Научная статья на тему 'Концепция спортивно-ориентированного досуга подростков и молодежи в социокультурном пространстве'

Концепция спортивно-ориентированного досуга подростков и молодежи в социокультурном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПОРТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ДОСУГ / ТЕХНОЛОГИЯ СПОРТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / LEISURE ACTIVITIES / SPORTS AND LEISURE-ORIENTED / TECHNOLOGY / SPORTS-ORIENTED LEISURE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кабанов Ю. Н.

Обосновывается концепция спортивно-ориентированного досуга и предлагается технология спортивно-ориентированной деятельности в сфере досуга. В качестве практической реализации данной технологии представляется Международная детская Сибириада «СПОРТ-ИСКУССТВО-ИНТЕЛЛЕКТ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT SPORTS-BASED LEISURE ADOLESCENTS AND YOUTH IN SOCIO-CULTURAL SPACE

Substantiates the concept of sports and leisure-oriented and offers technology-oriented sports activities in leisure time. As a practical implementation of this technology is the International Children Sibiriada SPORT-ART-INTELLIGENCE.

Текст научной работы на тему «Концепция спортивно-ориентированного досуга подростков и молодежи в социокультурном пространстве»

решением для большинства является копинг-стратегия «бегства-избегания». Возможно, что другие копинг-стратегии еще не освоены подростками к данному возрасту в той степени, чтобы более эффективно решать данную проблему.

Однако, ролевые ожидания от подростков - как родителей, так и системы среднего образования - накладываются на существующий фон эмоциональной нестабильности пубертатного периода, что в итоге вызывает перенапряжение данной копинг-стратегии - в этом случае соединяются две ветви кластера 1, то есть мы имеем игнорирование подростками все того, что они понимают под метафорой «мои обязанности».

Со стороны темперамента отказ подростков от выполнения своих обязанностей «обеспечивается» сниженными способностями к поведенческой адаптации (выше уже рассматривалась комбинация низких баллов по шкалам темперамента «динамичность» и «выносливость» как фактор № 1 - «дезадаптивность»).

В первой ветви кластера № 2 отвержение своего будущего тесно связано с высокой ситуативной тревожностью (фактор № 2

- «тревога за будущее»), а оба этих параметра в свою очередь тесно связаны с неприятием базовых потребностей. Это говорит нам о том, что у подростков нет надежды на то, что их базовые потребности будут удовлетворены в будущем (либо уверенность в завтрашнем дне является сама по себе одной из базовых потребностей). Тогда тревога за будущее (боязнь завтрашнего дня) выступает в качестве сильнейшего фрустрирующего фактора. На этом фоне происходит соединение обеих ветвей в кластере № 2

- на неприятии метафоры «оценки в школе».

Во второй ветви кластера № 2 соединены тесной корреляционной связью неприятие оценок в школе и повышенный уровень алекситимии. Вероятно, сниженные навыки правильной интерпретации чувств и эмоций окружающих и неумение вербализо-

Библиографический список

вать свои собственные эмоции отрицательно влияет на получаемые оценки. Таким образом, неприятие оценок в школе порождается сильным стрессом из-за отсутствия перспектив на будущее, а с другой стороны - повышенным уровнем алекситимии.

Кластер № 3 включает в себя признак общеобразовательного класса, длительное время выполнения задания и высокое психическое напряжение к концу выполнения задания. Это означает, что учащимся общеобразовательного класса требуется значимо (р< 0,05) больше времени для выполнения некоторого стандартного задания, чем ученикам профильных классов, и при этом учащиеся общеобразовательного класса испытывают более высокое психического напряжение. Снизить психическое напряжение (и число ошибок по невнимательности) в общеобразовательных классах можно, если в заданиях использовать не черно-белый, а цветной (еще лучше - разноцветный) материал: число ошибок, допущенных подростками всех классов при выполнении тестовых заданий с разноцветным раздаточным материалом, значимо ниже (р<0,05), чем при выполнении заданий с черно-белым материалом.

Практическая значимость исследования состоит в том, что, используя полученные нами выводы, можно путем оценки характеристик темперамента и уровня тревожности выявлять причины плохой успеваемости школьников, которые связаны с особенностью эмоционального фона подростков в пубертарный период, а также прогнозировать индивидуальный маршрут обучения для подготовки к ЕГЭ.

Диагностический инструментарий, который был применен в исследовании, можно употреблять во время периодических профилактических осмотров школьников. Материалы исследования могут быть использованы в общеобразовательных школах в процессе профилактического осмотра школьников.

1. Алферов, Ж.А. Роль образования и науки в укреплении государства и развитии экономики страны / Ж.А. Алферов, В.А. Садовничий // Образование, которое мы можем потерять: сб. / под общ. ред. В. А. Садовничего. - М., 2002.

2. Фельдштейн, Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений и ситуации его развития // Вопросы психологии. - 2010. - № 3.

3. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности: избранные труды - в 2-х т. - М., 2005.

Bibliography

1. Alferov, Zh.A. Rolj obrazovaniya i nauki v ukreplenii gosudarstva i razvitii ehkonomiki stranih / Zh.A. Alferov, V.A. Sadovnichiyj // Obrazovanie, kotoroe mih mozhem poteryatj: sb. / pod obth. red. V. A. Sadovnichego. - M., 2002.

2. Feljdshteyjn, D.I. Psikhologo-pedagogicheskie problemih postroeniya novoyj shkolih v usloviyakh znachimihkh izmeneniyj i situacii ego razvitiya // Voprosih psikhologii. - 2010. - № 3.

3. Feljdshteyjn, D.I. Psikhologiya razvitiya cheloveka kak lichnosti: izbrannihe trudih - v 2-kh t. - M., 2005.

Статья поступила в редакцию 23.11.11

УДК 374

Kabanov, JuN. CONCEPT SPORTS-BASED LEISURE ADOLESCENTS AND YOUTH IN SOCIO-CULTURAL SPACE.

Substantiates the concept of sports and leisure-oriented and offers technology-oriented sports activities in leisure time. As a practical implementation of this technology is the International Children Sibiriada "SPORT-ART-INTELLIGENCE." Key words: leisure activities, sports and leisure-oriented, technology, sports-oriented leisure activities.

Ю.Н. Кабанов, канд. биол. наук, зав. каф. физвоспитания НОУ ВПО «Сибирская академия управления и массовых коммуникаций», г. Новосибирск, Е-mail: mba3@sibmail.ru

КОНЦЕПЦИЯ СПОРТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ДОСУГА ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Обосновывается концепция спортивно-ориентированного досуга и предлагается технология спортивно-ориентированной деятельности в сфере досуга. В качестве практической реализации данной технологии представляется Международная детская Сибириада «СПОРТ-ИСКУССТВО-ИНТЕЛЛЕКТ».

Ключевые слова: досуговая деятельность, спортивно-ориентированный досуг, технология спортивно-ориентированной досуговой деятельности.

В последние десятилетия досуговая деятельность представляет собой сложный конгломерат специфических биолого-социокультурных составляющих. В настоящее время происходит существенная переоценка значения досуга как социально-культурной категории в жизни общества. Выполнявший в течение многих лет роль придатка производственной сферы досуг становится все более широкой сферой социально-культурной деятельности, где происходит самореализация творческого и духовного

потенциала общества. Процесс вхождения молодежи во все сферы общественной жизни составляет сущность их жизненного самоопределения в этот период. В этой связи исследование субъектов досуговой деятельности в ракурсе анализа жизненного самоопределения позволяет изучать и прогнозировать тенденции, которые необходимо учитывать при разработке эффективной государственной молодежной политики в стране. Социокультурный подход к анализу досуговой деятельности должен

быть основан на социальной педагогике, физиологии и психологии личности. Сегодня социально-культурная деятельность может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством использования свободного времени различными группами населения. В результате анализа литературы по проблеме досуго-вой деятельности выявлено, что современная социально-культурная практика не только включает в себя любительские занятия в сфере досуга, но и включает огромный педагогический потенциал, распространяющийся далеко за рамки традиционного досуга на такие социальные сферы, как дополнительная система образования, профессиональное искусство и народное творчество, массовая физическая культура и профессиональный спорт, профессиональная социальная работа и социально-культурная реабилитация, межкультурный и профессиональный обмен и сотрудничество.

Проблемы повышения уровня и результативности спортивно-ориентированного досуга подростков и молодежи средствами социально-культурной деятельности, приобретают в последнее время особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, ее объективной ролью в повышении престижа общества и государства. Уровень развития физической культуры и спорта являются важнейшими предпосылками реализации человеческого потенциала и рассматриваются сегодня в ряду ведущих критериев социального прогресса. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года определяет в качестве важнейших задач образования формирование у молодежи и студентов устойчивых навыков здорового образа жизни. Это требование нашло подтверждение в нормативно-правовых документах: Законе РФ «Об образовании», «Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г.», «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», а также в письме Министерства образования РФ «О гражданском образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях РФ». Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» в соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны определяет содержание и основные пути развития социокультурной деятельности по развитию физической культуры и спорта в нашей стране.

Однако, несмотря на существенный вклад многих ученых в развитие теории и практики досуговой деятельности, проблема организации спортивно-ориентированного досуга в условиях дополнительного образования остается нерешенной, так как на сегодняшний день развитие содержания педагогической практики в существенно опережает научно-теоретическое осмысление данной проблемы. Причины этого заключаются:

• в отсутствии всесторонней разработанности теоретико-методологических основ спортивно-ориентированного досуга;

• в слабой разработанности методического уровня анализа способов организации спортивно-ориентированного досуга;

• в несистемности исследований практики спортивно-ориентированного досуга, направленной на формирование здорового образа жизни подрастающего поколения.

Таким образом, все это, а также отсутствие целостной концепции спортивно-ориентированного досуга обусловливает актуальность нашего исследования на научно-педагогическом уровне.

Вместе с тем, следует отметить, что популярность и востребованность стремления молодежи к здоровому стилю жизни находится на неудовлетворительном уровне. Более того, наблюдается усиление негативных тенденций в структуре образа жизни современной молодежи, имеющих отрицательные последствия для здоровья как отдельной личности, так и общества в целом. Заметно снижается уровень психофизической культуры, что связано с резким ростом информационных и эмоциональных нагрузок, слабой технологической оснащенностью населения способами преодоления стрессовых ситуаций. О падении уровня здоровья общества свидетельствует рост девиант-ных форм поведения (алкоголь, наркотики), увеличение числа психопатологий, снижение общих показателей здоровья людей.

Другой крайностью этой проблемы является чрезмерное увлечение инструментальными спортивными показателями, абсолютизация телесно-физических характеристик человека. В результате формируется односторонняя личность, неспособная к раскрытию своего отпущенного природой потенциала. Более того, недостаточная разработанность методико-технологического уровня данной проблемы определяют актуальность нашего исследования на научно-методическом уровне.

Свою роль в усилении обозначенных выше негативных тенденций играет сложившаяся система физического образования и воспитания, которая не смогла до сих пор четко отрефлекси-ровать созидательную сущность физкультурно-развивающей и спортивной деятельности, сформулировать ценности и цели физического воспитания в единстве интеллектуального, нравственного и телесно-физического развития личности. Исследования показывают, что сегодня в системе физического образования и воспитания сложилось противоречие между ценностным и технологическим потенциалом физической культуры и уровнем его освоения в рамках образовательного и воспит ат ельного процесса. Это несоответствие обнаруживается в сложности проблематики спортивно-ориентированного досуга подростков и молодежи средствами социально-культурной деятельности, ориентации на технологическую сторону данной проблемы и отсутствии условий для освоения ее духовно-ценностного, интеллектуального богатства. В сфере физической культуры слабо представлены такие качества и элементы человеческой индивидуальности как самореализация, проективное и целенаправленное саморазвитие, творчество, духовные потребности, являющиеся импульсом всякой деятельности.

В своем исследовании под спортивно-ориентированным досугом мы понимаем специфическую область человеческой деятельности, включающую совокупность норм, ценностей, смыслов, целью и результатом которой является формирование системы учебно-воспитательной работы, на основе которой может эффективно выстраиваться соответствующая им физкультурная и спортивная деятельность, способствующая развитию психофизических качеств и способностей человека с опорой на межличностные коммуникации и раскрытие индивидуально-личностного потенциала человека.

Изучение философской, педагогической и психологической литературы позволило сделать вывод, что проблема активизации и развития спортивной деятельности в стране всегда интересовала ученых Методологические основы спортивной деятельности рассматриваются О.А. Аяшевым, В.К. Бальсевичем, В.М. Выдриным, Н.Н. Каргиным, С.В. Молчановым, В.А. Поно-марчуком, Н.А. Пономаревым, Ю.Ф. Курамшиным, Р.А. Пилоя-ном, Ю.И. Портных и др. Основы досуговой деятельности освящены в работах Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Б.Г. Моса-лева, Г.В. Олениной, В.Д. Пономарева, М.М. Поплавского, Э.В. Соколова, Ю.А. Стрельцова, Б.А. Титова и др.

Исследованию проблем молодежи и ее роли в развитии общества посвящены исследования А.Г. Асмолова, А.С. Белкина, А.Ю. Дроздова, Д. Дьюи, С.Н. Иконниковой, В.Т. Лисовского, Е.Л. Кудриной, В.И. Матиса, О.Е. Ноянзиной, Б.А. Ручкина, В.В. Туева, Б.А. Федулова и др.

Теоретико-методологические аспекты молодежного досуга разработаны в трудах М.А. Ариарского, М.Д. Горносталева, Е.Г. Доронкиной, С.Н. Иконниковой, Т.Г. Киселевой, И.С. Кона, Ю.Д. Красильникова, А.С. Орлова, В.Д. Пономарева, Ю.А. Стрельцова, В.В. Туева, Н.Н. Ярошенко и др.

Теория и практика проектных технологий в педагогике досу-говой и социально-культурной деятельности рассматривается в исследованиях С.Б. Брижатовой, С.И. Григорьева, В.И. Деся-това, А.Д. Жаркова, Т.Г. Киселевой, А.С. Кондыкова, Г.Г.Копыло-ва, Ю.Д. Красильникова, И.И. Мазура, В.И. Матиса, А.В. Мудри-ка, В.Е. Новаторова, Г.В. Олениной, Г.К. Селевко, Н.В. Серегина, В.А. Сластенина, Н.Ф. Хилько, И.К. Шалаева, П.А. Шептен-ко, Н.О. Яковлева, Н.Н. Ярошенко и др.

Несмотря на значительный объём литературы по различным аспектам развития спортивно-ориентированного досуга подростков и молодежи средствами социально-культурной деятельности, остаются недостаточно разработанными ее теоретические и практические аспекты, учитывающие специфику современного периода, недостаточно изучен и потенциал данного феномена в процессе физического развития личности. Теоретические изыскания и многолетний опыт автора в сфере спортивно-ориентированного досуга позволили построить и успешно

реализовать технологию спортивно-ориентированной досуговой деятельности.

Для построения технологии нами определен целевой блок, на основе которого спорт и спортивная деятельность на разных уровнях предстает как социокультурный феномен, который испытывает на себе значительное влияние той социокультурной среды, в условиях которой происходит его становление и развитие. Социально-педагогическое моделирование процесса спортивно-ориентированного досуга включает следующие задачи. 1. Выявить совокупность факторов, определяющих успешность реализации данного феномена. 2. Выявить психолого-педагогические принципы его регуляции. 3. Обосновать необходимость применения системного подхода. 4. Выявить психолого-педагогические условия регуляции: от физической активности к профессиональной спортивной деятельности. 5. Разработать программу социокультурной регуляции спортивной деятельности в сфере досуга.

Содержательный блок основан на следующих общих (универсальных) принципах (по И.Я. Лернеру и В.И. Загвязинскому):

1) системного подхода;

2) дифференцированного подхода;

3) обратной связи.

Частных принципах (по Г. Г. Киселевой):

1) равных возможностей;

2) социального взаимодействия;

3) преемственности.

Принципах досуговой деятельности (по Е.И. Григорьевой): «Красной линии»; «Могучей кучки»; «Антикона»; «Горы»; «Фельдмаршала Кутузова».

Средствами социально-психологического моделирования являются: живое слово, печать, радио, телевидение, наглядные и технические средства, искусство и спорт, литература и художественная самодеятельность.

При этом факторы, которые необходимо учитывать, включают в себя:

> потребность в физической активности и физической культуре;

> одаренность спортивными качествами;

> лидерские качества;

> нейропсихологические свойства;

> психофизиологические особенности;

> конституционально-личностные особенности;

> мотивационно-потребностные качества.

Социокультурные функции, обеспечивающиеся в результате данной системы, это: воспитательная, организационная, коммуникативная, адаптивная, образовательно-развивающая, информационно-просветительская, преобразовательно-созидающая, рекреационно-оздоровительная, эколого-охранная, культурно-творческая, нормативно-правового и финансово-экономического обеспечения, обеспечения досуговых форм самодеятельности населения. Условия социокультурного регулирования спортивно-ориентированной деятельности включают соответствие поставленных целей и задач регулирования социально-культурной среде формирования личности, закономерностям и принципам спортивно-ориентированной досуговой деятельности и предполагают создание среды, способствующей потребности в физическом и спортивном совершенствовании, а также учет объективных факторов, необходимых для социокультурного совершенства.

Организация и регуляция спортивно-ориентированной деятельности в сфере досуга включает следующее.

> Пропаганда здоровья и здорового образа жизни.

> Пропаганда физической активности и физического совершенства.

> Организация возможности широкого привлечения населения к физической культуре и творчеству.

> Выявление и отбор одаренных подростков и молодых людей.

> Выявление и констатация профессионально необходимых для творческой личности качеств.

> Кружки, клубы, секции, общества, центры социокультурной направленности.

Результативный блок включает уровни социокультурного регулирования спортивно-ориентированной досуговой деятельности и может быть оптимальным, допустимым и недостаточным.

Структура разработанной технологии представлена на рисунке 1.

Технология спортивно-ориентированной

основание

ю «

О

О «

к

U

^

о о

„ ч

Д и

а а

в

К о О

cö &

О К а о н о

К

<U

а

<U

о ю *

О fr

►Q

ч

<U

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ч о

деятельности ->--1-

ядро

л с

X

а х х л с

X н о

о X SP <и S

о X

о и

со

К

к а

S

ч

eö (U

л «

К и

о ч о

Л eö

к 2

О cö О, О,

о

ю н о

л X о и

(U

4 с

5 о

и

К

и О § °

ч н

G

3 л и К

следствия

ПП, ПП, I I

35 з

X ю X н л

о с

о

н и

(U

о л

с

ч

о л

о

1

Ii *

О Ч

а ч

о ¡2

х к

о ю

ч

eö К л н К о ю О

к & о g

Рис.1. Технология спортивно-ориентированной деятельности в сфере досуга

Предлагаемая технология реализует конкретные потребности подростков, юношей и девушек, обусловливающие их вовлеченность в учреждения дополнительного образования:

1. Досуговые потребности, обусловленные стремлением к содержательной организации свободного времени.

2. Творческие (креативные) потребности, обусловленные как желанием родителей развить индивидуальные способности своих детей, так и стремлением детей к самореализации в избранном виде деятельности.

3. Коммуникативные потребности в общении со сверстникам, взрослыми.

4. Профориентационные прагматические потребности, связанные с установкой на допрофессиональную подготовку.

Отличительной особенностью предлагаемой технологии является:

Во-первых, ее общенаучной основой выступает системный подход, теоретико-методологической стратегией - интег-ративно-деятельностный подход, практико-ориентированной тактикой - компетентностный подход.

Во-вторых, ядро включает совокупность психолого-педагогических закономерностей и принципов, а именно: закономерность, отражающую связь между личностно значимым характером деятельности и вариативностью содержания дополнительного образования подростков и молодежи, обеспечивающего возможность учета интересов личности (принципы: дифференцированного подхода, профнаправленности, обратной связи, равных возможностей); закономерность, отражающую обусловленность этапного характера формирования спортивно-ориентированной деятельности подростков и молодежи в условиях досуга; закономерность, отражающую зависимость успешности и качества формирования спортивно-ориентированной деятельности подростков и молодежи в условиях досуга с ориентацией на возможность преобразования познавательной активности личности в познавательную и личностную самостоятельность в мотивационном ценностно-смысловом пространстве (принцип рефлексивного поиска).

В-третьих, содержательно-смысловым наполнением выступает методика формирования спортивно-ориентированной деятельности подростков и молодежи в условиях досуга.

В-четвертых, это не просто кратковременная кампания, а длительный, рассчитанный на многие годы процесс, требующий продолжительной, разнообразной по форме и содержанию настойчивой работы.

В-пятых, эта деятельность, характеризуется полисубъект-ностью, многоуровневостью и толерантностью.

И, наконец, данную технологию нельзя эффективно реализовать в отрыве от процессов, происходящих в регионе или мировом сообществе в целом.

Практической реализацией данной технологии явилась Международная детская Сибириада «СПОРТ-ИСКУССТВО-ИНТЕЛЛЕКТ». В 2003 году была организована и проведена первая Международная детская Сибириада посвященная 110-летию г.Новосибирска. Затем в 2008 г. была организована и проведена вторая Международная детская Сибириада «СПОРТ-ИСКУССТВО-ИНТЕЛЛЕКТ», посвященная 115-летию г. Новосибирска. В 2013 году планируется проведение третьей Международной детской Сибириады, посвященной 120-летию г. Новосибирска. Цели этого мероприятия составляют социокультурную сущность спортивной деятельности, включая не только пропаганду идей олимпийского движения и укрепление международного спортивного сотрудничества, но - самое главное - развитие интеллектуального и творческого потенциала человека.

Первый тур Сибириады составляет спортивная программа «О, СПОРТ! ТЫ - ВЫЗОВ!». В спортивной программе дети выполняют тесты по физической подготовке и беговые эстафеты с элементами гимнастики, баскетбола и легкой атлетики. Данные тестирования фиксируются в личном зачёте участника итоги беговых эстафет - в командном зачёте. Первая часть спортивной программы - выполнение тестов по физической подготовке. Оцениваются двигательные и физические способности школьников: скоростная сила (бег 60 м, с; прыжок в длину с места, см); силовые способности (девушки - из седа согнув ноги, руки скрестно на плечах опускание и поднимание туловища, количество раз за 30 сек.; юноши - подтягивание, количество раз); гибкость (наклон вперёд сидя, см); общая выносливость (бег 1000м, мин.)

Вторая часть спортивной программы состоит из беговых эстафет с преодолением препятствий, направленных на совершенствование двигательных умений и развитие координационных и физических способностей школьников. Комплексы физических упражнений «Челночный бег», «Баскетбол», и «Туннель» составлены на основе программного материала школьной физической культуры и включают двигательные действия из раз-

делов учебной программы: легкая атлетика, баскетбол и гимнастика. Время выполнения двигательных заданий фиксируется секундомером.

Второй тур - интеллектуальная программа «О, СПОРТ! ТЫ - ПЛОДОТВОРНОСТЬ!». Интеллектуальные состязания состоят из трёх частей: 1) сочинение по теме: «О, спорт! Ты благородство!»; 2) викторина эрудитов по занимательной математике, по истории, географии и биологии; 3) конкурс знатоков олим-пизма. Время, отведённое на сочинение и интеллектуальные конкурсы, соответственно 40 и 20 минут. Оцениваются раскрытие темы сочинения, количество правильных ответов конкурсов эрудитов и знатоков олимпизма. Общая сумма баллов заносится в протоколы личного и командного первенства. Интеллектуальный конкурс «Эрудит» включает в себя вопросы по общеобразовательным дисциплинам и основам олимпийских знаний и представлял собой письменную викторину. Этот конкурс органически связан с программами по олимпийскому образованию, которые осваивают образовательные учреждения России.

Третий тур - художественная программа «О, СПОРТ! ТЫ -ЗОДЧИЙ!» Участники представляют «Визитную карточку школы», где раскрываются хореографические, вокальные, ораторские и другие способности детей. Содержание и построение художественного выступления «Визитная карточка школы» должны соответствовать тематике спорта, олимпизма или здорового образа жизни. Выступление команды до 3-х минут. Результаты командного выступления в художественной программе включаются в личный зачёт участника. Художественный конкурс включает два вида соревнований: танец и песню, как в сольном, так и в групповом исполнении. В случае группового исполнения каждому участнику присуждались медали и начислялись очки в зависимости от места, занятого дуэтом или ансамблем по аналогии зачёту в командных спортивных соревнованиях. Такой критерий оценки позволяет привлечь к участию в художественном конкурсе максимальное число девочек и мальчиков, в том числе детей-инвалидов.

Школьники, принявшие участие в спортивной, интеллектуальной и художественной программе МДС и набравшие наименьшее количество очков по сумме мест, становятся победителями в комплексном зачёте и удостаиваются титула «Сибирионика» с вручением медали «Сибирионик», диплома, памятного листа Сибириады и ценного подарка. Имена заносятся в «Книгу почёта Сибирской олимпийской академии». Участники, занявшие вторые и третьи места, награждаются медалями и дипломами «Лауреат Международной детской Сибириады», и школьники, занявшие четвёртые, пятые и шестые места награждаются медалями и дипломами «Кавалер Международной детской Сиби-риады». Участникам, занявшим 1-3 места в отдельных видах программы Международной детской Сибириады, вручаются дипломы соответствующих степеней и памятные значки. Всем участникам Международной детской Сибириады вручаются именные сертификаты.

Подводя общие итоги проведения Игр Сибириады, отмечено, что спорткомитеты Сибири совместно с органами образования, культуры, здравоохранения региональных администраций сохранили накопленные советской системой физического воспитания и Международным олимпийским движением формы физкультурно-оздоровительной и воспитательной деятельности. Продолжена традиция по привлечению детей к гуманистическим идеалам олимпизма, привитию им живительной силы духа, физической и нравственной гармонии человека. Особую благодарность Сибириаде выразили дети-инвалиды и их родители за радость общения со всеми детьми и с детьми-инвалидами из других регионов.

Библиографический список

1. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. - М., 2002.

2. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: учебник / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М., 2004.

Bibliography

1. Zharkov, A.D. Tekhnologiya kuljturno-dosugovoyj deyateljnosti: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov kuljturih i iskusstv. - M., 2002.

2. Kiseleva, T.G. Socialjno-kuljturnaya deyateljnostj: uchebnik / T.G. Kiseleva, Yu.D. Krasiljnikov. - M., 2004.

Статья поступила в редакцию 23.11.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.