Научная статья на тему 'Тенденции реализации концепции спортивно-оздоровительного досуга подростков и молодежи'

Тенденции реализации концепции спортивно-оздоровительного досуга подростков и молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2323
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL EDUCATION / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SPORTS ACTIVITIES / СПОРТ / SPORTS / СПОРТИВНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / A COMPONENT OF SPORTS AND LEISURE ACTIVITIES / ЗАКОНОМЕРНОСТИ / LAWS / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кабанов Ю. Н.

Спортивно-досуговая деятельность как разновидность социокультурной деятельности рассматривается автором как методологическая основа понимания многогранной и интегративной сущности физической культуры в целом, формирования ее теории, наиболее полной реализации ее потенциала в процессе формирования здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции реализации концепции спортивно-оздоровительного досуга подростков и молодежи»



Т

ЕНДЕНЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ДОСУГА ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ

Ю. Н. Кабанов

Сибирская академия управления и массовых коммуникаций

Спортивно-досуговая деятельность как разновидность социокультурной деятельности рассматривается автором как методологическая основа понимания многогранной и интегративной сущности физической культуры в целом, формирования ее теории, наиболее полной реализации ее потенциала в процессе формирования здорового образа жизни.

Ключевые слова: физическая культура, спортивная деятельность, спорт, спортивно-досуговая деятельность, закономерности, технология.

Sport and leisure activities as a form of socio-cultural activities considered by the author as a methodological basis for the understanding of Skye multifaceted and integrative nature of physical education in general, the formation of its theory, the fullest realization of its potential in the formation of a healthy lifestyle. Key words: physical education, sports activities, sports, a component of sports and leisure activities, laws, technology.

В Законе Российской Федерации «Об образовании», «Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года», «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020года», а также в письме Министерства образования РФ «О гражданском образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях РФ» определяется в качестве важнейшей задачи образования формирование у молодежи и студентов устойчивых навыков здорового образа жизни. Все это коррелирует со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны, определяет содержание и основные пути развития социокультурной деятельности по разви-

тию физической культуры и спорта в нашей стране.

В современном педагогическом опыте сложился целый ряд авторских систем, занявших прочное место в социально-культурной деятельности семьи, школы, учреждений дополнительного образования и досуга (3; 4; 5; 6; 7; 8; 9 и т.д.). Для массовой практики физического воспитания и утверждения здорового образа жизни важную роль сыграли концепции раннего начала физического развития и закаливания (Б.П. и Л.А. Никитины; П.К. Иванов и т.д.), обеспечения сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения (Н.П. Абаскалова; В.Ф. Базарный; Н.Н. Острожная и О.П. Мазурова), единства физического и умственного развития (Т.П. и Е.В. Воронковы; С.В. Дмитриев; С.В. Молчанов; Н.И. Пономарев; В.М. Рей-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (49) сентябрь-октябрь 2012 111-117

111

зин и т.д.), приоритета физической культуры как предмета и сферы жизнедеятельности (А.Ф. Пазухин; В.Д. Гончаров; И.М. Быховская; Н.Г. Смирнов; Ю.М. Николаев и др.).

Наибольший интерес в контексте данной статьи приобретает исследование Ю.М. Николаева, в котором физическая культура и спортивная деятельность анализируются в соотношении биологического и социального в человеке, рассматриваются с позиций макроструктуры и данных междисциплинарных исследований. Спортивная деятельность как разновидность деятель-ностного среза культуры с точки зрения его влияния на человека рассматривается автором как методологическая основа понимания многогранной и интегративной сущности физической культуры в целом, формирования ее теории, наиболее полной реализации ее потенциала в педагогическом процессе.

Как подчеркивают Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников: «физическое воспитание представляет собой педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков и психофизических качеств, укрепление здоровья и физическое развитие» (3, с. 216). Здесь же авторы обращают внимание на то, что «наряду с другими видами социально-культурной деятельности существенную ценность в сфере физической культуры приобретают непосредственно связанные с ней специальные научно-прикладные знания, принципы, правила и методика использования физических упражнений, этические правила и нормы в процессе физической культурной деятельности, спортивные достижения, материально-технические условия, физкультурно-медицинское обеспечение, физкультурно-спортивная информация, произведения искусства, отображающие явления физической культуры, спорт-сооружения, оборудование, инвентарь и т.д.». И далее «физическая культура как вид социокультурной деятельности характеризуется совокупностью полезных для общества результатов её использования и культи-

вирования её предметных ценностей в обществе. К таким результатам можно отнести физическую подготовленность (как результат физической деятельности), достигнутую на её основе степень совершенства двигательных умений и навыков, повышенный уровень развития жизненных сил, спортивные достижения и другие, полезные для личности и общества результаты приобщения к физической культуре» (3, с. 219).

Нами в ходе исследования было выявлено основное противоречие сегодняшнего времени в сфере формирования здорового образа жизни подростков и молодежи — это противоречие между объективной потребностью общества максимально эффективно использовать потенциал спортивно-оздоровительной досуговой деятельности и невозможностью его полной реализации в виду:

1. Неразработанности соответствующих методик и технологий.

2. Низкого уровня физической культуры у большей части подрастающего поколения.

3. Недостатка высококвалифицированных кадров социальных педагогов и тренеров различных спортивных направлений.

Как подчеркивает О.И. Марков, «духовно-нравственный вакуум, образовавшийся в условиях социально-культурного кризиса общества, должен быть заполнен интеллектуально-созидательной деятельностью, способной противостоять пассивному времяпровождению, пьянству, наркомании, различного рода правонарушениям, социальной апатии» (4, с. 72).

Следует подчеркнуть, что вслед за А.И. Гурьевым (1) спортивно-оздоровительный досуг мы рассматриваем как временную характеристику процесса организации социально-культурной деятельности (СКД), а спортивно-досуговую деятельность — как его деятель-ностную составляющую.

Под спортивно-оздоровительным досугом мы понимаем свободное от трудовой и учебной деятельности время, создающее возможность осуществления человеком лич-ностно значимых действий, направленных

на сохранение и укрепление духовного, психологического и физиологического здоровья.

Под спортивно-досуговой деятельностью будем понимать специфическую область человеческой деятельности, осуществляемой в свободное от учебы и работы время, которая обусловлена объективной потребностью человеческого организма в восстановлении своего физического и психического баланса и включает совокупность норм, ценностей, смыслов, а целью и результатом её становится формирование системы учебно-воспитательной работы, на основе которой может эффективно выстраиваться соответствующая им физкультурная и спортивно-оздоровительная деятельность, способствующая развитию психофизических качеств и творческих способностей человека с опорой на межличностные коммуникации и раскрытие индивидуально-личностного потенциала.

Автор предположил, что спортивно-досуговую деятельность следует рассматривать как интегративное социально-культурное образование, структура которого коррелирует с основными характеристиками СКД. Анализ ее ведущих характеристик позволил предположить, что педагогическая интерпретация этого интегративного социально-культурного образования должна опираться на:

• целостное представление о данном феномене;

• систему взаимосвязанных и взаимодополняющих социально-педагогических принципов;

• междисциплинарные обобщения, связывающие закономерности и личностные характеристики функционирования системы СКД.

Спортивно-досуговая деятельность, являясь составной частью СКД, представляет собой социально направленный, культурно-воспитательный процесс в системе общественно-досуговых отношений, реализуемый на основе инициативы, наличия целей, принципов, знаний и технологий, ори-

ентированных на формирование здорового образа жизни.

К общим закономерностям спортивно-досуговой деятельности мы относим:

1. Массовость, то есть участие в данной деятельности большого числа людей и коллективов.

2. Синтетичность, то есть разнообразие выразительных средств (музыка, песни, фейерверки, устное слово и т.д.).

3. Масочность, то есть наличие отдельных игровых персонажей.

4. Широту выбора, то есть вынесение действий на широкую арену, в публику и т.д.

5. Сценарную творческость, то есть создание сценариев социокультурных мероприятий отдельными авторами и коллективами.

6. Агитационную направленность, то есть влияние на личность всех средств вербально-знаковой наглядности, направленной на пропаганду спортивно-досуговой деятельности.

В связи с этим предлагаемая нами технология организации спортивно-досуговой деятельности исходит из постулата, что умение раскрыть и развить способности воспитанника присуще далеко не каждому педагогу и воспитателю. Здесь нужны талант и педагогическое творчество. Психолого-педагогический процесс, с одной стороны, предполагает строго научный, объективный анализ явления, с другой же — данный анализ в процессе педагогического воздействия субъективируется личностью педагога как носителя некоей творческой индивидуальности, которая, в свою очередь, объективизируется условиями воздействия в каждой конкретной ситуации. Многовариантность данного процесса обусловлена тем, что в социокультурной деятельности педагог выступает не только как субъект познания, НО И КАК ЛИЧНОСТЬ, КОТОРАЯ ВЫРАЖАЕТ И РАСКРЫВАЕТ СЕБЯ В КОНЕЧНОМ РЕЗУЛЬТАТЕ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — либо как творческая, либо как репродуктивно-исполнительская личность.

Общеизвестно, что в руках одного социального педагога авторская технология обе-

спечивает особенную результативность, у другого дает небольшой положительный эффект, а у третьего вообще не срабатывает. Такой результат закономерен — новаторская программа рассчитана на образованного, творчески мыслящего педагога, осознающего социальный статус своей профессии и отдающего все свои силы воспитанию и становлению личности воспитанника. На занятиях у творческого педагога царит особая, одухотворенная атмосфера, в которой воспитанникам удаётся выразить себя через творчески организованный педагогический процесс.

В связи с этим первая научно-поисковая подсистема связана с научно-педагогическим поиском оптимальных путей раскрытия творческого потенциала воспитанников, с определением собственной позиции по отношению к их личностным особенностям.

Вторая подсистема включает в себя элементы, связанные со структурой будущей технологии.

Третья, по сути, есть создание и внедрение самой технологии, овладение механизмами воздействия на воспитанников с помощью специфических методов и приемов.

Взаимодействуя между собой, эти подсистемы образуют системную структуру, способствующую реализации на практике концепции спортивно-оздоровительной деятельности в условиях досуга.

Следует также подчеркнуть характерные черты, отличающие предлагаемую нами концепцию спортивно-оздоровительного досуга от предшествующих социокультурных концепций. Во-первых, общенаучной основой данной концепции выступает системный подход, теоретико-методологической стратегией — интегративно-деятельностный подход, практико-ориентированной тактикой — компетентностный подход. Во-вторых, ядро включает совокупность психолого-педагогических закономерностей и принципов, а именно: закономерность, отражающую связь между личностно значимым характером деятельности и вариативностью содержания дополнительного образования подрост-

ков и молодежи, обеспечивающего возможность учета интересов личности (принципы: дифференцированного подхода, профна-правленности, обратной связи, равных возможностей); закономерность, отражающую обусловленность этапного характера формирования спортивно-оздоровительной деятельности подростков и молодежи в условиях досуга (принцип сотворчества воспитателя и учащихся); закономерность, отражающую зависимость успешности и качества формирования спортивно-оздоровительной деятельности подростков и молодежи в условиях досуга с ориентацией на возможность преобразования познавательной активности личности в познавательную и личностную самостоятельность в мотивационном ценностно-смысловом пространстве (принцип рефлексивного поиска). В-третьих, содержательно-смысловым наполнением выступает технология формирования спортивно-оздоровительной деятельности подростков и молодежи в условиях досуга. В-четвертых, это не просто кратковременная кампания, а длительный, рассчитанный на многие годы процесс, требующий продолжительной, разнообразной по форме и содержанию, настойчивой работы. В-пятых, эта деятельность, характеризуется полисубъ-ектностью, многоуровневостью и толерантностью. В-шестых, данную концепцию нельзя эффективно реализовать в отрыве от процессов, происходящих в регионе или мировом сообществе в целом.

Особо выделяются существенные компоненты структуры педагогической концепции, как авторское видение исследуемого феномена и условия его эффективного функционирования, а именно:

• общие положения, содержащие правовое и методическое обеспечение, целевые ориентиры, определение концептуального пространства, характеристику понятийного аппарата;

• сущность исследуемого феномена;

• теоретико-методологические основания, раскрывающие методологические подходы

исследования;

• ядро концепции, содержащее закономерности и принципы функционирования исследуемого явления, выявленные на базе теоретико-методологических оснований;

• содержательно-смысловое наполнение, представляющее собой проекцию теоретических положений концепции на область практической деятельности педагога-воспитателя в виде технологий формирования здорового образа жизни подростков и молодежи в условиях дополнительного образования;

• педагогические условия эффективного функционирования исследуемого феномена.

Структура концептуального пространства базируется на следующей совокупности: 1) перспективы развития общества; 2) возможности субъектов;3)достигнутый уровень методологии, теории, технологии.

Актуальность и востребованность концепции спортивно-оздоровительного досуга состоит в том, что коренные вопросы, касающиеся спортивно-досуговой деятельности подростков и молодежи, остаются и по сей день открытыми, и сегодня, как никогда прежде, становится актуальной идея становления и совершенствования личности через физическое и культурное воспитание.

Сутью и смыслом концепции спортивно-оздоровительного досуга в будущем может и должна стать выработка такой системы, которая с максимальной полнотой и в реальных масштабах времени могла бы обеспечить возможность людям разных возрастов: во-первых, реализовать свои физические и духовно-нравственные возможности; во-вторых, создать условия для физического и творческого самосовершенствования; в-третьих, включиться в активную созидательную деятельность.

Концепция позволяет в проблеме соотношения социального и биологического выделить новый аспект — соотношение социального и биологического в физическом развитии человека, что дает возможность поставить такие важные вопросы, как соотношение сознательного социального воздействия

на физическое состояние человека, а также взаимоотношение различных средств такого воздействия — педагогических и социокультурных, их роли в целенаправленном формировании физической культуры человека на различных этапах развития общества.

В процессе исследования на основе экспертных оценок нами была проведена верификация проблемы формирования здорового образа жизни подростков и молодежи в процессе спортивно-досуговой деятельности. При получении экспертной оценки, мы придерживались ряда критериев, которые обеспечивали соблюдение условий, благоприятствующих формулированию экспертами объективного мнения:

• независимость формулирования собственного мнения о качестве исследуемого явления;

• сохранение анонимности ответов для остальных членов группы.

Для того чтобы иметь возможность целенаправленно обрабатывать полученную информацию, мы ввели систему «индикаторов», фиксирующих «работоспособность» предлагаемой концепции, а именно:

1. Актуальность темы и проблемы исследования и ее проблемное разрешение.

2. Точная постановка цели педагогического воздействия.

3. Социально-педагогическая направленность и ценность материала.

4. Характер и смысл психолого-педагогических задач, установок и целей.

5. Соответствие отобранных средств методов и приемов поставленным задачам.

Полученная экспертная информация была подвергнута обработке в соответствии с целями и выдвинутой гипотезой исследования. Данная информация обобщалась и дополнялась в ходе дальнейшей работы.

Воплощение предлагаемой концепции в контрольном и экспериментальном массиве было связано с разрешением ряда важных организационных задач, значимое место среди которых занимала подготовка экспериментальной базы исследования.

Поскольку мы избрали объектом воздействия подростков и молодежь, то необходимый нам по количеству и социальной однородности массив мог быть найден в рамках города Новосибирска.

В силу таких требований были избраны в качестве базы исследования муниципальное учреждение дополнительного образования «Спортивный город», Международная детская Сибириада «Спорт, искусство, интеллект», а исходными экспериментальными площадками стали ТОСы Новосибирска.

На начальном этапе эксперимента, используя метод перекрестного наблюдения, мы старались приблизиться к максимальному соотношению количественного состава контрольных и экспериментальных групп. Стремясь к репрезентативности данных при статистической обработке и анализе результатов эксперимента, мы использовали прием выборочного исследования.

В соответствии с рекомендациями (экспертов) для осуществления выборочного исследования мы использовали метод квотной выборки, которая производилась при оперировании с социальной информацией, собранной с помощью различных видов опроса. При этом учитывалось, что чем более статистически однородна генеральная совокупность, тем меньше может быть объем выборки. Уменьшить объем выборки позволил также довольно значительный объем информации. В соответствии с этим, используя 300 анкет на каждом из контрольных и экспериментальных массивах, проводилось выявление количественных закономерностей в различных группах испытуемых. Данные группы, условно сформированные, были закодированы.

Анкеты в контрольных и экспериментальных группах были выбраны методом простой вероятностной выборки. Их обработка и анализ, в связи с тем, что смещение выборки практически отсутствовало, проводилась без корреляции статистической информации.

Наблюдение за реакциями в контрольных и экспериментальных группах выявило следующие закономерности:

1. В контрольных группах, в отличие от экспериментальных, было явно выражено понижение содержательного паритета.

2. На протяжении всего эксперимента интенсивность реакций в контрольных группах была менее выражена, чем в экспериментальных.

3. Положительные реакции в экспериментальных группах в большинстве случаев совпали с реакциями, которые мы планировали в ходе эксперимента, то есть еще в начале разработки.

4. Предполагаемые нами реакции в контрольных группах также получили экспериментальное подтверждение.

Следует подчеркнуть, что фиксация и анализ реакции как в контрольных, так и в экспериментальных группах — сложные в содержательном и техническом смысле операции, которые потребовали различных методов и средств социально-педагогического анализа.

К наиболее значимым факторам данного анализа следует отнести:

• глубину проблематики и достоверность фактического материала;

• многообразие и художественно-эстетическую ценность используемых выразительных средств воздействия на личность;

• степень физкультурно-оздоровительного эффекта;

• напряженность внимания и интерес к организуемой деятельности;

• уровень социокультурной организации спортивно-оздоровительного досуга.

Следует сказать, что выводы о содержании реакций в экспериментальных и контрольных группах основывались не на вербальной оценке наблюдателей, а на данных единой диаграммы, полученной после соответствующей обработки диаграмм всех наблюдателей.

Данное обследование позволило с большой степенью достоверности говорить о представленности полученных данных и проследить ведущие тенденции в контрольных и экспериментальных группах, что позволило в дальнейшем отрефлексировать исполь-

зуемую технологию спортивно-досуговой физическое развитие и состояние здоро-деятельности. вья; система знаний, умений и навыков по

В заключение еще раз следует подчер- физической культуре, двигательных дей-кнуть, что как сфера реализации социально- ствий и качеств; устойчивый интерес и культурной деятельности, которая ориенти- потребность личности в систематических рована на здоровый образ жизни, физиче- физкультурно-оздоровительных занятиях; ская культура включает в себя целый ряд навыки самостоятельных занятий физиче-структурных элементов. К ним относятся: ской культурой. Примечания

1. Гурьев, А. И. Парадоксы досуга: Научно-популярное издание «Поиск, творчество, эксперимент» / А. И. Гурьев. — Барнаул: АлтГАКИ, 2012. — 39 с.

2. Жураковский, Г. Е. Педагогические идеи А.С. Макаренко / Г. Е. Жураковский. — М.: АПН РСФСР. 1963. — 175 с.

3. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность : учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников.

— М.: МГУКИ, 2004. — 539 с.

4. Марков, О. И. Сценарная культура режиссеров театрализированных представлений и праздников : учеб. пособие [для преподавателей, аспирантов и студентов вузов культуры и искусств] / О. И. Марков.

— Краснодар: Изд. КГУКИ, 2004. — 408 с.

5. Марков, А. П. Основы социокультурного проектирования : учебное пособие / А. П. Марков, Г. М. Бирженюк. — СПб., 1997. — 260 с.

6. Новикова, Г. Н. Технологические основы социально-культурной деятельности : учебное пособие / Г. Н. Новикова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: МГУКИ, 2010. — 158 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Туев, В. В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию) / В. В. Туев // Ученые записки. Вып.23. — М.: МГУКИ, 2001. — С. 25—39.

8. Жарков, А. Д. Культурно-досуговая деятельность : учебник / А. Д. Жарков. — М.: МГУК, 1998.

— 219 с.

9. Ярошенко, Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности : учебник / Н. Н. Ярошенко. — М.: МГУКИ, 2007. — 360 с.

ОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА

А. А. Пашков

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассмотрено саморазвитие личности как педагогический процесс, а также выявлены социально-культурные условия педагогической поддержки личности учащихся старших классов в условиях воспитательной деятельности общеобразовательной школы.

Ключевые слова: личность, саморазвитие, социализация, социально-культурная деятельность, культура.

In article self-development of the person as pedagogical process is considered, and also welfare conditions of pedagogical support of the person of pupils of the senior classes in the conditions of educational activity of comprehensive school are revealed.

Key words: the person, self-development, socialisation, welfare activity, culture.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (49) сентябрь-октябрь 2012 117-121 117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.