Научная статья на тему 'Социально-педагогическая модель организации досуга школьников: опыт региона'

Социально-педагогическая модель организации досуга школьников: опыт региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
766
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ / SOCIAL SPHERE MANAGEMENT / ДЕТСКИЙ ДОСУГ / CHILDREN'S LEISURE / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / SOCIO-PEDAGOGICAL SYSTEM / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / TEACHING STAFF / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ДОСУГОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / PEDAGOGICAL LEISURE-TIME INTERACTION / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНИМАЦИЯ / PEDAGOGICAL ANIMATION / СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SYSTEM OF PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шульга Ирина Ивановна

На основе анализа современных подходов в области педагогической организации детско-юношеского досуга в статье предлагается социально-педагогическая модель организации детского отдыха и оздоровления в контексте формирования новой системы управления социальной сферой региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Based on the analysis of the modern approaches in the sphere of children's leisure-time organization, the socio-pedagogical model of children's leisure and health care organization in the context of the formation of a new system of managing the region's social sphere is presented in the article.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая модель организации досуга школьников: опыт региона»

^ Социально-культурная деятельность 151

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ШКОЛЬНИКОВ: ОПЫТ РЕГИОНА

И. И. Шульга

Институт детства Новосибирского государственного педагогического университета

На основе анализа современных подходов в области педагогической организации детско-юношеского досуга в статье предлагается социально-педагогическая модель организации детского отдыха и оздоровления в контексте формирования новой системы управления социальной сферой региона.

Ключевые слова: управление социальной сферой, детский досуг, социально-педагогическая система, педагогические кадры, педагогическое досуговое взаимодействие, педагогическая анимация, система педагогического образования.

Based on the analysis of the modern approaches in the sphere of children's leisure-time organization, the socio-pedagogical model of children's leisure and health care organization in the context of the formation of a new system of managing the region's social sphere is presented in the article.

Key words: social sphere management, children's leisure, socio-pedagogical system, teaching staff, pedagogical leisure-time interaction, pedagogical animation, system of pedagogical education.

Формирующаяся социально-педагогическая система в современной России нуждается в широкой сети досуговых учреждений, которые должны обеспечить приемлемые условия для полноценного социального развития подрастающего поколения. Современная ситуация позволяет зафиксировать две тенденции развивающегося социально-педагогического процесса в сфере свободного времени школьников. Первая тенденция проявляет себя в том, что в современной практике педагогической организации досуга детей, подростков, юношества накоплен достаточный опыт межотраслевого сотрудничества, который создает предпосылки для эффективной модернизации указанной сферы в соответствии с социально-экономической реконструкцией современной России. Вторая тенденция прослеживается во взаимопроникновении про-

фессиональных компетенций специалистов, осуществляющих деятельность по реализации государственного заказа на обеспечение детей полноценным, социально ориентированным, гуманным, деятельностным досугом.

Сфера свободного времени как особое культурно-образовательное пространство предъявляет особые требования к воспитательному процессу, осуществляемому в данной области. Педагогически организованный досуг обладает особым интегративным качеством, которое задается объектом направленности профессиональной деятельности педагога - организатора досуга. С одной стороны, это ребенок, подросток, юноша во всем богатстве его жизнедеятельности, а с другой - это элементы общественной культуры, накопленные в сфере свободного времени, которыми владеет педагог.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (42) июль-август 2011 151-155

152 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август

В таких условиях требуются новые подходы к подготовке профессионально компетентных педагогических кадров в области педагогической организации детско-юношеского досуга. Современные исследователи отмечают необходимость подготовки педагогов для сферы детского отдыха, оздоровления, досуга, предлагая ее различные варианты и модели (Л.И. Боровиков, А.А. Данилков, Л.В. Иванова, В.Г. Кочеткова, Б.В. Куприянов, Е.В. Лисецкая, О.П. Морозова, А.И. Тимонин и др.). В то же время имеющиеся научно-методические разработки и предложения по подготовке педагогов-организаторов досуга недостаточно ориентированы на необходимость формирования профессиональной компетентности педагога в данной сфере с учетом современных требований, отраженных в концепции модернизации образования. Не случайно в выступлении Президента России Д.А. Медведева, посвященном Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», поставлена задача по разработке и реализации новых моделей работы с детьми в сфере досуга. Необходимость решения этой задачи актуализирует проблему профессиональной подготовки специалистов, востребованных на современном рынке образовательно-воспитательных услуг, обладающих качествами профессиональной мобильности, развитыми общепрофессиональными психолого-педагогическими и специальными компетенциями в организации детского досуга.

Создание современной модели обеспечения сферы детского досуга квалифицированными педагогическими кадрами в Новосибирской области опирается на представление о ней как о специально организованной многоуровневой системе, адекватно отражающей социально-педагогическую специфику региона. Эффективность предлагаемой модели зависит от целевых установок и практических задач развития сферы детского досуга. Ожидаемые результаты действия модели следуют из предположения о значимости отдыха, оздоровления, занятости и дополнительного до-сугового образования учащейся молодежи в

регионе, где приоритетное положение занимает система, сохранившая традиции и имеющая потенциальные возможности для ее реализации в полном объеме. Координация социально-педагогических условий наиболее полно обеспечивает организацию досуга детей и молодежи в социуме: в различных образовательных учреждениях, культурно-досуговых, лечебно-профилактических, спортивно-оздоровительных, развлекательно-коммерческих в результате их взаимодействия (1).

В качестве основополагающих критериев, которые послужили основанием для разработки кадрового обеспечения сферы детского досуга, выступили: стратегические цели образования и их отражение в действующем региональном законодательстве; наличие региональных управленческих структур, обеспечивающих реальное выполнение государственного заказа на отдых, оздоровление, занятость и культурный досуг детей и молодежи; наличие социально-педагогических учреждений, имеющих реальные и потенциальные возможности для осуществления педагогического процесса по соответствующим направлениям: оздоровительно-образовательное; лечебно-оздоровительное; куль-турно-досуговое; спортивно-оздоровительное; социально-реабилитационное; развлека-тельно-досуговое.

В Новосибирской области к настоящему моменту наиболее разработанным и последовательно внедряемым в социально-воспитательную практику является оздоровительно-образовательное направление детского досуга, которое реализуется в деятельности детских оздоровительных лагерей. Традиционно принято считать, что детский оздоровительный лагерь (ДОЛ) - это социально-педагогическое учреждение, призванное решать вполне определённую и чрезвычайно важную государственную задачу - обеспечение занятости, оздоровления и развивающего отдыха детей и подростков в период летних каникул. Однако современный ДОЛ - это ещё и комплекс услуг с соответствующим размещением детей и условиями для их жизни и отдыха. Такой

Социально-культурная деятельность 153

комплекс имеет спланированную и обустроенную инфраструктуру, определённый уровень удобств и комфорта. Среди услуг, предлагаемых лагерем, присутствуют: организация проживания, питание, оздоровительные процедуры, развлечения, образовательно развивающие занятия и пр. (2)

Детский лагерь с точки зрения организационного и хозяйственно-бытового устройства может существовать в виде: лагеря дневного пребывания детей (как правило, при школе); открытого природного лагеря с размещением детей в палатках или «летних домиках» с полевой кухней; лагеря-пансионата, представляющего собой сложное загородное сооружение с постоянным пребыванием детей и соответствующим уровнем обслуживания. Каждый из предложенных типов лагерей имеет свои положительные и отрицательные стороны и возможности дальнейшего развития. Важно, чтобы организаторы отдыха изначально соотносили возможности и цели каждого типа лагеря и в соответствии с этим планировали деятельность лагеря и достигали желаемых результатов. Наиболее популярным типом детского оздоровительного лагеря в Новосибирской области на сегодняшний день является лагерь-пансионат. Такой лагерь представляет собой современный комфортабельный комплекс с соответствующим размещением детей (4-5 человек в комнате) и условиями для их жизни и отдыха, имеет на своей территории четко организованную инфраструктуру детских развлечений, а также спортивные площадки, клубные помещения, стационарную столовую, блок медицинского обслуживания и т.д. С педагогической точки зрения популярность такого лагеря вполне обоснована, так как домашний комфорт, уют и удобства - это привычный и естественный фон жизнедеятельности для большинства городских детей. Он не вызывает раздражительности, создает ощущение безопасности, отдыха. При этом отдельное от дома самостоятельное проживание учит ребенка самоорганизации, ответственности, дисциплинирует его, а пребывание за городом в условиях экологи-

чески чистой природной среды - оздоравли-вает. В нашей области уже функционируют такие комфортабельные лагеря-пансионаты. Их немного, так как пятнадцатилетний период самостоятельного «выживания» сферы детского отдыха в период перехода экономики страны к рынку не прошел для детских оздоровительных лагерей бесследно.

Лечебно-оздоровительное направление организации детского отдыха и оздоровления в Новосибирской области развивается на базе действующих детских санаториев и санатор-но-оздоровительных лагерей, а также специализированных детских смен в санаториях области в период школьных каникул. Следует отметить, что в последние годы в Новосибирской области сохраняется общероссийская тенденция увеличения количества школьников с проблемами в здоровье.

Культурно-досуговое направление организации детского отдыха и оздоровления развивается в Новосибирской области благодаря наличию развитой инфраструктуры культур-но-досуговых и творческих учреждений, которые активно привлекают детско-юношескую аудиторию и в связи с этим сотрудничают с образовательными учреждениями. На протяжении десяти последних лет в государственном академическом молодежном театре «Глобус» проводится областной фестиваль детских театральных студий, в котором принимают участие самодеятельные творческие детские коллективы различных образовательных учреждений. Сложилась практика организации развлекательно-игровых программ, проводимых перед детскими спектаклями молодыми актерами в фойе театра или на площади у театра, в которых участвуют не только зрители, но и все желающие. Особенно популярными в областном центре считаются игровые мини-площадки, используемые актерами-волонтерами и педагогами-аниматорами для интермедий, клоунад, конкурсно-игровых программ для детей и подростков, перед областным кукольным театром, возле кинотеатра «Победа», в сквере возле театра «Глобус», в Первомайском сквере и др. Практика сотруд-

154 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август

ничества педагогов и актеров развивается также в детских оздоровительных лагерях. В течение последних пяти лет студенты Новосибирского государственного театрального института активно участвуют в организации школьных каникул и детских праздников в образовательных учреждениях в самых различных качествах. Развитие такого сотрудничества обеспечивается целенаправленной деятельностью руководителей детских досугово-образовательных учреждений, которое предполагает не только привлечение творческих кадров к работе с детьми, но также способствует расширению профессиональной подготовки и переподготовки представителей творческих профессий.

Спортивно-оздоровительное направление организации детского отдыха и оздоровления представлено в деятельности различных спортивно-оздоровительных центров и баз, которые ориентированы на организацию детского оздоровительного отдыха, туристических походов, слетов, экспедиций с обязательным привлечением специалистов, имеющих не только спортивно-педагогическую подготовку, но и досуговую специализацию. В области действуют 3690 спортивных объектов. В их числе обустроенные детские спортивные площадки, на которых организуются не только спортивные соревнования, но и проводятся развлекательные мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни и физическую культуру. Отличительной особенностью спортивного направления педагогической анимации является наличие в Новосибирской области специализированного детского оздоровительного лагеря круглогодичного действия «Олимпиец», в котором активно используются анимационные технологии благодаря сформированной команде вожатых, тренеров, инструкторов, работающих с детьми не параллельно, а совместно.

В последние годы ситуация социального неблагополучия определенной категории населения обострила проблему педагогической организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков группы социального

риска. Поэтому в модели организации детского отдыха и оздоровления в качестве самостоятельного направления выделено социально-реабилитационное, которое представлено деятельностью детских оздоровительных лагерей «Березка», «Зеленая республика», созданных на базе детских домов Новосибирской области. Помимо специалистов-воспитателей детских домов, в период каникул с детьми работают вожатые, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги и другие специалисты, основной задачей которых является обеспечение социально полезного, активного, развивающего досуга указанной категории детей.

Развлекательно-досуговое направление организации детского отдыха и оздоровления в настоящий период находится в стадии становления, так как детские развлечения и коммерческий досуг, организуемый на принципах свободной конкуренции в рамках деятельности различных бизнес-структур и шоу-бизнеса, представляет собой явление рыночное и не всегда поддающееся педагогическому контролю. Перспективы педагогической организации досуга в указанном направлении весьма вероятны, так как современный рынок в сфере развлекательных услуг активно развивается и обеспечивает широкий спектр досуговых занятий большому количеству детей, создает условия для развития самодеятельности, самотворчества, саморазвития участников досуго-вых общностей, организует мобильную систему подготовки и переподготовки кадров аниматоров, организаторов (менеджеров) досуга и пр.

Система кадрового обеспечения сферы детского досуга в Новосибирской области складывается на протяжении последних двадцати лет (с конца 80-х годов XX века) последовательно и целенаправленно, чему в значительной степени способствовали следующие факторы: целевая установка органов регионального управления (Администрация Новосибирской области) на сохранение детских лагерей в качестве учреждений детского отдыха и дополнительного образования; поддержка

Социально-культурная деятельность 155

сферы детского отдыха со стороны государственных и частных компаний, которые имели экономические возможности сохранить эти учреждения как элемент социально-культурного сектора; наличие в регионе ведущего государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования в области подготовки педагогов, в том числе для указанной сферы (Новосибирский государственный педагогический университет).

Новосибирский государственный педагогический университет обеспечивает подготовку будущих педагогов в соответствии с Государственным образовательным стандартом ВПО к выполнению основных видов профессиональной деятельности в различных социально-педагогических и культурных учреждениях. В стандарте эти виды вполне четко определены, дублируясь по большинству педагогических специальностей: учебно-воспитательная, культурно-просветительская, научно-методическая, организационно-управленческая, развивающая. В ряде специальностей виды профессиональной деятельности дополняются в связи со спецификой подготовки и будущей квалификацией, например: социально-педагогическая, методическая, научно-исследовательская, профессионального обучения и т.д. Очевидно, что данные виды деятельности, являясь по сути педагогическими, требуют, прежде всего, психолого-педагогического образования. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО в университете создан эффективный механизм регулирования спроса и предложений на новые педагогические специальности в регионе, который нашел отражение в электронном банке педагогических профессий в Новосибирской области.

На основе сформированного электронного банка данных о потенциале психолого-педагогического образования в ГОУ ВПО НГПУ представилось возможным создать проект «Кадровый ресурс педагогических работников для сферы детского досуга в Новосибирской области». В проекте учтены основные требования потенциальных работодателей (уровень образования педагогических кадров, квалификация, учреждения, призванные осуществлять профессиональную подготовку или переподготовку), а также отражены последовательные виды и содержание педагогической деятельности в соответствии с основными направлениями развития сферы детско-юношеского досуга, летнего отдыха и оздоровления школьников. На основании созданного проекта разработана соответствующая система профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров для сферы детско-юношеского и молодежного досуга, в которой отражены особые требования к специалисту, осуществляющему профессиональное взаимодействие с воспитанниками в данной области. Доминирующими элементами его профессионализма выступают: культурная образованность, духовно-нравственная воспитанность, психолого-педагогическая компетентность. Очевидно, что достижение высокого уровня профессионализма в педагогическом досуговом взаимодействии возможно, если подходить к организации педагогического досугового взаимодействия как к процессу и результату соответствующего образования, направленного на создание инновационного культурно-образовательного пространства, учитывающего развивающие возможности досуга.

Примечания

1. Боровиков, Л. И. Педагогика дополнительного образования / Л.И. Боровиков; НИПКиПР. - Новосибирск, 1999.

2. Данилков, А. А. Детский оздоровительный лагерь: организация и деятельность, личность и коллектив: монография / А.А. Данилков, Н.С. Данилкова. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010.

3. Шульга, И. И. Педагогическая анимация: развитие профессионального образования организаторов досуга: монография / И.И. Шульга. - Новосибирск: НГПУ, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.