Б01: 10.12731/2218-7405-2015-9-47 УДК 378.17
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА
Чикина Т.Е., Коларькова О.Г.
Цель: определить социально-педагогические условия построения учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего эффективную адаптацию студентов первого курса к обучению в вузе.
Метод или методология проведения работы. Анализ и синтез данных научной литературы по теме исследования; наблюдение, опросные методы, педагогическая диагностика; обобщение, систематизация.
Результаты. Проведенное исследование показало, что проблему адаптации первокурсников к образовательному процессу в вузе следует решать комплексно, и позволило выделить следующие взаимосвязанные аспекты адаптации, оказывающие влияние на формирование жизненного самоопределения студентов: социально-личностный, индивидуально-личностный и учебно-профессиональный. Выделенные и обоснованные в работе социально-педагогические условия (социально-личностная программа работы со студентами; факультативный курс «Учись учиться»; проведение учебного консультирования; применение рабочей тетради, учитывающей специфику учебной дисциплины и включающей систему упражнений, отвечающую принципу адаптивности и др.) позволяют обеспечить в комплексе социально-личностную, индивидуально-личностную и учебно-профессиональную адаптацию студентов к обучению в вузе.
Область применения результатов. Содержащиеся в работе положения и выводы позволят обеспечить существенное повышение эффективности учебно-воспитательного процесса первокурсников в адаптационный период и могут быть реализованы в практике образовательных учреждений высшего профессионального образования, а также в системе переподготовки и повышения квалификации работников образования.
Ключевые слова: первокурсники; социально-личностная; индивидуально-личностная и учебно-профессиональная адаптация; учебно-воспитательный процесс.
SOCIAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FIRST-YEAR STUDENTS' ADAPTATION
Chikina T.E., Kolarkova O.G.
Purpose: to define social-pedagogical conditions of constructing both learning and educational process which is sure to provide first-year students ' effective adaptation to studying at high school.
Methodology of research realization: both analysis and synthesis of scientific literature data concerning the research issue; surveillance, questionnaires, pedagogical diagnostics; generalization, systematization.
Results. The carried out research has shown that the problem of first-year students 'adaptation to educational process at high school should be solved in a complex. The research has given the possibility to highlight the following interrelated aspects of adaptation having an influence on the formation of students ' life self-determination: social-personal, individual-personal and educational-professional. The emphasized and proved social-pedagogical conditions (social-personalprogram of working with students; optional course «Study to study»; educational advising realization; the use of workbook taking into consideration the discipline specificity and consisting of exercises in accordance with adaptability principle and etc) allow to provide in a complex student ' social-personal, individual-personal and educational-professional adaptation to studying at high school.
Practical implications: both theses and findings given in this work are sure to provide substantial effectiveness increase of first-year students ' learning-educational process in their adaptation period, and can be realized in practice of high school system as well as in the systems of both re-training and advanced training.
Keywords: first-year students; social-personal, individual-personal and educational-professional adaptation; learning and educational process.
Введение
Современное педагогическое образование нацелено на ориентированность обучающегося в системах культурных ценностей, норм, правил и конструирование индивидуального неповторимого внутреннего духовного мира, развитие его творческого мышления. В этих условиях подготовка будущего специалиста требует новых подходов к процессу его профессионального становления, развития его личности, творческой индивидуальности, ценностного жизненного самоопределения. Выпускник вуза должен «обладать системой научно-технических знаний и
навыков, с учетом специфики будущей работы, а также быть готовым к постоянному обновлению знаний в соответствии с современными требованиями времени» [4, с. 42-48]. Особое значение в решении поставленных задач приобретает способность студентов к самоопределению в начальный период обучения в вузе.
Практический опыт работы в высшей школе показывает, что переход выпускника общеобразовательной школы в позицию студента связан с целым рядом проблем, получивших название «адаптация первокурсников» к обучению, к организации и осуществлению учебного процесса в вузе и приводящих к тому, что у студентов происходят нервные срывы, понижается успеваемость, что зачастую является причиной отчисления из вуза. Поэтому в первые месяцы обучения студентов в высшей школе преподавателю необходимо оказывать им серьезную помощь и поддержку. Задача адаптации - мобилизовать «ресурсы» первокурсника для ценностного жизненного самоопределения.
Проблема готовности и адаптации студентов к обучению в вузе является на сегодняшний день особенно актуальной, т.к. одна из основных целей современного образования состоит в развитии у студентов потребности в самообразовании и самоизменении.
Объектом нашего исследования является процесс адаптации студентов первого курса к образовательному процессу в вузе.
Обзор литературы. Многие авторы считают, что адаптация студентов происходит в течение всего их обучения в вузе. При этом все ученые, исследующие проблемы адаптации студентов к обучению в вузе, отмечают, что самым трудным является начальный этап адаптации, продолжающийся до первого месяца третьего семестра, когда у студентов еще доминируют предыдущие представления о вузе, этот этап приводит обычно к наибольшим потерям. Поэтому именно в этот период важно оказать помощь первокурсникам в решении названных выше проблем и сократить период адаптации.
В работах В.А. Сластенина установлено, что первый учебный год в вузе - «это особый этап социально-психологической адаптации студентов к новым условиям жизни и деятельности» [13, с. 84]. Ученый подчеркивает, что на характер и мотивацию учения сильнейшее влияние оказывает организация учебно-познавательной деятельности студентов-первокурсников. Отсутствие преемственности в формах и методах работы при переходе из школы в вуз создает препятствие для взаимопонимания студентов и преподавателей, вследствие чего процесс обучения не носит характера диалога, который необходим для эффективного развития личности студента. В психологическом плане это ведет к тому, что часть способных студентов теряет веру в свои силы, процесс адаптации замедляется.
Ф.В. Повшедная, исследуя проблемы профессионального самоопределения будущих специалистов, отмечает, что студенты, пришедшие сегодня в вуз, относятся к новому поколению, они независимы, свободно и откровенно высказывают свое мнение, открыты в диалоге с преподавателем, требуют уважения к своей позиции. Современные студенты с позиции рыночной экономики относятся к явлениям повседневной жизни и при этом ориентированы на здравый смысл и общечеловеческие ценности [11, с. 36]. В то же время, в исследованиях ученых (А.А. Вербицкий, Ф.В. Повшедная и др.) установлено, что, несмотря на такие серьезные изменения в студенческой среде, чаще всего студенты-первокурсники слабо знают себя, свои склонности, зачастую не уверены в том, нужна ли им та профессия, для обучения которой они пришли в вуз.
Результаты исследований С.А. Гапоновой показывают, что для большинства студентов первого курса адаптация к совершенно новым для них условиям жизни (ломка сложившегося динамического стереотипа в учебной деятельности, приспособление к другим условиям быта и пр.) - процесс болезненный. Помочь им в этом, снизить возможность возникновения негативных психических состояний, как отмечает С.А. Гапонова, является чрезвычайно важной задачей. «От того, как быстро пройдут адаптационные процессы, насколько легче вчерашний школьник сумеет выработать оптимальный режим учебной деятельности и навыки самостоятельной работы, будут во многом зависеть успех в учебе, подкрепление профессиональной мотивации студента, его первые шаги в науке и в целом уровень его подготовки как молодого специалиста» [5, с. 72].
Исследования, проведенные по данной проблеме учеными [3, 7-9, 12], показали, что формирование конкурентно способного специалиста связано с условиями жизнедеятельности, с образом жизни, поведением, моралью, с природными задатками личности, а также напрямую связано с тем, насколько успешно прошел процесс адаптации к новым условиям.
Впервые термин «адаптация» (приспособление) в общем философском контексте использовал Ч. Дарвин для описания поведения сложной открытой системы при нарушении гоме-остаза. Несмотря на многозначность понятия «адаптация» и различия в использовании его в разных науках, смысл этого понятия состоит в отражении основных закономерностей, обеспечивающих «существование и развитие различных систем при определенном взаимодействии внутренних и внешних условий их существования» [16, с. 32].
Содержание термина «адаптация к вузу» в различных исследованиях имеет физиологический, социальный, философский, психологический смысл.
Под адаптацией студента Л.К. Гришанов и В.Д. Цуркан понимают процесс приведения основных параметров его социальной и личностной характеристик в соответствие, в состояние динамического равновесия с новыми условиями вузовской среды как внешнего фактора по отношению к студенту. Говоря об адаптации, ученые имеют в виду не только взаимосвязь личности с широким кругом внешних обстоятельств, но и развитие студента, его саморазвитие [6, с. 3-17].
В педагогических исследованиях рассматриваются различные аспекты адаптации.
Под социальной адаптацией понимается как сам процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, так и результат указанного процесса. К примеру, показателями адаптации студента к условиям вуза в научной литературе считают формирование адекватного поведения, установление контакта с партнерами по группе и с преподавателями, овладение навыками учебной деятельности и другие. В работах некоторых авторов приводятся сведения о работе куратора как важной составляющей части учебно-воспитательного процесса [14], о необходимости проведения социально-психологических тренингов для преодоления барьеров социальной адаптации [10].
Второй аспект исследований адаптации - психологический - процесс приспособления студентов к изменяющимся ситуациям и к новой деятельности [5, 8, 10, 12]. Психологическая адаптация определяется активностью личности и выступает как единство аккомодации и ассимиляции.
Третий аспект исследований адаптации в педагогике - дидактический. Дидактическую адаптацию связывают с обеспечением преемственности в системе «школа-вуз», постепенным введением в сферу вузовской системы обучения (подготовка к новым формам, методам работы в высшей школе), выработкой самостоятельности в учебной и научной работе, формированием потребностей в самоконтроле, самообразовании и самовоспитании.
Отдельные ученые (В.Ю. Байдак, В.Н. Грибов и др.) выделяют всего два вида адаптации первокурсников: социально-психологическую и учебно-профессиональную.
В педагогической литературе выделяют следующие показатели социально-психологической адаптации:
1) неукоснительное и творческое следование режиму учения, труда и отдыха;
2) настойчивое стремление к овладению рациональными приемами учебных занятий -слушания и конспектирования лекций, работы с книгой, собранность, сосредоточенность, одинаково тщательная подготовка к занятиям по всем предметам;
3) посещение академических занятий в институте и активное участие в их работе;
4) своевременная и тщательная подготовка к академическим занятиям в институте;
5) воспитание силы воли, настойчивости, организованности, упорства в достижении поставленной цели;
6) формирование мотивов деятельности;
7) стремление к созданию дружного, целеустремленного и работоспособного студенческого коллектива.
Под учебно-профессиональной адаптацией первокурсников понимается «активное, творческое приспособление студентов нового приема к условиям высшей школы, в процессе которого у них складывается коллектив, формируются навыки и умения по рациональной организации умственной деятельности, призвание к избранной профессии, рациональный коллективный и личный режим труда, досуга и быта, система работы по профессиональному самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности» [2, с. 7].
Сопоставляя разные аспекты адаптации, а также определяющие их факторы, исследователи отмечают, что во многих случаях они коррелируют друг с другом.
Большинство исследователей утверждают, что процесс адаптации - управляемый процесс и успешность адаптации зависит от своевременной помощи педагогов в овладении студентами рациональной методикой учебного труда. Осваивая существующее наличное знание, студент превращает его характеристики в свои субъективные способности, профессиональную компетентность и творческую силу мышления [15, 23-27].
Довольно часто к решению проблемы адаптации студентов к обучению в вузе подходят через создание специальных центров довузовской подготовки абитуриентов. Также существует точка зрения, что адаптация к учебной деятельности в вузе, формирование общеучебных умений должны проходить в рамках специально разработанного курса.
Большинство исследователей данной проблемы подчеркивают низкий и ухудшающийся с каждым годом уровень сформированности учебных умений у студентов первого курса.
Ж.В. Арушанян выделяет следующие три группы умений, которые подлежат формированию и развитию: учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные. К наиболее важным учебным умениям для овладения содержанием экономических учебных дисциплин автор относит поиск необходимой информации, работу с текстом, электронными базами данных и Интернетом, кодирование и декодирование информации [1]. Мы разделяем точку зрения ученого, что формирование общеучебных умений должно осуществляться в единстве с формированием знаний и умений по предмету.
Итак, модернизация высшего профессионального образования, в том числе высшего педагогического образования, затрагивает все стороны учебно-воспитательного процесса в вузе и требует достижения нового качества педагогического образования. Приоритетными в подготовке будущего компетентного специалиста становятся саморазвитие, самообразование и самореализация личности. Фактором, во многом определяющим условия становления будущего специалиста, является начальный период обучения первокурсников в вузе, который во многом зависит от их адаптации как в социально-личностном, так и в индивидуально-личностном плане. Это период характеризуется сменой коллектива и отношениями, складывающимися в студенческой группе, новыми формами организации учебного процесса и контроля, к которым многие первокурсники оказываются неготовыми, нормами и установками, принятыми в педагогическом вузе, большим объемом новой информации в ходе изучения различных учебных дисциплин и увеличением доли самостоятельной работы студентов, к которой в большинстве своем они также не подготовлены. Отмечена тенденция пассивного отношения первокурсников к участию во внеучебных мероприятиях, не связанных с изучением профильных дисциплин. Все сказанное делает актуальным выявление различных проблем адаптации первокурсников к обучению в вузе и поиск путей в решении этих проблем.
Анализ научной литературы по проблемам адаптации первокурсников, новых требований к качеству подготовки педагога в условиях модернизации образования показал необходимость рассмотрения социально-личностной, индивидуально-личностной и учебно-профессиональной составляющих жизненного самоопределения студентов первого курса вуза как взаимосвязанных аспектов адаптации.
Постановка задачи
Проведенный анализ научной литературы, анализ причин, вызывающих к жизни проблему адаптации первокурсников к обучению в вузе, показал, что названную проблему следует решать в комплексе, и позволил выделить следующие взаимосвязанные аспекты адаптации первокурсников к образовательному процессу в вузе, оказывающие влияние на формирование жизненного самоопределения студентов: социально-личностный, индивидуально-личностный и учебно-профессиональный.
Дадим следующее рабочее описание.
Под адаптацией первокурсников к обучению в вузе мы будем понимать процесс и результат приспособления студентов к организации и осуществлению учебного процесса в вузе: к новой структуре (вуз, факультет, группа, кафедра), к новым формам и методам обучения и учебной
деятельности, к новой социальной среде (учебный коллектив студентов, коллектив преподавателей), к изучению конкретных учебных дисциплин [17].
Задача нашего исследования: выявить и обосновать социально-педагогические условия адаптации студентов первого курса к образовательному процессу в вузе.
Описание исследования
Проведенное нами исследование показывает, что процесс адаптации - сложный, синтетический процесс, реализуемый на основе взаимодействия различных компонентов. Это комплексное явление. Поэтому при изучении отдельных компонентов нельзя не учитывать всего многообразия форм и трудностей, влияющих на процесс адаптации в целом.
Социально-личностная составляющая жизненного самоопределения студента как аспект его адаптации отражает усилия личности по самореализации и саморазвитию в новой социальной среде, по становлению характера поведения относительно выработанных в вузе норм и установок, по определению своего отношения к социально-значимым и общечеловеческим ценностям.
Выявленные проблемы социально-личностного аспекта адаптации первокурсников к обучению в вузе требуют разработки социально-личностной программы адаптации, являющейся неотъемлемой частью системы воспитательной работы в вузе. Реализация такой программы должна быть ориентирована на активное включение первокурсников в различные виды деятельности (учебно-познавательная, спортивная, художественно-эстетическая, научно-исследовательская и др.).
Индивидуально-личностный аспект адаптации характеризует готовность студента к продолжению образования в вузе, связан с поиском личности ценностно-смыслового основания своей деятельности, включает ответственность и самостоятельность в принятии решений, оценку самого себя, своих возможностей и качеств, формирование общеучебных умений, лежащих в основе учебной деятельности в вузе, способность к рациональной организации труда и рефлексии.
Для решения проблем индивидуально-личностного аспекта адаптации необходима разработка соответствующей педагогической технологии обучения и факультативного курса, который должен раскрывать специфику обучения в педвузе, помогать первокурснику в формировании умений учиться (писать конспект лекций и реферат, готовиться к учебному занятию, к экзаменам, рационально распределять личное время и т.п.).
Учебно-профессиональный аспект адаптации первокурсника характеризуется мотиваци-онно-ценностным отношением студента к учению и будущей профессии, субъектностью сту-
дента в учебной деятельности, системой личностно и профессионально значимых знаний и качеств личности, способностью к рациональной организации умственной деятельности, формированием специальных предметных умений, необходимых для будущей профессиональной деятельности.
Для создания условий учебно-профессиональной адаптации первокурсников необходимо при проектировании учебно-воспитательного процесса учесть возможности структурирования содержания конкретных учебных дисциплин, важным представляется блочно-модульное структурирование содержания учебного материала, выявление в каждом модуле целей, конструирование и использование диагностических заданий на каждом этапе изучения нового модуля. Нужен отбор форм, методов и приемов обучения, способствующих усвоению содержания конкретной учебной дисциплины. В качестве средства для освоения учебной информации студентами перспективной может быть разработка печатной основы для представления учебного материала практического занятия в виде модулей.
С учетом деятельностного подхода учебно-воспитательный процесс должен проектироваться в соответствии с психологической структурой деятельности, включающей мотиваци-онный, операционно-познавательный и рефлексивно-оценочный этапы. На каждом из этих этапов студент должен выступать как субъект деятельности, осуществлять совместную деятельность с преподавателем и сокурсниками.
Системный и деятельностный подходы позволяют рассматривать адаптацию студентов к учебному процессу в вузе как основу успешности их учебно-познавательной деятельности.
В соответствии с личностно-ориентированным подходом учебно-воспитательный процесс в период адаптации студентов должен способствовать развитию целостной личности и быть направленным на становление студента как активного субъекта, реализующего себя в учебно-воспитательном процессе и в профессии.
Модульный подход, в сочетании с названными выше подходами, позволит обеспечить организационно-содержательную, процессуальную и инструментальную основу построения учебно-воспитательного процесса в период адаптации первокурсников к обучению в вузе.
Технологический подход при проектировании учебно-воспитательного процесса первокурсников призван обеспечить достижение базового уровня усвоения знаний, умения оперировать ими, что является необходимым условием учебно-профессиональной адаптации студентов к обучению в вузе, а также реализовать социально-личностную и индивидуально-личностную программы работы со студентами [19]. Для решения проблем адаптации первокурсников важным также становится смещение акцента с контроля на диагностику, на формирование
действий по самоконтролю и самооценке. В связи с этим необходима разработка адекватной системы диагностических заданий, средств оперативной диагностики, включающей контроль педагога, взаимо- и самоконтроль с учетом описания диагностических целей по каждому модулю [18, 21].
Поскольку основное назначение адаптации первокурсников состоит в создании условий, обеспечивающих качество подготовки студентов по учебной дисциплине, то организация и осуществление учебно-воспитательного процесса должны быть ориентированы на достижение поставленных целей, а используемые технологии - обеспечивать формирование тех свойств и качеств личности, которые были бы значимы для самого студента как потребителя качества. В этом смысле, технология адаптивного обучения должна конструироваться как педагогическая система, которая реализуется на практике в следующих направлениях:
1) включение первокурсников в различные виды деятельности по самореализации и саморазвитию в новой социальной среде, по определению своего отношения к социально-значимым и общечеловеческим ценностям; создание педагогического сопровождения студента (на основе использования сайта, меморандума, системы кураторской работы, установленной в вузе) (социально-личностный аспект адаптации);
2) формирование у первокурсников общеучебных умений, способности к рациональной организации труда, действий по самооценке, самоконтролю и рефлексии (индивидуально-личностный аспект адаптации);
3) включение студента как субъекта в учебную деятельность; формирование мотивацион-но-ценностного отношения первокурсника к учению и будущей профессии, системы личностно и профессионально значимых знаний и качеств личности (учебно-профессиональный аспект адаптации).
Рассмотрим кратко каждый из названных аспектов как составляющую адаптивного обучения и его реализацию в технологии.
Анализ исследований, посвященных социально-психологическим аспектам адаптации позволяет отметить, что студенту свойственно развивать в себе чувство собственного достоинства и значимости. Удовлетворение этих потребностей, основанное на объективной оценке его достижений, едва ли не кратчайший путь к позитивной мотивации обучения, росту знаний студента, его добросовестности. Студент желает достичь внутренней гармонии всех сторон своей жизни. Для этого, в свою очередь, необходимо трактовать процесс учения в вузе не только как сообщение определенных фактов науки, но и как деятельность, специально формирую-
щую способность творчески мыслить, чувствовать, оценивать, действовать, т.е. деятельность, направленную на выработку активной жизненной позиции будущего специалиста с высшем образованием.
Социально-личностные аспекты адаптации первокурсников в наибольшей степени могут быть оптимизированы путем целенаправленных педагогических воздействий. Психолого-педагогическая работа со студентами на первом курсе должна занимать не меньшую часть времени, чем организация процесса обучения, так как ее результаты напрямую влияют на качество обучения, и, следовательно, на степень социально-личностной адаптации.
Реализация социально-личностного аспекта адаптации в технологии должна осуществляться на основе специально разработанной социально-личностной программы работы с первокурсниками и включать целый ряд мероприятий, направленных на развитие личности студента, его социально-личностного, индивидуально-личностного и профессионального самоопределения.
В качестве примера приведем цели и задачи разработанной нами социально-личностной программы:
Цель программы - оптимизация процесса адаптации первокурсников к обучению в вузе, активизация процессов социально-личностного, индивидуально-личностного и профессионального самоопределения студентов, формирование коммуникативной культуры студентов.
Задачи программы
1. Расширение представлений студентов о своих правах и обязанностях, о культуре поведения, об истории и традициях вуза.
2. Приобщение к общественной жизни факультета, вуза; формирование коллектива группы, курса.
3. Определение степени активности первокурсников в различных мероприятиях (научных, духовно-нравственных, патриотических, художественно-эстетических, трудовых и спортивных, а также ориентированных на профессиональную деятельность).
4. Формирование понимания общественной значимости выбранной профессии, потребности у обучающихся в самопознании и саморазвитии профессионально важных личностных качеств.
5. Формирование мотивации самообразования студентов, навыков информационной, коммуникативной и учебной культуры.
6. Организация интеграции содержания социально-личностной программы с содержанием занятий факультатива «Учись учиться», направленного на формирование общеучебных уме-
ний студентов, с целью активизации процессов социально-личностного, индивидуально-личностного и профессионального самоопределения студентов.
Система внеучебной деятельности на факультете должна строиться с учетом ряда принципов: прежде всего это принцип инициативы и самостоятельности, который требует, чтобы в ходе организации работы в полной мере учитывались пожелания самих ее участников, были созданы условия для участия большинства первокурсников в планировании, подготовке и проведении факультетских и общеуниверситетских праздников и мероприятий. Система кураторской работы, осуществляемая в вузе, также направлена на адаптацию первокурсников, вовлечение их в активную учебную и общественную деятельность, на развитие у студентов ценностных профессиональных ориентаций. С целью выявления творческого потенциала студентов первого курса, имеющихся навыков творческой деятельности, потребности в образовательных услугах проводится анкетирование.
Для обеспечения индивидуально-личностной адаптации первокурсника в разработанной нами технологии адаптивного обучения [20, с. 143-144] предусмотрено проведение специального факультативного курса, направленного на формирование готовности первокурсников к обучению в вузе. Факультативный курс «Учись учиться» ориентирован на рассмотрение особенностей учебного процесса в вузе, рациональную организацию собственной учебной деятельности в вузе и т.п. В программе этого курса выделяют следующие модули: 1) Специфика учебного процесса в вузе - 3 ч.; 2) Что значит учить себя учиться? - 3 ч.; 3) Обучение как коммуникативный процесс - 2 ч.; 4) Развитие самоконтроля и саморегуляции - 2 ч.
Содержание этих модулей, используемые формы, методы и средства, способствуют индивидуально-личностной адаптации первокурсников.
При разработке технологии адаптивного обучения первокурсников большое внимание уделяется обеспечению учебно-профессиональной адаптации, связывая это аспект со спецификой изучения конкретных учебных дисциплин в педвузе.
Анализ идей и положений об адаптации первокурсников, о реализации модульного подхода к обучению позволяет высказать предположение о необходимости изменения традиционной структуры практического занятия по конкретной учебной дисциплине. К числу структурных компонентов занятия должны быть отнесены: входная диагностика; обсуждение ее результатов и постановка учебных задач; самостоятельная работа студентов по решению типовых задач, представленных на специальных бланках (в материалах с печатной основой); диагностика на «выходе» из темы; индивидуальная работа с некоторыми студентами на фоне самостоятельно работающей группы.
Одним из основных дидактических средств учебно-профессиональной адаптации первокурсников является рабочая тетрадь, обеспечивающая активную учебно-познавательную деятельность студентов, отражающая логику изучения конкретной учебной дисциплины и диагностику усвоенных достижений [22, с. 137-140].
В рабочей тетради каждая работа соответствует этапам учебно-познавательной деятельности и состоит из трех частей: мотивационно-ориентировочной, теоретической и рефлексивно-оценочной. Мотивационно-ориентировочная часть позволяет включать первокурсников в постановку целей и учебных задач занятия, актуализировать знания студентов; теоретическая часть направлена на формирование у первокурсников системы научных знаний, предметных и профессионально-значимых умений; рефлексивно-оценочная часть способствует формированию самоконтроля, самооценки, рефлексии студентов, выявлению смысла выполненной работы.
В соответствии с названными частями в рабочей тетради представлены упражнения, позволяющие актуализировать прошлый опыт студентов и создавать положительную учебную мотивацию; группы заданий, обеспечивающие поэтапное формирование умений и позволяющие включать студентов в деятельность по «открытию» нового приема, способа решения, по формулировке учебных задач практического занятия; ключевые задачи темы и упражнения, направленные на осознанное усвоение определений, содержащих кванторы; задания, направленные на формирование грамотной математической речи, действий самоконтроля и самооценки, способности к рефлексии.
Выделенные группы задач, заданий и упражнений объединяются в работы, которые определяют структуру рабочей тетради и удовлетворяют следующим требованиям. В рабочую тетрадь в обязательном порядке необходимо включить работы, предназначенные для обобщения и систематизации усвоенных знаний; раскрытия смысла базовых понятий учебной дисциплины; самостоятельного изучения студентами отдельных учебных тем; осуществления оперативной диагностики на каждом этапе практического занятия и при выполнении домашнего задания.
Анализ модульного подхода к обучению, с точки зрения адаптации студентов, позволяет обратить внимание на идею привлечения тьютеров. Тьютерами в качестве наставников и помощников преподавателя привлекают старшекурсников для проведения внеаудиторных контрольных мероприятий. Такая форма сотрудничества первокурсников и старшекурсников на завершающем этапе изучения очередного модуля названа учебным консультированием [20, с. 226-232].
Заключение
Таким образом, можно выделить следующие социально-педагогические условия, обеспечивающие в комплексе социально-личностную, индивидуально-личностную и учебно-профессиональную адаптацию первокурсников к обучению в вузе:
■ построение социально-личностной программы работы со студентами, реализация которой должна быть ориентирована на включение первокурсников в различные виды деятельности, способствовать формированию у них черт характера активной и целеустремленной личности, сознательно относящейся к учению и участвующей в общественной жизни вуза;
■ подготовка листовок, тетрадей для первокурсников, которые позволяют ознакомиться со структурой вуза, людьми, организующими учебный процесс;
■ разработка специального факультативного курса «Учись учиться», который должен раскрывать специфику обучения в вузе, помогать первокурснику в дидактическом плане;
■ памятка первокурснику о рейтинговой системе;
■ конструирование практических занятий по конкретной учебной дисциплине в соответствии с выделенными выше структурными компонентами;
■ создание системы упражнений для каждого этапа занятия, учитывающей специфику учебной дисциплины и отвечающей основным общедидактическим принципам и принципу адаптивности;
■ использование рабочей тетради как средства учебно-профессиональной адаптации первокурсников;
■ проведение учебного консультирования студентов первого курса с привлечением старшекурсников;
■ построение образовательного процесса в вузе на основе системного, деятельностного, личностно-ориентированного, технологического и модульного подходов, интеграция которых позволяет представить образовательный процесс в вузе как сложную педагогическую систему, системообразующей категорией которой выступает адаптация первокурсников к обучению в вузе.
Список литературы
1. Арушанян Ж.В. Методика формирования учебных умений студентов профессионального
колледжа: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2004. 21 с.
2. Байдак В.Ю. Содержание и методика адаптационной подготовки студентов - первокурсни-
ков математических специальностей вузов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Орел, 2000. 24 с.
3. Белых И.Л., Шилова М.И. Формирование конкурентоспособности выпускника вуза // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. Вып. 4(94). С. 39-45.
4. Булгакова М.В. Гуманитарно-ориентированный подход в подготовке студентов ЮУПИ к исследованиям // Вестник Южно-Уральского профессионального института. 2012. Т. 7. № 1. С. 42-48.
5. Гапонова С.А. Функциональные психические состояния студентов в образовательном пространстве высшей школы. - Н. Новгород: НГПУ: Изд-во ВВАГС, 2004. 198 с.
6. Гришанов Л.К., Цуркан В.Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу. -Кишинев: Штигенца, 1990. С. 3-17.
7. Гурова И.Г. Основные детерминанты успешной адаптации учащейся молодежи в вузе // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. № 1. С. 327-336.
8. Жилина Л.Я. Организация психолого-педагогического сопровождения студентов-первокурсников на этапе их адаптации к условиям вуза // Концепт. 2013. № 5. С. 1-6.
9. Земцова Е.М. Адаптация студентов младших курсов к вузу как основа будущей конкурентоспособности специалиста // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2012. № 26. С. 146-148.
10. Климова Е.К., Помазина О.А. Социально-психологический тренинг как технология преодоления барьеров адаптации // Высшее образование в России. 2015. № 5. С. 115-119.
11. Повшедная Ф.В. Методологические основы профессионального самоопределения будущего учителя. - Н. Новгород: НГПУ, 2002. 166 с.
12. Седин В.И., Леонова Е.В. Адаптация студента к обучению в вузе: психологические аспекты // Высшее образование в России. 2009. № 7. С. 83-89.
13. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. - М.: Просвещение, 1976. 160 с.
14. Толстоухова И.В. Адаптация первокурсников к студенческой жизни // В мире научных открытий. - Красноярск: ООО «НИЦ», 2015. № 1.1 (61). С. 683-692.
15. Толстых Ю.И. Критерии оценки успешности адаптации студентов-первокурсников в вузе // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2011. № 4 (20). С. 137-142.
16. Философские проблемы адаптации / Под ред. В.И. Царегородцева. - М.: Мысль, 1975. 346 с.
17. Чикина Т.Е. Адаптивное обучение первокурсников // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 143-145.
18. Чикина Т.Е. Преподавание математического анализа в условиях модернизации высшего образования // Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. - Киров: Изд-во ВЯТГГУ, 2010. Вып. 12. С. 240-246.
19. Чикина Т.Е. Технологический подход к обучению математическому анализу студентов первого курса педагогического вуза // Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. - Киров: Изд-во ВЯТГГУ, 2009. Вып. 11. С. 242-247.
20. Чикина Т.Е. Технология адаптивного обучения студентов первого курса - будущих учителей математики: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2009. 343 с.
21. Чикина Т.Е. Учебное консультирование по математическому анализу как элемент модульного обучения // Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. - Киров: Изд-во ВЯТГГУ, 2008. Вып. 10. С. 226-232.
22. Чикина Т.Е. Учебно-профессиональная адаптация первокурсников // Высшее образование в России. 2007. № 12. С. 137-140.
23. Caparrini B.R. Labales: Motivation from the very first day // English Teaching Forum. 1995. Vol. 33. № 2. Рр. 47-48.
24. Davis C.A. Portrait of the Creative Person // The Educational Forum Volume. 1995. Vol. 59 (4). Рр. 423-429.
25. Fugelova T.A. Training future specialists in professional adaptation skills, ways of self-development and career planning // Tyumen State University Herald. № 9. Pedagogics. Psychology. 2012. Рр. 57-63.
26. Goleman D. Emotional intelligence. - New York: Bantam Books. 2005. 358 p.
27. Wegener B. Job mobility and social ties: social resources, prior job, and status attainment // American social review. 1991. Vol. 56. № 1. Febr. Pр. 60-71.
References
1. Arushanyan J.V. Metodika formirovaniya uchebnih umenii studentov professionalnogo kolledja [The formation method of professional college students' learning skills]: Avtoref. dis. ...kand. ped. nauk. [Abstract of cand. ped. diss.]. - М., 2004. 21 p.
2. Baidak V.Yu. Soderjanie i metodika adaptacionnoi podgotovki studentov - pervokursnikov matematicheskih specialnostei vuzov [Both contents and method of adaptation training first-year students getting mathematical specialties at high schools]: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. [Abstract of cand. ped. diss.]. - Orel, 2000. 24 p.
3. Belih I.L., Shilova M.I. Formirovanie konkurentosposobnosti vipusknika vuza [Formation of a high school graduate's competitive ability] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Tomsk state pedagogical university]. 2010. Iss. 4(94). Pp. 39-45.
4. Bulgakova M.V. Gumanitarno-orientirovannii podhod vpodgotovke studentov YuUPI k issledo-vaniyam [Humanitarian-oriented approach to training students of SUPI for research] // Vestnik Yujno_Uralskogo professionalnogo institute [Bulletin of South-Uralian professional institute]. 2012. Vol. 7. № 1. Pp. 42-48.
5. Gaponova S.A. Funkcionalniepsihicheskie sostoyaniya studentov v obrazovatelnomprostranstve visshei shkoli [Students' functional psychic states in educational surroundings of high school]. -N. Novgorod: NSPU: Publ.VVASS, 2004. 198 p.
6. Grishanov L.K., Curkan V.D. Sociologicheskie problemi adaptacii studentov mladshih kursov [Sociological problems of students' adaptation taking junior courses]. - Kishinev: Shtigenca, 1990. Pp. 3-17.
7. Gurova I.G. Osnovnie determinanti uspeshnoi adaptacii uchascheisya molodeji v vuze [Basis determinants of high school students' adaptation] // Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnie nauki [Proceedings of Tula state university. Humanities]. 2013. № 1. Pp. 327336.
8. Jilina L.Ya. Organizaciya psihologo-pedagogicheskogo soprovojdeniya studentov-pervokursnikov na etape ih adaptacii k usloviyam vuza [Psychological-pedagogical maintenance organization of first-year students on the stage of their adaptation to high school conditions] // Concept. 2013. № 5. Pp. 1-6.
9. Zemcova E.M. Adaptaciya studentov mladshih kursov k vuzu kak osnova buduschei konkurentosposobnosti specialist [Junior course students' adaptation to high school as the basis of their future competitive ability] // Vestnik Yujno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ob-razovanie. Pedagogicheskie nauki [Bulletin of South-Uralian state university. Series: Education. Pedagogical sciences]. 2012. № 26. Pp. 146-148.
10. Klimova E.K., Pomazina O.A. Socialno-psihologicheskii trening kak tehnologiya preodoleniya barerov adaptacii [Social-psychological training as the technology of overcoming adaptation difficulties] // Visshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2015. № 5. Pp. 115-119.
11. Povshednaya F.V. Metodologicheskie osnovi professionalnogo samoopredeleniya buduschego uchitelya [Methodological foundations of a future teacher's professional self-determination]. -N. Novgorod: NSPU, 2002. 166 p.
12. Sedin V.I., Leonova E.V. Adaptaciya studenta k obucheniyu v vuze:psihologicheskie aspekti [Student's adaptation to studyng at high school] // Visshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2009. № 7. Pp. 83-89.
13. Slastenin V.A. Formirovanie lichnosti uchitelya sovetskoi shkoli vprocesse professionalnoi pod-gotovki [Soviet school teacher's personality formation in th process of his professional training]. - M.: Education, 1976. 160 p.
14. Tolstouhova I.V. Adaptaciyapervokursnikov k studencheskoi jizni [First-year students' adaptation to student life] // V mire nauchnih otkritii [In the world of scientific discoveries]. - Krasnoyarsk: OOO «SIC», 2015. № 1.1 (61). Pp. 683-692.
15. Tolstih Yu.I. Kriterii ocenki uspeshnosti adaptacii studentov-pervokursnikov v vuze [Evaluation criteria of first year students' successful adaptation at high school] // Izvestiya visshih uchebnih zavedenii. Povoljskii region. Gumanitarnie nauki [Proceedings of higher educational institutions. Volga region. Humanities]. 2011. № 4 (20). Pp. 137-142.
16. Filosofskie problemi adaptacii [Philosophical problems of adaptation] / Ed. by V.I. Caregorod-ceva. - M.: Idea , 1975. 346 p.
17. Chikina T.E. Adaptivnoe obucheniepervokursnikov [First-year students' adaptive learning] // Visshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2009. № 6. Pp. 143-145.
18. Chikina T.E. Prepodavanie matematicheskogo analiza v usloviyah modernizacii visshego obra-zovaniya [Mathematical analysis teaching in the conditions of higher education modernization] // Matematicheskii vestnik pedvuzov i universitetov Volgo-Vyatskogo regiona [Mathematical bulletin of both pedagogical high schools and universities in Volga-Vyatsky region]. - Kirov: Publ. VYTSHU, 2010. Iss. 12. Pp. 240-246.
19. Chikina T.E. Tehnologicheskii podhod k obucheniyu matematicheskomu analizu studentov per-vogo kursa pedagogicheskogo vuza [Technological approach to teaching first-year students of pedagogical high school mathematical analysis] // Matematicheskii vestnik pedvuzov i univer-sitetov Volgo-Vyatskogo regiona [Mathematical bulletin of both pedagogical high schools and universities in Volga-Vyatsky region]. - Kirov: Publ. VYTSHU, 2009. Iss. 11. Pp. 242-247.
20. Chikina T.E. Tehnologiya adaptivnogo obucheniya studentovpervogo kursa - buduschih uchitelei matematiki [The technology of adaptive teaching first-year students-future Maths teachers]: Dis. ... kand. ped. Nauk [Cand. ped. diss.]. - M., 2009. 343 p.
21. Chikina T.E. Uchebnoe konsultirovanie po matematicheskomu analizu kak element modulnogo obucheniya [Educational advising in mathematical analysis as an element of module reacing] // Matematicheskii vestnik pedvuzov i universitetov Volgo-Vyatskogo regiona [Mathematical bulletin of both pedagogical high schools and universities in Volga-Vyatsky region]. - Kirov: Publ. VYTSHU, 2008. Iss. 10. Pр. 226-232.
22. Chikina T.E. Uchebno-professionalnaya adaptaciya pervokursnikov [First-year students' educational-professional adaptation] // Visshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2007. № 12. Pр. 137-140.
23. Caparrini B.R. Labales: Motivation from the very first day [English Teaching Forum]. 1995. Vol. 33. № 2. Pр. 47-48.
24. Davis C.A. Portrait of the Creative Person [The Educational Forum Volume]. 1995. Vol. 59 (4). Pр. 423-429.
25. Fugelova T.A. Training future specialists in professional adaptation skills, ways of self-development and career planning [Tyumen State University Herald. Pedagogics. Psychology]. 2012. № 9. Pр. 57-63.
26. Goleman D. Emotional intelligence [New York: Bantam Books]. 2005. 358 p.
27. Wegener B. Job mobility and social ties: social resources, prior job, and status attainment [American social revie]. 1991. Vol. 56. № 1. Febr. Pр. 60-71.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Чикина Татьяна Евгеньевна, доцент кафедры математики, информатики и информационных технологий, кандидат педагогических наук Нижегородская академия МВД России
Анкундиновское шоссе, д. 3, г. Нижний Новгород, 603600, Россия
e-mail: [email protected]
SPIN-код в SCIENCE INDEX: 2885-7570
Коларькова Оксана Геннадьевна, доцент кафедры языкознания и иностранных языков, кандидат педагогических наук
Приволжский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»
Проспект Гагарина, д. 17 А, г. Нижний Новгород, 603022, Россия
e-mail: [email protected]
SPIN-код в SCIENCE INDEX: 2119-4200
DATA ABOUT THE AUTHORS
Chikina Tatiana Evgenyevna, docent department of mathematics, informatics and IT technologies, Candidate of Pedagogy
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia 3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950, Russia e-mail: [email protected]
Kolarkova Oxana Gennadievna, docent department of the language study and foreign languages department, Candidate of Pedagogy
Privolzky branch of FSBEIHE (Federal state budgetary educational institution of higher education «Russian state university of justice», the city of Nizhny Novgorod 17A, Gagarinaprospekt, Nizhny Novgorod, 603022, Russia e-mail: [email protected]