Научная статья на тему 'Физическая культура личности в структуре индивидуального социального опыта студента'

Физическая культура личности в структуре индивидуального социального опыта студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЗАИМОСВЯЗЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джирикова Фатима Даутовна, Джириков Рашид Султанович, Узденов Абрек-заур Хаджи-муратович, Мащенко Ольга Викторовна, Романов Дмитрий Александрович

Цель исследования - выявление взаимосвязи между физической культурой личности и индивидуальным социальным опытом обучающихся. Успешность формирования физической культуры личности студентов (и сопряжённых с ней иных качеств) в решающей мере детерминирована сформированным у них индивидуальным социальным опытом. Методы исследования: анализ научно-методической литературы и практики физкультурного образования студентов, методы теории множеств и отношений, моделирование. Методологические основы исследования: системный подход (рассматривает физическую культуру личности как сложную систему, входящую в систему более высокого порядка - социально-профессиональную компетентность), компетентностный подход (рассматривает личностно-профессиональные качества и компетенции как ресурсы жизнедеятельности, в единстве соответствующих знаний, умений, мотивов, ценностей и опыта деятельности). Нормативно-методическая база исследования - Закон Российской Федерации “Об образовании в Российской Федерации” (2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джирикова Фатима Даутовна, Джириков Рашид Султанович, Узденов Абрек-заур Хаджи-муратович, Мащенко Ольга Викторовна, Романов Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal physical culture in the structure of the individual social experience of students

Research objective interrelation identification between the students’ personal physical culture and individual social experience. The authors sure that the personal physical culture inculcates efficiency among the students (and interrelated with it abilities, such as discipline) being determined by level of individual social experience. The methods of investigation: scientific-methodical literature and students physical education practice analysis, sets and relations theory methods, modeling. The methodological base of the investigation: system approach (considered the personal physical culture as complex system involved into socially-professional competence), mete-system approach (considered the individual social experience as system included relatively independent components), competence-oriented approach (considered the personally-professional abilities as life activity recourses, integrated the knowledge, skills, motives, values and activity experience). The normative and methodical base of investigation is the Law of Russian Federation “About education in Russian Federation” (2012).

Текст научной работы на тему «Физическая культура личности в структуре индивидуального социального опыта студента»

REFERENCES

1. Danilenkova, V.A. (2014), "Greening of education and ecological educational environment of higher education institution", Innovative pedagogical technologies: materials International scientific conference, Buk, Kazan, pp. 285-286.

2. Mityaeva, A.M. (2008), Health saving pedagogical technologies: manual, Academy, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 17.07.2015.

УДК 796.011.3

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ В СТРУКТУРЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА СТУДЕНТА

Фатима Даутовна Джирикова, кандидат педагогических наук, доцент, Рашид Султа-нович Джириков, старший преподаватель, Абрек-Заур Хаджи-Муратович Узденов,

старший преподаватель, Ольга Викторовна Мащенко, преподаватель, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск;

Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Аннотация

Цель исследования - выявление взаимосвязи между физической культурой личности и индивидуальным социальным опытом обучающихся. Успешность формирования физической культуры личности студентов (и сопряжённых с ней иных качеств) в решающей мере детерминирована сформированным у них индивидуальным социальным опытом. Методы исследования: анализ научно-методической литературы и практики физкультурного образования студентов, методы теории множеств и отношений, моделирование. Методологические основы исследования: системный подход (рассматривает физическую культуру личности как сложную систему, входящую в систему более высокого порядка - социально-профессиональную компетентность), компетентностный подход (рассматривает личностно-профессиональные качества и компетенции как ресурсы жизнедеятельности, в единстве соответствующих знаний, умений, мотивов, ценностей и опыта деятельности). Нормативно-методическая база исследования - Закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" (2012).

Ключевые слова: физическая культура личности, индивидуальный социальный опыт, физкультурное образование, взаимосвязь.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.07.125.p67-71

PERSONAL PHYSICAL CULTURE IN THE STRUCTURE OF THE INDIVIDUAL

SOCIAL EXPERIENCE OF STUDENTS Fatima Dautovna Dzhirikova, the candidate of pedagogical sciences, lecturer, Rashid Sul-tanovich Dzhirikov, the senior teacher, Abreck-Zaur Khadzhi-Muratovich Uzdenov, the senior teacher, Olga Victorovna Maschenko, the teacher, Karachaevo-Cherkessk State University named after K. U. Aliev, Karachaevsk;

Dmitry Alexandrovich Romanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar

Annotation

Research objective - interrelation identification between the students' personal physical culture and individual social experience. The authors sure that the personal physical culture inculcates efficiency among the students (and interrelated with it abilities, such as discipline) being determined by level of individual social experience. The methods of investigation: scientific-methodical literature and students physical education practice analysis, sets and relations theory methods, modeling. The methodological base of the investigation: system approach (considered the personal physical culture as complex system involved

into socially-professional competence), mete-system approach (considered the individual social experience as system included relatively independent components), competence-oriented approach (considered the personally-professional abilities as life activity recourses, integrated the knowledge, skills, motives, values and activity experience). The normative and methodical base of investigation is the Law of Russian Federation "About education in Russian Federation" (2012).

Keywords: personal physical culture, individual social experience, physical education, interrelation.

ВВЕДЕНИЕ

Главная задача образования в сфере физической культуры - формирование у обучающегося физической культуры личности [1, 3], включающей следующие компоненты:

- операционный (физические качества, арсенал двигательных умений и навыков, техническая и тактическая подготовленность);

- мотивационный (мотивы к физкультурно-спортивной деятельности и ценностное отношение к ней), когнитивный (знания в области физической культуры);

- эмоционально-волевой,

- диагностический (регулятивный, способность к самоанализу и самооценке);

- поведенческий (личный опыт в физкультурно-спортивной деятельности, активность в ней).

Физкультурное образование студентов - неотъемлемая составляющая их профессиональной подготовки, миссия которой - формирование конкурентоспособного выпускника, его своевременная подготовка к жизнедеятельности в целом и профессиональной деятельности в частности.

В соответствии с компетентностным подходом, важнейшим результатом профессионального образования - социально-профессиональная компетентность выпускника. Её "социальной" составляющей (подсистемой) является индивидуальный социальный опыт - совокупность ценностных ориентаций, норм и способов поведения, знаний и умений, личностных качеств, обеспечивающих установление конструктивных взаимоотношений с окружающими, эмоционально-позитивное самочувствие в этом взаимодействии и достижение совместных целей в различных видах (учебно-познавательной, творческой, общественно-полезной и т.д.) деятельности [2]. Его недостаточный уровень препятствует эффективному жизненному самоопределению индивида, формированию в процессе образования системы универсальных учебных действий, становлению способностей к конструктивным совместным действиям и пр. Тревогу вызывает рост негативных явлений в обществе: экстремизма, наркомании, алкоголизма, педофилии, игромании, информационной зависимости, распадов семей и подмена института семьи "гражданскими браками" и т.д. Согласно современным воззрениям, индивидуальный социальный опыт включает функциональные компоненты:

- операционный (знания для адекватного социального поведения и осуществления любой деятельности, умения социального поведения - постановки целей и задач в собственной жизнедеятельности, сотрудничества и т.д.);

- мотивационный (мотивы к адекватному социальному поведения и эффективного осуществления социально значимой деятельности, усвоенные гуманистические ценности - свободы, равноправия, дружбы и пр.);

- эмоционально-волевой (совокупность нравственных качеств, детерминирующих адекватное социальное поведение - психическая устойчивость, воля, эмпатия, гуманизм, альтруизм, ответственность и т.д.);

- диагностический (способность к осознанию самого себя, самооценке своей деятельности, самоидентификации, определению своего места в социуме);

- поведенческий (опыт социального поведения и социально значимой деятельности).

В то же время, он интегрирует структурные подсистемы - важнейшие личностно-профессиональные качества (например, дисциплинированность, толерантность и т.д.). У современных специалистов не вызывает сомнений, что личностно-профессиональные качества у обучающихся необходимо формировать на всех ступенях системы непрерывного образования [1, 2].

Однако, по-прежнему не в полной мере выделена взаимосвязь между индивидуальным социальным опытом и физической культурой личности (отметим, что профессионально-прикладная физическая подготовка, а также взаимосвязь между физической культурой личности и профессиональной компетентностью, изучены лучше). Это препятствует исследованию факторов становления личности студента в непрерывном образовательном пространстве. Проблема исследования: какова взаимосвязь между индивидуальным социальным опытом и физической культурой личности? Цель исследования -выявление взаимосвязи между физической культурой личности и индивидуальным социальным опытом студентов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

С точки зрения авторов, взаимосвязь физической культуры личности и индивидуального социального опыта следующая. Во-первых, физическая культура личности -структурная подсистема индивидуального социального опыта, т.к. характеризуется теми же функциональными компонентами (и взаимосвязями между ними), что и интегральное качество. Согласно теории множеств, все функциональные компоненты физической культуры личности (это - общекультурная компетенция) - множества, вложенные во множества более высокого порядка (функциональные компоненты социального опыта):

БЗУФКЛ ^ БЗУИСО , МЦФКЛ ^ МЦСИО , ДФКЛ ^ ДИСО , где

БЗУФКЛ и БЗУИСО - банк знаний и умений, связанный соответственно с физической культурой личности и социальным опытом;

МЦКК и МЦСО - множество мотивов и ценностей, связанных соответственно с физической культурой личности и социальным опытом,

ДФКЛ и ДИСО - множество совершённых индивидом действий, связанный соответственно с проявлениями физической культуры личности и социального опыта (поведенческие компоненты).

Поведенческий компонент личностно-профессиональных качеств не следует отождествлять с операционным: знания и умения - лишь предпосылки к адекватному социальному поведению, которые могут реализоваться (или не реализоваться) в социальных действиях индивида. Очевидно, что деятельность индивида - множество совершённых действий (в широком понимании).

Во-вторых, физическая культура личности связана с другими личностно-профессиональными качествами, т.е. с другими подсистемами индивидуального социального опыта (таблица 1). Напомним, что личностно-профессиональные качества рассматривают как ресурсы жизнедеятельности (социальный опыт - интегральный ресурс). Такие взаимосвязи обеспечивают устойчивость индивидуального социального опыта, резистентность (сопротивляемость) личности к негативным воздействиям.

С точки зрения теории множеств, коэффициенты взаимосвязи между физической культурой личности и иным личностно-профессиональным качеством / = Р (БЗУфкл П БЗУлпк ) „ = Р (МЦфкл пМЦлпк ) ш = Р ( Дфкл ПДлпк ) где Р (БЗУфкл и БЗУлпк ) ' Р (МЦфкл иМЦлпк ) ' Р (Дфкл ^Длпк ) ' П - символ пересечения множеств, Р - мощность множества, БЗУЛПК, ДЛПК, МЦЛПК - соответственно операционный, поведенческий и мотивационно-ценностный компоненты анализируемого личностно-профессионального качества). Например, если индивид принял участие в спортивном мероприятии, приуроченном к какому-либо событию (универ-

сиада, заключающаяся в защите спортивной чести вуза, "бег мира" и т.д.), то это - одновременно составляющая поведенческого компонента индивидуального социального опыта, физической культуры личности и иного качества (патриотизма, социальной ответственности и т.д.).

Таблица 1

Взаимосвязь физической культуры личности с иными личностными качествами

№ Качество Взаимосвязь с физической культурой личности

1. Толерантность, конфликтологическая компетентность Соматическое здоровье - необходимое условие психической устойчивости в трудных ситуациях. С другой стороны, толерантность - фактор недопущения неадекватного поведения по отношению к "отстающим" в физическом развитии

2. Дисциплинированность, волевые качества Детерминируют преодоление трудностей в физкультурно-спортивной деятельности, умения реализовывать планируемую деятельность

3. Информационная компетентность Использование информационных технологий для самоанализа и планирования физкультурно-спортивной деятельности

4. Коммуникативная компетентность Расширение социальных контактов за счёт систематического занятия коллективными формами физкультурно-спортивной деятельности

5. Рефлексия, профессиональная самоорганизация Самоанализ собственной физкультурно-спортивной деятельности и её результатов, поиск путей преодоления трудностей

6. Готовность к семейной жизни Необходимость здоровья для поддержания семейных отношений, недопущение распада семьи; совместная физкультурно-спортивная деятельность

7. Социальная ответственность, патриотизм, готовность к самоопределению Физическая подготовленность и здоровье - фактор успешной деятельности по защите Родины и труда. Здоровый образ жизни - фактор профилактики вредных привычек. Неготовность к самоопределению в сочетании с высоким уровнем физической подготовленности - фактор делеквентности.

8. Профессиональная компетентность Здоровье - фактор долголетней успешной профессиональной деятельности; профессионально-прикладная физическая подготовленность - фактор успешности деятельности во многих сферах

Личностно-профессиональные качества могут быть сформированы и продиагно-стированы на одном из пяти уровней: нулевом, ситуативном, грамотности, образованности и творческом [1-3]. Высшие уровни любого качества предполагают чёткую выраженность мотивов и ценностей в плане установок. Включённость мотивов (в нашем случае - физкультурно-спортивной деятельности) в общую направленность личности, неразграниченность личностно, профессионально и социально значимых мотивов соответствующей деятельности, трансформация социальных целей в личные; оптимизация деятельности (физкультурно-спортивной); устойчивая взаимосвязь между формированием личностно-профессиональных качеств (в нашем случае - физической культуры личности и иных качеств). Всё это невозможно без устойчивой взаимосвязи между физической культуры личности и индивидуального социального опыта.

Высокий уровень физической культуры личности может быть фактором как профилактики негативных (для индивида) явлений, так и их инициирования. Фактором профилактики наркомании, алкоголизма и иных деструктивных изменений в личности является не физическая культура личности, а её устойчивая связь с должным социальным опытом. Известно немало печальных примеров, когда индивиды с высоким уровнем физической культуры личности (и даже выдающиеся спортсмены) становились алкоголиками и наркоманами вследствие низкого уровня индивидуального социального опыта. А сочетание высокого уровня физической культуры личности с низким уровнем индивидуального социального опыта, социальной ответственности, толерантности, готовности к личностно-профессиональному самоопределению - "гарантия" интолерантного, девиа-нтного и деликвентного поведения, вовлечения в преступную деятельность и т.д.

Известно, что патологические явления - результат смещения мотивов и деформации ценностей индивида [2]. Поэтому у зрелой личности мотивы и ценности, соответствующие физической культуры личности (в целом - ориентация на здоровый образ жизни), должны жестко коррелировать с мотивами и ценностями жизнедеятельности в целом. Но это возможно обеспечить только посредством реализации поведенческого (де-

ятельностного) компонента. Введём понятие "доминирование целесообразной деятельно-

R

сти над нецелесообразной": ß = ——, где Яцел - объём личностно и социально целесо-

Кнц

образной деятельности (поведения), ЯНц - нецелесообразной. Данный показатель оценивают за статистически значимый интервал времени. Например, если индивид в течение года жизни из 1100 часов, уделённых друзьям, занимался с ними спортом и иными видами полезной деятельности в течение 1050 часов, нецелесообразной (например, употребление алкогольных напитков) в течение 50 часов, то коэффициент доминирования равен 21. Информационно-вероятностные модели профилактики наркотической и алкогольной зависимости индивида - перспективное направление исследований авторов.

В-третьих, индивидуальный социальный опыт - многомерное психологическое пространство, в котором формируются личностно-профессиональные качества, в том числе физическая культура личности. Взаимодействие внутренних и внешних факторов развития личности приводит к появлению социального пространства жизнедеятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Становление индивидуального социального опыта и физической культуры личности - взаимосвязанные процессы. Индивидуальный социальный опыт - психологическое пространство для формирования физической культуры личности как системного качества и важнейшего ресурса жизнедеятельности. Наличие богатого и устойчивого индивидуального социального опыта создаёт необходимые предпосылки для ведения здорового образа жизни, физического совершенствования, профилактики девиаций, а также формирования соответствующих мотивов. При проектировании образовательных технологий, направленных на формирование физической культуры личности студентов, необходимо учитывать зависимость успешности указанного процесса от уровня сформированности у них индивидуального социального опыта.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда № 13-06-00350 от 13.06.2013 в рамках темы "Мониторинг качества непрерывного образования".

ЛИТЕРАТУРА

1. Петьков, В.А. Организация саморазвития физического потенциала у студентов вуза / В.А. Петьков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2012. - № 2. - С. 67-71.

2. Петьков, В.А. Механизмы функционирования социальных лифтов в образовательном пространстве вуза / В.А. Петьков, В.А. Филоненко // Теория и практика общественного развития. 2014. - № 12. - С. 55-57.

3. Петьков, В.А. Педагогическое сопровождение самоопределения студентов в физкультурно-спортивной деятельности / В.А. Петьков, Н.А. Чувилова // Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 9. - С. 31-36.

REFERENCES

1. Petkov, V.A. (2012), "Organization of self-development of physical potential of higher education establishment students", Vestnik Adyigeiskogo gosudatstvennogo universiteta. Seria 3: Pedagogika i psihologia, No. 2, pp. 67-71.

2. Petkov, V.A. and Filonenko, V.A. (2014), "Mechanisms of social lift working in university educational space", Teoria ipractika obschestvennogo razvitiya, No. 12, pp. 55-57.

3. Petkov, V.A. and Chuvilova, N.A. (2012), "Pedagogical accomplishment of students self-determination in sporting activity", Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, No 9, pp. 31-36.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 25.07.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.