2. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 "Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации" [Электронный ресурс] // http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71647620/ (дата обращения: 01.05.2018).
3. Калашников, К.П. Формирование тактических умений применения ударов и бросков у курсантов образовательных организаций МВД России : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Калашников К.П. - М., 2018. - 25 с.
4. Коломиец, В. В. Физическая готовность к профессиональной деятельности сотрудников ДПС России / В.В. Коломиец // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115). - С. 60-63.
5. Ахматгатин, А. А. Методика обучения ударам и защитным действиям курсантов образовательных организаций системы МВД России : учебное пособие / А. А. Ахматгатин, С. А. Гальцев, Т. Д. Кельдасов. - Иркутск : ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2017. - 114 с.
REFERENCES
1. On police: Federal law of February 7, 2011 No. 3-FZ, available at: http://dokipedia.ru/docu-ment/5273681.
2. The order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation ofJuly 1, 2017 No. 450 "About the adoption of Manual on the organization of physical training in law-enforcement bodies of the Russian Federation", available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71647620/.
3. Kalashnikov, K.P. (2018), Formation of tactical skills of using strikes and throws in cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, dissertation, Moscow.
4. Kolomiets, V.V. (2014), "Physical readiness for the professional activity of DPS staff in Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 115, No. 9, pp. 60-63.
5. Akhmatgatin, A.A., Galtsev, S.A. and Keldasov, T.D. (2017), Technique of teaching the strikes and protective actions of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia: textbook, FGKUU IN ALL THE MOI OF RUSSIA, Irkutsk.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.06.2018
УДК 316.422
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СТАНОВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА
Валентин Сергеевич Матвеев, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
Аннотация
В статье представлены результаты исследования, отражающие закономерности становления физической культуры личности студентов в условиях образовательной среды инженерного вуза; отражены уровни состояния физической культуры личности студентов на начальном и завершающем этапах преподавания учебной дисциплины "Физическая культура". Установлено, что формирование физической культуры личности у студентов носит вероятностный характер. Теоретическая значимость результатов настоящего исследования - в том, что на их основе возможно верифицировать информационно-вероятностные модели становления физической культуры личности у студентов, практическая значимость - в возможности прогнозирования становления этого личностно-профес-сионального качества у студентов инженерного вуза (педагогическое прогнозирование - неотъемлемая составляющая мониторинга личностно-профессионального развития обучающегося). Репрезентативность выборки обеспечивается её должным объёмом, а также её необходимым разнообразием (обследовались студенты различных направлений подготовки).
Ключевые слова: результативность, становление, студент, физическая культура личности.
PERFORMANCE OF THE FORMATION OF PERSONALITY PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS OF ENGINEERING OF THE UNIVERSITY
Valentin Sergeevich Matveev, the candidate of pedagogical sciences, lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar
Annotation
The article presents the results of the study, reflecting the formation of personality physical culture of students in conditions of educational environment of engineering of the University; reflects the status levels of personality physical culture of students at the initial and final stages of the teaching of the discipline "Physical culture". It is established that the formation of physical culture of students is probabilistic. The theoretical significance of the results of the present study is that on their basis it is possible to verify information and probabilistic models of the formation of personality physical culture of students, the practical significance in the predictive ability of formation of this personal and professional qualities in engineering students of the University (pedagogical forecasting is an integral part of the monitoring of personal and professional development of the student). The representativeness of the sample is ensured by its adequate volume, as well as by its necessary diversity (students of different areas of training were examined).
Keywords: performance, formation, student, physical culture of the person.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время нет необходимости доказывать актуальность такой социально-педагогической проблемы, как формирование физической культуры личности студентов [1, 4]. Несмотря на реальные шаги со стороны государства (например, возвращение физ-культурно-спортивного комплекса ГТО), данная проблема ещё далека от решения; тем более, что физическая культура личности включает не только операционный и когнитивный компоненты, но также мотивационно-ценностный и поведенческий [1]. Педагогический мониторинг, как механизм управления личностно-профессиональным развитием обучающегося, нуждается в моделях и методах прогнозирования становления данного личностно-профессионального качества у студентов. Проблема исследования состоит в вопросе, возможно ли прогнозировать становление физической культуры личности у студентов инженерных направлений подготовки? Цель исследования - выявление закономерностей становления физической культуры личности у студентов инженерного вуза.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
С точки зрения автора, закономерность становления физической культуры личности, как и любой другой компетенции (личностно-профессионального качества), можно отразить в виде матрицы вероятности, строки которой - её состояния у студентов на начальном этапе образовательного процесса (точнее, преподавания учебной дисциплины "Физическая культура"), столбцы - на завершающем этапе; пересечение строки и столбца - относительная частота (вероятность) того, что при данном начальном состоянии анализируемой компетенции будет наблюдаться заданное состояние на завершающем этапе [3]. Анализ результатов педагогических экспериментов (N=1762), проводимых с 2013 по 2018 годы, позволил сформировать такую матрицу (таблица 1). Здесь: НС - нормальное состояние физической культуры личности, ФоС - функционально ограниченное, АбС - абнор-мальное, ФКЛ - физическая культура личности. Диагностика общего состояния физической культуры личности проводилась в соответствии с методикой, отражённой в работе [4].
Таблица 1. Матрица вероятности становления физической культуры личности у студентов инженерных направлений__
Состояние ФКЛ Состояние ФКЛ Итого
НС ФоС АбС
НС 82,8 16 1,2 100% (n1=367)
ФоС 23,8 57,4 18,8 100% (n2=733)
АбС 8,4 38,9 52,7 100% (n3=662)
Например, из таблицы 1 следует, что на начальном этапе 367 студентов характеризовались нормальным состоянием физической культуры личности (состояния оценивались по нормативам для возрастной ступени), и из них 82,8% имели на завершающем этапе образовательного процесса нормальный уровень физической культуры личности, 16% -функционально ограниченный и 1,2% - абнормальный.
Как видно, 17,2% студентов, имевших на начальном этапе образовательного процесса нормальное состояние физической культуры личности, ухудшили его. Это можно объяснить снижением мотивации к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью, негативным влиянием социального окружения, ведущего нездоровый образ жизни, а также недостаточным уровнем волевых качеств. Также видно, что 23,8% студентов, имевших на начальном этапе функционально ограниченное состояние физической культуры личности, улучшили его. Это можно объяснить должным уровнем преподавания учебной дисциплины "Физическая культура", модальностью физкультурно-образовательной среды (в университете действует множество спортивных секций!), должным уровнем мотивации к физкультурно-спортивной деятельности. Большинство студентов, улучшивших уровень физической культуры личности, имели на начальном этапе образовательного процесса недостаточный уровень физической подготовленности, но должный уровень мотивации.
Наиболее интересны результаты опытно-экспериментальной работы, отражающие закономерности становления физической культуры личности у студентов, имевших на начальном этапе образовательного процесса абнормальное состояние этого качества. Как видно, лишь 8,4% студентов имели уровень мотивации и волевых качеств, достаточный для того, чтобы преодолеть низкий уровень физической подготовленности, благодаря интенсивным занятиям физкультурно-спортивной деятельностью в течение четырёх семестров. Это в очередной раз подтверждает известный дидактический постулат, что высшие результаты образовательного процесса (а переход от абнормального к нормальному состоянию именно таковым результатом и следует считать) возможны лишь тогда, когда совпадают усилия образовательной среды (в частности, педагога) и обучающегося, т.е. внешние (социально обусловленные) и внутренние факторы личностно-профессионального развития. Заслугой образовательной среды можно считать тот факт, что 38,9% студентов повысили уровень физической культуры личности до функционально ограниченного. В то же время, 52,7% студентов не улучшили уровень физической культуры личности, вследствие сочетания низкого уровня операционного, поведенческого и мотивационно-ценностного компонентов.
В целом, анализируя результаты исследований, можно заключить, что повышение уровня (улучшение состояния) физической культуры личности происходит, прежде всего, у тех студентов, которые характеризуются должным уровнем её мотивационно-ценност-ного компонента. Не следует также забывать, что успешность становления компетенций (эффективность образовательного процесса) в решающей мере зависит от образовательной среды, особенно от методов (технологий) обучения и воспитания [2, 5]. Безусловно, по динамике становления физической культуры личности (как и других компетенций и лич-ностно-профессиональных качеств) у студентов возможно оценивать ряд параметров образовательной среды, например, модальность, эффективность и надёжность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Становление физической культуры личности студентов - прогнозируемый процесс. В то же время, на достоверность прогноза существенно влияют точность оценки компонентов физической культуры личности (в том числе мотивационно-ценностного) на начальном этапе образовательного процесса, учёт характеристик образовательной среды (в том числе методов и технологий обучения и воспитания), а также ряда неконтролируемых факторов (например, ближайшего социального окружения обучающегося).
ЛИТЕРАТУРА
1. Вальчук, Н.К. Физическая культура личности студента как ресурс его жизнедеятельности / Н.К. Вальчук, А.В. Савенко, Д. А. Романов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 10 (104). - С. 32-35.
2. Зрелость социально-педагогических систем / И.С. Ворошилова, М.Л. Романова, З.А. Батчаева, Г.П. Кувшинова, З.Н. Чеккуева // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2015. - № 11. - С. 249-265.
3. Образовательный процесс в информационно-вероятностной интерпретации / Е.С. Киселева, Л.Н. Караванская, М.Л. Романова, Р.В. Терюха // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 72-77.
4. Полянский, А.В. Педагогический эксперимент в физическом воспитании студентов / А.В. Полянский, Д.А. Романов, Е.Ю. Лукьяненко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 4. - С. 55-60.
5. Kurti, E. Methods of Teaching and their Impact on Learn / E. Kurti // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2016. - Vol. 7, No 1, P. 489-500.
REFERENCES
1. Valchuck, N.K., Savenko, A.V. and Romanov, D.A. (2013), "Students personal physical culture as a resource of his life activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 10, Vol. 104, pp. 32-35.
2. Voroshilova, I.S., Romanova, M.L., Batchaeva, Z.A., Kuvshinova, G.P. and Chekkueva, Z.N. (2015), "Socially-pedagogical systems maturity", Nauchnyie trudyi Kubanskogo gosudarstvennogo techno-logicheskogo universiteta, No 11, pp. 249-265.
3. Kiseleva, E.S., Karavanskaya, L.N., Romanova, M.L. and Teryuha, R.V. (2013), "Educational process in informational-probabilistic interpretation", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No 2, Vol. 96, pp. 72-77.
4. Polyanskiy, A.V., Romanov, D.A. and Lukiyanenko, E.Yu. (2008), "Pedagogical experience in students physical education", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No 4, pp. 55-60.
5. Kurti, E. (2016), "Methods of Teaching and their Impact on Learn", Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol. 7, No 1, pp. 489-500.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.06.2018
УДК 316.422
УРОВНИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТА
Валентин Сергеевич Матвеев, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
Аннотация
В статье представлены и обоснованы уровни физкультурно-спортивной деятельности в высшем учебном заведении. Известно, что физическое воспитание студентов - обязательная составляющая их профессиональной подготовки и воспитательной работы в университете, а физкультурно-спортивная деятельность - неотъемлемая составляющая функционирования образовательной среды. Основываясь на современных моделях образовательной среды и физического воспитания студентов, автор представил различия между уровнями физкультурно-спортивной деятельности; при выделении уровней автор учитывал, что задача образовательной среды - не только содействие формированию компетенций студентов (в данном случае - физической культуры личности), но и популяризация определённых видов деятельности (в данном случае - физкультурно-спортивной). Практическая значимость результатов исследования - в возможности их применения в системе социально-педагогического мониторинга (мониторинга качества физкультурно-спортивной деятельности и эффективности образовательной среды).
Ключевые слова: физкультурно-спортивная деятельность, уровень, образовательная среда, диагностика.