Научная статья на тему 'Модель формирования методологической культуры преподавателя лицея'

Модель формирования методологической культуры преподавателя лицея Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
511
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОДЕЛЬ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / METHODOLOGICAL CULTURE / MODEL / CULTUROLOGICAL APPROACH / PERSON-ACTIVITY APPROACH / HERMENEUTIC APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселёва Раиса Викторовна

В статье обоснована актуальность разработки педагогической модели формирования методологической культуры преподавателя лицея в процессе его профессиональной деятельности. Аргументирован выбор культурологического, личностно-деятельностного и герменевтического подходов в качестве теоретико-методологической стратегии формирования методологической культуры преподавателя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киселёва Раиса Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of development of methodological culture of lyceum teacher

The article substantiates the importance of developing a pedagogical model of formation of methodological culture of a lyceum teacher during her/his professional activities. Choice of cultural, personal-activity and hermeneutic approaches as theoretical and methodological strategies for methodological culture development is reasoned

Текст научной работы на тему «Модель формирования методологической культуры преподавателя лицея»

Р. В. Киселёва

(Санкт-Петербург)

Модель формирования методологической

КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ЛИЦЕЯ

В статье обоснована актуальность разработки педагогической модели формирования методологической культуры преподавателя лицея в процессе его профессиональной деятельности. Аргументирован выбор культурологического, личностно-деятельностного и герменевтического подходов в качестве теоретико-методологической стратегии формирования методологической культуры преподавателя

Современное образование, выполняя социальный заказ общества, делает существенный акцент на общечеловеческие приоритеты и выдвигает всё более высокие требования к качеству профессиональной деятельности преподавателя. Методологическая культура становится универсальным качеством преподавателя в условиях многоролевой профессиональной деятельности. В процессе формирования методологической культуры педагог, стремящийся к профессиональному росту, переходит на позиции саморазвития [1, с. 27]. Анализ различных подходов к определению сущности понятия «методологическая культура» (Е. В. Бережнова, Г. Х. Валеев, И. Ф. Исаев, В. В. Краевский, В. С. Лукашов, А. А. Орлов, О. В. Тупилко, А. Н. Ходусов и др.] позволяет выделить ее составляющие: знания и умения по проектированию и конструированию воспитательно-образовательного процесса; творческое решение педагогических задач; методологическая рефлексия. Мы считаем, что методологическая культура является особым, целенаправленно приобретаемым качеством педагога, его мышления. Она характеризуется осознанной необходимостью в обновлении и расширении имеющихся знаний, умений, навыков, владением методами поиска знаний и грамотным их использованием в педагогической практике. Методологическая культура преподавателя лицея - это компонент его профессионально-педагогической культуры, важный показатель профессионального мастерства [2, с. 76]. А. П. Беляева [3, с. 76] рассматривала формирование методологической культуры преподавателя как квинтэссенцию профессионального образования, как основу для построения профессиональных стандартов преподавателя.

Под методологической культурой преподавателя мы понимаем целостное, многоуровневое и многокомпонентное личностное образование, включающее в себя педагогическую философию (то есть убеждения], мысле-деятельность в режиме методологической рефлексии (понимание], внутренний план сознания (самопознание] и характеристики практикоориентированной деятельности. Этот процесс рассматриваем не только как усвоение и присвоение внешне заданных норм педагогической деятельности, но и как форму культурного самоопределения преподавателя в профессиональной деятельности, представляющую собой единство аксиологической, методологической, педагогической, рефлексивно-деятельностной и личностнотворческой составляющих.

В качестве стратегии формирования методологической культуры преподавателя лицея нами определены: на философском уровне -культурологический подход, вскрывающий единство аксиологического, методологического и личностно-творческого аспектов методологической культуры преподавателя. «Культурологический подход предполагает использование феномена культуры в качестве стержневого в понимании и объяснении педагогических явлений и процессов. Функциональными принципами культурологического анализа педагогических проблем служат системная реконструкция культуры, учет субъектности культурного развития и деятельностного характера реализации субъектного начала в культуре, двуединство нормативного и креативного аспектов бытия культуры» [4].

В состав методологического обеспечения исследования наряду с философским подхо-

дом включен также разработанный на уровне общенаучной методологии личностно-деятельностный подход. Он основан на принципиальных положениях о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена; человеческая жизнь - это система сменяющих друг друга деятельностей (А. Н. Леонтьев]; личность рассматривается как субъект деятельности, она сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения [5, с. 21].

На конкретно-научном уровне герменевтический подход определяет закономерности, отражающие связи между компонентами профессионально-педагогической культуры. Он непосредственно обращен к установлению личностных смыслов и ценностных аспектов педагогической деятельности и базируется на гуманистическом миропонимании. В контексте герменевтического подхода преподаватель рассматривается как субъект творческого саморазвития, а конкретный результат педагогической деятельности - «с учетом целостности педагогического процесса, соединяющего в себе социально обусловленные и субъективно-личностные, рационально-логические и образно-эмоциональные, гностические и аффективные, проективные и рефлексивные начала» [6, с. 64].

Основными идеями проектирования структурно-функциональной интегративной модели преподавателя лицея являются: идея активности педагога как субъекта педагогической деятельности; единство культуры, профессиональной деятельности и личностных качеств педагога; идея интеграции методологии, культуры, педагогики и психологии. Безусловно, на эффективность модели оказывают влияние внешние и внутренние факторы. К внешним факторам относятся: заказ общества и государства на формирование культуротворческой, конкурентоспособной личности преподавателя; наличие механизма формирования методологической культуры преподавателя лицея. К внутренним факторам относятся: потребность и готовность самого преподавателя к её формированию, мыследеятельность педагога (понимание, мировоззрение]; самостоятельность и критичность мышления; способность педагога к самопознанию; активная педагогическая позиция; ценностные ориентации; коммуникативные способности.

Моделирование процесса формирования методологической культуры преподавателя лицея призвано осуществлять следующие функции: ценностно-смысловую (охватывает область формирования личности преподавателя, устойчивость его моральных принципов и ценностных ориентаций, понимание значимости избранной профессиональной деятельности в общей системе образования]; информационную (направлена на поиск и отбор информации, дифференциацию и интеграцию полученного материала, овладение способами использования информационных технологий и других инноваций в учебновоспитательном процессе]; коммуникативную (обеспечивает взаимодействие участников образовательного процесса для достижения субъект-субъектных отношений при установлении партнёрства, сотрудничества и сотворчества с учётом индивидуальных особенностей каждого обучаемого]; рефлексивно-когнитивную (направлена на совершенствование культурного и интеллектуального уровня личности преподавателя, рост его профессионального мастерства и формирование индивидуально-творческого стиля деятельности); организационно-деятельностную (предусматривает целевые установки преподавателя на творческое использование полученных знаний при выборе организационных форм, методов и средств обучения; при конструировании своей деятельности и деятельности обучающихся; педагог предполагает активное участие в общественно-просветительской работе как внутри учебного заведения, так и за его пределами); прогностическую (определяет перспективы педагогического образования и профессионального самоопределения обучающихся, способствует развитию интеллектуальной активности, творчеству и педагогической импровизации в учебном процессе].

Общими критериями результативности практического применения модели процесса формирования методологической культуры выступают: мыследеятельность педагога (понимание, мировоззрение]; самостоятельность и критичность мышления; способность педагога к самопознанию; готовность к инновационной деятельности; уровень профессионального самосознания (активная педагогическая позиция, ценностные ориентации, коммуникативные способности]; профессионально-личностные качества (профессио-

нальные компетентности]; личностные качества (гуманизм, внимательность, справедливость, честность, способность действовать беспристрастно, педагогический такт, коммуникабельность, ответственность, организованность, самокритичность, чувство собственного достоинства, активность, целеустремленность; эмпатия - умение понимать внутреннее, психическое (эмоциональное] состояние обучающегося и сопереживать с ним это состояние не только на словах, но и на деле, принятие ответственности за других]; творческие умения; и, в итоге, новый уровень сформированности методологической культуры преподавателя лицея.

Структурно-функциональная интегрированная (единство личности преподавателя, деятельности и культуры] модель формирования методологической культуры преподавателя лицея задается содержанием инварианта формирования методологической культуры преподавателя и морфологически представлена в четырех модулях: а] целевой - основания, цель, задачи; б] содержательный -программы, стандарты; в] процессуальный -организация процесса обучения преподавателя, формы, методы, условия процесса формирования методологической культуры, г] диагностический - критерии, уровни, показатели, результаты, оценки. Она выступает механизмом опосредования мировоззрения и педагогической деятельности, фактором эксте-риоризации внутреннего, потенциального, во внешнее, деятельностное.

Для практического применения данной модели рассмотрим каждый из блоков.

Целевой блок формирования методологической культуры преподавателя лицея включает: цель - формирование методологической культуры преподавателя лицея. Задачи: сформировать представление о необходимости включения методологической культуры в структуру профессионально-педагогической культуры; овладение преподавателем лицея теоретическим, методологическим и прикладным содержанием и методологическими умениями по формированию его методологической культуры; развитие профессиональной компетентности преподавателей лицея как условия формирования методологической культуры при переходе на новые образовательные стандарты.

Содержательный блок модели формирования методологической культуры преподава-

теля профессионального лицея строится с учетом требований Федеральных Государственных образовательных стандартов к преподавателю и профессиональных стандартов деятельности педагога. На основе результатов исследования автором разработана программа формирования методологической культуры преподавателя лицея и ее учебнометодическое обеспечение [7].

Процессуальный блок требует адекватных логике формирования методологической культуры преподавателя лицея методов, средств и форм обучения и управления процессом самообразования педагога. Функцией данного блока является построение учебного процесса в соответствии с содержанием, целями и задачами формирования методологической культуры преподавателя лицея.

В модели формирования методологической культуры преподавателя лицея мы выделяем следующие функциональные компоненты, которые раскрывают процессуальную сторону формирования методологической культуры преподавателя: гуманистический, ценностно-смысловой, информационный, коммуникативный, рефлексивно-когнитивный, прогностический. Под функциональными компонентами понимаются связи между исходным состоянием структурных компонентов методологической культуры и результатом. Функции раскрывают процессуальную сторону формирования методологической культуры.

Гуманистический компонент образования состоит в первую очередь в установлении неразрывной связи между двумя видами педагогической деятельности: мыслительной и практической, а главным источником и гуманистическим средством их проявления является формирование у педагога методологической культуры. Реализация данного принципа возможна только в соответствующих формах образовательного процесса, которые предполагают высокую степень индивидуализации и дифференциации обучения, акцент на формирование активности и инициативности обучающегося, формирование отношений педагогов и обучающихся на основе принципов сотрудничества, сотворчества и понимания. За пониманием закрепляется функция продуцирования знания. Основной задачей педагога становится общение, взаимопонимание с обучающимися, их «освобождение» для творчества.

Ценностно-смысловой компонент основан на системе ценностей как идеологической составляющей, которая является основным ре-гулятивом деятельности и поведения человека, «включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности». Смысловой компонент направлен на понимание профессиональной среды и собственного места в ней. В субъектном аспекте следует выделить приобретаемые в ходе реализации модели профессионально значимые способы и нормативы профессиональной деятельности, выработку на основе их осознания и присвоения собственной системы и индивидуального стиля профессиональной деятельности, использование инновационных методов, способов и педагогических технологий в работе преподавателя. Социальный аспект требований к педагогу отражается в его готовности осуществлять активную деятельность с учетом социально объективной ситуации и в соответствии с личной моральной позицией и осознанной ответственностью, осознании системы принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Информационный компонент направлен на трансляцию знаний, целенаправленное исследование, отбор и систематизацию научных знаний, формирование мировоззрения как педагога, так и обучающихся. Образуя систему морально-нравственных ценностей личности преподавателя, мировоззрение является ключевой характеристикой методологической культуры педагога и служит высшим регулятором его деятельности и поведения. Этический аспект методологической культуры преподавателя проявляется в его нравственной культуре как системе нравственных установок, выступающих основаниями каждого педагогического действия, мышления и общения. Диалектическое мышление

- это субъективная сторона методологической культуры педагога, «это мысленное конструирование им нового способа и новых средств разрешения противоречий, возникающих в педагогическом процессе». Критериями данного компонента можно считать умение отбирать информацию на основе методологических знаний и согласно целям образования и передавать знания обучающим-

ся. Сами знания не важны, важно их применение в деятельности. Эффективность процесса формирования методологической культуры зависит не только от объёма накапливаемой информации, но и от внедрения новых способов её переработки и использования.

Коммуникативный компонент «включает умения «ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог» [11]. В данном случае методологическая культура определяет правила коммуникативной активности, личностные способности преподавателя, профессионально-педагогическое взаимодействие, субъект-субъектные отношения, обладающие взаимообогащающим и взаиморазвивающим характером и являющиеся, по мнению В. С. Библера [8, с. 7], развивающим диалогом, важное значение в котором имеют речевая культура и язык. Структура данного образования представляет собой совокупность достаточно сформированных компонентов, среди которых важное место занимают: знания в области таких дисциплин как педагогика, психология, логика, культура речи и т.д.; организаторские способности; способность к эмпатии; способность к самоконтролю. В профессиональной деятельности педагог сопоставляет свои цели, установки, средства с нормами общества, которые были присвоены им, что позволяет в конечном счете принять субъект-субъектные отношения и проявлять их в педагогической деятельности.

Рефлексивно-когнитивный компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированность таких качеств и свойств, как индивидуальность, «инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу. Рефлексивный компонент является регулятором личностных достижений, поиска личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления, а также побудителем самопознания, профессионального роста, совершенствования мастерства, смыслотворческой деятельности и формирования индивидуального стиля ра-

боты» [11]. В рефлексии выражается психологическая составляющая методологической культуры преподавателя, что обусловливает развитие у педагога потребности в творческом мышлении и его реализации на индивидуально-личностном уровне. Это умение педагога анализировать собственную деятельность, размышлять о положительных и отрицательных сторонах этой деятельности, находить реальные пути, методы выхода из сложившейся ситуации, что означает развитие профессионального мышления, рефлексивных способностей, формирует умения и навыки преобразования форм и методов как целесообразных для конкретных условий профессиональной деятельности. Когнитивная составляющая обеспечивает овладение психологическими, методологическими, культурными и педагогическими знаниями, умениями, необходимыми для формирования методологической культуры педагога лицея. Сюда можно отнести социально обусловленные культурные нормы и ценности, научнотеоретические, практические и обыденные психологические знания, приемы и способы организации активной творческой педагогической деятельности, связанные с возрастом и индивидуальными особенностями обучающихся. Это позволяет педагогу осознавать, осмысливать диалектическую природу педагогической действительности и собственного «Я», познавать и преобразовывать их в зависимости от личностно-профессионального целеполагания и уровня развития методологической культуры.

Прогностический компонент обеспечивает определение перспектив педагогического процесса и образования в целом и профессионального самоопределения обучающихся. Методологическая культура преподавателя предполагает наличие у него необходимых знаний и умений проводить диагностику сво-

ей педагогической деятельности и деятельности обучаемых. Диагностика является специфическим видом познания. Это деятельность по установлению диагноза на основе знания о способах его осуществления и проведения анализа получаемых данных. В качестве объекта диагностической деятельности педагога выступают педагогические явления, к которым относятся взаимодействия участников образовательного процесса: обучаемых и обучающих. Целью диагностической деятельности педагога в конечном счете является получение объективной информации для управления качеством педагогического процесса (контроля, коррекции]. Без диагностики трудно представить осознанную и целенаправленную деятельность преподавателя и прогнозирование. Диагностический блок позволяет определить критерии и уровни сфор-мированности методологической культуры преподавателя лицея и те изменения, которые произошли в результате целенаправленной работы. Функциональные компоненты методологической культуры преподавателя лицея формируются в процессе профессионально-педагогической деятельности и являются формой проявления методологической культуры преподавателя лицея, следовательно, их можно, на наш взгляд, рассматривать как её критерии.

Педагогический смысл модели заключается в том, что она позволяет выявить, изучить и научно обосновать условия возможного сближения между вероятными, ожидаемыми и желаемыми изменениями в формировании методологической культуры преподавателя лицея, их убежденности в необходимости данного процесса, так как от преподавательского состава лицея зависит эффективность процесса обучения и воспитания и выполнение миссии учебного учреждения.

Литература

1. Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога : пособие / под. ред. Ю. М. Забродина. - М., 1994.

- 342 с.

2. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя : учеб. пособие. - М. : Академия, 2002. - 206 с.

3. Беляева А. П. Проблемы повышения качества профессионального образования на основе государственного стандарта // Проблемы повышения качества профессионального образования на основе государственного стандарта : материалы пед. чтений,

Санкт-Петербург, 25 февраля 1993 г. / Комитет по образованию администрации Ленинградской обл. ; Науч.-метод. центр проф. образования. - СПб., 1993. - С. 3-6.

4. Гайсина Г. И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования : дис. ... д-ра пед. наук :

13.00.08 : М., 2002. - 366 с.

5. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. - Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - М.: Издат. корпорация «Логос», 2004.

6. Закирова А. Ф. Введение в педагогическую герменевтику. -Екатеринбург : Сократ, 2000. - 64 с.

7. Маркелова В. А., Киселева Р. В. Совершенствование методологической культуры преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных лицеев и колледжей : метод. пособие. - СПб.: ИПООВ РАО, 2012. -72 с.

8. Библер В. С. К философской логике парадокса // Вопросы философии. - 1988. - № 1. - С. 28-43.

9. Кабанов П. Г. Методологическая культура педагога: Проблема уровней и содержания // Образование в Сибири. - 1995. - № 1. -С. 7.

10. Закирова А. Ф. Теоретико-методологические основы и практика педагогической герменевтики : дис. д-ра пед. наук :

13.00.01. - Тюмень, 2001. - 314 с.

---------^------------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.