Научная статья на тему 'Модель формирования педагогической культуры преподавателя профессионального лицея'

Модель формирования педагогической культуры преподавателя профессионального лицея Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1118
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЛИЦЕЯ / MODEL / PEDAGOGICAL CULTURE / TEACHER PROFESSIONAL LYCEUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алова Наталья Николаевна

В статье представлена модель формирования педагогической культуры преподавателя профессионального лицея, построенная на культурологическом, деятельностном и средовом подходах и содержащая целевой, содержательный, процессуальный, диагностический компоненты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF FORMATION OF PEDAGOGICAL CULTURE OF THE TEACHER OF PROFESSIONAL LYCEUM

The article presents the model of formation of the pedagogical culture of the teacher of the professional Lyceum, built on cultural, cooperative learning and средовом approaches and containing the target, content, process, diagnostic components

Текст научной работы на тему «Модель формирования педагогической культуры преподавателя профессионального лицея»

УДК 377.122.4

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЛИЦЕЯ

Алова Наталья Николаевна аспирант

Шуйский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ивановский государственный университет ", Шуя, Россия

В статье представлена модель формирования педагогической культуры преподавателя профессионального лицея, построенная на культурологическом, деятельностном и средовом подходах и содержащая целевой, содержательный, процессуальный, диагностический компоненты

Ключевые слова: МОДЕЛЬ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЛИЦЕЯ

Педагогическая подготовка преподавателей профессиональных лицеев, удовлетворяющая требованиям обучения и воспитания обучающихся в рамках традиционной образовательной системы, оказалась сегодня малоэффективной для обеспечения действительного профессионализма и компетентности будущих рабочих и специалистов. Сложившаяся ситуация в профессиональном образовании привела к возникновению противоречия между требованиями, предъявляемыми обществом к уровню подготовки рабочих и специалистов в новых социально-экономических условиях, и уровнем педагогической культуры преподавателей, осуществляющих подготовку рабочих и специалистов нового типа. Это противоречие порождает целый комплекс проблем, связанных с определением содержания психоло-го-педагогической подготовки преподавателя профессионального лицея, выявлением возможностей повышения педагогической культуры, разработкой теоретических основ, условий и механизмов развития педагогической культуры преподавателя профессионального лицея. Для разрешения этих проблем должны быть включены социокультурные, общепедагогические, личностно-творческие механизмы, укрепляющие и стимулирующие

UDC 377.122.4

MODEL OF FORMATION OF PEDAGOGICAL CULTURE OF THE TEACHER OF PROFESSIONAL LYCEUM

Alova Natalia Nikolaevna postgraduate student

Shuysky branch of the Federal state budgetary educational institution of higher professional education "Ivanovo state University", Shuya, Russia

The article presents the model of formation of the pedagogical culture of the teacher of the professional Lyceum, built on cultural, cooperative learning and сре-довом approaches and containing the target, content, process, diagnostic components

Keywords: MODEL, PEDAGOGICAL CULTURE, TEACHER PROFESSIONAL LYCEUM

педагогическую деятельность преподавателя. В этих условиях важно не только сохранить педагогический потенциал профессиональных лицеев, но и повышать уровень педагогической культуры, являющейся мерой и способом творческой самореализации личности преподавателя в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, а также стабилизирующим фактором, сдерживающим инволюционные процессы в профессиональном лицее.

Задачи стратегического решения проблемы моделирования процесса формирования педагогической культуры преподавателя профессионального лицея заключаются в следующем:

- выделить функции моделирования в условиях образовательного процесса;

- определить структуру модели формирования педагогической культуры преподавателя профессионального лицея как оптимального комплекса структурных единиц, обеспечивающих ее эффективную реализацию;

- установить связи между структурными единицами указанной модели;

- определить место модели формирования педагогической культуры преподавателя профессионального лицея в педагогическом процессе [10].

Теоретико-методологические основания модели формирования педагогической культуры преподавателя системы НПО отражают исходные исследовательские позиции, с опорой на которые осуществляется ее построение. Эти позиции освещены, исходя из понимания формирования педагогической культуры преподавателя профессионального лицея как сложного процесса, осмысление которого может и должно осуществляться с разных точек зрения. Поэтому в качестве парадигматической методологии концептуального проектирования мы использовали культурологический, деятельностный и средовой подходы.

Культурологический подход есть методологическая позиция, раскрывающая единство аксиологического, деятельностного и индивидуально-

творческого аспектов культуры и рассматривающая человека ее субъектом, главным действующим лицом. Как методологическая основа современной педагогической науки культурологический подход предполагает использование феномена культуры в качестве стержневого в понимании и объяснении педагогических явлений и процессов. Функциональными принципами культурологического анализа педагогических проблем служат системная реконструкция культуры; учет субъектности культурного развития и деятельностного характера реализации субъектного начала в культуре; дву-единство нормативного и креативного аспектов бытия культуры [1]/

Деятельностный подход к жизни вообще является значительным достижением психологии. Он основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека. По Леонтьеву, человеческая жизнь - это «совокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятельностей» [8].

Средовой подход проектирует систему исследовательских процедур, направленных на изучение источников опыта формирующейся личности, лежащих вне поля целенаправленного педагогического влияния («управляемого воздействия»), но вместе с тем зависящих от ее собственной активности. Средовой подход призван выявить механизмы возникновения ситуации развития личности, т.е. ситуации, востребующей проявление личностной позиции, роль самого субъекта в отборе факторов окружающей среды, образующих мир его личностного опыта [4].

К принципам формирования педагогической культуры преподавателя профессионального лицея мы относим: принцип индивидуализации и дифференциации формирования педагогической культуры; принцип про-

фессионально-педагогической направленности целостного образовательного процесса; принцип единства научной и педагогической деятельности преподавателя высшей школы.

Принципы определяют стратегию и тактику практической деятельности преподавателей системы НПО и обучающихся, характер их творческого взаимодействия. Принципы обусловлены общественными потребностями, в них проявляются наиболее общие нормы педагогической деятельности многообразие кулътуротворческих, созидающих усилий носителей педагогической культуры. Именно на этом основании можно утверждать, что принцип - это концентрированное выражен» научных результатов в практических целях. Выступая в качестве требований, правил организации целостного педагогического процесса принципы материализуются в его формах, методах и конечных результатах. В этом смысле принципы являются отправной, исходной точкой построения педагогической деятельности.

К принципам формирования педагогической культуры преподавателя системы НПО мы относим: принцип индивидуализации и дифференциации формирования педагогической культуры; принцип профессиональнопедагогической направленности целостного образовательного процесса; принцип единства научной и педагогической деятельности преподавателя высшей школы.

Принцип индивидуализации и дифференциации. Этот принцип требует терминологического разъяснения. Прежде всего, нужно различать понятия «индивидуализация» и «дифференциация». Индивидуализация - необходимый учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, его индивидуального развития и освоения им ценностей педагогической культуры. Дифференциация в таком случае понимается как учет индивидуальных особенностей обучающихся, объединенных в группы для совместной деятельности по признакам возраста, квалификации, научно- педагогиче-

ского стажа, профессиональным интересам и др. При организации обучения и повышения квалификации по дифференцированному принципу в основе его остается индивидуализация, индивидуальный подход. Если же говорить о разграничении «индивидуального подхода» и «индивидуализации», то нужно иметь в виду, что индивидуальный подход есть стратегия, основное направление, а индивидуализация - тактика, практическая реализация этого основного направления.

Процесс индивидуализации начинается с обособления индивида; без такого обособления невозможны ни его существование кик индивидуальности, ни эффективная профессиональная деятельность. Индивидуальная неповторимость каждого человека возникает благодаря органическому единству развития его потребностей и способностей в деятельности и общении. Индивидуализация и дифференциация определяют технологии формирования педагогической культуры, отбор к держания психологопедагогического образования, разработку учебных планов и программ, подготовку учебных пособий и методических рекомендаций для начинающих и опытных преподавателей, организацию различных форм освоения педагогической культуры - лекций, семинаров, практикумов и т.п. Включение данного принципа в систему принципов формирования педагогической культуры способствует построению педагогической концепции преподавателя, оценке его личностных, профессиональных качеств, признанию ценности приемом индивидуализации и дифференциации в работе со студентами. Индивидуализация и дифференциация возможны лишь при знании объективной информации об индивидуальных особенностях обучающихся, при высокой степени развитости педагогической культуры.

Принцип профессиональной направленности целостного образовательного процесса в профессиональном лицее. Для того чтобы понять, как реализуется этот принцип в системе формирования педагогической куль-

туры опишем его основные составляющие. Профессиональная направленность бывает трех видов:

1) это профессиональная направленность личности обучающегося, преподавателя, проявляющаяся в ряде профессионально-личностных характеристик;

2) профессиональная направленность деятельности обучающихся, преподавателей, проявляющаяся в учебной и педагогической деятельности;

3) профессиональная направленность образовательного процесса в профессиональном лицее, обеспечивающая создание необходимых условий для свободного творческого проявления личности обучающегося и преподавателя в целях, содержании, формах, методах и результатах совместной деятельности. Профессиональная направленность образовательного процесса предполагает учет особенностей личности и деятельности обучающихся и обучающих.

Профессиональная направленность образовательного процесса отличается специфическими признаками.

1. Она не существует сама по себе, а находится в тесной взаимосвязи с гносеологической, познавательной направленностью подготовки специалиста, создавая, таким образом, целостность, динамичность образовательного процесса.

2. Преподаватель профессионального лицея стремится создать условия, чтобы сделать обучающегося заинтересованным участником педагогического процесса по овладению профессией, т.е. субъектом профессиональной деятельности. Этот признак объясняется самой природой педагогической деятельности, в центре которой находится система многообразных отношений «преподаватель - обучающийся», «обучающийся - обучающийся», «преподаватель - преподаватель» и др. Такой признак подчеркивает приоритетность личности обучающегося, специалиста-

профессионала в учебно-воспитательном процессе, подчиненность жизнедеятельности профессионального лицея всестороннему формированию его личности.

3. Сформированность психологической готовности преподавателей и обучающихся к осознанному, самостоятельному овладению профессией. Психологическая готовность, в свою очередь, включает представления педагога о психологической сущности педагогической деятельности, чувство личностной значимости педагогической деятельности, готовность принятия ответственности; готовность к общению; потребность личности в положительном соотношении, самоактуализации и др.

Принцип социокультурной детерминации профессионально-

педагогической деятельности. Проблема развития педагогической культуры связана с осмыслением культурных процессов, образования воспитания, подготовки рабочих кадров с научно обоснованным пониманием взаимосвязи культуры и экономики, культуры и педагогики, культуры и психологии. Современный этап развития общества характеризуется противоречивостью действий всех институтов, составляющих организационную основу его культуры. Культура общества оказывает прямое влияние на жизнедеятельность отдельного индивида, формирование его жизненных планов и обстановок. Однако, необходимо иметь в виду и обратное воздействие педагогической культуры личности на социально-экономическое развитие, характер общественного производства. Введение данного принципа в систему принципов формирования педагогической культуры объясняет влияние социокультурной ситуации в обществе на цели, содержание, формы подготовки научно-педагогических кадров. Историкопедагогический анализ достаточно убедительно показывает, как в разные периоды менялись цели, функции, содержание высшего образования, а вместе с этим менялся и характер научно-педагогической деятельности: от прямого воспроизведения изучаемого материала (чтение книг в аудитории)

до проблемно-поискового построения учебного материала, от использования элементарных обучающих средств до программированного и компьютерного обучения и т.д.

Принцип непрерывности и преемственности. Этот принцип выражает временную и пространственную связь этапов, ступеней педагогического образования, их непрерывность и дискретность (прерывность). В процессе овладения педагогической культурой непрерывность означает поступательное овладение новыми знаниями, технологиями, формирование профессионально и личностно значимых качеств. Дискретность позволяет видеть некоторую завершенность, этапность развития. Внутренним механизмом непрерывности в психолого-педагогической подготовке является преемственность, предполагающая сохранение на каждом новом этапе базовых знаний, умений, личностно-профессиональных качеств как результата предшествующих этапов и возможность продвижения в профессиональном становлении. Соблюдение принципа непрерывности и последовательности в процессе формирования педагогической культуры обеспечивает единство теоретической и практической подготовки. Содержание теоретических знаний на каждом этапе педагогической подготовки должно соответствовать практическому опыту личности и совокупности уже известных личности знаний.

Одним из принципов формирования педагогической культуры преподавателя профессионального лицея считается принцип целеполагающего включения преподавателя в инновационную деятельность. Инновационная деятельность преподавателя предлагает создание педагогических новшеств, их оценку, освоение, а также применение на практике. В педагогике постоянно происходят процессы создания, освоения и приложения педагогических теорий, новшеств, практических находок, т.е. инновационные процессы. Преподаватель профессионального лицея может разрабатывать свои педагогические идей, пропагандировать их, а также осваивать и при-

менять опыт других. Г отовность преподавателя к инновационной деятельности, практической реализации свидетельствует об уровне его инновационной культуры как компонента его педагогической культуры.

Инновационная деятельность характеризуется последовательностью действий: разработка нововведения; изучение созданного: оценка экспертами, опытная проверка; доработка специалиста-, внедрение в практику; теоретическое изучение нового, его практическое освоение, дальнейшее развитие предмета инновации [2]. В процессе развития педагогической культуры преподавателя включение педагога в инновационную деятельность сможет осуществляться на разных этапах. Это зависит от отношения преподавателей к инновациям, их квалификации, опыта, теоретической педагогической подготовки и др. Однако приобщение преподавателя к педагогическим инновациям более эффективно происходит в процессе непосредственной инновационной деятельности, что в конечном итоге определяет и становление педагогической культуры.

Принцип профессионально-педагогического самосовершенствования. Этот принцип естественным образом завершает ряд основных принципов формирования педагогической культуры, так как одна из целей любого обучения - создание условий для дальнейшего общего и профессионального самообразования и саморазвития. Профессиональное самосовершенствование представляет собой вил специальной систематической деятельности, направленной ни самоуправление, саморазвитие социально и профессионально значимых качеств личности. Актуальность данного принципа объясняется:

1) пополнением психолого-педагогических знаний, установлением новых закономерностей и тенденций, имеющих общепедагогическое значение;

2) удовлетворением потребности личности в профессиональном росте;

3) отсутствием в профессиональных лицеях развернутой системы повышения педагогической культуры [12].

В модели формирования педагогической культуры преподавателя профессионального лицея мы выделяем следующие функции:

1. Первой функцией педагогической культуры выступает функция трансляции социального опыта. Уже не только философы и культурологи, но и теоретики педагогической науки согласны с тем, что “процесс обучения непосредственно направлен на освоение учащимися опыта. Воспитание же и развитие осуществляются опосредованно” [9]. Но, характер усвоения социального опыта исторически изменчив, его традиции с высокой степенью эффективности “срабатывают” только в условиях общественной стабильности. Эта проблема наиболее явно просматривается в сфере образования. Образование, особенно общее среднее, значительно отстает от потребностей современного производства. Все перечисленное делает невозможными традиционные формы трансляции социального опыта. Это ставит педагогическую науку перед необходимостью выработки новых подходов. Принципиальные методологические установки известны: успех педагогической деятельности следует оценивать не столько по тому, как обучающему удалось передать молодым свои знания и умения, сколько по тому, сумел ли он подготовить их самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни старшего поколения. Облечь их в ясную и доступную каждому форму методических приемов и разработок задача, которую надлежит решить спе-циалистам-методистам.

2. Вторая функция педагогической культуры регулятивная. В ней можно выделить две стороны: 1) регуляция поведения обучающего в процессе трансляции социального опыта; 2) регуляция качественных характеристик личности обучаемого в процессе их формирования.

Первая сторона предполагает определенные ограничения деятельности педагога при выборе им средств и границ допустимого педагогического воздействия. В каждом обществе, отмечает польский исследователь Т.Ярошевский, объективно складываются присущие этому обществу рамки и условия развития индивида. [13]. Эти рамки всегда конкретно историчны и заметно отличаются по типам культур и по эпохам.

Вторая сторона регулятивной функции педагогической культуры связана с управлением процессом формирования у воспитуемого определенного набора личностных качеств, аналогичного нормативному в данном обществе. Этот аспект культуры подчеркивал Гегель, когда писал: “Под словом “культурные” люди можно ближайшим образом понимать таких людей, которые в состоянии делать все то, что делают другие...” [3]. Общество всегда воздействует на те качества, которые формируются у индивида, регулируя их в соответствии с той социальной ролью, к исполнению которой готовится индивид. Формы регуляции могут быть различными, начиная с отбора детей в разные типы учебных заведений и кончая наказанием за недостойную манеру поведения. Но, во всех случаях, высокая педагогическая культура предполагает известную мягкость подобного воздействия, понимая его вариативность. В противном случае специалисты предупреждают об угрозе реальной опасности: любая попытка жесткого планирования желаемых параметров развития личности утопична и приводит на практике к появлению программ манипулирования личностью [7].

3. Важной функцией педагогической культуры выступает семиотическая или знаковая функция. Мир культуры это мир символов и знаков, несущих информацию. Но что значит это применительно к педагогической культуре? Это значит, что процесс обучения, как трансляция социального опыта, предполагает обязательное введение обучаемых в систему знаков и символов изучаемых дисциплин. Высокая педагогическая культура невоз-

можна при игнорировании ее семиотической функции, о какой бы области педагогической деятельности ни шла речь.

4. Следующей функцией педагогической культуры является аксиологическая, или ценностная функция. Для стабильности функционирования любое педагогическое воздействие нуждается в системе ценностей, лежащей в его основании, определяющей основные направления этого воздействия. Как правило, педагогические ценности вторичны по отношению к ценностям, господствующим в обществе, и, определяясь последними, редуцируют их.

5. Еще одной важной функцией педагогической культуры выступает функция креативная, или творческая. Ее проявление двояко. Во-первых, она предполагает развитие творческих способностей у тех, с кем работает педагог. Во-вторых, ею определяется творческий характер работы самого педагога [6].

Все функции педагогической культуры реализуются во всех формах трансляции социального опыта и не могут быть “закрыты” только в стенах лицея.

В модели формирования педагогической культуры преподавателя профессионального лицея мы учли влияние внешних факторов, создания положительного образовательного поля и выделили компоненты: целевой, содержательный, процессуальный, диагностический.

Целевой компонент формирования педагогической культуры преподавателя профессионального лицея включает:

Цель: формирование и развитие педагогической культуры преподавателя профессионального лицея

Задачи:

- сформировать представление о необходимости включения педагогической культуры преподавателя лицея как структурного компонента профессионально культуры; овладение преподавателем производственного

лицея теорией, методикой и технологиями обучения; методологическим, теоретическим и прикладным содержанием предмета; формирование экспериментальных, задачных, исследовательских, практических умений в условиях рациональной организации труда и активной целенаправленной совместной деятельности преподавателя и обучающегося; формирование профессиональной компетентности.

- обеспечить усвоение содержания основных компонентов педагогической культуры преподавателя лицея: аксиологического, технологического, когнитивного;

- формирование личностной зрелости, профессионально направленной личности, воспитание духовно-нравственной сферы личности, самостоятельности, активной жизненной позиции.

Содержательный компонент модели формирования педагогической культуры преподавателя профессионального лицея определяется Государственным образовательным стандартом, учебным планом, учебными программами и учебными пособиями, авторской программой формирования педагогической культуры преподавателя лицея, учебно-методическим обеспечением.

Процессуальный компонент требует внедрения рациональных методов, средств и форм обучения и управления процессом, ориентированных на логику формирования педагогической культуры преподавателя профессионального лицея. Функцией этого компонента является построение учебного процесса в соответствии с логикой содержания и поставленными целями.

Диагностический компонент позволяет определить уровни сформиро-ванности педагогической культуры преподавателя профессионального лицея и те изменения, которые произошли в результате целенаправленной работы. Выявленные уровни сформированности педагогической культуры

преподавателя профессионального лицея использовались нами на дальнейших этапах опытно - экспериментальной работы [11].

Первый уровень (низкий) характеризуется тем, что сформированность компонентов, определяющих педагогической культуры преподавателя профессионального лицея соответствует этапу педагогической грамотности, то есть определяется как теоретическая осведомленность на минимально необходимом уровне первоначальными знаниями, умениями и навыками, профессионально-важными качествами личности, необходимыми для последующего, более широкого и глубокого образования.

Второй уровень (средний) соответствует сформированности компонентов педагогической культуры на этапе педагогической образованности преподавателя профессионального лицея. Данный уровень характеризуется значительным объемом, широтой и глубиной знаний, умений и навыков, способов деятельности.

Третий уровень (выше среднего) сориентирован на достижение этапа педагогической компетентности преподавателя педагогического лицея. Данный уровень характеризуется осознанным применением знаний, умений и навыков, развитием способности применять их в ситуациях профессиональной деятельности.

Четвертый уровень (высокий) предполагает достижение этапа педагогической культуры преподавателя профессионального лицея. Данный уровень характеризуется сформированностью аксиологических, технологических, когнитивных знаний, умений и навыков, которые позволяют будущему специалисту реализовать себя в профессиональной деятельности.

Таким образом, мы видим, что педагогическая культура представляет собой сложноорганизованную систему, обладающую многоуровневой структурой субъекта педагогического воздействия. Она качественно характеризует не только работу учителя-профессионала, но и тип педагогиче-

ского воздействия тех или иных социальных общностей, например, таких, как семья или трудовой коллектив [5].

Проблема педагогической культуры находит свое отражение в работах таких исследователей, как СИ. Архангельский, А.В. Барабанщиков, Е.В. Бондаревская, В. А. Сластенин и т.д. в связи с анализом особенностей педагогической деятельности, изучением педагогических способностей, педагогического мастерства учителя.

Педагогическая культура шире культуры профессионального вида деятельности. Она качественно характеризует не только работу преподавателя, но и тип педагогического воздействия определенных общностей. С одной стороны, педагогическая культура представляет собой часть общей культуры как общества в целом, так и каждого отдельного человека, ибо в той или иной мере присуща практически каждому. Вместе с тем, это культура конкретной профессиональной группы учительства. Педагогической деятельностью, в той или иной мере, занимается каждый. В силу этого каждый человек оказывает на кого-то другого соответствующее педагогическое воздействие и характеризуется определенной культурой такого воздействия. Следовательно, педагогическая культура общества определяется уровнем педагогической культуры масс и представляет собой часть общей культуры. Кроме того, педагогическая культура есть и культура профессиональная, относящаяся к специалистам воспитателям.

Таким образом, педагогическая культура и как элемент общей культуры, и в узком профессиональном проявлении проникает как бы во все “поры” общества, представляя собой его сквозное “сечение”. С одной стороны, педагогическая культура это особая подсистема, особый вид культуры. С другой стороны, она, как элемент, присутствует в каждом из видов культуры, связывая его с системой социального наследования.

Список литературы:

1. Арябкина И.В. «Осмысление идей культурологического подхода в

контексте формирования культурно-эстетической компетентности современного учителя»/ «Педагогики искусства», Электронный научный журнал учреждения Российской Академии Образования «Институт Художественного Образования»,

№3, 2010 ehttp://www.art-education.ru/AE-magazine/)]

2. Бургин, М.С. Инновация и новизна в педагогике /М.С. Бургин. - Новосибирск - 2009. - 139с.

3. Гегель Г.В.Ф. Сочинения: В 14-ти т. -М.-Л.,1929-1959.

4. Дрофа В.М. Образовательная среда как объект управления // http://ooipkro.nm.nj fTexW10_72.h

5. Исаев, И Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учебное пособие / И.Ф. Исаев. - М.: 2002.

6. Качалов, Д.В. Система формирования педагогической культуры у студентов вуза - будущих учителей в инновационной образовательной среде. Дисс. ... доктора пед. наук. Шуя. - 2011. - 386 с.

7. Коган Л.Н. Социология культуры. - Екатеринбург, 2007.

8. Купавцев А.В. Деятельностный аспект процесса обучения // Педагогика. 2002. № 6.

9. Леднев, В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - М., 2009.

10. Романова, К.Е. Стратегии формирования педагогического мастерства будущих преподавателей / К.Е.Романова // Приволжский научный журнал. - 2009. - №1. -С.189-194.

11. Романова, К.Е. Мониторинг качества сформированности педагогического мастерства будущих преподавателей / К. Е. Романова // Приволжский научный журнал. -2009. - №3. - С.110-117.

12. Романова, К.Е. Концептуальные основы процесса формирования и развития педагогического мастерства будущих преподавателей / К.Е.Романова // Приволжский научный журнал.- 2010. - № 2. - С. 132-135.

13. Ярошевский Т. Размышления о человеке. - М., 20004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.