ЛИТЕРАТУРА
1. Маркова, С.В. Формирование пластической культуры студентов-режиссеров театрализованных представлений и праздников в условиях высшего художественно-педагогического образования : дис. ... канд. пед. наук / Маркова С.В. - Краснодар, 2004. - 176 с.
2. Овсянников, С. Зрелищность и выразительность театрализованного представления / С. Овсянников. - СПб. : Лема, 2003. - 376 с. - ISBN 5-7439-0093-0.
REFERENCES
1. Markova, S.V. (2004), Formation gymnastic training of culture of students, directors of theatrical performances and events in a higher artistic and pedagogical education, dissertation, Krasnodar.
2. Ovsyannikov, S. (2003), Staginess and expressiveness of the dramatized representation, Lema, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.03.2016
УДК 378.147:378.018.43
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ДИАГНОСТИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ
КОМПЕТЕНЦИЙ
Анатолий Васильевич Лыткин, старший преподаватель, Сусанна Хачатуровна Миронова, старший преподаватель, Марина Леонидовна Романова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
Аннотация
В соответствии с компетентностным подходом, целевой ориентир образовательного процесса - не знания и умения обучающегося, а его компетенции и личностно-профессиональные качества, представляющие собой готовность к эффективному управлению знаниями и умениями. Известно, что компетенции и личностно-профессиональные качества включают стандартные функциональные компоненты: операционный (арсенал знаний и умений, соответствующих личностно-профессиональному качеству или компетенции), мотивационно-ценностный (мотивы и ценностное отношение к соответствующему виду деятельности), рефлексивный (самоанализ собственной деятельности) и поведенческий (личный опыт в соответствующей деятельности). Согласно современным воззрениям, компетенции и личностно-профессиональные качества - открытые сильнонеравновесные системы, подчиняющиеся законам синергетики. Авторами обосновано, что соотношения темпов прироста составляющих компетенций и личностно-профессиональных качеств - главный критерий синергизма их становления. Методы исследования: анализ научно-методической литературы и передового педагогического опыта, моделирование.
Ключевые слова: компетенции, личностно-профессиональные качества, развитие, диагностика, синергетический подход.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p145-150
SYNERGETIC APPROACH TO COMPETENCIES DEVELOPMENT ASSESSMENT
Anatoly Vasilyevich Lytkin, the senior teacher, Susanna Hachaturovna Mironova, the senior teacher, Marina Leonidovna Romanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar
Annotation
In accordance with the competence-oriented approach, the educational process purposes are not students' knowledge and skills, but his competencies and personally professional abilities, reflected in the preparedness to knowledge and skills effective using. It is known, that the competencies and personally
professional abilities include such standard components: operating component (knowledge and skills system according to competence or personally-professional ability), motives-value component (motives and value relation according to the kind of activity), reflecting component (activity self-analysis) and behavior component (personal experience in accordance to the activity). In accordance with the modern reviews, the competencies and personally professional abilities are complex opened, but strongly non-equilibrium systems working in accordance with the synergetic laws. The authors proved that the competencies and personally professional abilities velocity increasing is main criterion of their synergism development. The methods of investigation: analysis of scientific-methodical literature and advanced pedagogical experience, modeling.
Keywords: competencies, personally-professional abilities, development, assessment, synergetic approach.
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с компетентностным подходом, образование не может считаться успешным, если в результате обучения и воспитания не созданы предпосылки для саморазвития личности, для перманентного личностно-профессионального роста выпускника; ведь компетенции и личностно-профессиональные качества не сводятся к соответствующим знаниям и умениям, а отражают готовность индивида к эффективному управлению ими для успешного решения жизненных, профессиональных и учебных задач [4, 6]. Высшие уровни социально-профессиональной компетентности (в целом) и личностно-профессиональных качеств (в частности) неразрывно связаны с личностно-профессиональной самоорганизацией, поэтому у современных специалистов нет сомнений, что компетентностный подход неразрывно связан с синергетическим [1, 2, 5, 6].
Синергетика - наука, изучающая открытые неравновесные системы, для которых характерны "самопроцессы" и интенсивные потоки вещества, энергии и информации [5, 6]. Согласно современным воззрениям, личностно-профессиональные качества и компетенции (в отличие от знаний и умений) - сильнонеравновесные системы, а их развитие -синергетический процесс: результаты их формирования на предыдущих этапах личност-но-профессионального развития обучающегося - основа для ещё более интенсивного их развития на последующих [6]. В настоящее время известны такие личностно-профессиональные качества, как социальная компетентность, толерантность, информационная компетентность, физическая культура личности и т.д. Сформированность компетенции или личностно-профессионального качества - и критерий оценки личностной зрелости, и фактор (прогностический критерий) дальнейшего развития личности [1, 2, 6]. Моделировать и диагностировать синергетические процессы возможно на основе применения современных математических методов и информационных технологий, в том числе автоматизированного системно-когнитивного анализа [5, 6]. Моделирование и диагностика синергетических процессов неразрывно связана с оценкой эффективности функционирования неравновесных систем; синергетические модели иногда называют моделями "зажигания огня" [4, 5, 6].
Несмотря на возрастающий интерес исследователей к самоорганизующимся сильнонеравновесным системам и синергетическим процессам, по-прежнему не в должной мере применяется синергетический подход к оценке эффективности становления компетенций и личностно-профессиональных качеств обучающихся. Проблема исследования: каким образом диагностировать эффективность личностно-профессионального развития обучающегося? Современные концептуальные и структурно-функциональные модели компетенций и личностно-профессиональных качеств - научные основы для её решения. Цель исследования - выявление универсальных (инвариантных по отношению к компетенциям) критериев, отражающих синергизм развития личности обучающегося. Актуальность её достижения обусловлена: реализацией компетентностного и личностно ориентированного подходов в образовании; необходимостью накопления научных знаний, способствующих пониманию сильнонеравновесных самоорганизующихся (саморазвива-
ющихся) систем и синергетических процессов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
С точки зрения авторов, оценка синергизма становления компетенций (личностно-профессиональных качеств) обучающегося - важнейшая составляющая диагностика эффективности его личностно-профессионального развития. Социально обусловленные факторы (в том числе образовательная среда) должны создавать предпосылки для превращения обучающегося в самоорганизующуюся (саморазвивающуюся) личность [5]. Об эффективности личностно-профессионального развития не может быть и речи, если развитие (т.е. процесс, происходящий под действием социальных факторов) не превратилось в саморазвитие, если не было создано внутренних (психологических) предпосылок для устойчивого перманентного становления компетенций обучающегося.
Параметры, характеризующие личностно-профессиональные качества и компетенции, включают критерии оценки, как самих функциональных компонентов, так и взаимосвязи между ними (особенно между операционным и поведенческим компонентами). Специфическими являются критерии оценки поведенческого компонента, большинство остальных параметров являются универсальными (инвариантными). Например, для поведенческого компонента физической культуры личности одним из критериев является среднее число совершённых локомоций в течение недели, для конфликтологической компетентности - адекватность поведения индивида в конфликтных ситуациях, вызван-
{ +0.75х£ +0.5х£ +0.25х£ +0х£
ных не зависящими от него обстоятельствами: П= —-3-с-—-н,
Б
где Б - общее число конфликтных ситуаций, 4, ^ :с, ^ и : - соответственно число ситуаций, в которых адекватность действий индивида было высокой, достаточной, средней, низкой и "нулевой".
Рассмотрим синергизм становления операционного компонента компетенций. Пусть V - объем операционного компонента (мощность множества сложившихся знаний и умений), Т - некий значимый интервал времени. Например, для иноязычной компетенции объем операционного компонента - количество освоенных (выученных) индивидом лексических единиц иностранного языка, для физической культуры личности - количество освоенных двигательных умений и т.д. Пусть N - число значимых интервалов времени развития индивида, Ть Т2, ..., ТN - длительности (не обязательно равные), гд, гь г2,
..., ^- моменты времени (^ = г0 + Тх, г2 = + Т2 и т.д.), У0, Уь У2, ..., Ум - объемы
операционного компонента в моменты времени соответственно гд, г], г2, ..., N Необходимое, но не достаточное условие синергизма: для любых моментов г. должно выполняться:
V.
с. = —— > 1. К сожалению, нередко в образовательном процессе результаты отсроченно-ч, V
у ¿-1
го контроля оказываются хуже, чем итогового (С < 1).
Вместе с тем, условие с г > 1, для любых г. - необходимое, но не достаточное, чтобы считать развитие компетенции синергичным: темпы становления могут существенно замедлиться. Темп прироста операционного компонента анализируемой компетенции
V. - V- А V
а = —-— =--. Критерий синергизма становления операционного компонента
1 г - г Т . . -1 .
компетенции: р = а+1 > 1, для любого Ъ.
г а
Всё вышеизложенное справедливо и для становления поведенческого компонента компетенции - личного опыта соответствующей деятельности. Осуществлять монито-
ринг становления такого опыта возможно различными способами. Например, портфолио - метод мониторинга (упрощенно - фиксации) результатов исследовательской и творческой деятельности обучающегося [3, 4]. Пусть Я - накопленный за период Т личный опыт
й й е Я
в успешной деятельности, соответствующей компетенции, тогда темп составит Р = —.
Т
Например, для исследовательской компетентности Я может быть рейтингом за исследовательскую деятельность (её результаты), иноязычной компетенции - объем (в словах) переведенных иноязычных текстов (направление перевода не имеет значения) и т.д. Пусть Г << Я - объем "обучающего" опыта (за небольшой "обучающий" период
Т << Т), тогда темп накопления "обучающего" опыта д = Г. Критерий синергизма
т
Р
накопления личного опыта деятельности & = — > 1. Например, в течение года студент
д
осваивал иностранный язык "как все", и накопленный личный опыт использования иностранного языка 5000 лексических единиц. Но, опираясь на обучающий опыт, последующие три года стремился общаться с иностранными студентами на родном (для них) языке, использовать научно-методическую литературу (для освоения всевозможных областей знания) на иностранных языках и т.д., и за три последующих года накопленный личный опыт составил 75000 лексических единиц. Синергизм накопления личного опыта
„ (80000^ (5000У1 , использования иностранного языка & = I —8— I' I —^— I = 4 (время выражено в
семестрах).
Компетенции и личностно-профессиональные качества - сложные системы с множеством прямых и обратных связей [2]. Важнейший аспект их синергичного развития -взаимное влияние компонентов, особенно операционного и поведенческого: с одной стороны, арсенал знаний и умений - фактор накопления опыта соответствующей деятельности, с другой стороны, интенсивный рост операционного компонента чаще всего обусловлен должным уровнем поведенческого компонента (интенсивным накоплением опыта соответствующей деятельности). Например, освоить иностранный язык на высших уровнях (профессионального владения и совершенства) невозможно без должного личного опыта общения в иноязычной социальной среде - среде носителей языка (об уровне иноязычной компетенции судят, прежде всего, по объему словарного запаса). Или, например, достижение высоких результатов в любом виде спорта (операционный компонент физической культуры личности!) невозможно без упорных интенсивных тренировок (число совершённых локомоций, расход энергии и время, отводимое на активную двигательную деятельность, - показатели поведенческого компонента физической культуры личности).
Поэтому достаточным условием того, что развитие компетенции можно считать синергичным, является устойчивый рост величины w - индекса охвата знаний и умений (составляющих операционного компонента) личным опытом деятельности (поведенческим компонентом): он равен Ш, если не менее чем Ш элементов арсенала знаний и умений были применены (каждый) не менее чем Ш раз при решении жизненных, профессиональных или учебных задач (т.е. данный индекс определяют методом "каменистой осыпи"). Например, если не менее чем 200 лексических единиц иностранного языка встретились индивиду во всевозможных текстах не менее чем по 200 раз каждый, то индекс взаимосвязи операционного и поведенческого компонента иноязычной компетенции индивида равен 200. Иначе говоря, wi — > 0, для любых 1!.
Важнейшее достоинство всех представленных выше критериев - их индифферентность по отношению к социально обусловленным факторам становления компетенций и личностно-профессиональных качеств; их синергичное формирование предполагает дальнейшее развитие даже при отсутствии "принуждающих" факторов. Например, если обязательные занятия по физической культуре проходят только в течение первых четырех семестров, но индивид и в дальнейшем (и даже после окончания вуза) продолжает активно заниматься физической культурой и спортом (высокий уровень поведенческого компонента физической культуры личности), то это - свидетельство зрелого уровня физической культуры личности у индивида (как минимум - грамотности, возможно - образованности или творческого), связанного с самоорганизацией. Или, например, индивид даже после окончания вуза продолжает активно осваивать иностранный язык, и даже проходит стажировку в другой стране, в результате чего за два года и прирост словарного запаса, и личного опыта использования иностранного языка больше, чем за четыре года обучения в вузе.
Признаком синергизма является также, как минимум, устойчивость мотивов и ценностного отношения к соответствующему виду деятельности (в "идеале" - постоянный рост). Уровень мотивации (критерий мотивационно-ценностного компонента)
1 ( П1 п2 п3 Л
1 Х-^,/.--х-и // ----х-^,/// „
где В - максимальный балл по шкале отно-
Ц= —X
В
2 Ь/+0.5х^ Ь//+0.25х^ ь/'
V 1=1 1=1 1=1
шений, п1, п2, п3 - соответственно число сознательных, прагматических и критических мотивов, Ь1 - сила (по выбранной шкале) 1-го мотива. Например, не может быть устойчивой мотивация к физкультурно-спортивной деятельности, если доминируют критические мотивы (боязнь не получить "зачет"). Очевидно, что для любых моментов времени 1
должно соблюдаться ц ) — ц (—1) > 0, тогда мотивацию можно считать устойчивой
(при условии высокого уровня мотивации).
Для диагностики синергичного развития компетенции достаточным является условие устойчивости (не обязательно непрерывного роста) ряда параметров, которые имеют либо предельные значения (по своей природе), либо тяжело улучшаются с течением времени. Например, стабильно в норме должны быть систолическое и диастолическое давление, уровень глюкозы в крови (параметры здоровья - показатели операционного компонента физической культуры личности), индекс Гарвардского степ-теста (при высоких значениях) и т.д. Если Б - некий параметр соответствующего типа, то условие устойчивости: ¥^ ) — ¥) > 0 для любых
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эффективность личностно-профессионального развития обучающегося, как многоаспектный феномен, отражается множеством критериев, что затрудняет количественное определение этой величины в целом. В то же время, предложенная синергетическая модель является универсальной, инвариантной по отношению к компетенциям и лич-ностно-профессиональным качествам (это обусловлено наличием типовых функциональных компонентов и стандартностью логики их становления). Практическая значимость предложенной модели диагностики, основанной на синергетическом подходе, - в возможности анализа факторов личностно-профессионального развития обучающегося, проектирования эффективных, научно обоснованных дидактических технологий, создания систем многоуровневого психолого-педагогического мониторинга.
Работа является логическим продолжением проекта, выполнявшегося при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда № 13-06-00350 от 13.06.2013 в рамках темы "Мониторинг качества непрерывного образования".
ЛИТЕРАТУРА
1. Виленский, М.Я. Ценностное отношение студента к саморазвитию в физической культуре / М.Я. Виленский, О.Ю. Масалова // Культура физическая и здоровье. - 2014. - № 2 (49). - С. 28-33.
2. Математические модели формирования личностно-профессиональных качеств студентов / Д.А. Романов, А.А. Ковтун, Е.С. Киселёва, Л.Н. Караванская // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2014. - № 3. - С. 106-120.
3. Последние тенденции в развитии нейросетевых технологий / Н.В. Кушнир, А.В. Куш-нир, А.С. Буш, П.А. Думанов, Н.А. Попов // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2015. - № 12. - С. 358-368.
4. Романов, Д.А. Портфолио как метод управления личностно-профессиональным развитием студента инженерного вуза / Д.А. Романов // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2015. - № 1. - С. 23-34.
5. Современные модели и методы диагностики эффективности образовательной среды / И.П. Яковлева, Д.А. Романов, И.А. Блужин, Е.Н. Басов, Н.А. Агеева // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2015. - № 12. - С. 307-331.
6. Филоненко, В.А. Моделирование процесса формирования умений профессиональной самоорганизации у будущих педагогов / В.А. Филоненко, В.А. Петьков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 : Педагогика и психология. - 2014. - № 3 (143). - С. 93-99.
REFERENCES
1. Vilenskiy, M.Ya. and Masalova, O.Yu. (2014), "Students value relation to self-development in physical culture", Kulturafizicheskaya i zdorovie, No 2, Vol. 49, pp. 28-33.
2. Romanov D.A., Kovtun A.A., Kiseleva E.S. and Karavanskaya L.N. (2014), "Mathematical models of students personally-professional abilities formation", Scientific works of Kuban State Technological University, No 3, pp. 106-120.
3. Kushnir, N.V., Kushnir, A.V., Bush, A.S., Dumanov, P.A. and Popov, N.A. (2015) "Last tendencies in neuron-net technologies development", Scientific works of Kuban State Technological University, No 12, pp. 358-368.
4. Romanov, D.A. (2015), "Portfolio as method of technical higher educational establishment student control", Scientific works of Kuban State Technological University, No 1, pp. 23-34.
5. Yakovleva, I.P., Romanov, D.A., Bluzhin, I.A., Basov, E.N. and Ageeva, N.A. (2015), "Modern models and assessment methods of educational environment efficiency", Scientific works of Kuban State Technological University, No 12, pp. 307-331.
6. Filonenko, V.A. and Petkov, V.A. (2014), "Modeling of process formation self-organization skills of future teacher", Vestnik Adyigeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seria 3: Pedagogika i psi-hologiya, No 3, Vol. 143, pp. 93-99.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.03.2016
УДК 796.412.2
АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ КАК КРИТЕРИЙ ОТБОРА
ГИМНАСТОК, ВЫСТУПАЮЩИХ ПО 1 РАЗРЯДУ, В КОМАНДЫ ПО ГРУППОВЫМ УПРАЖНЕНИЯМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ
Екатерина Викторовна Максимова, аспирант, Ирина Александровна Степанова, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье дается обоснование необходимости учета антропометрических параметров гимнасток 1 разряда при отборе в команды по групповым упражнениям художественной гимнастики. Изложены результаты анкетирования специалистов, подтверждающие первостепенность учета