Научная статья на тему 'Педагогическая концепция спортивно-ориентированной деятельности как социальнокультурного феномена'

Педагогическая концепция спортивно-ориентированной деятельности как социальнокультурного феномена Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СПОРТА И СПОРТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ДОСУГА / SOCIO-CULTURED ACTIVITY / PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS OF SPORTS AND THE SPORTS-FOCUSED ACTIVITY IN LEISURE SPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кабанов Ю. Н., Чухрова М. Г.

Спортивно-ориентированная деятельность рассматривается не только как предиктор здорового образа жизни населения, но и как основа спорта высших достижений. Предлагается психолого-педагогическое обоснование и модель регуляции и реализации спортивно-ориентированной деятельности в социокультурном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PEDAGOGICAL CONCEPT OF THE SPORTS-FOCUSED ACTIVITY AS SOCIO-CULTURED PHENOMENON

The sports-focused activity is considered not only as predictor a healthy way of life of the population, but also as a basis of sports of the higher achievements. The psychologo-pedagogical substantiation and model of regulation and realization of the sports-focused activity in socio-cultured space is offered.

Текст научной работы на тему «Педагогическая концепция спортивно-ориентированной деятельности как социальнокультурного феномена»

2. Корчемный, П.А. Психологическое обеспечение боевой деятельности I Военная психология: методология, теория, практика. - М., l998.

3. Китаев-Смык, Л.А. Стресс под прицелом снайпера. - М., Миллениум, 2001.

Статья поступила в редакцию 01.12.10

УДК 378

Ю.Н. Кабанов, канд. биол. наук, зав. каф. физической культуры САУМК; М.Г. Чухрова., д-р. мед. наук, зав. каф. спец. психологии НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: mba3@sibmail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СПОРТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА

Спортивно-ориентированная деятельность рассматривается не только как предиктор здорового образа жизни населения, но и как основа спорта высших достижений. Предлагается психолого-педагогическое обоснование и модель регуляции и реализации спортивноориентированной деятельности в социокультурном пространстве.

Ключевые слова: социокультурная деятельность, психология и педагогика спорта и спортивно-ориентированной деятельности

в сфере досуга.

Проблемы повышения уровня и результативности спортивной деятельности приобретают в последнее время особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, ее объективной ролью в повышении престижа общества и государства. Уровень развития физической культуры и спорта являются важнейшими предпосылками реализации человеческого потенциала и рассматриваются сегодня в ряду ведущих критериев социального прогресса. Однако, результативность спортивной деятельности - это не самое главное. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года определяет в качестве важнейших задач образования формирование у молодежи и студентов устойчивых навыков здорового образа жизни. Это требование нашло подтверждение в нормативно-правовых документах: Законе РФ «Об образовании», «Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г.», «Концепции долгосрочного социально-

экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», а также в письме Министерства образования РФ «О гражданском образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях РФ». Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» в соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны определяет содержание и основные пути развития социокультурной деятельности по развитию физической культуры и спорта в нашей стране. Физическая культура и спорт, обозначаемые как «спортивно-ориентированная деятельность», приобретают стратегическое значение.

В настоящее время в Российской Федерации функционирует 89 органов государственного управления физической культурой и спортом субъектов федерации. Действует 8 министерств, 12 госкомитетов, 53 комитета, 9 департаментов, 7 управлений и отделов. Важнейшим аспектом функционирования сферы физической культуры и спорта являются управленческие решения, направленные на обеспечение основных функций физкультурно-спортивных организаций: физическое воспитание, физкультурно-оздоровительные и рекреативные мероприятия, спортивные тренировки и соревнования. Не меньшее значение имеют досуговые мероприятия по

приобщению населения к спортивно-ориентированной деятельности.

Вместе с тем, популярность и востребованность стремления к здоровому стилю жизни находятся на неудовлетворительном уровне. Более того, наблюдается усиление негативных тенденций в структуре образа жизни современной молодежи, имеющих отрицательные последствия для здоровья как отдельной личности, так и общества в целом. Заметно снижается уровень психофизической культуры, что связано с резким ростом информационных и эмоциональных нагрузок, слабой технологической оснащенностью населения способами преодоления стрессовых ситуаций. О падении уровня здоровья общества свидетельствует рост девиантных форм поведения (алкоголь, наркотики), увеличение числа психопатологий, снижение общих показателей здоровья людей, что показано в целом ряде серьезных исследований [1; 2; 3]. Другой крайностью этой проблемы является чрезмерное увлечение инструментальными спортивными показателями, абсолютизация телесно-физических характеристик человека. В результате формируется односторонняя личность, неспособная к раскрытию своего отпущенного природой потенциала.

Ухудшение здоровья у различных групп населения, особенно у детей и подростков связано с коммерциализацией учреждений спорта, деформацией образа жизни многих семей, неразвитостью оздоровительных форм проведения досуга, низким уровнем физической и психической культуры родителей, отсутствием системы непрерывного физического воспитания, отсутствием пропаганды спорта высших достижений и отсутствием адекватных педагогических программ. В социально-культурной и педагогической плоскости причина сложившейся ситуации состоит в девальвации ценности физкультурно-развивающей деятельности, отсутствии социально значимого статуса физической составляющей имиджа человека. Социально-педагогический анализ физической культуры на социальном и личностном уровне свидетельствует о ее значительном потенциале в формировании разносторонне развитой личности. Однако в реальной практике эти возможности используются не в полной мере.

Свою роль в усилении обозначенных выше негативных тенденций играет сложившаяся система физического образования и воспитания, которая не смогла до сих пор четко от-рефлексировать созидательную сущность спортивно-

2l4

ориентированной деятельности, сформулировать ценности и цели физического воспитания в единстве интеллектуального, нравственного и телесно-физического развития личности. Исследования показывают, что сегодня в системе физического образования и воспитания сложилось противоречие между ценностным и технологическим потенциалом физической культуры и уровнем его освоения в рамках образовательного и воспитательного процесса. Это несоответствие обнаруживается в узости учебной проблематики, ориентации на технологическую сторону физической культуры и отсутствии условий для освоения ее духовно-ценностного, интеллектуального богатства. В сфере физической культуры слабо представлены

такие качества и элементы человеческой индивидуальности как самореализация, проективное и целенаправленное саморазвитие, творчество, духовные потребности, являющиеся импульсом всякой деятельности. Это ограничивает возможности физкультурно-развивающей и спортивной деятельности развитием только двигательной сферы занимающихся, что в итоге снижает культурный потенциал данной области человеческой практики, не позволяет реализовать возможности спортивной деятельности в рамках физической культуры в развитии интеллектуальных, мыслительных, творческих, коммуникативных потенций человека.

Рис. 1. Психолого-педагогические условия регуляции спортивно-ориентированной деятельности

Вторая причина сложившегося положения находится в теоретико-исследовательской плоскости. Она заключается в разрыве соматопсихической и социокультурной составляющих человека (и рассогласованности соответствующих знаний о человеке), в отсутствии исследований, вскрывающих ценностно-нормативную природу физкультурно-развивающей и спортивной деятельности. Как известно, ведущими направлениями познания феномена спорта являются ее медикобиологический, педагогический, психологический и социоло

гический аспекты. Каждый из них отражает весьма существенную грань спортивной деятельности. Если культурологи акцентируют внимание на социокультурных аспектах личности и оставляют без внимания ее соматопсихическую сторону, то специалисты в области физической культуры концентрируются лишь на соматопсихической природе, упуская из поля

зрения социокультурный аспект. И в том, и в другом случае прослеживается разрыв целостности человека, что ограничивает ценность спортивно-ориентированной деятельности.

Адекватное понимание подлинной сути спортивноориентированной деятельности в рамках социокультурного подхода требует интегративного отношения, ориентирующегося на исследование и развитие человека как единства телесного и духовного. Физическая культура, так же как и художественная, духовно-нравственная, предполагает прежде всего формирование системы ценностей, на основе которых может эффективно выстраиваться соответствующая им физкультурная и спортивная деятельность. Без подлинно ценностного отношения к телу и учета его психофизических особенностей развитие физической культуры будет односторонним. Спортивная деятельность как цель физического воспитания должна рассматриваться как важнейшая форма воплощения внутреннего мира человека, условие раскрытия потенциала чело-

века, способ межличностной коммуникации. Эта проблема особенно актуальна на современном этапе, когда общество требует максимальной отдачи и высочайшего напряжения как духовных, интеллектуальных, так и физических сил. Физическая культура и спорт должны сегодня стать значимым элементом образа жизни молодого человека, занять полноправное место в его повседневности, стать частью культуры в подлинном смысле этого слова.

Нами рассмотрены факторы, влияющие на потребность в физической культуре и способствующие достижению успешности в спорте высших достижений, и обоснована оправданность системного подхода к регуляции спорта [4]. Выделяется система определенных структурных блоков, представляющих скоординированность и цельность психофизических образований как существенной характеристики, определяющей успешность в спорте, так и психолого-педагогические основания воздействия для привлечения внимания к физической культуре в массовой социокультурной деятельности (рис. 1).Спортивно-ориентированная деятельность как социокультурный феномен представляет собой систему факторов, средств, мотивов, потребностей, установок, психофизических условий и других социально-психологических явлений, где в основе лежит интегральная индивидуальность. К основным блокам, воздействующим на личность (личностный блок), мы отнесли: мотивационный блок, потребностный блок, блок общения. К блокам, обеспечивающим высокие достижения, мы отнесли психодинамический блок, психофизический блок, регулятивный блок. Социокультурный блок составлен из системы факторов, обеспечивающих включение спортсменов как субъектов труда в процесс преодоления стресс-факторов напряженной профессиональной спортивной деятельности. Структуру этого блока образуют интегральные составляющие, связанные с психодинамическими свойствами, волевыми качествами, мотивацией и саморегуляцией.

Личностный блок обеспечивает мотивационное отношение человека к физической культуре, самосовершенствованию; сознательное, позитивное отношение к физической активности и заботе о здоровом образе жизни, развитие своих физических качеств, тренировки и занятия в досуговое время, посвященные физической активности. Реализуется от широкомасштабных спортивных массовых мероприятий до дворовых спортивных площадок и занятий с детьми. Затрагивает потребности в здоровом образе жизни, самоуважении, потребности в «мышечной радости», расширении круга общения с помощью спортивно-массовых мероприятий и уличного спорта. Стремление к внедрению и воспитанию гуманистических основ самосовершенствования и саморазвития.

Блок высоких достижений содержит следующие разделы, относящиеся к разным уровням интегральной индивидуальности:

- психодинамические свойства (эмоциональная устойчивость и эмоциональная возбудимость, активность, ригидность, скорость и темп реакции и др.);

- нейропсихологические и психофизиологические свойства (тип межполушарной функциональной асимметрии и особенности межполушарных взаимоотношений, восприятие времени спортсменом);

- конституционально-личностные факторы (тип нервной системы, экстра-интроверсия, уровни нейротизма и тревожности, тип реагирования в стрессовой ситуации);

- мотивационные качества (стремление к успеху, мотивация достижения, волевые качества, выдержка, целеустремлен-

ность, настойчивость, самоконтроль, инициативность, самостоятельность, ответственность);

- регулятивные свойства (способность к саморегуляции и общий уровень саморегуляции поведения, планирование, гибкость, оценка результатов).

Блок социокультурной регуляции включает в себя учет перечисленных факторов личностного блока и спорта высших достижений, основанный на следующих принципах:

- принцип гуманизации, который предполагает формирование у молодежи многоплановой, целостной и динамичной картины физического развития. Посредством гуманизации осуществляется становление физическогой активности и потребности в ней, создаются условия для развития внутренней потребности самосовершенствования, реализации своих спортивных возможностей; обратим внимание и на чисто игровое значение физического воспитания и спорта (спонтанность, мышечная радость, бескорыстность, отсутствие утилитарной целесообразности);

- принцип интегративного личностно-ориентированного подхода, который определяет положение личности физкультурника или спортсмена в воспитательном процессе, что означает признание его субъектом этого процесса. Интегративный личностный подход предполагает, что все психодинамические, нейропсихологические, психофизиологические, конституционально-личностные, мотивационные, регулятивные свойства и качества принадлежат конкретному человеку как субъекту воспитательного процесса;

- принцип социокультурного статуса современного спорта и физической активности, который вытекает из цели социокультурного воспитания, учитывает природу воспитательного процесса и направлен на осуществление молодежью сознательного выбора личностной ценности спортивноориентированной деятельности и формирование на этой основе устойчивой индивидуальной системы, способной обеспечить саморегуляцию и мотивацию поведения и деятельности личности.

Эти блоки социокультурной регуляции и реализации спортивно-ориентированной деятельности находятся друг с другом в гармоничной взаимосвязи. Модель социокультурной регуляции и реализации спортивной деятельности представлена в виде структурно-организационной схемы, включающей в себя три основные блока: целевой, содержательный и результативный.

Целевой блок, на основе которого спорт и спортивноориентированная деятельность на разных уровнях предстает как социокультурный феномен, который испытывает на себе значительное влияние той социокультурной среды, в условиях которой происходит его становление и развитие. Спорт высших достижений, как высшая цель, предполагается в идеале, но не является самоцелью.

Содержательный блок основан на следующих принципах:

1. Спорт - продукт и фактор развития культуры.

2. Спорт - сфера реализации эстетических и инновационных ценностей.

3. Спорт - сфера самореализации личности.

4. Спорт - идеал справедливости, квинтэссенция цивилизации, культуры и общества.

5. Спорт является фокусом современного мира, науки, политики, социальных взаимодействий.

Средствами социально-психологического моделирования являются наблюдение, учет и контроль. При этом факторы, которые необходимо учитывать, вкдючают в себя:

❖ Потребность в физической активности и физической культуре

❖ Одаренность спортивными качествами

❖ Лидерские качества

❖ Нейропсихологические свойства

❖ Психофизиологические особенности

❖ Конституционально-личностные особенности

❖ Мотивационно-потребностные качества

Социокультурные функции, обеспечивающиеся в результате данной системы, это, в первую очередь, воспитательная, образовательная, развивающая, организационная и коммуникативная. Условия социокультурного регулирования спортивной деятельности включают соответствие поставленных целей и задач регулирования социально-культурной среде формирования личности, закономерностям и принципам спортивной деятельности и предполагают создание среды, способствующей потребности в физическом и спортивном совершенствовании, а также учет объективных факторов, необходимых для спортивного совершенства.

Социокультурная среда организации и регуляции спортивно-ориентированной деятельности включает:

❖ Пропаганда здоровья и здорового образа жизни

❖ Пропаганда физической активности и физического совершенства

❖ Организация возможности широкого привлечения населения к физической культуре

❖ Выявление и отбор одаренных спортсменов

❖ Выявление и констатация профессионально необходимых для спортсмена качеств

❖ Спортивные кружки, клубы, секции, общества, центры

Результативный блок включает уровни социокультурного регулирования спортивной деятельности и может быть оптимальным, допустимым и недостаточным.

Таким образом, спортивно-ориентированная деятельность предстает как неотъемлемый элемент социально-ценностной и духовной жизни общества, которая позволяет придать высокую степень значимости социальным реалиям. Спортом может заниматься далеко не каждый, но спортивное искусство направлено на созидание общественной жизни, спасает мир от конфликтов и катастроф, а физкультурная деятельность повышает потенциал и силу нации.

На основе изученных факторов, условий и средств профессионального становления спортсмена высшего мастерства, как вершины спортивно-ориентированной деятельности, разработана концепция социокультурной деятельности по развитию физической культуры и спорта как важного элемента культуры и общества. Данная концепция связывает физическую культуру человека с его личностно-потребностной сферой, и при этом исходит из того, что эта потребность в соответствии с определенными культурными идеалами, образцами, нормами, традициями, на основе использования специально выработанных для этой цели средств воздействием социальной среды становится социальной по своему содержанию, характеру и значению, приобретает статус личностных качеств индивида.

Понятие "физическая" культура выделяет такую сферу культуры, основным содержанием которой является процесс социализации и социокультурной модификации физического

бытия человека. Данная сфера культуры связана с физическим состоянием и потребностью в физической активности. Физическое состояние входит в физическую культуру как специфический элемент культуры и является культурной ценностью. С учетом многообразия социально и культурно сформированных параметров физической активности человека обсуждаемая концепция в рамках физической культуры и спорта выделяет культуру социально сформированных в соответствии с культурными образцами физических качеств и способностей человека [5, с. 323, 328, 329]. Помимо данного "блока" в физическую культуру включается целый ряд других, которые связаны с теми знаниями, мотивами и потребностями, на основе которых физические способности реализуются в деятельности. Смысл и значение излагаемой концепции состоит в том, что социокультурная концепция физической активности человека позволяет поставить ряд важных не только в теоретическом, но и в практическом отношении проблем, которые без них не могут быть достаточно четко сформулированы. Можно выделить ряд таких проблемных зон. Первая зона предусматривает анализ объективных социальных воздействий на физическую активность человека. Вторая - связана с изучением процесса профессионального становления высшего спортивного мастерства. Третья - объединяет проблемы, касающиеся соматической социализации и инкультурации как целенаправленного процесса освоения и развития ценностей, знаний и навыков, связанных с физической активностью человека.

Указанная выше концепция позволяет в проблеме соотношения социального и биологического выделить новый аспект - соотношение социального и биологического в физическом развитии человека, дает возможность поставить такие важные вопросы, как соотношение сознательного социального воздействия на физическое состояние человека, а также взаимоотношение различных средств такого воздействия - педагогических и социокультурных, их роли в целенаправленном формировании физической культуры человека на различных этапах развития общества. Опыт проведения Международных детских Олимпиад подтверждает результативность предлагаемой концепции.

В настоящее время в нашей стране назрела необходимость существенной перестройки системы физического воспитания детей и молодежи. Вся система в первую очередь должна быть перестроена на основе принципов гуманистической педагогики и психологии. Важнейшими из этих принципов являются: усиление внимания к личности каждого человека как к высшей социальной ценности; превращение ученика из объекта социально-педагогического воздействия педагога в субъекта активной творческой деятельности на основе развития внутренних мотивов к самосовершенствованию и самоопределению; демократизация в отношениях преподавателя и учеников; формирование у человека мотивации разностороннего и гармоничного развития и т.п. К числу перспективных направлений в совершенствовании организации физического воспитания детей и молодежи относится переориентация на возможно более полный учет индивидуальных морфофункциональных и психологических особенностей человека в процессе его физического воспитания, на обязательное соответствие содержания физической активности ритмам возрастного развития человека и фундаментальным закономерностям целенаправленного преобразования его физического потенциала. Предусматривается свобода выбора форм и интенсивности занятий, содействующих физическому со-

вершенствованию и укреплению здоровья. Важное значение придается также существенной переориентации целей и задач физического воспитания. В первую очередь, речь идет о переходе от системы, которая ориентирована на формирование лишь определенных физических качеств, жизненно необходимых двигательных умений и навыков, к системе, дающей человеку глубокие знания о своем организме, средствах целенаправленного воздействия на физическое состояние, сохранение и укрепление здоровья, а также формирующей у него потребность в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании, в активных занятиях физическими упражне-

ниями и спортом. Другими словами, в качестве главной ставится задача формирования здорового образа жизни и физической культуры, и на их основе - и спорта высоких достижений. При конкретизации этой задачи важное значение имеет охарактеризованная выше теоретическая концепция.

Изложенный инновационный подход к формированию физической культуры общества и личности требует кардинальных изменений в организационных структурах, с переориентацией их на спортивно-ориентированную деятельность в системе досуговых и других социокультурных мероприятий.

Библиографический список

1. Гафаров, В.В. Современное общество: противоречие с физической природой человека / В.В. Гафаров, Ю.Н. Кабанов, М.Г. Чухрова, Н.А. Малкина // Личность, спорт и окружающая среда: Материалы всероссийской конференции с международным участием (г. Новосибирск, 2008) / отв. ред. В.В. Гафаров. - Новосибирск, ООО «Альфа Виста», 2008.

2. Чухрова, М.Г. Психосоциальные детерминанты здорового образа жизни и роль образовательного процесса в формировании здоровья молодого поколения / М.Г. Чухрова, А.С. Потапов, В.В. Гафаров, Ю.Н. Кабанов, Н.И. Морозова // Мир науки, культуры, образования. - 2009. -№ 3 (15).

3. Авдеева, Н.Н. Человеческий потенциал безграничен // Вестник РАН. - 2001. - Т. 71. - № 5.

4. Кабанов, Ю.Н. Роль индивидуальных качеств личности в эффективности спортивной деятельности. - Новосибирск, Изд-во СО РАН, 2009.

5. Касаткин, В.Н. Содействие здоровью и обучение здоровому образу жизни в школах Российской Федерации. - М.: Подкова. 2000.

Статья поступила в редакцию 01.12.10

УДК 378

Ю.Н. Кабанов, канд. биол. наук, зав. каф. физической культуры, САУМК, г. Новосибирск, E-mail: mba3@sibmail.ru

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ СТАТУС СОВРЕМЕННОГО СПОРТА

Обосновывается влияние спорта и спортивно-ориентированной деятельности на различные сферы культуры и массовое сознание. Спортивная деятельность может служить и служит во все времена мощным фактором социально-культурного развития общества, обеспечивая гармонию психофизического и творческого начал.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, спортивно-ориентированная деятельность, социокультурная педагогика.

В современном мире наблюдается устойчивая тенденция повышения социокультурной роли спорта как социального института, как сферы человеческой деятельности и феномена культуры. Неоспоримым фактом современной цивилизации стал колоссальный рост интереса к спорту высших достижений. Процессы глобализации, наряду с другими факторами, были стимулированы и развитием современного спорта, который стал своего рода «разрушителем» границ [1].

Спорт не развивается изолированно от других областей социальной практики. Он создает вокруг себя определенную социокультурную среду: спортивные сооружения оказывают влияние на планировку городов; развилась мощная индустрия производства спортивных товаров и услуг; спортивные праздники и шоу рождают новые специфические средства выразительности; интенсивно развиваются массовые коммуникации в сфере спорта. Спорт оказывает существенное влияние на имидж современного человека, на стиль его жизни. Можно сказать, что спорт, как социокультурный институт - это специфический вид общественного производства, в рамках которого воспроизводится определенный тип взаимодействий, складываются нормы и стереотипы, создаются и воспроизводятся идеалы, а нередко и своего рода «идолы», то есть, несомненно, можно говорить о заметном влиянии спорта на массовое сознание [2].

Каким же образом перейти от массового спорта, физической активности вообще к спорту высших достижений и каковы возможности социокультурной регуляции спорта?

Вспомним взгляды мыслителей античности - Платона, Сократа, Аристотеля, Гиппократа, - касающихся идеи гармонии тела и души. Снятие напряжения, уменьшение агрессивности - одна из важнейших социальных функций спортивных игр. Общество, чтобы нормально функционировать, должно заботиться о снятии нравственного, душевного, телесного напряжения у своих членов. Но для игр следует выбирать подходящее время, «как бы давая их в качестве лекарства, ведь движение во время игр представляет собой успокоение души и благодаря удовольствию отдохновение» [3]. В этой связи уместно вспомнить взгляды И.Г. Фихте, его идею «артикулированного человеческого тела». Спортивное усилие при соответствующем развитии физических органов становится духовным. Через спорт, таким образом, облагораживаются человеческие взаимоотношения. Физическое совершенство со времен Платона и Аристотеля рассматривалось как вершина выражения общественной гармонии. И тут дело заключалось не только в том, что незыблемость и красота человеческого тела делала его образ притягательным для проведения политических и культурологических аналогий, но и в том, что человека в меньшей степени можно было узнать по его внешнему облику, чем по его поступкам. В истории происходила постепенная сакрализация человеческого тела. В то же

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.