оригинальных организационных решений в проведении учебно-воспитательного процесса, чтобы, взглянув на все это со стороны, сделать достаточно тяжелое обобщение: появилась проблема развития заочного образования, суть которой в недостаточной согласованности действий вузов в применении дистанционной технологии обучения в заочном аграрном образовании.
Перспективное решение названной проблемы, как показывает мировая практика, в разумной интеграции, т. е. в создании общеотраслевого информационного портала открытого аграрного образования в Интернете. Агроинженерный вуз потенциально готов вести в таком портале направление по агроин-женерному образованию и по мере возможностей участвовать в других направлениях.
Однако такое перспективное и, к сожалению, затратное дело возможно только при государственном подходе к его решению.
Несомненно, в системе заочного аграрного образования имеются и другие проблемы, и перспективные пути развития этой системы при их разрешении. Это и оптимизация учебно-методических
комплексов, и организация практического обучения для выполнения Государственных образовательных стандартов, и проблемы приведения учебной документации к требованиям ГОСов, выполненных в компетентностном формате, и проблемы профессионального воспитания и развития, и сочетание одноуровневого и двухуровневого высшего образования, и недостаточная определенность в перспективе этого сочетания, и многие другие, решение которых заслуживает отдельного обсуждения. Однако все проблемы системы заочного образования имеют диалектический характер, что подчеркивает значительный потенциал этой системы и ее развивающиеся возможности в подготовке специалистов с высокими профессиональными качествами.
Список литературы
1. Силайчев, П.А. Технологические критерии отраслевой подготовки в профессионально-педагогическом образовании: дис. ... доктора пед. наук: защищена 18.10.2006 / Силайчев Павел Александрович. — М., 2006. — С. 189.
2. Клёнин, Н.И. Московский государственный агроинженерный университет / Н.И. Клёнин. — М.: ФГНУ «Рос-агроинформтех», 2005. — С. 6.
УДК 378:631.158
Е.С. Симбирских, канд. с.-х. наук, доцент
ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет»
СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ АГРАРНОГО НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
Современные требования социального заказа на подготовку специалиста АПК в специфике сельскохозяйственной отрасли предопределяют региональную направленность системы аграрного образования, внедрение в аграрные образовательные учреждения новых деятельностно-ориентированных педагогических технологий. Природопреобразующая сущность и экологическая значимость сельскохозяйственной деятельности, в свою очередь, обязывают согласовывать содержание образования с концепцией безопасного устойчивого развития цивилизации и доктриной продовольственной безопасности РФ [1, 2]. Согласно данному утверждению, для обеспечения качественного сельскохозяйственного образования необходима его институциональная перестройка на основе эффективного взаимодействия образования с региональным рынком труда в соответствии с концепцией безопасного устойчивого развития цивилизации. Интеграция науки, образования и производства в данном аспекте обладает мощным потенциа-
лом для развития не только системы сельскохозяйственного образования, но и всей сельскохозяйственной отрасли.
В определенной форме научно-производственно-образовательная интеграция всегда присутствовала в высшей школе, особенно в аграрной [3, 4]. В то же время системный кризис, охвативший агропромышленный комплекс России с середины 90-х годов прошлого века, вызвал снижение активности деловых связей вузов с научными и производственными структурами АПК. В данной связи в настоящее время актуализируется проблема разработки и совершенствования методологических, теоретических положений и технологии подготовки специалистов АПК на основе интеграции образования, науки и производства и культурологического и компетентностного подходов как методологии проектирования содержания образовательного процесса в аграрном вузе. Особую актуальность приобретают интегрированные образовательные объединения в условиях наукогра-
91
дов — муниципальных монопрофильных градо-образований с высокой концентрацией интеллектуального и научно-инновационного потенциала, где сохраняются наилучшие условия для интеграции науки, образования и производства, включающие квалифицированные кадры, материально-техническую базу, опыт в проведении широкомасштабных научных исследований, собственную систему образования и наукоемкое производство. Уникальность создаваемой в наукограде научно-производственно-образовательной среды позволяет готовить высококвалифицированные кадры, соответствующие требованиям настоящего времени и перспективным потребностям сельскохозяйственной отрасли.
С этих позиций в рамках программы НИР МСХ РФ № ГР 01200904111, программы развития г. Мичуринска-наукограда РФ в сфере сельского хозяйства (Указ Президента Российской Федерации от 4 ноября 2003 года № 1306) и программы развития ФГОУ ВПО МичГАУ (тема № 27) более десяти лет проводится научное исследование, цель которого — разработка и реализация системы профессиональной подготовки в условиях научно-производственного и образовательного комплекса.
В рамках решаемой проблемы определена и обоснована система требований к качеству организации подготовки специалиста АПК, в качестве интегративного показателя выделен агроэконоосфер-ный (от греческого <^ГОБ» — поле, «01к0Б» — дом, «пооб»—разум и «БрИака» — шар) компонент формирования у специалиста АПК профессиональной культуры, компетентности и самоактуализации, сформированность которого позволит определить успешность и эффективность решения специалистом задач, связанных с обеспечением безопасного устойчивого коэволюционного развития цивилизации в процессе интенсификации агросферы. Выделение агроэконоосферного аспекта сельскохозяйственной деятельности, как специфической системы коэволюционного взаимодействия человека и агросферы, функционирующей посредством адаптированного реагирования и управления внутренними регуляторными процессами биологических объектов агросферы, потребовало внести уточнение в современное определение специалиста АПК — это человек с широкими общими и специальными знаниями, способный быстро реагировать на изменения в с.-х. технике, технологиях с.-х. производства и науке, владеющий синтезированным агроэконо-осферным мышлением, высоким уровнем социально-профессиональной компетентности, самоактуализации и профессиональной культуры в совокупности агроэконоосферного компонента. С этих позиций в исследовании сформулировано понятие аграрного образования, как непрерывной системы
92
подготовки специалистов АПК, владеющих аналитическими методами и средствами получения информации о состоянии биообъектов и протекающих в них биохимических и физиологических процессов, а также методами и средствами использования этой информации в процессах производства, переработки и хранения с.-х. продукции с целью обеспечения устойчивого развития АПК. Устойчивое развитие АПК подразумевает обеспечение устойчивого производства качественной биологической продукции, максимальное использование природного биоэнергетического потенциала агроэкосистем, сохранение и воспроизводство природно-ресурсной базы аграрного сектора, исключение и минимизация негативного воздействия на окружающую природную среду.
Разработанная в исследовании концепция представляет собой сложную, целенаправленную, динамическую систему теоретико-методологических и методико-технологических оснований непрерывной профессиональной подготовки специалистов в условиях аграрного научно-производственного образовательного комплекса, базирующуюся на иерархической целостности подходов: комплексный ^ системно-синергетический ^ культурологический. Интеграция указанных теоретических оснований в концепции профессиональной подготовки специалиста АПК представляет ее как многоаспектный процесс, который включает формирование научной системы агроэконоосферных знаний в области сельского хозяйства, воспитания ценностного коэволюционного мироотношения личности, развитие профессиональных агроэконоосферных способностей, интегрированного агроэконоосферного мышления. В итоге формирование агроэконоосфер-ных моделей поведения специалистов АПК в сфере рационального использования природы с целью устойчивого развития цивилизации, отрасли, личности (рис. 1).
Специфика организации профессиональной подготовки специалиста, базирующейся на научно-производственно-образовательной интеграции и агроэконоосферных технологиях обучения, заключается в целостности научно-производственно-образовательной среды (рис. 2) при иерархическом многообразии открытых образовательных систем в структуре АНПОК, функционирующих в конкретной предметной области, рассматриваемых в направлениях их вертикальной (формирование целостной системной предметной области по уровням непрерывного образования) и горизонтальной (реализация внутри- и межпредметных связей) интеграции.
Разработанная в результате исследования модель системы профессиональной подготовки специалиста АПК в условиях АНПОК направлена на реализацию следующих функций: социокуль-
Ментально-социальная среда
определяется социокультурной сферой АНПОК:
• особенностями исторического развития региона;
• особенностями региональной, в том числе профессиональной, культуры и социокультурных традиций;
• национальностью, ментальностью, этносом региона
Методологическая основа
Интегративная целостность подходов: комплексного, системно-синергетического, культурологического
Среда обучения
определяется образовательной сферой АНПОК:
• особенностями рынка образовательных услуг;
• целями, задачами, структурой образовательной системы, уровнями образования;
• материальной базой образовательного процесса и финансовым состоянием образовательных учреждений;
• обеспеченностью кадрами и уровнем их развития;
• УМК;
• абитуриентским составом
Принципы организации
детерминизма;
акме;
всеобщей интеграции и системной
дифференциации;
оптимального максимума;
целостности модели;
модульности;
открытости
Научно-производственно-образовательная среда АНПОК
Компоненты
Базисные (конструктивные, содержательные, вариативные, технологические, оценочно-результативные, рефлексивные)
Системообразующие
(личностные возможности обучающихся, дидактический инструментарий, условия и средства)
Субъекты (обучающийся, преподаватель, ученый, специалист АПК, учебный коллектив, дидактические средства)
Функции
Системная
Обучающая
Развивающая
Инновационно-активизирующая
Адаптационная
Информационно-коммуникативная
Технологическая
Организационно-управленческая
Характеристики
качественные состояния
• Интегративность • Профессиональная насыщенность • Открытость • Четкость организации • Целостность • Вариативность • Динамизм • Адаптивность • Субъект-объект-субъектный характер • Технологичность
Научная среда
определяется научной сферой АНПОК:
• направлением деятельности научных школ и научно-исследовательских коллективов;
• материальной базой и финансовым обеспечением НИР;
• обеспеченностью научными кадрами и уровнем их развития
Производственная среда
определяется производственной сферой АНПОК:
• особенностями социально-экономического развития региона;
• наличием хозяйственных субъектов;
• особенностями регионального рынка труда;
• особенностями природно-географических и климатических условий
Рис. 1. Модель научно-производственно-образовательной среды АНПОК (уровня сформированности научно-производственно-образовательной среды)
турной, ориентированной на формирование грамотности, образованности, агроэконоосферного компонента компетентности и профессиональной культуры обучающихся, с учетом их потребностей к самоактуализации и требований общества и сельскохозяйственной отрасли к устойчивому развитию; прогностической, обеспечивающей возможность построения траектории развития личности обучающегося, согласно изменяющимся потребностям общества и образования; развивающей, обеспечиваю-
щей развитие всех сфер личности обучающегося в процессе учебно-познавательной деятельности на основе агроэконоосферных технологий; синергетической, обеспечивающей синергетический эффект научно-производственно-образовательной интеграции, выраженный задаваемым уровнем агро-эконоосферного компонента профессиональной культуры выпускников.
В модели в качестве основных компонентов выступают следующие: целеобразующий (соци-
93
Методология парадигматической систематизации и интеграции философских, психологических, акмеологических, педагогических и организационно-управленческих подходов в следующей иерархической целостности: комплексный ^ системно-синергетический ^ культурологический
цель принципы условия форма организации образования
Организация профессиональной подготовки специалиста АПК в условиях АНПОК
Цели • системное формирование агроэконоосферного компонента профессиональной культуры специалиста АПК; • усиление синергетического эффекта научно-производственно-образовательной интеграции; • повышение качества образовательного процесса; • повышение качества подготовки специалиста АПК Принципы • Организационные • Организационнопедагогические • Дидактические Функции • Социокультурная • Прогностическая • Развивающая • Синергетическая Содержание определяется • содержанием компонентов профессиональной культуры специалиста АПК • содержанием компонентов научно-производственнообразовательной среды
Условия образовательной целостности в АНПОК
Дидактические Организационно-технологические Психолого-педагогические
Компоненты научно-производственно-образовательной среды
< —-—: * Преподаватель
Сотрудники с.-х. НИИ Специалисты предприятий АПК
Обучающиеся
Технология интегрированной агроэконоосферной подготовки кадров в условиях АНПОК
Результат
Уровень сформированности агроэконоосферного компонента профессиональной культуры специалиста АПК
Рис. 2. Модель системы профессиональной подготовки специалиста АПК в условиях АНПОК
альный заказ на подготовку специалиста АПК для устойчивого инновационного развития отрасли), целевой (модель специалиста АПК), содержательный (подходы к формированию содержания обучения в АНПОК, определяется содержанием компонентов профессиональной культуры специалиста АПК и содержанием компонентов научно-производственно-образовательной среды), операционально-деятельностный (подходы к разработке технологии интегрированного агроэконоосферного обучения), организационно-управленческий (организация научно-производственно-образовательного взаимодействия между компонентами педагогического процесса в АНПОК), оценочно-результативный (мониторинг уровня сформированности агроэконоосферного компонента профессиональной культуры в процессе непрерывной подготовки специалиста АПК и для реализации модели си-
94
стемы профессиональной подготовки специалиста АПК в АНПОК определены дидактические, организационно-технологические и психолого-педаго-гические условия. Система дидактических условий подготовки кадров в условиях АНПОК включает: адекватность интегрированной образовательной среды по основным показателям профессиональной и научно-профессиональной среде; установление научно-производственно-образовательных связей в процессе непрерывной подготовки кадров в структуре АНПОК; установление межпредметных и внутрипредметных связей в содержании подготовки кадров в условиях АНПОК; создание методических систем обучения в структуре АНПОК, ориентированных на интегрированное непрерывное поступательное развитие агроэконоос-ферного компонента профессиональной культуры специалиста АПК; обеспечение преемственности
целей разных образовательных уровней и научно-производственно-образовательных компонентов в АHПOК; применение агроэконоосферных технологий обучения, отличающихся эксклюзивностью и оптимистичностью, стратегическим и интеллекторазвивающим характером; осуществление непрерывного контроля за уровнем сформирован-ности агроэконоосферного компонента, профессиональной культуры и компетентности обучающегося; индивидуализация и дифференциация процесса интегрированного непрерывного агроэконоосфер-ного обучения.
Система организационно-технологических условий подготовки кадров в АHПOК: создание структуры АHПOК и интегрированной научно-производственно-образовательной среды; построение образовательного процесса в АHПOК как социокультурного пространства со своей ре-гинально-муниципальной спецификой, направленного на профессиональное развитие личности; организацию практики на предприятиях АПК и научно-исследовательской работы студентов в условиях научно-исследовательских учреждений; разработку квалификационных характеристик выпускников и оценку качества подготовки специалистов с участием работодателей; организацию интегрированного научно-производственно-образовательного методического и информационного обеспечения (совместное использование научно-производственной материальной базы АHПOК в образовательном процессе в качестве учебных производственных или научных лабораторий и др.; согласованность содержания образовательных программ, учебно-методических комплексов по дисциплинам, методических рекомендаций к практике, по выполнению курсовых и дипломных работ на различных уровнях обучения и с направлениями научной и производственной деятельности в системе АHПOК; дидактические материалы по организации научно-производственно-образовательной интеграции в системе АПК; обеспечение деятельности всех субъектов педагогического процесса в АHПOК единой компьютерной сетью; системный мониторинг личности обучающегося).
Система психолого-педагогических условий подготовки специалиста АПК в условиях АHПOК включает: повышение квалификации преподавателей в области методологии и технологии непрерывной интегрированной агроэконоосферной образовательной деятельности (изучение преподавателями теоретических курсов, направленных на развитие агроэконоосферного аспекта профессиональной деятельности специалиста АПК; изучение теоретических основ и технологий научно-производственно-образовательной интеграции; участие преподавателей в мероприятиях по обмену
педагогическим опытом; привлечение к образовательной деятельности научных сотрудников и специалистов предприятий АПК; совместное участие преподавателей образовательных учреждений, сотрудников НИИ и предприятий АПК в совместных инновационных проектах); организация мотивации обучающихся на агроэконоосферный уровень подготовки как общекультурной, так и профессиональной; организация образовательной сельскохозяйственной деятельности как совместный исследовательский процесс познания субъектов педагогического процесса в АНПОК; процесс исследовательского познания в рамках учебной сельскохозяйственной деятельности представлен следующей последовательностью: чувственное познание ^ рациональное познание ^ общественная практика; использование активных методов обучения с профессионально-практической и агроэко-ноосферноразвивающей направленностью; формирование агроэконоосферного мышления обучающегося; организация процесса самооценки обучающегося в процессе профессиональной подготовки; организация мониторинга развития личности и разработка психолого-диагностического инструментария уровня сформированности агро-эконоосферного компонента профессиональной культуры будущего специалиста АПК.
Названные дидактические, организационнотехнологические и педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга в образовательной целостности АНПОК. Признаком, объединяющим названные условия, является направленность на подготовку специалиста АПК аг-роэконоосферной формации. Таким образом, представленные дидактические, организационно-технологические и психолого-педагогичес-кие условия образовательной целостности АНПОК приобретают признаки комплекса, поскольку: интегрированная научно-производственно-образовательная деятельность приобретает логико-содержательную, содержательно-процессуальную основу и струк-туированность; наличие агроэконоосферной технологии придает ей силу системообразующего фактора, объединяющего деятельность всех субъектов педагогического процесса в АНПОК; совместная образовательная деятельность в АНПОК направлена на непрерывное поступательное уровневое формирование профессиональной культуры специалиста АПК с позиции направленности на агроэконо-осферный компонент.
Апробация результатов диссертационного исследования на базе ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет» в составе г. Мичуринска — наукограда РФ как образовательного центра по подготовке высококвалифицированных кадров АПК подтвердила теоретические положения концепции и гипоте-
95
%
100
80
60
40
20
0
Годы обучения
^ рф
'Р
Годы обучения
□ ^зкий □ Средний □ Высокий
□ ^зкий □ Средний □ Высокий
Рис. 3. Динамика изменения уровня сформированности агроэконоосферного компонента профессиональной культуры
100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
%
2002 2003 2004 2005
Годы обучения
2006
2007
2008
Рис. 5. Динамика изменения обобщенного показателя уровня сформированности научно-производственно-образовательной среды
зу исследования и доказали эффективность предложенного подхода в форме положительной динамики сформированности агроэконоосферного компонента (рис. 3), профессиональной культуры будущих специалистов АПК (рис. 4) и научно-производственно-образовательной среды (рис. 5). Применение методов математической статистики позволило подтвердить эффективность предложенного подхода.
Выводы
1. Современное кризисное состояние аграрного образования, приоритет в национальной политике развития АПК и исторически обусловленные специфические особенности подготовки кадров АПК подтвердили актуальность проблемы модернизации аграрного образования. В качестве ведущих направлений его развития выделены: регионализация аграрного образования, создание крупных научнопроизводственных образовательных комплексов;
Рис. 4. Динамика изменения уровня сформированности профессиональной культуры
ориентация аграрного образования на воспроизводство и развитие аг-роэконоосфернонаправленного кадрового потенциала в формируемом инновационном социуме.
2. Установлено, что ведущим методологическим основанием проектирования системы подготовки конкурентоспособных кадров АПК является интегративная целостность психологических, ак-меологических, педагогических и организационно-управленческих подходов, а ведущим условием — интеграция образования, науки и производства.
3. Разработана и экспериментально подтверждена концепция профессиональной подготовки
кадров АПК в условиях агарного научно-производственного образовательного комплекса, базирующаяся на комплексе научных подходов, где целеполагающим является культурологический подход, определяющий приоритет ценностного коэволюци-онного развития специалиста АПК над операционально-технологическим.
Список литературы
1. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию // Российская газета. — 9 апреля 1996 г.
2. Урсул, А.Д. Переход к устойчивому развитию АПК / А.Д. Урсул // Хранение и перераб. сельхозсырья. — 1994. — № 3. — С. 3-6; — № 4. — С. 3-5.
3. Дружкин, А.В. Аграрный университетский комплекс в системе высшего профессионального образования России: дис. ... доктора пед. наук: 13.00.08. / Дружкин А.В. — Тольятти, 2002. — 526 с.
4. Кокорев, М.Г. Интеграция вуза и производственных предприятий в подготовке будущих специалистов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. / Кокорев М.Г. — Оренбург, 2006. — С. 35.