Вестник Новосибирского государственного педагогического университета 2017, том 7, № 6 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
© Р. Ферейра, В. Г. Лизунков, Е. В. Полицинская DOI: 10.15293/2226-3365.1706.12
УДК 378.147
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКА ВУЗА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К УНИВЕРСИТЕТАМ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ*
Р. Ферейра (Претория, Южная Африка), В. Г. Лизунков, Е. В. Полицинская (Юрга, Россия)
Проблема и цель. Исследуется проблема формирования предпринимательских компетенций в ответ на требования мирового рынка труда к современному выпускнику вуза. Эта тематика является актуальной, т. к. в мировом образовательном пространстве происходит принципиальное изменение всей системы высшего образования и организационной структуры вузов - превращение их в университеты третьего поколения: проектно-ориентированные, инновационные, предпринимательские. Цель статьи - выявить уровень сформированности предпринимательских компетенций у студентов технического вуза в условиях перехода к университетам третьего поколения.
Методология. В исследовании приняли участи 187 студентов различных направлений подготовки третьего и четвертого курсов Национального исследовательского Томского политехнического университета и 86 представителей бизнеса Кемеровской и Томской областей. Мониторинг развития сформированности предпринимательских компетенций у студентов велся через наблюдение, групповую работу над бизнес-кейсами, анкетирование, интервьюирование.
Результаты. Авторами были выявлены критерии и уровни сформированности предпринимательских компетенций. Среди контингента студентов у большинства уровень сформиро-ванности предпринимательских компетенций находится на низком и среднем уровне.
Заключение. Сформировать высокий уровень предпринимательских компетенций возможно при реализации в образовательном процессе вуза взаимодействия компетентностного, контекстного, проблемного и личностно-ориентированного подходов к обучению.
Ключевые слова: педагогика; методы обучения; высшее образование; компетенции; преподаватель университета; образовательный процесс; предпринимательство.
*Статья выполнена в Томском политехническом университете в рамках программы повышения конкурентоспособности Томского политехнического университета
Ферейра Ронел - профессор, зав. кафедрой педагогической психологии, Университет Претории. E-mail: [email protected]
Лизунков Владислав Геннадьевич - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра экономики и автоматизированных систем управления, Юргинский технологический институт (филиал) Национального исследовательского Томского политехнического университета. E-mail: [email protected]
Полицинская Екатерина Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра экономики и автоматизированных систем управления, Юргинский технологический институт (филиал) Национального исследовательского Томского политехнического университета. E-mail: [email protected]
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета 2017, том 7, № 6 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Постановка проблемы
Предпринимательство играет важную роль для стабильно развивающейся конкурентной рыночной экономики и становления институтов гражданского общества. К. Шрамма, президент корпорации Kauffman Foundation, считает, что в основе конкуренции в США лежат вовсе не технологии, поскольку они общедоступны; не образование, которое в США хорошее, но не лучшее; не доступность
финансовых средств, которые перемещаются из одной точки мира в другую щелчком мышки, а культура предпринимательства [12].
Малый и средний бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится в среднем 50 % ВВП (рис. 11).
70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
62%
63%
47%
-45%-
27%
21%
Россия Канада Чехия Малайзия США Япония
Рис. 1. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП Fig. 1. The share of small and medium business in GDP
Сейчас доля малого бизнеса в России 21 %, в то время как в развитых странах эта цифра как минимум вдвое больше. По заявлению В. Путина к 2020 г. доля в ВВП малого и среднего бизнеса должна вырасти до 50 %2. Однако для того чтобы малое предпринимательство оказалось в состоянии инициировать подобные позитивные изменения в обществе, необходим не только его существенный коли-
чественный рост, но и качественные изменения, а именно изменение способов его формирования.
В связи с этим особую роль приобретает отвечающее потребностям общества и подстраивающееся под его реалии высшее образование. Перед современными российскими вузами встают новые задачи: во-первых, передача студентам необходимого для предпринимательства корпуса знаний, навыков и уме-
1 Вести Экономика - Доля малого и среднего бизнеса в
ВВП [Электронный ресурс]. - URL: http://www.vestifinance.ru/infographics/5337 (дата обращения: 12.06.2017)
2 Владимир Путин: занятие бизнесом должно стать привлекательным, доступным и престижным [Электронный ресурс]. - URL: http://360tv.ru/news/vladimir-putin-k-2020-godu-dolja-v-vvp-malogo-biznesa-vyrastet-v-25-raza-18240/ (дата обращения: 02.07.2017)
2017, том 7, № 6 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
ний, во-вторых, формирование у них способности к предпринимательству: прежде всего, способности к инновации, к «интеллектуальному предпринимательству», а в-третьих, стимулирование развития предпринимательских инициатив у выпускаемых специалистов благодаря возможностям, существующим в рамках конкретного вуза3. И если первая задача уже потенциально выполнима почти любым вузом, то вторая и третья задачи предполагают принципиальное изменение всей системы высшего образования и организационной структуры вузов - превращение их в университеты третьего поколения: проектно-ориентирован-ные, инновационные, предпринимательские.
По мнению Б. Кларка, университет нового поколения - это предпринимательский университет, характеризующийся усилением управляющего ядра; диверсификацией источников дохода; развитием гибкой периферии через структуры коммерциализации интеллектуального капитала; стимулированием академических начал и созданием общеуниверситетской предпринимательской культуры; широким распространением и утверждением в университетском сообществе предпринимательских убеждений и ценностей [12].
Ректор Томского государственного университета Э. Галажинский отметил, что университет сегодня меняется, у него появляется «третья роль» (помимо образования и науки) -производство инноваций, трансфер знаний в
4
экономику .
Ю. П. Похолков, А. И. Чучалин отмечают, что университет должен находиться на стыке исследований, образования и инноваций, т. к. он во многом «владеет ключом к наукоемкой экономике и обществу знаний, являясь основным институтом, обеспечивающим взаимодействие академического и экономического миров через такие структуры как научно-технические парки, центры передачи технологии, инкубаторы для начинающих молодых предпринимателей»5. Все эти высказывания объединяет одно - движение университетов в сторону рыночных, предпринимательских отношений.
В связи с усилением роли предпринимательства в мировом образовательном сообществе все чаще звучит тема «университета третьего поколения» как образовательного учреждения принципиально нового, инновационного и предпринимательского типа. Готовность к предпринимательской деятельности всех студентов не является основной целью вуза. Значительная часть обучающихся не связывает свое будущее с предпринимательством. Однако в условиях рыночной экономики, по-нашему мнению, у каждого гражданина и, тем более, у специалиста с высшим образованием должны быть сформированы устойчивые компетенции в области предпринимательства.
При организации обучения вузы ориентируются на накопленный опыт зарубежных исследователей S. A. Ambrose, M. W. Bridges,
3Материалы круглого стола «Обучение предпринимательству и предпринимательский процесс в контексте университета нового поколения: экономическое, социальное и стратегическое значение», ГУ ВШЭ, 6.12.2005.
4 ТГУ принял участие в обсуждении подготовки лиде-
ров цифрового мира [Электронный ресурс]. - URL:
http://tomsk.monavista.ru/news/2272967/ (дата обращения: 12.06.2017) 5 Похолков Ю. П., Агранович Б. Л., Чучалин А. И., Чу-динов В. Н. Концептуальные основы инновационного академического университета (доклад на конференции) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.tsu.ru/webdesign/tsu/nfpk.nsf/urls (дата обращения: 12.06.2017)
2017, том 7, № 6 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
M. DiPietro, M. C. Lovett6, J. Malmqvist7, Passaro R., Scandurra G., Thomas A. [6] в области формирования предпринимательских компетенций. Например, Т - модель, состоящая из пяти элементов, которую Университет Лёвена (Бельгия) определил контекстом своих образовательных программ. Первые три элемента определяют роль инженера в обществе - инженерная деятельность, предпринимательство и образование8.
По словам Н. Н. Масюк, Л. В. Межоно-вой, Л. Л. Шиловской, сегодня успешная социализация невозможна без четкой ориентации в предпринимательской сфере [17]. Примеры инновационных подходов к формированию предпринимательских компетенций в России представлены в работах Е. А. Терентьевой 9 , И. А. Ревина [18], Ю. Б. Рубина, М. В. Леднева, Д. П. Можжухина [18; 19], Е. А. Щербаковой [25], С. В. Хачина, В. М. Кизеева, М. А. Иванченко [23]; опыт обучения инновационному предпринимательству в системе технического и технологического образования описан в работе Р. С. Сафин, Е. Л. Матухина, А. Р. Шай-дуллиной, Р. Г. Зялаевой [21]; затронут ряд существующих проблем предпринимательского образования в публикациях Н. Ш. Зариповой [15], Г. Н. Франовской [22] и др.
Мы считаем, что в научно-педагогических трудах недостаточно раскрыты условия и механизмы формирования предпринимательских компетенций в процессе их профессиональной подготовки выпускника вуза, которые позволяют не только овладеть новыми профессиональными знаниями, но и свободно
адаптироваться в современных социально-экономических условиях через самореализацию в предпринимательской деятельности.
Цель статьи - обоснование необходимости реализации в образовательном процессе вуза взаимодействия компетентностного, контекстного, проблемного и личностно-ориенти-рованного подходов к обучению, направленных на формирование предпринимательских компетенций в условиях перехода к университетам третьего поколения.
Методология исследования
Мониторинг развития сформированно-сти компетенций у студентов велся через наблюдение, групповую работу над бизнес-кейсами, анкетирование, интервьюирование. В исследовании приняли участие 187 студентов различных направлений подготовки третьего и четвертого курсов Национального исследовательского Томского политехнического университета и 86 представителей бизнеса Кемеровской и Томской областей.
Предпринимательские компетенции -это совокупность личностных качеств, знаний, умений и навыков, которые позволяют успешно решать различные бизнес-задачи и достигать высоких результатов деятельности.
Цель мониторинга состояла в изучении профессиональных предпочтений студентов и выявлении уровня сформированности предпринимательских компетенций. Мониторинг проводился в 2016/2017 учебном году.
6 Ambrose S. A., Bridges M. W., DiPietro M., Lovett M. C., Norman M. K. How learning works: Seven research-based principles for smart teaching. - San Francisco: Jossey-Bass, 2010.
7 Malmqvist J., Edstrom K., Gunnarsson S., Ostlund S. Use of
the CDIO standards in Swedish National Evaluation of engineering educational programs // Proceedings of the 1st In-
ternational CDIO Conference. - Kingston, Canada, 2005.
8 Group T University College. The 5E Model, Leuven, Belgium. 2008. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.groupt.be/www/bachelor_programs/vi-sion_of_engineering/key-terms-the-5-es/ Accessed November 11, 2013. (дата обращения: 12.06.2017)
9 Терентьева Е. А. Разработка модели формирования предпринимательских компетенций студентов // Образование. Карьера. Общество. - 2014. - № 3. - С. 15.
© 2011-2017 Вестник НГПУ
Все права защищены
198
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета 2017, том 7, № 6 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Результаты исследования, обсуждение Первоначально мы проанализировали карьерные устремления будущих выпускников.
На рисунке 2 отражены профессиональные предпочтения выпускников.
Рис. 2. Профессиональные предпочтения выпускников Fig. 1. Professional preferences of graduates
Из рисунка 2 видно, что большинство опрошенных после получения высшего образования хотели бы работать в крупной корпорации. Многие выпускники на выходе из университета имеют большие амбиции, не учитывая переизбыток кадров на рынке труда. В итоге выпускникам вузов сегодня приходится серьезно бороться за место в крупных компаниях. Вторым по степени популярности вариантом ответа оказалась альтернатива «открыть собственный бизнес», что как раз представляет для нас особый интерес. Практически такое же количество человек (39 чел.) планирует работать в государственных организациях и в средней, малой фирме. Остальные опрошенные приблизительно в равной пропорции распределились между вариантами «в
НИИ/вузе» и «другое» и составляют 3 и 5 % от общего количества опрошенных. Проведенный анализ распределения ответов на вопрос о предполагаемом месте работы демонстрирует, что из общего количества опрошенных лишь 22 % планируют открывать собственный бизнес - это невысокий показатель.
Для изучения уровня сформированности предпринимательских компетенций недостаточно знать, что они представляют собой, необходимо знать их состав, строение, критерии и уровни сформированности. Исходя из опроса предпринимателей, участвующих в нашем исследовании, нами были определены критерии и уровни предпринимательских компетенций (табл. 1).
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета 2017, том 7, № 6 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Таблица 1
Критерии и уровни сформированности предпринимательских компетенций
Table 1
Criteria and levels of the formation of entrepreneurial competences
Критерий Уровень сформированности
Низкий уровень (0-3 балла) Средний уровень (4-7 баллов) Высокий уровень (8-10 баллов)
Ценностное отношение предпринимательской деятельности Имеет начальные представления о предпринимательской деятельности Имеет четкие представления об основах бизнеса и предпринимательства, условиях построения успешной карьеры Знает основы предпринимательства, примеры успешного бизнеса, слагаемых успеха для достижения целей в труде, бизнесе и карьере
Самостоятельность, самооценка и самоорганизованность Умеет быть самостоятельным, планировать и организовывать свои дела, давать самооценку действий Стремится быть самостоятельным в больших и малых вопросах, осознает свои действия, планирует время, предполагает дальнейшее свое развитие и обучение Самостоятелен, активен, критичен, адекватен в самооценке, проявляет организованность лично и в порученных общественных делах
Умение генерировать и оценивать идеи, работать с информацией Умеет работать с различными источниками информации, выдвигать идеи и проекты Работает с информацией различного рода, включая ИКТ и Интернет, старается креативно мыслить и критически осмысливать идеи и проекты Умеет быстро и результативно работать с информацией, предлагать бизнес-идеи и давать им оценку, вести проектную деятельность
Умение решать различного рода проблемы Проявляет инициативу при решении проблем, умеет работать в команде, подойти к делу творчески Знаком с приемами творческой организации процессов, инициативен, старается видеть альтернативу в решении проблем Может планировать работу группы, выдвигать идеи различных способов решения возникающих проблем
Ответственность за принятые решения Вовремя не выполняет поставленные задачи Не всегда вовремя выполняет поставленные задачи, но стремиться уложиться в установленные сроки Всегда выполняет поставленные задачи в установленные сроки
Наличие специальных знаний в области предпринимательства Отсутствуют специальные знания в области предпринимательства Есть некоторые знания в области предпринимательства Есть специальные знания в области предпринимательства
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета 2017, том 7, № 6 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Исходя из выделенных нами критериев, тельских компетенций студентов Националь-
уровень сформированности предпринима- ного исследовательского Томского политех-
нического университета отражен на рисунке 3.
Уровни сформированности предпринимательских компетенций, в % от общего количества опрошенных
70 60 50 40 30 20 10 0
58
59
" П 48 Г~| 50 — -тп-iH -з8^3-42-43]—1-
:: ü—Jkzrj Ьд^Т^ГЯ! Е
9 3
и <5
osx
| | Eg
m (u
2 g
га
О
<u m
S
lO °
Я -fr
га
-о ч:
-
3 о s
GJlIGJ ŒOe l_ ХЮ <ûïo
>> ra
Ï3 S
s I
I CL
ai a)
□ Низкий уровень □ Средний уровень □ Высокий уровень
Рис. 3. Уровни сформированности предпринимательских компетенций Fig. 3. Levels of formation of entrepreneurial competences
Из рисунка 3 видно, что предпринимательские компетенции у большинства студентов находятся на низком или среднем уровне. Таким образом, сейчас система образования нацелена на подготовку кадров к работе в крупных корпорациях. Предлагается только один вариант развития карьеры - работа в крупной компании, т. е. нет нацеленности вузов на передачу навыков и отношения к предпринимательству, нет культуры воспитания предпринимательства, нет побуждения студентов к определенным начинаниям именно в сфере бизнеса. Иными словами, модель обучения и воспитания в рамках даже продвинутых российских вузов еще очень далека от универ-
ситетов третьего поколения, обладая способностями развить у человека «предпринимательскую жилку», если от рождения ее нет, университет, тем не менее, может предоставить студенту необходимые для открытия своего дела знания, возможности для реализации предпринимательских способностей, а также создать восприятие предпринимательской деятельности как возможного варианта развития карьеры.
Существуют точки зрения по отношению к предпринимательству: предпринимателями не рождаются, а становятся (Л. Шефски) и предпринимателями рождаются, а не становятся в ходе обучения (Дж. Бейли)10.
10 Бейли Дж. Предпринимателями рождаются, а не ста- http://www.oviont.ru/articles.show.shtmlc_art=709
новятся в ходе обучения // Ведомости. 11.08.2003. (дата обращения: 18.06.2017) № 141(941) [Электронный ресурс]. - URL: © 2011-2017 Вестник НГПУ Все права защищены
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета 2017, том 7, № 6 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Вторая точка зрения разделяется многими ведущими предпринимателями, как Запада, так и России. Следует отметить, и это не противоречит логике предыдущих рассуждений, что та и другая точка зрения верна лишь отчасти. Мы будем исходить из того, что развить у человека «предпринимательскую жилку», если от рождения ее нет, никакой университет не может. Как подчеркивают Х. Вис-сема и С. Р. Филонович, среди студентов можно выделять особую группу людей (составляющую, по некоторым оценкам, от 10 до 15 %), способных к инновационно-предпринимательской деятельности, т. е. готовых создавать новые предприятия и идти на риск. И среди этой группы далеко не каждый станет предпринимателем11.
Обучиться именно мастерству предпринимательства нельзя, но университет помогает людям выявлять имеющиеся у них способности к предпринимательству и в дальнейшем развивать их в ходе обучения, добавлять к талантам и амбициям много полезных знаний о практике бизнеса и управления компаниями. Кроме того, университет может помочь определиться в том, подходит ли студентам беспокойная, наполненная риском жизнь предпринимателя.
Продуктом университета третьего поколения должен стать, по мнению Ю. А. Арутюнова, специалист, не только обладающий знаниями, но и умеющий ставить, исследовать, решать задачи, а также способный доводить
11 Галушкина М., Княгинин В. Массовое, гибкое, интернациональное // Эксперт. - 2005. - № 43 (489) -С. 108-119.
12 Модели человека в современной западной экономической теории: различия по предмету [Электронный
ресурс] // Автономов В. С. Человек в зеркале экономической теории (Очерк истории западной экономической мысли). - М.: Наука, 1993 г. - Глава 3. - URL: http://eklit.agava.ru/avto003.htm (дата обращения: 02.07.2017).
© 2011-2017 Вестник НГПУ
результаты своих исследований до продажи, т. е. потенциально обладающий предпринимательскими задатками. По мнению С. Р. Фило-новича, эти люди способны к интеллектуальному предпринимательству, связанному со способностью генерировать новое знание, и мотивированны к генерации этого знания.
Экономист Р. Кантильон, которому принадлежит термин «предпринимательство», особое значение придавал такому специфическому качеству предпринимателя, как умение рисковать; Ж.-Б. Сэй подчеркивал важность «здравого ума, постоянства, обладания талантом управления»12.
Й. Шумпетер выделяет такие необходимые личные качества, как чутье и интуиция, необходимые для обнаружения новых нестандартных путей; личная энергия и сильная воля к действию вопреки инерции своего мышления, сложившимся обстоятельствам, структурной и институциональной инерции (это свойство выделял также и Ф. Визе); определенные харизматические качества (на них указывал и М. Вебер); ограниченность кругозора, направленного на узкий круг явлений, которые предприниматель изучает досконально; способность на инновацию13.
По мнению С. С. Гиль, предпринимательские компетенции включат такие качества как инициативность, упорство, умение работать с информацией, обязательность, ответственность, умение решать проблемы14.
13 Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М., 1982. - 455 с.
14 Гиль С. С. Предпринимательские компетенции: решения для подготовки «рентабельного» выпускника ССУЗА/ВУЗА Обеспечение соответствия квалификации выпускников новым требованиям экономики. 2015. [Электронный ресурс]. - URL: http://federal-book.ru/files/FSO/soderganie/SPO-1/II/113-120%20Gil'.pdf (дата обращения: 02.07.2017).
Все права защищены
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета 2017, том 7, № 6 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
В современном мире предпринимательские компетенции необходимы не только бизнесменам, владельцам бизнеса, но и другим работникам и служащим, поскольку они требуются для реализации управленческих функций на всех уровнях организационной деятельности, особенно в части создания и вывода на рынок новых продуктов и услуг, исследований и разработок, освоения новых рынков и т. п.15 [2; 13].
В процессе профессионального образования необходимо выделять и развивать основные качества и специалиста, и будущего предпринимателя. В современном рыночном обществе процесс образования, включающий и обучение, и воспитание, должен быть направлен на развитие именно тех качеств, обладатель которых может быть востребован на современном рынке труда для профессиональной деятельности или в условиях самозанятости, что определяет востребованность выпускника на рынке.
Университет третьего поколения должен донести до понимания студентов возможность реализации себя в различных сферах (в том числе и в предпринимательстве), дать четкое представление о происходящем в выбранной студентом сфере о том, каких результатов он сможет в ней достичь, какими знаниями и навыками нужно обладать, предоставить широкие возможности для получения необходимых студенту знаний и навыков с учетом выбранного им жизненного пути, и возможности для реализации этих навыков. Что же касается непосредственно «обучения» предпринимательству, то университет (кроме предоставления необходимых для открытия своего дела
знаний и навыков) должен создать среди студентов восприятие предпринимательской деятельности как полезной и респектабельной перспективы для развития карьеры. В связи с этим процесс обучения студентов должен выстраиваться таким образом, чтобы затрагивать те области сознания, которые отвечают за формирование и развитие предпринимательских знаний и компетенций.
В качестве основополагающего подхода для реализации этих требований нами выбран компетентностный подход. Результатом профессионального образования должно стать умение применять теорию на практике, используя навыки обучения. Этот подход предполагает, что основной акцент в системе обучения делается не только на формирование у обучающихся некоторой суммы знаний, умений и навыков, а на формировании системного, базового набора компетенций для предпринимательской деятельности16 [1; 14; 16].
Для предпринимательской деятельности необходимы:
— знания (получаемые в процессе естественнонаучного образования);
— навыки (мотивации окружающих, коммуникации, построения доверительных отношений, отбора подходящих сотрудников и т. п.);
— установки (смелость, ценностные ориентации, целеустремленность).
Студенты получают инструментарий анализа, навыки его использования и установки, которыми следует руководствоваться. Однако данные, на основании которых принимается решение, должны иметь под собой научную основу. К ним относится анализ
15 Lizunkov V. G., Minin M. G., Malushko E. Y.,
Medvedev V. E. Developing economic and managerial competencies of bachelors in mechanical engineering // SHS Web of Conferences. - 2016. - Vol. 28. - P. 1-6.
16 Lopez-Fernandez D., Alarcon P. P., Tovar E. Assessment and development of transversal competences based on student's autonomous learning // IEEE Global Engineering Education Conference, EDUCON. - 2016. - Vol. 10. - P. 482-487. DOI: http://dx.doi.org/10.1109/EDUCQN.2016.7474597
© 2011-2017 Вестник НГПУ
Все права защищены
203
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета 2017, том 7, № 6 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
рынка с применением маркетинговых исследований, техническая информация, полученная научными методами, расчет себестоимости в соответствии с экономикой предприятия. Бизнес-планирование, обучение с использованием учебных кейсов и управленческих игр -все это мощные комплексные инструменты обучения. Однако при выработке инвестиционных решений они стимулируют скорее опору на информацию, навыки, нежели на научное знание. Ни один из этих инструментов не обеспечивает единственно верное решение (как в арифметической задаче), хотя они широко применяются в обучении17 [4; 7]. Наряду с ними важно дать студентам базовые аналитические методы, лежащие в их основе, по таким направлениям, как маркетинговые исследования, стратегия, психология, принятие решений в области финансов, интеллектуальной собственности и технологий. Некоторые университеты могут решить, что подготовка предпринимателей не их профиль, поскольку такое обучение не связано с наукой как таковой. Однако им следует принять во внимание, что подготовка предпринимателей сочетает в себе целый ряд образовательных элементов. Университеты не должны бояться
оценивать учебные дисциплины по предпри-
1 8
нимательству в зачетных единицах .
Университеты, как правило, не включают в учебные планы ознакомительные программы по предпринимательству. По большей части такие программы сводятся к неформальным встречам известных экспертов со студентами и красочным описаниям радостей предпринимательства, выгод, которые оно несет основателям фирм, и его пользы для общества.
Однако лучше спросить самих предпринимателей из числа недавних выпускников об их фирмах, чем слушать лекции преподавателей. И хотя эти лекции могут послужить хорошей отправной точкой, будучи факультативными, они не привлекают достаточное количество студентов. Некоторые университеты включили в образовательные программы бакалавриата обязательную дисциплину под названием «Введение в предпринимательство» (как правило, она читается на последнем году обучения).
Однако формирование профессиональной компетентности будет эффективно только в том случае, если образовательный процесс будет приближен к реальной предпринимательской деятельности, что становится возможным при реализации контекстного подхода к обучению [3; 5; 7; 10; 11].
Например, хорошим дополнением к специализированным лекциям являются занятия с предпринимателями, которые делятся опытом развития предпринимательской деятельности. В процессе преподавания общепрофессиональных и специализированных дисциплин хорошие результаты дают деловые игры, кейсы и тренинги, также мастер-классы представителей бизнес-структур. Эти методы позволяют развивать творческое мышление, управленческие навыки, навыки анализа конкретных ситуаций и работы в команде, получить практический опыт решения управленческих проблем на примере известных компаний.
Кроме того, в реальной жизни выпускнику вуза как специалисту, так и начинающему предпринимателю приходится сталкиваться с разного рода задачами. Есть задачи,
17 Politsinskaya E. V., Sushko A. V., Semerenko I. A. Formation of the Professional Competence of a student
within the framework of the problem-oriented approach to training // SHS Web of Conferences. - 2016. - Vol. 28. -
Article number 01083. - P. 1-5. DOI: http://dx.doi.org/10.1051/shsconf/20162801083 18 Виссема Й. Г. Университет третьего поколения: управление университетом в переходный период. -М.: Олимп-Бизнес, 2016. - 422 с.
2017, том 7, № 6 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
которые легко решаются по изученному ранее алгоритму, но могут возникнуть задачи, требующие анализа, синтеза, т. е. проблемные. Задача и проблема имеют общий источник происхождения - это проблемная ситуация. Это совокупность объективных обстоятельств и условий, которое содержит какое-либо противоречие. Человек, включаясь в такую ситуацию, осознает сложившееся противоречие, что приводит к возникновению у него потребности в получении новых знаний, что позволит ему найти способ разрешить данное про-тиворечие19.
Таким образом, для формирования у студентов умений решать проблемные ситуации необходим проблемный подход к обучению. Основная цель подхода - это усвоение студентами способов самостоятельной деятельности, формирование исследовательских умений и навыков, развитие познавательных и творческих способностей.
Успешный предприниматель должен уметь эффективно решать проблемы, которые ежедневно встают перед ним. Жизнь вообще состоит из череды проблем, маленьких и больших, и наша задача состоит в том, чтобы быстро и эффективно решать эти проблемы по мере их возникновения. Для этого необходимо уметь выявить проблему и предложить её решение, т. е. как раз то, что является основой ключевого умения решать проблемы. Умение решать проблемы является важным аспектом
управления качеством - концепция непрерывного совершенствования основана, в первую очередь, на способности человека анализировать свою деятельность, выявлять проблемы и находить способы совершенствования20' 21.
Эффективные люди владеют искусством решения проблем. По статистике, приблизительно 50-60 % времени предприниматель тратит на решение различных проблем, с которыми он сталкивается каждый день. К счастью, умение решать проблемы является таким же навыком, как и езда на велосипеде, его можно освоить при помощи практики и неоднократных повторений. В процессе разрешения проблемных ситуаций у студента развиваются такие личностные качества' как умение работать в команде, ответственность, инициативность, способность к нестандартным, креативным решениям.
Таким образом, немаловажное значение для становления будущего предпринимателя имеет проблемный подход к обучению. Не менее важным фактором при формировании начинающего предпринимателя играет и лич-ностно-ориентированное обучение22' 23. Оно признает уникальность субъектного опыта каждого обучаемого как важный источник индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании. Тем самым признается, что в образовании происходит не просто усвоение студентом заданных педагогических воздействий, а «встреча» задаваемого и
19 Матюшкин А. М. Классификация проблемных ситуаций // Вопросы психологии. - 1970. - № 5.
20 Махмутов М. И. Принципы проблемности в обучении // Вопросы педагогики. - 1984. - № 4. - С. 30.
21 Махмутов М. И. Некоторые особенности проблемного обучения // Педагогика. - 1970. - № 9. - С. 49.
22 Лисеенко В. И. Особенности личностно ориентиро-
ванного образования в вузе: формы реализации, особенности, проблемы // Молодой ученый: сб. ст. -2017. - Вып. 15. - С. 530-536.
23 Тиботкина Н. А. Особенности реализации лич-ностно-ориентированного подхода в профессиональной подготовке студентов высших учебных заведений [Электронный ресурс]. - URL: http://vmest.ru/nuda/osobennosti-realizacii-lichnostno-orientirovannogo-podhoda-v-p/main.html (дата обращения: 23.07.2017).
2017, том 7, № 6 www.vestnik.nspu.ru !ББЫ 2226-3365
субъектного опыта, его обогащение, приращение, преобразование, что и составляет «вектор» индивидуального развития [9]. Лич-ностно-ориентированное обучение сегодня рассматривается как специфическая педагогическая деятельность, которая создает для обучающихся благоприятные условия, способствующие развитию их способностей, инициативности, самостоятельности, к саморазвитию 24 . Учитывая личностные особенности обучающегося и его ценностные ориентации, можно выявить скрытый потенциал у студента как потенциально способного к предпринимательской деятельности [24].
В результате каждый из рассмотренных подходов имеет свои положительные стороны, поэтому применяя их во взаимодействии можно дополнить содержание образовательного процесса лучшими составляющими каждого подхода.
Заключение
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
1. В современных условиях роль малого и среднего предпринимательства возрастает. В связи с этим особую роль приобретает отвечающее потребностям общества и подстраивающееся под его реалии высшее образование. Перед современными российскими вузами встают новые задачи: во-первых, передача студентам необходимого для предпринимательства корпуса знаний, навыков и умений,
во-вторых, формирование у них способности к предпринимательству: прежде всего, способности к инновации, к «интеллектуальному предпринимательству», а в-третьих, стимулирование развития предпринимательских инициатив у выпускаемых специалистов благодаря возможностям, существующим в рамках какого-либо вуза.
2. Итогом усиления роли предпринимательства стало принципиальное изменение всей системы высшего образования и организационной структуры вузов - превращение их в университеты третьего поколения: про-ектно-ориентированные, инновационные, предпринимательские.
3. Выпускники технического вуза при ответе на вопрос о предполагаемом месте работы продемонстрировали, что из общего количества опрошенных лишь 22 % планируют открыть собственный бизнес. Это является невысоким показателем.
4. Сформированность предпринимательских компетенций находится у большинства студентов на низком или среднем уровне.
5. Решить обозначенную проблему в статье и сформировать высокий уровень предпринимательских компетенций возможно при реализации в образовательном процессе вуза взаимодействия компетентностного, контекстного, проблемного и личностно-ориенти-рованного подходов к обучению.
24 Асмолов А. Г. Психология личности. - М.: Изд-во МГУ, 1990.
© 2011-2017 Вестник НГПУ Все права защищены
206
2017, том 7, № 6 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Flodin J. The impact of student feedback on teaching in higher education // Assessment and Evaluation in Higher Education. - 2017. - Vol. 42 (7). - P. 1054-1068. DOI: https://dx.doi.org/10.1080/02602938.2016.1224997
2. Lizunkov V. G., Marchuk V. I., Malushko E. Y., Maletina O. A., Zavjyalova A. V. Economical and Managerial Competencies of Bachelors in Mechanical Engineering // The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. - 2017. - Vol. 19. - P. 456-463. DOI: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2017.01.62
3. Lizunkov V. G., Marchuk V. I., Podzorova E. A. Identification of Criteria, Features and Levels of Economic and Managerial Competencies Development for Bachelors in Mechanical Engineering // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2015. - Vol. 206. - P. 388-393. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.10.071
4. Loshchilova M. A., Lizunkov V. G., Zavjyalova A. V. Professional Training of Bachelors in Mechanical Engineering, Based on Networking Resources // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2015. - Vol. 206. - P. 399-405. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.10.073
5. Menon M. E., Markadjis E., Theodoropoulos N., Socratous M. Influences on the intention to enter higher education: the importance of expected returns // Journal of Further and Higher Education. - 2017. - Vol. 41 (6). - P. 831-843. DOI: https://dx.doi.org/10.1080/0309877X.2016.1188897
6. Passaro R., Scandurra G., Thomas A. The Emergence of Innovative Entrepreneurship: Beyond the Intention - Investigating the Participants in an Academic // International Journal of Innovative and Technological Management. - 2017. - Vol. 14 (5). - P. 1750025. DOI: https://dx.doi.org/10.1142/S0219877017500250
7. Suzdalova M. A., Lizunkov V. G., Malushko E. Y., Sytina N. A., Medvedev V. E. Innovative Forms of Partnership in Development and Implementation of University-Business Cooperation // The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. - 2017. - Vol. 19. - P. 450-455. DOI: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2017.01.61
8. Suzdalova M. A., Politsinskaya E. V., Sushko A. V. About the problem of professional personnel shortage in mechanical engineering industry and ways of solving // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2015. - Vol. 206. - P. 394-398. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.10.072
9. Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. -Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 1996. - 216 c.
10. Вербицкий А. А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. - 2010. - № 5. - С. 32-37.
11. Вербицкий А. А. Новые грани вечной проблемы образования в контексте и вне его // Высшее образование сегодня. - 2017. - № 8. - С. 6-13.
12. Головко Н. В., Зиневич О. В., Рузанкина Е. А. Университет третьего поколения: Б. Кларк и Й. Уисема // Высшее образование в России. - 2016. - № 8-9. - С. 40-47.
13. Девяткин Е. А., Ласковец С. В. Роль вузов в развитии предпринимательских компетенций студентов // Статистика и Экономика. - 2014. - № 6. - С. 3-8.
14. Елизова Е. И. Компетентностный подход в системе лингвокоммуникативной подготовки студентов вуза // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2014. - № S3. -С.11-15.
© 2011-2017 Вестник НГПУ
Все права защищены
207
2017, том 7, № 6
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
15. Зарипова Н. Ш. Обучение предпринимательству в современном социокультурном пространстве // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2014. - № 6 (14). -
16. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Какого его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический подход) // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8. - С. 20-26.
17. Масюк Н. Н., Межонова Л. В., Шиловская Л. Л. Инновационная учебная бизнес-среда как основа формирования предпринимательских компетенций в вузе // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2014. - № 7 (39). - С. 19.
18. Ревин И. А., Цыбулевская Д. Л. Развитие предпринимательских компетенций у студентов технического вуза // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2. - С. 514.
19. Рубин Ю. Б. Высшее предпринимательское образование в России: диагностика проблемы // Высшее образование в России. - 2015. - № 11. - С. 5-17.
20. Рубин Ю. Б., Леднев М. В., Можжухин Д. П. Матрица компетенций как инструмент обучения предпринимательству в бакалавриате // Высшее образование в России. - 2017. -№ 6.- С. 16-28.
21. Сафин Р. С., Матухин Е. Л., Шайдуллина А. Р., Зялаева Р. Г. Обучение инновационному предпринимательству в системе непрерывного профессионального образования // Казанский педагогический журнал. - 2012. - № 5-6 (95). - С. 79-96.
22. Франовская Г. Н. Обучение предпринимательству: особенности и задачи // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2013. - № 1. -
23. Хачин С. В., Кизеев В. М., Иванченко М. А. Опыт Томского политехнического университета в обучении инженерному предпринимательству // Мир образования -образование в мире. - 2012. - № 4. - С. 137-143.
24. Шерихова И. Е. Никитинская Е. Б. Личностно-ориентированный подход к организации процесса обучения студентов вуза // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2010. - № 6. - С. 215-218.
25. Щербакова Е. А. Инновационный подход к обучению предпринимательству // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. - 2012. - № 3. - С. 83-86.
© 2011-2017 Вестник НГПУ Все права защищены
С.220-222.
С.190-194.
208
2017, Vol. 7, No. 6 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
DOI: 10.15293/2226-3365.1706.12
Ronel Ferreira, Professor, Head of the Educational Psychology Department, University of Pretoria, Pretoria, South Africa. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0003-2518-7839 E-mail: [email protected] Vladislav Gennadievich Lizunkov, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Economics and Automated Control Systems Department, Tomsk Polytechnic University Yurga Institute of Technology, Yurga, Russian Federation. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-8826-4099 E-mail: [email protected] Ekaterina Victorovna Politsinskaya, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Economics and Automated Control Systems Department, Tomsk Polytechnic University Yurga Institute of Technology, Yurga, Russian Federation. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-8023-0505 E-mail: [email protected]
Formation of entrepreneurial competencies of university graduates in conditions of transition to the universities of the third generation
Introduction. The problem of forming entrepreneurial competencies in response to the demands of the world labor market for a modern graduate of the university is being investigated. This subject is topical as in the world educational space there is a fundamental change in the entire system of higher education and the organizational structure of universities - their transformation into third-generation universities: project-oriented, innovative, entrepreneurial universities. The purpose of the article is to reveal the level offormation of entrepreneurial competencies among students of a technical university in the conditions of transition to the third generation universities.
Materials and Methods. In the study, 187 3rd and 4th year students of various degree programs at National Research Tomsk Polytechnic University and 86 representatives of the business of the Kemerovo and Tusk regions took part in the study. The monitoring of the development of entrepreneurial competence among students was conducted through observation, group work on business cases, questionnaires, and interviewing.
Results. The authors identified the criteria and levels of the formation of entrepreneurial competencies. The majority of students demonstrated low and medium levels of entrepreneurial competencies.
Conclusions. The authors emphasize that developing a high level of entrepreneurial competencies is possible within the framework of implementing integrated competence, contextual, problem and personality-oriented approaches to learning in university educational process.
Pedagogy; Teaching methods; Higher education; Competencies; University teacher; Educational process; Business.
Abstract
Keywords
© 2011-2017 NSPU Bulletin
All rights reserved
209
2017, Vol. 7, No. 6 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365 Acknowledgements
The research is carried out at Tomsk Polytechnic University within the framework of Tomsk
Polytechnic University Competitiveness Enhancement Program grant.
REFERENCES
1. Flodin J. The impact of student feedback on teaching in higher education. Assessment and Evaluation in Higher Education, 2017, vol. 42 (7), pp. 1054-1068. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/02602938.2016.1224997.
2. Lizunkov V. G., Marchuk V. I., Malushko E. Y., Maletina O. A., Zavjyalova A. V. Economical and Managerial Competencies of Bachelors in Mechanical Engineering. The European Proceedings of Social and Behavioral Sciences, 2017, vol. 19, pp. 456-463 DOI: http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2017.01.62.
3. Lizunkov V. G., Marchuk V. I., Podzorova E. A. Identification of Criteria, Features and Levels of Economic and Managerial Competencies Development for Bachelors in Mechanical Engineering. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2015, vol. 206, pp. 388-393. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.10.071.
4. Loshchilova M. A., Lizunkov V. G., Zavjyalova A. V. Professional Training of Bachelors in Mechanical Engineering, Based on Networking Resources. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2015, vol. 206, pp. 399-405. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.10.073.
5. Menon M. E., Markadjis E., Theodoropoulos N., Socratous M. Influences on the intention to enter higher education: the importance of expected returns. Journal of Further and Higher Education, 2017, vol. 41 (6), pp. 831-843. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/0309877X.2016.1188897.
6. Passaro R., Scandurra G., Thomas A. The Emergence of Innovative Entrepreneurship: Beyond the Intention - Investigating the Participants in an Academic. International Journal of Innovative and Technological Management, 2017, vol. 14 (5), pp. 1750025. DOI: http://dx.doi.org/10.1142/S0219877017500250
7. Suzdalova M. A., Lizunkov V. G., Malushko E. Y., Sytina N. A., Medvedev V. E. Innovative Forms of Partnership in Development and Implementation of University-Business Cooperation. The European Proceedings of Social and Behavioral Sciences, 2017, vol. 19, pp. 450-455. DOI: http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2017.01.61
8. Suzdalova M. A., Politsinskaya E. V., Sushko A. V. About the problem of professional personnel shortage in mechanical engineering industry and ways of solving. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2015, vol. 206, pp. 394-398. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.10.072
9. Alekseev N. A. Person-centered learning: questions of theory and practice. Tyumen, Tyumen State University Publ., 1996, 216 p. (In Russian) URL: https://library.ru/item.asp?id=21514796
10. Verbitsky A. A. Context and competence approach to modernization of education. Higher Education in Russia, 2010, no. 5, pp. 32-37. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=14865354
11. Verbitsky A. A. New facets of the eternal problem of education in the context and outside it. Higher Education Today, 2017, no. 8, pp. 6-13. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29816918
12. Golovko N. V., Zinevich O. V., Ruzankina E. A. Third Generation University: B. Clark and J. Wissema. Higher Education in Russia, 2016, no. 8-9, pp. 40-47. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26690416
13. Deviatkin E. A., Laskovets S. V. The Role of Universities in the Development of Entrepreneurial Skills of Students. Statistics and Economics, 2014, no. 6, pp. 3-8. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22569578
© 2011-2017 NSPU Bulletin
All rights reserved
210
2017, Vol. 7, No. 6 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
14. Elizova E. I. Competence-based approach in system of lingual-communicative training of students in higher education institution. Scientific and Methodical Electronic Journal Concept, 2014, no. S3, pp. 11-15. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21213417
15. Zaripova N. Sh. Training of entrepreneurship in the modern sociocultural space. Information and Education: the Boundaries of Communications, 2014, no. 6, pp. 220-222. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22084999
16. Zimnyaya I. A. Competence approach. What is its place in the system of modern approaches to the problems of education? (theoretical and methodological approach). Higher Education Today, 2006, no. 8, pp. 20-26. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21594618
17. Masyuk N. N., Mezhonova L. V., Shilovskaya L. L. Innovative Teaching Business Environment as a Basis for the Formation of Entrepreneurial Competence in High School. Society of Russia: Educational Space, Psychological Structures and Social Values, 2014, no. 7, pp. 19. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22804275
18. Revin I. A., Tsybulevskaya D. L. The Development of Entrepreneurial Competences of Students of a Technical College. Modern Problems of Science and Education, 2015, no. 2, pp. 514. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24123347
19. Rubin Yu. B. Entrepreneurship Education in Russia: Diagnosis of the Problem. Higher Education in Russia, 2015, no. 11, pp. 5-17. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24835291
20. Rubin Yu. B., Lednev M. V., Mozhzhukhin D. P. The Matrix of Competencies as a Tool of Entrepreneurship Bachelor Education. Higher Education in Russia, 2017, no. 6, pp. 16-28. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29381631
21. Safin R. S., Matukhin E. L., Shaydullina A. R., Zyalaeva R. G. Training for innovative entrepreneurship in the system of continuous vocational education. Kazan Pedagogical Journal, 2012, no. 5-6, pp. 79-96. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20782792
22. Franovskaya G. N. Entrepreneurship Education: Features and Objectives. Proceedings of Voronezh State University. Series: Economy and Management Communication, 2013, no. 1, pp. 190-194. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20153960
23. Khachin S. V., Kizeev V. M., Ivanchenko M. A. Learning Enterprising and Engineering: A Case Study of Tomsk Polytecnic University. World of Education - Education in the World, 2012, no. 4, pp. 137-143. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19078073
24. Serikova I. Nikitinskaya E. B. learner-centered approach to the organization of the learning process of students. Problems and Prospects of Education Development in Russia, 2010, no. 6, pp. 215218. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20584939
25. Shcherbakova E. A. Innovative approach to entrepreneurship training. Vestnik of the South-Russian State Technical University (Novocherkassk Polytechnic Institute). Series: Socio-Economic Sciences, 2012, no. 3, pp. 83-86. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17801099
Submitted: 31 July 2017 Accepted: 03 November 2017 Published: 30 December 2017
© ®
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).
© 2011-2017 NSPU Bulletin
All rights reserved