Научная статья на тему 'Система профессиональной подготовки в условиях аграрного научно-производственного образовательного комплекса'

Система профессиональной подготовки в условиях аграрного научно-производственного образовательного комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АГРАРНЫЙ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ИНТЕГРАЦИЯ / СПЕЦИАЛИСТ АПК / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. / AGRICULTURAL EDUCATION / AGRICULTURAL RESEARCH-AND-PRODUCTION EDUCATIONAL COMPLEX / INTEGRATION / AGRICULTURAL SPECIALIST / PROFESSIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симбирских Елена Сергеевна

Представлены теоретико-методологические и организационно-методические основы профессиональной подготовки специалиста АПК в условиях интеграции образовательных возможностей науки, производства и образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TRAINING SYSTEM IN AN AGRICULTURAL RESEARCH-AND-PRODUCTION EDUCATIONAL COMPLEX

The theoretical methods and organizational foundations of an agricultural specialist professional training in the conditions of integrated educational, scientific and professional facilities are presented in the article. Some positive results of Michurinsk state agrarian university, functioning as research-and-production educational centre of science town Michurinsk, are given.

Текст научной работы на тему «Система профессиональной подготовки в условиях аграрного научно-производственного образовательного комплекса»

оригинальных организационных решений в проведении учебно-воспитательного процесса, чтобы, взглянув на все это со стороны, сделать достаточно тяжелое обобщение: появилась проблема развития заочного образования, суть которой в недостаточной согласованности действий вузов в применении дистанционной технологии обучения в заочном аграрном образовании.

Перспективное решение названной проблемы, как показывает мировая практика, в разумной интеграции, т. е. в создании общеотраслевого информационного портала открытого аграрного образования в Интернете. Агроинженерный вуз потенциально готов вести в таком портале направление по агроин-женерному образованию и по мере возможностей участвовать в других направлениях.

Однако такое перспективное и, к сожалению, затратное дело возможно только при государственном подходе к его решению.

Несомненно, в системе заочного аграрного образования имеются и другие проблемы, и перспективные пути развития этой системы при их разрешении. Это и оптимизация учебно-методических

комплексов, и организация практического обучения для выполнения Государственных образовательных стандартов, и проблемы приведения учебной документации к требованиям ГОСов, выполненных в компетентностном формате, и проблемы профессионального воспитания и развития, и сочетание одноуровневого и двухуровневого высшего образования, и недостаточная определенность в перспективе этого сочетания, и многие другие, решение которых заслуживает отдельного обсуждения. Однако все проблемы системы заочного образования имеют диалектический характер, что подчеркивает значительный потенциал этой системы и ее развивающиеся возможности в подготовке специалистов с высокими профессиональными качествами.

Список литературы

1. Силайчев, П.А. Технологические критерии отраслевой подготовки в профессионально-педагогическом образовании: дис. ... доктора пед. наук: защищена 18.10.2006 / Силайчев Павел Александрович. — М., 2006. — С. 189.

2. Клёнин, Н.И. Московский государственный агроинженерный университет / Н.И. Клёнин. — М.: ФГНУ «Рос-агроинформтех», 2005. — С. 6.

УДК 378:631.158

Е.С. Симбирских, канд. с.-х. наук, доцент

ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет»

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ АГРАРНОГО НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Современные требования социального заказа на подготовку специалиста АПК в специфике сельскохозяйственной отрасли предопределяют региональную направленность системы аграрного образования, внедрение в аграрные образовательные учреждения новых деятельностно-ориентированных педагогических технологий. Природопреобразующая сущность и экологическая значимость сельскохозяйственной деятельности, в свою очередь, обязывают согласовывать содержание образования с концепцией безопасного устойчивого развития цивилизации и доктриной продовольственной безопасности РФ [1, 2]. Согласно данному утверждению, для обеспечения качественного сельскохозяйственного образования необходима его институциональная перестройка на основе эффективного взаимодействия образования с региональным рынком труда в соответствии с концепцией безопасного устойчивого развития цивилизации. Интеграция науки, образования и производства в данном аспекте обладает мощным потенциа-

лом для развития не только системы сельскохозяйственного образования, но и всей сельскохозяйственной отрасли.

В определенной форме научно-производственно-образовательная интеграция всегда присутствовала в высшей школе, особенно в аграрной [3, 4]. В то же время системный кризис, охвативший агропромышленный комплекс России с середины 90-х годов прошлого века, вызвал снижение активности деловых связей вузов с научными и производственными структурами АПК. В данной связи в настоящее время актуализируется проблема разработки и совершенствования методологических, теоретических положений и технологии подготовки специалистов АПК на основе интеграции образования, науки и производства и культурологического и компетентностного подходов как методологии проектирования содержания образовательного процесса в аграрном вузе. Особую актуальность приобретают интегрированные образовательные объединения в условиях наукогра-

91

дов — муниципальных монопрофильных градо-образований с высокой концентрацией интеллектуального и научно-инновационного потенциала, где сохраняются наилучшие условия для интеграции науки, образования и производства, включающие квалифицированные кадры, материально-техническую базу, опыт в проведении широкомасштабных научных исследований, собственную систему образования и наукоемкое производство. Уникальность создаваемой в наукограде научно-производственно-образовательной среды позволяет готовить высококвалифицированные кадры, соответствующие требованиям настоящего времени и перспективным потребностям сельскохозяйственной отрасли.

С этих позиций в рамках программы НИР МСХ РФ № ГР 01200904111, программы развития г. Мичуринска-наукограда РФ в сфере сельского хозяйства (Указ Президента Российской Федерации от 4 ноября 2003 года № 1306) и программы развития ФГОУ ВПО МичГАУ (тема № 27) более десяти лет проводится научное исследование, цель которого — разработка и реализация системы профессиональной подготовки в условиях научно-производственного и образовательного комплекса.

В рамках решаемой проблемы определена и обоснована система требований к качеству организации подготовки специалиста АПК, в качестве интегративного показателя выделен агроэконоосфер-ный (от греческого <^ГОБ» — поле, «01к0Б» — дом, «пооб»—разум и «БрИака» — шар) компонент формирования у специалиста АПК профессиональной культуры, компетентности и самоактуализации, сформированность которого позволит определить успешность и эффективность решения специалистом задач, связанных с обеспечением безопасного устойчивого коэволюционного развития цивилизации в процессе интенсификации агросферы. Выделение агроэконоосферного аспекта сельскохозяйственной деятельности, как специфической системы коэволюционного взаимодействия человека и агросферы, функционирующей посредством адаптированного реагирования и управления внутренними регуляторными процессами биологических объектов агросферы, потребовало внести уточнение в современное определение специалиста АПК — это человек с широкими общими и специальными знаниями, способный быстро реагировать на изменения в с.-х. технике, технологиях с.-х. производства и науке, владеющий синтезированным агроэконо-осферным мышлением, высоким уровнем социально-профессиональной компетентности, самоактуализации и профессиональной культуры в совокупности агроэконоосферного компонента. С этих позиций в исследовании сформулировано понятие аграрного образования, как непрерывной системы

92

подготовки специалистов АПК, владеющих аналитическими методами и средствами получения информации о состоянии биообъектов и протекающих в них биохимических и физиологических процессов, а также методами и средствами использования этой информации в процессах производства, переработки и хранения с.-х. продукции с целью обеспечения устойчивого развития АПК. Устойчивое развитие АПК подразумевает обеспечение устойчивого производства качественной биологической продукции, максимальное использование природного биоэнергетического потенциала агроэкосистем, сохранение и воспроизводство природно-ресурсной базы аграрного сектора, исключение и минимизация негативного воздействия на окружающую природную среду.

Разработанная в исследовании концепция представляет собой сложную, целенаправленную, динамическую систему теоретико-методологических и методико-технологических оснований непрерывной профессиональной подготовки специалистов в условиях аграрного научно-производственного образовательного комплекса, базирующуюся на иерархической целостности подходов: комплексный ^ системно-синергетический ^ культурологический. Интеграция указанных теоретических оснований в концепции профессиональной подготовки специалиста АПК представляет ее как многоаспектный процесс, который включает формирование научной системы агроэконоосферных знаний в области сельского хозяйства, воспитания ценностного коэволюционного мироотношения личности, развитие профессиональных агроэконоосферных способностей, интегрированного агроэконоосферного мышления. В итоге формирование агроэконоосфер-ных моделей поведения специалистов АПК в сфере рационального использования природы с целью устойчивого развития цивилизации, отрасли, личности (рис. 1).

Специфика организации профессиональной подготовки специалиста, базирующейся на научно-производственно-образовательной интеграции и агроэконоосферных технологиях обучения, заключается в целостности научно-производственно-образовательной среды (рис. 2) при иерархическом многообразии открытых образовательных систем в структуре АНПОК, функционирующих в конкретной предметной области, рассматриваемых в направлениях их вертикальной (формирование целостной системной предметной области по уровням непрерывного образования) и горизонтальной (реализация внутри- и межпредметных связей) интеграции.

Разработанная в результате исследования модель системы профессиональной подготовки специалиста АПК в условиях АНПОК направлена на реализацию следующих функций: социокуль-

Ментально-социальная среда

определяется социокультурной сферой АНПОК:

• особенностями исторического развития региона;

• особенностями региональной, в том числе профессиональной, культуры и социокультурных традиций;

• национальностью, ментальностью, этносом региона

Методологическая основа

Интегративная целостность подходов: комплексного, системно-синергетического, культурологического

Среда обучения

определяется образовательной сферой АНПОК:

• особенностями рынка образовательных услуг;

• целями, задачами, структурой образовательной системы, уровнями образования;

• материальной базой образовательного процесса и финансовым состоянием образовательных учреждений;

• обеспеченностью кадрами и уровнем их развития;

• УМК;

• абитуриентским составом

Принципы организации

детерминизма;

акме;

всеобщей интеграции и системной

дифференциации;

оптимального максимума;

целостности модели;

модульности;

открытости

Научно-производственно-образовательная среда АНПОК

Компоненты

Базисные (конструктивные, содержательные, вариативные, технологические, оценочно-результативные, рефлексивные)

Системообразующие

(личностные возможности обучающихся, дидактический инструментарий, условия и средства)

Субъекты (обучающийся, преподаватель, ученый, специалист АПК, учебный коллектив, дидактические средства)

Функции

Системная

Обучающая

Развивающая

Инновационно-активизирующая

Адаптационная

Информационно-коммуникативная

Технологическая

Организационно-управленческая

Характеристики

качественные состояния

• Интегративность • Профессиональная насыщенность • Открытость • Четкость организации • Целостность • Вариативность • Динамизм • Адаптивность • Субъект-объект-субъектный характер • Технологичность

Научная среда

определяется научной сферой АНПОК:

• направлением деятельности научных школ и научно-исследовательских коллективов;

• материальной базой и финансовым обеспечением НИР;

• обеспеченностью научными кадрами и уровнем их развития

Производственная среда

определяется производственной сферой АНПОК:

• особенностями социально-экономического развития региона;

• наличием хозяйственных субъектов;

• особенностями регионального рынка труда;

• особенностями природно-географических и климатических условий

Рис. 1. Модель научно-производственно-образовательной среды АНПОК (уровня сформированности научно-производственно-образовательной среды)

турной, ориентированной на формирование грамотности, образованности, агроэконоосферного компонента компетентности и профессиональной культуры обучающихся, с учетом их потребностей к самоактуализации и требований общества и сельскохозяйственной отрасли к устойчивому развитию; прогностической, обеспечивающей возможность построения траектории развития личности обучающегося, согласно изменяющимся потребностям общества и образования; развивающей, обеспечиваю-

щей развитие всех сфер личности обучающегося в процессе учебно-познавательной деятельности на основе агроэконоосферных технологий; синергетической, обеспечивающей синергетический эффект научно-производственно-образовательной интеграции, выраженный задаваемым уровнем агро-эконоосферного компонента профессиональной культуры выпускников.

В модели в качестве основных компонентов выступают следующие: целеобразующий (соци-

93

Методология парадигматической систематизации и интеграции философских, психологических, акмеологических, педагогических и организационно-управленческих подходов в следующей иерархической целостности: комплексный ^ системно-синергетический ^ культурологический

цель принципы условия форма организации образования

Организация профессиональной подготовки специалиста АПК в условиях АНПОК

Цели • системное формирование агроэконоосферного компонента профессиональной культуры специалиста АПК; • усиление синергетического эффекта научно-производственно-образовательной интеграции; • повышение качества образовательного процесса; • повышение качества подготовки специалиста АПК Принципы • Организационные • Организационнопедагогические • Дидактические Функции • Социокультурная • Прогностическая • Развивающая • Синергетическая Содержание определяется • содержанием компонентов профессиональной культуры специалиста АПК • содержанием компонентов научно-производственнообразовательной среды

Условия образовательной целостности в АНПОК

Дидактические Организационно-технологические Психолого-педагогические

Компоненты научно-производственно-образовательной среды

< —-—: * Преподаватель

Сотрудники с.-х. НИИ Специалисты предприятий АПК

Обучающиеся

Технология интегрированной агроэконоосферной подготовки кадров в условиях АНПОК

Результат

Уровень сформированности агроэконоосферного компонента профессиональной культуры специалиста АПК

Рис. 2. Модель системы профессиональной подготовки специалиста АПК в условиях АНПОК

альный заказ на подготовку специалиста АПК для устойчивого инновационного развития отрасли), целевой (модель специалиста АПК), содержательный (подходы к формированию содержания обучения в АНПОК, определяется содержанием компонентов профессиональной культуры специалиста АПК и содержанием компонентов научно-производственно-образовательной среды), операционально-деятельностный (подходы к разработке технологии интегрированного агроэконоосферного обучения), организационно-управленческий (организация научно-производственно-образовательного взаимодействия между компонентами педагогического процесса в АНПОК), оценочно-результативный (мониторинг уровня сформированности агроэконоосферного компонента профессиональной культуры в процессе непрерывной подготовки специалиста АПК и для реализации модели си-

94

стемы профессиональной подготовки специалиста АПК в АНПОК определены дидактические, организационно-технологические и психолого-педаго-гические условия. Система дидактических условий подготовки кадров в условиях АНПОК включает: адекватность интегрированной образовательной среды по основным показателям профессиональной и научно-профессиональной среде; установление научно-производственно-образовательных связей в процессе непрерывной подготовки кадров в структуре АНПОК; установление межпредметных и внутрипредметных связей в содержании подготовки кадров в условиях АНПОК; создание методических систем обучения в структуре АНПОК, ориентированных на интегрированное непрерывное поступательное развитие агроэконоос-ферного компонента профессиональной культуры специалиста АПК; обеспечение преемственности

целей разных образовательных уровней и научно-производственно-образовательных компонентов в АHПOК; применение агроэконоосферных технологий обучения, отличающихся эксклюзивностью и оптимистичностью, стратегическим и интеллекторазвивающим характером; осуществление непрерывного контроля за уровнем сформирован-ности агроэконоосферного компонента, профессиональной культуры и компетентности обучающегося; индивидуализация и дифференциация процесса интегрированного непрерывного агроэконоосфер-ного обучения.

Система организационно-технологических условий подготовки кадров в АHПOК: создание структуры АHПOК и интегрированной научно-производственно-образовательной среды; построение образовательного процесса в АHПOК как социокультурного пространства со своей ре-гинально-муниципальной спецификой, направленного на профессиональное развитие личности; организацию практики на предприятиях АПК и научно-исследовательской работы студентов в условиях научно-исследовательских учреждений; разработку квалификационных характеристик выпускников и оценку качества подготовки специалистов с участием работодателей; организацию интегрированного научно-производственно-образовательного методического и информационного обеспечения (совместное использование научно-производственной материальной базы АHПOК в образовательном процессе в качестве учебных производственных или научных лабораторий и др.; согласованность содержания образовательных программ, учебно-методических комплексов по дисциплинам, методических рекомендаций к практике, по выполнению курсовых и дипломных работ на различных уровнях обучения и с направлениями научной и производственной деятельности в системе АHПOК; дидактические материалы по организации научно-производственно-образовательной интеграции в системе АПК; обеспечение деятельности всех субъектов педагогического процесса в АHПOК единой компьютерной сетью; системный мониторинг личности обучающегося).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Система психолого-педагогических условий подготовки специалиста АПК в условиях АHПOК включает: повышение квалификации преподавателей в области методологии и технологии непрерывной интегрированной агроэконоосферной образовательной деятельности (изучение преподавателями теоретических курсов, направленных на развитие агроэконоосферного аспекта профессиональной деятельности специалиста АПК; изучение теоретических основ и технологий научно-производственно-образовательной интеграции; участие преподавателей в мероприятиях по обмену

педагогическим опытом; привлечение к образовательной деятельности научных сотрудников и специалистов предприятий АПК; совместное участие преподавателей образовательных учреждений, сотрудников НИИ и предприятий АПК в совместных инновационных проектах); организация мотивации обучающихся на агроэконоосферный уровень подготовки как общекультурной, так и профессиональной; организация образовательной сельскохозяйственной деятельности как совместный исследовательский процесс познания субъектов педагогического процесса в АНПОК; процесс исследовательского познания в рамках учебной сельскохозяйственной деятельности представлен следующей последовательностью: чувственное познание ^ рациональное познание ^ общественная практика; использование активных методов обучения с профессионально-практической и агроэко-ноосферноразвивающей направленностью; формирование агроэконоосферного мышления обучающегося; организация процесса самооценки обучающегося в процессе профессиональной подготовки; организация мониторинга развития личности и разработка психолого-диагностического инструментария уровня сформированности агро-эконоосферного компонента профессиональной культуры будущего специалиста АПК.

Названные дидактические, организационнотехнологические и педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга в образовательной целостности АНПОК. Признаком, объединяющим названные условия, является направленность на подготовку специалиста АПК аг-роэконоосферной формации. Таким образом, представленные дидактические, организационно-технологические и психолого-педагогичес-кие условия образовательной целостности АНПОК приобретают признаки комплекса, поскольку: интегрированная научно-производственно-образовательная деятельность приобретает логико-содержательную, содержательно-процессуальную основу и струк-туированность; наличие агроэконоосферной технологии придает ей силу системообразующего фактора, объединяющего деятельность всех субъектов педагогического процесса в АНПОК; совместная образовательная деятельность в АНПОК направлена на непрерывное поступательное уровневое формирование профессиональной культуры специалиста АПК с позиции направленности на агроэконо-осферный компонент.

Апробация результатов диссертационного исследования на базе ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет» в составе г. Мичуринска — наукограда РФ как образовательного центра по подготовке высококвалифицированных кадров АПК подтвердила теоретические положения концепции и гипоте-

95

%

100

80

60

40

20

0

Годы обучения

^ рф

Годы обучения

□ ^зкий □ Средний □ Высокий

□ ^зкий □ Средний □ Высокий

Рис. 3. Динамика изменения уровня сформированности агроэконоосферного компонента профессиональной культуры

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

%

2002 2003 2004 2005

Годы обучения

2006

2007

2008

Рис. 5. Динамика изменения обобщенного показателя уровня сформированности научно-производственно-образовательной среды

зу исследования и доказали эффективность предложенного подхода в форме положительной динамики сформированности агроэконоосферного компонента (рис. 3), профессиональной культуры будущих специалистов АПК (рис. 4) и научно-производственно-образовательной среды (рис. 5). Применение методов математической статистики позволило подтвердить эффективность предложенного подхода.

Выводы

1. Современное кризисное состояние аграрного образования, приоритет в национальной политике развития АПК и исторически обусловленные специфические особенности подготовки кадров АПК подтвердили актуальность проблемы модернизации аграрного образования. В качестве ведущих направлений его развития выделены: регионализация аграрного образования, создание крупных научнопроизводственных образовательных комплексов;

Рис. 4. Динамика изменения уровня сформированности профессиональной культуры

ориентация аграрного образования на воспроизводство и развитие аг-роэконоосфернонаправленного кадрового потенциала в формируемом инновационном социуме.

2. Установлено, что ведущим методологическим основанием проектирования системы подготовки конкурентоспособных кадров АПК является интегративная целостность психологических, ак-меологических, педагогических и организационно-управленческих подходов, а ведущим условием — интеграция образования, науки и производства.

3. Разработана и экспериментально подтверждена концепция профессиональной подготовки

кадров АПК в условиях агарного научно-производственного образовательного комплекса, базирующаяся на комплексе научных подходов, где целеполагающим является культурологический подход, определяющий приоритет ценностного коэволюци-онного развития специалиста АПК над операционально-технологическим.

Список литературы

1. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию // Российская газета. — 9 апреля 1996 г.

2. Урсул, А.Д. Переход к устойчивому развитию АПК / А.Д. Урсул // Хранение и перераб. сельхозсырья. — 1994. — № 3. — С. 3-6; — № 4. — С. 3-5.

3. Дружкин, А.В. Аграрный университетский комплекс в системе высшего профессионального образования России: дис. ... доктора пед. наук: 13.00.08. / Дружкин А.В. — Тольятти, 2002. — 526 с.

4. Кокорев, М.Г. Интеграция вуза и производственных предприятий в подготовке будущих специалистов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. / Кокорев М.Г. — Оренбург, 2006. — С. 35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.