Научная статья на тему 'Диагностика поведенческого компонента компетенций и личностно-профессиональных качеств на основе современных математических методов'

Диагностика поведенческого компонента компетенций и личностно-профессиональных качеств на основе современных математических методов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шапошникова Татьяна Леонидовна, Тедорадзе Теона Гуладиевна

Цель исследования разработка универсального инновационного метода диагностики поведенческого компонента компетенций и личностно-профессиональных качеств. Согласно современным воззрениям, поведенческий компонент личный опыт индивида в соответствующих видах деятельности; данный компонент является доминирующим, т.к. смысл знаний, умений и мотивов в успешной деятельности. В настоящее время выделены универсальные параметры, отражающие взаимосвязь между операционным и поведенческим компонентами компетенций и личностно-профессиональных качеств. Тем не менее, авторами настоящей статьи предложены и обоснованы ряд новых параметров, отражающих взаимосвязь операционного и поведенческого компонентов; их вычисление происходит на основе применения интегрального исчисления, а также методов математической статистики. Авторы настоящей статьи обосновали, что применение современных математических методов позволит комплексно всесторонне диагностировать поведенческий компонент компетенций и личностно-профессиональных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шапошникова Татьяна Леонидовна, Тедорадзе Теона Гуладиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of behavioral component of competencies and personally-professional abilities based on modern mathematical methods

The purpose of this study is to develop the universal innovative method of diagnosis of the behavioral component of the competencies and personally professional abilities. According to the modern views, a behavioral component a personal experience of the individual in appropriate activities; this component is dominant, because the sense of knowledge, skills, and motives is in a success. Currently there are selected the universal parameters reflecting the relationship between the operational and behavioral components of the competencies and personally professional abilities. However, the authors of the article have proposed and substantiated a number of the new parameters reflecting the relationship of the operational and behavioral components; the computation occurs through the application of the integral calculus, methods of mathematical statistics. The authors of this article substantiate that the application of the modern mathematical methods will enable the complex to fully diagnose the behavioral component of the competencies and personally-professional abilities.

Текст научной работы на тему «Диагностика поведенческого компонента компетенций и личностно-профессиональных качеств на основе современных математических методов»

REFERENCES

1. Voroshilova, I.S., Romanova, M.L., Batchaeva, Z.A., Kuvshinova, G.P. and Chekkueva, Z.N. (2015), "Socially-pedagogical systems maturity", Nauchnyie trudy Kubanskogo gosudarstvennogo techno-logicheskogo universiteta, No 11, pp. 249-265.

2. Shaposhnikova, T.L., Podolskaya, O.N. and Pastuhova, I.P. (2016), "Graphs theory as a mathematical base for socially-pedagogical problems solving", Nauchnyie trudy Kubanskogo gosudarstvennogo technologicheskogo universiteta, No. 8, pp. 370-384.

3. Shaposhnikova, T.L., Podolskaya, O.N. and Pastuhova, I.P. (2016), "Modern models and assessment methods of higher educational establishment graduate competitiveness", Nauchnyie trudy Ku-banskogo gosudarstvennogo technologicheskogo universiteta, No 8, pp. 385-398.

4. Nenad S. (2016) "Efficiency of SRI Model of Learning", British Journal of Education, Society and Behavioral Science, Vol. 18, No. 1, pp. 31-45.

Контактная информация: romanovs-s@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 25.02.2018

УДК 316.422

ДИАГНОСТИКА ПОВЕДЕНЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА КОМПЕТЕНЦИЙ И ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ

Татьяна Леонидовна Шапошникова, доктор педагогических наук, кандидат физико-

математических наук, профессор, Теона Гуладиевна Тедорадзе, аспирант, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Аннотация

Цель исследования - разработка универсального инновационного метода диагностики поведенческого компонента компетенций и личностно-профессиональных качеств. Согласно современным воззрениям, поведенческий компонент - личный опыт индивида в соответствующих видах деятельности; данный компонент является доминирующим, т.к. смысл знаний, умений и мотивов - в успешной деятельности. В настоящее время выделены универсальные параметры, отражающие взаимосвязь между операционным и поведенческим компонентами компетенций и личностно-профессиональных качеств. Тем не менее, авторами настоящей статьи предложены и обоснованы ряд новых параметров, отражающих взаимосвязь операционного и поведенческого компонентов; их вычисление происходит на основе применения интегрального исчисления, а также методов математической статистики. Авторы настоящей статьи обосновали, что применение современных математических методов позволит комплексно всесторонне диагностировать поведенческий компонент компетенций и личностно-профессиональных качеств.

Ключевые слова: компетенции, личностно-профессиональные качества, поведенческий компонент, диагностика.

ASSESSMENT OF BEHAVIORAL COMPONENT OF COMPETENCIES AND PERSONALLY-PROFESSIONAL ABILITIES BASED ON MODERN MATHEMATICAL METHODS

Tatiana Leonidovna Shaposhnikova, the doctor of pedagogical sciences, candidate of physical

and mathematical sciences, professor, Teona Guladievna Tedoradze, the post-graduate student, Kuban State Technological University, Krasnodar

Annotation

The purpose of this study is to develop the universal innovative method of diagnosis of the behavioral component of the competencies and personally professional abilities. According to the modern views, a behavioral component - a personal experience of the individual in appropriate activities; this component

is dominant, because the sense of knowledge, skills, and motives is in a success. Currently there are selected the universal parameters reflecting the relationship between the operational and behavioral components of the competencies and personally professional abilities. However, the authors of the article have proposed and substantiated a number of the new parameters reflecting the relationship of the operational and behavioral components; the computation occurs through the application of the integral calculus, methods of mathematical statistics. The authors of this article substantiate that the application of the modern mathematical methods will enable the complex to fully diagnose the behavioral component of the competencies and personally-professional abilities.

Keywords: competencies, personally-professional abilities, behavioral component, assessment.

ВВЕДЕНИЕ

Общеизвестно, что личностно-профессиональные качества и компетенции - важнейший фактор конкурентоспособности личности: они - составляющие социально-профессиональной компетентности индивида, т.е. его готовности к жизнедеятельности в целом и профессиональной деятельности в частности [1-4]. Также известно, что доминирующим компонентом любой компетенции и личностно-профессионального качества является поведенческий, т.е. личный опыт соответствующей деятельности [1-4]; именно опыт деятельности придаёт смысл знаниям, умениям и мотивам. Параметры, отражающие поведенческий компонент, уникальны для каждой компетенции (личностно-профессиональ-ного качества), но критерии взаимосвязи операционного и поведенческого компонентов универсальны, инварианты по отношению к ним; универсальны и критерии взаимосвязи между компетенциями. Авторы считают целесообразным отметить: любые критерии взаимосвязи операционного и поведенческого компонентов - прежде всего, параметры сфор-мированности поведенческого компонента, т.к. он является доминирующим (критерии взаимосвязи между компетенциями также можно считать параметрами поведенческого компонента, т.к. взаимосвязь проявляется именно в деятельности).

В настоящее время выделены параметры, отражающие взаимосвязь операционного и поведенческого компонентов компетенций (личностно-профессиональных качеств). Это, прежде всего, абсолютный и относительный коэффициенты охвата знаний и умений личным опытом соответствующей деятельности, индекс использования знаний и умений в личном опыте деятельности (вычисляют на основе статистического метода каменистой осыпи), темп прироста (во времени) операционного компонента и т. д. Наиболее передовые методы позволяют учесть сложность решённых индивидом задач (жизненных, профессиональных, учебных, творческих и т.д.), а также ограничить роль (на основе математической теории пределов) составляющих личного опыта с недолжным уровнем качества (так, например, при диагностике поведенческого компонента иноязычной компетенции учитывают, что ряд текстов индивид мог перевести недоброкачественно). Современными специалистами также обосновано, что некоторые параметры динамики знаний и умений могут служить критериями мотивационно-ценностного компонента компетенции, т.к. она отражает мотивированность индивида к их развитию [1, 2].

Тем не менее, большинство из известных критериев взаимосвязи поведенческого и операционного компонентов компетенций лишь темп прироста отражает динамику второго, а этого явно недостаточно для всесторонней оценки вышеуказанной взаимосвязи. Проблема исследования - вопрос: какие универсальные критерии объективно отражают сформированность поведенческого компонента компетенций и личностно-профессио-нальных качеств? Цель исследования - разработка универсального инновационного метода диагностики поведенческого компонента компетенций и личностно-профессиональ-ных качеств.

Следует отметить, что по-прежнему не все современные специалисты (исследователи) не разграничивают чётко понятия «компетентность» и индивидуальный объём знаний, умений и навыков (операционный компонент компетентности!), отождествляя их или ставя в зависимость от способности применять в практической деятельности

сформированные. С одной стороны, это верно: компетентностный подход ориентирует индивида на эффективное управление сложившимися знаниями и умениями для успешного решения всевозможных задач [1-3]. Тем не менее, есть отличия, важнейшее из которых состоит в том, что знания и умения имеют тенденцию к угасанию (вследствие фактора забывания), а для компетентности характерна тенденция обогащения, так как она опирается на ментальный опыт индивида, развиваясь в процессе индивидуальной деятельности (индивид - саморазвивающаяся система). С точки зрения авторов, это обстоятельство следует учитывать при обосновании критериев взаимосвязи операционного и поведенческого компонентов компетенций.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

С точки зрения авторов, для любого личностно-профессионального качества и компетенции, наиболее "болевой точкой" является определение фактического уровня поведенческого компонента, а именно - объёма соответствующего вида деятельности за избранный (анализируемый) промежуток времени. Пусть 2(/) ={е } ={е (/)} - зависимость от времени (временной ряд!) операционного компонента анализируемой компетенции у индивида, т.е. соответствующих знаний, умений и навыков (для физической культуры личности, помимо знаний и двигательных умений, также физической подготовленности, т.е. уровня физических качеств). Тогда взаимосвязь поведенческого компонента с операционным компонентом можно оценить следующим образом: у = 12 (/) Ж , где верхний и нижний пределы интегрирования - соответственно "новый" и "старый" моменты времени. Вычисляя интеграл численными методами (лучше всего - методом трапеций), получаем: 2 (I ) + 2 (О^, ч!

—4 -\±2- I. ( _ I ) , где т - длина временного ряда (количество узло-

2 ) ]

вых" моментов времени). Точность вычисления интеграла (оценки взаимосвязи поведенческого компонента с операционным) зависит от частоты съёма (мониторинга) величины 2, т.е. фактического уровня операционного компонента компетенции. Как видно, предложенный показатель ориентирует индивида на то, чтобы операционный компонент компетенций "не угасал", однако такое возможно лишь при условии его применения в личном опыте деятельности. Например, будет неизбежно снижаться физическая подготовленность индивида, если он перестанет систематически заниматься физкультурно-спортивной деятельностью [2]. Очевидно, что интеграл необходимо вычислять за статистически значимые интервалы времени.

На основе метода каменистой осыпи возможно предложить критерий взаимосвязи между двумя компетенциями (личностно-профессиональными качества): он равен ё, если не менее чем ё элементов операционного компонента анализируемой компетенции А были совместно использованы с операционным компонентом "вспомогательной" компетенции В (в различных видах деятельности, при решении различных задач) не менее чем ё раз каждая. Интегративный индекс взаимосвязи анализируемой компетенции (личностно-про-фессионального качества) с другими составляющими социально-профессиональной компетентности следующий: он равен Ь, если не менее чем с Ь компетенциями индекс её взаимосвязи составляет не менее чем Ь с каждой. Например, при решении различных исследовательских задач происходит комплексное проявление исследовательской компетентности с компетенциями, соответствующими "научному полю" этих исследовательских задач. Более "мягкий" вариант оценки взаимосвязи анализируемой компетенции с иными составляющими социально-профессиональной компетентности: индекс взаимосвязи равен ¥, если не менее чем ¥ "вспомогательных" компетенций применялись совместно с анализируемой не менее чем ¥ раз каждая в личном опыте деятельности (при решении

У

всевозможных задач).

С точки зрения авторов настоящей статьи, интегративный индекс конкурентоспособности индивида также следует вычислять на основе метода каменистой осыпи: он равен Z, если не менее чем Z компетенций имеют интегративный индекс взаимосвязи с социально-профессиональной компетентностью не менее чем Z каждая. Трудно не согласиться с современными специалистами, что "в настоящее время наблюдается неприятная тенденция: все большее число студентов, не относящихся добросовестно к обучению по основной образовательной программе, стремятся получить дополнительное высшее образование, т.е. сформировать дополнительные компетенции, но это слабо влияет на повышение уровня их реальной конкурентоспособности (данная тенденция отмечена в работе [3]). С точки зрения авторов настоящей статьи, у конкурентоспособной личности должно быть "ядро" социально-профессиональной компетентности - компетенции, которые в значительной мере связаны с остальными, посредством их применения в личном опыте деятельности.

Уровень знаний и умений (операционного компонента компетенции) возможно диагностировать на основе традиционного инструментария, т.е. тестирования (для оценки физических качеств также применяют тесты). Но возникает вопрос: следует ли вычислять интеграл для индекса охвата операционного компонента (напомним, что он равен h, если не менее чем h элементов знаний и умений были успешно применены индивидом не менее чем h раз каждый)? С точки зрения авторов, следует вычислять темп его прироста во времени, а интеграл - нет, т.к. данный показатель может только увеличиваться.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Традиционный психолого-педагогический инструментарий - универсальное средство для диагностики всех составляющих любой компетенции (личностно-профессиональ-ного качества). Результаты исследования доказывают: метрологический потенциал методов оценки операционного компонента компетенций достаточно велик.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках исследовательского проекта № 16-36-00048 "Современные информационно-образовательные среды" от 17.03.2016 года.

ЛИТЕРАТУРА

1. Математические модели формирования личностно-профессиональных качеств студентов / Д.А. Романов, А.А. Ковтун, Е.С. Киселёва, Л.Н. Караванская // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2014. - № 3. - С. 106-120.

2. Сутокский, В.Г. Формирование физической культуры личности студентов технического колледжа / В.Г. Сутокский, Д.А. Романов, Т.В. Тихомирова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 6. - С. 74-80.

3. Шапошникова, Т.Л. Современные модели и методы диагностики конкурентоспособности выпускника вуза / Т. Л. Шапошникова, О.Н. Подольская, И.П. Пастухова // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2016. - № 8. - С. 385-398.

4. Bertolini, A.L. Collective Competence and Systemic Thinking: An Inter-Organizational Context / A.L. Bertolini, J. Macke, P. Wolf // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2016. - Vol. 7. - No 5. -P. 105-113.

REFERENCES

1. Romanov, D.A., Kovtun, A.A., Kiseleva, E.S. and Karavanskaya, L.N. (2014), "Mathematical models of students personally-professional abilities formation", Nauchnyie trudy Kubanskogo gosudar-stvennogo technologicheskogo universiteta, No 3, pp. 106-120.

2. Sutoxkiy, V.G., Romanov, D.A. and Tihomirova, T.V. (2009), "Formation of personal physical culture in technical college students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 6, pp. 74-80.

3. Shaposhnikova, T.L., Podolskaya, O.N. and Pastuhova, I.P. (2016), "Modern models and assessment methods of higher educational establishment graduate competitiveness", Nauchnyie trudy

Kubanskogo gosudarstvennogo technologicheskogo universiteta, No 8, pp. 385-398.

4. Bertolini, A.L., Macke, J. and Wolf, P. (2016) "Collective Competence and Systemic Thinking: An Inter-Organizational Context", Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol. 7, No 5, pp. 105-113.

Контактная информация: romanovs-s@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 25.02.2018

УДК 796.011:61

СТРУКТУРА ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ АКВАФИТНЕСА ДЛЯ ЖЕНЩИН МОЛОДОГО И ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

Алиса Валерьевна Шаравьева,

Чайковский государственный институт физической культуры (ЧГИФК), Чайковский

Аннотация

Разработка структуры оздоровительных программ аквафитнеса обусловлена тенденциями ухудшения состояния здоровья. Программы аквафитнеса для женщин молодого и зрелого возраста должны отличаться объемом плавания, средствами аквааэробики, глубиной воды и амплитудой движений, наличием поддерживающего оборудования, темпом музыкального сопровождения.

Ключевые слова: структура оздоровительных программ, аква-фитнес, здоровье женщин молодого и зрелого возраста.

STRUCTURE OF WELLNESS PROGRAMS OF AQUA FITNESS FOR WOMEN OF

YOUNG AND MATURE AGE

Alice Valeryevna Sharavyeva,

Tchaikovsky State Institute of Physical Culture, Tchaikovsky

Annotation

The development of the structure of aqua fitness health programs is conditioned with the trends of the health deterioration. The program of the aqua fitness for women of the young and mature age should vary by the volume of swimming, aqua aerobics means, water depth and amplitude of the movements, availability of the support equipment, tempo of the musical accompaniment.

Keywords: structure of health programs, aqua fitness, health of young and Mature women.

ВВЕДЕНИЕ

Процесс развития фитнеса и аквафитнеса происходит на фоне ухудшения состояния здоровья населения, а также низкого уровня физической подготовленности. Данное положение усугубляется тем, что у 60% женщин выявлены нарушения опорно-двигательного аппарата, повышение артериального давления у 30-40%, избыточная масса тела наблюдается у 30-50%, заболевания суставов у 15-20% (Н.А. Агаджанян, Р.М. Баевский, А.П. Берсенева, 2006; А.И. Бурханов, 2015) [1, 2]. Проблема ухудшения состояния здоровья населения страны обозначается в «Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года», при этом Минздрав РФ отмечает, что лишь 29,3% населения занимаются спортом, по данным министерства образования и науки РФ только 25-35% студентов ведут активный образ жизни. Ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности приводят к тому, что многие женщины не способны выполнять физические нагрузки как в аэробике, беге, интенсивных фитнес-программах, в связи с чем, аквафитнес становится оптимальным видом оздоровительной физической культуры аэробной направленности [4, 5].

При этом аквафитнес отличается оздоровительно-лечебной направленностью, снижением нагрузки на суставы и позвоночник, высокой энергозатратностью, доступностью аэробной нагрузки и прыжковых упражнений, влиянием гидростатического давления воды, отсутствием монотонности движений, гидромассажным и закаливающим эффектом (А.Н. Горшкова, 2013) [3]. Однако, проблемная ситуация заключается в том, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.