Научная статья на тему 'Творческая образовательная среда как эффективное условие подготовки будущих учителей'

Творческая образовательная среда как эффективное условие подготовки будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1999
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / РАЗВИВАЮЩАЯ ТВОРЧЕСКАЯ СРЕДА / PEDAGOGICAL SKILL / DEVELOPING CREATIVE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перепелкин Валерий Викторович

Повышение эффективности формирования и развития педагогического мастерства осуществляется за счет создания развивающей творческой среды, обладающей определенными свойствами. Для процесса обучения технологии необходимы дополнительные свойства среды: политехничность, производственная направленность, креативность, материальность, безопасность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS THE EFFECTIVE CONDITION OF PREPARATION OF FUTURE TEACHERS

Increase of efficiency of formation and development of pedagogical skill is carried out at the expense of creation of the developing creative environment possessing properties. Additional properties of environment for process of training of technology are necessary: polytechnology, industrial orientation, creativity, materiality, safety

Текст научной работы на тему «Творческая образовательная среда как эффективное условие подготовки будущих учителей»

УДК 378.14

ТВОРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Перепелкин Валерий Викторович аспирант

Шуйский государственный педагогический университет, Россия

Повышение эффективности формирования и развития педагогического мастерства осуществляется за счет создания развивающей творческой среды, обладающей определенными свойствами. Для процесса обучения технологии необходимы дополнительные свойства среды: политехничность, производственная направленность, креативность, материальность, безопасность

UDC 378.14

CREATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS THE EFFECTIVE CONDITION OF PREPARATION OF FUTURE TEACHERS

Perepelkin Evgeniy Valerevich postgraduate student

Shuya State Pedagogical University, Russia

Increase of efficiency of formation and development of pedagogical skill is carried out at the expense of creation of the developing creative environment possessing properties. Additional properties of environment for process of training of technology are necessary: polytechnology, industrial orientation, creativity, materiality, safety

Ключевые слова: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ Keywords: PEDAGOGICAL SKILL, DEVELOPING

МАСТЕРСТВО, РАЗВИВАЮЩАЯ ТВОРЧЕСКАЯ CREATIVE ENVIRONMENT

СРЕДА

Цивилизованный мир ХХТ века переживает кардинальные изменения в сфере образования. Ведущей тенденцией педагогики III тысячелетия признана ориентация на личностное начало человека. В соответствии с парадигмой личностно-развивающей ориентации образования его приоритетной целью и критерием эффективности становится развитие личностного потенциала индивида, что также актуально и для профессионального обучения. В новой социальной ситуации в России на фоне глобализации и экологизации мышления, демократизации общества и становления открытой рыночной экономики, гуманизации и информатизации всех сторон жизни общества сфера высшего профессионального образования претерпевает существенные изменения. Так, определяя приоритеты высшей школы, специалисты ведут речь о необходимости дать выпускнику вуза профессиональные знания, умения, навыки на современном научном уровне по важнейшим разделам профессионального обучения; вооружить опытом постоянного

наращивания своей компетентности, самосовершенствования в области избранной специальности; создать условия для личностного роста и развития творческой личности.

Формирование личностной сферы специалиста осуществляется под влиянием не только целенаправленного образовательного процесса, но и специфической профессиональной среды, в которой он оказывается, обучаясь в высшей школе. Среда рассматривается исследователями в качестве обобщенного, совокупного, объединенного, целостного фактора развития личности, играющего определяющую роль в модификации поведения, которое развертывается как следствие «запланированных факторов среды» (Б.Ф. Скиннер).

Анализ научных исследований в области педагогики, психологии, философии, социологии, культурологи, экологии свидетельствует о том, что среда признаётся одним из ведущих факторов развития личности. В историческом аспекте представление о значимости средовых факторов для развития личности претерпело изменения: от приоритета средовой детерминации развития индивида (18-19-й века), в соответствии с которой «мы лишь то, что делают из нас окружающие предметы» (К. Гельвеций), до господства концепции воспитания как «управляемого развития», в котором, якобы, сведены до минимума все случайные факторы (20-й век). Вопрос влияния среды, как одного из факторов социализации индивида и предпосылки его развития, казалось уже однажды решенный, вновь вызывает интерес исследователей.

Возникший вновь интерес к феномену среды во многом объясняется изменением самой окружающей человека среды и разработкой систем личностно-ориентированного образования. Последнее обусловило становление понятия «ситуация», обозначающего совокупность факторов, детерминирующих развитие. Ситуация развития личности является выражением «средовой» природы личностной социализации индивида, при

котором меняется подход к управлению процессами развития и саморазвития личности: педагогическое взаимодействие осуществляется не через предметную деятельность, как это имеет место при развитии понятийного мышления, умственных действий и т.п., а через создание определенной среды, в которой развертываются жизненно значимые ситуации и события, востребующие проявление и развитие личности, Этим обусловлена актуальность проблемы проектирования и реализации возможностей образовательных сред (средовых условий) развития личности как ресурса качества образования. Особенно это значимо для исследования возможностей профессионально-ориентированной среды, в которой оказывается студент учреждения высшего образования.

Воздействие среды на развитие человека рассматривалось как в трудах классиков зарубежной педагогики - К.А. Гельвеция, Я.А. Коменского, Р. Оуэна, Ж.Ж. Руссо и др., так и в работах отечественных педагогов и общественных деятелей П.Ф. Каптерева, О.Б. Крупениной, Л.Н. Толстого, В.П. Шульгина и др. Большое внимание к разработке вопросов взаимосвязи среды и образовательного процесса уделялось в советской педагогике Н.Н. Иорданским, Н.К. Крупской, А.В. Луначарским, С.С. Моложавым, А.П. Пинкевичем, С.Т. Шацким, и др., а также в более поздних работах Е.А. Аркина, Г.С. Костюка, О.П. Околелова.

Специфика образовательной среды и различные аспекты средовой проблематики нашли отражение в трудах Д.Б. Беляева, В.С. Библера, В.Г. Бочаровой, Ю.С. Бродского, Р.Б. Вендровской, Н.А. Вьюновой, Н.А. Ветлугина, В.Г. Воронцова, З.А. Галагузовой, С.Д. Дерябко, М.М. Князевой, В.А. Козырева, Н.Б. Крыловой, Т.Н. Мальковской, Ю.С. Майнулова, Л.И. Новиковой, В.А. Петровского, В.З. Равкина, П.И. Рокитинского, В. Д. Семенова, М.М. Скаткина, В.И. Слободчикова, Ю.В. Сычёва, Ф.А. Фрадкина, Р.Х. Шакурова, В.А. Ясвина. Новые аспекты проблемы выявлены в исследованиях «дидактических компьютерных

сред» (Е.В. Данильчук, А.М. Коротков, А.В. Петров), «этнокультурных сред» (Г.Н. Волков, О.Д. Мукаева, А.Б. Панькин) и др.

Историографический анализ показывает, что проблема образовательной среды рассматривалась многоаспектно: в контексте гуманизации среды (Е.Н. Шиянов) и взаимодействия разных типов сред (Н.А. Вьюнова); выявлялись способы конструирования сред с различной направленностью - на развитие одаренности (Н.О. Гафурова), с поликультурной (О.В. Гукаленко) и профессиональной (Т.В. Черникова) направленностью; разрабатывалось создание комфортной, адаптивной, диалогической (С.В. Белова) и др. сред. Специально обсуждалась методология средового подхода (Ю.С. Мануйлов, В.В. Сериков). Однако, несмотря на значительное число научных публикаций по отдельным аспектам проблемы педагогического потенциала среды, её функций и структуры, многие существенные вопросы остаются нерешенными, среди них и вопрос об образовательной среде вуза как профессионально - и личностно-развивающего феномена. По сути, нет специальных работ, раскрывающих роль образовательной среды вуза в развитии профессионализма и личности будущего специалиста.

Науки, изучающие природу, технику, человека (из последних, особенно, философия, экология) не обходят вниманием влияние среды на человека. Однако правомерно ли рассматривать среду как педагогический феномен? Вероятно да, если удастся обосновать возможности целенаправленного проектирования и реализации потенциала среды в поддержке личностно-профессионального становления специалиста.

Исследовать среду как педагогический феномен - значит, выявить ее специфические возможности как источника профессионального и личностного опыта, стимулов самореализации будущего специалиста в профессионально значимых общностях и др. Современный этап научно-педагогических исследований характеризуется ориентацией на

целостность и системность в оценке факторов личностного и профессионального роста специалиста, что необходимо побуждает обратиться и к средовым феноменам.

Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен представляет собой развивающийся континуум пространственно-временных, социально-культурных, деятельностных, коммуникативных, информационных и др. факторов, которые предстают как целенаправленно создаваемые и спонтанно возникающие условия взаимодействия развивающейся личности и объективного мира высшей школы. Это взаимодействие проявляется в форме ситуаций-событий, возникающих в сферах деловых и межличностных контактов, творческих структур научно-педагогических школ, предметно-пространственного и информационного окружения, интегрирующим началом которых является обеспечение личностно-профессионального становления будущих специалистов. Образовательная среда вуза выступает необходимым компонентом целостного механизма профессиональной социализации, источником коллизий, жизненно-профессиональных ситуаций, обеспечивающих вхождение студентов в образ жизни, мышления и профессионального поведения специалиста.

Множественность сред, в которых пребывает формирующаяся личность студента, структурированы в средовое пространство, в котором различные типы сред вносят специфический вклад в профессионально-личностное развитие специалиста. Виды сред в учреждении высшего профессионального образования целесообразно типологизировать: по их функциям в профессионально-личностном развитии специалиста; по адекватности профилю образовательного учреждения; по организационно-деятельностным структурам, представленным в среде; по масштабу вовлечённых в средовую «нишу» участников; по структурно-качественным характеристикам, отражающим взаимодействие средовых

факторов с содержательными и процессуальными характеристиками образования. Тенденции развития высшей школы свидетельствуют о приоритетном значении сред, активизирующих потенциал творчества, компетентности и конкурентоспособности студентов.

Методологическая функция средового подхода состоит в его назначении как инструмента исследования и использования в педагогических целях таких факторов развития личности, которые выходят за рамки возможностей их преднамеренного конструирования и управления ими и даны как объективные предметы и обстоятельства, влияние которых, опосредовано педагогическим «управлением через среду» и избирательностью самой формирующейся личности. Средовой подход можно представить как совокупность исследовательских процедур, включающих: выявление факторов, создающих доминату развития личности и, соответственно, тип среды; установление взаимовлияния организованного обучения и средовых условий, порождающих вариативные модели поведения и развития студентов; проектирование оптимальной композиции коммуникативных, информационных, учебных, творческих, досуговых сред.

Анализ состояния студентов в образовательной среде, их взаимодействия на уровне восприятия, познавательно-профессиональной деятельности, а также учёт психолого-педагогических особенностей студенчества приводит к выводу о разноплановом влиянии среды на развитие и саморазвитие личности студента и необходимости учёта средовых факторов (управляемых и неуправляемых) и многообразия сред, обеспечивающих развитие студента как личности и профессионала. Образовательная среда влияет и на реализацию личностно-профессионального потенциала и преподавателя, о чём свидетельствует выполненный на противопоставительной основе анализ её воздействия. Значение образовательной среды для саморазвития обеспечивается,

прежде всего, взаимосвязью с индивидуальным опытом студента и преподавателя и соотнесенностью с их жизненным контекстом. Представление о личностно-смысловом восприятии человеком образовательной среды вуза служит основанием для выделения и реализации присущих ей функций: интегративной, адаптивной, социокультурной, личностно-профессионального развития и саморазвития индивида.

В качестве признаков эффективного влияния среды образовательного учреждения на развивающуюся личность специалиста могут быть выделены: 1) принятие студентом образовательного учреждения с его функциональными, предметно-рекреационными и эстетическими характеристиками, предоставляющими возможности профессионального и межличностного общения как субъективно значимого аттрактивного пространства и переживание своего пребывания в нем в виде чувств привязанности, комфортности, принадлежности к «своему» духовно-профессиональному сообществу; 2) полнота (разносторонность) вхождения в среду, открытие для себя возможностей самореализации в учебной, информационной, профессиональной сферах вуза, сфере межличностного общения различного уровня - от эпизодического партнерства до ценностно-ориентационного события, дружбы и любви; 3) определение для себя устойчивой сферы взаимодействия - лаборатории, секции, клуба, «команды», которая выступает как, своего рода, референтная группа, обеспечивающая открытое, творческое, неформальное общение и саморазвитие; 4) отношение к среде образовательного учреждения как к источнику дополнительного профессионального и личностного опыта, присутствие которого в известной степени «достраивает» образование до целостности.

Образовательная среда высшего учебного заведения представляет собой педагогический феномен сложной природы, многокомпонентный и

многофакторный. Она выступает как целостность, имеющая три структурных уровня организации:

• образовательная среда как динамическая целостность, интегрирующая взаимодействия пространственных отношений архитектурной, материально-технической, социокультурной (гуманитарной), информационной, педагогической сред;

• образовательная среда как совокупность выстроенных по концентрическому принципу компонентов: образовательная среда кафедры, факультета, среда обучения курса, группы, среда учреждения, в котором реализуется производственная практика;

• образовательная среда вуза как духовная общность, возникающая в межсубъектном взаимодействии и способствующая профессионально-личностному становлению будущего специалиста. Причём своеобразным стержнем образовательной среды являются ценностная общность и традиции вуза.

Технология работы кафедры по проектированию и созданию образовательной среды как системы условий профессионально-личностного развития и саморазвития студентов включает два стратегических направления - развития структур среды, позволяющих студенту реализовать свою индивидуальность, и воспитание средоактивной позиции самого студента. В результате эта система деятельности кафедры предстает как социальная педагогическая технология, обеспечивающая: 1) формирование у студентов чувства принадлежности к духовно-профессиональному сообществу университета; 2) выработку кафедрой своей профессионально-этической позиции, создание системы презентации профессиональных ценностей и образцов деятельности; 3) создание разнообразных структур и сфер деятельности (общественных лабораторий, научных обществ, клубов по интересам, проектных команд, ВНИКов и др.), позволяющих студентам реализовать

свои профессиональные и духовные запросы в среде кафедры; 4) актуализация возможностей неформальных встреч преподавателей и студентов, доверительных отношений, включения студентов в творческую лабораторию преподавателя; 5) создании открытой и доступной студентам информационной базы кафедры; 6) разработка и реализация на кафедре различных моделей самостоятельной учебно-проектной деятельности; 7) культивирование атмосферы тьютерства, сопровождения и поддержки студентов при высоком уровне требовательности и компетентности преподавателей.

Проектирование ситуации личностного развития как средового феномена отличается от создания учебных ситуаций на основе постановки предметных задач, поскольку основывается на включении студентов в многообразные средовые контакты, расширяющие пространство жизнедеятельности студентов, имитирующие с большей степенью полноты мир будущей профессии и обеспечивающие сознательный выбор ими образа жизни в профессиональной среде, круга общения, образцов отношения к профессии, на которые будет ориентироваться формирующийся специалист. Включение в вузовскую среду уже на начальном этапе обучения обеспечивает профессионально-личностное развитие студента в направлении освоения специфического образа жизни «в профессиональной среде». Личностный рост и развитие творческой личности являются результатом интегрированного воздействия образовательного процесса и среды развивающего типа. В основе психологического механизма влияния среды на становление специалиста лежит актуализация ценностной ориентировки в многообразии информационных потоков, этических образцов, моделей самореализации, выбор референтной группы, выявление своей профессионально-личностной роли в различных сообществах, самоопределение в области статуса, позиции, обретение опыта нахождения в среде «материала

самостроительства», своего рода «использование» среды для удовлетворения потребностей личностной и профессиональной социализации.

Творческую образовательную среду следует рассматривать как педагогический феномен сложной природы, многокомпонентный и многофакторный, представляющий собой совокупность как социальных и духовных, так и предметно-материальных феноменов, т.е. все окружение, присущее процессу обучения

В творческой образовательной среде формируется личность, которая характеризуется активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самостоятельностью, открытостью и свободой своих суждений и поступков. Творческая образовательная среда - единственная, которая способна обеспечить условия личностного саморазвития студента. Это саморазвитие происходит за счет использования студентами того комплекса специфических возможностей, которые им предоставляет коллектив преподавателей, создающий данную среду.

При этом принципиально важно, что комплекс возможностей представляет собой единство свойств образовательной среды и самого студента. Таким образом, речь идет о ситуации взаимодействия студента со своей творческой образовательной средой. Это особо важно, когда речь идет об организации коллектива преподавателей, обеспечивающих научно-методическое сопровождение студента. Творческая образовательная среда должна обеспечивать саморазвитие свободной личности.

Творческая образовательная среда создается применением инновационных технологий обучения и косвенных методов управления, которые осуществляются в скрытом опосредованном виде. Необходимо так смоделировать процесс познания, чтобы учащийся был вовлечен в творческий поиск новых знаний, проявляя потребность в личном изменении и самоопределении.

В творческой образовательной среде преподаватели должны быть сами вовлечены в поиски способов развития у студентов способности к самоактуализации. Это в свою очередь ведет к встречной активности студентов, и в конечном итоге приводит к сложению самоактуализации и преподавателей и студентов.

Создание творческой образовательной среды, условий, благоприятствующих проявлению творческой активности, стимулирует творческую деятельность, но не обеспечивает ее усвоение. Можно объяснить учащимся, какие средства познания существуют, как они сопрягаются в законченную теоретическую мысль, но нахождение непосредственно творческого способа и метода продуктивной деятельности ложится целиком на плечи созидающего. Нельзя создать творцов «по заказу», но можно создать духовную атмосферу, среду, благоприятствующую их появлению.

В качестве критериев оценки эффективности влияния среды образовательного учреждения на развивающуюся личность специалиста были использованы следующие показатели:

1) принятие студентом образовательного учреждения с присущими ему функциональными и эстетическими характеристиками, предоставляемыми возможностями профессионального и межличностного общения как субъективно значимого аттрактивного пространства и переживание своего пребывания в нем в виде чувств привязанности, комфортности, принадлежности к своему духовно- профессиональному сообществу;

2) полнота (разносторонность) вхождения в среду и ориентировки в ней; открытие для студента возможностей самореализации в учебной, информационной, профессиональной сферах вуза, сфере межличностного общения различного уровня — от эпизодического партнерства до дружбы и любви;

3) наличие у студента устойчивой сферы взаимодействия (лаборатория, секция, клуб, «команда»), которая выступает как своего рода референтная группа, обеспечивающая открытое, творческое, неформальное общение;

4) отношение к среде образовательного учреждения как к источнику дополнительного профессионального и личностного опыта, присутствие которого в известной степени «достраивает» образование до целостности [1].

Включение студента в вузовскую среду уже на начальном этапе обучения обеспечивает его профессионально-личностное развитие как освоение специфического образа жизни в профессиональной среде. Основой психологического механизма влияния среды на становление специалиста является актуализация ценностной ориентировки в многообразии информационных потоков, этических образцов, моделей самореализации, референтной группы; формирование умения выявить свою профессионально-личностную роль, статус, позиции; обеспечить своего рода подчинение среды потребностям личностной и профессиональной социализации.

При проектировании и создании образовательной среды перспективным представляется средовой подход, который можно рассматривать не только как методологию исследования, но и как технологию организации такой среды. Можно выделяю два уровня реализации данной технологии: макро- (как проектирование и построение образовательной среды кафедры, факультета, вуза) и микро-(реконструкция среды в педагогическом смысле — проектирование ситуации личностного развития на основе актуализации жизненных событий студентов, привлечение самих студентов к выявлению в средовых отношениях импульсов собственного развития). Суть же идеи заключается в их сочетанном применении.

Проектирование ситуаций личностного развития как средового феномена отличается от создания ситуаций учебных — на основе постановки предметных задач. Различие основывается на включении студентов в многообразные средовые контакты, расширяющие пространство их жизнедеятельности, имитирующие мир будущей профессии и обеспечивающие сознательный выбор образа жизни в профессиональной среде, круга общения, образцов отношения к профессии. Средовые проблемы учащихся отличаются от собственно учебных (предметных, задачных). В образовательной среде они повседневно решают, как выстроить взаимоотношения с преподавателем, другими студентами; к кому обратиться за советом; как экономно использовать время; на чем остановить свой выбор и т.д.

Эффективность технологии проектирования образовательной среды детерминирована выполнением ряда условий: включением студентов в процесс проектирования на этапе анализа образовательной среды и ожиданий от нее; оказанием равноценного внимания всем субъектам образовательного процесса (студентам и преподавателям); организацией среды на макро- и микроуровне; согласованностью, конгруэнтностью и когерентностью (по горизонтали и вертикали) образовательной среды, проектируемой на той или иной кафедре, со средой других кафедр, вуза в целом.

Динамичность творческой образовательной среды, обусловлена влиянием на нее внешних факторов и информации, полученной от подразделений вуза и субъектов образовательного процесса. Но в любом случае принципиально важной остается ориентация студента на восприятие и осмысление возникающих в среде жизненных ситуаций для самостоятельного преобразования их в ситуации личностного развития.

Все компоненты образовательной среды должны быть ориентированы на поддержание доминанты самосовершенствования личности студента.

Однако такое целенаправленное профессионально-личностное самосовершенствование станет лишь тогда эффективным, когда студент будет рассматривать разные грани и аспекты своей жизнедеятельности, проблемы, успехи и неудачи в среде вуза и вне ее как источник саморазвития, а идея саморазвития станет личностно значимой и доминантной (внутренние условия саморазвития); когда доминанта самосовершенствования превратится в духовный фактор внутренней жизни, станет двигателем развития.

Литература:

1. Артюхина, А. Проектирование и создание образовательной среды для профессионально-личностного развития студентов / А.Артюхина // Алма-матер. Вестник высшей школы. - 2006. - №9. - С.15-22.

2. Романова, К.Е. Модель методической системы формирования и развития педагогического мастерства будущих учителей технологии / К.Е. Романова. -Иваново: Иван. гос. ун-т, 2010. - 220 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.