tsentr nauchnogo sotrudnichestva, 2011. - 140 s.
13. Prisyazhnaya A. F. Professional'no-lichnostnoe stanovlenie i razvitie pedagoga na osnove formirovaniya prognosticheskoy kompetentnosti : ucheb. posobie. - Chelyabinsk : Chelyabinsk. gos. ped. un-t, 2005. - 110 s.
14. Prisyazhnaya A. F. Formirovanie prognosticheskoy kompetentnosti budushchikh uchiteley: teoretiko-metodologicheskiy aspekt : monografiya. - Chelyabinsk : Chelyabinsk. gos. ped. un-t, 2005. - 180 s.
15. Slastenin V. A. Pedagogicheskaya aksiologiya : monografiya. - Krasnoyarsk : SibGTU, 2008. - 294 s.
16. Tatur Yu. G. Kompetentnost' v strukture modeli kachestva podgotovki spetsialista // Vysshee ob-razovanie segodnya. - 2004. - № 3. - S. 20-26.
17. Shtab O. N. Osnovy protsessa formirovaniya professional'no-tsennostnykh orientatsiy kursantov yuridicheskogo instituta MVD Rossii // Vestnik Barnaul'skogo yurid. in-ta MVD Rossii. - 2008. - № 2 (15). -S. 194-197.
18. Yakovlev E. V., Yakovleva N. O. Pedagogicheskaya kontseptsiya: metodologicheskie aspekty postroe-niya. - M. : Vlados, 2006. - 239 s.