2018, том 8, № 1
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
© Е. А. Омельченко, Г. С. Чеснокова, Р. О. Агавелян
DOI: 10.15293/2226-3365.1801.01
УДК 159.94+378+316.3/.4
САМОВЫРАЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Проблема и цель. В статье раскрывается актуальная проблема подготовки будущих педагогов для системы дошкольного образования, связанная с представленностью самовыражения в системе ценностей, которые они могут демонстрировать при выполнении профессиональной деятельности. Целью стало определение особенностей самовыражения в выявленном нами содержании системы ценностных ориентаций будущих педагогов, соотнесение полученных данных с ценностями зарубежных студентов и ценностями учащихся других вузов нашей страны.
Методология. Содержание системы ценностных ориентаций респондентов выяснялось с помощью морфологического теста жизненных ценностей (В. В. Сопов, Л. В. Карпушина). Выборку составили 116 студентов. Для описания ценностей зарубежных студентов анализировались публикации, содержащие соответствующие данные.
Результаты. В результате исследования выявлено, что для успешного решения задач профессиональной деятельности, касающихся взаимодействия с другими людьми, будущим педагогам дошкольного образования необходимо во время обучения в вузе приобрести положительный опыт самовыражения. В самовыражении выделены две стороны: внутренняя (самораскрытие) и внешняя (самопрезентация), позволяющие педагогу успешно раскрывать другим людям то, что для него значимо, и создавать в их представлении желаемый образ самого себя. Подчеркивается, что основой самовыражения выступают ценностные ориентации личности. Отмечается, что самовыражение может присутствовать в них как самостоятельный элемент, или является составляющей частью других ценностей, или в нем ценности личности находят свое отражение. Анализ отечественных и зарубежных исследований показал отличия в системах ценностных ориентаций обучающихся в вузах, состоящие в том, что у зарубежных студентов на первом месте ценности, связанные с социальными контактами, что демонстрирует их
Омельченко Елизавета Александровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования, Новосибирский государственный педагогический университет. E-mail: [email protected]
Чеснокова Галина Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования, Новосибирский государственный педагогический университет. E-mail: [email protected]
Агавелян Рубен Оганесович - доктор психологических наук, профессор, директор Института детства, Новосибирский государственный педагогический университет. E-mail: [email protected]
© 2011-2018 Вестник НГПУ Все права защищены
Е. А. Омельченко, Г. С. Чеснокова, Р. О. Агавелян (Новосибирск, Россия)
7
2018, том 8, № 1 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
ориентацию на положительное самовыражение во взаимодействии с другими людьми, а у российских студентов преобладает ориентация в самовыражении на самих себя - собственные потребности, желания, настроение и т. д.
Заключение. Результаты позволили сделать вывод, что для будущих педагогов дошкольного образования, обучающихся на первом курсе Института детства НГПУ, значимы такие ценности, как социальные контакты, саморазвитие, креативность, достижения.
Ключевые слова: самовыражение; самопрезентация; самораскрытие; будущие педагоги; профессия педагога; профессиональная деятельность; реализация жизненных ценностей; ценности студентов.
Постановка проблемы
Современное высшее образование в России, строящееся на компетентностном подходе, предполагает, что студент в ходе обучения овладеет соответствующим набором компетенций, формируя и развивая у себя способности решать определенные классы профессиональных задач. Проведенный авторами статьи анализ набора компетенций, содержащихся в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования по направлениям «Педагогическое образование» 1 и «Психолого-педагогическое образование»2, показал наличие в них профессиональных задач, связанных с коммуникацией, взаимодействием, профессиональной этикой, культурой, самоорганизацией, профессиональным ростом.
Освоение каждым будущим педагогом способов их успешного решения на практике
во многом зависит от имеющихся у студента вуза в аудиторной и внеаудиторной деятельности возможностей представить другим людям то, что важно, значимо, ценно, существенно лично для него - от наличия возможностей для самовыражения. Основой для обоснования этого утверждения стали труды таких отечественных и зарубежных авторов, как К. А. Абульханова-Славская3, Д. Н. Узнадзе4, И. П. Шкуратова [27], О. Б. Пей [4], Н. Косег [7] и др., доказавших, что самовыражение -одна из основных потребностей человека. Если она не удовлетворяется, «люди чувствуют себя неуверенными и нервными» [7, с. 289]. По мнению Е. В. Зинченко, самовыражение - стремление человека адекватно реа-
1 Приказ от 4 декабря 2015 № 1426 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)». - URL:
http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf (дата обращения: 25.06.2017); Приказ от 9 февраля 2016 № 91 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата)». - URL:
http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440305.pdf (дата обращения: 25.06.2017).
2 Приказ от 14 декабря 2015 № 1457 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата)». - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440302.pdf (дата обращения: 25.06.2017).
3 Узнадзе Д. Н. Общая психология / пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; под ред. И. В. Имедадзе. - М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. - 413 с.
4 Зинченко Е. В. Самораскрытие и его обусловленность социально-психологическими и личностными факторами: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Ростов-на-Дону, 2000. - 23 с.
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета
2018, том 8, № 1
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
лизовать свой внутренний мир через совокупность внешних проявлений5. Трудности в самовыражении или отсутствие возможностей, условий его осуществления приводят к серьезным негативным последствиям: дискомфорт, утрата смысла жизни, снижение самооценки, мотивации, активности, стресс, депрессия, развитие психологических комплексов. В последние годы это доказано не только на психолого-педагогическом, но и на физиологическом уровне - соблюдение навязанных извне правил, порядков, норм, не принимаемых человеком, ущемление своих желаний и потребностей, горечь и неудовлетворенность жизнью способны привести к таким заболеваниям, как желчнокаменная болезнь6, болезнь Крона, язвенная болезнь [4].
В современной науке представлены разноплановые исследования вопросов самовыражения, в частности, включающие описание его составляющих. Так, Е. М. Зыковой7 рассмотрены когнитивный, мотивационно-цен-ностный, рефлексивно-оценочный его компоненты. В. И. Салютнова, Н. М. Шибанова [23] называют индивидуально-личностный, про-цессуально-деятельностный и результативный компоненты. Обобщая их смысл и содержание, считаем возможным выделить в самовыражении личности два аспекта: внутренний (самораскрытие - осмысление самого себя и сообщение личностно-значимой, важной, сущностной информации о себе другим людям) и внешний (самопрезентация - специально выстроенное поведение, создающее тот
образ себя, который личности хотелось бы представить в данный момент) [21].
В последние несколько лет самораскрытие как внутренний аспект самовыражения активно изучается в рамках проблематики самовыражения в социальных сетях (R. Mayshak, S. J. Sharman [11], L. de Vries, A. M. Romani [14] и др.) и Интернете (Н. А. Лупанововй [20], L. da Silveira Espindola, M. S. Silveira [2], Т. С. Marriott, T. Buchaman [10], T. A. Thorkildsen, K. Xing [13] и др.). Результатом этих исследований стало понимание того, что даже в условиях общения между людьми, опосредованного техническими средствами, человек стремится к самораскрытию, а не полностью скрывается за принятым на себя образом, благодаря имеющимся для этого возможностям.
Внешний аспект самовыражения - самопрезентацию - рассматривают, например, J. Adams, W. Hart и др. [5], выделяя наступательную, оборонительную, рациональную тактики самопрезентации, применяемые людьми в ситуациях общения, выполнения профессиональной деятельности и др. M. Johnson [6] доказано, что самопрезентационные стили личности проявляются в профессиональной сфере и связаны с особенностями самооценки человека. Специфика самопрезентации абитуриентов при поступлении в вуз описана A. S. M. Niessen, R. R. Meijer, J. N. Tendeiro [12]. В названных работах авторами приводится подтверждение мысли о том, что наиболее успешны самопрезентации, максимально
5 Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
6 Золотухина В. Н. Хронический бескаменный холеци-
стит и желчнокаменная болезнь у женщин (клинико-психологические особенности, качество жизни и комплайнес): автореф. дисс. ... канд. мед. наук. - Барнаул, 2012. - 22 с.
7 Зыкова Е. М. Внеаудиторная деятельность студентов в контексте ориентирования на творческое самовыражение // Проблемы современной аграрной науки: матер. Международной научной конференции. - Красноярск: ФГБОУ ВО «КГАУ», 2015. - С. 183-186.
© 2011-2018 Вестник НГПУ
Все права защищены
9
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета
2018, том 8, № 1
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
соответствующие внутреннему миру личности, неотъемлемой частью которого являются ценности.
Системы ценностей у людей разные. Они способны меняться, обретая новые черты для большего соответствия, например, требованиям выполнения профессиональной деятельности. Особое значение в этом смысле имеет процесс получения образования (на каждом его уровне), в котором происходит соприкосновение систем ценностей обучающихся и преподавателей (в частности, это касается ценностных ориентаций будущих педагогов дошкольного образования и преподавателей Института детства Новосибирского государственного педагогического университета (ИД НГПУ)). Именно это, по мнению А. Б. Храмцовой8, с которой мы солидарны, важно для становления будущих профессионалов (педагогов дошкольного образования), осваивающих пути, способы, средства самовыражения в профессии (в педагогической деятельности).
В связи с этим авторами статьи [15; 21; 26], А. В. Зубцовым9, И. В. Тарасововой [25] и др. сделан вывод о необходимости создания во всех образовательных учреждениях условий для самовыражения обучающихся, в частности, это касается педагогических вузов и учащихся в них будущих педагогов, готовящихся работать, например, в сфере дошкольного образования. Ведь их самовыражение в силу
большого количества требований, высоких ожиданий от них со стороны общества, существенного влияния, которое они способны оказать на представителей подрастающего поколения, важно в контексте демонстрируемого ими самовыражения в профессии. Это же подчеркнуто М. Оаиёш-СаШт, Р. Лпёгееа [1] утверждающими, что каждый человек выражает себя в соответствии с собственной социальной идентификацией, со сложившимся представлением о своем образе жизни, о профессиональной деятельности, в которой самовыражение личности обретает особенности, зависящие от того, что для человека является в ней важным и ценным.
На это также обращают внимание в своих исследованиях Т. Г. Анистратенко [16], И. В. Попова [22], И. В. Тарасова10 и др. Здесь существенно, что «спецификой самовыражения выступает не только ... внутренняя самость, но и личностные ценностные установки, представляющие собой проекцию ценностей окружающего мира в личностном мире ценностей» [16, с. 227]. Следовательно, можно утверждать, что основой самовыражения личности являются ее ценностные ориентации. В рамках данной статьи далее приведем описание содержания ценностных ориентаций студентов педагогического вуза, акцентируя внимание на том, как в них представлено самовыражение.
8 Храмцова А. Б. Профессиональное самовыражение в диалоге культур // Образование в современном мире: роль вузов в социально-экономическом развитии региона: сборник научных трудов Международной научно-методической конференции. - Самара: Самарский государственный университет, 2014. - С. 428430.
9 Зубцов А. В. Возможности уточнения категории «воспитание» в продуктивном самовыражении личности //
Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения: труды
Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Новокузнецк, 1-3 июня 2016 г.). - Новокузнецк: Сибирский государственный индустриальный университет, 2016. - С. 214-216.
10 Тарасова И. В. Профессиональное самовыражение преподавателей и студентов как актуальная проблема высшей школы // Мировое культурно-языковое и политическое пространство: инновации в коммуникации: сборник научных трудов. - М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2015. - С. 296306.
© 2011-2018 Вестник НГПУ
Все права защищены
10
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета
2018, том 8, № 1
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
М. Rokeach определяет ценности как «устойчивые убеждения в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личностной или социальной точки зрения, чем другой способ поведения, либо конечная цель существования»11.
Системы ценностных ориентаций студентов активно изучаются в разных странах мира. В частности, O. Fatoki [3] обращает внимание на то, что именно они составляют ядро личности, влияя на индивидуальные характеристики и поведение, отражающее особенности самовыражения и его представленность среди ценностных ориентаций обучающихся. J. Y. H. Leung, R. W. L. Cheung, H. Chow [8] установили важность для многих обучающихся вузов в рамках социальных контактов такой ценности, как лидерство и отметили, что в связи с этим студентам необходима еще одна ценность - социальная ответственность, т. к. стремление к лидерству может реализовы-ваться по-разному, например, путем самоутверждения за счет других людей с отрицательными для них последствиями. При этом самовыражение описывается как имеющее отрицательные характеристики и как основанное в большей степени на том, что важно только для самого студента.
B. Liang, Y. Zhang, W. Chen, S. Chen [9] изучили семью как сферу реализации студентами своих ценностей. Оказалось, что она требуется респондентам, в первую очередь, для самовыражения - выражения, демонстрации своих эмоций, чувств, взаимопонимания, на втором месте все, что связано с эстетическими потребностями молодых людей, на третьем -материальная база. При этом именно в реальном, а не в виртуальном общении респон-
11 Rokeach M. The nature of human values. - N. Y.: Free Press, 1973. - 597 р. - Р. 5. - URL: http://hdl.han-dle.net/10822/782324 (дата обращения: 4.07.2017).
денты видят возможности для самовыражения. Среди личностных ценностей студентов университетов, по данным O. Fatoki, преобладают достижения, затем идут самостоятельность, доброжелательность и безопасность [3].
В России исследователи (В. Р. Бильда-нова, Э. Д. Гришанина [17], Г. А. Галкина, Е. И. Грибкова [18], А. Н. Кутейников, Е. И. Огарева [19] и др.) обращают внимание на то, что у студентов на первом месте ценности здоровья, на втором - семья, на третьем -материально обеспеченная жизнь. Е. М. Соловьева, И. В. Заусенко [24] выяснили, что на уровне убеждений студентам вузов важны достижения, а на уровне реальных действий - самостоятельность, напрямую связанная с особенностями их самовыражения, и гедонизм.
Изложенные описания систем ценностных ориентаций студентов в России и зарубежных странах имеют различия, состоящие в том, что российские студенты в большей степени ориентированы на ценности, которые позволят им организовать свою жизнь так, как им хочется (материальная обеспеченность, здоровье, гедонизм), максимально выражая себя, а зарубежные студенты ориентированы не только на себя и самовыражение исключительно в своих интересах, но и на взаимодействие с другими людьми (доброжелательность, социальная активность, лидерство, безопасность), где самовыражение конкретной личности ориентировано на других людей для того, чтобы появлялась возможность согласования собственных самопроявлений с их самопроявлениями.
В статье мы стараемся определить место самовыражения в системе ценностных ориен-таций будущих педагогов, поэтому их ориентация в самовыражении преимущественно на
© 2011-2018 Вестник НГПУ
Все права защищены
11
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета
2018, том 8, № 1
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
себя не является полностью благоприятной для выполнения требований педагогической профессии. Ведь ценности как основа самовыражения открывают личности перспективы для осознанного выбора средств, способов самовыражения, которые будут согласованы как с ее внутренним миром, так и с общественными нормативами. Это особо значимо для педагогов дошкольного образования, вся профессиональная деятельность которых ориентирована на демонстрацию представителям подрастающего поколения образцов, моделей самовыражения, чтобы они могли перенимать некоторые их элементы и выстраивать собственное самовыражение. В этом, на наш
взгляд, состоит основная функция педагога дошкольного образования в современном мире [26].
Нами была поставлена задача выяснить, имеет ли место этот вывод по отношению к студентам - будущим педагогам дошкольного образования, поступившим в ИД НГПУ на первый курс. Это позволит лучше понять их стремления, особенности самовыражения, увидеть место самовыражения в системе ценностных ориентаций обучающихся, и в соответствии с полученными сведениями в дальнейшем качественнее выстраивать педагогический процесс.
Таблица 1
Содержание жизненных ценностей студентов первого курса (будущих педагогов дошкольного образования)
Table 1
The content of first-year students' life values (future teachers of preschool education)
Жизненные ценности / Life values Степень значимости жизненных ценностей (в баллах) / The degree of importance of life values (in points)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Развитие себя / Elf-development 1 1 6 7 29 35* 18 10 1 8
Духовное удовлетворение / Spiritual satisfaction 0 0 4 30 16 24 29 6 4 3
Креативность / Creativity 4 6 8 17 27 35 3 3 10 3
Социальные контакты / Social contacts 9 6 27 6 40 10 11 3 1 3
Собственный престиж / Own prestige 5 8 16 17 16 30 12 6 6 0
Достижения / Achievements 0 1 9 28 6 30 35 6 1 0
Материальное положение / Financial situation 8 3 18 17 30 14 13 7 6 0
Сохранение индивидуальности / Preservation of identity 3 7 16 28 16 16 16 8 4 2
Примечание. * - количество выборов респондентами каждой степени значимости определенной жизненной ценности. Например, число 35 в первой строке означает, что 35 студентов оценили значимость ценности «Развитие себя» в 6 баллов и т. д. Note. * - the number of elections by respondents of each degree of significance of a certain life value. For example, the number 35 in the first line means that 3 5 students estimated the value of the value of "Development of yourself" in 6 points, etc
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета
2018, том 8, № 1
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
Методы исследования
Авторы статьи провели исследование представленности самовыражения в системе ценностных ориентаций студентов-бакалавров направлений «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование» первого года обучения ИД НГПУ, в котором приняло участие 116 человек. Основным диагностическим инструментарием выступил
40 35 30 25 20 15
10
морфологический тест жизненных ценностей (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина12), позволяющий определить ценностную структуру личности. Для выяснения содержания системы ценностных ориентаций зарубежных студентов использовался анализ публикаций зарубежных авторов, содержащих соответствующие данные.
развитие себя / self-development
духовное удовлетворение / spiritual satisfaction креативность/ creativity
• социальные контакты / social contacts
собственный престиж / own prestige
достижения / achievements
материальное положение/ financial situation
сохранение индивидуальност и / preservation of identity
1
2
9
3
8
4
7
6
Рис. 1. Распределение значимости для студентов первого курса (будущих педагогов дошкольного образования) жизненных ценностей Fig. 1. The distribution of the life values significance for first-year students (future teachers of preschool education)
12 Сопов В. Ф., Карпушина Л. В. Морфологический тест жизненных ценностей // Прикладная психология. - 2001. - № 4. - С. 9-30.
© 2011-2018 Вестник НГПУ Все права защищены
2018, том 8, № 1 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Результаты и обсуждение
В первую очередь было определено содержание жизненных ценностей обучающихся (табл. 1). Как видно из таблицы 1, для респондентов важнее всего оказались социальные контакты (максимальное количество выборов - 40). На втором месте - саморазвитие, креативность, достижения (максимальное количество выборов - по 35). На третьем - духовные потребности, собственный престиж, высокое материальное положение (максимальное количество выборов - по 30). На последнем - сохранение собственной индивидуальности (максимальное количество выборов - 28).
Наглядно результаты представлены на графике рисунка 1.
Таким образом, обучающиеся в ИД студенты первого курса - будущие педагоги дошкольного образования, самым важным для себя считают установление благоприятных взаимоотношений с другими людьми. Основой их, как было доказано И. П. Шкуратовой [27], является самовыражение личности в общении, ориентированное не только на себя, но и на особенности других людей, на нормы и культуру поведения. Такое самовыражение станет основой успешной адаптации первокурсников к обучению в вузе благодаря проявляющимся в их самовыражении общительности, эмпатичности, дружелюбности, социальной активности. Если за годы обучения эта жизненная ценность сохранится, то станет фундаментом самовыражения педагогов, успешности их взаимодействия с детьми и коллегами. Таким образом, респонденты в неявном виде отвели положительному самовыражению одно из первых мест в системе своих ценностных ориентаций.
Саморазвитие как ценность означает стремление получить объективную информа-
цию об особенностях своего характера, способностях совершенствовать себя. Для будущих педагогов дошкольного образования это является предпосылкой становления профессионально значимых качеств личности, что важно для обучающихся первого курса, которые только начинают ориентироваться в системе требований к выполнению педагогической деятельности. Кроме того, саморазвитие позволит изменить в лучшую сторону (при необходимости) характеристики и особенности самовыражения (в т. ч. в профессиональной сфере).
Креативность подразумевает стремление студентов реализовать свои творческие возможности. В этом процессе каждый из них может найти множество вариантов осуществления самовыражения в профессии. Для будущих педагогов дошкольного образования названное качество необходимо в силу наличия у педагогической деятельности соответствующего характера.
Достижения рассматриваются как стремления человека к получению конкретных и ощутимых результатов. Они способны обеспечить респондентам успехи в учении, а в дальнейшем - в профессиональной деятельности. Если эта ценность останется значимой для тех, кто в настоящий момент получает педагогическое образование, то позволит педагогам дошкольного образования добиваться тех результатов, которые были запланированы в работе с детьми, родителями, коллегами.
Незначимость сохранения собственной индивидуальности, присущая студентам, принявшим участие в исследовании, стала для нас неоднозначным показателем. С одной стороны, они готовы меняться, адаптироваться, встраиваться в систему профессиональных требований, что выступает внутренним ресурсом обучающихся для освоения профессии педагога дошкольного образования. С другой
© 2011-2018 Вестник НГПУ
Все права защищены
14
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета
2018, том 8, № 1
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
стороны, такое положение может быть показателем имеющейся у респондентов убежденности в отсутствии у педагогической деятельности возможностей для их самовыражения, в существовании постоянной необходимости быть кем-то другим (педагогом), а не самим собой. Решению этого вопроса будут посвящены наши дальнейшие исследования. Таким образом, самовыражение (опосредованно, через присутствие в других ценностях и в поведении, где они находят свое отражение) занимает значимое место в системе ценностных ориентаций будущих педагогов дошкольного образования.
Отметим, что выводы зарубежных авторов о включении в систему ценностных ори-ентаций молодежи, обучающейся в вузах, таких ценностей, как достижения, лидерство и собственный престиж совпали с полученными нами результатами. В то же время описанная выше как преобладающая у российских студентов тенденция ориентации на самих себя не полностью нашла свое подтверждение в исследованной выборке. Соответствующие ценности у обучающихся в ИД НГПУ будущих педагогов дошкольного образования только на втором и более низких местах, а на первом -установление взаимоотношений с людьми, важное в педагогической профессии.
Учитывая сказанное, в обучении, воспитании, профессиональном становлении и развитии будущих педагогов дошкольного образования преподаватели могут опираться на их стремление к взаимодействию с другими людьми. Следствием этого может быть обогащение учебно-воспитательной работы в вузе активным использованием групповых форм работы на занятиях, вовлечением в практическую педагогическую деятельность, проведением дискуссий, диспутов, конференций,
олимпиад и т. д., что позволит создать разнообразные варианты условий для положительного самовыражения обучающихся, для обретения ими опыта самовыражения в ходе выполнения элементов профессиональной деятельности. С одной стороны, в таком самовыражении будет демонстрироваться как социально приемлемые для профессии модели поведения, так и ценностные ориентации обучающихся. С другой стороны, самовыражение становится во многих случаях элементом системы ценностных ориентаций студентов.
На основании значимости для студентов саморазвития возможно расширение системы самостоятельной работы за счет включения в нее не только учебных заданий по дисциплине, но и направленных на осмысление обучающимся своих индивидуально-личностных, профессиональных качеств, на понимание необходимости совершенствовать определенные из них, делая это целенаправленно и постоянно. На этой основе появляются возможности для совершенствования характеристик самовыражения в профессии. Креативность студентов в аудиторной и внеаудиторной деятельности проявляется при выполнении ими разнообразных творческих заданий теоретического и практического характера. Здесь они могут максимально полно выразить себя. В плане создания условий для того, чтобы будущие педагоги дошкольного образования получали определенные профессионально значимые результаты своей деятельности, можно использовать, например, контекстный подход в обучении с отслеживанием продвижения каждого студента в освоении профессиональных умений, навыков, компетенций.
Вторым шагом в исследовании стал анализ жизненных сфер, которые обучающиеся считают для себя важными при реализации названных выше ценностей (табл. 2).
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета
2018, том 8, № 1
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
Таблица 2
Сферы реализации студентами первого курса (будущими педагогами дошкольного образования) жизненных ценностей
Table 2
The spheres of realization of life values of first-year students (future teachers of preschool education)
Сферы реализации жизненных ценностей / the fields of the implementation of life values Степень значимости сфер реализации жизненных ценностей (в баллах) / The degree of importance of the fields of the implementation of life values (in points)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Профессиональная жизнь / Professional life 1 1 17 14 43 15 18 1 5 1
Обучение и образование / Studying and education 1 1 9 9 27 52 9 7 1 0
Семейная жизнь / Family life 4 2 17 14 26 14 18 4 14 3
Общественная жизнь / Social life 3 3 10 20 39 20 11 6 1 3
Увлечения / Hobbies 2 1 4 19 20 39 8 4 18 1
Физическая активность / Physical activity 0 17 19 18 26 14 14 8 0 0
Примечание. Заполнение таблицы аналогично тому, что описано для таблицы 1 Note. The table is filled in the same way as described in Table 1
Сферы реализации ценностей по шкале от самой значимой до наименее значимой распределились следующим образом: образование (максимальное количество выборов - 52), профессиональная жизнь (максимальное количество выборов - 43), общественная жизнь и увлечения (максимальное количество выборов - по 39), семейная жизнь и физическая активность (максимальное количество выборов -по 26). Наглядно результаты представлены на графике рисунка 2.
Думается, что выбор образования оказался у студентов ИД - будущих педагогов дошкольного образования - на первом месте как та среда, в которой они непосредственно находятся и будут находиться еще четыре года до окончания обучения, где они в настоящем могут демонстрировать свои ценности, осуществляя самовыражение. Естественно, что обучающиеся стремятся к расширению своего
кругозора, повышению образованности, т. к. именно это для них является главным в период получения высшего образования. Еще более важно, что студенты собираются реализовать свои ценности в профессиональной деятельности. Это является показателем высокой степени осознанности выбора профессии студентами. Учитывая сделанный выше вывод о присутствии самовыражения как составляющей системы ценностных ориентаций будущих педагогов дошкольного образования, приходим к заключению, что в профессиональной деятельности обучающиеся видят среду для самовыражения. Это является благоприятным условием профессионального становления любого специалиста.
Малозначима для респондентов физическая активность, что в отношении будущих педагогов может привести к проблемам со здоровьем.
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета
2018, том 8, № 1
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
10
60 50 40 30 20 10
профессиональная жизнь / professional life
•обучение и образование / studying and education
семейная жизнь / family life
общественная жизнь / social life
увлечения / hobbies
физическая активность / physical activity
1
2
9
3
8
4
7
5
6
Рис. 2. Распределение значимости для студентов первого курса (будущих педагогов дошкольного образования) сфер реализации жизненных ценностей Fig. 2. The distribution of spheres of realization of life values significance for first-year students
(future teachers of preschool education)
В отличие от зарубежных студентов, респонденты, участвовавшие в нашем исследовании, не отводят значимую роль семье как сфере реализации своих ценностей, как среде для самовыражения. Предполагаем, что такая ситуация может быть обусловлена началом самостоятельного периода в жизни молодых людей, когда они уезжают от родителей учиться в другой населенный пункт, а о своей собственной семье еще не задумываются в силу необходимости решать более насущную в данный момент для них задачу - получение высшего образования.
Что касается построения образовательного процесса в вузе, то сделанные нами вы-
воды позволяют констатировать продуктивность использования контекстного обучения, интегрирующего выбранные респондентами сферы реализации ценностей.
Заключение
Таким образом, основой самовыражения студентов первого курса ИД НГПУ являются такие жизненные ценности, как социальные контакты, развитие себя, достижения. Главные особенности самовыражения систем ценностных ориентаций будущих педагогов: включенность (в разной степени) в состав каждой жизненной ценности студентов; способность выступать предпосылкой для полноцен-
2018, том 8, № 1
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
ного развития важных в будущей профессио- как среде самовыражения и реализации ценно-
нальной деятельности способностей к комму- стей, социальные контакты важны как способ
никации, взаимодействию, самоорганизации, самовыражения с учетом ситуации, норм и
профессиональному росту. Различия с ценно- требований культуры, а не как средство занять
стями зарубежных студентов заключаются в лидерские позиции в коллективе, большое
том, что меньшее значение придается семье внимание уделяется саморазвитию, включая
креативность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Càtàlin M. C., Andreea P. Brands as a Mean of Consumer Self-expression and Desired Personal Lifestyle // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2014. - Vol. 109. - P. 103-107. DOI: http://dx.doi.org/ 10.1016/j.sbspro.2013.12.427
2. Espindola L. S., Silveira M. S. Self-expression and discourse continuity in a multilevel EUD environment: The case of moodle // Journal of Visual Languages & Computing. - 2017. - Vol. 40. -P. 36-50. DOI: https://doi.org/10.1016/jjvlc.2017.04.003
3. Fatoki O. The Personal Values of University Students in South Africa // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2014. - Vol. 5, № 23. - P. 758-763. DOI: http://dx.doi.org/10.5901/mjss.2014.v5n23p758
4. Flett G. L., Baricza C., Gupta A., Hewitt P. L., Endler N. S. Perfectionism, psychosocial impact and coping with irritable bowel disease: a study of patients with Crohn's disease and ulcerative colitis // Journal of Health Psychology. - 2011. - Vol. 16, Issue 4. - P. 561-571. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/1359105310383601
5. Hart W., Adams J., Burton K. A., Tortoriello G. K. Narcissism and self-presentation: Profiling grandiose and vulnerable Narcissists' self-presentation tactic use // Personality and Individual Differences. - 2017. - Vol. 104. - P. 48-57. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.paid.2016.06.062
6. Johnson M. Relations between explicit and implicit self-esteem measures and self-presentation // Personality and Individual Differences. - 2016. - Vol. 95. - P. 159-161. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2016.02.045
7. Kocer H. The Evaluation of the Art Activities Applied in Preschool Education Programmes in Terms of Self-Expression Opportunity Given to Child // Procedia - Social and Behavioral Sciences. -2012. - Vol. 51. - P. 289-295. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.08.161
8. Leung J. Y. H., Cheung R. W. L., Chow H. University Students' Socially Responsible Values and Capacities for Service Leadership // Promoting Service Leadership Qualities in University Students. - 2015. - Vol. 6. - P. 177-195. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/978-981-287-515-0_12
9. Liang B., Zhang Y., Chen W., Chen S. Connotation and Structure of University Students' Marriage Values // Cross-Cultural Communication. - 2014. - Vol. 10, № 3. - P. 48-54. DOI: http://dx.doi.org/10.3968/4722
10. Marriott T. C., Buchanan T. The true self online: Personality correlates of preference for self-expression online, and observer ratings of personality online and offline // Computers in Human Behavior. - 2014. - Vol. 32. - P. 171-177. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2013.11.014
11. Mayshak R., Sharman S. J., Zinkiewicz L., Hayley A. The influence of empathy and self-presentation on engagement with social networking website posts // Computers in Human Behavior. - 2017. -Vol. 71. - P. 362-377. DOI: https://doi.org/10.1016/jxhb.2017.02.026
© 2011-2018 Вестник НГПУ Все права защищены
18
2018, том 8, № 1
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
12. Niessen A. S. M., Meijer R. R., Tendeiro J. N. Measuring non-cognitive predictors in high-stakes contexts: The effect of self-presentation on self-report instruments used in admission to higher education // Personality and Individual Differences. - 2017. - Vol. 106. - P. 183-189. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2016.11.014
13. Thorkildsen T. A., Xing K. Facebook as a Tool for Enhancing Communication and Self-Expression // Emotions, Technology, and Social Media / Ed. Sh. Tettegah. - Elsevier, 2016. - P. 117-138. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-12-801857-6.00007-5
14. de Vries L., Peluso A. M., Romani S., Leeflang P. S. H., Marcati A. Explaining consumer brand-related activities on social media: An investigation of the different roles of self-expression and socializing motivations // Computers in Human Behavior. - 2017. - Vol. 75. - P. 272-282. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.chb.2017.05.016
15. Агавелян О. К., Агавелян Р. О. Эмпатия как фактор готовности к профессионально-педагогической деятельности // Гуманизация образования. - 1995. - № 4. - С. 47-53.
16. Анистратенко Т. Г. Социальная рефлексия в форме самовыражения: социально-философский анализ // Общество и право. - 2017. - № 2. - С. 275-279.
17. Бильданова В. Р., Гришанина Э. Д. Профессиональные ценностные ориентации студентов // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 6-1. - С. 79-79.
18. Галкина Г. А., Грибкова Е. И. Анализ ценностных ориентаций студентов высшего учебного заведения // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 2. - С. 432-432.
19. Кутейников А. Н., Огарева Е. И. Ценностные ориентации студентов как фактор адаптации студентов к учебному процессу в вузе // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 8-4. - С. 989-993.
20. Лупанова Н. А. Особенности выявления взаимосвязи информационного развития личности с ее готовностью к профессиональному самовыражению // Вестник Пензенского государственного университета. - 2015. - № 1. - С. 47-51.
21. Омельченко Е. А. Качественные характеристики становления культуры самовыражения будущих педагогов // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 5-2. - С. 385-389.
22. Попова И. В. Принципы реализации аксиологического подхода в развитии культуры эмоционального самовыражения подростка // В мире научных открытий. - 2015. - № 1-1. -С. 635-642. DOI: http://dx.doi.org/10.12731/wsd-2015-1.1-16
23. Салютнова В. И., Шибанова Н. М. Творческое самовыражение детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности: структурно-содержательный анализ // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. - 2011. - № 5. - С. 104-109.
24. Соловьева Е. М., Заусенко И. В. Ценности и карьерные ориентации студентов педагогического вуза // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. - С. 503-503.
25. Тарасова И. В. Психологические тенденции профессионального самовыражения преподавателей вуза с различным стажем работы // Акмеология. - 2017. - № 3. - С. 64-69.
26. Чеснокова Г. С., Чесноков В. А. Проблема исследования субъектности личности в педагогике высшей школы // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Соци-окинетика. - 2015. - Т. 21, № 3. - С. 94-99.
27. Шкуратова И. П. Самопредъявление личности в общении: монография. - Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального ун-та, 2009. - 192 с.
© 2011-2018 Вестник НГПУ Все права защищены
19
2018, Vol. 8, No. 1 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
DOI: 10.15293/2226-3365.1801.01
Elizaveta Alexandrovna Omelchenko, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Theory and Methods of Preschool Education Department, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7270-4993 E-mail: [email protected] Galina Sergeevna Chesnokova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Theory and Methods of Preschool Education Department, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4772-6012 E-mail:[email protected] Ruben Oganesovich Agavelyan, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Director of the Institute of Childhood, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6494-8544 E-mail: [email protected]
Self-expression within the value system of prospective preschool educators
Introduction. The article focuses on preschool teacher education and examines how self-expression is represented within the professional value system of preschool educators. The purpose of the research is to identify the peculiarities of self-expression within value systems of first-year undergraduate students who are making a degree in the Institute of Childhood of Novosibirsk State Pedagogical University (Russia) and to compare students' values of a range of Russian and foreign universities.
Materials and Methods. The paper draws upon data obtained by means of V.V. Sopov and L. V. Carpushina's morphological test of life values. The cohort of 116 students were recruited for this study. In order to explore values of foreign students, the authors analyzed relevant research publications.
Results. The results of the study indicate that positive experience of self-expression within the framework of initial teacher education contributes greatly to successful professional performance of prospective preschool educators and improves their interpersonal skills. The authors have distinguished two aspects within the structure of self-expression: the internal (self-disclosure) and the external (self-presentation) which contribute to creating the desirable image of prospective educators in the eye of other people. The authors emphasize that self-expression is based on personal values. It can be a separate element of personal values or integrated into other values. The analysis of Russian and foreign studies has shown differences in undergraduate students' values. The study show that foreign students place special emphasis on values of social contacts and interpersonal interactions. On the other hand, self-expression of Russian students is based on their own needs, desires, and feelings.
Conclusions. The authors conclude that first-year undergraduate students who are making a degree in the Institute of Childhood of Novosibirsk State Pedagogical University place special emphasis on such values as social contacts, self-development, creativity, and achievements.
© 2011-2018 NSPU Bulletin All rights reserved
Abstract
20
2018, Vol. 8, No. 1 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Keywords
Self-expression; Self-presentation; Self-disclosure; Future teachers; Teacher profession; Professional activity; Realization of social values; Values of students.
REFERENCES
1. Càtàlin M. C., Andreea P. Brands as a Mean of Consumer Self-expression and Desired Personal Lifestyle. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2014, vol. 109, pp. 103-107. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.12.427
2. Espindola L. S., Silveira M. S. Self-expression and discourse continuity in a multilevel EUD environment: The case of moodle. Journal of Visual Languages & Computing, 2017, vol. 40, pp. 36-50. DOI: https://doi.org/10.1016/jjvlc.2017.04.003
3. Fatoki O. The Personal Values of University Students in South Africa. Mediterranean Journal of Social Sciences, 2014, vol. 5, no. 23, pp. 758-763. DOI: http://dx.doi.org/10.5901/mjss.2014.v5n23p758
4. Flett G. L., Baricza C., Gupta A., Hewitt P. L., Endler N. S. Perfectionism, psychosocial impact and coping with irritable bowel disease: a study of patients with Crohn's disease and ulcerative colitis. Journal of Health Psychology, 2011, vol. 16, issue 4, pp. 561-571. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/1359105310383601
5. Hart W., Adams J., Burton K. A., Tortoriello G. K. Narcissism and self-presentation: Profiling grandiose and vulnerable Narcissists' self-presentation tactic use. Personality and Individual Differences, 2017, vol. 104, pp. 48-57. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.paid.2016.06.062
6. Johnson M. Relations between explicit and implicit self-esteem measures and self-presentation. Personality and Individual Differences, 2016, vol. 95, pp. 159-161. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2016.02.045
7. Kocer H. The Evaluation of the Art Activities Applied in Preschool Education Programmes in Terms of Self-Expression Opportunity Given to Child. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2012, vol. 51, pp. 289-295. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.08.161
8. Leung J. Y. H., Cheung R. W. L., Chow H. University Students' Socially Responsible Values and Capacities for Service Leadership. Promoting Service Leadership Qualities in University Students, 2015, vol. 6, pp. 177-195. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/978-981-287-515-0_12
9. Liang B., Zhang Y., Chen W., Chen S. Connotation and Structure of University Students' Marriage Values. Cross-Cultural Communication, 2014, vol. 10, no. 3, pp. 48-54. DOI: http://dx.doi.org/10.3968/4722
10. Marriott T. C., Buchanan T. The true self online: Personality correlates of preference for self-expression online, and observer ratings of personality online and offline. Computers in Human Behavior, 2014, vol. 32, pp. 171-177. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2013.11.014
11. Mayshak R., Sharman S. J., Zinkiewicz L., Hayley A. The influence of empathy and self-presentation on engagement with social networking website posts. Computers in Human Behavior, 2017, vol. 71, pp. 362-377. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2017.02.026
12. Niessen A. S. M., Meijer R. R., Tendeiro J. N. Measuring non-cognitive predictors in high-stakes contexts: The effect of self-presentation on self-report instruments used in admission to higher education. Personality and Individual Differences, 2017, vol. 106, pp. 183-189. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2016.11.014
13. Thorkildsen T. A., Xing K. Facebook as a Tool for Enhancing Communication and Self-Expression. Emotions, Technology, and Social Media. Ed. Sh. Tettegah. Elsevier Publ., 2016, pp. 117-138. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-12-801857-6.00007-5
© 2011-2018 NSPU Bulletin All rights reserved
21
2018, Vol. 8, No. 1 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
14. de Vries L., Peluso A. M., Romani S., Leeflang P. S. H., Marcati A. Explaining consumer brand-related activities on social media: An investigation of the different roles of self-expression and socializing motivations. Computers in Human Behavior, 2017, vol. 75, pp. 272-282. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2017.05.016
15. Agavelyan O. K., Agavelyan O. R. Empathy as a factor of readiness for professional-pedagogical activity. Humanization of Education, 1995, no. 4, pp. 47-53. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26546520
16. Anistratenko T. G. Social reflection in the form of self-expression: social-philosophical analysis. Society and Law, 2017, no. 2, pp. 275-279. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29233579
17. Bildanova R V., Grishanina E. D. Professional value orientations of students. International Journal of Experimental Education, 2014, no. 6-1, pp. 79-79. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21477214
18. Galkina G. A., Gribkova E. I. Analysis of Valuable Orientations of Students of the Higher Educational Institution. Modern Problems of Science and Education, 2013, no. 2, pp. 432-432. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21285786.
19. Kuteynikov A. N., Ogaryova E. I. Valuable Orientations of Students as a Factor of Adaptation of Students to Educational Process in Higher School. Fundamental Research, 2014, no. 8-4, pp. 989993. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21819771.
20. Lupanova N. A. Features of detection of the interaction between information personal development with its readiness to professional self-expression. Bulletin of Penza State University, 2015, no. 1, pp. 47-51. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23734666
21. Omelchenko E. A. Qualitative Characteristics of Formation of Self-Expression's Culture of Future Teachers. Modern High Technologies, 2016, no. 5-2, pp. 385-389. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26149244
22. Popova I. V. Principles of Implementation Axiological Approach to Cultural Development Emotional Expression Teenagers. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 2015, no. 11, pp. 635-642. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.12731/wsd-2015-1.1-16
23. Salutnova V. I., Shibanova N. M. Creative Self-expression of Senior Preschool Children in Fine Arts Activity: A Structural and Content Analysis. Scholarly Notes of Transbaikal State University, 2011, no. 5, pp. 104-109. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17291670.
24. Soloveva E. M., Zausenko I. V. Values and Career Orientation of Pedagogical University Students. Modern Problems of Science and Education, 2015, no. 3, pp. 503-503. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23703931
25. Tarasova I. V. Psychological Tendencies of Professional Self-Expression of the University Teachers with Different Professional Experience. Acmeology, 2017, no. 3, pp. 64-69. (In Russian) https://elibrary.ru/item.asp?id=29841414
26. Chesnokova G. S., Chesnokov V. A. The problem of studying personal subjectivity in the pedagogy of higher education. Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2015, vol. 21, no. 3, pp. 94-99. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24365134
27. Shkuratova I. P. Self-presentation of personality in communication. Monograph. Rostov-on-Don, South Federal University Publ., 2009, 192 p. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20106498
Submitted: 26 September 2017 Accepted: 09 January 2018 Published: 28 February 2018
© ®
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).
© 2011-2018 NSPU Bulletin
All rights reserved