УДК 316.422
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЗАВИСИМОСТИ
Вячеслав Николаевич Ниживенко, старший преподаватель, Евгений Николаевич Басов, старший преподаватель, Ирина Сергеевна Ворошилова, старший преподаватель, Наталья Петровна Федорова, старший преподаватель, Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
Аннотация
В статье обосновано, что высокий уровень физической культуры личности обучающихся -один из важнейших факторов профилактики их информационной зависимости, а доминирование целесообразной информационной деятельности над нецелесообразной - один из наиболее информативных показателей отсутствия риска формирования такой зависимости. Для авторов, очевидно, что профилактика информационной зависимости должна быть обязательной составляющей психолого-педагогического сопровождения личностно-профессионального развития обучающегося, а педагогические технологии должны в качестве целевого ориентира рассматривать не только формирование компетенций и личностно-профессиональных качеств обучающихся, но и профилактику их аддикций, в том числе информационной зависимости. Методы исследования: анализ научно-методической литературы и практики профилактики информационной зависимости обучающихся, моделирование, методы квалиметрии, методы теории вероятностей и математической статистики. Методологические основы исследования: системный, личностно ориентированный, квалиметриче-ский, вероятностно-статистический и компетентностный подходы.
Ключевые слова: физическая культура личности, информационная зависимость, профилактика, личностно-профессиональное развитие.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.05.135.p174-177
PERSONAL PHYSICAL CULTURE AS INFORMATIONAL ADDICTION PREVENTION FACTOR
Vyacheslav Nikolaevich Nizhivenko, the senior teacher, Evgeniy Nikolaevich Basov, the senior teacher, Irina Sergeevna Voroshilova, the senior teacher, Natalia Petrovna Fedorova, the
senior teacher, Dmitry Alexandrovich Romanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar
Annotation
The article has shown that the high level of students personal physical culture is one of most important factors of informational addiction prevention, also, the dominating of purpose oriented informational activity over stochastic is one of the most important parameters of informational addiction formation risk absence. The authors sure that the informational addiction prevention must be the component of the students personally-professional development pedagogical accomplishment, also, the pedagogical technologies must be focused not only on formation of the competencies and personally-professional abilities, also on the addictions prevention, including informational addiction. The methods of investigation are the following: the analysis of the scientific-methodical literature and students informational addictions prevention practice, modeling, quality measurement methods, methods of probabilistic theory and mathematical statistics. The methodological foundations of the investigation: the system personal oriented quality measurement, probabilistic-statistical approach and competence oriented approaches.
Keywords: personal physical culture, informational addiction, prevention, personally-professional development.
ВВЕДЕНИЕ
Информационные технологии - одно из величайших достижений научно-технического прогресса, определивших облик цивилизации XXI века - информационное (постиндустриальное) общество; в настоящее время практически ни одна сфера челове-
ческой деятельности не обходится без них. Но тотальная информатизация таит ряд опасностей, в числе которых информационная зависимость. Это - одна из наиболее распространенных аддикций XXI века [1, 3]. Существование этого бедствия неоспоримо, а масштабы распространения практически неограниченны. Наиболее уязвимы дети, подростки и молодежь; со всей очевидностью возникает проблема профилактики информационной зависимости у студентов, как у носителей интеллектуального потенциала общества.
Для современных специалистов, очевидно, что здоровая, всесторонне развитая личность наиболее устойчива к появлению аддикций, в том числе информационной зависимости [2, 4]. В то же время, развитие любой аддикции - результат смещения мотивов и деформации ценностей, т.е. искажения мотивационно-ценностной сферы личности.
Современными специалистами обосновано, что факторы профилактики информационной зависимости возможно подразделить на личностные (внутренние) и социокультурные (внешние). Однако по-прежнему не в полной мере изучена роль личностных факторов в профилактике информационной зависимости, в том числе физической культуры личности. Известно, что физическая культура личности - личностно-профессиональное качество, интегрирующее знания в области физической культуры, физические качества, двигательные умения, мотивы и ценностное отношение к физкультурно-спортивной деятельности (и здоровому образу жизни), личный опыт в физкультурно-спортивной деятельности, неразрывно связанный со здоровым образом жизни [2]. Проблема исследования состоит в вопросе, каков потенциал физкультурно-спортивной деятельности в профилактике информационных аддикций? Цель исследования - разработка модели взаимосвязи между становлением физической культуры личности и профилактикой информационной зависимости.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ С точки зрения авторов, показателями риска формирования информационной за-
V V
1 ЦИД г НЦИД висимости следуют считать а =- и] =-, где VцИд и VНцИд - соответствен-
^НЦИД VГНЦИД
но фактический объём целесообразной и нецелесообразной информационной деятельности индивида. ^^ГНцИд - граничный объём нецелесообразной информационной деятельности (равен два часа в день, в него входит нецелесообразный просмотр телепередач, нецелесообразная работа в Интернет и т.д.), ё - коэффициент доминирования целесообразной информационной деятельности над нецелесообразной, / - соотношение между фактическим и допустимым объёмом нецелесообразной информационной деятельности. Очевидно, что определять указанные показатели возможно лишь за статистически значимые промежутки времени. Для нашего исследования более информативен параметр / (его и будем считать показателем риска формирования информационных аддикций), т.к. показатель ё отражает информационную компетентность [1], а однозначная связь между физической культурой личности и информационной компетентности отсутствует. Градации показателя риска: менее 0.75 - очень низкий, от 0.75 до 1.5 - низкий, от 1.5 до 2.0 - средний, свыше 2.0 - высокий.
Значение физической культуры личности как фактора профилактики информационных аддикций заключено в следующем. Во-первых, устойчивые мотивы к физкультур-но-спортивной деятельности (в сочетании с ценностным отношением к здоровому образу жизни) включены в общую направленность личности, которая ориентирована на успех в жизни и личностно-профессиональное развитие, а не на нерациональное использование времени. Во-вторых, физкультурно-спортивная деятельность (напомним, что личный опыт в ней - поведенческий компонент физической культуры личности) требует затрат времени, что существенно уменьшает резервы времени для нецелесообразной информа-
ционной деятельности: TНЩД < T - ^^ - ^^ - ^НЦЗВ. Здесь: Тнцид - время, затрачиваемое индивидом на нецелесообразную информационную деятельность, Т - общие ресурсы времени, Тфсд - время, затрачиваемое на физкультурно -спортивную деятельность, Тоцзв - остальные целесообразные затраты времени (в том числе время целесообразной работы с компьютерными информационными системами, время на восстановление сил и т.д.), Тонцзв - остальные нецелесообразные затраты времени (кроме нецелесообразной информационной деятельности, например, употребление алкогольных напитков).
Исследование, проведенное на базе Кубанского государственного технологического университета, показало значимость физической культуры личности как фактора профилактики информационной зависимости. Число исследуемых студентов составляло 468 человек; уровень физической культуры личности диагностировали по методике М.Я. Ви-ленского, усовершенствованной В. А. Петьковым [2], объём целесообразной и нецелесообразной информационной деятельности - по методике В.В. Вязанковой [1]. В таблице 1 отражена доля (%) обследуемых с тем или иным уровнем риска формирования информационной зависимости, при конкретном уровне физической культуры личности; обозначение: ФКЛ - физическая культура личности. Как видно, для студентов, обладающих высшими уровнями физической культуры личности, риск формирования информационных аддикций практически отсутствует. Это обусловлено, прежде всего, устойчивыми мотивами к здоровому образу жизни. Для студентов, характеризующихся низкими уровнями физической культуры личности (грамотности и ниже), связь между данным качеством и риском становления информационной зависимости неоднозначна, что обусловлено другими факторами профилактики.
Таблица 1
Результаты анализа взаимосвязи между уровнем ФКЛ и риском формирования
информационных аддикций
Уровень ФКЛ Риск формирования информационных аддикций Итого, %:
Очень низкий Низкий Средний Высокий
"Нулевой" 20 25 33 22 100
Ситуативный 24 33 28 15 100
Грамотности 31 27 24 18 100
Образованности 89 11 0 0 100
Творческий 94 6 0 0 100
Отсутствие риска развития информационной зависимости - важный показатель конкурентоспособности личности. Действительно, конкурентоспособная личность ориентирована на успех в жизни, на личностно-профессиональный рост, что отражает отсутствие деформаций в её мотивационно-ценностной сфере. Дефицит объёма статьи не позволяет привести критерии и методику диагностики конкурентоспособности личности, но отметим: доминирование целесообразной деятельности над нецелесообразной - не только фактор профилактики аддикций, но и индикатор социально-профессиональной компетентности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Успешность профилактики информационной зависимости у студентов - важный показатель качества и эффективности образовательного процесса в вузе, его ориентированности на формирование здоровой, всесторонне развитой личности. Профилактику ад-дикций студентов необходимо рассматривать в контексте проблемы более высокого порядка - формирования конкурентоспособной личности [1, 4].
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках исследовательского проекта "Современные информационно-образовательные среды" от 17.03.2016 года.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вязанкова, В.В. Педагогическая технология формирования информационной компетентности студентов / В.В. Вязанкова // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2015. - № 5. - С. 384-403.
2. Проблема цели в теории и практике физического воспитания студентов: методологический аспект / В.А. Петьков, Ю.А. Джаубаев, А.А. Эльгайтаров, Ф.Д. Джирикова, Р.С. Джириков // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 7. - С. 183-187.
3. Солдатова, Г.У. Роль родителей в повышении безопасности ребенка в Интернете / Г.У. Солдатова, Е.И. Рассказова // Вопросы психологии. - 2013. - № 2. - С. 3-15.
4. Шапошникова, Т.Л. Параметры конкурентоспособной личности / Т.Л. Шапошникова, М.Л. Романова // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. -2015. - № 6. - С. 375-399.
REFERENCES
1. Vyazankova, V.V. (2015), "Pedagogical technology of students informational competence formation", Nauchnyie trudy Kubanskogo gosudarstvennogo technologicheskogo universiteta, No 5, pp. 384-403.
2. Petkov, V.A. etc. (2015), "Problem of purpose in students physical education theory and practice: methodological aspect", Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya, No 7, pp. 183-187.
3. Soldatova, G.U. and Rasskazova, E.I. (2013), "Parents role for safety increasing of the child in Internet", Voprosyipsihologii, No 2, pp. 3-15.
4. Shaposhnikova, T.L. and Romanova, M.L. (2015), "Parameters of the competitive persona", Nauchnyie trudy Kubanskogo gosudarstvennogo technologicheskogo universiteta, No 6, pp. 375-379.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.04.2016
УДК 796.921
ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ ПОПЕРЕМЕННОГО ДВУХШАЖНОГО ХОДА ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ МИРОВОЙ ЭЛИТЫ НА ДЛИННОЙ ДИСТАНЦИИ
Наталья Борисовна Новикова, кандидат педагогических наук, научный сотрудник, Санкт-Петербургский научно исследовательский институт физической культуры (ФБГУ СПбНИИФК), Санкт-Петербург,
Геннадий Александрович Сергеев, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье проанализированы особенности техники сильнейших лыжников на дистанции 50 км Чемпионата Мира 2015 года. Определены скорости передвижения гонщиков на подъеме, длина и частота шагов, угловые характеристики ключевых фаз попеременного двухшажного хода. Выполнено сравнение техники российских и норвежских спортсменов, определены критерии эконо-мизации техники на длинной дистанции
Ключевые слова: лыжные гонки, попеременный двухшажный классический ход.