Научная статья на тему 'Инновационная образовательно-профессиональная среда муниципального лицея'

Инновационная образовательно-профессиональная среда муниципального лицея Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
383
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательно-профессиональная среда / гуманизация / иннова-ционность / лицейское образование / индивиду-альное образование / регионализация образова-тельного процесса / субъектная позиция обу-чающихся / Educational and professional environment / humanization / innovativeness / lyceum education / individual education / regionalization of the educa-tional process / subjective position of pupils

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гостев А. Г., Киприянова Е. В.

В статье анализируются особенности и характеристики гуманистиче-ски ориентированной образовательной среды лицея определяется и обосновывается поня-тие «образовательно-профессиональная сре-да» муниципального лицея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses the features of humanis-tic-oriented educational environment of the ly-ceum, determines and justifies the notion of educa-tional and professional environment of municipal lyceum.

Текст научной работы на тему «Инновационная образовательно-профессиональная среда муниципального лицея»

УДК 373.54 ББК 74.204

ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА МУНИЦИПАЛЬНОГО ЛИЦЕЯ

Гостев А. Г., Киприянова Е. В.

Аннотация. В статье анализируются особенности и характеристики гуманистически ориентированной образовательной среды лицея; определяется и обосновывается понятие «образовательно-профессиональная среда» муниципального лицея.

The article analyses the features of humanis-tic-oriented educational environment of the lyceum, determines and justifies the notion of educational and professional environment of municipal lyceum.

Ключевые слова: образовательно-

профессиональная среда, гуманизация, инновационность, лицейское образование, индивидуальное образование, регионализация образовательного процесса, субъектная позиция обучающихся.

Educational and professional environment, humanization, innovativeness, lyceum education, individual education, regionalization of the educational process, subjective position of pupils.

Любое локальное образовательное пространство организуется с учетом конкретных социальных и исторических условий. Рассматривая муниципальный общеобразовательный лицей как пример организованного образовательного пространства, имеющего своей целью возрождение, сохранение и преумножение интеллектуального потенциала России, развитие у его граждан духовности, гражданственности, социальной компетентности, мы понимаем, что это как раз та среда, которая будет аккумулировать воздействие макро-, мезо- и микрофакторов социализации обучающихся.

Основная идея современного гуманистически ориентированного локального образовательного пространства, отвечающего требованиям государства, социума и личности, на наш взгляд, - это многообразие и интеграция образовательных программ начального, основного общего, среднего полного образования в единое целое с целью создания условий для всех и

для каждого, разных по способностям, наклонностям, интересам школьников, развития их способностей, обеспечения каждому условий для саморазвития, внутренней мотивации деятельности, развития системы ценностей, которые являются основой становления духовности личности.

Эта идеология в полной мере соответствует приоритетному направлению государственной политики в сфере образования - создание равных стартовых возможностей получения общего образования, что позволяет снизить социальную дифференциацию общества, способствовать социальной, территориальной, образовательной мобильности граждан.

С учетом стратегических приоритетов развития образования на современном этапе, а также специфики лицейского образования как альтернативной формы общего образования привилегированного характера, предназначенной для воспитания интеллектуальной элиты общества, можно уточнить его сущность в контексте перспективного развития и углубления гуманистической ориентации отечественного образования: лицейское образование представляет собой особую разновидность многопрофильного общего образования, интегрирующего многообразие разноуровневых (начального, основного общего, среднего полного образования) основных и дополнительных образовательных программ в единое целое с целью обеспечения возможностей получения всеми школьниками, независимо от их способностей, наклонностей, интересов, полного среднего образования повышенной сложности и создания условий для их успешной социализации.

Основным фактором, обеспечивающим дальнейшую гуманизацию лицейского образования, выступает создание в лицее отвечающей новым целям и потребностям образовательной среды, которая должна обладать целым рядом обязательных, базовых характеристик:

1. Она должна носить инновационный ха-

рактер. Если на начальном этапе реформирования отечественного образования инновационность выступала как характеристика процессов и явлений, альтернативных традиционным подходам в образовании, направленных на поиск и отработку новых, более совершенных образовательных моделей, технологий, методик, то в современных условиях она наполняется принципиально иным содержанием. Инновации сегодня - это способ и механизм существования образования как открытой, саморазвивающейся и самоорганизующейся, синергийной по своей природе системы, обеспечивающий ее жизнеспособность и непрерывное развитие. Отказ от инноваций ведет к «застою» и неизбежному разрушению любой локальной образовательной системы, какой бы отлаженной и успешно функционирующей она ни казалась в настоящий момент.

Содержательно педагогические инновации сегодня закономерно локализуются вокруг проблем практической реализации идей гуманизации в образовании. Исследователи так объясняют это: «В современных условиях общество декларировало гуманистическую направленность образования и свободное развитие личности в нем, которые могут стать новой парадигмой образования. Но для того чтобы она стала общепризнанной методологической основой, необходимы инновации в соотношении личности и индивидуальности, в технологиях педагогической поддержки, условиях и средствах организации смыслосозидающего обучения, методах самоорганизации учащихся и студентов в учебном познании, на которые образовательная практика нока не спешит отзываться» [6, с. 70-71].

Именно такую направленность должна носить инновационность как сущностная характеристика образовательной среды лицея.

2. Образовательная среда, независимо от того, какие конкретно задачи ставит и решает в своей деятельности школа и какие средства для этого выбираются, чтобы быть фактором гуманизации, должна обеспечивать формирование субъектной позиции обучающихся. Если при всех педагогических «изысках», многообразии и инновационности форм и направлений образовательной и внеучебной деятельности обучающиеся будут оставаться только объектом педагогических воздействий - пассивными «приемниками» знаний, добросовестными ис-

полнителями заданий, участниками организованных педагогами «мероприятий» и т.д., школа реально не будет решать задачу обеспечения условий для социализации и успешной адаптации учащихся к жизни в современном мире. Покинув «тепличные» условия такой школы, выпускники, скорее всего, испытают на себе весь тяжелый груз проблем социальной дезадаптации и дезориентации, «страха перед жизнью», «отчуждения» и др., которые вызывают серьезную тревогу исследователей социальных процессов современности.

С этой точки зрения важнейшим направлением в работе школы является организация индивидуального образования.

Как известно, основное препятствие на пути развития школы сегодня - это противоречие между нацеленностью традиционного школьного обучения на одинаковые для всех абстрактные академические знания и натаскивание школьников для поступления в вуз и потребностью общества в самостоятельном, творчески и критически мыслящем выпускнике, готовом переучиваться и уже имеющем практический опыт.

Это противоречие - результат не только изменения социального заказа, но и архаичности традиционной организации обучения в массовой школе, которая не побуждает детей учиться (учить себя), а учителей - способствовать развитию в школьниках самостоятельности, критического мышления и творческих способностей - неотъемлемых качеств любого профессионала, жизненно необходимых для его карьеры, социального и жизненного успеха.

Школа индивидуального образования - это школа не для массы детей, а для каждого ребенка, одного и единственного. Поэтому в данном случае речь идет не об индивидуализации образования, не реализации индивидуального подхода, так как они отражают лишь часть процесса. Индивидуальное образование призвано преодолеть недостатки классно-урочной системы (не исключая как элементы дифференциацию по уровням успешности, способностей; заочное образование, экстернат). На наш взгляд, сегодня проявляется новая социально-культурная потребность - сделать образование индивидуальным не в урезанном виде, а полностью, всецело. Поэтому вопрос и становится принципиально важным - школе необходим переход на системную индивидуальную организацию всех образо-

вательных процессов.

Гибкое отношение к стандартам, конкретизация их примерного содержания, несомненно, может послужить задачам обеспечения индивидуализации учебных планов в лицее. Здесь и уточнение регионального и школьного компонентов, определение их вариативной части и расширение, максимальное использование ученического компонента.

Сегодня идеи вариативности реализуются путем предоставления ученику права выбора дополнительных дисциплин. При этом стратегически приоритетной задачей остается задача предоставления ученику выбора метода и темпа преподавания.

Целесообразно различать общую для всех и индивидуальную образовательную программу. Ведь первое, с чем сталкивается школа при моделировании индивидуального образования, администрация, учитель, - это индивидуальная образовательная программа. Индивидуальная образовательная программа учитывает особенности ученика и значимые для ребенка способы освоения учебного материала. При ее разработке необходимо совместно с учеником выделить «единицы самостоятельной учебной деятельности»; сделать открытой справочную литературу при проверке знаний; дать возможность ученику при ответах использовать конспекты или собственные записи; предоставить ученику возможность выбора заданий, контроля и оценки результатов; обеспечить групповую рефлексию учения.

Такая деятельность возможна, если она совместна - то есть учителя и ученика - но, пока, такого ученика, который нуждается в индивидуальной образовательной программе.

3. Практически во всех исследованиях, посвященных проблемам создания в образовательном учреждении гуманистически ориентированной образовательной среды, эти проблемы рассматриваются в аспекте создания каких-либо условий для обучающихся. Однако, как известно, важнейшим - во многом определяющим - фактором практической реализации тех или иных инноваций в школе является готовность, желание и способность педагогов включиться в эту деятельность. Тем более это важно, когда речь идет о целостном преобразовании всей образовательной среды школы, что кардинально меняет условия и функции про-

фессиональной деятельности всех работников образовательного учреждения, предъявляя к ним новые профессиональные требования. Это позволяет говорить о том, что неотъемлемой составляющей инновационной гуманистически ориентированной образовательной среды должна стать профессиональная среда школы -как совокупность условий, функций и форм профессиональной деятельности всего педагогического коллектива образовательного учреждения.

Важным аспектом организации гуманистически ориентированной профессиональной среды в школе является подготовка педагогов -учителей, преподавателей, воспитателей - к инновационной деятельности. При этом важно подчеркнуть, что в современных условиях им необходимо не только уметь выбирать и адаптировать к конкретным педагогическим ситуациям соответствующие инновационные методы и методики обучения, но и создавать свои собственные.

Как отмечают многие исследователи, это возможно лишь в том случае, если педагог обладает определенными профессиональными характеристиками, к которым относят:

— инновационные педагогические способности;

— соответствующую профессиональную подготовку, обеспечивающую в том числе знания педагогической инноватики, а также высокий уровень умений моделирования и прогнозирования применяемых инноваций в сочетании с привнесением инновационного содержания в изучаемый материал как фактор опережающего обучения и основу будущей инновационной деятельности;

— определенную направленность педагогического сознания, в соответствии с которой инновации понимаются не как самоцель, а как фактор интенсификации обучения и воспитания, качественной профессиональной и духовно-нравственной подготовки личности, обладающей элементами инновационных способностей и инновационным мышлением.

Для реализации задач, стоящих перед современным образованием, нужны не только (и даже не столько) существенные изменения в содержании и формах профессиональной подготовки педагогических кадров, сколько эф-

фективная, гибкая система непрерывного дополнительного профессионального образования педагогов, качественно отличающаяся от традиционной системы повышения квалификации учителей и преподавателей. Причем эта система должна базироваться на наиболее передовых технологиях и средствах обучения. Для достижения этой цели необходимо следующее:

— разработка адекватных сверхзадаче инновационных педагогических технологий, в том числе использующих современные информационные технологии, а также психологические технологии;

_ ориентация на целостность знания, системность преподаваемых дисциплин, повышение степени их взаимосвязанности, а также всего того, что способствует культурному и духовному развитию личности.

В качестве одного из важнейших результатов повышения квалификации педагогов должно рассматриваться развитие у них навыков самообразовательной деятельности, имеющих свой выход в развитой инновационной активности работника. С этой целью обучение должно производиться на примере решения реальных научных и производственных задач. В этой связи увеличивается значимость формирования у обучающихся навыков самообразования и саморазвития и, соответственно, различных форм самостоятельной работы.

Немаловажная роль в подготовке современных педагогов к инновационной деятельности отводится овладению новыми информационными технологиями. Это обеспечивает педагогическим работникам возможность, во-первых, в любой момент иметь доступ к свежей информации по всем интересующим вопросам,

а, во-вторых, применять информационные технологии в учебном процессе. На сегодняшний день эта проблема наиболее актуальна для подготовки педагогов.

Содержание педагогической деятельности в инновационном образовательном процессе, построенном на основе применения информационных технологий, существенно отличается от традиционной. Она требует от преподавателя развития специальных навыков, приемов педагогической работы. Кроме того, в отличие от традиционного образования, где центральной фигурой является преподаватель, центр тяжести при использовании новых информаци-

онных технологий постепенно переносится на обучающегося, который активно строит свой учебный процесс, выбирая определенную траекторию в развитой образовательной среде. Важной функцией преподавателя становится поддержать обучающегося в его деятельности, способствовать его успешному продвижению в море учебной информации, облегчить решение возникающих проблем, помочь освоить большую и разнообразную информацию. Именно большое значение этой функции подчеркивается введением специального термина для обозначения новой профессиональной роли педагога - facilitator - фасилитатор (тот, кто способствует, облегчает, помогает учиться).

Наконец, предоставление учебного материала, предполагающее коммуникацию преподавателя и обучаемых, требует в современном образовании более активных и интенсивных взаимодействий между ними, чем в традиционном классе, где преобладает как бы обобщенная обратная связь учителя со всем классом, а взаимодействие учителя с отдельным учеником довольно слабое. Современные коммуникационные технологии позволяют сделать такое взаимодействие намного более активным, но это требует от преподавателя специальных дополнительных усилий.

На сегодняшний день, когда подготовка к такого рода аспектам профессиональной педагогической деятельности пока еще не стала нормой профессионального педагогического образования, а также практически отсутствует система дополнительного профессионального образования, способная обеспечить «доподго-товку» педагогов школы в этом направлении, данная задача может и должна решаться в рамках методической работы школы. При всей сложности этой задачи, большим преимуществом такой формы обучения педагогов является максимальная приближенность обучения к конкретным проблемам развития образовательного учреждения.

Единство ценностно-целевых оснований организации образовательной среды - для учащихся и профессиональной среды - для педагогов позволяет говорить о создании единой, целостной образовательно-профессиональной среды в образовательном учреждении.

4. Еще одной важной характеристикой образовательной среды, обеспечивающей в конечном счете ее жизнеспособность, является

открытость. Цели социализации обучающихся требуют органичной включенности образовательной среды школы в социальную среду, в рамках которой происходит жизнедеятельность обучающихся. Эта включенность может иметь самый разный характер и обеспечивает многоплановую реализацию принципа регионализации образовательного процесса.

Раскрывая его содержание, мы считаем недостаточным в образовательной практике реализовывать только содержательные аспекты регионализации образования. Соответствие школьных образовательных программ потребностям регионального рынка труда, освоение государственных образовательных стандартов (знаний, умений, компетенций) возможно, если в основу образовательных отношений положить культурологический, компетентностный и деятельностный подходы.

На наш взгляд, регионализация образовательного процесса означает работу образовательного учреждения не только в рамках моделирования заданного (государственного) содержания образования, но и непосредственно моделирование способов деятельности, форм деятельности, учет социального заказа, потребностей регионального рынка труда.

Культурологический подход как концептуальная основа образовательной практики позволяет, с одной стороны, рассматривать региональную культуру как модель жизни, с другой - как становящееся здесь и сейчас культурное пространство, в которое с рождения включен человек, живущий на данной территории. Таким образом, региональная культура видится нам как открытое пространство для диалога с прошлым и будущим, личности с социумом. Обращение к региональной культуре делает актуальными несколько взаимосвязанных проблем: организацию учебно-воспитательного

процесса в школе на основе культурологического подхода к образованию; создание учебных программ и интегрированных курсов, реализующих различные образовательные стратегии и личностные устремления субъектов образовательного процесса, актуализацию духовнонравственного потенциала личности обучающихся.

Региональную культуру в школе, таким образом, необходимо изучать, опираясь на ее понимание как процесса, не только отражающего

особенности жизни людей на конкретной территории, но и обладающего своей логикой и закономерностями. Интегративность изучения региональной культуры предполагает введение в содержание различных общеобразовательных дисциплин (на разных этапах обучения) региональной составляющей, а при организации процесса обучения, воспитания и развития -возможность использования культурного пространства региона, что способствует практико-ориентированности образовательного процесса.

Системность обеспечивается обращением к проблемам региональной культуры на протяжении всего процесса обучения.

Итак, цель регионализации образования в локальном образовательном пространстве:

формирование регионального самосознания, социальных компетентностей и форм социальной адаптации обучающихся.

Для ее реализации необходимо решать следующие задачи:

— отбор содержания национальнорегионального компонента образования, социально значимой информации для формирования устойчивой ценностной основы жизни молодого человека;

_ отбор и создание новых практических способов деятельности обучающихся, создание банка новых образовательных технологий;

— расширение связей образовательного учреждения с региональными, социальными, экономическими, общественными, государственными институтами и организациями.

Решение поставленных задач позволяет создать единое образовательное пространство, центром которого является образовательная среда школы, в освоении основ региональной культуры, реализующее многообразие построения образовательных траекторий обучающихся. Освоение различных составляющих регионального социокультурного пространства (исторической, этнологической, геокультурной, экономической, политической) обеспечивает реализацию главной задачи регионального образования - формирование регионального самосознания социальных групп, социальных компетентностей и форм социальной адаптации.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что главным фактором гуманизации лицейского образования

следует рассматривать создание инновационной образовательно-профессиональной среды, под которой понимается совокупность педагогических, организационно-управленческих, материальных условий, целенаправленно созданных в лицее на единых ценностно-целевых основаниях и обеспечивающих:

— инновационность как способ и механизм существования образовательной системы лицея;

_ формирование субъектной позиции обучающихся как основы их успешной социализации;

_ содержательное гуманистически ориентированное изменение условий, функций и форм профессиональной деятельности педагогического коллектива;

— открытость лицея как локальной образовательной системы.

Это трудная, но выполнимая задача, если приоритетами деятельности локальной образовательной системы являются: целеполагание, основанное на приоритете Знания (метазнания), Инновационной деятельности, Новых технологий производства как образовательных ресурсов; многопрофильность, ориентированная на социальный заказ и основанная на профильном содержании образования; интеграция науки и образования, построение содержания образования на основе исследовательской деятельности обучающихся и педагогов; индивидуализация обучения, ориентированная на образовательную мобильность обучающихся; гуманизация образовательного процесса, направленная на формирование внутренней мотивации деятельности и системы ценностей, которые являются основой становления духовности личности; общественный характер образования; практи-ко-ориентированность образовательного процесса.

Литература

1. Воронин, А. М. Управление развитием инновационной образовательной среды [Текст]

I А. М. Воронин. - Брянск, 1995. - 281 с.

2. Исаев, И. Ф. Аксиологический и культурологический подходы к исследованию проблем педагогического образования в научной школе В. А. Сластенина [Текст] I И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов II Профессионализм педагога: Сущность, содержание, перспективы развития : материалы юбил. межд. науч.-практ. конф., приуроченной к 10-летию Международной академии наук педагогического образования, 15-17 сентября 2005 г., Москва, МПГУ : в 2 ч. - Ч. 1.

- М. : МАНПО, 2005. - С. 247-266.

3. Киприянова, Е. В. Инновационная образовательно-профессиональная среда как фактор внедрения современных технологий обучения [Текст] : монография I Е. В. Киприянова, А. Г. Гостев. - Екатеринбург, 2008. - 290 с.

4. Киприянова, Е. В. Стратегические приоритеты лицейского образования [Текст] : науч.-метод. пособие I Е. В. Киприянова. - Челябинск, 2008. - 64 с.

5. Слободчиков, В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры [Текст] I В. И. Слободчиков

II Новые ценности образования: культурные модели школ. - Вып. 7. Инноватор - Bennett College. - М., 1997. - С. 9-14.

6. Современные проблемы педагогики: парадигма науки и тенденции развития образования [Текст] : материалы Всерос. методол. конференции-семинара : в 2 ч. - Ч. 1 : Парадигма педагогики в контексте развития научного знания I гл. ред. В. В. Краевский ; ред. А. А. Арламов, Е. В. Бережнова. - Краснодар, 2006. - 232 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.