Научная статья на тему 'Особенности SWOT-анализа компетенций и личностно-профессиональных качеств'

Особенности SWOT-анализа компетенций и личностно-профессиональных качеств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1833
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ДИАГНОСТИКА / КОМПЕТЕНЦИИ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / SWOT-АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Изотова Лидия Евгеньевна, Киселёва Елена Сергеевна, Романов Дмитрий Александрович

В статье представлен инновационный метод диагностики компетенций и личностно-профессиональных качеств. Во многих сферах человеческой деятельности известен SWOT-анализ как метод диагностики социальных систем. В статье обобщён передовой опыт применения SWOT-анализа как метода диагностики, представлены особенности SWOT-анализа компетенций и личностно-профессиональных качеств как сложных динамичных систем, интегрирующих знания, умения, мотивы и личный опыт соответствующей деятельности; обосновано, что информационное поле их диагностики должно включать не четыре, а шесть составляющих. Методологические основы исследования: системный, метасистемный, квалиметрический, личностно ориентированный и компетентностный подходы. Методы исследований: анализ научно-методической литературы и передового педагогического опыта, методы квалиметрии, методы теории множеств и отношений, моделирование. Нормативная база исследования: Федеральный Закон “Об образовании” (2012), федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (2014, 2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Изотова Лидия Евгеньевна, Киселёва Елена Сергеевна, Романов Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competencies and personally-professional abilities SWOT-analysis peculiarities

The article presented the modern method of the competencies and personally-professional abilities assessment. As well known, in many spheres of the human activity it is common to use SWOT-analysis as the social systems assessment method. In article we generalized the advanced experience of SWOT-analysis using as assessment method, reflecting the peculiarities of the competencies and personally-professional abilities SWOT-analysis, as complex dynamical systems, integrated the knowledge, skills, motives and personal experience of interrelated activity; we proved, that the informational area of their assessment must include six components, but not four components. The methodological foundations of the investigation are the system, mete-system, quality measurement, personal oriented and competence oriented approaches. The methods of investigation included the analysis of the scientific-methodical literature and advanced pedagogical experience, the methods of quality measurement, the methods of theory of sets and relations, modeling. The normative base of investigation: the Federal Law “About education” (2012), Federal state educational standards for higher school (2014, 2015).

Текст научной работы на тему «Особенности SWOT-анализа компетенций и личностно-профессиональных качеств»

Полученные данные позволили установить, что начиная с пятого занятия у большинства студентов отмечается адаптация сердечно-сосудистой системы на нагрузку в основной части занятия, при этом сохраняется большой разброс показателей (82,4±13 уд/мин). Также отмечено снижение количества студентов с плохим самочувствием. Из таблицы видно, что трое студентов в конце исследования жаловались на плохое самочувствие, что может быть связано, по нашему мнению, с основным заболеванием (травма головного мозга, вегето-сосудистая дистония).

Также, в устном опросе было выявлено эмоциональное отношение студентов к занятиям в гамаке. Чаще всего студенты, как девушки, так и юноши, давали положительную оценку, указывали на необычные ощущения тела в гамаке, приятное чувство полета и невесомости; некоторые указывали на сложность выполнения упражнений, что стимулировало их к достижению результатов в дальнейшем. Студенты отдавали предпочтение таким упражнения как «маятник», «летучая мышь», «поза лотоса». Однако, были студенты, физическое состояние которых отражалось на их отзывах о занятии. Они указывали на неприятные ощущения, связанные с раскачиванием, отсутствием опоры под ногами (нестабильность), некоторые - на страх высоты, что в свою очередь не позволяло им выполнять упражнения в висе. Таким студентам предлагалось выполнять другие упражнения, не вызывающие у них неприятные ощущения.

Таким образом, анализ полученных данных позволяет сделать вывод о положительном влиянии на физическое и эмоциональное состояние большинства студентов группы СМГ на занятиях с использованием фитнес-гамака.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ангел, С.А. Гимнастика в гамаке. Новый вид упражнений в спортивном гамаке-тренажере / С.А. Ангел. - М. : Роса, 2013. - 146 с.

2. Каминофф, Л. Анатомия йоги / Л. Каминофф. - Минск : Попурри, 2009. - 240 с.

REFERENCES

1. Angel, S.A. (2013), Gymnastics in a hammock. A new type of exercises in a sports hammock exercise machine, Dew, Moscow.

2. Kaminoff, L. (2009), Anatomy Yoga, Potpourri, Minsk.

Контактная информация: nollon@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 22.05.2016

УДК 316.422

ОСОБЕННОСТИ SWOT-АНАЛИЗА КОМПЕТЕНЦИЙ И ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ

Лидия Евгеньевна Изотова, кандидат педагогических наук, доцент,

Елена Сергеевна Киселёва, кандидат физико-математических наук, доцент,

Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент,

Кубанский государственный технологический университет ", г. Краснодар

Аннотация

В статье представлен инновационный метод диагностики компетенций и личностно-профессиональных качеств. Во многих сферах человеческой деятельности известен SWOT-анализ как метод диагностики социальных систем. В статье обобщён передовой опыт применения SWOT-анализа как метода диагностики, представлены особенности SWOT-анализа компетенций и лич-ностно-профессиональных качеств как сложных динамичных систем, интегрирующих знания, умения, мотивы и личный опыт соответствующей деятельности; обосновано, что информационное поле их диагностики должно включать не четыре, а шесть составляющих. Методологические основы исследования: системный, метасистемный, квалиметрический, личностно ориентированный и ком-

петентностный подходы. Методы исследований: анализ научно-методической литературы и передового педагогического опыта, методы квалиметрии, методы теории множеств и отношений, моделирование. Нормативная база исследования: Федеральный Закон "Об образовании" (2012), федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (2014, 2015).

Ключевые слова: мониторинг, диагностика, компетенции, личностно-профессиональные качества, SWOT-анализ.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.05.135.p105-110

COMPETENCIES AND PERSONALLY-PROFESSIONAL ABILITIES SWOT-ANALYSIS PECULIARITIES

Lidia Eugenievna Izotova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Elena Sergeevna Kiseleva, the candidate of physical and mathematical sciences,

senior lecturer,

Dmitry Alexandrovich Romanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar

Annotation

The article presented the modern method of the competencies and personally-professional abilities assessment. As well known, in many spheres of the human activity it is common to use SWOT-analysis as the social systems assessment method. In article we generalized the advanced experience of SWOT-analysis using as assessment method, reflecting the peculiarities of the competencies and personally-professional abilities SWOT-analysis, as complex dynamical systems, integrated the knowledge, skills, motives and personal experience of interrelated activity; we proved, that the informational area of their assessment must include six components, but not four components. The methodological foundations of the investigation are the system, mete-system, quality measurement, personal oriented and competence oriented approaches. The methods of investigation included the analysis of the scientific-methodical literature and advanced pedagogical experience, the methods of quality measurement, the methods of theory of sets and relations, modeling. The normative base of investigation: the Federal Law "About education" (2012), Federal state educational standards for higher school (2014, 2015).

Keywords: monitoring, assessment, competencies, personally-professional abilities, SWOT-analysis.

ВВЕДЕНИЕ

Компетентностный и личностно-ориентированный подход детерминируют очень сложные социально-педагогические задачи, успешное решение которых немыслимо без эффективного педагогического мониторинга [1-3]. В условиях информатизации образования педагогический мониторинг является механизмом управления личностно-профессиональным развитием обучающегося, которое заключается в становлении компетенций и личностно-профессиональных качеств (ЛПК).

Обязательной составляющей мониторинга является диагностика - идентификация состояния исследуемого объекта, включая условия его функционирования; диагностика всегда предполагает обработку первичной фактической информации об объекте [1-3].

Современными специалистами установлено, что инновационной формой диагностики, тесно связанной с контролем, прогнозированием и принятием решений, является SWOT-анализ социальной системы [1, 2]; в настоящее время известен положительный опыт применения SWOT-анализа в социально-экономическом управлении. Применительно к педагогическим технологиям SWOT-анализ (SWOT - англ. сила - слабость -возможности - угрозы) будет заключаться в выявлении сильных и слабых сторон дидактического процесса, возможностей его совершенствования и факторов внешней среды, которые могут негативно повлиять на него. Современные специалисты выделяют следующие направления SWOT-анализа как компонента педагогического мониторинга: SWOT-анализ деятельности конкретного обучающегося, SWOT-анализ деятельности пе-

дагога и SWOT-анализ дидактического процесса в целом [1-3].

Другой известной разновидностью диагностики является SNW-анализ, который заключается в выявлении сильных, нейтральных и слабых сторон исследуемого объекта [1]; в отличие от SWOT-анализа, он не рассматривает внешние факторы функционирования исследуемого объекта.

Однако по-прежнему слабо разработана методика SWOT-анализа компетенций и ЛПК обучающихся; главный недостаток существующих методик - неполнота учета информации о факторах их (компетенций и ЛПК) становления. Анализ современных модельных представлений о компетенциях и ЛПК показывает, что они не сводятся к соответствующим знаниям и умениям, а представляют собой готовность к эффективному управлению сложившимися знаниями и умениями для успешного решения жизненных, профессиональных и учебных задач [2, 3]. Компетенции и ЛПК, как подсистемы социально-профессиональной компетентности, включают стандартные функциональные компоненты: операционный (знания и умения), мотивационно-ценностный, рефлексивный (диагностический) и поведенческий (личный опыт соответствующей деятельности). Ряд компетенций и ЛПК включают и иные функциональные компоненты; например, толерантность, патриотизм и конфликтологическая компетентность включают эмоционально-волевой компонент [2, 3].

Трудность диагностики ЛПК и компетенций обусловлена как трудностью диагностики их составляющих, так и необходимостью учёта взаимосвязей между ними (компетенциями и ЛПК). Необходимо помнить, что любая компетенция или ЛПК не существует изолированно в структуре личности, а тесно связана с другими составляющими социально-профессиональной компетентности (т.е. ЛПК или компетенциями). Например, конфликтологическая компетентность неразрывно связана с коммуникативной компетентностью, толерантностью, правовой компетентностью, социальной ответственностью [3]. Современные методы диагностики компетенций и ЛПК чаще всего не учитывают взаимосвязи между ними. Проблема исследования состоит в вопросе, каким должен быть SWOT-анализ компетенций и ЛПК обучающихся, чтобы он служил эффективным инструментом педагогического мониторинга? Цель исследования - разработка модели SWOT-анализа компетенций и ЛПК обучающихся, как инновационной формы педагогической диагностики.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

С точки зрения авторов, при максимально полной диагностике компетенции или ЛПК множество учитываемых параметров г = г/ У г " У г /// У г //// У г///// . Здесь: Т1, Ъ",

и Ъ - соответственно множество параметров, отражающих сформированность функциональных компонентов компетенции или ЛПК, структурных компонентов (для ЛПК структурными компонентами являются компетенции), взаимосвязей между функциональными компонентами, взаимосвязей между структурными компонентами, взаимосвязей между анализируемой компетенцией (или ЛПК) и иными составляющими социально-профессиональной компетентности (т.е. ЛПК или компетенциями).

Предложенную модель авторы обосновывают следующим образом. Известно, что компетенции или ЛПК существуют не изолированно в структуре личности, а неразрывно связаны с другими ЛПК или компетенциями. Например, взаимосвязь толерантности с правовой компетентностью проявляется в том, что индивид осознает ответственность за возможные действия, связанные с проявлением интолерантности. Нередко препятствием для развития анализируемого ЛПК (компетенции) является не внешняя социальная среда, а недостаточный уровень развития (у самого обучающегося) других ЛПК (компетенций), связанных с ним. Например, недостаточный уровень развития конфликтологической компетентности обучающегося - сдерживающий фактор становления его толерантности. Или, например, низкий уровень иноязычной компетенции - нередко сдерживающий фак-

тор развития профессиональных компетенций зрелого специалиста (вследствие того, что низкий уровень владения иностранным языком не позволит индивиду усваивать литературу на иностранных языках, т.е. овладевать знаниями, накопленных мировым сообществом).

Отсюда логически следует авторская модель SWOT-анализа ЛПК и компетенций, как инновационной формы их диагностики. Пусть Б - множество порций информации, входящей в информационное поле SWOT-анализа (информационное поле - результат комплексной диагностики), тогда F = S уW У Оу T, S pw = 0, О^ T = 0,

O = 07У O ', T = T7У T '. Здесь: и и П - символы объединения и пересечения множеств

соответственно, 0 - символ пустого множества, 8 и W - соответственно множество порций информации, отражаемых в полях "Сильные стороны компетенции (ЛПК)" и "Слабые стороны компетенции (ЛПК)", О и Т - соответственно множество порций информации, отражаемых в полях "Возможности для развития компетенции (ЛПК)" и "Препятствия для развития компетенции (ЛПК)", О7 и О7/ - соответственно множество порций информации о возможностях для развития конкретного ЛПК (компетенции), обусловленных структурой личности обучающегося и внешней для него социальной средой (то же верно о препятствиях).

Иначе говоря, информационное поле результатов SWOT-анализа ЛПК (компетенции) должно быть не четырехкомпонентным (как в традиционном представлении), а ше-стикомпонентным. В соответствии с авторской моделью, каждое из полей ("Возможности для развития качества (компетенции)" и "Препятствия для развития качества (компетенции)") следует разделить на две составляющие: "Обусловленные личностными факторами" и "Обусловленные социокультурными факторами". В этом - особенность SWOT-анализа ЛПК (компетенций) по сравнению с другими направлениями SWOT-анализа в педагогике. Таким образом, наличие дополнительных составляющих информационного поля SWOT-анализа детерминировано тем, что возможности для развития ЛПК (позитивные факторы) и негативные факторы необходимо чётко разделять на внешние социокультурные факторы, лежащие вне личности обучающегося, и факторы для развития анализируемого ЛПК (компетенции), входящие в структуру личности обучающегося. Последнее, в свою очередь, обусловлено связью анализируемого ЛПК (компетенции) с другими составляющими социально-профессиональной компетентности. Безусловно, между возможностями (или препятствиями), обусловленными развитием внешних ЛПК (компетенций) у обучающегося (по отношению к анализируемому), и сильными (слабыми) сторонами развития конкретного анализируемого ЛПК (компетенции), связь не всегда однозначна. Но, если иные ЛПК (компетенции), с которыми связано анализируемое, сформированы слабо, то это препятствует развитию анализируемого качества; соответственно, в этом случае не может быть сильной связь между анализируемым качеством и иными. Приведём интересный пример. Предположим, студент характеризуется интоле-рантностью как базисным свойством личности (особенно проявляется межэтническая нетерпимость). В этом случае он существенно сужает свой круг общения, что препятствует развитию коммуникативной компетентности. А если бы он обладал толерантностью и активно налаживал дружеские отношения с иностранными студентами, то он бы открыл для себя широкие возможности в освоении иностранных языков, а их знание - важная составляющая коммуникативной компетентности. Пример SWOT-анализа толерантности студента отраден в таблице 1.

Очевидно, что F = O" У T" У [(г)], O' У T7 = q(z ш), где g и q - функционалы,

преобразующие множество параметров (их значений) во множество порций информации в соответствующих информационных полях.

Таблица 1

Пример SWOT-анализа толерантности студента_

Сильные стороны Возможности для развития, обусловленные факторами

Высокий уровень операционного компонента Личностными Социокультурными

Должный уровень правовой компетентности и интеллектуальных способностей Толерантная образовательная среда; интенсивная воспитательная работа в вузе

Слабые стороны Негативные внешние факторы для развития

Низкий уровень мотивационно-ценностного, рефлексивного и эмоционально-волевого компонентов, недостаточный уровень поведенческого компонента Личностные Социокультурные

Низкий уровень коммуникативной и конфликтологической компетентности, недостаточный уровень социальной ответственности Интолерантная социальная среда в муниципальном образовании

Общий диагноз: интолерантность является ситуативным свойством личности; в целом - недостаточный уровень личностных и социокультурных предпосылок для дальнейшего развития толерантности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

SWOT-анализ компетенций и ЛПК обучающихся, как структурных составляющих их социально-профессиональной компетентности, является инновационной формой их диагностики, реализуемой в условиях информатизации образования и обеспечивающей педагогического мониторинга. Подводя итоги исследования, отметим: SWOT-анализ и SNW-анализ ЛПК (компетенций), как виды педагогической диагностики, обладают достоинствами и недостатками. Важнейшее достоинство SWOT-анализа - полный учет всех факторов (внутренних и внешних) личностно-профессионального развития обучающегося, недостаток - невозможность полной формализации; достоинство SNW-анализа

- возможность полной формализации, недостаток - невозможность полного учета всех факторов становления компетенций и ЛПК (особенно социально обусловленных). Эффективный мониторинг личностно-профессионального развития обучающегося должен оптимально сочетать обе формы педагогической диагностики, комбинируя их достоинства и нивелируя недостатки.

Перспективы развития работы - совершенствование методики SWOT-анализа конкурентоспособности индивида (модель конкурентоспособной личности представлена в работе [2]).

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках исследовательских проектов "Мониторинг исследовательской деятельности образовательных учреждений в условиях информационного общества" и "Современные информационно-образовательные среды" от 17.03.2016 года.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грудзинский, А.О. Компаративный метод диагностики организационной культуры инновационного университета / А.О. Грудзинский, О.В. Петрова // Социологические исследования.

- 2014. - № 2. - С. 37-43.

2. Шапошникова, Т.Л. Параметры конкурентоспособной личности / Т.Л. Шапошникова, М.Л. Романова // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. -2015. - № 6. - С. 375-399.

3. Яковлева, И.П. Методика формирования конфликтологической компетентности студентов / И.П. Яковлева, М.Л. Романова // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2014. - № 3. - С. 183-194.

REFERENCES

1. Grudzinskiy, A.O. and Petrova, O.V. (2014), "Comparative method of assessment of organizational culture in innovative university", Sociologichekie issledovaniya, No 2, pp. 37-43.

2. Shaposhnikova, T.L. and Romanova, M.L. (2015), "Parameters of competitive persona", Nauchnyie trudyi Kubanskogo gosudarstvennogo technologicheskogo universiteta, No 6, pp. 375-379.

3. Yakovleva, I.P. and Romanova, M.L. (2014), "Method of students conflict competence formation", Nauchnyie trudy Kubanskogo gosudarstvennogo technologicheskogo universiteta, No 3, pp. 183194.

Контактная информация: romanovs-s@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 29.04.2016

УДК 372.36

ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТЬ

ДОШКОЛЬНИКА

Ольга Александровна Казакова, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский национальный исследовательский университет имени акад. С.П. Королева, Лидия Александровна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Евгеньевна Курочкина, старший преподаватель, Самарский государственный экономический университет,

Самара

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема изучения педагогических условий характерных для всесторонней социализации детей дошкольного возраста. На основе методов наблюдения и диагностики уровней социализированности дошкольников выявлены педагогические условия и даны рекомендации для дальнейшего их использования в учреждениях ДОУ. При определении уровней социализированности дошкольников использовались следующие методы и методики: для выявления уровня развития способности дошкольников с помощью обобщения методом исключения использовалась методика «4-ый лишний»; для определения уровня произвольного внимания, пространственного представления использовалась методика «Графический диктант»; для выявления уровня взаимодействия с группой использовалась диагностическая игра "Шторм". Авторы статьи приходят к выводу, что занятия детским черлидингом являются одним из немногих определяющих факторов, комплексно воздействующих на все аспекты личности дошкольника и подготавливающих его к включению в систему социальных отношений.

Ключевые слова: педагогические условия, социализированность дошкольника, детский черлидинг, социокультурная среда.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.05.135.p110-115

INFLUENCE OF PEDAGOGICAL CONDITIONS ON SOCIALIZATION OF

PRESCHOOLER

Olga Alexandrovna Kazakova, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer,

The Korolev Samara National Research University, Samara, Lidiya Aleksandrovna Ivanova, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Natalya Eugenievna Kurochkina, the senior lecturer, Samara State Economic University, Samara

Annotation

This article discusses the problem of studying of the pedagogical conditions typical for full socialization of the children at preschool age. Based on the methods of monitoring and diagnostic of the levels of preschool socialization the authors identified the pedagogical conditions and recommendations for their further use in the preschool institutions. In determining the levels of socialization of the preschoolers the authors used the following methods and techniques: to identify the level of development of abilities of preschool children with the help of the generalization by the method of the elimination there was used the technique of "4th extra"; to determine the level of voluntary attention, spatial representations the authors used the technique of "the Graphic dictation"; to identify the level of interaction with the diagnostic group there was used the game "Storm". The authors come to the conclusion that children's cheerleading classes are one of the few determining factors comprehensively influencing on all aspects of the personality of the preschool child, preparing children for inclusion into the system of the social relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.