УДК 796.011
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
Андрей Вячеславович Пахомов, преподаватель, Евгений Викторович Андриященко,
преподаватель, Валентин Сергеевич Матвеев, кандидат педагогических наук, доцент, Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар; Любовь Александровна Матвеева, старший лаборант, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар
Аннотация
Цель исследования - разработка педагогической модели формирования физической культуры личности студентов инженерного вуза. Известно, что физическая культура личности - значимое личностно-профессиональное качество, детерминирующее приобщённость индивида к физкуль-турно-спортивной деятельности, поэтому её формирование у студентов - социальный заказ системе вузовского физического воспитания. Компетентностный и личностно ориентированный подходы требуют комплексного формирования всех компонентов физической культуры личности (операционного, когнитивного, мотивационно-ценностного, рефлексивного и поведенческого), а также её сопряжённого формирования с иными значимыми личностно-профессиональными качествами -толерантностью, дисциплинированностью, коммуникативной компетентностью, индивидуальным социальным опытом. Авторами предложена модель формирования физической культуры личности студентов, включающая ряд взаимосвязанных блоков. Методы исследования: анализ научно-методической литературы и практики физического воспитания в вузах, педагогический эксперимент, моделирование, методы многопараметрического анализа сложных систем.
Ключевые слова: модель, физическая культура личности, студент, физическое воспитание.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.11.117.p113-116
PEDAGOGICAL MODEL OF FORMATION OF PERSONAL PHYSICAL CULTURE
OF STUDENTS
Andrey Vyacheslavovich Pakhomov, the teacher, Eugeniy Victorovich Andriyaschenko, the teacher, Valentin Sergeevich Matveev, the candidate of pedagogical sciences, lecturer, Dmitry Alexandrovich Romanov, the candidate of pedagogical sciences, lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar; Lyubov Alexandrovna Matveeva, the senior laboratory worker, Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Krasnodar
Annotation
The purpose of investigation is elaborating of the pedagogical model of formation of personal physical culture of students of engineering higher educational establishment. As well known, the personal physical culture is important personally-professional ability, determininin the persona including in sporting activity, what's why the students personal physical culture formation is social order to physical education in higher educational establishment. The competence oriented and personal oriented approaches required the complex formation of all components of the personal physical culture (such as operational, cognitive, motivational-valuable, reflective and behavior components) and its interrelated inculcation with other personally-professional abilities, such as tolerance, discipline, communicative competence and individual social experience. The authors offered the model of formation of the personal physical culture, included the correlated components. The methods of investigation are analysis of the scientific-methodical literature and physical education practice in higher educational establishment, pedagogical experience, modeling and methods of polyvalent analysis of complex systems.
Keywords: models, personal physical culture, student, physical education.
В современных условиях проблема формирования физической культуры личности студентов приобрела новое звучание. Современными исследователями разработана модель физической культуры личности как личностно-профессионального качества [1]; обосновано, что недостаточный уровень её сформированности - один из факторов риска
недостаточной образованности [2]. Согласно современным воззрениям, физическая культура личности включает в себя следующие компоненты: операционный (здоровье, физические качества и арсенал двигательных умений), мотивационно-ценностный (мотивы и ценностное отношение к физкультурно-спортивной деятельности), когнитивный (знания в области физической культуры и валеологии), рефлексивный (способность и умения анализировать и регулировать свою деятельность) и поведенческий (опыт физкультурно-спортивной деятельности).
За формирование физической культуры личности ответственна прежде всего система физического воспитания в вузе. Вместе с тем, не в полной мере используется потенциал физического воспитания для формирования столь значимого личностно-профессионального качества студентов. Проблема исследования - вопрос: каким образом формировать физическую культуру личности студентов? Цель исследования - создание модели формирования физической культуры личности студентов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
С точки зрения авторов, модель формирования физической культуры личности студентов включает пять взаимосвязанных блоков (таблица 1). Предложенную методику авторы обосновывают следующим образом. Известно, что доминирующим компонентом любой педагогической системы является проектно-технологический, т. к. именно посредством этого компонента реализуется система. Но необходимо помнить, что проектированию педагогической технологии (процессуальной модели дидактического процесса и главной составляющей проектно-технологического компонента) предшествует создание концептуальной и структурно-функциональной (иногда - и математической) моделей. Представим подробнее некоторые компоненты предложенной модели.
Таблица 1
Блоки педагогической модели формирования физической культуры
личности студентов
Блок Его краткая характеристика
Целевой Отражает цели и задачи, связанные с формированием физической культуры личности студентов
Методологический Отражает подходы к формированию физической культуры личности студентов, принципы и условия эффективного осуществления данного процесса
Содержательный Отражает направления работы по формированию физической культуры личности студентов, а также концептуальные, структурно-функциональные и математические модели физической культуры личности и процесса её становления
Организационно-деятельностный Включает процессуальные модели (технологии) формирования физической культуры личности и её компонентов, применяемые методы, средства и приёмы
Оценочно-результативный Отражает критерии и уровни сформированности физической культуры личности, а также методы её диагностики (и её составляющих)
Целевой блок. Основной задачей (целью) является повышение результативности формирования физической культуры личности студентов как целостного качества. Критерий результативности: а = Ж + 0.75 -Ж, + 0.5 -Ж + 0.25 • Ж + 0 -Ж . Здесь: Жте,
1 1 ^ те о бр гр сит нул
Жобр, Жгр, Жсит и Жнул - соответственно доля студентов, у которых физическая культура личности сформирована на высшем (творческом) уровне, высоком (образованности), среднем (грамотности), низком (ситуативном) и нулевом. Подчинённые задачи: формирование операционного, мотивационно-ценностного, когнитивного, рефлексивного и поведенческого компонентов, обеспечение сопряжённого формирования физической культуры личности с индивидуальным социальным опытом и иными личностно-профессиональными качествами; поддержку обучающегося в самоопределении в физ-культурно-спортивной деятельности. Необходимо помнить, что физическую культуру личности нельзя рассматривать в отрыве от социально-профессиональной компетентности в целом.
При формировании операционного и поведенческого компонентов необходима профессионально-прикладная физическая подготовка. Формирование физической культуры личности студентов необходимо рассматривать и как профилактику наркомании. Важным аспектом при этом является формирование у студентов позитивных личностных регуляционных механизмов, способствующих их нетерпимому отношению к нездоровому образу жизни.
Методологический блок. Основные подходы к формированию физической культуры личности:
- системный (рассматривает её как целостное качество во взаимосвязи знаний, умений, ценностей, мотивов и опыта деятельности);
- процессный (рассматривает педагогическую технологию как последовательность и системную совокупность необходимых действий);
- компетентностный (ориентирует физическое воспитание на результат),
- личностно ориентированный (провозглашает приоритет личности обучающегося и необходимость гуманизации физического воспитания);
- вероятностно-статистический (рассматривает становление физической культуры личности как многофакторный стохастический процесс);
- культурологический (рассматривает физическую культуру как часть общечеловеческой культуры).
Принципы формирования физической культуры личности образуют следующую иерархию: общедидактические принципы, специфические принципы физического воспитания и специфические принципы формирования физической культуры личности.
Важнейшие условия формирования физической культуры личности:
- должный уровень материально-технической базы кафедры физического воспитания;
- должный уровень социально-профессиональной компетентности педагогических работников;
- гуманизация физического воспитания;
- ориентированность физического воспитания на формирование физической культуры личности;
- обеспечение устойчивой взаимосвязи между становлением компонентов физической культуры личности (а также физической культуры личности с иными качествами);
- системное применение продуктивных методов, приёмов и технологий;
- спортизация физического воспитания,
- валеологизация физического воспитания;
- объективная оценка деятельности обучающегося (должна учитывать все аспекты деятельности обучающегося и её результатов).
Содержательный компонент. Цели и задачи формирования физической культуры личности студентов детерминируют шесть направлений работы. Учебное направление связано с формированием у студентов знаний в области физической культуры и ва-леологии. Рефлексивное направление связано с формированием у студентов здоровой рефлексивной позиции, т. е. умений адекватно оценивать самого себя, свои действия и поведение, уровень своей подготовленности. Ценностное направление основывается на формировании и коррекции ценностных ориентаций обучающихся. Тренировочное направление предполагает развитие физических качеств обучающихся, пополнение арсенала двигательных умений (по возможности, и тактическую подготовку). Формирование навыков коллективного взаимодействия - направление, основанное на включение обучающегося в коллективные виды физкультурно-спортивной деятельности. Благодаря такому направлению обеспечивается сопряжённое формирование физической культуры
личности с такими качествами, как толерантность, дисциплинированность, коммуникативная компетентность и т.д. Валеологическое направление направлено на укрепление здоровья обучающихся. Данные направления могут быть реализованы как в рамках основных занятий по физической культуре, так и секционных.
Организационно-деятельностный компонент. Интегративную технологию (процессуальную модель) формирования физической культуры личности возможно подразделить на частные технологии формирования её компонентов, т.к. формирование каждого компонента - отдельная социально-педагогическая задача (особенно с учётом возвращения физкультурно-спортивного комплекса ГТО).
Оценочно-результативный компонент. Физическая культура личности может быть сформирована на одном из пяти уровней: творческом, образованности, грамотности, ситуативном и нулевом. Дефицит объёма статьи не позволяет привести критерии оценки и градации уровней компонентов физической культуры личности, а также взаимосвязи между ними. Высшие уровни физической культуры личности не могут быть диагностированы без должного уровня взаимосвязи с иными качествами и социально-профессиональной компетентностью в целом.
Заключение. Авторами разработана педагогическая модель формирования физической культуры личности студентов, составленная с учётом современных моделей физического воспитания. Она соответствует всем целям образовательного процесса, а её применение способствует формированию всесторонне развитой личности обучающегося.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ № 13-06-00350 от 13.06.2013 года в рамках темы "Мониторинг качества непрерывного образования".
ЛИТЕРАТУРА
1. Вальчук, Н.К. Физическая культура личности студента как ресурс его жизнедеятельности / Н.К. Вальчук, А.В. Савенко, Д.А. Романов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 10 (104). - С. 32-35.
2. Изотова, Л.Е. Модели факторов риска недостаточной образованности / Л.Е. Изотова, Д.А. Романов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 4 (110). - С. 56-59.
REFERENCES
1. Valchuk, N.K., Savenko, A.V. and Romanov, D.A. (2013), "Students' personal physical culture as life activity resource", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 104, No 10, pp. 32-35.
2. Izotova, L.E. and Romanov, D.A. (2014), "Factor risk models of weak education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 110, No 4, pp. 56-59.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.11.2014.
УДК 378
ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ К ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ
Анатолий Васильевич Петренко, соискатель, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России
Аннотация
В статье представлены результаты исследований автора по обоснованию показателей готовности подразделений внутренних войск МВД России к проведению контртеррористических операций. Результаты ранжирования показателей готовности подразделений свидетельствуют, что основным из них являются: высокий уровень специальной готовности к ведению боевых действий у личного состава подразделения и отличные качественные характеристики систем вооружения и