Для дальнейшей организации и выявления эффективности функционирования психолого-акмеологического пространства нам было необходимо проанализировать особенности профессиональной самореализации педагогов, которые непосредственно сопровождают самореализацию детей-сирот в условиях детских домов и школ-интернатов. Такая группа составила у нас 120 специалистов образования.
По выявленным критериям профессиональной самореализации специалистов образования (психолог, педагог, воспитатель, социальный педагог) мы ранжировали специалистов в зависимости от уровня их профессиональной самореализации, учитывая экспериментальные данные нашего исследования. Уровни профессиональной самореализации специалистов экспериментально были сформированы следующим пошаговым алгоритмом: концептуально обоснованы критерии профессиональной самореализации; раскрыто их содержание и уровни; определены методы и методики исследования содержания данных критериев; экспериментально установлены и определены уровни профессиональной самореализации специалистов образования на основе диагностического исследования. В результате пошагового алгоритма были созданы 12 «моделей» профессиональной самореализации специалиста. По результатам экспериментального исследования были выявлены 3 наиболее часто встречающиеся «модели» уровней профессиональной самореализации специалистов образования:
1-ая модель средний уровень самореализации (средний уровень психологического здоровья, профессиональной удовлетворенности и научно-методической компетентности) - 54 % опрошенных от общей выборки (п=120);
2-ая модель низкий уровень самореализации («синдром профессионального выгорания») - низкий уровень психологического здоровья и профессиональной удовлетворенности при средне-высоком уровне научно-методической компетентности - 23 % специалистов образования.
3-ья модель акме-уровень самореализации - высокий уровень профессиональной удовлетворенности и научно-практической компетентности с средне-высоким уровнем психологического здоровья - 13 % т общей выборки.
На втором этапе общего психолого-акмеологического сопровождения самореализации детей-сирот, включающего в себя сопровождение подростков по двум модулям: модуль «Трудовое воспитание» (5-7 класс) и модуль «Профессиональное самоопределение» (8-11 класс). Сопровождение самореализации детей-сирот по обоим модулям осуществляется на 4 стадиях:
Библиографический список
первичная диагностика, разработка коррекционно-развивающих мероприятий, коррекция и развитие, профилактика, просвещение (проходят параллельно), динамическая диагностика. Результат сопровождения оценивается во взаимосвязи уровня самореализации воспитанника с уровнем профессиональной самореализации педагога.
По результатам первичной диагностики выявлено средне-низкий уровень самореализации психологического здоровья: не-адекватняа самооценка, повышенная враждебность к окружающему миру, высокий уровень негативизма. Анализ особенности механизмов психологической защиты показал, что воспитанники используют примитивные, протек-тивные механизмы психологической защиты («отрицание», «реактивные образования», «регрессия»). Эти механизмы не допускают поступления конфликтной и травмирующей личность информации в сознание.
На третьем этапе акме-сопровождения проводится глубинная отборочная диагностика уровня самореализации воспитанников (9-11 классов) с высоким уровнем мотивации к успешной профессиональной самореализации (поступление в вуз или колледж). После комплексного психологического отбора осуществляется сопровождение (коррекционно-развивающая работа, просвещение, профилактика) самореализации воспитанника. Результат этапа оценивается оп трем критериям: психологическое здоровье, профессиональное самоопределение, познавательная компетентность.
На четвертом этапе Акме-сопровождение на этапе профессионального обучения дет ей-сирот (17-23 лет) в системе высшего и среднего профессионального обучения как результата организации и функционирования психолого-акмеологического пространства осуществляется психолого-акмеологическая поддержка выпускников, проводятся акмеологические тренинги, групповые и индивидуальные психологическое консультации, способствующие успешной самореализации вне стен детского учреждения.
Таким образом, нами была построена и апробирована система самореализации детей-сирот в психолого-акмеологическом пространстве. Экспериментально подтверждена эффективность разработанной системы. Выявлено повышение уровня самореализации детей-сирот на всех этапах сопровождения, а также повышения уровня профессиональной самореализации детей-сирот. При этом мы отмечаем, что подобная проблема исследования крайне сложна и требует дальнейших теортико-прикладных исследований.
1. Кузьмина, Н.В. (Головко-Гаршина) Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. - М., 2001.
2. Абульханова-Славская, К.А. Акме в контексте жизненного пути человека // Акмеология: учебник / под общ. ред. А.А. Деркача. -М., 2002.
3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. " Л., 1969. Bibliography
1. Kuzjmina, N.V. (Golovko-Garshina) Akmeologicheskaya teoriya povihsheniya kachestva podgotovki specialistov obrazovaniya. - M., 2001.
2. Abuljkhanova-Slavskaya, K.A. Akme v kontekste zhiznennogo puti cheloveka // Akmeologiya: uchebnik / pod obth. red. A.A. Derkacha. - M., 2002.
3. Ananjev, B.G. Chelovek kak predmet poznaniya. ? L., 1969.
Статья поступила в редакцию 16.12.11
УДК 374+379.8
Sculga, I.I. PEDAGOGICAL MODEL OF THE CHILDREN'S LEISURE ORGANIZATION IN THE REGION. The description of a possible content and methods of children and youth leisure organisation taking into account the specific cultural characteristics of the region, staff provision in the sphere of children's free time, and the experience of the professional training of teachers as organisers of the children's leisure is presented in the article.
Key words: junior and youth leisure, pedagogical animation, modeling of a pedagogical system, professional preparedness of the teacher - the leisure organizer, educational technologies in the system of higher professional education.
И.И. Шульга, канд. пед. наук, доц. НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ДОСУГА В РЕГИОНЕ
В статье предлагается описание возможного содержания и методов организации детско-юношеского досуга с учетом культурных особенностей конкретного региона, кадрового обеспечения сферы детского досуга и опыт профессиональной подготовки педагогов в качестве организаторов детского досуга.
Ключевые слова: детско-юношеский и молодежный досуг; педагогическая анимация; моделирование педагогической системы; профессиональная готовность педагога - организатора досуга; образовательные технологии в системе высшего профессионального образования.
Системные изменения современного мира обостряют проблему формирования новых социально-культурных стандартов жизни людей, которые в широком диапазоне представлены в сфере их свободного времени. Особую значимость приобретает эта проблема для воспитания следующих поколений, с учетом того, что количество свободного времени молодежи неуклонно возрастает, а его качество снижается. Необходимость социального регулирования, контроля и педагогического руководства сферой детско-юношеского досуга обусловлена такими процессами, как: высоким динамизмом свободного времени молодежи, появлением новых форм проведения досуга, рассматриваемых обществом как неадекватные; коммерциализацией молодежной досуговой инфраструктуры, сокращением доступных предложений молодым в сфере их свободного времени со стороны культурно-образовательной системы; увеличением доли маргинального досуга подростков и юношества, особенно за пределами влияния традиционных институтов воспитания (школы, учреждения дополнительного образования).
В таких условиях требования к качеству педагогической организации детского досуга и подготовки специалистов по управлению и организации детско-юношеского досуга резко возрастают. В настоящее время подготовка специалистов к педагогической организации детского досуга не является самостоятельным направлением или профилем профессионального образования, что серьезно осложняет кадровую наполненность указанной сферы адекватными специалистами. Проблема такой подготовки педагогов может быть решена в рамках современной системы высшего профессионального педагогического образования, которое имеет большие возможности для эффективной организации указанного процесса в силу серьезных гуманистических преобразований, происходящих в ней и превращающих ее в более гибкую, вариативную и открытую.
Осуществленный научно-теоретический анализ детского досуга показал, что различные авторы, исследующие его проблематику, связывают педагогическую организацию свободного времени людей с категорией «социальная анимация». Они представляют социальную анимацию как сферу общественной деятельности, «всеобщее социальное явление», имеющее своей высшей целью «одухотворение досуга» конкретной личности и всего общества. Наука выделяет самостоятельный статус сферы свободного времени как пространства социального воспитания подрастающего поколения. Данное обстоятельство существенным образом влияет на современную образовательную политику большинства стран Европы, в т.ч. России, и обуславливает инновационные процессы в подготовке специалистов для указанной сферы.
Педагогическая теория рассматривает детско-юношеский досуг как особое пространство социального воспитания подрастающего поколения, которое позволяет использовать не только возможности педагогической системы общества, т.е. системы образования, но также и культуры, спорта, молодежных организаций, масс-медиа, шоу-бизнеса и др.
Педагогическая анимация как профессиональная деятельность педагога по организации досуга определена нами как тип педагогической деятельности, который представляет собой совокупность различных взаимодействий педагога и воспитанников в досуговой сфере, с помощью которых удовлетворяются и развиваются релаксационно-оздоровительные, культурно-образовательные, творческие, духовно-нравственные потребности и интересы, формируется социально-активная личность, способная к преобразованию окружающей действительности и самой себя.
Детский досуг предъявляет особые требования к личности педагога, которые отражены в понятии профессиональная готовность к педагогической анимации. Под готовностью к профессионально-педагогической аниматорской деятельности следует понимать особое личностное состояние педагога, включающее в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты: мо-тивационно-ценностный, когнитивный, процессуальный, креативный, рефлексивно-оценочный, которые состоят из соответствующих их содержанию компетенций, приобретаемых в процессе профессиональной подготовки.
Непременным условием формирования готовности к педагогической анимации является опыт самостоятельной деятельности студентов в процессе обучения, который может быть при-
обретен в случае наличия соответствующей системы педагогически организованного досуга детей, подростков, молодежи. В Новосибирской области существует достаточно отлаженная система организованного детского досуга. Указанная система выступает базой для соответственно организованной педагогической практики студентов НГПУ.
Представление о системной организации детско-юношеского и молодежного досуга в Новосибирской области имеет определенное строение, в основе которого - объективно сложившиеся условия, характеризующие современную ситуацию в регионе. Анализ данных условий позволил осуществить моделирование системы педагогической анимации в Новосибирской области.
В качестве основных критериев для разработки региональной модели педагогической анимации были рассмотрены: учет и оценка досуговых интересов детей, подростков и молодежи и их запросы в сфере отдыха и оздоровления; наличие в регионе разработанной нормативно-правовой базы, регламентирующей предоставление услуг в указанной сфере; межведомственное взаимодействие и деятельность государственных органов и ведомств, обеспечивающие функционирование различных учреждений в сфере детского отдыха, оздоровления и досуга; наличие развитой инфраструктуры детско-юношеских досуговых учреждений; кадровая обеспеченность указанной сферы и возможности ее пополнения и развития с учетом изменяющихся запросов потенциальных потребителей досуговых услуг (детей, подростков, молодежи).
Основное содержание модели педагогической анимации включает в себя совокупность взаимосвязанных трех уровней. Первый уровень характеризует специфику социально-педагогической системы в сфере детско-юношеского и молодежного досуга в Новосибирской области и отражает ресурсы региона, потенциально доступные для использования в реализации системы. Данный уровень демонстрирует складывающиеся связи на уровне управления сферой, устанавливает цели и задачи ее функционирования и программирует организацию межведомственного взаимодействия. Второй уровень модели направлен на создание обоснованной системы обеспечения государственного заказа педагогическими кадрами в соответствии с временными рамками, содержанием, технологическими особенностями педагогической анимации в регионе. Третий уровень модели отражает процесс и результат профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров для региональной системы педагогической анимации на основе и с учетом изменяющихся потребностей и возможностей системы профессионального образования в Новосибирской области.
В рамках реализации представленной модели разработана педагогическая концепция, раскрывающая сущность, принципы, содержание и технологии процесса подготовки педагогов к педагогической анимации в системе высшего и послевузовского профессионального образования с учетом региональных особенностей. Методическое и организационное обеспечение процесса подготовки педагогов к педагогической анимации в предлагаемой модели достигается совокупностью когнитивных, активно-деятель-ностных, гуманистических образовательных технологий, согласно Е.В. Андриенко [1], которые были модифицированы с учетом специфики процесса профессионального образования педагогов для сферы детско-юношеского досуга. В предлагаемой модели реализация указанных технологий осуществляется вариативно и интегративно. Это означает, что они не следуют друг за другом в образовательном процессе, но осуществляются параллельно и кумулятивно. Такое понимание педагогической технологии профессиональной подготовки педагога к педагогической анимации обладает структурно-функциональной определенностью, которая обусловлена совокупностью компонентов рассмотренной ранее профессиональной готовности социального педагога к педагогической анимации (мотивационно-ценностный, когнитивный, процессуальный, творческий, рефлексивно-аналитический). Названные компоненты выступают как признаки сформированности готовности к педагогической анимации и служат исходным моментом для выявления уровней квалификации педагогов к указанной деятельности [2].
Формально выделенные уровни сформированности готовности могутсоопвепспвовапь следующим квалификациям: базовый
уровень готовности соответствует квалификации «специалист весьма условна, т. к. содержательные характеристики готовнос-
со средним педагогическим образованием», «специалист с нео- ти к педагогической анимации различных уровней отличаются
конченным высшим педагогическим образованием» (вожатый лишь с точки зрения возможности продолжения подготовки, оста-
в ДОЛ); репродуктивно-творческий уровень соответствует ква- ваясь концептуально едиными.
лификации «бакалавр педагогики», «специалист» (педагог-орга- Представленная модель и технология профессиональной под-
низатор, педагог дополнительного образования, социальный пе- готовки педагога как организатора детского досуга отражает кон-
дагог); творческий (исследовательский) уровень соответствует текстную специфику такой подготовки в профессиональном педа-
квалификации «магистр педагогики» (методист, менеджер, началь- гогическом образовании и проявляется на всех уровнях реализа-
ник ДОЛ). Предлагаемая формализация результатов подготовки ции концептуальной модели педагогической анимации в регионе.
Библиографический список
1. Андриенко, Е.В. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной зрелости учителя. - М., 2002.
2. Шульга, И.И. Профессиональная подготовка социальных педагогов - организаторов детского досуга в теории и практике педагогической анимации: монография. - Новосибирск, 2009.
Bibliography
1. Andrienko, E.V. Psikhologo-pedagogicheskie osnovih formirovaniya professionaljnoyj zrelosti uchitelya. - M., 2002.
2. Shuljga, I.I. Professionaljnaya podgotovka socialjnihkh pedagogov - organizatorov detskogo dosuga v teorii i praktike pedagogicheskoyj
animacii: monografiya. - Novosibirsk, 2009.
Статья поступила в редакцию 16.12.11
УДК 378
Kabanov Ju. N. THE INTERNATIONAL CHILDREN'S OLYMPIC GAMES AS EXAMPLE SOCIOCULTURAL ACTIVITY.
The international children's Olympic Games in Siberia - Sibiriada are a unique form sociocultural activity which includes the Olympic formation, physical training and sociocultural development. Possibilities of the given form of the organization of children's and youthful leisure are shown.
Key words: sociocultural activity, the Olympic movement, Sibiriada.
Ю.Н. Кабанов, канд. биол. наук, зав. каф. физической культур, САУМК, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕТСКАЯ ОЛИМПИАДА КАК ПРИМЕР СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Международная детская олимпиада в Сибири - Сибириада - это уникальная форма социокультурной деятельности, которая включает олимпийское образование, физическое воспитание и социокультурное развитие. Показаны возможности данной формы организации детского и юношеского досуга.
Ключевые слова: социокультурная деятельность, олимпийское движение, сибириада.
В наше сложное и нестабильное время проблема воспитания молодого поколения приобретает особую актуальность, и важная роль здесь принадлежит социокультурной деятельности, поскольку только в условиях досуга потенциал молодого поколения проявляется особенно ярко.
Отечественный и международный опыт показывает, что одним из эффективных методов осуществления идеи интегрального воспитания является олимпийское образование и его составная органическая часть - комплексные игры-праздники, особенно детские, способные соединить в себе радость движения с художественным творчеством и универсальностью знаний [1-3].
Олимпийское образование - органичная часть народного образования, сочетающая в себе как основу физическую подготовку, так и дополняющая эстетическое, нравственное и духовное воспитание подрастающего поколения - учащейся молодежи по формуле «Спорт - Искусство - Интеллект», впервые предложенной Ю.П. Симаковым в 1995 г. [4; 5]. По аналогии с названием «Олимпиада» возник термин «Сибириада», который несёт в себе чувство гордости за родной край - Сибирь. Игры Сибири-ады представляют собой уникальное троеборье, включающее спортивные, интеллектуальные и художественные состязания детей и подростков.
Международная детская сибириада (МДС) - это детский олимпийский праздник и одновременно школа олимпийского образования детей. Лучшие выпускники школы МДС стали участниками Олимпийских и параолимпийских игр. Ирина Чащина и Елена Кронфельд прошли олимпийский путь от детской Сибириады (Новосибирск - 93 и Абакан-95) до 27-й Олимпиады в Сиднее - 2000. Международная детская сибириада (МДС) стала пробным камнем в закладке сибирского олимпийского здания, в формировании системы детского сибирского олимпийского движения, в распространении идеалов и принципов олимпийского образования. МДС способствует реализации основополагающих принципов олимпизма, сформулированных в Олимпийской Хартии, соединяет спорт с культурой, искусством и образованием, ставит его
на службу гармонического воспитания детей и молодежи, осуществляя таким образом социокультурные функции.
Старт первой Сибириаде был дан в 1993, хозяином выступил Новосибирск. Эстафета проведения Сибириад 1995, 1997 и 1999 годов продолжилась в Абакане (Республика Хакасия), Тюмени и Омске. В 2002 году Сибириаду снова принимает город на Иртыше, затем снова Новосибирск в 2004, 2006, 2008 и 2010 гг.
В основу концепции Международной детской сибириады [5], разработанной Ю.П. Симаковым, положены гуманистические идеи Пьера де Кубертена, философия олимпизма и принципы олимпийского движения, сформулированные в Олимпийской хартии 1991 года и, в частности, направленные на соединение спорта с культурой и образованием, устремленные «к созданию образа жизни, основывающегося на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и уважения к всеобщим основным этическим принципам» [6, с. З]. Концепция МДС отражает стремление способствовать более прочному соединению в единый процесс двух фундаментальных элементов гармонического воспитания - духовного и физического - и делать это на той стадии развития ребёнка, когда начинается активный и в известной мере осознанный процесс формирования его личности, то есть в возрасте 12-13 лет. Сибириада предлагает мальчикам и девочкам готовиться и проверять свои способности в спортивном, художественном и интеллектуальном состязаниях со своими сверстниками различных народов и стран, завоевывать в честной и благородной игре почётный титул абсолютного победителя -сибирионика (по аналогии с античными Олимпийскими играми - олимпионика), а также стать победителем в отдельном виде спорта, художественном или интеллектуальном конкурсе. Особое место в Сибириаде занимают соревнования детей-инвалидов, что значительно повышает гуманную значимость этого праздника.
Целями Международной детской сибириады являются: ориентация общественного сознания на формирование здорового образа жизни детей и родителей, организационное совершенство-