УДК 378
DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-2-3
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ:
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
И. Б. Бичева1*, О. М. Филатова2*
1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
*e-mail: irinabicheva@,bk. ru Пензенский государственный университет, Пенза, Российская Федерация *e-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение: Аксиологический подход рассматривается как гуманистическое направление философии образования, теоретические положения которого обосновывают концепцию развития мира и человека в единой системе ценностей, отношений, оценок и ценностных ориентаций, основанных на идее гармонизации. Профессиональная подготовка будущих педагогов в контексте аксиологического подхода становится условием приобщения к духовным основам и развития социокультурных профессионально-личностных особенностей.
Материалы и методы: Методология статьи проводится на основе методов анализа и обобщения, позволивших выделить ключевые положения аксиологического подхода, которые оказывают влияние на профессиональную подготовку будущих педагогов. Результаты исследования: Раскрывая философские, психолого-педагогические основы аксиологического подхода, авторы подчеркивают, что ценности как его ключевая дефиниция являются особым образованием, смысловой контекст которого характеризуется определенной системой и иерархией понятий и явлений. Это обуславливает актуальность профессиональной подготовки будущих педагогов в единстве мировоззренческих, профессиональных и личностных характеристик, приводящих к развитию индивидуально значимых ценностных ориентаций с точки зрения норм профессиональной этики и формированию собственного отношения к основополагающим профессиональным ценностям и установкам. Сделан вывод, что профессиональная подготовка будущих педагогов должна отражать культурно-ценностный потенциал обучающихся и развивать ценностные смыслы профессии за счет применения специально организованных методов и приемов, гибкое и вариативное применение которых обеспечивает индивидуально-дифференцированный характер обучения.
Обсуждение и заключения: Рассмотренные теоретические основы аксиологического подхода и практические аспекты, влияющие на процесс профессиональной подготовки будущих педагогов, представленные в работе, дополняют основные положения и методику непрерывного профессионального образования. Перспективными направлениями дельнейших исследований являются, по мнению авторов, обоснование целесообразности и внесение необходимых коррективов в содержание рабочих программ с целью усиления аксиологической направленности профессиональной подготовки будущих педагогов по уровням образования.
Professional education
Ключевые слова: аксиологический подход; профессиональная подготовка; педагог; гуманизация образования; культура, ценности; профессиональные ценности.
Для цитирования: Бичева И.Б., Филатова О.М. Перспективы профессиональной подготовки педагогов: аксиологический подход // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №2. С. 3. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-2-3
PROSPECTS OF VOCATIONAL TRAINING OF TEACHERS: AXIOLOGICAL APPROACH
I. B. Bicheva1*, O. M. Filatova2*
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation *e-mail: irinabicheva@,bk. ru Federal State Government-financed Establishment «Penza State University»,
Penza, Russian Federation *e-mail: [email protected]
ABSTRACT
Introduction: Axiological approach is considered as the humanistic direction of philosophy of education which theoretical provisions prove the concept of development of the world and the person in the uniform system of the values, the relations, estimates and valuable orientations based on the idea of harmonization. Vocational training of future teachers in the context of axiological approach becomes a condition of familiarizing with spiritual bases and development of sociocultural professional and personal features.
Materials and methods: The methodology of article is carried out on the basis of the methods of the analysis and generalization which have allowed to select the key provisions of axiological approach exerting impact on vocational training of future teachers.
Results: Opening philosophical, psychology and pedagogical bases of axiological approach, authors emphasize that values as his key definition are special education which semantic context is characterized by a certain system and hierarchy of concepts and phenomena. It causes relevance of vocational training of future teachers in unity of the world outlook, professional and personal characteristics leading to development of individual and significant valuable orientations from the point of view of standards of professional ethics and to formation of own relation to fundamental professional values and installations. The conclusion is drawn that vocational training of future teachers has to reflect the cultural and valuable potential of students and develop valuable meanings of a profession due to application of specially organized methods and receptions which flexible and variable application provides the individual differentiated nature of training.
Discussion and Conclusions: The covered theoretical basics of axiological approach and practical aspects influencing process of vocational training of future teachers, presented in work supplement basic provisions and a technique of continuous professional education. The perspective directions of the most efficient researches are, according to authors, justification of expediency and entering of necessary amendments into contents of working programs for the purpose of strengthening of axiological orientation of vocational training of future teachers on education levels.
Keywords: axiological approach; vocational training; teacher; humanization of education; culture; values; professional values.
For citation: Bicheva I.B., Filatova O.M. Prospects of vocational training of teachers: axiological approach // Vestnik of Minin University. 2018. Vol. 6, no. 2. Р. 3. DOI: 10.26795/2307-1281-20186-2-3
Введение
Процессы глобализации и информатизации, происходящие во всем мире, приводят к необходимости поиска духовно-нравственных оснований развития общества и каждого человека, направленных на сохранение и будущее устойчивое развитие. Система образования в этом процессе играет особую роль, поскольку отражает социально-общественные ценности и детерминирует их в целостно-системное восприятие отдельной личностью. В этой связи система профессионального образования ориентируется на обновление содержания и технологий подготовки специалистов в соответствии с перспективными тенденциями общественно-экономического развития, основанными на ценностно-смысловых и нормативных характеристиках профессиональной деятельности.
В то же время в области профессионального образования учеными выделяются противоречия, характеризующиеся как критические: между необходимостью методологической подготовки и узкой специализацией знаний; между реальными потребностями общества и требованиями, действующими в устоявшихся образовательных концепциях; между ограниченностью индивидуальных возможностей личности в усвоении знаний и интенсивным ростом информации, что вызывает необходимость постоянного обновления и осмысления знаний, др. (Г.В. Ерофеева, С.Ю. Глазьев, Ю.Л. Гирякова, К.Л. Левков, И.Б. Федоров, О.Л. Фиговский, др.).
В рассматриваемом контексте повышается роль аксиологического подхода, теоретические положения которого обосновывают концепцию развития мира и человека как систему взаимозависимых и взаимодействующих ценностей, отношений, оценок и ценностных ориентаций, основанных на идее гармонизации [1, 2, 11, 13, 15, 16, 26].
Данная статья решает следующую задачу: обосновать аксиологический подход как методологическое основание профессиональной подготовки будущих педагогов. В ней проанализированы основные особенности аксиологического подхода; философские, психолого-педагогические положения теории ценности и ключевая дефиниция «ценность» в представлении разных исследователей. Научно-теоретический анализ позволил авторам определить актуальные направления профессиональной подготовки будущих педагогов, связанные с развитием у обучающихся индивидуальных и профессиональных ценностей.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации научно-теоретических положений, раскрывающих философские, психолого-педагогические основы теории ценности; обосновании аксиологического подхода как методологического основания профессиональной подготовки будущих педагогов.
Практическая значимость работы заключается в том, что авторами предложены различные методы и приемы, связанные с приобщением будущих педагогов к ценностям профессии и развитием их индивидуальных профессионально-ценностных особенностей.
Обзор литературы
Аксиологический подход, рассматриваемый с позиции философско-педагогической стратегии развития общественных систем, отражает социально-гуманитарную роль образования как фундамента культуры, обогащающего и транслирующего духовно-нравственный опыт, сохраняя и развивая гуманитарный потенциал личности как высшей общественной ценности в обеспечении достойного будущего.
В этой связи значимыми положениями явились отечественные и зарубежные исследования, характеризующие:
— социально-философские проблемы ценностей личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Г. Здравомыслов, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, Б.С. Круглов,
A.Н. Леонтьев, Р.М. Рогова, В.П. Тугаринов, В.А. Ядов, А. Wierzbicka, S. Schwartz, др.);
— ценностно-культурные основания образования (М.Е. Дуранов, О.В. Лешер,
B.В. Петров, A.M. Саранов, В.А. Сластенин, Н.В. Наливайко, Л.А. Устинова-Баранова, R. Inglehart, С. Welzel, C. Changing, Francisco Parra-Luna, др.);
— систему ценностных ориентаций как составную часть мировоззрения личности, обеспечивающую высокий уровень адаптации к современным условиям (В.А. Беликов) и формирующую основу поведения, сознания участников образовательного процесса, основные отношения личности в социальном и предметном мире на основе усиления прогнозирования, свободы выбора, самоопределения и эвристики (А.В. Кирьякова, Е.А. Климова, С.Н. Чистякова, др.);
— роль образования как источника высших духовных ценностей в индивидуальном, социальном и творческом развитии личности и важность образовательного процесса в воспитании у студентов духовных, гуманистических и ценностных качеств (М.М. Рубинштейн, С.И. Гессен, П.Ф. Каптерев, М.Г. Племенюк, R.A. Valeeva, I.D. Demakova, др.);
— идеи образования для устойчивого развития, раскрывающие значение социальной и личной ответственности в обучении, проблемы взаимодействия культур (С.А. Ан, Н.В. Наливайко, Е.В. Ушакова, Л.Н. Яковенко, A.G. Anghel, I. Lampä, A. Greculescu, L-L. Todorescu, W. Scott, S. Gough, S.G. López, J.L.S. Benítez, E. Katiliute, A. Daunoriene, J.M.A. Sánchez, M.-A. Szitar, др.);
— психолого-педагогические проблемы формирования и развития потребностно-мотивационных устремлений и направленности личности, ее ценностных ориентаций (К.А. Абульханова-Славская, О.Н. Громова, Н.И. Рыжова, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев,
C.Л. Рубинштейн, Д.А. Леонтьев, Ф.Н. Апиш, Т.И. Евменова, А.В. Кирьякова, Л.В. Похилько, В.Н. Чайка, Narayan Krishna Prabhu, др.);
— роль общения в образовательной и учебной деятельности с точки зрения ценностного подхода (А.Г. Асмолов, В.А. Кан-Калик, А.В. Петровский, К.К. Платонов, др.).
Акцентуация на гуманистических тенденциях развития общества и личности с позиции ценностных образований предполагает осознание различных аспектов теории ценности. Научно-теоретический анализ дефиниции «ценности» свидетельствует о различных подходах к ее пониманию, что позволяет определить следующие сущностные характеристики [13, 15, 17, 23, 26, 29]:
— философские трактовки отождествляют ценность с новой идеей, которая выступает как индивидуальный или социальный ориентир; ценность воспринимается как распространенный субъективный образ и обозначается через определенные жизненные представления, выступает синонимом культурно-исторических стандартов, ассоциируется с конкретным жизненным стилем. Ценности рассматриваются как духовные основы, придающие смысл человеческой жизни, упорядочивающие действительность в соответствии с идеалами, эталонными оценками и общепризнанными нормами;
— психолого-педагогические представления рассматривают ценности в качестве осознанных общих смысловых образований, определяющих совокупность отношений человека к различным сферам жизнедеятельности (личной, профессиональной, социально-общественной); являющихся относительно постоянными, образующими нравственную позицию индивида. Следовательно, ценности каждой личности выступают как понятия и убеждения, задающие и определяющие направленность ее поведения, побуждения к деятельности, особенности проявления чувств, оценок и отношений и заключаются в понимании личностью обобщенного социального опыта, который приобретается ею в процессе развития и во многом зависит от социокультурных и воспитательных условий окружающей действительности.
Изучение особенностей аксиологического подхода позволяет рассматривать его как гуманистическую теорию развития общества и образования для устойчивого развития, обеспечивающего реализацию культурно-ценностных оснований концепции устойчивого развития [1, 21, 30, 39].
Концепция устойчивого развития предполагает специфический набор ценностей, фундаментом которых являются ценности нравственности, ответственности, справедливости, наиболее полно соответствующие представлениям о человеке, его назначении, роли в общественном развитии. Отношение личности к тем или иным ценностям выражается в ее ценностных ориентациях, регулирующих поведение и обеспечивающих устойчивость/неустойчивость.
Осознание важнейших смыслов аксиологического подхода, прежде всего, объективности мира ценностей в социокультурной реальности, проявляющихся на различных уровнях, приводит к необходимости их непрерывного изучения и формирования. В данном контексте ценности устойчивого развития выступают объективной основой оценки, которая, в свою очередь, является субъективным выражением общезначимых ценностей, по-разному проявляясь у отдельных индивидов, социальных групп и наций через поступки, результаты деятельности человека.
Важным аспектом исследуемой проблемы является тезис о взаимозависимости ценностей общества, отдельных профессиональных сообществ и ценностных ориентаций конкретной личности.
Ценности общества выражаются в общественном сознании в виде норм морали, идей, представлений, правил, регламентирующих профессиональную деятельность и способы коммуникации в рамках всего общества. Ценности отдельных профессиональных сообществ характеризуются профессиональными нормами, принятыми в рамках определенных групп (педагогов, учителей, воспитателей) и имеющими целостный характер. Ценностные ориентации конкретной личности отражаются в индивидуальном проявлении норм поведения и мотивах деятельности.
В соответствии с вышесказанным, система ценностей рассматривается как процесс овладения культурой на различных уровнях:
— общественном (глобальном) (предполагает осознание высших духовных ценностей, общечеловеческой культуры как культурно-исторического процесса развития);
— профессиональном (обуславливает культуру профессиональных отношений и профессиональную ответственность);
— индивидуально-личностном (характеризует индивидуальную культуру личности, ее жизненные установки, степень осознания личной ответственности) [32].
Ценности общественного мировоззрения в области образования обусловливают ценности конкретных субъектов образовательной деятельности (педагогов, обучающихся) посредством норм, регламентирующих профессионально-педагогическую деятельность и выступающих в качестве познавательно-действующей системы. В этой связи В.А. Сластенин рассматривает педагогические ценности по уровню существования и выделяет три группы ценностей: «социально-педагогические, групповые и личностно-педагогические» [25, с. 92].
Проблема ценностей в профессиональной деятельности педагога исследуется как система средств, используемых для удовлетворения материальных, духовных и общественных потребностей личности, и целей, служащих ориентирами его социальной и профессиональной активности. По мнению Е.Н. Шиянова, ценности педагогической деятельности можно классифицировать по признаку соответствия потребностей личности и профессии. Ученый предлагает следующую классификацию ценностей:
— ценности, обеспечивающие утверждение личности в обществе, ближайшей социальной среде;
— ценности, обеспечивающие удовлетворение потребности в общении;
— ценности, обеспечивающие самосовершенствование;
— ценности, обеспечивающие самовыражение;
— ценности утилитарно-прагматической направленности [28].
Предлагаемые автором виды ценностей позволяют рассматривать их, с одной стороны, как условие профессиональной деятельности, а с другой - как ее результат.
Н.Ф. Голованова указывает, что процесс, связанный с пониманием и освоением личностью различных ценностей, детерминирует характер ее отношения к самому себе и к явлениям окружающего мира. В этой связи ученым предлагается последовательное освоение ценности: от ее предъявления в условиях реального воспитания, первичного оценивания и выявления смыслового значения до осознанного принятия, включения в реальные действия и закрепления в деятельности и поведении [12].
На основании вышеизложенного сформулируем ключевые выводы по проблеме исследования.
Понятие ценностей раскрывается как особое образование, смысловой контекст которого характеризуется определенной системой и иерархией понятий и явлений, отражающих содержание таких категорий, как отношения, значимость, культура, нормы, др.
Ценности являются неотъемлемым элементом деятельности, а ценности каждой личности, с одной стороны, взаимосвязаны с фундаментальными ценностями и зависят от них, а с другой - оказывают влияние на формирование ценностных приоритетов общества.
Понимание ценности личности как ключевой дефиниции аксиологического подхода обусловливает актуальность профессиональной подготовки обучающихся в единстве мировоззренческих, профессиональных и личностных характеристик, приводящих к
развитию индивидуально значимых ценностных ориентаций будущих педагогов с точки зрения норм профессиональной этики; формированию собственного отношения и позиции к основополагающим профессиональным ценностям и установкам.
Материалы и методы
Методология статьи основывается на теоретическом изучении аксиологического подхода. Исследование проводится на основе методов анализа и обобщения, позволивших выделить ключевые положения аксиологического подхода как актуального направления философии образования и профессиональной подготовки будущих педагогов.
Объект исследования - аксиологический подход как методологическое основание профессиональной подготовки будущих педагогов.
Субъект исследования - процесс профессиональной подготовки будущих педагогов, соответствующий идеологии аксиологического подхода.
Методологической основой статьи выступают: идея развития человека как целостного феномена (А.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев, С.Л. Рубинштейн, др.); теория развития личности, характеризующая ее психолого-педагогические особенности в процессе взаимодействия с группой (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Н.С. Жеребова, Л.И. Уманский, А.С. Чернышов, др.); теория ценностей, отражающая различные направления исследовательского поиска в раскрытии содержательных аспектов аксиологии и аксиологического подхода (В.Г. Алексеева, М.И. Бобнева, М. Рокич, В.А. Сластенин, др.).
Результаты исследования
Профессиональная подготовка обучающихся в системе высшего образования становится в контексте аксиологического подхода важным условием приобщения будущих педагогов к духовным основам и развития социокультурных профессионально-личностных особенностей, что определяет систему ценностей обучающихся как иерархию значимых образований: ценности-цели - ценности-средства - ценности-отношения - ценности-знания - ценности-качества.
Ценности-цели направлены на развитие понимания значения концептуальных идей педагогического образования; осознание и согласование целеполагания педагогической деятельности с концепцией современного образования.
Ценности-средства обеспечивают понимание значимости использования инновационных, диагностических, технологических способов осуществления педагогической деятельности.
Ценности-отношения развивают понимание (владение) конструктивными способами взаимодействия в системе личностных, межличностных и профессиональных отношений.
Ценности-знания способствуют применению в процессе обучения теоретико-методологических, психолого-педагогических знаний о формировании личности и деятельности, о закономерностях воспитательно-образовательной деятельности и др.
Ценности-качества проявляются в умении строить эффективную коммуникацию, уважительный диалог, осознанно выполнять профессиональные и поведенческие нормы взаимодействия; способности к творческому познавательному потенциалу, др.
Вышеизложенное свидетельствует, что содержание профессиональной подготовки будущих педагогов должно соответствовать перспективным тенденциям развития системы
педагогического образования, основанным на ценностно-смысловых и нормативных характеристиках профессиональной деятельности. Следовательно, активная обращенность к культурному и научному наследию, переосмысление, соотнесение общественно-педагогических ценностей исторического прошлого с реалиями современности и возможностями будущего перспективного развития:
— во-первых, актуализируют необходимость комплексного изучения психолого-педагогических проблем (ситуаций, явлений, др.) как преемственных и устойчивых системных взаимозависимостей, обладающих ценностным содержанием и культурными смыслами, а также формирующих иерархию индивидуально-личностных ценностей каждого обучающегося в области предстоящей профессиональной деятельности;
— во-вторых, способствуют формированию у обучающихся научных, культурных и профессионально-этических методов познания; целенаправленному поиску необходимой психолого-педагогической информации, ее анализу и интерпретации; осмысленному усвоению необходимого и достаточно объемного содержания; развитию системности мышления и педагогического кругозора; осознанности применения нового знания в практической деятельности в результате согласованного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Рассмотренные положения обуславливают использование в профессиональной подготовке будущих педагогов форм и методов, раскрывающих культурно-ценностный потенциал обучающихся и формирующих ценностные смыслы профессии [4, 5, 8, 9, 31, 32].
Создание ситуаций успеха позволяет пережить состояние радости; приобрести опыт самоактуализации, самореализации и самоуважения; формировать более устойчивую мотивацию на образовательные (профессиональные) достижения и развитие личностных и профессионально-ценностных установок (например, «авансирование положительного результата», «высокая оценка оригинальности» идеи, предлагаемого способа», др.).
«Проигрывание» аксиологической проблематики в условно заданной (в том числе игровой) ситуации позволяет перевести ценность в профессиональное действие и найти соответствующий способ решения проблемы. Анализ проблемы с учетом разных точек зрения, соответствующих функциональным обязанностям руководителя или педагога, формирует иное понимание ситуации, обогащая опыт принятия решений и повышая ответственность (например, «В чем состоит ценность профессии педагога?», «Образ современного педагога. Каким Вы его видите?», «Ценность личности и ценности профессии педагога», др.).
Включение обучающихся в исследовательскую деятельность по изучению своих ценностных ориентаций и социокультурных установок, предпочтительных мотивов и личностных выборов, необходимых для будущей профессии, обеспечивает становление индивидуально-творческого опыта и его преобразование в систему научных представлений и знаний (например, подобрать комплекс диагностических методик и провести самоисследование, др.).
Контентный анализ и оценка изучаемого содержания, инноваций в области педагогической практики развивают способность сопоставлять, сравнивать личностные позиции, взгляды, убеждения с культурными образцами, нормами и ценностными основаниями (например, проанализировать биографию и профессиональную деятельность великих педагогов, составить сравнительную таблицу современных концепций воспитания, подготовить презентацию для сопровождения выступления по исследуемой проблеме, др.).
Обсуждение возможных сценариев развития событий (решение педагогических кейсов) усиливает мотивационную готовность к познанию, обеспечивая понимание и аргументацию смысложизненных вопросов, связанных с ценностями профессионального самоопределения и личностными ценностями будущих педагогов.
Проектирование индивидуальной траектории профессионального развития на основе своих потенциальных возможностей, реального и приобретаемого ценностного опыта в соответствии с нравственными ориентирами педагогической профессии развивает способность видеть перспективу профессионального движения (например, разработать программу саморазвития, схему (модель) построения своей карьеры, определить цель, задачи и способы творческого саморазвития, др.) [6, 10, 14].
Важно подчеркнуть, что гибкое и вариативное применение разнообразных методов и приемов в образовательном процессе придает профессиональной подготовке будущих педагогов индивидуально-дифференцированный характер. Это предполагает, что каждый обучающийся имеет возможность работать в соответствии с собственной образовательной траекторией ценностного развития, а также проявить самостоятельность при определении наиболее подходящего способа выполнения заданий и упражнений за счет свободного выбора уровня сложности, что повышает личную ответственность и уверенность в достижении результата.
Обсуждение и заключения
Рассмотренные теоретические основы аксиологического подхода и практические аспекты, влияющие на процесс профессиональной подготовки будущих педагогов, представленные в работе, дополняют основные положения и методику непрерывного профессионального образования.
Гуманистические основания современной образовательной системы актуализируют аксиологический подход, поскольку идеи, заложенные в аксиологии, отражают методолого-методические основания, позволяющие осуществлять профессиональную подготовку обучающихся как процесс развития общекультурных, профессиональных и личностных ценностей в соответствии с культурными идеалами современного образования в единой системе проблемно-целевого, проектно-поискового и рефлексивного взаимодействия.
Акмеологический подход, отражая ценностные установки (общечеловеческие, национальные, индивидуальные, др.), является актуальным направлением исследования проблем социальной практики, связанных с личностным развитием обучающихся, их творческой самореализацией в целостном процессе профессиональной подготовки.
Понятие «ценности», отражая основу аксиологического подхода, характеризуется системой действий и поступков. Обращение к ценностным аспектам профессиональной подготовки личности педагога обеспечивает субъектный характер обучения в освоении содержательных и процессуальных аспектов будущей профессии. Именно субъект-субъектное взаимодействие обучающихся друг с другом и преподавателем максимально способствует становлению, познанию и осмыслению обучающимися собственного «Я», обеспечивая мотивацию, ценностные ориентации, активную позицию и представления о профессии.
Профессиональная подготовка будущих педагогов, основанная на аксиологическом подходе, способствует решению актуальных задач современного образования, связанных с развитием у обучающихся системы образовательных и профессиональных ценностей:
— осознание социальной и личностной значимости профессии педагога, ее гуманистической миссии и понимание собственного отношения к базовым ценностным установкам профессии, движущих мотивов профессионального становления;
— формирование поведенческих и профессионально-этических норм, представлений и понятий, присущих той профессиональной сфере, в которой предстоит работать будущему педагогу, и регламентирующих профессиональную деятельность;
— становление и развитие индивидуального ценностного опыта обучающихся для реализации профессиональных стратегий развития;
— использование образовательных технологий, наиболее полно раскрывающих культурно-ценностный потенциал обучающихся и усиливающих их мотивационно-ценностную готовность к познанию; поддерживающих учебные и профессиональные цели за счет культурных способов преподавания, основанных на принципах личностно ориентированного образования, паритетности, системности, непрерывности; с учетом жизненного опыта обучающихся.
Перспективными направлениями дельнейших исследований являются, по нашему мнению, обоснование целесообразности и внесение необходимых коррективов в содержание рабочих программ с целью усиления аксиологической направленности профессиональной подготовки будущих педагогов по уровням образования.
Список использованных источников
1. Ан С.А., Ушакова Е.В., Наливайко Н.В. Образование XXI в. в условиях воздействия полярных цивилизаций // Философия образования. 2016. №5(68). С. 31-40.
2. Бабошина Е.Б. Образование в поисках смысла // Философия образования. 2016. №2(65). С. 36-43.
3. Беликов В.А. Личностно-значимая цель - фактор овладения деятельностью // Вестник Академии энциклопедических наук. 2016. №2(23). С. 14-21.
4. Белинова Н.В., Сидорова А.Е. Социально-образовательное проектирование в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. №6. С. 59-61.
5. Бичева И.Б. Информационная культура как фактор социокультурного развития будущего педагога // Нижегородское образование. 2017. №1. С. 118-122.
6. Бичева И.Б. Карьерная компетентность будущих педагогов дошкольного образования: теоретический контекст // Государственный советник. 2017. №4(20). С. 57-60.
7. Бичева И.Б., Десятова С.В., Царева И.А. Развитие педагогического творчества будущего педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. №1(25). С. 7377.
8. Бичева И.Б., Филатова О.М. Формирование педагога-лидера в образовательном процессе вуза // Вестник Мининского университета. 2017. №3(20). С. 5. DOI: 10.26795/2307-12812017-3-5.
9. Бичева И.Б., Хижная А.В., Емелина А.В., Баскакова Н.В. Кейс-задача как инновационный способ подготовки будущих педагогов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №56(8). С. 35-41.
10. Бичева И.Б., Хижная А.В., Сундеева М.О. Особенности формирования самостоятельности как качества педагога-новатора // Государственный советник. 2018. №1(21). С. 32-35.
11. Выжлецов Г.П. Онтологическая аксиология: истоки и современность // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2017. Т. 33, №3. С. 275281.
12. Голованова Н.Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике // Педагогика. 2007. №10. С. 38-47.
13. Голованова Н.Ф. Теория воспитания в поисках методологических ориентиров // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. №5(109). С. 2326.
14. Казначеева С.Н., Бичева И.Б., Емельянова А.М., Сулимова И.Д. Развитие карьерной компетентности будущих магистров дошкольного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №56-8. С. 81-87.
15. Кирьякова А.В. Аксиологические доминанты подготовки педагогов в университете // Педагогический журнал Башкортостана. 2017. №3(70). С. 11-19.
16. Котлярова В.В., Чеботарева Е.А., Новиков С.В. Трансформация науки и образования в информационном обществе: аксиологические аспекты // Образование. Наука. Научные кадры. 2017. №4. С. 218-221.
17. Малинин В.А., Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Лебедева О.В. Духовно-нравственное развитие личности на основе гуманистических ценностей // Инициативы XXI века. 2016. №1. С. 66-72. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26021964 (дата обращения: 20.09.2017).
18. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Профессиологические основы профессионально-педагогического образования // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9, №1. С. 38-43.
19. Марфина О.В., Пономарёва О.Н., Филатова О.М. Образовательная среда вуза как фактор становления профессионально-ценностных ориентаций студентов - будущих учителей // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. №28. С. 880-883.
20. Наливайко Н.В., Косенко Т.С., Яковлева И.В. Современная личность в информационном пространстве: возможности образования // Философия образования. 2017. №4(73). С. 143-152.
21. Николаева Т. П., Бичева И. Б. Образование как необходимое условие достижения устойчивого развития и основа будущего прогресса // Вестник Мининского университета. 2014. №4(8). С. 34.
22. Племенюк М.Г. Аксиологический подход в формировании содержания образования в высшей школе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №68. С. 60-68.
23. Рыжова Н.И., Башмакова Н.И., Громова О.Н. Актуальность аксиологизации профессиональной подготовки современных специалистов в условиях трансформации ценностей // Наука и школа. 2016. №1. С. 37-46.
24. Севба Е.В. Аксиологический подход в профессиональной подготовке студентов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. №1. С. 118-120.
25. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учебное пособие для высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2003. 187 с.
26. Сухина И.Г. К вопросу о понятии культурной ценности: семантическая экспликация // Juvenis scientia. 2016. №5. С. 17-19.
27. Шипилина Л.А. Проектирование содержания профессионально-педагогического образования на основе сопряжения образовательного и профессионального стандартов: методологический аспект // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2017. №3(16). С. 186-190.
28. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Идеи гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-н/Д, 1995.
29. Яковенко Л.Н. Аксиологический подход к образованию как движущей силе устойчивого развития личности // Экономические и гуманитарные науки. 2016. №1(288). С. 24-28.
30. Anghel A.G., Draghicescu L.M., Cristea G.C., Gorghiu G., Gorghiu L. M., Petrescu A.-M. The Social Knowledge - a Goal of the Social Sustainable Development // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 149. Pp. 43-49 DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.08.187.
31. Belyaeva T.K., Belinova N.V., Novik I.R., Shabanova T.L., Shlyakhov MY. The model of pedagogical work differentiation in the framework of the teacher training modernization // International Review of Management and Marketing. 2016. Vol. 6, no. S3. Pp. 32-38.
32. Belinova N.V., Bicheva I.B., Kolesova O.V., Khanova T.G., Khizhnaya A.V. Features of professional ethics formation of the future // Espacios. 2017. Vol. 38, no. 25. Р. 9.
33. Gutsu E.G., Demeneva N.N., Kochetova E.V., Mayasova T.V., Belinova N.V. Studying motivational-axiological component of professional competence of a college teacher // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, no. 18. Pp. 12650-12657.
34. Duke C., Hinzen H. University engagement and the post-2015 agenda. What are the roles and functions to support adult education and lifelong learning? // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 142. Pp. 29-35. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.07.582.
35. Fairbanks M. Changing the Mind of a Nation: Elements in a Process for Creating Prosperity // Culture Matters: how values shape human progress / ed. L.E. Harrison, S.P. Huntington. New-York: Basic Books, 2000. Pp. 268-281.
36. Francisco Parra-Luna. Axiological systems theory. Universidad Complutense, Madrid, Spain. Available at: http ://www.eolss.net/ sample-chapters/c02/E6-46-01-07.pdf (accessed: 27.03.2018).
37. Iyer V.G. Education Coupled with Entrepreneurial Process Approach Towards Sustainable Development // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 177. Pp. 147-161. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.02.368 .
38. Kochetova E.V., Gutsu E.G., Demeneva N.N.; et al. Psychological mechanisms of future pedagogues' professional individualization formation during their studies in a higher educational institution // Journal of Fundamental and Applied Sciences. 2017. Vol. 9. Special Issue: SI. Supplement: 2. Pp. 1484-1493.
39. Lampa I., Greculescu A., Todorescu L.-L. Education for Sustainable Development -Training the Young Generation for the Future // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 78. Pp. 120-124. DOI: 10.1016/j.sbspro.2013.04.263.
40. López S.G., Benítez J.L.S., Sánchez J.M.A. Social Knowledge Management From The Social Responsibility Of The University For The Promotion Of Sustainable Development // Procedia -Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 191. Pp. 2112-2116. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.04.327.
41. Markova S., Depsames L., Burova I., Tsyplakova S., Chigarov E. Role of education in development of professional values of specialists // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol. 20(3). P. 5.
42. Markova S.M., Sedykh E.P., Tsyplakova S.A., Polunin V.Y. Perspective trends of development of professional pedagogics as a science // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 622. Pp. 129-135. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_17.
43. Narayan Krishna Prabhu. Human values in education: Reflecting on the core // International Research Journals. 2011. Vol. 2(12). Pp. 1727-1732. Available at: https://www.interesjournals.org/articles/human-values-in-education-reflecting-on-the-core.pdf (accessed: 27.03.2018).
44. Scott W., Gough S. Sustainable Development within UK Higher Education: Revealing Tendencies and Tensions // Journal of Geography in Higher Education. 2006. Vol. 32(2). Pp. 293-305. DOI: 10.1080/03098260600717398.
45. Szitar M.-A. Learning about sustainable community development // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 116. Pp. 3462-3466. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.01.784.
46. Valeeva R.A. & Demakova I.D. Humanization of Education in the Context of Janusz Korczak Pedagogical Ideas // Review of European Studies. 2015. Vol. 7(4). Pp. 161-171. DOI: 10.5539/res.v7n4p161.
47. Wierzbicka A. Cross-cultural Pragmatics. The Semantics of Human Interaction. Berlin; New York: Mouton de Gruyter, 2003. 502 p.
References
1. An S.A., Ushakova E.V., Nalivajko N.V. Education of the XXI century in the conditions of the influence of polar civilizations. Filosofiya obrazovaniya, 2016, no. 5(68), pp. 31-40 (in Russian).
2. Baboshina E.B. Education in search of meaning. Filosofiya obrazovaniya, 2016, no. 2(650, pp. 36-43 (in Russian).
3. Belikov V.A. Personally significant goal - the factor of mastery of activity. Vestnik Akademii ehnciklopedicheskih nauk, 2016, no. 2(23), pp. 14-21 (in Russian).
4. Belinova N.V., Sidorova A.E. Socio-educational design in the professional activity of the teacher of preschool education. Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika, 2017, no. 6, pp. 59-61 (in Russian).
5. Bicheva I.B. Informational Culture as a Factor of Sociocultural Development of the Future Teacher. Nizhegorodskoe obrazovanie, 2017, no. 1, pp. 118-122 (in Russian).
6. Bicheva I.B. Career competence of future teachers of preschool education: theoretical context. Gosudarstvennyj sovetnik, 2017, no. 4(20), pp. 57-60 (in Russian).
7. Bicheva I.B., Desyatova S.V., Careva I.A Development of pedagogical creativity of the future teacher. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom, 2017, no. 1(25), pp. 73-77 (in Russian).
8. Bicheva I.B., Filatova O.M. Formation of the teacher-leader in the educational process of the university. VestnikMininskogo universiteta, 2017, no. 3(20), pp. 5. DOI: 10.26795/2307-12812017-3-5 (in Russian).
9. Bicheva I.B., Hizhnaya A.V., Emelina A.V., Baskakova N.V. Case-problem as an innovative way of preparing future teachers. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2017, no. 56(8), pp. 35-41 (in Russian).
10. Bicheva I.B., Hizhnaya A.V., Sundeeva M.O. Features of the formation of independence as a teacher-innovator. Gosudarstvennyj sovetnik, 2018, no. 1(21), pp. 32-35 (in Russian).
11. Vyzhlecov G.P. Ontological axiology: origins and the present. Vestnik Sankt-Peterburgskogo
universiteta. Filosofiya i konfliktologiya, 2017, vol. 33, no. 3, pp. 275-281 (in Russian).
12. Golovanova N.F. Approaches to education in modern national pedagogy. Pedagogika, 2007, no.
10, pp. 38-47 (in Russian).
13. Golovanova N.F. Theory of Education in Search of Methodological Reference Points. Izvestiya
Volgogradskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta, 2016, no. 5(109), pp. 23-26 (in Russian).
14. Kaznacheeva S.N., Bicheva I.B., Emel'yanova A.M., Sulimova I.D. Development of career competence of future masters of preschool education. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2017, no. 56-8, pp. 81-87 (in Russian).
15. Kir'yakova A.V. Axiological dominants of teacher training at the university. Pedagogicheskij zhurnalBashkortostana, 2017, no. 3(70), pp. 11-19 (in Russian).
16. Kotlyarova V.V., CHebotareva E.A., Novikov S.V. Transformation of science and education in the information society: axiological aspects. Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry, 2017, no. 4, pp. 218-221 (in Russian).
17. Malinin V.A., Muhina T.G., Sorokoumova S.N., Lebedeva O.V. Spiritual and moral development of personality based on humanistic values. Iniciativy XXI veka, 2016, no. 1, pp. 66-72. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=26021964 (accessed: 20.09.2017) (in Russian).
18. Markova S.M., Cyplakova S.A. The professional basis of professional pedagogical education. Psihologo-pedagogicheskie issledovaniya, 2017, vol. 9, no. 1, pp. 38-43 (in Russian).
19. Marfina O.V., Ponomaryova O.N., Filatova O.M. The educational environment of the university as a factor in the formation of professional-value orientations of students - future teachers. Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.G. Belinskogo, 2012, no. 28, pp. 880-883 (in Russian).
20. Nalivajko N.V., Kosenko T.S., YAkovleva I.V. The modern personality in the information space: the possibility of education. Filosofiya obrazovaniya, 2017, no. 4(73), pp. 143-152 (in Russian).
21. Nikolaeva T. P., Bicheva I. B. Education as a necessary condition for achieving sustainable development and the basis for future progress. VestnikMininskogo universiteta, 2014, no. 4(8), p.34 (in Russian).
22. Plemenyuk M.G. Aksiologichesky approach in the formation of the content of education in higher education. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena, 2008, no. 68, pp. 60-68 (in Russian).
23. Ryzhova N.I., Bashmakova N.I., Gromova O.N. Actuality of the axiologization of the professional training of modern specialists in the context of the transformation of values. Nauka i shkola, 2016, no. 1, pp. 37-46 (in Russian).
24. Sevba E.V. Aksiologichesky approach in vocational training of students. Alma mater (Vestnik vysshej shkoly), 2017, no. 1, pp. 118-120 (in Russian).
25. Slastenin V.A., CHizhakova G.I. Introduction to pedagogical axiology: a textbook for higher pedagogical educational institutions. Moscow, Academy Publ., 2003. 187 p. (in Russian).
26. Suhina I.G. On the issue of the concept of cultural value: a semantic explication. Juvenis Scientia, 2016, no. 5, pp. 17-19 (in Russian).
27. SHipilina L.A. Designing the content of professional-pedagogical education on the basis of conjugation of educational and professional standards: the methodological aspect. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya, 2017, no. 3(16), pp. 186-190 (in Russian).
28. SHiyanov E.N., Kotova I.B. Ideas of humanizing education in the context of domestic theories of personality. Rostov-on-Don, 1995 (in Russian).
29. YAkovenko L.N. Axiological approach to education as a driving force for sustainable development of personality. EHkonomicheskie i gumanitarnye nauki, 2G16, no. 1(288), pp. 2428 (in Russian).
3G. Anghel A.G., Drâghicescu L.M., Cristea G.C., Gorghiu G., Gorghiu L. M., Petrescu A.-M. The Social Knowledge - a Goal of the Social Sustainable Development. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2G14, vol. 149, pp. 43-49. DOI: lG.lGl6/j.sbspro.2Gl4.G8.l87.
31. Belyaeva T.K., Belinova N.V., Novik I.R., Shabanova T.L., Shlyakhov M Y. The model of pedagogical work differentiation in the framework of the teacher training modernization. International Review of Management and Marketing, 2G16, vol. 6, no. S3, pp. 32-38.
32. Belinova N.V., Bicheva I.B., Kolesova O.V., Khanova T.G., Khizhnaya A.V. Features of professional ethics formation of the future. Espacios, 2G17, vol. 38, no. 25, p. 9.
33. Gutsu E.G., Demeneva N.N., Kochetova E.V., Mayasova T.V., Belinova N.V. Studying motivational-axiological component of professional competence of a college teacher. International Journal of Environmental and Science Education, 2G16, vol. 11, no. 18, pp. 1265G-12657.
34. Duke C., Hinzen H. University engagement and the post-2Gl5 agenda. What are the roles and functions to support adult education and lifelong learning? Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2G14, vol. 142, pp. 29-35. DOI: lG.lGl6/j.sbspro.2Gl4.G7.582.
35. Fairbanks M. Changing the Mind of a Nation: Elements in a Process for Creating Prosperity. Culture Matters: how values shape human progress. Ed. L.E. Harrison, S.P. Huntington. New-York: Basic Books, 2GGG. Pp. 268-281.
36. Francisco Parra-Luna. Axiological systems theory. Universidad Complutense, Madrid, Spain. Available at: http ://www.eolss.net/ sample-chapters/cG2/E6-46-Gl-G7.pdf (accessed: 27.G3.2G18).
37. Iyer V.G. Education Coupled with Entrepreneurial Process Approach Towards Sustainable Development. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2G15, vol. 177, pp. 147-161. DOI: lG.lGl6/j.sbspro.2Gl5.G2.368 .
38. Kochetova E.V., Gutsu E.G., Demeneva N.N.; et al. Psychological mechanisms of future pedagogues' professional individualization formation during their studies in a higher educational institution. Journal of Fundamental and Applied Sciences, 2G17, vol. 9, special issue: SI, supplement: 2, pp. 1484-1493.
39. Lampâ I., Greculescu A., Todorescu L.-L. Education for Sustainable Development -Training the Young Generation for the Future. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2G13, vol. 78, pp. 12G-124. DOI: lG.lGl6/j.sbspro.2Gl3.G4.263.
4G. López S.G., Benítez J.L.S., Sánchez J.M.A. Social Knowledge Management From The Social Responsibility Of The University For The Promotion Of Sustainable Development. Procedia -Social and Behavioral Sciences, 2G15, vol. 191, pp. 2112-2116. DOI: lG.lGl6/j.sbspro.2Gl5.G4.327.
41. Markova S., Depsames L., Burova I., Tsyplakova S., Chigarov E. Role of education in development of professional values of specialists. Journal of Entrepreneurship Education, 2G17, vol. 2G(3), p. 5.
42. Markova S.M., Sedykh E.P., Tsyplakova S.A., Polunin V.Y. Perspective trends of development of professional pedagogics as a science. Advances in Intelligent Systems and Computing, 2G18, vol. 622, pp. 129-135. DOI: lG.lGG7/978-3-3l9-75383-6_l7.
43. Narayan Krishna Prabhu. Human values in education: Reflecting on the core. International Research Journals, 2011, vol. 2(12), pp. 1727-1732. Available at: https://www.interesjournals.org/articles/human-values-in-education-reflecting-on-the-core.pdf (accessed: 27.03.2018).
44. Scott W., Gough S. Sustainable Development within UK Higher Education: Revealing Tendencies and Tensions. Journal of Geography in Higher Education, 2006, vol. 32(2), pp. 293-305. DOI: 10.1080/03098260600717398.
45. Szitar M.-A. Learning about sustainable community development. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2014, vol. 116, pp. 3462-3466. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.01.784.
46. Valeeva R.A. & Demakova I.D. Humanization of Education in the Context of Janusz Korczak Pedagogical Ideas. Review of European Studies, 2015, vol. 7(4), pp. 161-171. DOI: 10.5539/res.v7n4p161.
47. Wierzbicka A. Cross-cultural Pragmatics. The Semantics of Human Interaction. Berlin; New York: Mouton de Gruyter, 2003. 502 p.
© Бичева И.Б., Филатова О.М., 2018
Информация об авторах Бичева Ирина Борисовна - Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, e-mail: [email protected] Филатова Ольга Михайловна - Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, e-mail: [email protected]
Information about the authors Bicheva Irina Borisovna - Minin Nizhny Novgorod Statе Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, Ph.D., Associate Professor, e-mail: [email protected]
Filatova Ol'ga Mihajlovna - Federal State Government-financed Establishment «Penza State University», Penza, Russian Federation, Ph.D., Associate Professor, e-mail: [email protected]
Вклад соавторов
Бичева Ирина Борисовна - анализ отечественных и зарубежных источников по теории акмеологического подхода, критический анализ и доработка текста, оформление библиографии.
Филатова Ольга Михайловна - подготовка начального варианта текста статьи; работа по переводу, оформление статьи и подготовка библиографического списка.
Сontribution of authors Bicheva Irina Borisovna - the analysis of domestic and foreign sources according to the theory of akmeologichesky approach, the critical analysis and completion of the text, execution of the bibliography .
Filatova Ol'ga Mihajlovna - preparation of initial version of the text of article; work on the transfer, execution of article and preparation of the bibliography.