Научная статья на тему 'Социокультурный статус современного спорта'

Социокультурный статус современного спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / СПОРТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПЕДАГОГИКА. / PHYSICAL TRAINING / THE SPORTS / THE SPORTS-FOCUSED ACTIVITY / SOCIO-CULTURED PEDAGOGICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кабанов Ю. Н.

Обосновывается влияние спорта и спортивно-ориентированной деятельности на различные сферы культуры и массовое сознание. Спортивная деятельность может служить и служит во все времена мощным фактором социально-культурного развития общества, обеспечивая гармонию психофизического и творческого начал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIO-CULTURED STATUS OF MODERN SPORTS

Influence of sports and the sports-focused activity on various spheres of culture and mass consciousness is proved. Sports activity can serve and serves at all times as the powerful factor of welfare development of a society, providing harmony of the psychophys-ical and creative has begun.

Текст научной работы на тему «Социокультурный статус современного спорта»

вершенствованию и укреплению здоровья. Важное значение придается также существенной переориентации целей и задач физического воспитания. В первую очередь, речь идет о переходе от системы, которая ориентирована на формирование лишь определенных физических качеств, жизненно необходимых двигательных умений и навыков, к системе, дающей человеку глубокие знания о своем организме, средствах целенаправленного воздействия на физическое состояние, сохранение и укрепление здоровья, а также формирующей у него потребность в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании, в активных занятиях физическими упражне-

ниями и спортом. Другими словами, в качестве главной ставится задача формирования здорового образа жизни и физической культуры, и на их основе - и спорта высоких достижений. При конкретизации этой задачи важное значение имеет охарактеризованная выше теоретическая концепция.

Изложенный инновационный подход к формированию физической культуры общества и личности требует кардинальных изменений в организационных структурах, с переориентацией их на спортивно-ориентированную деятельность в системе досуговых и других социокультурных мероприятий.

Библиографический список

1. Гафаров, В.В. Современное общество: противоречие с физической природой человека / В.В. Гафаров, Ю.Н. Кабанов, М.Г. Чухрова,

Н.А. Малкина // Личность, спорт и окружающая среда: Материалы всероссийской конференции с международным участием (г. Новосибирск, 2008) / отв. ред. В.В. Гафаров. - Новосибирск, ООО «Альфа Виста», 2008.

2. Чухрова, М.Г. Психосоциальные детерминанты здорового образа жизни и роль образовательного процесса в формировании здоровья молодого поколения / М.Г. Чухрова, А.С. Потапов, В.В. Гафаров, Ю.Н. Кабанов, Н.И. Морозова // Мир науки, культуры, образования. - 2009. -№ 3 (15).

3. Авдеева, Н.Н. Человеческий потенциал безграничен // Вестник РАН. - 2001. - Т. 71. - № 5.

4. Кабанов, Ю.Н. Роль индивидуальных качеств личности в эффективности спортивной деятельности. - Новосибирск, Изд-во СО РАН, 2009.

5. Касаткин, В.Н. Содействие здоровью и обучение здоровому образу жизни в школах Российской Федерации. - М.: Подкова. 2000.

Статья поступила в редакцию 01.12.10

УДК 378

Ю.Н. Кабанов, канд. биол. наук, зав. каф. физической культуры, САУМК, г. Новосибирск, E-mail: mba3@sibmail.ru

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ СТАТУС СОВРЕМЕННОГО СПОРТА

Обосновывается влияние спорта и спортивно-ориентированной деятельности на различные сферы культуры и массовое сознание. Спортивная деятельность может служить и служит во все времена мощным фактором социально-культурного развития общества, обеспечивая гармонию психофизического и творческого начал.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, спортивно-ориентированная деятельность, социокультурная педагогика.

В современном мире наблюдается устойчивая тенденция повышения социокультурной роли спорта как социального института, как сферы человеческой деятельности и феномена культуры. Неоспоримым фактом современной цивилизации стал колоссальный рост интереса к спорту высших достижений. Процессы глобализации, наряду с другими факторами, были стимулированы и развитием современного спорта, который стал своего рода «разрушителем» границ [1].

Спорт не развивается изолированно от других областей социальной практики. Он создает вокруг себя определенную социокультурную среду: спортивные сооружения оказывают влияние на планировку городов; развилась мощная индустрия производства спортивных товаров и услуг; спортивные праздники и шоу рождают новые специфические средства выразительности; интенсивно развиваются массовые коммуникации в сфере спорта. Спорт оказывает существенное влияние на имидж современного человека, на стиль его жизни. Можно сказать, что спорт, как социокультурный институт - это специфический вид общественного производства, в рамках которого воспроизводится определенный тип взаимодействий, складываются нормы и стереотипы, создаются и воспроизводятся идеалы, а нередко и своего рода «идолы», то есть, несомненно, можно говорить о заметном влиянии спорта на массовое сознание [2].

Каким же образом перейти от массового спорта, физической активности вообще к спорту высших достижений и каковы возможности социокультурной регуляции спорта?

Вспомним взгляды мыслителей античности - Платона, Сократа, Аристотеля, Гиппократа, - касающихся идеи гармонии тела и души. Снятие напряжения, уменьшение агрессивности - одна из важнейших социальных функций спортивных игр. Общество, чтобы нормально функционировать, должно заботиться о снятии нравственного, душевного, телесного напряжения у своих членов. Но для игр следует выбирать подходящее время, «как бы давая их в качестве лекарства, ведь движение во время игр представляет собой успокоение души и благодаря удовольствию отдохновение» [3]. В этой связи уместно вспомнить взгляды И.Г. Фихте, его идею «артикулированного человеческого тела». Спортивное усилие при соответствующем развитии физических органов становится духовным. Через спорт, таким образом, облагораживаются человеческие взаимоотношения. Физическое совершенство со времен Платона и Аристотеля рассматривалось как вершина выражения общественной гармонии. И тут дело заключалось не только в том, что незыблемость и красота человеческого тела делала его образ притягательным для проведения политических и культурологических аналогий, но и в том, что человека в меньшей степени можно было узнать по его внешнему облику, чем по его поступкам. В истории происходила постепенная сакрализация человеческого тела. В то же

время необходимо отметить, что культурные конструкции, позволяющие проследить аналогии между человеческим телом и любыми ментальными категориями, имеют актуальность и по настоящий день [4; 5].

Проведя анализ трудов современных ученых в области теории и педагогики спорта как социокультурного явления, философии спорта, духовной жизни спортсмена, гуманистического содержания спортивной культуры; результаты исследований отечественных и зарубежных ученых по самым различным аспектам содержания культуры спортсмена и форм духовного, нравственного воспитания молодежи в современном обществе, саморазвития личности молодого человека и формирования его творческого потенциала, мы можем констатировать, что гуманистические начала в спорте реализуются лишь в том случае, если общество ориентируется на развитие творческих потенций личности, с учетом ее психофизического потенциала и мотивационных особенностей, а не на узко прагматические интересы, поскольку современный спорт как и все иные виды деятельности, подчиняется закономерностям постиндустриальной цивилизации (усиление его профессионализации и коммерциализации, превращение спорта в зрелище), тем не менее, он остаётся фактом культуры. Остается ценностный характер спортивной деятельности, выражающийся в гармонизации телесного, душевного и духовного начал. Спортивное действие, как персональное, личностное усилие, направленное на неповторимо-единичный акт выхода человека за границы своих возможностей, носит творческий характер. Все большее обоснование находит необходимость включения спортивной компоненты в современное образование, которая состоит в творчески-соревновательной деятельности и в придании самому соревнованию духа позиционности, поскольку молодежь сегодня обеспокоена не столько соревновательной действием и духом соревнований, сколько степенью первоначального творческого усилия, которое возможно лишь в рамках столкновения разных позиций (от позитивных их оценок до негативных) понимания спорта как социокультурного явления.

Развитие социокультурной функции спорта, обогащение функционального поля таких её центральных понятий и идей, как «спортивная культура», «телесное» и «духовное» начала личности, «социальная защита спортсмена», «социокультурное пространство физической культуры» и т.д., является актуальной проблемой современности. Спортивная деятельность может служить и служит во все времена мощным фактором социально-культурного развития общества.

Мы считаем обоснованной необходимость реализации педагогического потенциала спортивной деятельности, что предполагает использование социальных и психологопедагогических подходов ее регуляции и включает в себя:

- преодоление в системе физического образования и воспитания противоречий между психофизиологическим и культурно-нравственным потенциалом физической культуры;

- разработку программ, обеспечивающих социальные и педагогические условия регуляции и реализации спортивной деятельности путем усиления историко-культурологических аспектов физической культуры, адаптации различных культурных практик, ориентированных на развитие и совершенствование психофизической природы человека, совершенствование психолого-педагогического сопровождения спорта высших достижений;

- с помощью психолого-педагогических средств утверждение в общественном сознании спортивно-ориентированного образа жизни как социально-культурной и личностной ценности.

Психолого-педагогические условия регуляции спортивной деятельности заключаются в следующих положениях:

- процесс формирования личности спортсмена высшего класса протекает в неразрывном единстве и взаимодействии нейробиологических, физиологических, психологических и мотивационных составляющих, определяющих уровень его духовно-нравственной и физической культуры;

- психолого-педагогические средства оптимизации спортивной деятельности основаны на реальных нейробиологиче-ских и психофизиологических основаниях, поскольку для различных видов спортивной деятельности существуют определенные индивидуально-типологические и психофизиологические качества личности спортсмена - индивидуальнотипологические характеристики, особенности межполушар-ной асимметрии, индивидуальное восприятие времени, - которые способствуют достижению наиболее высоких результатов.

Предлагаемая модель педагогической регуляции и реализации спортивно-ориентированной деятельности основана на сопряженности педагогических, психофизических и психологических подходов к регуляции спортивной деятельности и индивидуально-типологических качествах, обеспечивающих гармонию психофизического и социокультурного развития.

Социально-педагогические условия регуляции и реализации спортивной деятельности включают систему и критерии оптимальных индивидуально-типологических характеристик для спортсменов разных специализаций; создание ценностнонормативной и мотивационной системы в гармонии с психофизическим развитием на всех этапах - от физической культуры до спорта высших достижений; корректировку методологии, содержания и форм подготовки психологов-педагогов в системе физического образования за счет усиления историкокультурологических аспектов физической культуры; обогащение современной спортивной деятельности за счет нового осмысления и востребованности теоретического потенциала и методического наследия мировой и отечественной социальногуманитарной мысли; повышение социального статуса личности, позиционирующего здоровый образ жизни.

Спортивная деятельность представлена в единстве ее ценностно-нормативных, мотивационных, психофизических социокультурных аспектов. Многоаспектное и многоуровневое изучение феномена спортивной деятельности позволило на культурологической и педагогической методологии обобщить частные подходы к пониманию ее сущности, и определить ее место в системе культурных ценностей человека и общества, раскрыть системный характер и взаимосвязь ее ценностно-нормативного, мотивационного и психофизического аспектов, а также определить предмет воспитательной деятельности. Разработаны теоретические положения по формированию психолого-педагогических средств регуляции спортивной деятельности. Социально-культурный аспект анализа, фиксируя неразрывное единство духовно-нравственных и технологических сторон спортивной деятельности, расширяет границы понимания сущности и функций данного феномена, позволяет выстраивать систему физического воспитания с учетом понимания целостной сущности человека, его природного и духовного, соматопсихического и социокультурного единства, определяет вектор дальнейших исследований физической культуры и спорта высших достижений.

Содержание и возможности спортивно-ориентированной деятельности как социокультурного феномена позволяют развивать потребности, способности и общую культуру лично-

сти, быть средством, сохраняющим общую культуру в целом, укреплять мотивационно-нравственные качества, духовнопатриотический потенциал личности;

Модель духовно-нравственного воспитания молодежи средствами спортивно-ориентированной деятельности в сфере досуга включает цель, задачи, принципы, средства (спорт от физической культуры до высших спортивных достижений), формы, функции, компоненты (нейропсихологический, психофизиологический, личностный - мотивационный, поведенческий, оценочно-рефлексивный), условия, результат; при этом обоснованы социально-культурные условия духовнонравственного воспитания молодежи средствами спортивной деятельности в сфере досуга: соответствие поставленных целей и задач в спорте социально-культурной среде формирования личности, закономерностям психофизиологического и нейропсихологического развития; создание среды, способствующей активной спортивной деятельности в сфере досуга, оптимальное развитие индивидуальной или коллективной спортивно-творческой деятельности.

Разработана и внедрена программа спортивного воспитания молодежи в сфере досуга, содержание которой включает наличие трех блоков: первый блок - «Спортивный отбор во дворах и школах»; второй блок - «Доступный общественный спорт»; третий блок - «Рекорды во славу Родины», каждый из

которых позволяет более эффективно решать задачу спортивного воспитания молодежи и обеспечивать духовнонравственный подъем в сфере спортивной деятельности. Практический опыт применения социокультурной концепции регуляции спортивной деятельности представлен на организации и проведении Международных детских Сибириад в 2003, 2008 гг., а также будет представлен на Международной детской Олимпиаде в 2013 г., которая будет профедена в Новосибирске и включит 5400 участников. Успешное внедрение результатов исследования в Новосибирском Центре высшего спортивного мастерства, по заключению экспертизы, способствовало существенному улучшению результативности спортивных достижений. Внедрение результатов исследования в Новосибирском педагогическом университете вызвало значительное повышения интереса к занятиям физической культурой и участию в деятельности спортивных секций. Полученные результаты могут быть использованы средствами массовой информации (СМИ) для освещения позитивного опыта спортивного воспитания молодежи и подростков в сфере досуга.

Основным итогом практической значимости проведенного исследования следует считать Сибириады и Олимпиады, которые проводились и будут проводиться в Новосибирске во славу Российского спорта.

Библиографический список

1. Мазов, Н.Ю. Спорт как социокультурное явление: автореф. дис. ...канд. соц. наук. - М., 2009.

2. Столяров, В.И. Спорт и культура: методологический и теоретический аспекты проблемы. - М., 1997.

3. Аристотель. О душе // Соч. в 4-х т. - М.: Мысль, 1976. - Т. 1.

4. Кун, Ласло. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М., 1982.

5. Столяров, В.И. Философско-культурологический анализ физической культуры // Вопросы философии. - 1998. - № 4.

Статья поступила в редакцию 01.12.10

УДК 159.9

Т.С. Баданова, соискательНГПУ, г. Новосибирск, E-mail: tombad@ngs.ru

ДИНАМИКА САМООЦЕНКИ В ПРОЦЕССЕ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Приводятся результаты экспериментального изучения динамики самооценки в процессе групповой психотерапии, и анализируются возможные психологические механизмы.

Ключевые слова: групповая психотерапия, трансформация личности.

В психотерапевтической группе в отличие от коллектива мотивом деятельности каждого индивида является его собственная трансформация, а группа и ее члены рассматриваются как средство для достижения этой цели [Кондрашенко, Донской, 1993]. Влияние группы на личность и личности на группу имеет свои достаточно сложные психологические механизмы, которые в настоящее время являются не совсем ясными и отличаются от механизмов психологии коллектива и психологии масс. Во многих работах показано, что, у пациентов, прошедших курс групповой психотерапии, отмечалось изменение установок [1], изменение самооценок [2], поведенческие изменения [3] и даже изменение некоторых личностных характеристик [4]. Отмечаемые изменения у пациентов носили положительный характер, облегчающие так или иначе их адаптацию в обществе.

Однако групповой опыт иногда приводит к неожиданным неприятным последствиям [3]. Факторы давления партнеров,

групповых норм, обратной связи и конфронтации могут разрушительно действовать на членов группы. Попытки применять поспешно и без учета обстановки в реальном мире такое внутригрупповое поведение, как самораскрытие, порождает чувство уязвимости, а у семей и близких - ощущение угрозы. Групповой процесс в ряде случаев может привести к усилению напряженности. По мнению К.Рудестама (1993), этот риск может быть проконтролирован и сведен к минимуму, однако он все же остается. Механизмы неблагоприятных воздействий групповой психотерапии на личность не привлекают должного внимания исследователей и не описаны в литературе, так как подобные случаи представляют несомненное меньшинство и, вероятно, часто проходят незамеченными или квалифицируются как болезненный личностный рост.

Анализ системы взаимоотношений был произведен в группах личностного роста. Всего обследовано 56 человек, однородных по социальному и образовательному статусу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.