Научная статья на тему 'Педагогическая культура: функциональный анализ'

Педагогическая культура: функциональный анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
775
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / PEDAGOGICAL CULTURE / FUNCTIONAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алова Наталья Николаевна

В статье рассмотрены актуальные вопросы функционального анализа педагогической культуры. Выделены основные функции педагогической культуры: функция трансляции социального опыта, регулятивная, семиотическая (знаковая), аксиологическая (ценностная), креативная (творческая).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING CULTURE: FUNCTIONAL ANALYSIS

This article deals with the current issues of the functional analysis of pedagogical culture. The main functions of pedagogical culture are the translation function of social experience, the regulatory, semiotic (symbolic), axiological (value), creative functions.

Текст научной работы на тему «Педагогическая культура: функциональный анализ»

УДК 37.011.31

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ TEACHING CULTURE: FUNCTIONAL ANALYSIS Н. Н. Алова N. N. Alova

Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», г. Шуя

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные вопросы функционального анализа педагогической культуры. Выделены основные функции педагогической культуры: функция трансляции социального опыта, регулятивная, семиотическая (знаковая), аксиологическая (ценностная), креативная (творческая).

Abstract. This article deals with the current issues of the functional analysis of pedagogical culture. The main functions of pedagogical culture are the translation function of social experience, the regulatory, semiotic (symbolic), axiological (value), creative functions.

Ключевые слова: педагогическая культура, функциональный анализ.

Keywords: pedagogical culture, functional analysis.

Актуальность исследуемой проблемы. Педагогическая культура, по мнению В. Л. Бенина, представляет собой сложноорганизованную систему, обладающую многоуровневой структурой субъекта педагогического воздействия. Педагогическая культура характеризует не только работу учителя-профессионала, но и стиль педагогического воздействия, а также влияние тех или иных социальных общностей, например, таких как семья или трудовой коллектив [1].

Формирование педагогической культуры преподавателей становится сегодня очень актуальным, поскольку позволяет разрешить противоречие между требованиями, предъявляемыми социумом к подготовке специалистов в современных социальноэкономических условиях, и уровнем педагогической культуры преподавателей, осуществляющих подготовку этих специалистов. Для разрешения данного противоречия необходимо провести теоретико-методологический анализ понятия «педагогическая культура», определить подходы, методы и принципы формирования педагогической культуры, разработать модель и апробировать ее, а также продиагностировать компоненты педагогической культуры. Кроме того, необходимо дать функциональный анализ педагогической культуры и разработать комплекс мер, которые будут способствовать эффективному формированию педагогической культуры преподавателя.

Материал и методика исследований. Проблема функционального анализа педагогической культуры преподавателя носит междисциплинарный характер, что обуславливает выбор методов исследования. В нашем случае это:

- теоретические методы: теоретико-методологический анализ философской, методологической, психологической, педагогической, специальной литературы по проблеме исследования;

- научные методы исследования - обобщение, систематизация, индукция и дедукция, сравнение, моделирование;

- методы эмпирического исследования: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, тестирование, собеседование, педагогический эксперимент.

Результаты исследований и их обсуждение. Проблема педагогической культуры исследовалась в работах таких ученых, как С. И. Архангельский, А. В. Барабанщиков, Е. В. Бондаревская, В. А. Сластенин, А. А. Червова и т. д. Они рассматривали педагогическую культуру в связи с анализом педагогической деятельности, с изучением педагогических способностей и педагогического мастерства педагога.

Определим педагогическую культуру преподавателя как интегративную характеристику личности, опирающуюся на качественную профессиональную подготовленность в осуществлении педагогической деятельности, внутренне обусловленную высокоразвитыми личностными качествами, необходимыми для успешного решения педагогических задач, а также проектирующую его общую культуру в сферу профессии.

Принимая во внимание работы В. Л. Бенина, Г. В. Ф. Гегеля и Л. Н. Когана, мы выделяем следующие функции педагогической культуры:

1) функцию трансляции социального опыта [4, 25];

2) регулятивную функцию. Здесь выделяют две стороны: первая - регуляция поведения обучающего в процессе передачи социального опыта; вторая - регуляция качественных характеристик личности обучаемого в процессе их формирования [8, 67];

3) семиотическую, или знаковую функцию [2, 216];

4) аксиологическую, или ценностную функцию [3, 119];

5) креативную, или творческую функцию.

Повышение педагогической культуры современного преподавателя предполагает комплекс мер, включающий следующие основные моменты:

1) индивидуальный подход к каждому обучаемому;

2) непрерывное повышение квалификации преподавателя;

3) внедрение в учебный процесс разработанного нами курса «Педагогическая культура преподавателя», который предусматривает приобретение слушателями знаний, практических умений в области компонентов педагогической культуры преподавателя. В программе курса рассматриваются следующие темы: культура и образование; социально-педагогические проблемы; пути реализации культурологического подхода в профессиональной подготовке кадров; педагогика как культура; история, теория, технологии; принципы формирования педагогической культуры; взаимодействие научной и педагогической деятельности преподавателя как основа формирования педагогической культуры; педагогическая этика преподавателя; аксиологический, технологический и когнитивный компоненты педагогической культуры преподавателя; культура педагогического общения как условие формирования педагогической культуры преподавателя; педагогическое творчество и педагогическая культура преподавателя и др.;

4) постоянное саморазвитие и самообразование преподавателя [7].

В целях выявления эффективности предложенных мер по формированию педагогической культуры преподавателя был проведен педагогический эксперимент, включающий три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

В ходе эксперимента использовался комплекс измерительных материалов, позволяющих оценить все компоненты педагогической культуры преподавателя.

Аксиологический компонент педагогической культуры преподавателя отражает комплекс ценностей, особенно педагогических, принятых обществом на современном этапе. В качестве педагогических ценностей выступают ведущие идеи и концепции.

Технологический компонент педагогической культуры связан с понятием педагогической деятельности, поэтому он раскрывает деятельностный характер, способы и приемы взаимодействия обучающихся и педагогов системы образования, культуру общения, использование разнообразных педагогических техник, интерактивных образовательных технологий.

Когнитивный компонент педагогической культуры опирается на культуру мышления личности преподавателя, его умение проводить анализ и синтез, а также учитывает творческую и исследовательскую деятельность педагога.

На констатирующем этапе эксперимента было определено, что и в контрольной, и в экспериментальной группах компоненты педагогической культуры преподавателей сформированы в основном на среднем уровне. На формирующем этапе была апробирована модель формирования педагогической культуры преподавателей. На контрольном этапе педагогического эксперимента проверялась эффективность данной модели. С этой целью была проведена диагностика аксиологического, технологического, когнитивного компонентов педагогической культуры.

Для оценки уровня сформированности аксиологического компонента педагогической культуры преподавателя использовалась методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. В результате внедрения модели формирования педагогической культуры преподавателя в экспериментальной группе произошла переоценка ценностей. Несмотря на то, что по-прежнему на первом месте фигурирует ценность личной жизни (мы предполагаем, что это обусловлено в основном женским преподавательским составом), одно из ведущих мест стали занимать ценности профессиональной самореализации и принятия других, затем последовательно идут ценности общения, самоутверждения, альтруистическая, индивидуалистическая, конформистская.

Технологический компонент исследовался с помощью шкал, модифицированных К. Е. Романовой, где измерялись гностические, проектировочные, конструкторские, коммуникативные, организационные умения. Было выявлено, что в экспериментальной группе динамика развития вышеперечисленных умений стабильна и практически одинакова для всех функциональных компонентов, что объясняется тем, что эти компоненты в единстве подчинены общей цели - формированию педагогической культуры преподавателей.

Для изучения когнитивного компонента педагогической культуры преподавателя была использована методика «Способность самоуправления», поскольку она включает в себя измерение восьми последовательно разворачивающихся этапов, которые смело можно отнести к понятию когнитивного компонента педагогической культуры преподавателя. Это анализ противоречий, прогнозирование, целеполагание, формирование критериев, оценка качества, принятие решения к действию, контроль, коррекция. В процессе

естественного профессионального развития преподаватели в контрольной группе примерно на один-два уровня повысили свои показатели, в то время как преподаватели экспериментальной группы в процессе повышения квалификации на курсах «Педагогическая культура преподавателя профессионального лицея» по всем показателям дали высокий результат.

В исследовании были разработаны следующие уровни педагогической культуры преподавателя:

- первый уровень (низкий) отличается низкой сформированностью компонентов, определяющих педагогическую культуру преподавателя. Этот уровень является базисом для последующего образования и перехода на следующие, более высокие уровни;

- второй уровень (средний) характеризуется способностью и готовностью к педагогической деятельности, значительным объемом сформированности компетенций;

- третьему (выше среднего) уровню соответствует осознанное применение компетенций в профессиональной деятельности;

- четвертый уровень (высокий) характеризуется высокой сформированностью аксиологических, технологических, когнитивных компонентов педагогической культуры преподавателя.

С целью определения уровней педагогической культуры преподавателей профессионального лицея были разработаны следующие критерии:

- первый (низкий) уровень - сформированность компонентов до 56 %;

- второй (средний) - сформированность компонентов от 56 до 70 %;

- третий (выше среднего) - сформированность компонентов от 69 до 85 %;

- четвертый (высокий) - сформированность компонентов от 86 до 100 % [6].

Преподаватель считается достигшим высокого уровня педагогической культуры,

если как минимум два компонента из трех сформированы на четвертом высоком уровне и один - на третьем.

К третьему (выше среднего) уровню относятся преподаватели, у которых два компонента сформированы на третьем уровне, а один - на высоком.

Ко второму среднему уровню относятся преподаватели, у которых два компонента сформированы на втором уровне, а один - на третьем.

Педагогический эксперимент показал, что число преподавателей экспериментальной группы, находящихся на третьем (выше среднего) уровне педагогической культуры, достигло 65 %, а на четвертом - 45 %, в то время как в контрольной группе четвертого уровня достигли 18 % преподавателей, 60 % оказались на третьем уровне, 20 % остановились на втором, 5 % - на первом.

Резюме. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о целесообразности использования мер, предложенных в статье для эффективного формирования педагогической культуры преподавателя: индивидуальный подход к каждому обучаемому, непрерывное повышение квалификации преподавателя, его постоянное саморазвитие и самообразование, внедрение в учебный процесс разработанного нами курса «Педагогическая культура преподавателя».

В экспериментальной группе испытуемых по сравнению с контрольной было выявлено более эффективное и качественное развитие и формирование аксиологического, технологического и деятельностного компонентов, определяющих категорию педагогической культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бенин, В. Л. Сущность понятия «педагогическая культура» / В. Л. Бенин // Понятийный аппарат педагогики и образования : сб. науч. тр. Вып. 2 / отв. ред. Е. В. Ткаченко. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. - С. 275-283.

2. Гегель, Г. В. Ф. Сочинения : в 14 т. Т. 7 / Г. В. Ф. Гегель. - М. : Наука, 1959. - 231 с.

3. Коган, Л. Н. Социология культуры / Л. Н. Коган. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. унта, 2007. - 157 с.

4. Золотухина, Е. Н. Сущность и основные компоненты педагогической культуры преподавателя высшей школы / Е. Н. Золотухина, А. А. Червова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. -2009. - Т. 15. - № 4. - С. 56-58.

5. Леднев, В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В. С. Леднев. - М. : Высшая школа, 1991. - 359 с.

6. Романова, К. Е. Мониторинг качества сформированности педагогического мастерства будущих преподавателей / К. Е. Романова // Приволжский научный журнал. - 2009. - № 3. - С. 110-117.

7. Червова, А. А. Достижения Шуйского государственного педагогического университета в подготовке научных и научно-педагогических кадров / А. А. Червова // Научный поиск. - 2012. - № 1. - С. 6-10.

8. Ярошевский, Т. С. Размышления о человеке / Т. С. Ярошевский. - М. : Информационноиздательский центр АТиСО, 2004. - 78 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.