К 2010 году уровень профессионально-педагогических компетенций преподавателей специальных дисциплин техникума повысился.
Для достижения результатов были применены следующие существующие методики формирования профессиональнопедагогических компетенций: организация и проведение методической работы, прохождение курсов повышения квалификации, стажировки на производстве, проведение занятий школы профессионального становления и др.
В дополнение к существующим методикам мы организовали формирование профессионально-педагогических компетенций в практико-ориентированной среде, представляющей собой педагогические условия для формирования компетенций в процессе профессионально-педагогической практики при выполнении различных видов учебной деятельности в рамках преподаваемых дисциплин [9, с. 114-115].
Практико-ориентированная среда состоит из внешней и внутренней среды и включает:
- специально организованные учебные и внеучебные мероприятия;
- учебно-лабораторную базу учреждения;
- систему регулярной консультативной поддержки преподавателей;
- механизмы взаимодействия с социальными партнерами.
Внутренняя среда - это деятельность различных структур
учебного заведения по организации различных мероприятий с целью формирования профессионально-педагогических компетенций преподавателей.
Внешняя среда - это совокупность институционального окружения учебного заведения, которая объединяет государственные управленческие структуры, железнодорожные и другие предприятия, образовательные учреждения различного уровня подготовки.
Практико-ориентированная среда способствовала включению преподавателей техникума в профессиональнопрактическую образовательную деятельность, оптимальному сочетанию теоретических и практических методов и форм его профессионального становления.
Эта модель имеет значительное преимущество перед предлагаемыми теоретическими формами, такими как семинары, тренинги, коллоквиумы и т.д., так как позволяет формировать компетенции без отрыва от профессиональной деятельности преподавателя и корректировать промежуточные результаты формирования компетенций.
В практико-ориентированной среде преподаватель в процессе формирования компетенций приобретает умения, лежащие в их основе, и осваивает способы деятельности. Освоение педагогических терминов и основ дидактики в таком случае происходит в различных формах профессиональнопедагогической деятельности и ощущается преподавателем как насущно необходимые, без которых невозможна реализация конкретных учебных задач. В таких условиях преподаватель целостно и органично «проживает» свое становление, не испытывая разделения своей педагогической деятельности на искусственно смоделированную и настоящую.
Уровень сформированности компетенций преподавателей техникума непосредственно влияет на качество подготовки специалистов. В 2010 году общепринятые показатели абсолютной и качественной успеваемости студентов в среднем по техникуму значительно выше, чем в 2005 году.
Таким образом, выбранные нами педагогические условия
- практико-ориентированная среда и учебно-методическая поддержка - позволяют формировать профессиональнопедагогических компетенции преподавателей специальных дисциплин техникума железнодорожного транспорта.
Библиографический список
1. Морозов, В. Н. Актуальные задачи производственного блока компании в текущем году // Железнодорожный транспорт. - 2010. - № 2.
2. Тебенихина, Т. Союз директоров средних специальных учебных заведений России: эффект оптимизации управления в системе начального и среднего профобразования / Т. Тебенихина // Кто есть кто в образовании и науке. - 2009. - № 4 (4).
3. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э.Ф. Зеер. Э.Э Сыманюк // Высшее образование в России. - 2006. - № 4.
4. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: МГУ, 2003.
5. Маркова, А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. - 1990. - № 8.
6. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта, 1998.
7. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высшая школа, 1990.
8. Педагогика профессионального образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков [и др.]; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2008.
9. Ваганова, Н.О. Формирование профессионально - педагогических компетенций преподавателей средних специальных учебных заведений в практико-ориентированной среде // Гуманитарные исследования СГУПСа: сб. научных трудов. / под ред. Ю.Д. Мишина. - Новосибирск: СГУПС, 2010. - Вып.5.
Статья поступила в редакцию 01.12.10
УДК 355.133.4(075)
А.А. Тюрин, соискатель Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена г. Новосибирск, Е-mail: ^пп. [email protected]
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ И ДЕЗАДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Приводятся данные комплексного обследования военнослужащих с применением физиологических и психологических тестов. Выводятся психофизиологические детерминанты состояния адаптированности военнослужащих.
Ключевые слова: адаптация, дезадаптация, военная психология.
Актуальность исследования определяется высокой напряженностью воинского труда, запускающей процессы адаптации в организме, вызывающей напряжение физиологических систем, истощающей приспособительные резервы, особенно во время боевых действий. Армейская служба традиционно и небезосновательно считается зоной экстремальных нагрузок и повышенного риска для человека. Высокий риск развития психоэмоционального напряжения в военных условиях предъявляет особые требования к психологическому сопровождению личного состава. В связи с реформированием армии основным направлением в работе современных военных психологов в войсках, является прогнозирование и обеспечение адаптации военнослужащих к воинской среде и различным условиям службы. Не нуждается в доказательстве тот факт, что от адаптации военнослужащего к условиям воинской деятельности зависит успешность этой деятельности. Адекватное поведение, внутренний психологический комфорт, оптимальное взаимодействие с окружающей средой и вся система социальных связей личности в условиях службы зависят от психического состояния военнослужащего [1]. Гарантией успешного прохождения воинской службы является устойчивая адаптация личности к ее условиям. Вопросы охраны и укрепления здоровья военнослужащих представляют собой сложную проблему большой социальной значимости [2; 3].
Осмысление проблемы адаптации военнослужащих получили и в работах военных ученых: А.Г. Караяни, И.В. Сыро-мятникова, А.Г. Маклакова, Е.Д.Богатырева, М.И. Бородина.
A.Д. Глоточкина, М.И. Дьяченко, Ю.П. Зуева, В.П. Каширина, Ю.Я. Киршина, В.Н. Ковалева, Н.И. Конюхова, Б.В. Кузьменко, Ю.М. Мамонтова, В.В.Собольникова, СИ. Съедина,
Н.Ф.Феденко, а также в работах военных педагогов А.В. Барабанщикова, В.И. Вдовюка, А.Т. Иваницкого, В.Я. Слепова,
B.И. Хальзова и многих других. Отдельные аспекты психологической адаптации военнослужащих стали объектом диссертационных исследований отечественных и зарубежных авторов. Это работы Альфонсо Марио, И. Рамос, В.В. Богуславского, А.В. Боенко, Г.С. Дунина, Л.Г. Егорова, Ю.А. Елбаева,
В.Н. Игнаткина, С. Кабеле, В.Н. Лоскутова, В.В. Нечипорен-ко, Е.Ф. Осипенкова, В.П. Петрова, Ж.Г. Сенокосова, М.И. Томчука, В.Я. Яблонко. Однако, несмотря на относительное обилие специальных научных исследований по адаптации военнослужащих, в отечественной военной психологии данная проблема разработана недостаточно. Во-первых, несмотря на многочисленные теоретические и эмпирические исследования, проблема психической адаптации личности к профессиональной деятельности остается до сих пор актуальной и требует дальнейшего исследования, так как в психологических концепциях нет единого подхода к пониманию данного психологического явления.
Цель исследования: Изучить психологические условия и психофизиологические признаки адаптации и дезадаптации военнослужащих к профессиональной деятельности.
Объект и методы исследования. Обследовались военнослужащие из числа призывников срочной службы, курсантов военного института, офицеров, всего 370 человек, все мужского пола, в возрасте 18-55 лет. Все индивидуумы наблюдались в течение нескольких лет, анкетирование пациентов и физиологические пробы производились неоднократно. Применительно к задачам исследования программа обследо-
вания военнослужащих включала комплекс простых экспресс-методов: антропометрию (вес, рост, жизненная емкость легких ЖЕЛ, объем грудной клетки), динамометрию (сила левой и правой кистей), измерение температуры тела, частоты пульса покоя и артериального давления. По первичным данным рассчитывался ряд производных показателей: ударный и минутный объемы крови, пульсовое артериальное давление, вегетативный индекс Кердо, жизненный показатель и др.
По степени отклонения измеряемых показателей от диапазона физиологических границ условно были выделены следующие состояния: оптимальное; удовлетворительное - условная норма; состояние компенсированного напряжения; состояние декомпенсации - срыв адаптации. Границы состояний определяли с учетом возраста, веса и роста обследуемых по сигмальному закону отклонений показателей от среднестатистических величин: 1 а , 1,5 а , 2 а . Для показателей, имеющих общепринятую норму (в здравоохранении и ВОЗ), рассчитывали систолическое давление СД = 102 + (0,6 Т) в мм рт.ст.; диастолическое давление ДД = 63 + (0,51 Т) в мм рт.ст.; жизненную емкость легких ЖЕЛ = (27,63 - 0,112 Т) Д в мл; жизненный показатель ЖП = ЖЕЛ/м > 54 усл. ед.; силу правой > М 67% и левой кистей > М 60% в кг, где Т - возраст в годах, Д - рост в см, М - масса тела в кг.
Для оценки психологического статуса военнослужащих использовались следующие тесты: методика исследования уровня субъективного контроля (УСК), цветовой тест Люше-ра, методика PF-Study Розенцвейга.
Статистическая обработка данных выполнена с помощью многомерного статистического анализа с использованием программы STATGRAFIC 3,0, Pentium-200 MMX. Из методов, основанных на критерии автоинформативности, в работе использовались метод главных компонентов (МГК) и факторный анализ. Факторный анализ (метод главных компонентов) используется для получения интегральных признаков взамен исходных, которые математически независимы (ортогональны) друг от друга и не коррелируют между собой. Отражая "глубинные'' взаимосвязи, интегральные факторы улавливают скрытый физиологический и биологический смысл сложных механизмов регуляции функционирования организма, нейро-гуморальных процессов.
Результаты. В результате проведенного исследования были получены следующие антропометрические данные. Масса тела у обследованных мужчин составила в среднем 76,62±6,5 кг, что находится в пределах нормы. Однако индивидуальное распределение по массе показывает значительные ее колебания - от 55 до 115 кг, т.е. имеются отклонения как в сторону ее снижения - астенизации, так и превышения -ожирения. С пониженной массой отмечено 10% испытуемых, с повышенной - 10%. Известно, что масса тела является важнейшим показателем адаптационно-приспособительной деятельности организма и отражает состояние структурного и энергетического гомеостаза. Увеличение массы тела указывает на превышение расхода энергии на восстановительные процессы по сравнению с расходом энергии на внешнюю работу, что часто наблюдается в условиях стресса (Кривощеков и соавт., 1990).
Средние значения жизненной емкости легких (ЖЕЛ) составили 4,5±0,65 л. Согласно полученным данным, около 90% испытуемых попадает в диапазон должных величин. Аналогичны и изменения жизненного показателя. Это довольно
стабильный показатель и его нормальные величины составляют 54-60 усл. ед. Среди наблюдаемых испытуемых 86% имеют указанную норму. Измерение мышечной силы показало следующие величины: в среднем для всей группы мышечная сила правой кисти составила 64,6±3,0 кг, для левой -62,3±3,5 кг. При анализе индивидуальных данных выявлено, что у 63% мышечная сила больше 50 кг, что соответствует нормальному распределению и лишь 5% военных имеют сниженные показатели (< 50 кг). Полученные величины совпадают с общепринятой точкой зрения, что мышечная сила чаще всего связана с физической тренированностью, а не со степенью адаптации организма к условиям окружающей среды.
На основании рассмотренных антропометрических показателей можно сказать, что обнаружены незначительные отклонения в физическом состоянии военных - 20% из них с превышением или снижением веса, 10% с низкими значениями ЖЕЛ и жизненного показателя. В зависимости от показателя, процент лиц, попадающих в должное распределение (с учетом возраста), колеблется от 80 до 90 %. Результаты физиологических исследований, обработанные статистически, выявили определенные различия между эмпирическим (наблюдаемом в обследовании) и теоретическим распределением по критериям х2 и Фишера. Так, в среднем для всей популяции величина систолического давления составила 124,6±14,6 мм рт.ст., диастолического 81,1±10,4 мм рт.ст., ЖЕЛ равнялась 4,45±0,65 л, а их должные величины составили соответственно 120,0±5,4 и 80,5±4,5 мм рт.ст.; 4,1±7,24 л. Различия статистически значимы. Отсюда следует, что для всей группы военных характерны антропометрические показатели, близкие к физиологическим границам.
Таблица 1
Средние значения измеренных параметров (п = 108)
Выделено как минимум 2 фактора, которые затрудняют психологическую адаптацию при воинской деятельности: это процесс адаптации к особым условиям военного режима и высокоинтенсивные психологические нагрузки. Особенно негативно это отражается на представителях руководящего звена - офицерского состава. При выборочном обследовании 108 военнослужащих была исследована изменчивость психологических в сочетании с вегетативными показателями. Наряду с психосоматическим состоянием, были проанализированы
психологические параметры по трем тестам: уровню субъективного контроля (УЖ), ЦТЛ Люшера и методики PF- Study Розенцвейга. При клинико-социальном обследовании группы военнослужащих, всего 108 человек, почти половина из них имела признаки нарушения личностно-социальной адаптации, а именно: неполные семьи, формальные и плохие межличностные отношения в семье, неадекватное отношение к воспитанию собственных детей. Несмотря на оценку своего психосоматического состояния как хорошего или удовлетворительного, показатели АД и 4CC свидетельствовали в некоторых случаях о напряжении адаптации, особенно у лиц, служащих в армии свыше 8 лет. Однако у 80% по совокупности данных клинико-социального обследования, включающего измерение некоторых гемодинамических параметров, адаптация была признана сохраненной, а у 20% - нарушенной или сорванной (табл. 1). Результаты психологического тестирования представлены в табл. 2, З, 4.
Таблица 2
Результаты тестирования по методике УЖ (n = 108)
Показатели X ± Sx
1. Возраст З6,9 ± 7,10
2. Возраст службы в армии 11,2 ± 6,З8
Уровень субъективного контроля Общая интернальность:
3. Низкий 0,2З ± 0,42
4. Средний 0,70 ± 0,45
5. Высокий 0,06 ± 0,25
Интернальность достижений:
6. Низкий 0,1З ± 0,З4
7. Cредний 0,68 ± 0,46
8. Высокий 0,18 ± 0,З8
Интернальность неудач:
9. Низкий 0,25 ± 0,4З
Ю^редний 0,68 ± 0,46
11 Высокий 0,06 ± 0,25
Интернальность семейных отношений:
12. Низкий 0,1З ± 0,З4
1З. Cредний 0,72 ± 0,45
14. Высокий 0,14 ± 0,З5
Интернальность производственных отношений:
15. Низкий 0,З0 ± 0,46
^^едний 0,66 ± 0,47
Показатель X±Sx
1. Возраст З2,9 ± 7,1
2. Срок службы в армии 11,1 ± 6,4
3. Артериальное давление: max 125,5 ± 17,9
4. Артериальное давление: min 84,4 ± 10,5
5. Частота сердечных сокращений (уд/мин) до 80, % 71 ± 4,5
6. Частота сердечных сокращений 80-90, % 15 ± З,9
7. Частота сердечных сокращений больше 90, % 5 ± 2,8
8. Индекс напряжения: нарушен 0,З2 ± 0,05
9. Индекс напряжения: не нарушен 0,68 ± 0,05
10. Адаптация: сохранена, % 80 ± 5
11. Адаптация: нарушена, % 15 ± 4,З
12. Адаптация: срыв, % 5 ± 4,5
17. Высокий 0,02 ± 0,16
Интернальность межличностных отношений:
18. Низкий 0,09 ± 0,29
19. Средний 0,80 ± 0,89
20. Высокий 0,08 ± 0,29
Интернальность в области здоровья:
21. Низкий 0,13 ± 0,34
22. Средний 0,62 ± 0,48
23. Высокий 0,24 ± 0,42
Таблица 3
Результаты тестирования по методике Люшера (п = 108)
Коэффициент вегетативного тонуса:
1. До 0,8 - трофотропное реагирование 0,42 ± 0,49
2. 0,8-1,1 -норма 0,21 ± 0,41
3. > 1,2 - эрготропнов реагирование 0,36 ± 0,48
Психосоциальная адаптация:
4. 0-5-норма 0,75 ± 0,42
5. 6 - 10 - низкая 0,21 ± 0,41
6. 10-14-крайне низкая 0,03 ± 0,19
Нервно-психическое напряжение:
7. 1 - 3 - отсутствует 0,45 ± 0,05
8. 4 - 8 - функциональные сдвиги 0,49 ± 0,05
9. 9 - 12 - астенизация 0,05 ± 0,23
Таблица 4
Результаты тестирования по методике Розенцвейга (п = 108)
Коэффициент групповой адаптации:
1. 0,5 - 4,0 - низкий 0,16 ± 0,36
2. 4,5 - 6,5 - средний 0,69 ± 0,48
3. > 7,0 - норма 0,14 ± 0,35
Типы реагирования:
4. 0D - препятственно - доминантный 0,04 ± 0,21
5. ED - эго - защитный 0,67 ± 0,46
6. № - необходимостно - упорствующий 0,27 ± 0,44
Профиль реакций:
7. Е — экстрапунитивные 0,07 ± 0,45
8. М - импунитивные 0,28 ± 0,44
9. J - интрапунитивные 0,02 ± 0,16
Психологическое тестирование выявило, что около 20% военнослужащих имеют признаки повышенного нервнопсихического напряжения с астеническим компонентом и депрессивными проявлениями. Несмотря на это психосоциальная адаптация по данным теста Розенцвейга выглядит сравнительно благополучной, и в целом результаты данного теста свидетельствуют о высоком профессиональном статусе обследованной группы.
По данным теста Люшера, почти у 80% военных обнаружено скрытое нарушение вегетативного регулирования, только 20% обладают оптимальной саморегуляцией, а 40% испытуемых выявили признаки хронической усталости, или перевозбуждения. Среднестатистическим показателям нормы ве-гето-эмоционального тонуса соответствует 21,7% случаев. У данных лиц наблюдается быстрое восстановление внутренних ресурсов при взаимодействии с психотравмирующей ситуацией. Саморегуляция осуществляется на эмоциональном уровне.
По данным методики УСК получены в основном средние значения.
Выделенные интегральные психологические показатели позволили оценить всю выборку военнослужащих и составить по семи первым факторам дифференцированную характеристику различных подгрупп испытуемых со сходными и разобщающими характерологиями.
Получены семь психологических интегральных показателей, объясняющих наибольшую изменчивость поведенческих стереотипов, свойственных испытуемым. Данному контингенту лиц свойственны изменения деятельности ЦНС, выражающиеся в накоплении аффективного возбуждения (тревоги), напряжении вегетативной активности, низком пороге чувствительности к раздражителям, склонности к легкому возникновению фрустрации. Большая часть индивидуумов обладает психологическими качествами, приводящими к гипертоническим реакциям и дистониям. Их характеризует высокая интенсивность реакции на внешние раздражители, трудности адаптации с преобладанием отрицательных эмоций. Полученные данные позволяют заключить, что обнаруженные нами повышенные значения АД и ЧСС у военных тесно связаны с их психологическими качествами и особенностями психического реагирования. На уровень психоэмоционального напряжения сильнее влияют трудности военной деятельности, нежели личностно-семейные переживания.
Устойчивость адаптационных систем находится в прямо пропорциональной зависимости с успешностью военной деятельности. Возникает вопрос, какую роль играет состояние тонуса и реактивности вегетативной нервной системы, являющейся одним из механизмов, поддерживающих постоянство внутренней среды организма? Ведь нарушение последнего приводит не только к множеству вегетативных расстройств, но и существенно меняет поведение человека.
С помощью метода главных компонентов была выделена наиболее значимая взаимосвязь между следующими интегральными показателями: «Высокая тревожность - Низкая тревожность» и «Прогноз поведения при успехе», «Контроль общего состояния» (г =0,62; г =0,42; Р< 0,01, соответственно); «Адаптационная устойчивость» и «Нервно-психическое напряжение - Психосоциальная адаптация» (г = 0,54; Р < 0,01). Вторым по значимости следуют корреляции, варьирующие в пределах от 0,24 до 0,40 (Р < 0,05-0,01). Шесть вновь полученных психофизиологических детерминант, объясняющих 70,1% общей вариабельности, позволяют объединить промежуточные звенья последовательного анализа, ранжировать гетерогенную выборку с интерпретациями возможных ассоциаций со стороны ЦНС и рассмотреть варианты существующей предикции дизадаптаци в плане реабилитации. Метод главных компонентов определил существование различий не только в разных подгруппах военных, но и внутри каждой из них.
Интегральная совокупность психологических показателей и реактивности вегетативной нервной системы определяет наличие или отсутствие ситуационного контроля при гипертонусе симпатоадреналовой системы и условно может быть названа «гиперсимпатореактивной» психофизиологической детерминантой психической адаптации. Если значения психической адаптации соответствуют норме, то это указывает на еще не растраченные восстановительные возможности организма. Повышение уровня тревоги, астенизация ЦНС, нарушение психосоциальной адаптации, высокий контроль за поведением ведут к снижению адаптационных возможностей организма. И наоборот, отсутствие нервно-психического напряжения, хорошая психосоциальная адаптация благоприятно воздействуют на функциональную устойчивость организма в целом. Группа лиц с высокой тревожностью отличается выраженной склонностью к психосоматическим заболеваниям, т.к. для них характерно нарушение нейрогуморальной регуляции со стороны парасимпатической системы, не сдерживающей повышенную активность симпатической системы. Веге-тососудистый дисбаланс, предшествующий психосоматическим заболеваниям, показывает высокую корреляцию с агрессией, обидчивостью, раздражительностью, протестными реакциями. Уровень нейрогуморальной регуляции со стороны парасимпатической системы не обеспечивает должной степени соответствия работы симпатической нервной системы у таких индивидов.
Сочетание интегральных показателей «адаптационная устойчивость», «нервно-психическое напряжение - психическая адаптация» является предопределяющей психофизиологической детерминантой «стабильности адаптационных систем организма». Эта детерминанта раскрывает суть психовегета-тавного обеспечения деятельности организма, достаточного для адаптационных возможностей. В специфике диагностики состояния адаптированности психовегетативный баланс складывается из согласованности между собой психоэмоционального тонуса и психоэмоциональной реактивности.
Для отражения полиморфизма адаптационных возможностей организма в результате анализа выделены шесть психофизиологических детерминант:
а) "Гиперсимпатореактивность" - интегральная совокупность психологических показателей и реактивности вегетативной нервной системы - определяет наличие или отсутствие ситуационного контроля при гипертонусе симпатоадренало-вой системы;
б) "Стабильность адаптационных систем организма" раскрывает суть психовегетативного обеспечения деятельности организма, достаточного для адаптационных возможностей;
в) "Симпатореактивность" - совокупность психологических интегральных показателей и частоты сердечных сокращений - характеризует реактивность симпатической нервной системы;
г) "Вегетативный дисбаланс" отображает симпатическое и парасимпатическое обеспечение нервной системы;
д) "Психопарасимпатикотония - Вегетолабильность" указывает на готовность организма к адаптации.
Данные психовегетативные детерминанты являются предикторами психовегетативной адаптации и успешности военной деятельности. Сочетание интегральных показателей «адаптационная устойчивость», «нервно-психическое напряжение - психическая адаптация» является предопределяющей психофизиологической детерминантой «стабильности адаптационных систем организма». Эта детерминанта раскрывает суть психовегетатавного обеспечения деятельности организма, достаточного для адаптационных возможностей. В специфике диагностики состояния адаптированности психовегетативный баланс складывается из согласованности между собой психоэмоционального тонуса и психоэмоциональной реактивности. Таким образом, благоприятные психофизические данные, высокая работоспособность, выносливость, устойчивость к невзгодам и болезням, соответствующий норме интеллект, способность к приобретению опыта способствуют приобретению качеств нормальной адаптивности в процессе военной службы.
Основным повреждающим фактором, вызывающим психоэмоциональный стресс у военнослужащего, является «служебная напряженность», физиологические механизмы которой показаны в нашем исследовании. Напряженность может возникнуть как при реальной перегруженности, так и в процессе принятия решений. Считается, что психофизиологической основой целеполагания является закодированный в мозгу «образ потребного будущего», причем не только предвосхищается полезный результат, определяющий целостность и направленность поведения, а также средства, использование которых приведет к достижению результата, но и то и другое подвергается нравственной оценке, т. е. сверке планируемых действий с морально-этическими нормами. Способность личности осуществлять деятельностный контроль и базируется, по-видимому, на бессознательной бескомпромиссной оценке собственного поведения. Напряженность возникает тогда, когда тот выход из некоей конфликтной ситуации, который человек избрал, находится в противоречии с его собственными морально-этическими представлениями. Возникает конфликтная ситуация «второго порядка» — не между человеком и конкретными другими людьми или окружающей средой, а между человеческим «я» и его моральной самооценкой, основанной на усвоенных традициях и общественных требованиях. Вне зависимости от того, сознает ли человек это, т. е. признается самому себе или даже не осознает (что вполне возможно, поскольку процесс самообвинения может быть подсознательным), где-то в глубине души человек знает, что виноват, и ощущает страх. Конфликт с самим собой, по всей вероятности, протекает таким образом, как и другие конфликты, обусловленные противоречием между потребностью (в данном случае — потребностью душевного спокойствия) и невозможностью его удовлетворить. Такого рода рассогласование влечет стандартно развивающуюся реакцию стресса:
в случае эмоциональных стимулов импульсы от коры больших полушарий идут к гипоталамусу, в свою очередь стимулирующему симпатическую и парасимпатическую системы. Симпатикус отвечает выделением норадреналина и стимуляцией мозгового вещества надпочечников (в результате чего усиливается выделение адреналина и норадреналина). Параллельно с воздействием на симпатикус, гипоталамус стимулирует гипофиз и происходит выделение целого ряда трофических гормонов.
В обычных эмоциогенных стрессорных ситуациях при невозможности удовлетворить потребность накладывается запрет на ответную реакцию, и человек воздерживается от действия, однако сдержать может только двигательный компонент реакции, но не его вегетативные проявления — в частности, со стороны адренергической системы регуляции, что и происходит чаще всего в процессе военной службы.
Стресс-реакция сохраняется и даже может оказаться более интенсивной и длительной при условии отсутствия поведенческих проявлений. Отсутствие адекватного отреагирова-ния с помощью какого-то рода физической деятельности в то время, как сдвиги в активности автономной нервной системы в виде увеличения скорости обменных процессов, возрастания мышечного тонуса, частоты сердечных сокращений и т. д.) произошли, вызывает целый ряд функциональных нарушений. К ним относятся, например, боли в сердце, гипертонические кризы, что мы и наблюдали при обследовании военных.
В стрессовой ситуации подсознательного самообвинения возникает внешне беспричинный страх, при этом человек не только не понимает его причины, но даже не осознает, что возник именно страх, и, соответственно, не может предпринимать никаких действий. Потребность же действовать столь велика, что он начинает просто метаться. Возникает рассогласование между уровнем активации эндокринно-вегетативной системы, с одной стороны, и системы принятия решений и активной деятельности - с другой, что влечет за собой не только психологический, но и чисто физический дискомфорт, в основе которого лежит прежде всего избыток адреналина, который вызывает гиперстимуляцию адренорецепторов, расположенных на клеточных мембранах. Это способствует накоплению ионов Са2 и нарушению жизнедеятельности клеток, что влечет за собой ишемические нарушения в тканях (в частности - ишемию миокарда). Кроме того, избыток адреналина вызывает резкое сужение кровеносных сосудов, увеличение деформации эритроцитов, ухудшение реологических свойств крови, что в итоге вызывает развитие тканевой гипоксии. Наконец, избыток адреналина, окисляясь, превращается в адре-нохром с образованием свободных радикалов. Последние инициируют процессы перекисного окисления липидов клеточных мембран (Меерсон Ф.З., Панин Л.Е., 1983). При повторном появлении таких нарушений может возникнуть вегетативная дистония, а затем глубокие функциональные и органические расстройства.
Несомненно, существуют и другие механизмы повреждающего действия стресс-реакции, но для нашего дальнейшего рассуждения вполне достаточно того, что наличие вегетативного компонента этой реакции при отсутствии (или снижении) компонента поведенческого вызывает тяжелые нарушения на уровне клеток и тканей тела и, соответственно, вле-
Библиографический список
чет за собой возникновение патологических состояний, связанных, в первую очередь, с нарушением регуляции секреции катехоламинов - адреналина и норадреналина.
Таким образом, механизмом влияния психоэмоционального напряжения на метаболические и гомеостатические процессы при развитии заболеваний в условиях военной службы является длительное увеличение уровня катехоламинов в крови. Известно, что дофаминергические структуры преобладают в правом полушарии головного мозга, которое тесно связано с диэнцефальным отделом и более вовлечено в процессы вегетативной, гуморальной и эндокринной регуляции, а левое полушарие более тесно связано со специфическими и активирующими системами мозга. Нейрофизиологической основой синдрома психоэмоционального напряжения является дезинтеграция и нарушение функциональной активности правого и левого полушарий. При снижении психоэмоционального напряжения происходит восстановление оптимальной активности полушарий мозга, снижение повышенной нагрузки на правое полушарие мозга и уменьшение уровня катехоламинов в крови.
Выводы
1. Психологическое тестирование выявило, что 20% военнослужащих имеют признаки повышенного нервнопсихического напряжения с астеническим компонентом и депрессивными проявлениями, в сочетании с высоким профессиональным статусом и интеллектом. Анализ показал, что нервно-психическое напряжение связано с напряженностью военной деятельности.
2. Исходя из данных теста Люшера, почти у 80% военных обнаружено нарушение вегетативного регулирования, только 20% обладают оптимальной саморегуляцией и быстрым восстановлением внутренних ресурсов при взаимодействии с психотравмирующей ситуацией. Почти 40% испытуемых выявили признаки скрытой хронической усталости, связанной с напряженным характером труда.
3. Выявленные повышенные значения АД и ЧСС у военных тесно связаны с их психологическими качествами и особенностями психического реагирования, выражающиеся в накоплении тревоги, напряжении вегетативной регуляции, низком пороге чувствительности к раздражителям, склонности к легкому возникновению фрустрации, трудности адаптации с преобладанием отрицательных эмоций.
4. Интегральная совокупность психологических показателей и реактивности вегетативной нервной системы является психо-физиологической детерминантой состояния адаптиро-ванности. Для состояния адаптированности характерно оптимальное состояние вегетативного тонуса и психоэмоциональной реактивности.
5. Эффективность коррекции дизадаптационных нарушений возможна путем комплексного исследования и выявления психофизиологических детерминант, играющих доминирующую роль в процессе адаптации военнослужащих. Нормальной адаптивности к военной службе и эффективности военной деятельности способствуют благоприятные психофизические данные, высокая адаптационная способность, выносливость, эмоциональная устойчивость, соответствующий норме интеллект, способность к приобретению опыта.
1. Караяни, А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий: в кн.: Содержание и организация морально-психологического обеспечения
боевых действий. - М., 1994.
2. Корчемный, П.А. Психологическое обеспечение боевой деятельности I Военная психология: методология, теория, практика. - М., 1998.
3. Китаев-Cмык, Л.А. Отресс под прицелом снайпера. - М., Миллениум, 2001.
Статья поступила в редакцию 01.12.10
УДК З78
Ю.Н. Кабанов, канд. биол. наук, зав. каф. физической культуры САУМК; М.Г. Чухрова., д-р. мед. наук, зав. каф. спец. психологии НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СПОРТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА
Cпортивно-ориентированная деятельность рассматривается не только как предиктор здорового образа жизни населения, но и как основа спорта высших достижений. Предлагается психолого-педагогическое обоснование и модель регуляции и реализации спортивноориентированной деятельности в социокультурном пространстве.
Ключевые слова: социокультурная деятельность, психология и педагогика спорта и спортивно-ориентированной деятельности
в сфере досуга.
Проблемы повышения уровня и результативности спортивной деятельности приобретают в последнее время особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, ее объективной ролью в повышении престижа общества и государства. Уровень развития физической культуры и спорта являются важнейшими предпосылками реализации человеческого потенциала и рассматриваются сегодня в ряду ведущих критериев социального прогресса. Однако, результативность спортивной деятельности - это не самое главное. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года определяет в качестве важнейших задач образования формирование у молодежи и студентов устойчивых навыков здорового образа жизни. Это требование нашло подтверждение в нормативно-правовых документах: Законе РФ «Об образовании», «Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г.», «Концепции долгосрочного социально-
экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», а также в письме Министерства образования РФ «О гражданском образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях РФ». Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» в соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны определяет содержание и основные пути развития социокультурной деятельности по развитию физической культуры и спорта в нашей стране. Физическая культура и спорт, обозначаемые как «спортивно-ориентированная деятельность», приобретают стратегическое значение.
В настоящее время в Российской Федерации функционирует 89 органов государственного управления физической культурой и спортом субъектов федерации. Действует 8 министерств, 12 госкомитетов, 53 комитета, 9 департаментов, 7 управлений и отделов. Важнейшим аспектом функционирования сферы физической культуры и спорта являются управленческие решения, направленные на обеспечение основных функций физкультурно-спортивных организаций: физическое воспитание, физкультурно-оздоровительные и рекреативные мероприятия, спортивные тренировки и соревнования. Не меньшее значение имеют досуговые мероприятия по
приобщению населения к спортивно-ориентированной деятельности.
Вместе с тем, популярность и востребованность стремления к здоровому стилю жизни находятся на неудовлетворительном уровне. Более того, наблюдается усиление негативных тенденций в структуре образа жизни современной молодежи, имеющих отрицательные последствия для здоровья как отдельной личности, так и общества в целом. Заметно снижается уровень психофизической культуры, что связано с резким ростом информационных и эмоциональных нагрузок, слабой технологической оснащенностью населения способами преодоления стрессовых ситуаций. О падении уровня здоровья общества свидетельствует рост девиантных форм поведения (алкоголь, наркотики), увеличение числа психопатологий, снижение общих показателей здоровья людей, что показано в целом ряде серьезных исследований [1; 2; 3]. Другой крайностью этой проблемы является чрезмерное увлечение инструментальными спортивными показателями, абсолютизация телесно-физических характеристик человека. В результате формируется односторонняя личность, неспособная к раскрытию своего отпущенного природой потенциала.
Ухудшение здоровья у различных групп населения, особенно у детей и подростков связано с коммерциализацией учреждений спорта, деформацией образа жизни многих семей, неразвитостью оздоровительных форм проведения досуга, низким уровнем физической и психической культуры родителей, отсутствием системы непрерывного физического воспитания, отсутствием пропаганды спорта высших достижений и отсутствием адекватных педагогических программ. В социально-культурной и педагогической плоскости причина сложившейся ситуации состоит в девальвации ценности физкультурно-развивающей деятельности, отсутствии социально значимого статуса физической составляющей имиджа человека. Социально-педагогический анализ физической культуры на социальном и личностном уровне свидетельствует о ее значительном потенциале в формировании разносторонне развитой личности. Однако в реальной практике эти возможности используются не в полной мере.
Свою роль в усилении обозначенных выше негативных тенденций играет сложившаяся система физического образования и воспитания, которая не смогла до сих пор четко от-рефлексировать созидательную сущность спортивно-