ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378
Е.Н. ЗОЛОТУХИНА, А.А. ЧЕРВОВА
СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Статья посвящена актуальной проблеме: раскрытию сущности и основных компонентов педагогической культуры преподавателя высшей школы.
Ключевые слова: компоненты педагогической культуры, преподаватель высшей школы.
Понятие «педагогическая культура» давно включено в практику педагогической деятельности, целостное теоретическое изучение которой стало возможным относительно недавно. В связи с анализом особенностей педагогической деятельности, изучением педагогических способностей, педагогического мастерства учителя данная проблема нашла отражение в работах С.И. Архангельского, А.В. Барабанщикова, Е.В. Бондарев-ской, 3.Ф. Есаревой, Н.В. Кузьминой, Н.Н. Тара-севич, Г.И. Хозяинова и др.
С началом активной разработки культурологического направления в философии, социологии, педагогике и психологии проведены исследования, посвященные отдельным сторонам педагогической культуры: изучаются вопросы методологической, нравственно-эстетической, коммуникативной, технологической, духовной, физической культуры личности учителя. В этих исследованиях педагогическая культура рассматривается как важная часть общей культуры учителя, проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности.
По мнению И.М. Модель, «педагогическая культура» есть характеристика культуры педагогической деятельности, она представляет собой «сквозное сечение»: с одной стороны, как подсистема и особый вид культуры, а с другой - присутствует в каждом из видов культуры в качестве элемента. Кроме того, педагогическая культура неразрывно объединяет в себе и элементы культуры материальной (обучение способам деятель-
ности) и культуры духовной (формирование духовного мира) [1].
Н.В. Ходякова [2] считает культуру личностным феноменом, относительно целостной подсистемой профессиональной и общей культуры человека, связанной с ним едиными категориями (культура мышления, поведения, общения и деятельности). В таком понимании культура состоит из взаимосвязанных структурных компонентов:
а) аксиологического (принятие личностного уровня гуманистической ценности педагогической деятельности);
б) коммуникативно-этического (культура общения и сотрудничества в области профессионально-педагогического контакта, эффективное использование различных способов коммуникации для межличностного и коллективного взаимодействия, нравственное поведение в сфере отношений);
в) познавательно-интеллектуального (компетентность и свободная ориентировка в сфере технологий, гибкость и адаптивность мышления, его логический и рефлексивный характер, самостоятельность и «открытость» новому);
г) прогностического (предвидение возможных последствий педагогической деятельности, профессионально-социальная адаптация в постоянно изменяющихся условиях);
д) прикладного (использование технологических возможностей для наиболее эффективного решения профессиональных задач, освобождение специалиста от выполнения рутинных опе-
56
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15
© Е.Н. Золотухина, А.А. Червова, 2009
Сущность и основные компоненты педагогической культуры преподавателя высшей школы
раций) и других.
Как неотъемлемую часть общей культуры личности рассматривает педагогическую культуру Т.В. Иванова [3], считая понятие «педагогическая культура учителя» интегративным качеством его личности, вбирающим в себя:
• определенную направленность (высокая методологическая и методическая культура педагога, наличие морально-этических ценностей, готовность осуществлять творческую деятельность);
• культуротворческий опыт (наличие знаний о культуре, способность к общению с культурой и в культуре, к ее воспроизводству);
• новое педагогическое мышление (способность к культурно обусловленному суждению, к познанию и переживанию культуры, к самоопределению культуры).
Автор проводит мысль о том, что педагогическая культура - способ деятельности педагога, динамичное явление, изменяющееся в процессе развития общества, отражающее его потребности, и выделяет многие аспекты педагогической культуры: аксиологический, социальный, технологический, нравственный, творческий.
Противоположным является представление В.Л. Бенина о сути «педагогической культуры» как интегративные характеристики педагогического процесса, включающего в непосредственной деятельности людей единство «при передаче накопленного социального опыта, так и результаты этой деятельности, закрепленные в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от одного поколения к другому» [4, с. 36]. Данная характеристика наиболее наглядно проявляется в трёх основных показателях:
• социально-педагогическом (степень общественного осознания того, что субъектом воспитания выступает каждый человек);
• аксиологическом (выявляет отношения к знаниям как ценности);
• дидактическом (показывает, каковы основные принципы воспитания и обучения: принуждение или умение заинтересовать).
В.Л. Бенин полагает, что педагогическая культура как явление неразрывно связывает две общественные системы - педагогику и культуру -и требует определения ее статуса, как в системе педагогики, так и в системе культуры [4].
Каковы же основные функции педагогичес-
кой культуры, как конкретного специалиста, так и всего общества? Б. Ерасов уже в самой трактовке понятия «культура» закладывает образовательный и воспитательный смысл. «В самом общем и сжатом виде культура - это процесс и продукт духовного производства как системы по созданию, хранению, распространению и освоению духовных ценностей, норм, знаний, представлений, значений и символов. Она формирует духовный мир общества и человека, обеспечивает общество в целом дифференцированной системой знаний и ориентаций, необходимых для осуществления всех видов деятельности, существующих в обществе. В ней вырабатываются те идеи, нормы, значения и цели, которыми руководствуется общество в регуляции всего разнообразия своей деятельности. Вместе с тем она способствует духовной интеграции общества и различных групп» [5, с. 79].
Таким образом, требуются значительные усилия каждого поколения, чтобы сохранить, воспроизвести, поддержать и отобрать ценности, знания и ориентации, обновить их или дать им новую интерпретацию и привести их в соответствие с меняющимися условиями бытия. Для этого нужны соответствующие институты, кадры - все то, что воплощают в себе система образования, религиозные институты, светская культура.
Обобщая и анализируя многолетний практический опыт В.А. Сухомлинский пишет: «Если учитель вдумчиво анализирует свою работу, у него не может не возникнуть интереса к теоретическому осмыслению своего опыта, стремления объяснить причинно-следственные связи между знаниями учеников и своей педагогической культурой» [6, с. 427-668]. Более того, уделяя большое внимание психологической подготовке будущего учителя, знание им основ возрастной физиологии и психологии, В.А. Сухомлинский полагает, что «без твердой психологической почвы нет педагогической культуры» [7, с. 55].
Резюмируя приведенные здесь, а также другие высказывания В.А. Сухомлинского о педагогической культуре, можно сделать вывод, что он не отождествляет педагогическую культуру с ее отдельными компонентами, а видит в ней комплекс различных качеств педагога - от умения внести в образовательный потенциал обучения потенциал культуротворческий до способности свободной ориентации в сложных вопросах науки, основы которой он преподает. Важным элемен-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 4, 2009
57
Профессиональное образование
том педагогической культуры, по мнению В.А. -Сухомлинского, является умение обращаться к уму и сердцу ученика: «... чтобы стать настоящим воспитателем, надо пройти эту школу сердечности... Это одна из самых тонких вещей в нашем педагогическом деле» [8, с. 449-454].
Весьма примечательным является взгляд на проблему педагогической культуры А.В. Барабанщикова, который трактует ее как «.синтез педагогических убеждений и мастерства, педагогической этики и профессионально-педагогических качеств, стиля учебно-воспитательной работы и отношения преподавателя к своему делу и самому себе» [8]. Как специфически профессиональное явление педагогическая культура представляет собой определенную «.степень овладения преподавателем педагогическим опытом человечества, степени его совершенства в педагогической деятельности, достигнутом уровне развития его личности как педагога» [8].
Отмечая интегративные функции культуры и определяя ее как сквозную характеристику развития всего общества, А.В. Барабанщиков считает, что «исходным ее началом служит общая культура. Связи между ними настолько непосредственны, что с полным основанием можно утверждать: педагогическая культура является специфическим проявлением общей культуры в условиях педагогического процесса» [8, с. 32].
Т.Ф. Белоусова считает, что педагогическая культура учителя имеет две стороны: объективную и субъективную. Объективная сторона педагогической культуры отражается на состоянии общественного педагогического сознания, которое, «отражает общественные потребности, обращенные к школе и ориентированы на их удовлетворение, педагогическая культура как общественное явление предполагает характеристику состояния педагогической науки, состояние управления школой и деятельности институтов образования, материального обеспечения учебновоспитательного процесса, педагогической документации и самой педагогической деятельности». Субъективная сторона «характеризует уровень сформированности у личности потребности в совершенствовании своей культуры» [10].
Поскольку культура представляет собой концентрированный опыт предшествующих поколений, она позволяет каждому человеку не только усваивать этот опыт, но и участвовать в его преумножении. Уже в силу первого из двух упомя-
нутых компонентов культура, воспитание и образование не могут быть обособлены друг от друга. Полагаем, это утверждение может быть принято «a priori». Педагогическая культура как явление неразрывно связывает две общественные системы - педагогику и культуру - и требует определения ее положения как в системе педагогики, так и в системе культуры [11].
Библиографический список
1. Модель И.М. Профессиональная культура муниципального депутата: Теоретико-социальный анализ. - Екатеринбург, 1993.
2. Ходякова Н.В. Личностный подход к формированию информационной культуры выпускников вуза: Автореферат дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 1996. - 17 с.
3. Иванова Т В. Формирование педагогической культуры будущего учителя в учебном процессе (на материале дисциплин педагогического цикла): Автореф. дис ... канд. пед. наук. - Волгоград, 1991. - 19 с.
4. Бенин В.Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. - Уфа: Изд-во БГПИ, 1997. - 178 с.
5. Ерасов Б. С. Социальная культурология: Пособие для студентов высш. учеб. заведений: В 2-х ч. - М.: АО Аспект Пресс, 1994.
6. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива // Избранные произведения в 5-ти томах. - Киев: Радянська школа, 1979. - Т.1. - С. 427668.
7. Талызина Н.Ф. Теоретические основы программированного обучения. - М., 1969.
8. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю / / Избранные произведения в 5-ти томах. - Киев: Радянська школа, 1979. - Т. 2.
9. Барабанщиков А.В., Муцынов С.С. Проблемы педагогической культуры: О педагогической культуре преподавателя высшего военного учебного заведения. - Вып. 1. - М.: Военное дело, 1980. - 208 с.
10. Белоусова Т.Ф. Педпрактика как фактор формирования основ педагогической культуры студента педагогического вуза: Автореф. дис ... канд. пед. наук. - Р/Д, 1990. - 217 с.
11. Воронкова В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога: Монография. - Псков, 1997.
58
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15