УДК 378.147
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
CONDITIONS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL SKILLS IN FUTURE TEACHERS
К. Е. Романова, А. С. Кашицын
K. E. Romanova, A. S. Kashitsyn
Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», г. Шуя
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы создания условий, способствующих формированию и развитию педагогического мастерства будущих учителей. К ним относятся: внешние условия, создающие развивающую творческую среду, обеспечивающую этот процесс; внутренние, определяемые собственным потенциалом студента; материальные, создающие комфортные условия учебной деятельности через организацию предметной среды.
Abstract. The article considers the topical issues of creating the conditions promoting formation and development of pedagogical skills in future teachers. They are the external conditions which contribute to developing creative environment, providing this process; the internal conditions which are determined by student’s potential; and material conditions creating comfortable conditions of educational activity by organizing subject environment.
Ключевые слова: педагогические условия, педагогическое мастерство, творческая развивающая среда.
Keywords: pedagogical conditions, pedagogical skills, creative developing environment.
Актуальность исследуемой проблемы. Модернизация отечественного образования, осуществляемая в связи со вступлением России в Болонский процесс, и проводимая Европейским союзом образовательная политика стимулируют развитие системы высшего образования. Непрерывно идущие инновационные процессы в образовании приводят к тому, что высокий уровень знаний по предмету и владение изученной методикой его преподавания уже не могут полностью характеризовать актуальный уровень профессиональной подготовленности учителя. Анализ практики показывает, что одной из серьезных проблем современной образовательной системы является недостаточный уровень подготовленности учителей к работе в условиях, требующих самостоятельного принятия оптимальных педагогических решений. Известно, что востребованные практикой умения учителя самостоятельно, научно обосновано конструировать учебный процесс образуются после вузовского образования спонтанно или формируются достаточно долго и неполно.
Опережающее развитие педагогического образования обусловливает необходимость ориентироваться на формирование и совершенствование педагогического мастерства, предполагающего помимо знаний формирование и использование способности к творчеству и саморазвитию будущего учителя. Более того, согласно исследованиям ученых (О. А. Абдуллина, Ю. Н. Кулюткин, М. М. Кашапов и др.) профессиональная деятельность большинства учителей насыщена стереотипами и методическими штампами. Необходима систематическая специальная работа по формированию и развитию у будущих учителей педагогического мастерства.
Материал и методика исследований. Разрабатываемая в исследовании проблема носит междисциплинарный характер, что требует интеграции положений методологии научного познания, философии, логики, педагогики, психологии. Для решения конкретных задач исследования привлекались: теоретические положения о сущности целостного педагогического процесса и методологии педагогических исследований (Ю. К. Бабанский, Б. С. Гершунский, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, В. С. Леднев, И. Я. Лернер, Ж. Пиаже, В. В. Рубцов, Н. Ф. Талызина и др.); методологии построения образовательных технологий (Л. Андерсон, Н. В. Апатова, В. И. Боголюбов, Г. Д. Бухарова, В. В. Гузеев, Ф. С. Келлер, Г. С. Курганская, Дж. Кэрролл, В. Ю. Питюков, Г. К. Селевко, Н. Н. Туль-кибаева, Н. Е. Эрганова и др.); теоретические исследования, посвященные качеству образования (В. С. Аванесов, В. П. Беспалько, Г. В. Гутник, П. И. Пидкасистый, В. А. Федоров, В. С. Черепанов и др.).
Результаты исследований и их обсуждение. Мы определяем педагогическое мастерство учителя как интегративную характеристику его высокой профессиональнопедагогической подготовленности и умелости в осуществлении педагогической деятельности, внутренне обусловленных высокоразвитыми личностными качествами (интеллектуальной культурой, личностной зрелостью, индивидуальным педагогическим стилем, самоактуализацией), проявляющуюся в деятельности, отличающейся высокой профессиональной компетентностью, педагогическим опытом и творчеством, развитой антиципацией [7].
В педагогической и психологической литературе существуют разные подходы к классификации педагогических условий, которые непосредственно связаны с факторами педагогического процесса [5], [9]. В. И. Смирнов предлагает разделить все многообразие условий эффективности педагогической деятельности на объективные и субъективные.
Субъективные условия:
- наличие у субъекта деятельности выраженной потребности и устойчивых мотивов ее осуществления, принятие им цели и программы деятельности;
- опыт организации и осуществления деятельности: теоретическая подготовленность, сформированность умений и практических действий и операций;
- соответствие содержания и характера деятельности индивидуальным особенностям субъекта;
- эмоционально-психологическое и физическое состояние субъекта деятельности.
Объективные условия:
а) организационные и средовые:
- убедительная мотивировка и четкая постановка цели деятельности, рациональное планирование, организация контроля, объективная оценка;
- благоприятный нравственно-психологический климат в группе;
- соответствующие принятым нормам производственно-бытовые и санитарногигиенические условия деятельности;
б) ресурсные условия:
- материально-техническое обеспечение деятельности;
- информационное обеспечение деятельности;
- кадровое обеспечение деятельности: компетентные руководители и организаторы, соисполнители, исполнители [8].
Педагогические условия формирования и развития педагогического мастерства будущих учителей целесообразно разделить на три группы: внешние условия, создающие развивающую творческую среду, обеспечивающую этот процесс; внутренние, определяемые собственным потенциалом студента; материальные, создающие комфортные условия учебной деятельности через организацию предметной среды.
Внешние условия, создающие развивающую творческую среду, предлагается понимать как педагогический феномен сложной природы, многокомпонентный и многофакторный, представляющий собой совокупность как социальных и духовных, так и предметно-материальных факторов, т. е. все окружение, присущее процессу обучения [11]. Понятие «развивающая творческая среда» заимствовано педагогикой из философии, где оно отождествлялось со смысловым эквивалентом «среда» (Аристотель, Д. Дидро, Б. Спиноза, Р. Декарт, О. Конт и т. д.). Среда понимается как вещество, заполняющее какое-либо пространство и обладающее определенными свойствами; совокупность природных и социальных условий, в которых осуществляется жизнедеятельность какого-либо организма; социально-бытовая обстановка, в которой протекает жизнь человека; группа людей, связанных между собой общностью условий, обстановки.
В развивающей творческой среде формируется личность, которая характеризуется активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самостоятельностью, открытостью и свободой своих суждений и поступков. Развивающая творческая среда - единственная среда, которая способна обеспечить условия личностного саморазвития студента. Это саморазвитие происходит за счет использования студентами того комплекса специфических возможностей, которые им предоставляет коллектив преподавателей.
Развивающая творческая среда создается применением инновационных технологий обучения и косвенных методов управления, которые осуществляются латентно и опосредованно. Необходимо так смоделировать процесс познания, чтобы обучаемый был вовлечен в творческий поиск новых знаний, проявляя потребность в личном изменении и самоопределении. В развивающей творческой среде преподаватели должны быть сами вовлечены в поиски способов развития у студентов способности к самоактуализации. Это в свою очередь ведет к встречной активности студентов и в конечном итоге приводит к возникновению эмерджентных свойств образовательной системы.
Создание развивающей творческой среды, условий, благоприятствующих проявлению творческой активности, стимулирует творческую деятельность, но не обеспечивает ее усвоение. Можно объяснить обучаемым, какие средства познания существуют, как они сопрягаются в законченную теоретическую мысль, но нахождение непосредственно
творческого способа и метода продуктивной деятельности ложится целиком на плечи созидающего. Нельзя создать творцов «по заказу», но можно создать духовную атмосферу, среду, благоприятствующую их появлению.
В качестве критериев оценки эффективности влияния среды образовательного учреждения на развивающуюся личность будущего специалиста использованы следующие показатели:
1. Принятие студентом образовательного учреждения с присущими ему функциональными и эстетическими характеристиками, предоставляемыми возможностями профессионального и межличностного общения как субъективно значимого пространства и переживание своего пребывания в нем в виде чувств привязанности, комфортности, принадлежности к своему духовно-профессиональному сообществу.
2. Полнота (разносторонность) вхождения в среду и ориентировки в ней; открытие для студента возможностей самореализации в учебной, информационной, профессиональной сферах вуза, сфере межличностного общения различного уровня - от эпизодического партнерства до дружбы и любви.
3. Наличие у студента устойчивой сферы взаимодействия (лаборатория, секция, клуб, «команда»), которая выступает как своего рода референтная группа, обеспечивающая открытое, творческое, неформальное общение.
4. Отношение к среде образовательного учреждения как к источнику дополнительного профессионального и личностного опыта, присутствие которого в известной степени «достраивает» образование до целостности [1].
Включение студента в вузовскую среду уже на начальном этапе обучения обеспечивает его профессионально-личностное развитие как освоение специфического образа жизни в профессиональной среде. Основой психологического механизма влияния среды на становление специалиста является актуализация ценностной ориентировки в многообразии информационных потоков, этических образцов, моделей самореализации, референтной группы; формирование умения выявить свою профессионально-личностную роль, статус, позиции; обеспечить своего рода подчинение среды потребностям личностной и профессиональной социализации [4].
К основным внутренним условиям, обусловливающим эффективность личностнопрофессионального развития и самоопределения будущего учителя мы относим содержание ценностно-смысловой сферы личности, качество мотивации на научноисследовательскую, методическую и собственно-педагогическую профессиональную деятельность, особенности личности учителя, аккумулирующиеся в профессионально важных качествах.
В психолого-педагогической литературе подчеркивается важность периода профессиональной подготовки для становления и развития будущего специалиста, в частности, влияние творческой развивающей среды вуза на личностно-профессиональные характеристики студента (В. А. Бодров, А. В. Гуторова, И. В. Дубровина, Е. Б. Качалина, Н. С. Пряжников, В. В. Рубцов, В. А. Сластенин и др.). Значимой является ситуация личностного проживания многоаспектности профессионально-педагогической деятельности, которая позволяет будущему педагогу выстроить процесс саморазвития профессионализма и стать «конгруэнтным предмету своей деятельности» [2, 6].
К внутренним условиям развития педагогического мастерства будущих учителей мы относим также опыт работы, поскольку достижение соответствия хотя бы нормативным требованиям к профессионалу невможно без погружения в практику професиональной деятельности. В психолого-педагогических исследованиях отмечается относительное единодушие в признании влияния приобретаемого опыта профессиональной деятельности в качестве одного из условий успешной профессионализации (Г. А. Берулаева, Е. И. Борисова, Н. В. Кузьмина, О. Ф. Меженцов, Г. И. Хозяинов).
Опора только на полученные теоретические знания о профессиональнопедагогической деятельности в рамках специальной подготовки, причем в силу разных причин не всегда систематизированные, не позволяет сформировать комплексное представление о предстоящей профессиональной деятельности. Опыт необходим, чтобы будущий учитель имел возможность освоить основные процедуры профессиональнопедагогической деятельности, чтобы он смог осознать себя как субъекта деятельности. Опыт работы создает основу для дальнейшего развития профессиональных умений, способностей и в целом профессионализма учителя.
Заметим, что в последнее время вопросы профессионализации и приобретения опыта практической деятельности рассматриваются с позиций профессиональной компетентности специалиста (В. Ю. Кричевский, О. П. Молчанова, Б. Д. Эльконин и др.), которая связывается как с уровнем профессионализма субъекта, достаточным для получения существенных результатов в профессиональной деятельности, так и с необходимым уровнем профессионального мастерства.
Внедрение современных психолого-педагогических подходов в практику подготовки будущего учителя, предоставление ему возможности посредством специального обучения освоить способы анализа и реализации профессиональных задач, создание благоприятной среды для осмысления эмпирически приобретенных способов профессиональной деятельности существенно облегчат и повысят эффективность процесса профессионализации научно-педагогических кадров.
Подчеркнем, что влияние указанных психологических условий будет определяться прежде всего самим субъектом профессионально-педагогической деятельности посредством содержания его ценностно-смысловой сферы, качества мотивации профессиональнопедагогической деятельности и личностных особенностей, аккумулирующихся в профессионально важных качествах.
Содержание ценностно-смысловой сферы проявляется через ценностные ориентации и играет важную роль в жизни человека (В. Франкл, Э. Эриксон, В. Я. Ядов и др.). Именно ценности и смыслы определяют отношения и взаимодействия с другими людьми, с самим собой, с окружающим миром. Поскольку ценности и смыслы служат ориентирами для личности в предметной и социальной жизни, их содержание является мощнейшим фактором становления и развития личности на любом возрастном этапе. Таким образом, содержание ценностно-смысловой сферы личности будущего учителя составляет некую нормативную базу поведения в процессе профессиональнопедагогической деятельности; ценностные ориентации находят свое место в структуре его личности, проявляются через профессионально важные качества. Можно сказать, что ценностные ориентации составляют основу оценочно-аналитической деятельности преподавателя. По мнению В. Н. Мясищева, здесь происходит формирование ценностного отношения к себе и к другим [6, 35-38].
В процессе приобретения профессионального опыта и специальной профессиональной подготовки происходит актуализация или образование тех или иных профессиональных ценностей. Вот почему важно понимание взаимосвязи внесубъектных и внутри-субъектных условий и факторов профессионального развития личности будущего учителя. А. С. Кокорев и Н. Б. Николюкина, создавая социальный портрет учителя, отмечают среди ценностей-целей педагога высокого профессионального уровня возможность творческой деятельности, интеллектуальное, духовное развитие. Особенностью профессионала, по мнению авторов, является отношение к профессии как ценности. Ценности будущего учителя включают также образованность, ответственность, воспитанность - все то, что в целом соответствует образу зрелой личности [3].
Таким образом, ведущие мотивы будущего учителя, находящиеся в тесной взаимосвязи с ценностными ориентациями, определяют траекторию его личностнопрофессионального развития [10]. Интерес к преподаваемому предмету и к организации учебного процесса, стремление быть педагогом-мастером составляют основу мотивации будущего учителя, ориентированного на освоение и достижение высоких профессиональных результатов. Это определяет его траекторию движения в личностнопрофессиональном развитии преимущественно как преподавателя-дидакта.
К условиям, обеспечивающим эффективность учебной деятельности через организацию предметной среды, следует отнести интеграцию содержания, технологического и научно-методического сопровождения образовательной подготовки в соответствии с ее приоритетами. Рассматривая эффективность с оптимизационных позиций, мы полагаем, что именно продуктивное влияние данных видов сопровождения на развертывание процесса подготовки будущих учителей и оптимальное достижение поставленных целей являются важнейшими условиями повышения эффективности формирования и развития педагогического мастерства. При этом технологическое сопровождение подготовки будущих учителей обеспечивается внедрением в образовательный процесс передовых информационных, производственных, психологических и педагогических технологий; научно-методическое сопровождение - созданием единого учебнометодического обеспечения специальностей, развитием потенциала научнопедагогических кафедр, организацией совместной с педагогическими работниками учебных заведений начального профессионального образования научно-прикладной деятельности, активизацией издательской работы.
Результаты педагогического эксперимента подтверждают гипотезу исследования и свидетельствуют о целесообразности создания условий, способствующих формированию и развитию педагогического мастерства будущих учителей. В ходе педагогического эксперимента в группе, обучавшейся в условиях системы, по сравнению с контрольной было выявлено более эффективное развитие параметров, определяющих категорию педагогического мастерства (личностной зрелости, индивидуального педагогического стиля, профессиональной компетентности, педагогического опыта, педагогического творчества, антиципации), что свидетельствует о целесообразности внедрения условий, способствующих формированию и развитию педагогического мастерства будущих учителей в учебный процесс.
Резюме. Подчиненное общей цели и соответствующее заданному содержанию профильной подготовки единство педагогических условий позволяет эффективно формировать и развивать педагогическое мастерство будущего учителя. На наш взгляд, педаго-
гические условия формирования и развития педагогического мастерства будущих преподавателей целесообразно разделить на три группы: внешние условия, создающие творческую образовательную среду, обеспечивающую этот процесс; внутренние, определяемые собственным потенциалом студента; материальные, создающие комфортные условия учебной деятельности через организацию предметной среды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артюхина, А. Проектирование и создание образовательной среды для профессиональноличностного развития студентов / А. Артюхина // Alma mater : Вестник высшей школы. - 2006. - № 9. -С. 15-22.
2. Вопросы профессионализма : психология, методология, практика : сб. науч. статей / под ред. И. А. Вишнякова, Ф. З. Кабирова. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2003. - 174 с.
3. Кокорев, А. С. Социальный портрет преподавателя высшей школы (на основе анализа вузов Тамбовской области) / А. С. Кокорев, Н. Б. Николюкина // Социология и социальная антропология. - 2000. -Т. 3. - Вып. 1.
4. Ларионова, М. Психологические условия и факторы профессионального развития личности вузовского преподавателя / М. Ларионова // Высшее образование в России. - 2008. - № 6. - С. 114-118.
5. Минеева, С. Ю. Педагогические условия формирования у студентов университета готовности к проектированию здоровьесберегающего педагогического процесса : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / С. Ю. Минеева. - Шуя, 2001. - 23 с.
6. Мясищев, В. Н. Структура личности и отношение человека к действительности / В. Н. Мясищев // Психология личности. - М., 2002. - 204 с.
7. Романова, К. Е. Стратегии формирования педагогического мастерства будущих преподавателей / К. Е. Романова // Приволжский научный журнал. - 2009. - № 1. - С. 189-194.
8. Смирнов, В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях / В. И. Смирнов. - М. : Педагогическое общество России, 2009. - 416 с.
9. Червова, А. А. Реализация компетентностного подхода в процессе подготовки педагога профессионального обучения в области дизайна / А. А. Червова, Ю. А. Аникова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2012. - № 5-1. - С. 36-39.
10. Червова, А. А. Формирование исследовательских умений студентов вуза / А. А. Червова, И. А. Янюк // Наука и школа. - 2007. - № 6. - С. 11-14.
11. Червова, А. А. Развивающая творческая среда как условие повышения эффективности формирования и развития педагогического мастерства будущего учителя технологии / А. А. Червова, К. Е. Романова // Школа будущего. - 2010. - № 6. - С. 41-46.