Научная статья на тему 'Педагогическая технология формирования мотивационно-ценностного компонента физической культуры личности студентов'

Педагогическая технология формирования мотивационно-ценностного компонента физической культуры личности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2778
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / СТУДЕНТ / МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеев Валентин Сергеевич, Свирид Александр Александрович, Матвеева Любовь Александровна

Цель исследования разработка педагогической технологии формирования мотивационно-ценностного компонента физической культуры личности студентов инженерного вуза. В статье авторы отмечают, что в современных условиях проблема формирования у студентов мотивации к двигательной деятельности и ценностного отношения к физической культуре приобрела новое звучание. Это связано с новыми требованиями общества и государства к выпускнику вуза. Выпускник вуза должен обладать не только должным уровнем физической подготовленности, арсеналом двигательных умений, но также и желанием заниматься физической культурой и спортом в течение всей жизни. Поэтому необходимо формирование у студентов устойчивых мотивов к двигательной деятельности и ценностного отношения к физической культуре, т.е. мотивационно-ценностного компонента физической культуры личности. Методологические основы исследования системный, процессный, компетентностный и личностно ориентированный подходы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матвеев Валентин Сергеевич, Свирид Александр Александрович, Матвеева Любовь Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical technology of formation of motivational-valuable component of personal physical culture of students

The purpose of investigation is elaborating of the pedagogical technology of formation of motivational-valuable component of personal physical culture of students of engineering higher educational establishment. In article, the authors note that the problem of formation of motives to locomotion activity and valuable attitudes to physical culture of students acquired new sounding. It is connected with new requirements of the society and state to graduate of the higher educational establishment. The graduate of the higher educational establishment should possess not only a physical preparedness and locomotion skills, but also has desire to occupy by physical culture and sports during all over the life. Therefore, the formation of stabile motive to locomotion activity and valuable attitudes to physical culture, to put more correctly, the motivational-valuable component of the personal physical culture, is necessity. The methodological base of investigation is system, procedural, competence oriented and personal oriented approaches.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология формирования мотивационно-ценностного компонента физической культуры личности студентов»

imeni P.F. Lesgafta, Vol. 114, No. 8, pp. 107-113.

3. Prazdnichnykx, A. (2006), "Special economic zones is not clusters", Kommersant, No. 51, pp.

16-42.

4. Structure of main macroeconomic indices by federal districts in the 1st quarter of 2014, Federal State Statistics. Social and economic status of federal districts, available at: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_20/Main.htm, accessed 16.05.2014.

5. The development of shipbuilding industry in 2013-2030. Russian Federation Government Decree of 24 December 2012 No 2514-r, Garant.ru, Available at: http://www.garant.ru/ prod-ucts/ipo/prime/doc/70190140/#review#ixzz3, accessed 10.10.2014.

6. The strategy of social and economic development of the Central Federal District until 2020. Order of the Government of the Russian Federation of September 6, 2011 No 1540-r, Moscow Russian newspaper, Available at: http://www.rg.ru/2011/09/27/cfo-razvitie-site-dok.html, accessed 09.20.2014.

7. The strategy of social and economic development of the Northwestern Federal District until 2020. Government Regulation of 18.11.2011 No 2074-r, Minregion of Russia, Available at: minregion.ru> uploads / attachment / documents / 2011/09, accessed 10.20.2014.

8. The strategy of social and economic development of the Privolzhkogo Federal District for the period up to 2020 by the Federal Government from February 7, 2011 No 165-r., Plenipotentiary Representative of the President of the Russian Federation in the Volga Federal District, Available at: http://www.pfo.ru/?id=37359, accessed 10.20.2014.

9. The strategy of social and economic development Southern Federal Regions until 2020. RF Government Order dated September 5, 2011 No 1538-r, Garant.ru, Available at: http://www.garant.ru /products/ipo/prime/doc/55084615/#ixzz3JCwHpo1N, accessed 08.20.2014.

10. The strategy of social and economic development of the North Caucasus Federal District until 2025. Order of the Government of the Russian Federation of September 6, 2010 № 1485-r, The official website of the presidential representative NKFO, Available at: http://skfo.gov.ru /skfo/economics/ accessed 25.08.2014.

11. The strategy of social and economic development of the Urals Federal District for the period up to 2020. Government Order dated 6 October, 2011 No 1757-r, Electronic Fund legal and normativetechnical documentation, Available at: http://docs.cntd.ru/document/ 902307636, accessed 05.09.2014.

12. The strategy of social and economic development of Siberia until 2020. Order of July 5, 2010 no 1120-r, Siberian Federal District, available at: http://www.sibfo.ru/strategia/strdoc.php, accessed 10.09.2014.

13. The strategy of social and economic development of the Far East and the Baikal Region 2025. Russian Federation Government Decree of 28 December 2009 No 2094-r, Garant.ru, Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6632462/#ixzz3JE7 NJ5Vd, accessed 20.09.2014.

14. Majewski, D.P., Luchko, O.N., Kulagina, E.V., Gritzai, M.A. and G.I. Mokeev (2012), "Structurally-functional model of the tourism and recreation cluster of Omsk region", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 98-104.

15. Rosenfeld, S.A. (1997), "Bringing Business Clusters into the Mainstream of economic Development", European Planning Studies, No. 1 (5), pp. 3-23.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 17.11.2014.

УДК 796.011

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

СТУДЕНТОВ

Валентин Сергеевич Матвеев, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Александрович Свирид, старший преподаватель, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар; Любовь Александровна Матвеева, старший лаборант, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар

Аннотация

Цель исследования - разработка педагогической технологии формирования мотивационно-ценностного компонента физической культуры личности студентов инженерного вуза. В статье

авторы отмечают, что в современных условиях проблема формирования у студентов мотивации к двигательной деятельности и ценностного отношения к физической культуре приобрела новое звучание. Это связано с новыми требованиями общества и государства к выпускнику вуза. Выпускник вуза должен обладать не только должным уровнем физической подготовленности, арсеналом двигательных умений, но также и желанием заниматься физической культурой и спортом в течение всей жизни. Поэтому необходимо формирование у студентов устойчивых мотивов к двигательной деятельности и ценностного отношения к физической культуре, т.е. мотивационно-ценностного компонента физической культуры личности. Методологические основы исследования - системный, процессный, компетентностный и личностно ориентированный подходы.

Ключевые слова: педагогическая технология, физическая культура личности, студент, мо-тивационно-ценностный компонент.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.11.117.p90-94

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF FORMATION OF MOTIVATIONAL-VALUABLE COMPONENT OF PERSONAL PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS

Valentin Sergeevich Matveev, the candidate of pedagogical sciences, lecturer, Alexander Ale-xandrovich Svirid, the senior teacher, Kuban State Technological University, Krasnodar; Lyubov Alexandrovna Matveeva, the senior laboratory worker, Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Krasnodar

Annotation

The purpose of investigation is elaborating of the pedagogical technology of formation of motivational-valuable component of personal physical culture of students of engineering higher educational establishment. In article, the authors note that the problem of formation of motives to locomotion activity and valuable attitudes to physical culture of students acquired new sounding. It is connected with new requirements of the society and state to graduate of the higher educational establishment. The graduate of the higher educational establishment should possess not only a physical preparedness and locomotion skills, but also has desire to occupy by physical culture and sports during all over the life. Therefore, the formation of stabile motive to locomotion activity and valuable attitudes to physical culture, to put more correctly, the motivational-valuable component of the personal physical culture, is necessity. The methodological base of investigation is system, procedural, competence oriented and personal oriented approaches.

Keywords: pedagogical technology, personal physical culture, student, motivational-valuable component.

Известно, что формирование физической культуры личности студентов - важнейшая задача физического воспитания в вузе. Физическая культура личности, как системное личностно-профессиональное качество и важнейший ресурс жизнедеятельности [1], включает в себя следующие компоненты: когнитивный (знания в области физической культуры и валеологии), операционный (здоровье, физические качества и арсенал двигательных умений), мотивационно-ценностный (мотивы к двигательной деятельности и ценностное отношение к физической культуре), диагностический (регулятивный, рефлексивный) и поведенческий (опыт физкультурно-спортивной деятельности).

Движущей силой любой деятельности (в том числе и физкультурно-спортивной) являются соответствующие мотивы (мотивация), а также ценностные ориентации. Поэтому формирование мотивационно-ценностного компонента физической культуры личности студентов - отдельная дидактическая задача. Именно устойчивая мотивация детерминирует систематичность занятий физической культурой и спортом после окончания учебного заведения. "Мы учимся не для школы, а для жизни" (Сенека). Без устойчивых мотивов и ценностного отношения к соответствующим видам деятельности снижается и эффективность самостоятельной работы [2]. Мотивация и ценностные ориентации придают смысл соответствующему виду деятельности, инициируют активность, формируют направленность действий (и деятельности в целом).

Однако по-прежнему не в должной мере разработаны процессуальные модели (технологии) формирования мотивационно-ценностного компонента физической культуры личности студентов инженерного вуза. Проблема исследования - вопрос: каким образом у студентов инженерного вуза сформировать устойчивые мотивы к физкультурно-спортивной деятельности и ценностное отношение к физической культуре? Цель исследования - разработка технологии формирования мотивационно-ценностного компонента физической культуры личности студентов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

С точки зрения авторов, проектирование вышеуказанной технологии должно быть основано на модельных представлениях о мотивах к физкультурно-спортивной деятельности и потенциале образовательного учреждения в создании условий для их раскрытия (соответственно, удовлетворения потребностей обучающихся). Наиболее распространённые мотивы к физкультурно-спортивной деятельности студентов непрофильных вузов следующие: формальные (зачёт), самоутверждение и (или) личностно-профессиональное совершенствование (социальное признание, спортивная деятельность, развитие способностей, потребность в общении, подготовка к профессии или военной службе, получение удовольствия, формирование знаний), активный отдых (организация досуга, снятие напряжения), имидж и (или) "спортивная форма" (внешний вид, укрепление здоровья, улучшение самочувствия) и т.д. В соответствии с общеизвестной классификацией мотивации мы выделили четыре типа мотивации к физкультурно-спортивной деятельности (таблица 1). Устойчивые мотивы к физкультурно-спортивной деятельности (следовательно, и устойчивость физической культуры личности как целостного качества) связаны, прежде всего, с истинной (сознательной) мотивацией. Напомним, что конформную (подражательную) мотивацию относят к низшему типы, сознательную (истинную) - к высшему типу. Прагматическая мотивация связана с желанием получить социальное одобрение, критическая - с боязнью социального неодобрения или наказания.

Таблица 1

Типы мотивации к физкультурно-спортивной (двигательной) деятельности

№ Тип Характеристика

1. Сознательная Связана с осознанием личностной и социальной значимости собственной физкультур-но-спортивной деятельности. Индивид считает такую деятельность важной для себя и своего будущего (для укрепления здоровья, работоспособности и т.д.). Мотивы к физ-культурно-спортивной деятельности включены в общую направленность личности, неразрывно связаны со знаниями в области физической культуры и валеологии. Социальные и личностные мотивы ("значение для себя" и "значение для всех") к физкуль-турно-спортивной деятельности также неразделимы.

2. Прагматическая Мотивы обусловлены достичь некоторых жизненных целей или планов благодаря физ-культурно-спортивной деятельности.

3. Критическая Мотивы обусловлены боязнью не выполнить формальные требования (например, "не получить зачёт"), подвергнуться унижениям из-за недостаточного уровня физической подготовленности и т.д.

4. Конформная Стремление подражать социальному окружению, "быть как все".

Вышеизложенное послужило основой для проектирования технологии формирования у студентов инженерного вуза мотивов и ценностного отношения к физкультурно-спортивной деятельности (таблица 2). Её анализ показал, что на первом этапе ведущими методами, средствами и приёмами является организация учебно-тренировочной деятельности с учётом исходного уровня здоровья и физической подготовленности, а также поддержка обучающегося в самоопределении в физкультурно-спортивной деятельности; на втором этапе - объединение двигательной деятельности (как в рамках основных, так и дополнительных и секционных занятий) с формированием новых ценностей и знаний в области физической культуры; третий этап - с созданием условий для поддержания творческой активности обучающихся, усилением роли профессионально-прикладной фи-

зической подготовки, с обеспечением устойчивой взаимосвязи между формированием физической культуры личности и иных качеств (дисциплинированности, коммуникативности и т.д.) средствами физической культуры. Общим для всех этапов является обеспечением устойчивой взаимосвязи между становлением операционного, поведенческого и мотивационно-ценностного компонентов физической культуры личности.

Таблица 2

Технология формирования мотивационно-ценностного компонента физической

культуры личности студентов

Этап Задачи Уровни мотивации

Познавательно-смысловой Познание ценностей физической культуры и понимание смысла двигательной деятельности, развитие познавательных мотивов Мотивы, связанные с ростом познавательного интереса к физической культуре и спорту, а также оценки своих возможностей

Инновационно-эмоциональный Создание эмоционально окрашенных ценностных ориентаций, новых ценностей, необходимых для устойчивой физкультурно-спортивной деятельности Мотивы, связанные с осознанием уровня своей физической культуры личности, потребностью укрепления здоровья, повышения уровня физической подготовленности, расширения арсенала двигательных умений (самосовершенствования)

Развивающий (контрольно-реализационный) Создание единого пространства мотивов и ценностных ориентаций Мотивы, связанные с творческим применением операционного компонента физической культуры личности, увеличения объёма и разнообразия двигательной деятельности, личностным и профессиональным самосовершенствованием за счёт физкультурно-спортивной деятельности

Проведенный со студентами Кубанского государственного технологического университета педагогический эксперимент (с 2012 по 2014 год) показал эффективность формирования мотивационно-ценностного компонента физической культуры личности (таблица 3). Обозначения: С - сознательная мотивация, П - прагматическая, Кр - критическая, К - конформная, НЭ - начальный этап, ЗЭ - завершающий. Пересечение строки и столбца обозначает долю (%) студентов, имевших данный уровень мотивации. Как видно, в экспериментальной группе на завершающем этапе эксперимента оказалось достоверно больше студентов, обладающих высшим типом мотивации.

Таблица 3

Результаты опытно-экспериментальной работы_

Тип Контрольная группа Экспериментальная группа

НЭ ЗЭ НЭ ЗЭ

К 23 8 26 3

Кр 33 25 29 15

П 25 30 28 24

С 19 37 17 58

Заключение. Результаты проведённого исследования свидетельствуют о необходимости внедрения разработанной педагогической технологии в физическое воспитание студентов инженерного вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вальчук, Н.К. Физическая культура личности студента как ресурс его жизнедеятельности / Н.К. Вальчук, А.В. Савенко, Д.А. Романов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 10 (104). - С. 32-35.

2. Информационно-вероятностные модели самостоятельной работы студентов / В.А. Питкин, Н.К. Вальчук, А.В. Савенко, Д.А. Романов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115). - С. 119-122.

REFERENCES

1. Valchuk, N.K., Savenko, A.V. and Romanov, D.A. (2013) /'Students' personal physical culture as life activity resource", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 104, No 10, pp.

32-35.

2. Pitkin, V.A., Valchuk, N.K., Savenko, A.V. and Romanov, D.A. (2014), "Informational and probabilistic models of students independent work", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 115, No 9, pp. 119-122.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 22.11.2014.

УДК 796.011

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ

Виктор Михайлович Наскалов, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Аннотация

В результате комплексного подхода разработана многоуровневая система управления физическим воспитанием студентов вузов. Весь процесс физического воспитания нами представлен как система взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга системных блоков. Каждый блок имеет свои задачи и этапы их реализации, заключенные в модули. Каждому модулю подготовки также соответствуют свои задачи, полное решение которых обеспечивает возможность перехода к следующему модулю и их взаимосвязи для решения общих задач блока. Для активизации мотивов к учебно-профессиональной деятельности студентов нами использовалась модульно-рейтинговая система обучения и контроля. Кроме этого структура многоуровневой системы, предполагает взаимосвязь блоков на четырех уровнях физического воспитания. Эта система предусматривает: усиление образовательного аспекта в содержании учебного материала, нацеленного на формирование ценностных ориентаций студентов на ведение здорового образа жизни с использованием средств физической культуры и спорта; учет взаимосвязи региональных особенностей физической подготовленности студентов первокурсников и уровня загрязнения окружающей среды; рационально организовывать их самостоятельную работу в семестре, регулярно отслеживать результаты работы обучающихся по физическому воспитанию, создавать условия для последовательного становления индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Ключевые слова: комплексный подход, многоуровневая система, физическое воспитание, студенты, модуль, рейтинг, блоки, уровни.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.11.117.p94-98

COMPLEX APPROACH TO THE PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS

Victor Mikhailovich Naskalov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Annotation

As a result of the integrated approach the multilevel control system of physical education of university students is designed. The entire process of management of physical education is presented as a system of interrelated and mutually complementary system blocks. Each unit has its own tasks and steps of implementation included in the modules. Each module also meets its training objectives, a complete solution of which enables the transition to the next module, and their relationship to solve common problems of the block. To activate the motives for the educational and professional activities of the students, we used the module-rating system of training and supervision. Besides, the structure of the multilevel system assumes the relationship of blocks at four levels of physical education. This system provides: strengthening of the educational aspect of the content of educational material aimed at the formation of the students value orientations on maintaining a healthy lifestyle by using the physical culture and sports; taking into account the relationship of the regional features of freshmen physical fitness and the level of environmental pollution; rational organization of their independent work in a semester, regular monitoring of the work of students in physical education, creation of the conditions for the consistent formation of the individual style of the professional activity.

Keywords: integrated approach, multilevel, physical education, students, module, rating, blocks,

levels.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.