стов в тренировочном цикле на основе применения регламентированных режимов дыхания // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 11 (45). - С. 101-107.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378.147
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Анатолий Иосифович Черных, доктор педагогических наук, кандидат технических наук, доцент, проректор по учебной работе,
Кристина Вячеславовна Хорошун, аспирант,
Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
Аннотация
Цель исследования - создание модели формирования информационной культуры личности обучающихся в системе непрерывного образования. Авторами выделены организационнометодические и психолого-педагогические условия данного процесса.
Ключевые слова: информационная культура, личность, непрерывное образование.
FORMATION OF STUDENTS' INFORMATIONAL COMPETENCE DURING CONTINUOUS EDUCATIONAL PROCESS
Anatoly Iosifovich Chernyh, the doctor ofpedagogical sciences, candidate of technical sciences, senior lecturer, Pro-Rector in teaching work,
Christina Vjacheslavovna Horoshun, the post-graduate student,
Kuban State Technological University,
Krasnodar
Annotation
The purpose of studying -students' informational competence model formation. The authors described the methodical and pedagogical foundations of students' informational competence formation.
Keywords: informational competence, personality, continuous education.
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что в информационном обществе формирование информационной культуры личности обучающихся (ИКЛ) - одна из важнейших задач для всех ступеней системы непрерывного образования. Для современных специалистов несомненно, что ИКЛ -составляющая ее общей культуры, одно из высших качественных, системных и динамичных образований личности, характеризующееся адаптацией к информационному обществу, приобщенности к информации и информационным технологиям, осознанием способов достижения этого уровня и проявляемое в разнообразных формах в информационной деятельности и жизнедеятельности в целом [1,4,6]. Согласно современным воззрениям, ИКЛ включает следующие компоненты: когнитивный (операционный), мотивационный (ценностно-ориентационный) и поведенческий (деятельностный).
В настоящее время наблюдается противоречие между потребностями информационного общества в культурном развитии каждой личности и недостаточной изученностью важнейших аспектов формирования ИКЛ в системе непрерывного образования [35]. Проблема исследования состоит в вопросе, какова совокупность тенденций, закономерностей, принципов, факторов и психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование ИКЛ в системе непрерывного образования?
Цель исследования - разработка и обоснование моделей образовательного процесса, содействующего оптимизации формирования ИКЛ.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
База исследования - Университетский комплекс Кубанского государственного технологического университета (КубГТУ). Констатирующий эксперимент показал наличие тесной связи между формированием всех компонентов ИКЛ обучающихся.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Авторы считают целесообразным дополнить существующую модель ИКЛ диагностическим компонентом - способностью индивида диагностировать уровень развития собственной информационной компетентности, осознавать свое место в информационном обществе (социоинформационной среде). Диагностический компонент связан с самоидентификацией (в какой мере я адаптирован к информационному обществу, приобщен к информации и информационным технологиям?), самоконтролем и саморегуляцией своей информационной деятельности, самоопределением в ней, саморазвитием остальных компонентов ИКЛ.
Рис. 1. Эталонная модель ИКЛ
В настоящее время разработана методика квалиметрической оценки информационной культуры личности и ее компонентов, за исключением диагностического [4]. Несомненно, что уровень сформированности ИКЛ - индикатор и прогностический критерий, позволяющий осуществлять педагогическое прогнозирование ее развития для любой ступени непрерывного образования, всесторонне анализировать ее деятельностную сферу. Например, когнитивный компонент - база для дальнейшего развития ИКЛ, мотивационный компонент - движущая сила для пополнения арсенала знаний и умений, применения информационных технологий.
Факторы формирования ИКЛ подразделяют на шесть групп: социальнопсихологические, организационно-методические, психолого-педагогические, личностнодуховные, материально-бытовые, социально-демографические и этнические; траектория перемещения по образовательным уровням, динамика и темп включенности личности в процесс формирования ИКЛ определяется их совокупностью. Авторами разработана модель, включающая в себя динамические механизмы управления формированием ИКЛ (рис. 1).
На ее основе построена модель преемственности формирования ИКЛ в системе непрерывного образования (рис. 2).
НАРАЩИВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ИКЛ
I ступень
II ступень
III ступень
IV ступень
VIII
VII ст.
VI ступень
V ступень ст.
Преемственность целей и задач формирования ИКЛ
Преемственность методов и средств формирования ИКЛ
Условия и педагогические установки на формирование ИКЛ
Рис. 2. Модель преемственного формирования ИКЛ
Данная модель, отражающая технологическую цепочку последовательности процессов формирования информационной культуры личности, показывает пути решения такой сложной задачи, как “состыковка” различных уровней и профилей образования (рис. 3).
Рис. 3. Соотношение этапов и алгоритмов формирования информационной культуры личности в системе непрерывного образования
Основные ступени непрерывного образования:
- первая - дошкольное образовательное учреждение (первоначальные умения работы с ЭВМ ребенок получает еще в дошкольном образовательном учреждении);
- вторая - младшие (1-4) классы общеобразовательной школы;
- третья - старшие (4-9) классы;
- четвертая - выпускные (9-11) классы;
- пятая - начальное профессиональное образование;
- шестая - среднее профессиональное образование;
- седьмая - высшее профессиональное образование;
- восьмая - последипломное образование (аспирантура, повышение квалификации, профессиональная переподготовка и т.д.).
Для устранения дискретности и демонстрации вариантов формирования ИКЛ в системе непрерывного образования модель была построена в виде замкнутого контура.
Анализ формирования ИКЛ в системе непрерывного образования позволил выявить организационно-методические и психолого-педагогические условия этого процесса. Основные организационно-методические условия: использование возможностей всех звеньев системы непрерывного образования (в т.ч. профессиональной переподготовки)
для формирования ИКЛ; взаимодействие системы образования с социальными институтами, традиционно аккумулирующими информационные ресурсы общества; организация специальной подготовки педагогических кадров [2], способных на профессиональной основе вести компьютеризованное обучение с различными категориями обучающихся. Например, решая физические задачи на ЭВМ, студент вуза не только закрепляет соответствующие знания и умения, но и выявляет преимущества компьютерного моделирования перед решением задач “вручную” (это содействует формированию мотивационного и поведенческого компонентов).
Важнейшие психолого-педагогические условия:
- ориентация образовательной деятельности на формирование ИКЛ;
- комплексное использование современных методов и средств развития всех компонентов ИКЛ;
- сочетание индивидуальных и коллективных форм учебной деятельности;
- перманентный контроль учебной деятельности и комплексная диагностика (на всех этапах образовательного процесса) компонентов ИКЛ;
- системное воздействие на интеллектуальную и мотивационно-ценностную сферу личности; планирование и реализация путей перехода на более высокий уровень ИКЛ;
- целостность и функциональное единство компонентов образовательного процесса на всех его этапах и ступенях; корректировка и регулирование развития ИКЛ, целенаправленное педагогическое влияние на этот процесс.
Проведенные на базе КубГТУ педагогические эксперименты показали достоверную взаимосвязь между приростом компонентов ИКЛ (рис. 4), если соблюдаются важнейшие условия этого процесса. Обозначения: (1) - прирост когнитивного компонента, (2) - прирост мотивационного компонента, (3) - прирост поведенческого компонента, (4)
- прирост диагностического компонента.
Контрольные группы Экспериментальные группы
Рисунок 4. Корреляционные плеяды прироста компонентов ИКЛ
Исследование процесса формирования информационной культуры личности в системе непрерывного образования позволило выявить ряд принципов этого процесса (табл. 1).
ВЫВОДЫ
1. ИКЛ относится к сложным системным многопараметрическим, иерархически организованным социальным и психолого-педагогическим явлениям, каждый из которых имеет четко выраженный культурологический и личностно-ориентированный характер, подчиняется законам синергетики. Ее феномен поддается внутренней самокоррекции, самоорганизации, внешнему психолого-педагогическому воздействию, аксиологическо-
му и акмеологическому сопровождению в педагогическом процессе.
2. Формирование ИКЛ имеет этапный характер. Содержание каждого этапа в системе непрерывного образования характеризуется применением педагогически целесообразных воздействий, обеспечивающих комплексное (сопряженное) формирование компонентов ИКЛ - когнитивного, ориентационного, поведенческого и диагностического.
3. Опытно-экспериментальная работа показала, что при комплексном формировании составляющих ИКЛ наблюдается достоверная связь между приростом уровня сфор-мированности всех компонент. Рассмотренные принципы и условия формирования ИКЛ взаимосвязаны и образуют стройную систему, что обеспечивает целостность и динамичность проявления этого социокультурного феномена.
Таблица 1
Принципы формирования ИКЛ в системе непрерывного образования
№ Принцип Его сущность
1. Непрерывности и преемственности Этапы формирования ИКЛ взаимосвязаны. Непрерывность - поступательное освоение знаний, умений работы со средствами реализации информационных процессов, ценностей информационного общества. Преемственность - механизм непрерывности, обеспечивающий сохранение на новом этапе базовых знаний и умений, необходимых для дальнейшего развития.
2. Развивающего обучения Образовательный процесс должен быть направлен не только на формирование базовых знаний и умений, связанных с информационной деятельностью, но и развитие способностей, восприятие ценностей информационного общества.
3. Единства индивидуализации и дифференциации Необходимо регулярно получать достоверную информацию об уровне развития ИКЛ обучающихся и использовать ее для принятия точных педагогических решений. В основе управления учебной деятельностью конкретного обучающегося должна лежать достоверная информация об уровне его ИКЛ. По мере развития компонентов ИКЛ должны развиваться умения саморефлексии, самооценки и самопознания.
4. Адекватного це-леполагания Критерии оценки ИКЛ и ее компонентов должны служить ориентирами для достижения конечных результатов образовательного процесса.
5. Управляемости и диагностируемо-сти Формирование ИКЛ - сложный динамичный стохастический (вероятностный) многопараметрический процесс, имеющий механизмы управления. Перманентный педагогический контроль и комплексная диагностика ИКЛ - значимый фактор педагогического управления.
6. Технологичности Формирование ИКЛ можно представить в виде алгоритмов, составляющих педагогическую технологию.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (для молодых ученых) № 11-36-00234а 1 от 03.03.2011.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вязанкова, В.В. Формирование информационной культуры личности студентов в структуре управления образовательным процессом / В.В. Вязанкова, М. Л. Романова, З.А. Маушева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 1 (59). - С. 74-79.
2. Квалиметрическая оценка деятельности педагога / С.В. Кулибаба, Т.П. Хлопо-ва, Д.А. Романов, М.Л. Романова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2010. - № 12 (70). - С. 79-83.
3. Романов, Д.А. Математическое моделирование в структуре информатизации физического воспитания // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. -№ 1 (71). - С. 90-95.
4. Ушаков, А.Р. Информационные технологии переподготовки сотрудников Федеральной службы контроля за оборотом наркотиков / А.Р. Ушаков, Т.Л. Шапошникова,
Д. А. Романов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 10 (68).
- С. 95-101.
5. Математические модели дидактического процесса / Т.П. Хлопова, Т. Л. Шапошникова, М.Л. Романова, А.Р. Ушаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 107-112.
6. Компьютерные технологии в науке и образовании : учебное пособие / А.И. Черных, Т.Л. Шапошникова, М.Л. Романова, Д.А. Романов, Т.П. Хлопова ; Кубанский гос. технолог. ун-т. - Краснодар : [б.и.], 2011. - 224 с.
Контактная информация: [email protected]