Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение выпускников педагогического вуза'

Профессиональное самоопределение выпускников педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
683
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СКЛОННОСТИ / МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВЫПУСКНИК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL IDENTITY / PROFESSIONAL READINESS / PROFESSIONAL TENDENCIES / MOTIVATION OF WORKING LIFE / GRADUATE OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фортыгина Светлана Николаевна, Павлова Лариса Николаевна

Проблема и цель. Статья посвящена проблеме взаимосвязи между профессиональным самоопределением и мотивацией трудовой деятельности выпускников педагогического вуза. Целью статьи является представление результатов исследования взаимосвязи между показателями профессионального самоопределения и типами мотивации трудовой деятельности студентов вуза. Методология. Основой изучения профессионального самоопределения студентов стала опора на следующие методологические подходы: системный, деятельностный, компетентностный, информационный, процессный и аксиологический. Эти подходы позволяют рассматривать исследуемую проблему взаимосвязи между показателями профессионального самоопределения и типами мотивации трудовой деятельности выпускников в рамках профессиональной подготовки студентов педагогического вуза, следовательно, значимым является уровень формирования профессиональных компетенций. Авторы отмечают, что при рассмотрении темы профессионального самоопределения выпускников педагогического вуза были применены в качестве методов анализ, синтез, сравнение и обобщение, а также следующие методики: методика изучения статусов профессиональной идентичности; опросник профессиональных склонностей; опросник профессиональной готовности; методика мотивации профессиональной деятельности. Степень взаимосвязи между показателями профессионального самоопределения и типами мотивации трудовой деятельности выпускников педагогического вуза определялась при помощи критерия корреляции Пирсона. К исследованию было привлечено 735 выпускников Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. Результаты. В статье представлены основные результаты исследования взаимосвязи между показателями профессионального самоопределения и типами мотивации трудовой деятельности студентов выпускных курсов Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. По итогам исследования было выявлено, что студенты данного педагогического вуза осознанно определили путь профессионального развития, больше трети студентов из числа опрошенных склонны к работе с людьми, что связано с процессом управления, воспитания и обучения, а также характеризуются склонностью к планово-экономическим видам деятельности, требующей собранности и аккуратности. Уровень профессиональной готовности у большинства участников опроса определяется высокими значениями, которые соответствуют типу профессии «человек человек», тем самым подтверждая готовность к выполнению трудовой педагогической деятельности. Следовательно, показатели результатов исследования характеризуют высокий уровень профессиональной идентичности выпускников педагогического вуза. Корреляционный анализ демонстрирует высокие показатели профессионального самоопределения, которые характеризуются внешней положительной мотивацией. Это свидетельствует о том, что студенты ориентированы на потребность в достижении социального престижа, получении социальных гарантий и денежного заработка. Сформированная внешняя отрицательная мотивация у выпускников вуза связана с представлениями о жесткой организации труда и регламенте работы. Фактором успешного и осознанного самоопределения выпускников педагогического вуза является воспитательное пространство вуза, которое представляет собой систему научно-практического комплекса. Заключение. Авторами была подтверждена гипотеза исследования о том, что показатели профессионального самоопределения связаны с типами мотивации трудовой деятельности выпускников педагогического вуза. Установлено, что высокие показатели профессионального самоопределения сопряжены с внешней положительной мотивацией студентов выпускных курсов очного отделения Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. Низкие значения показателей профессионального самоопределения связаны с представлениями выпускника о собственном уровне готовности к профессии: неуверенность, неудачный опыт прохождения практики, отрицательное влияние окружающих на мнение выпускника.Introduction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фортыгина Светлана Николаевна, Павлова Лариса Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper is devoted to the problem of interrelation between professional identification and work motivation of pedagogical university graduates. The purpose of the study is to reveal the interrelation between the indicators of professional identification and the types of students’ work motivation. Materials and Methods. The study is based on the following methodological approaches: system, activity, competence, information, process and axiological. These approaches have allowed the authors to consider the problem within the framework of initial teacher education. Therefore, the level of formation of professional competencies is considered as significant. The study explores professional identification of pedagogical university graduates using such research methods as analysis, synthesis, comparison and generalization; as well as the following methodologies: the methodology of studying the status of professional identity, the questionnaire of professional inclinations, the questionnaire of professional readiness, and the methodology of professional motivation. The degree of interrelation between the indicators of professional identification and the types of graduates’ work motivation was determined using the Pearson correlation criterion. The study involved 735 graduates of South Ural State Humanitarian Pedagogical University. Results. The results of the study revealed that students of South Ural State Humanitarian Pedagogical University deliberately chose the path of professional development. More than a third of the respondents are inclined to work with people, which is significant for such professional fields as management, education and training; they are also inclined to planning and economic activities, requiring consistency and accuracy. The majority of the surveyed demonstrated high levels of professional readiness, corresponding to the "person-person" professional type. Correlation analysis has shown high indicators of professional identification, which are characterized by positive external motivation. It indicates that students are oriented towards achieving social prestige, receiving social guarantees and money earnings. External negative motivation of pedagogical university graduates is associated with rigid work organization and work regulations. The factor, contributing to successful and conscious professional identification of pedagogical university graduates, is the educational space of the university, which is a complex scientific and practical system. Conclusions. The authors confirmed the hypothesis of the study that there is a correlation between pedagogical university graduates’ professional identification and types of their work motivation. It is established that high indicators of professional identification are associated with positive external motivation of senior full-time students at South Ural State Humanitarian Pedagogical University. Low indicators of professional identification are associated with graduates’ ideas of their professional readiness: uncertainty, negative experience of work placements, and negative external influence.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение выпускников педагогического вуза»

2017, том 7, № 6

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

© C. Н. Фортыгина, Л. Н. Павлова

DOI: 10.15293/2226-3365.1706.02

УДК 373+378

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

С. Н. Фортыгина, Л. Н. Павлова (Челябинск, Россия)

Проблема и цель. Статья посвящена проблеме взаимосвязи между профессиональным самоопределением и мотивацией трудовой деятельности выпускников педагогического вуза. Целью статьи является представление результатов исследования взаимосвязи между показателями профессионального самоопределения и типами мотивации трудовой деятельности студентов вуза.

Методология. Основой изучения профессионального самоопределения студентов стала опора на следующие методологические подходы: системный, деятельностный, компетент-ностный, информационный, процессный и аксиологический. Эти подходы позволяют рассматривать исследуемую проблему взаимосвязи между показателями профессионального самоопределения и типами мотивации трудовой деятельности выпускников в рамках профессиональной подготовки студентов педагогического вуза, следовательно, значимым является уровень формирования профессиональных компетенций. Авторы отмечают, что при рассмотрении темы профессионального самоопределения выпускников педагогического вуза были применены в качестве методов анализ, синтез, сравнение и обобщение, а также следующие методики: методика изучения статусов профессиональной идентичности; опросник профессиональных склонностей; опросник профессиональной готовности; методика мотивации профессиональной деятельности. Степень взаимосвязи между показателями профессионального самоопределения и типами мотивации трудовой деятельности выпускников педагогического вуза определялась при помощи критерия корреляции Пирсона. К исследованию было привлечено 735 выпускников Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Результаты. В статье представлены основные результаты исследования взаимосвязи между показателями профессионального самоопределения и типами мотивации трудовой деятельности студентов выпускных курсов Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. По итогам исследования было выявлено, что студенты данного педагогического вуза осознанно определили путь профессионального развития, больше трети студентов из числа опрошенных склонны к работе с людьми, что связано с процессом управления, воспитания и обучения, а также характеризуются склонностью к планово-экономическим

Фортыгина Светлана Николаевна - кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. E-mail: fortyginasn@cspu.ru

Павлова Лариса Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального образования и предметных дисциплин, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. E-mail: pavlovaln@cspu.ru

© 2011-2017 Вестник НГПУ Все права защищены

26

2017, том 7, № 6 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

видам деятельности, требующей собранности и аккуратности. Уровень профессиональной готовности у большинства участников опроса определяется высокими значениями, которые соответствуют типу профессии «человек - человек», тем самым подтверждая готовность к выполнению трудовой педагогической деятельности. Следовательно, показатели результатов исследования характеризуют высокий уровень профессиональной идентичности выпускников педагогического вуза.

Корреляционный анализ демонстрирует высокие показатели профессионального самоопределения, которые характеризуются внешней положительной мотивацией. Это свидетельствует о том, что студенты ориентированы на потребность в достижении социального престижа, получении социальных гарантий и денежного заработка. Сформированная внешняя отрицательная мотивация у выпускников вуза связана с представлениями о жесткой организации труда и регламенте работы. Фактором успешного и осознанного самоопределения выпускников педагогического вуза является воспитательное пространство вуза, которое представляет собой систему научно-практического комплекса.

Заключение. Авторами была подтверждена гипотеза исследования о том, что показатели профессионального самоопределения связаны с типами мотивации трудовой деятельности выпускников педагогического вуза. Установлено, что высокие показатели профессионального самоопределения сопряжены с внешней положительной мотивацией студентов выпускных курсов очного отделения Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. Низкие значения показателей профессионального самоопределения связаны с представлениями выпускника о собственном уровне готовности к профессии: неуверенность, неудачный опыт прохождения практики, отрицательное влияние окружающих на мнение выпускника.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение; профессиональная идентичность; профессиональная готовность; профессиональные склонности; мотивация трудовой деятельности; выпускник педагогического вуза; профессиональные компетенции.

Постановка проблемы

Политические и экономические изменения современного мира и отдельно взятых стран повлекли за собой ряд проблем, связанных с психологией трудовых отношений. Одной из актуальных проблем профессиональной подготовки студентов педагогического вуза выступает проблема психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения выпускников, которая проявляется в трудовой сфере, а в первую очередь -в педагогической отрасли, поэтому ориентация образовательного процесса педагогиче-

ского вуза на активизацию профессионального самоопределения студентов служит необходимостью формирования системы научно-практического комплекса [20-22].

Анализ отечественной и зарубежной литературы раскрывает многообразие научных подходов к изучению проблемы профессионального самоопределения выпускников вуза [11; 13]. В отечественных исследованиях вопрос профессионального самоопределения рассматривали такие ученые как Л. П. Бурцева [12], Г. А. Герцог [18], Л. И. Кобышева [15], Д. И. Ляхов1, Н. А. Пахтусова [18], М. Г. Угарова [23], Т. М. Харламова [24] и др.

1 Ляхов Д. И. Структурные особенности миграции специалистов // Актуальные проблемы современной науки: сб. ст. - 2004. - Вып. 4. - С. 107-110.

© 2011-2017 Вестник НГПУ Все права защищены

2017, том 7, № 6 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Так, Т. М. Харламова изучала особенности психологической структуры профессионального самоопределения выпускников педагогического вуза, выделив симптомоком-плексы профессиональных предпочтений и индивидуально-психологических особенностей выпускников. Она предлагает на стадии профессионального самоопределения студентов на основе тестирования формировать программу развития качеств личности, требуемых профессией [25]. Профессиональное самоопределение выпускников вузов на рынке труда в социологии изучал Д. И. Ляхов. Целью его работы было исследование потенциальных возможностей реализации вариантов социально-профессионального самоопределения молодых специалистов как субъектов рынка труда. Он считает, что рынок труда оказывает существенное влияние на процесс профессиональной социализации выпускников вузов.

Л. П. Бурцева занималась изучением проблемы педагогического управления развитием профессионального самоопределения студентов педагогического вуза. Она считает педагогическое управление явлением, которое обеспечивает создание организационно-педагогических условий развития профессионального самоопределения студентов [12]. Л. И. Кобышева рассматривала вопрос об организации профессионального самоопределения студентов в условиях вуза [14]. Автор предложил программу, целью которой является повышение эффективности профессионального самоопределения студентов педагогического вуза в форме психолого-педагогической помощи.

Н. А. Пахтусова в своей работе «Исследование перспектив трудоустройства выпускников педагогического вуза» отметила, что профессиональное самоопределение обозначено условиями следующего порядка: разоча-

рование в будущей профессии в процессе обучения, результаты учебной и производственной педагогических практик, некорректное отношение руководителей учреждений к практикантам и молодым специалистам [19]. В работе М. Г. Угаровой отмечается, что содержание профессионального самоопределения студентов меняется в зависимости от фазы профессионального становления; процесс профессионального самоопределения имеет цикличность [23].

Вопрос профессионального самоопределения зарубежные ученые в своих исследованиях рассматривали с точки зрения профессионального развития и профориентации [7-9]. Так, американский психолог Д. Сьюпер полагал, что непрерывно чередующиеся выборы и есть процесс профессионального развития, который является составной частью общего развития личности. Проблему профессионального развития он рассматривал в соответствии с пятью возрастными этапами: роста, исследования, утверждения, поддерживания и спада, а проблему выбора профессии - через внедрение «Я-концепции». По мнению других исследователей, проблема профессионального развития характеризуется установлением соответствия между типом личности и типом профессиональной среды, где личность определяется склонностью к определенной должности и к положению в иерархии профессий [16].

Мы рассмотрели факт представления в теории вопроса профессионального самоопределения выпускников педагогического вуза, проблему связи между профессиональной идентичностью, уровнем мотивации трудовой деятельности и профессиональной готовностью. Тема исследования находится на стыке наук профессиональной педагогики и психологии. Указанные положения определяют актуальность статьи на научно-теоретическом уровне. Целью нашей статьи является описание

© 2011-2017 Вестник НГПУ

Все права защищены

28

Вестник Новосибирского государственного педагогического университета

2017, том 7, № 6

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

результатов исследования взаимосвязи между показателями профессионального самоопределения и типами мотивации трудовой деятельности студентов выпускных курсов очного отделения Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Методология исследования

Исследование проблемы профессионального самоопределения выпускников педагогического вуза основывается на методологических подходах. Профессиональное самоопределение выпускников педагогического вуза реализуется на системных действиях [6]. Обратим внимание на систему внутренних связей и взаимодействий, а также характеристику действий по решению проблемы профессионального самоопределения выпускников педагогического вуза. При рассмотрении данного вопроса тема профессиональной компетентности становится одной из ведущих [2; 4]. При решении проблемы профессионального самоопределения выступает задача формирования информационного поля. Процесс профессионального самоопределения выпускников педагогического вуза, как показывает опыт, многоступенчатый и характеризуется ценностно-смысловыми личностными и профессиональными ориентирами [1; 5; 17].

Таким образом, проблема профессионального самоопределения выпускников педагогического вуза рассматривается при совокупности системного, деятельностного, ком-петентностного, информационного, процессного и аксиологического подходов. Совокупность этих подходов образует целостную систему профессиональной подготовки, ориентированную на грамотного специалиста, готового решать поставленные задачи, связанные с различными видами деятельности по выбранной специальности и адаптированному к производственной деятельности.

© 2011-2017 Вестник НГПУ

В исследовании был использован ряд общенаучных и специальных методов: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Метод анализа использовался для мысленного разделения профессионального самоопределения и мотивации трудовой деятельности на части и выделении коллизий [3; 10]. Метод синтеза предполагал соединение нескольких элементов профессионального самоопределения в один компонент. Метод сравнения осуществлялся при помощи сравнительного анализа нескольких источников информации и выявления схожих и противоположных мнений об указанной проблеме. Метод обобщения предполагал получение выводов об общих свойствах сформулированной проблемы.

Для изучения влияния психолого-педагогического сопровождения на динамику формирования профессионального самоопределения и трудовой мотивации у студентов вуза мы выбрали методики, которые отвечают смысловому содержанию структуры целемо-тивационного комплекса личности: методика изучения статусов профессиональной идентичности (А. А. Азбель, А. Г. Грецов); опросник профессиональных склонностей Л. Йо-вайши (модификация Г. В. Резапкиной); опросник профессиональной готовности (ОПГ) (Л. Н. Кабардова); методика мотивации профессиональной деятельности (К. Замфир в модификации А. А. Реана).

С целью изучения статусов профессиональной идентичности выпускников была использована методика А. А. Азбель, А. Г. Гре-цова. Опросник позволяет выявить четыре статуса профессиональной идентичности (неопределенная профидентичность, навязанная профидентичность, мораторий профидентич-ности, сформированная профидентичность).

Для выявления профессиональных склонностей среди студентов с разными стратегиями поведения мы использовали тест на

Все права защищены

2017, том 7, № 6 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

определение профессиональных склонностей Л. Йовайши в модификации Г. В. Резапкиной, позволяющий выявить одну из пяти склонностей респондентов на конкретную сферу профессиональной деятельности.

В основу опросника профессиональной готовности Л. Н. Кабардовой положен принцип самооценки студентами своих возможностей в реализации необходимых умений (учебных, трудовых и т. д.), своего эмоционального отношения, сформированного в результате приобретения личного опыта.

Для исследования мотивов профессиональной деятельности была использована методика «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир в модификации А. А. Реана). Методика позволяет выявлять доминирующие потребности работника, удовлетворение которых в последствие может привести к положительной стимуляции его трудовой деятельности. Для проведения статистического анализа полученных данных был использован статистический метод обработки информации: корреляционный анализ.

Результаты исследования

В ходе исследования мы провели диагностические методики. Первой была использована методика изучения статусов профессиональной идентичности (А. А. Азбель, А. Г. Гре-цова). В исследовании приняло участие 735 выпускников Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. Результаты исследования свидетельствуют о сформированной профессиональной идентичности 58 % респондентов. Это означает, что студенты сделали правильный выбор дальнейшего профессионального развития, самостоятельно сформировали систему знаний о себе и о своих профессиональных ценностях.

По результатам исследования профессиональных склонностей (опросник Л. Йо-вайши) были получены следующие результаты: для 31 % студентов характерна склонность к работе с людьми, что объясняется временем социализации и построением взаимоотношений с другими людьми. На втором месте по значимости у студентов-выпускников преобладает склонность к планово-экономическим видам деятельности (21,5 %), склонность к практической деятельности продемонстрировали 17,5 % студентов, интеллектуальной -12,5 % и эстетической - 10 %, на последнем месте по значимости - склонность к экстремальным видам деятельности (7,5 %).

С помощью опросника профессиональной готовности Л. Н. Кабардовой были получены следующие результаты: 27 % респондентов относятся к профессиональной сфере «человек - знак», 20 % студентов относят себя к сфере «человек - техника», 8 % выпускников соответствуют сфере «человек - природа», 12 % студентов соотносят себя с «человек -художественный образ» и самый большой процент (33 %) студентов относит себя к профессиональной сфере «человек - человек».

В результате проведенного нами исследования мотивации профессиональной деятельности студентов по методике К. Замфир в модификации А. А. Реана было выявлено, что у 33 % студентов ведущая внутренняя мотивация трудовой деятельности. Этим студентам свойственно ориентироваться на общественную и личную значимость профессиональной деятельности. У 53 % студентов наблюдается ведущая внешняя положительная мотивация. Для них свойственно материальное стимулирование в трудовой деятельности. Отрицательная внешняя мотивация присуще 14 % студентов, т. е. мотивами их трудовой деятельности являются критика, порицание и дру-

© 2011-2017 Вестник НГПУ

Все права защищены

30

Вестник Новосибирского государственного педагогического университета

2017, том 7, № 6

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

гие негативные меры. Таким образом, исследование мотивации профессиональной деятельности у студентов выявило, что большинство студентов ориентированы на внешнее стимулирование их трудовой деятельности.

Составной частью нашей исследовательской работы являлось проведение опроса с целью выявления особенностей профессиональной мотивации студентов, которые планировали участвовать в конкурсе «Педагогический дебют» на университетском уровне. Это мероприятие входит в систему научно-практического комплекса воспитательного пространства вуза. Результаты опроса показали, что существенными мотивами в профессиональной деятельности оказались мотивы собственного труда (43 %) и мотивы самоутверждения в труде (57 %)2. В работе они видят, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов коллег. С нашей точки зрения, этот мотив является главенствующим на начальном этапе профессионального самоопределения.

Для того чтобы подтвердить, что связь между данными параметрами действительно есть, и она значимая, мы провели статистическую обработку данных при помощи критерия корреляции Пирсона. Полученные результаты свидетельствуют о положительном уровне связи между уровнем мотивации трудовой деятельности и профессиональной идентичностью и готовностью. Результаты дают основания предполагать, что профессиональный выбор

2 Павлова Л. Н. Опыт адаптации в педагогической профессии: результаты опроса выпускников вуза // Modern scientific potential - 2015: materials of the XI International scientific and practical conference. - 2015. -Vol. 15. - P. 36-38.

3 Глазырина Л. А., Павлова Л. Н. Концепт «трудоустройство» как отражение профессиональной готовности выпускника вуза: опыт Челябинского государственного педагогического университета // Спрос и

© 2011-2017 Вестник НГПУ

совершен большинством студентов сознательно и в большинстве случаев характеризует профессиональную направленность выпускников вуза3. Это положение подкреплено результатами трудоустройства выпускников педагогического вуза на основании мониторинга эффективности деятельности образовательной организации высшего образования и составляет 80 % при пороговом значении по РФ 75 %.

Следовательно, можем констатировать, что есть взаимосвязь между профессиональным самоопределением и мотивацией трудовой деятельности выпускников педагогического вуза.

Обсуждение

Профессиональное самоопределение выпускников Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического вуза сформировано и апробируется на протяжении пяти лет, представляет собой систему научно-практического комплекса: целевой проект вуза «Достижение наивысшей готовности выпускников к профессиональной деятельности и профессиональному саморазвития», научное осмысление модели профессиональной социализации молодых специалистов - выпускников педагогического вуза, основанной на применении современных технологий сетевого

4

взаимодействия и практики ее реализации .

Заключение

В результате исследования было установлено, что показатели профессионального

предложение на рынке труда образовательных услуг в регионах России. - 2015. - С. 47-54. 4 Фортыгина С. Н. Профессиональная социализация выпускников челябинского государственного педагогического университета: тьюторская практика // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы. -2016. - С. 336-338.

Все права защищены

2017, том 7, № 6 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

самоопределения связаны с типами мотивации трудовой деятельности выпускников педагогического вуза. Выявлено, что высокие показатели профессионального самоопределения сопряжены с внешней положительной мотивацией студентов выпускных курсов очного отделения Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. Это характеризуется тем, что студенты ориентированы на потребность в достижении социального престижа, получение социальных гарантий и денежного заработка. Низкие значения показателей профессионального самоопределения связаны с представлениями выпускника о собственном уровне готовности к профессии: неуверенность, неудачный опыт

прохождения практики, отрицательное влияние окружающих на мнение выпускника.

Профессиональное самоопределение выпускников педагогического вуза мы определяем как систему воспитательного пространства, реализуемую при определенных условиях. Условиями профессионального самоопределения выпускников педагогического вуза называем мониторинг профессиональной направленности студентов, работа по профессиональной ориентации студентов, профессиональная социализация выпускников вуза.

Итог научного исследования подкрепляется результатами трудоустройства выпускников и их профессиональной успешностью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Cano-García F. J., Padilla-Muñoz E. M., Carrasco-Ortiz M. A. Personality and contextual variables in teacher burnout // Personality and Individual Differences. - 2005. - Vol. 38, Issue 4. -P. 929-940. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2004.06.018

2. Jansen in de Wal J., den Brok P. J., Hooijer J. G., Martens R. L., van den Beemt A. Teachers' engagement in professional learning: Exploring motivational profiles // Learning and Individual Differences. - 2014. - Vol. 36. - P. 27-36. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lindif.2014.08.001

3. Deci E. L. Intrinsic Motivation and Self-Determination // Encyclopedia of Applied Psychology. -Amsterdam: Elsevier, 2004. - P. 437-448. DOI: https://doi.org/10.1016/B0-12-657410-3/00689-9

4. Durksen T. L., Klassen R. M., Daniels L. M. Motivation and collaboration: The keys to a developmental framework for teachers' professional learning // Teaching and Teacher Education. -2017. - Vol. 67. - P. 53-66. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.tate.2017.05.011

5. Gottschling J., Hahn E., Maas H., Spinath F. M. Explaining the relationship between personality and coping with professional demands: Where and why do optimism, self-regulation, and self-efficacy matter? // Personality and Individual Differences. - 2016. - Vol. 100. - P. 49-55. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2016.03.085

6. Hrbackova K., Suchankova E. Self-Determination Approach to Understanding of Motivation in Students of Helping Professions // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2016. - Vol. 217. -P. 688-696. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.02.120

7. Ibanescu A. How Do Novice Specialists in Human Resources Develop their Professional Identity? // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2015. - Vol. 187. - P. 596-600. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.03.111

8. Kalymbetova E. K., Duisenbekov D. D., Arynbaeva G. M., Zholdassova M. K., Baimoldina L. O., Sadykova N. M. Psychological Features of Personality Training for Professional Activity // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2015. - Vol. 171. - P. 263-267. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.01.120

© 2011-2017 Вестник НГПУ

Все права защищены

2017, том 7, № 6

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Latygovskaya T., Bukhaiina Zh., Chubik A. Professionalism as a Generalized Typical Model of a Professional in the Higher Education System // Procedia - Social and Behavioral Sciences. -2015. - Vol. 206. - P. 374-377. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.10.068

10. Story P. A., Hart J. W., Stasson M. F., Mahoney J. M. Using a two-factor theory of achievement motivation to examine performance-based outcomes and self-regulatory processes // Personality and Individual Differences. - 2009. - Vol. 46, Issue 4. - P. 391-395. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2008.10.023

11. Valitova E., Starodubtsev V., Goryanova L. Formative Personalisation of Students' Self-Determination and Employability // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2015. - Vol. 214. -P. 739-747. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.706

12. Бурцева Л. П. Педагогическое управление развитием самопроцессов у студентов в образовательном процессе вуза // Фундаментальные исследования. - 2005. - № 3. - С. 82-83.

13. Глазырина Л. А., Павлова Л. Н. По проблеме трудоустройства // Ректор вуза. - 2014. -№ 3. - С. 14-19.

14. Кобышева Л. И., Кротова А. П. Самоопределение как условие становления профессионализма будущих педагогов // Общество: социология, психология, педагогика. - 2012. - № 2. -

15. Кобышева Л. И. Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения студентов вуза // Общество: социология, психология, педагогика. - 2014. - № 4. - С. 40-46.

16. Кондаков И. М., Сухарев А. В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии. - 1989. - № 5. - С. 158-164.

17. Павлова Л. Н. Проблема реализации управленческой компетентности педагога на примере программного обеспечения воспитательной деятельности // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 5-1 (112). - С. 39-43.

18. Пахтусова Н. А., Герцог Г. А. Исследование профессиональных намерений выпускников профессионально-педагогического вуза // Современные проблемы науки и образования. -2016. - № 6. - С. 437.

19. Пахтусова Н. А. Исследование перспектив трудоустройства выпускников педагогического вуза // Гуманитарные науки. - 2017. - № 3 (39). - С. 128-134.

20. Прошин И. А., Прошин Д. И., Прошина Р. Д. Представление модели обучающегося как интеллектуальной системы управления // Академия профессионального образования. -2008. - № 4. - С. 20-26.

21. Прошин Д. И., Прошина Р. Д. Принципы системной организации профессиональной подготовки в вузе // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 10. - С. 76-78.

22. Садырин В. В., Яковлева Н. О., Трубайчук Л. В., Тюмасева З. И., Потапова М. В., Уварина Н. В., Соколова Н. А., Колбин Р. В., Глазырина Л. А. Профессиональная социализация выпускников педагогических вузов на основе использования современных технологий сетевого взаимодействия: монография. - Челябинск: Изд-во Чел. гос. пед. ун-та, 2013. - 293 с.

23. Угарова М. Г. Профессиональное самоопределение студентов педагогического вуза // Вестник Костромского государственного университета им. А. Н. Некрасова. - 2005. - Т. 11, № 10. - С. 77-81.

24. Харламова Т. М. Профессиональное самоопределение выпускников педагогического университета // Успехи современного естествознания. - 2008. - № 2. - С. 64-66.

25. Харламова Т. М. Значимые качества профессионализма с точки зрения работодателя и выпускника педагогического вуза // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 1. -

С.95-103.

С. 20.

© 2011-2017 Вестник НГПУ

Все права защищены

33

2017, Vol. 7, No. 6 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

DOI: 10.15293/2226-3365.1706.02

Svetlana Nikolayevna Fortygina, Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer of Pedagogy, Psychology and Subject Methodologies Department, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-1051-9960 E-mail: fortyginasn@cspu.ru Larisa Nikolayevna Pavlova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Training Teachers of Vocational Training and Subject Methodologies Department, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-0418-3778 E-mail: pavlovaln@cspu.ru

Professional identification of pedagogical university graduates

Introduction. The paper is devoted to the problem of interrelation between professional identification and work motivation of pedagogical university graduates. The purpose of the study is to reveal the interrelation between the indicators of professional identification and the types of students ' work motivation.

Materials and Methods. The study is based on the following methodological approaches: system, activity, competence, information, process and axiological. These approaches have allowed the authors to consider the problem within the framework ofinitial teacher education. Therefore, the level of formation of professional competencies is considered as significant. The study explores professional identification of pedagogical university graduates using such research methods as analysis, synthesis, comparison and generalization; as well as the following methodologies: the methodology of studying the status ofprofessional identity, the questionnaire of professional inclinations, the questionnaire of professional readiness, and the methodology of professional motivation. The degree of interrelation between the indicators of professional identification and the types of graduates ' work motivation was determined using the Pearson correlation criterion. The study involved 735 graduates of South Ural State Humanitarian Pedagogical University.

Results. The results of the study revealed that students of South Ural State Humanitarian Pedagogical University deliberately chose the path of professional development. More than a third of the respondents are inclined to work with people, which is significant for such professional fields as management, education and training; they are also inclined to planning and economic activities, requiring consistency and accuracy. The majority of the surveyed demonstrated high levels ofprofessional readiness, corresponding to the "person-person"professional type. Correlation analysis has shown high indicators of professional identification, which are characterized by positive external motivation. It indicates that students are oriented towards achieving social prestige, receiving social guarantees and money earnings. External negative motivation of pedagogical university graduates is associated with rigid work organization and work regulations. The factor, contributing to successful and conscious professional identification of pedagogical university graduates, is the educational space of the university, which is a complex scientific and practical system.

© 2011-2017 NSPU Bulletin All rights reserved

Abstract

34

2017, Vol. 7, No. 6 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Conclusions. The authors confirmed the hypothesis of the study that there is a correlation between pedagogical university graduates' professional identification and types of their work motivation. It is established that high indicators of professional identification are associated with positive external motivation of senior full-time students at South Ural State Humanitarian Pedagogical University. Low indicators ofprofessional identification are associated with graduates' ideas of their professional readiness: uncertainty, negative experience of work placements, and negative external influence.

Keywords

Professional self-determination; Professional identity; Professional readiness; Professional tendencies; Motivation of working life; Graduate of a pedagogical university; Professional competence.

REFERENCES

1. Cano-Garcia F. J., Padilla-Muñoz E. M., Carrasco-Ortiz M. A. Personality and contextual variables in teacher burnout. Personality and Individual Differences, 2005, vol. 38, issue 4, pp. 929-940. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2004.06.018

2. Jansen in de Wal J., den Brok P. J., Hooijer J. G., Martens R. L., van den Beemt A. Teachers' engagement in professional learning: Exploring motivational profiles. Learning and Individual Differences, 2014, vol. 36, pp. 27-36. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lindif.2014.08.001

3. Deci E. L. Intrinsic Motivation and Self-Determination. Encyclopedia of Applied Psychology. Amsterdam, Elsevier Publ., 2004, pp. 437-448. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-12-809324-5.05613-3

4. Durksen T. L,. Klassen R. M., Daniels L. M. Motivation and collaboration: The keys to a developmental framework for teachers' professional learning. Teaching and Teacher Education, 2017, vol. 67, pp. 5366. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.05.011

5. Gottschling J., Hahn E., Maas H., Spinath F. M. Explaining the relationship between personality and coping with professional demands: Where and why do optimism, self-regulation, and self-efficacy matter? Personality and Individual Differences, 2016, vol. 100, pp. 49-55. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.paid.2016.03.085

6. Hrbackova K., Suchankova E. Self-Determination Approach to Understanding of Motivation in Students of Helping Professions. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2016, vol. 217, pp. 688-696. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.02.120

7. Ibänescu A. How Do Novice Specialists in Human Resources Develop their Professional Identity? Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2015, vol. 187, pp. 596-600. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.03.111

8. Kalymbetova E. K., Duisenbekov D. D., Arynbaeva G. M., Zholdassova M. K., Baimoldina L. O., Sady-kova N. M. Psychological Features of Personality Training for Professional Activity. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2015, vol. 171, pp. 263-267. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.01.120

9. Latygovskaya T., Bukharina Zh., Chubik A. Professionalism as a Generalized Typical Model of a Professional in the Higher Education System. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2015, vol. 206, pp. 374-377. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.10.068

10. Story P. A., Hart J. W., Stasson M. F., Mahoney J. M. Using a two-factor theory of achievement motivation to examine performance-based outcomes and self-regulatory processes. Personality and Individual Differences, 2009, vol. 46, issue 4, pp. 391-395. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2008.10.023

11. Valitova E., Starodubtsev V., Goryanova L. Formative Personalisation of Students' Self-Determination and Employability. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2015, vol. 214, pp. 739-747. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.706

© 2011-2017 NSPU Bulletin All rights reserved

2017, Vol. 7, No. 6 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

12. Burtseva L. P. Pedagogical management of the development of self-processes among students in the educational process of the university. Basic Research, 2005, no. 3, pp. 82-83. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=10435423

13. Glazyrina L. A., Pavlova L. N. On the issue of employment. Rector of the university, 2014, no. 3, pp. 14-19. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21858240.

14. Kobysheva L. I., Krotova A. P. Self-Determination as a Condition for Professionalism Development of Future Teachers. Society: Sociology, Psychology, Pedagogy, 2012, no. 2, pp. 95-103. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17769273

15. Kobysheva L. I. Psycho-Pedagogical Support of University Students' Professional Self-Determination. Society: Sociology, Psychology, Pedagogy, 2014, no. 4, pp. 40-46. (In Russian) URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=22673894

16. Kondakov I. M., Sukharev A. V. Methodological basis of foreign theories of professional development. Psychological Questions, 1989, no. 5, pp. 158-164. (In Russian) URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=22914310

17. Pavlova L. N. The problem of implementation of the management competence of the teacher through the teachware of educating activity. Kazan Pedagogical Journal, 2015, no. 5-1 (112), pp. 39-43. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/full_text.asp?id=24365436

18. Pakhtusova N. A., Gertsog G. A. A Study of Professional Intentions of Graduates - Professional-Pedagogical University. Modern Problems of Science and Education, 2016, no. 6, p. 437. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27695265

19. Pakhtusova N. A. Investigation of Employment Prospects for Graduates of Pedagogical University. Humanities, 2017, no. 3 (39), pp. 128-134. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29924197

20. Proshin I. A., Proshin D. I., Proshina R. D. Presentation of the model of a student as an intellectual management system. Academy of Professional Education, 2008, no. 4, pp. 20-26. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25849752

21. Proshin D. I., Proshina R. D. Principles of the System Organization of Vocational Training at Higher School. Pedagogical Education and Science, 2009, no. 10, pp. 76-78. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17060346

22. Sadyrin V. V., Yakovleva N. O., Trubaychuk L. V., Tyumaseva Z. I., Potapova M. V., Uvarina N. V., Sokolova N. A., Kolbin R. V., Glazyrina L. A. Professional socialization of graduates of the pedagogical universities on the basis of using modern technologies of networking. Monograph. Chelyabinsk, Chelyabinsk State Pedagogical University Publ., 2013, 293 p. (In Russian) URL: https: //elibrary.ru/item .asp?id=21531839.

23. Ugarova M. G. Professional self-determination of students of the pedagogical university. Bulletin of Nekrasov Kostroma State University, 2005, vol. 11, no. 10, pp. 77-81. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21143901

24. Kharlamova T. M. Professional self-determination of graduates of the Pedagogical University. Progress in Modern Natural Science, 2008, no. 2, pp. 64-66. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9947332

25. Kharlamova T. M. Significant qualities of professionalism from the point of view of the employer and graduate of the pedagogical university. Modern High Technologies, 2008, no. 1, p. 20. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9926651

Submitted: 23 June 2017 Accepted: 03 November 2017 Published: 30 December 2017

© ®

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).

© 2011-2017 NSPU Bulletin

All rights reserved

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.