ВЕСТНИК ТГГПУ. 2011. №1(23)
УДК 37.032:371.13
ЗНАКОМСТВО С ОСНОВАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВОЙ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
© И.Э.Ярмакеев
В статье рассматривается место и значение курса "Введение в педагогическую деятельность" в учебно-воспитательном процессе, анализируются способы формирования профессиональнопедагогической мотивации студентов в рамках изучения данного курса.
Ключевые слова: педагогическая деятельность, профессионально-смысловая ориентация, профессионально-педагогическая мотивация.
Учебный курс "Введение в педагогическую деятельность" - это первая педагогическая дисциплина, с изучения которой начинается подготовка будущего учителя - вчерашнего абитуриента педагогического университета. Этим определяется его особое место в системе профессионально-педагогической подготовки. Курс носит пропедевтический характер, открывает весь цикл психолого-педагогических дисциплин и логически связан с основными теоретическими курсами педагогики и психологии. Студенты впервые знакомятся с базовыми педагогическими понятиями и терминами, с особенностями профессиональной педагогической деятельности, что определяет значительный эмоционально-психологический эффект первого знакомства с кругом жизненно важных для будущего учителя педагогических проблем.
В процессе изучения курса "Введение в педагогическую деятельность" раскрываются социальная значимость педагогической профессии, функции учителя и требования к нему; характеризуются содержание профессиональной деятельности учителя (с учетом его специальности), система подготовки к ней, круг теоретических знаний и профессионально-педагогических умений, предусмотренных государственным образовательным стандартом высшего педагогического образования и квалификационной характеристикой учителя, и пути овладения ими в процессе обучения и самообразования; разъясняются задачи, формы и содержание деятельности современной общеобразовательной школы и т.д. В курсе рассматривается ряд базовых педагогических понятий, создающих основу для систематического изучения теоретического курса педагогики и осмысленного прохождения педагогической практики, такие как педагогическая профессия, профессиональная деятельность учителя, личность учителя, педагогические способности, профессиональная компетентность учителя, об-
щая и профессионально-педагогическая культура учителя, педагогическое мастерство и др.
Как показали проведенные исследования, изучение курса "Введение в педагогическую деятельность" способствует адаптации первокурсников к условиям обучения в педагогическом вузе, стимулирует сознательное и активное включение их в самостоятельную учебную, научную, общественную деятельность, подготавливает к освоению педагогической теории, обеспечивает первоначальную подготовку к проведению педагогической практики. Перед данным учебным курсом стоит целый ряд задач общепедагогической подготовки учителя:
— обеспечить студентов первоначальными знаниями о сущности и основных особенностях профессиональной деятельности учителя, а также педагогической науки как теоретической базы профессионально-педагогической деятельности;
— создать у студентов установку на глубокое
овладение профессионально-педагогическими
знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной педагогической деятельности;
— ознакомить будущих учителей с особенностями современной общеобразовательной школы и основными направлениями ее развития;
— сформировать у них первичные знания о личности ребенка, закономерностях ее развития и формирования;
— способствовать их профессиональному самообразованию.
Решение всех этих важных образовательных задач имеет выраженный профессиональноличностный характер и не может быть успешно осуществлено без одновременной постановки и решения соответствующих воспитательных задач. В свою очередь, воспитательный потенциал курса отличается особенной актуальностью и профессиональной значимостью, так как он непосредственно связан с ключевыми проблемами
профессиональной педагогической деятельности и личности современного учителя. Анализ особенностей содержания данного курса, его роли и места в системе подготовки учителя позволяют сформулировать целый комплекс воспитательных задач профессионально-смысловой ориентации студентов-педагогов, реализовать которые представляется возможным в процессе аудиторной и внеаудиторной учебно-воспитательной работы по педагогике. В свою очередь их реализация является необходимым личностным условием успешного профессионального становления и развития будущего педагога.
В первую очередь это задачи формирования профессионально-смысловой направленности
личности студентов-первокурсников, мотивации их учебной и будущей профессиональной деятельности, формирования их базовых профессионально-педагогических ценностных ориентаций. В процессе учебно-воспитательной работы по данному курсу необходимо не только закрепить, но и существенно расширить круг первичной профессиональной мотивации, которая и привела молодого выпускника школы в педагогический университет. И если данная первичная мотивация, как показывают результаты проведенных исследований, держится в основе своей на общих представлениях учащихся о профессии учителя, то изучение курса "Введение в педагогическую деятельность" позволяет поставить ее на строго научную основу, базируясь на педагогических знаниях.
Таким образом, изучение курса "Введение в педагогическую деятельность" позволяет решать такие важные задачи, как формирование у студентов:
— интереса, уважения и любви к учительской профессии, стремления и готовности активно овладеть ею;
— профессиональной гордости, уважения к педагогическому творчеству и педагогическому мастерству;
— заинтересованного отношения к педагогике - теоретической базе педагогической деятельности, стремления и готовности активно пополнять свои педагогические знания для овладения будущей профессией.
Решение в учебно-воспитательном процессе по курсу "Введение в педагогическую деятельность" данных задач требует отбора соответствующего содержания, методов и средств образовательной деятельности. Так, для того чтобы вызвать внимание и интерес студентов, целесообразно включение в содержание лекций и семинарско-практических занятий яркого и выразительного иллюстрированного учебного материа-
ла, наглядно характеризующего деятельность учителя и раскрывающего:
— лучшие образцы педагогической деятельности;
— привлекательные стороны учительской профессии, такие как непосредственная работа с людьми, насыщенное педагогическое общение, возможность оказывать влияние на умы и души воспитанников и др.;
— роль учителя в жизни каждой семьи, в судьбе каждого человека;
— преимущества творческого, нешаблонного подхода к профессионально-педагогической деятельности;
— несомненные достоинства педагогического мастерства как высшего уровня педагогической деятельности учителя;
— широкое разнообразие современных образовательных систем;
— возможности педагогической науки в успешном решении различных педагогических проблем, встречающихся в работе учителя;
— роль обучения в педагогическом университете в достижении высоких профессиональных результатов.
Это могут быть примеры из жизни современной школы, педагогические ситуации с их анализом и соответствующими комментариями со стороны преподавателя. Такой яркий фактический материал способен вызвать у студентов внимание и интерес, стимулировать различные познавательные потребности путем пробуждения у них познавательных эмоций удивления, восхищения, признания и т.п. Большую пользу может принести использование технических средств обучения, в частности аудиовидеотехники -учебных кино- и видеофильмов о лучших учителях, жизни современной школы и т.п.
Важным элементом профессионально-смыслового потенциала данного учебного курса является проявление самим преподавателем заинтересованности и уважительного отношения к педагогической науке и педагогической деятельности с целью достичь эмоционального заражения студентов, внушить им важнейшие педагогические ценности. Равнодушное, индифферентное отношение со стороны преподавателя к изучаемому материалу способно вызвать подобную ответную реакцию со стороны студентов. Только искренняя увлеченность преподаваемым предметом, глубокое личное переживание его важнейших проблем может благоприятно повлиять на профессионально-педагогическое самоопределение будущих учителей.
Полезным средством формирования профессионально-педагогической мотивации студентов в процессе изучения данного курса, как показывают проведенные исследования, может стать демонстрация и разъяснение им общественной и личностной значимости педагогической профессии, а также значения педагогических знаний и умений в работе учителя. От степени убедительности объяснений преподавателя, их аргументированности во многом зависит эффективность данной работы. Немалую пользу здесь может принести применение метода проблемного изложения учебного материала путем формулировки учебно-познавательных проблем различного уровня и их последовательного решения преподавателем с помощью системы риторических вопросов познавательного характера для достижения наибольшей аргументированности и доказательности в преподнесении нового материала. Изучение сущности педагогической профессии, структуры деятельности и личности учителя стимулирует осознание студентами себя как учителей, их самовоспитание и саморазвитие, ускоряет процесс их профессионального становления.
В то же время значительный воспитательный и развивающий эффект оказывает постановка перед самими студентами специальных познавательных проблем для активизации их учебнопознавательной деятельности, стимулирования познавательной самостоятельности и достижения максимальной доказательности и убедительности в процессе усвоения педагогических закономерностей и принципов. Кроме того, активное участие студентов в ходе учебных занятий способствует формированию их личностного отношения к изучаемому материалу, стимулирует их профессионально-смысловой самоанализ и самооценку (в процессе обсуждения таких вопросов, как "Почему вы избрали для поступления педагогический вуз?", "Какова престижность избранной вами профессии в обществе?", "Чем вам нравится будущая профессия?", "Какие трудности вы в ней видите?", "Что необходимо сделать для того, чтобы поднять престиж профессии учителя?" и т.п.).
Большую роль в данном процессе способна сыграть организация интенсивного диалогического общения студентов, заинтересованного обсуждения ими ключевых проблем изучаемого курса с целью стимулирования личностного осознания их значимости, выработки к ним индивидуально-личностного отношения со стороны каждого студента [1]. Необходимо отметить, что гуманитаризация образования предполагает "диалогизацию" образовательной среды, характеризуемую межличностным равенством, при-
знанием чужих смыслов, поиском "общего языка" и ориентированную на духовное становление личности [2: 11]. Диалог помогает будущему учителю охватить целостную картину мира, который, по М.М.Бахтину, в своей диалогической сущности предстает как сосуществование и взаимодействие. С другой стороны, личностно развивающий потенциал диалога связан с диалогической природой личности, с тем, что она существует в постоянном внутреннем диалоге с самой собой [3: 125].
Достичь эффекта сопричастности к изучаемому материалу возможно также путем последовательного стимулирования учебной самостоятельности студентов в таких видах деятельности, как самостоятельная работа с книгой, подготовка рефератов и докладов, проведение педагогических наблюдений, бесед с учителями и т.п. В данный ряд можно добавить и написание студентами письменных работ творческого характера, предусматривающих необходимость личностного осмысления, интериоризации важнейших проблем учебного курса.
К данной группе воспитательных средств целесообразно присовокупить и такое эффективное педагогическое средство, как введение студентов в роль педагога в процессе учебных и внеаудиторных занятий в русле контекстного подхода к обучению [4]. Оно может осуществляться в таких разнообразных вариантах, как выступление перед группой с сообщением, докладом, анализ ошибок и оценка результатов учебной деятельности своего товарища, формулировка контрольных вопросов и заданий для группы и т.п. Такая ролевая идентификация имеет целью формирование интереса к педагогической деятельности, пробуждение положительных эмоций достижения, удовлетворения от процесса и результатов такой деятельности.
В ряду педагогических средств формирования профессионально-педагогической мотивации студентов в процессе изучения курса "Введение в педагогическую деятельность" находится демонстрация самим преподавателем высокого педагогического мастерства и педагогического творчества с целью вызвать интерес, восхищение и уважение со стороны студентов, стремление воспроизвести предъявляемый педагогический опыт, подражать ему. Таким же образом преподаватель должен демонстрировать образцы гуманного, ответственного, требовательного и уважительного отношения к своим воспитанникам и вызывать со стороны студентов желание воспроизвести подобный педагогический стиль.
Особое место в решении задач формирования профессионально-педагогической мотивации
студентов, как показывают результаты проведенных исследований, занимают такие формы учебно-воспитательной работы, как посещение школы, урока, внеклассного мероприятия, проведение бесед с учителями и представителями школьной администрации. Живые, наглядные школьные впечатления, опыт непосредственного общения с педагогическими работниками способны пробудить в студентах интерес и уважение к учительской профессии, заставить другими глазами посмотреть на, казалось бы, хорошо им знакомое образовательное учреждение - с профессиональных позиций будущего педагога.
Немало воспитательных возможностей в деле формирования профессионально-педагогической мотивации будущих учителей, как показывает передовой педагогический опыт кафедр педагогического цикла Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, содержит внеаудиторная работа по курсу "Введение в педагогическую деятельность". Кроме познавательно-игровых мероприятий (конкурсов, викторин и т. п.), значительным воспитательным потенциалом обладают формы интенсивного группового общения. Они способны "разговорить" студентов-первокурсников, помочь им быстрее освоить непривычную терминологию, новую профессиональную проблематику, грамотно выразить и осмыслить накопившиеся у них еще в предыдущий период многочисленные первичные педагогические представления о профессии учителя, ее функциях и требованиях, ее специальном значении, о взаимоотношениях учителя и учащихся, о роли школы в жизни современного общества и одновременно спроецировать всю эту проблематику на себя, на свои жизненные перспективы.
Участие первокурсников в дискуссиях и диспутах на педагогические темы ("Престижно ли быть учителем?", "Что необходимо для того, чтобы быть (стать) хорошим учителем?", "Учитель и ученик: сотрудничество или конфронтация?" и т.п.) значительно стимулирует их учебную и социальную активность, предоставляет хорошую возможность успешно проявить себя уже на I курсе, реализовать свои профессиональные притязания. Здесь важно вовремя диагностировать степень проявления этих притязаний и способность к их реализации, чтобы уже с первых дней обучения в педагогическом университете помочь наиболее нацеленным на освоение будущей профессии студентам реализовать свои стремления, еще более упрочить их. Сам факт появления своеобразного педагогического актива среди студентов, как показывает практика, способен оказывать большое влияние на всех остальных
студентов, давая им пример для подражания, стимулируя их учебно-профессиональную активность, формируя прочную мотивацию будущей профессиональной деятельности, а также подготовки к ней.
Кроме того, немалую воспитательную пользу могут принести другие формы внеаудиторной активности студентов-первокурсников, концентрирующие и усиливающие их профессиональные устремления. Это может быть подготовка и празднование Дня учителя, подготовка литературно-музыкальной композиции о школе и учителе, организация шефской работы (над учащимися базовых школ), выпуск стенгазет на педагогическую тематику, участие в Педагогическом театре, в педагогических агитбригадах, выступающих перед школьниками республики, и т. п.
Большие потенциальные возможности, как показали результаты проведенных исследований, заключены в применении в процессе учебной и внеаудиторной работы средств художественной литературы и искусства. Они способны вызвать со стороны студентов мощный эмоциональный резонанс, интерес к педагогической тематике, сочувствие и сопереживание описываемым педагогическим явлениям и ситуациям, заставить их задуматься над многими проблемами общечеловеческого и профессионально-нравственного характера. Общеизвестна сила художественного образа, которая способна вызвать у будущих учителей чувство идентификации с положительными героями изучаемых произведений - людьми педагогической профессии. В передовом педагогическом опыте кафедр педагогического цикла Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета апробированы такие формы учебно-воспитательной работы, как чтение, индивидуальный и коллективный анализ художественной литературы; демонстрация на учебных занятиях и во внеаудиторной работе произведений изобразительного искусства, кино-и видеофильмов; написание студентами сочинений, проведение читательских конференций, диспутов и дискуссий по поводу прочитанной литературы и просмотренных фильмов; привлечение самих студентов к драматическому искусству - драматизация литературных произведений на занятиях и во внеаудиторной работе, постановка небольших литературных инсценировок и композиций и т.д.
Второй блок воспитательных задач профессионально-смысловой направленности, которые призван решить учебный курс "Введение в педагогическую деятельность", является еще более значимым. Это одно из ключевых направлений всей психолого-педагогической подготовки бу-
дущего учителя - формирование у студентов профессионально-педагогического мировоззре-
ния, гражданственного и гуманистического по своему характеру. В основе его лежит особое педагогическое миропонимание и мировосприятие, выраженное в гуманистических педагогических идеалах, моделях и образах педагогической действительности и проникнутое чувством педагогического оптимизма. Такое профессиональное мировоззрение должно служить для учителя четким жизненным ориентиром в решении практических профессионально-педагогических проблем.
Проведенный нами анализ содержания курса " Введение в педагогическую деятельность" показал, что он обладает особым мировоззренческим потенциалом. Он определяется содержанием данного курса, которое включает в себя обобщенные характеристики учительской профессии, психолого-педагогической подготовки, педагогического процесса, современной школы, развития и формирования личности ребенка. Они способны заложить прочный теоретико-методологический фундамент дальнейшего углубленного изучения педагогических теорий и технологий и предназначены для формирования обобщенного понимания и восприятия базовых педагогических проблем.
В круг задач формирования профессионально-педагогического мировоззрения будущего учителя в процессе изучения данного учебного курса можно включить такие как:
осознание студентами
— истоков и перспектив педагогической профессии, ее глубокого гуманистического смысла;
— значения педагогической культуры и педагогического мастерства учителя, его профессиональной этики и педагогического такта;
— научного и творческого характера профессионально-педагогической подготовки будущего учителя, роли собственной активности и самостоятельности, самообразования и самовоспитания в системе подготовки к педагогической деятельности;
— гражданской и личной ответственности за результаты учебного и педагогического труда;
— творческого характера педагогической деятельности, источников и предпосылок педагогического творчества, средств овладения педагогическим опытом и педагогическим творчеством:
формирование у будущих учителей
— понимания гуманистических и демократических тенденций развития современной системы образования в России и Республике Татарстан, основных закономерностей личностного
развития, определяющей роли образования в формировании личности ребенка;
— убеждений в высокой социальной значимости и необходимости учительского труда для распространения образования и культуры, для осуществления общественно-исторической преемственности между поколениями, для развития и процветания своей страны и всего человечества; в необходимости овладения прочными педагогическими знаниями и умениями для успешного освоения учительской профессии, для эффективного осуществления будущей профессиональной деятельности; в неповторимости и уникальности личности каждого ребенка, в необходимости гуманного и ответственного, требовательного и уважительного отношения к будущим воспитанникам с позиций педагогического сотрудничества;
— оптимистической педагогической ориентации, жизнеутверждающей профессиональной позиции, готовности к продуктивному решению любых профессионально-педагогических задач.
Решение всех этих серьезных задач воспитательного характера требует применения специальных методов обучения и воспитания, прежде всего методов объяснения, проблемного обучения, убеждения и внушения. Это означает, что изучение нового учебного материала должно быть максимально ярким, наглядным, тесно связанным с жизнью современной школы, впечатляющим и убедительным для студента, подтверждающим истинность основных идей курса. Значительную роль здесь может сыграть применение технических средств обучения, в частности аудиовидеотехники - учебных кино- и видеофильмов.
На первое место в изложении нового учебного материала преподавателем должна выйти его доказательность, логичность, обоснованность, систематичность и последовательность - для достижения глубокого его понимания, логичного его усвоения студентами. С другой стороны, немаловажным фактором является и проявление личностного отношения преподавателя ко всем ключевым проблемам учебного курса, что усиливает смыслообразующий характер усвоения новых знаний студентами, прямо и косвенно влияя на их учебное восприятие.
Еще более благоприятные условия для формирования педагогического миропонимания и мировосприятия, как показывают результаты наблюдений, создаются организацией самостоятельной учебной работы студентов. В процессе подготовки учебных докладов и сообщений, самостоятельного изучения педагогической литературы, выполнения других видов самостоятель-
ных заданий студенты получают хорошую возможность выработать свое индивидуальноличностное отношение к изучаемым проблемам, достичь чувства сопричастности к изучаемому учебному материалу. А активизация поисковой мыслительной деятельности студентов путем постановки перед ними учебно-познавательных проблем различного уровня и организации индивидуального и коллективного учебного поиска приводит в итоге к усилению осознанности усвоения студентами новых знаний и умений - основы их профессионально-педагогических
взглядов и убеждений.
Усилению осознанности новых педагогических знаний и выработке к ним своего собственного, индивидуально-личностного, смыслового отношения служит и организация коллективного обсуждения ключевых проблем курса в различных формах учебной полемики, значительно активизирующей мыслительную деятельность студентов, заставляющей их четко формулировать и отстаивать свою точку зрения на обсуждаемые вопросы ("Социальная роль (социальные функции) современного учителя", "Можно ли назвать престижной профессию учителя?", "Перспективы педагогической профессии", "Что важнее для современного учителя - педагогическая культура или педагогическая техника?", "Роль личности педагога в образовательном процессе", "Что необходимо для того, чтобы стать хорошим учителем?" и т.п.).
К перечисленным выше средствам формирования педагогического мировоззрения студентов в процессе изучения курса "Введение в педагогическую деятельность" следует присовокупить создание ими самостоятельных работ творческого характера - сочинений, посвященных педагогической профессии, работе современной школы. В данных работах основной ценностный потенциал связан не столько с объективной информацией, воспроизводимой автором, сколько с её субъективной оценкой, выражающей его собственное видение проблемы, отношение к ней. Не менее важным является и процесс обсуждения сочинений, их анализа и оценки со стороны преподавателя, от которого требуется максимальная тактичность, реакция одобрения активности и самостоятельности мышления студентов, фактов проявления их индивидуальности.
Особое место в формировании профессионально-педагогического мировоззрения студен-тов-первокурсников занимает посещение школы, урока или внеклассного мероприятия, проведение беседы с учителями и представителями школьной администрации. Данные формы учебно-воспитательной работы, как показывают ре-
зультаты проведенных исследований, обеспечивают наглядно-практическое подтверждение истинности основных педагогических идей курса, закладывают основы педагогических взглядов и убеждений при соблюдении ряда психологопедагогических условий, таких как:
— выбор наиболее достойных объектов педагогического наблюдения - лучших образцов педагогической деятельности;
— наличие готовности студентов к полноценному восприятию предлагаемых им для наблюдения объектов - их предварительного теоретического знакомства с основным кругом педагогических проблем;
— наличие четких целевых установок всех педагогических наблюдений студентов, их предварительного инструктажа по вопросам методики педагогического наблюдения;
— организация активного обсуждения, анализа и оценки увиденного, подведении групповых итогов.
Не меньше возможностей в формировании профессионально-педагогического мировоззрения студентов, как показывают данные проведенного опроса, содержит внеаудиторная работа по педагогике в рамках курса "Введение в педагогическую деятельность", в частности организация различных учебно-познавательных мероприятий игрового и соревновательного характера. Их основная роль заключается в стимулировании учебной активности и инициативы студентов за счет раскрепощения их учебной деятельности, с одной стороны, и организации учебного соревнования - с другой.
В первую очередь это проведение различных учебно-познавательных игр по учебному материалу курса: викторин, КВН, тематических игр "Что? Где? Когда?", "О, счастливчик", "Умники и умницы", "Брейн-ринг" и т.п. В них достигается высокая степень заинтересованности и активности студентов в обсуждении различных вопросов и проблем, стремление добиться наивысших познавательных результатов. Степень сложности предлагаемых для обсуждения вопросов может варьироваться, балансируя между уровнями трудности и доступности, не допуская потери учебно-игрового интереса.
Кроме того, целесообразна организация различных учебных конкурсов - на лучшую тетрадь, лучший конспект, лучший доклад или сообщение, лучшее сочинение. Умелое и дозированное использование соревновательного стимула способно поддерживать высокий уровень учебной заинтересованности и активности сту-дентов-первокурсников, а также периодически определять рейтинг качества исполнения раз-
личных форм учебной деятельности, выполняя и контролирующие функции.
Еще одно важное направление воспитательной работы со студентами в процессе преподавания курса "Введение в педагогическую деятельность", связанное с особенностями его содержания, - это формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя, необходимых для успешного осуществления профессионально-педагогической деятельности. Это прежде всего нравственные, умственные, профессионально-деловые, эстетические качества, такие как доброжелательность, расположенность к людям, общительность, справедливость, педагогический такт и др., перечень которых отражает специфику педагогической деятельности. Данные и другие важные человеческие качества составляют своеобразный личностный базис успешного освоения и осуществления педагогической деятельности, во многом определяя направленность мыслей, чувств и действий учителя, основываются на глубоких профессионально-смысловых отношениях личности.
В то же время круг возможностей формирования профессионально значимых качеств личности студентов в процессе учебной и внеаудиторной работы по педагогике ограничен содержанием учебного курса, а особенно теми видами деятельности, в которые может быть вовлечен студент и в процессе осуществления которых только и возможно целенаправленное формирование личностных качеств. Анализ данных факторов позволяет выделить среди воспитательных задач, направленных на формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя в процессе учебно-воспитательной работы по курсу "Введение в педагогическую деятельность", формирование:
— вежливости и тактичности, доброжелательного отношения к собеседнику;
— внимательного и уважительного отношения к партнерам по общению и совместной деятельности, готовности к сотрудничеству;
— познавательной активности и самостоятельности, готовности и способности к самообразованию, развитие познавательных способностей студентов - будущих учителей (внимания, памяти, мышления, воображения);
— учебной дисциплинированности и самоор-ганизованности, способности последовательно доводить до успешного завершения любое начатое дело;
— учебной и профессиональной ответственности - ответственного отношения к будущей профессиональной деятельности, а также ответственного и добросовестного отношения к учеб-
ной работе по теоретическому и практическому овладению учительской профессией;
— творческих педагогических способностей и
др.
Осуществление этих воспитательных задач требует последовательного применения метода приучения как неотъемлемого элемента воспитательного потенциала данного учебного курса. В первую очередь необходимо добиться появления у студентов устойчивой мотивации формирования профессионально-значимых качеств личности. Важно, чтобы они осознали социальную, профессиональную и личностно-смысловую значимость формируемых качеств в будущей профессиональной деятельности и общественной жизни. Студенты должны понять прямую связь между их личностными качествами и возможностями достичь:
— положительных результатов в учебной деятельности по овладению учительской профессией;
— расположения учащихся, взаимопонимания с ними, создания благоприятной профессиональной и социальной микросреды и, в конечном итоге, продуктивного педагогического общения и взаимодействия;
— способности самостоятельно решать сложные профессиональные проблемы, активно совершенствовать свое педагогическое мастерство;
— способности творчески решать возникающие педагогические задачи и т. д.
Для этого целесообразно использовать логически выверенные, аргументированные и убедительные для студентов объяснения и доказательства, соответствующие наличному уровню их личностного развития, примеры из практики работы современной школы, деятельности лучших учителей, из собственного профессионального опыта преподавателя педагогики. Целесообразно привлечь самих студентов к подбору и анализу приводимых фактов, чтобы добиться более глубокого психологического проникновения в суть рассматриваемых проблем профессиональносмыслового становления, достичь более глубокого их осознания путем активизации мыслительной деятельности студентов. Сам преподаватель должен быть максимально убедительным, опираясь на методы проблемного изложения и эвристической беседы, иллюстрируя свои логические доводы наглядными жизненными примерами и максимально вовлекая студентов в учебный диалог.
Преподаватель-мастер, как показывает практика, способен увлечь студентов, побудить их к самовоспитанию и самосовершенствованию своим личным примером, вызывая интерес и восхи-
щение, своим собственным педагогическим мастерством демонстрируя образец высокопрофессиональной педагогической деятельности и стимулируя желание работать на таком же высоком уровне. В самом же процессе постепенного формирования профессионально значимых качеств личности студентов могут использоваться вспомогательные приемы мотивации, такие как требование (в самых различных формах), включение в учебное соревнование, введение студентов в роль педагога, применение поощрительных и отрицательных оценок хода и результатов их деятельности и т.п.
Еще более сложным является формирование у студентов ориентировочной основы действий и поведения - деятельностной составляющей формируемых качеств личности. Одной из важнейших составных частей этого процесса является доведение до учащихся необходимой технологической информации о формируемом качестве -формирование у них наглядных, чувственных представлений о его операционном составе, а также подробный инструктаж о способах осуществления входящих в него действий, операций.
Другой важный элемент процесса формирования профессионально значимых качеств личности будущего учителя - это осуществление
контроля за ходом формирования, предупреждение и коррекция возникающих ошибок и затруднений. Необходима постоянная оперативная обратная связь для того, чтобы формируемые качества постепенно наполнились требуемым содержанием.
Комплексное применение всех этих педагогических методов и средств, как показывают результаты проведенных исследований, способствует формированию устойчивой профессионально-смысловой направленности студентов-
первокурсников как личностного базиса их успешного профессионального становления и развития.
1. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию: учеб. пособие. - М.: Пед. общ-во России, 1999. - 268 с.
2. Белова С.В. Диалог - основа профессии педагога.
- М.: АПК и ПРО, 2002. - 148 с.
3. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем.
- М.: Логос, 1999. - 272 с.
4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. Контекстный подход. - М.: Высш. шк., 1991. - 204 с.
INTRODUCTION OF PEDAGOGICAL ACTIVITY BASES AS A MEANS OF ESSENTIAL PROFESSIONAL ORIENTATION OF THE FUTURE TEACHER’S PERSONALITY
1.Е.Егшакееу
The article deals with the place and importance of the course Introduction into the Pedagogical Activity in the study and teaching process. The author analyses the ways of formation of students’ professional pedagogical motivations within this course.
Key words: pedagogical activity, essential professional orientation, professional pedagogical motivation.
Ярмакеев Искандер Энгелевич - доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе и развитию Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.
E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 24.01.2011