УДК 378 + 374 + 316.3./4
Шульга Ирина Ивановна
Кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Института физико-математического и информационно-экономического образования Новосибирского государственного педагогического университета, [email protected], Новосибирск
ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА КАК ВОСПИТАТЕЛя КУЛЬТУРЫ ДОСУГА ДЕТЕЙ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ
Аннотация. В статье представлены результаты исследования процесса подготовки бакалавров-педагогов к организации детского досуга в системе высшего образования. Для обозначения профессиональной деятельности в качестве организаторов детского досуга разработано и предложено новое понятие «педагогическая анимация». Представлена инновационная модель подготовки педагогов к организации детского досуга, которая может выступать концепту -ально-технологической основой при разработке проектов соответствующих образовательных программ подготовки бакалавров-педагогов в вузах.
Ключевые слова: детский досуг, педагогическая анимация, воспитание культуры досуга детей, система высшего педагогического образования.
Shulga Irina Ivanovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Professor of pedagogy and psychology of the Novosibirsk state pedagogical University, [email protected], Novosibirsk
THE PROBLEM OF TRAINING OF A TEACHER AS A TEACHER OF CULTURE OF LEISURE OF CHILDREN IN A CHANGING WORLD
Abstract. The article presents results of investigation of the process of preparation of the bachelors-teachers to organize children's leisure in the system of higher education. For a designation of a professional activity as organizers of children's leisure is developed and proposed a new concept of «pedagogical animation». Presents an innovative model of training teachers for the organization of children's leisure, which can represent the conceptual and technological basis for the development of projects relevant educational programs of preparation of bachelors teachers in the universities.
Keywords: children's entertainment, pedagogical animation, fostering a culture of children's leisure, the system of higher pedagogical education.
Особую актуальность для общества приобретает проблема воспитания культуры досуга детей, как поколения, которое, будучи подготовленным к жизни в середине XXI века, должно обладать сформированной культурно-досуговой компетентностью. Культурно-досуговая компетентность трактуется в социальной теории как способность выбирать такие пути и способы проведения свободного времени, которые культурно и духовно развивают личность, а не разрушают ее. В этом смысле качественный досуг в постиндустриальном мире трактуется учеными более широко. Он выступает своеобразной «общественной доминантой», которая определяет социальность личности в целом (Т. А. Ромм) [2]. Однако современная
ситуация в сфере детского досуга наглядно демонстрирует нам наличие серьезных проблем, которые следует рассматривать как социальные риски, угрожающие поступательному развитию личности и общества в целом. Важность этой государственной задачи находит подтверждение в федеральных государственных образовательных стандартах, как необходимость подготовки педагогов, призванных осуществлять наряду с педагогической деятельностью, культурно - просветительскую деятельность, в том числе в сфере досуга. В этом случае актуализируется одна из новых профессиональных ролей бакалавра-педагога, а именно его профессиональная роль как воспитателя культуры досуга детей, в рамках которой
расширяются его функции и актуализируются профессиональные позиции, как организатора, культурного лидера, фасилитатора, социального терапевта, воспитателя в сфере свободного времени.
Наш анализ теории и практики профессионального образования педагогов, показал, что сложились определенные теоретические предпосылки для переоценки методологических оснований и разработки новых образовательных программ подготовки педагогов к организации детского досуга в виде научных направлений и школ, однако в существующих теоретических источниках отсутствует целостная теория профессиональной подготовки бакалавров-педагогов как организаторов детского досуга [3].
Произведенный анализ позволил нам определить перспективность реализации научной идеи концептуализации профессиональной подготовки бакалавров-педагогов к организации детского досуга. В ее основе - авторская позиция, отражающая подход к данной подготовке как к процессу, который формирует ценностное отношение к досуговому воспитанию и стимулирует профессиональное самоопределение педагогов с учетом воспитательного потенциала досуга, а также способствует осознанию ими своей новой профессиональной роли - воспитателя культуры досуга детей. Такая подготовка обеспечивает формирование профессиональной готовности у бакалавров-педагогов к организации детского досуга на этапе обучения в ВУЗе.
Результативность профессиональной подготовки бакалавров-педагогов к организации детского досуга мы связываем с осмыслением организации детского досуга как педагогического феномена; наличием ее концептуальной целостности, отраженной в соответствующей модели. Предложенная модель демонстрирует строгую последовательность компонентов и этапов процесса, в который включена теория и практика педагогической анимации как обязательный компонент содержания, а также специфицированы относительно функций аниматорской деятельности основные образовательные технологии: когнитивные, активно-деятель-ностные, гуманистические, предложенные Е. В. Андриенко [1] .
Программа исследования включала
в себя разработку, обоснование, описание и представление практической реализации заявленной подготовки. В логике реализации исследовательской программы было осуществлено теоретическое осмысление организации детского досуга как педагогического феномена современности, и установления определенных закономерностей отличающих его своеобразие в современном образовательном пространстве. На этой основе был произведен теоретический анализ профессионального образования педагогов с учетом исторических вызовов новой социально-культурной реальности, на основе которого были конкретизированы базовые методологические основания, принципы и установлены перспективные тенденции развития подготовки.
Следующий этап построения теоретико-методологической конструкции подготовки бакалавров-педагогов к организации детского досуга связан с обоснованием её концептуальной целостности на основе установления сущности педагогической анимации как особого вида профессиональной деятельности педагогов по организации детского досуга; раскрытия содержания и структуры соответствующей профессиональной готовности с учетом досугово-воспитательных компетенций, отражающих функции педагогической анимации; разработки процессуальных характеристик формирования готовности бакалавров-педагогов к организации детского досуга.
Для раскрытия эмпирического содержания исследовательской программы потребовалось произвести анализ социального заказа на обеспечение детского досуга квалифицированными кадрами в современной культурно-образовательной практике, а также осуществить изучение личностно-про-фессиональной направленности бакалавров-педагогов на организацию детского досуга.
Специфика цели подготовки заключается в двойственном характере, а именно общественно значимом и личностно ориентированном аспектах. Общественно значимая направленность проявляется в виде социального заказа, который отражает общественную потребность и проблемную ситуацию в сфере детского досуга. Личностно ориентированная направленность отражает необходимый и достаточный компонент профессиональ-
ной сферы будущих специалистов: с одной стороны желание, стремление, потребности для самореализации в сфере детского досуга, с другой стороны - требования и условия до-сугово-воспитательного процесса.
Содержание подготовки включает в себя совокупность блоков профессионально значимой информации в логической взаимосвязи с организацией дидактического процесса. Качество его реализации зависит от выделения досугового контекста при изучении общепрофессиональных (психолого-педагогических) дисциплин; установления сущности педагогической анимации как особого вида профессиональной деятельности в сфере детского досуга, рассмотрения ее содержания, технологических особенностей и включения в содержание учебного процесса на всех этапах подготовки.
Процесс подготовки бакалавров-педагогов к организации детского досуга включает в себя три этапа: основной, проективный и самостоятельной деятельности. Технологическое сопровождение образовательного процесса направлено на активизацию различных видов взаимодействия преподавателей и студентов в учебно-воспитательном процессе вуза; динамики и разнообразия форм организации образовательной деятельности на каждом этапе подготовки.
Результат подготовки соотносится с ее целями и задачами, включает методы и приемы диагностики уровней готовности, обеспечивает возможность коррекции образовательного процесса, а также прогнозирует потенциальные возможности и развитие подготовки педагогов к организации детского досуга. В нашей модели выделены: базовый, репро-дуктивно-творческий, творческий уровни сформированное™ профессиональной готовности, последовательно соотносимые с возможностью функционирования, развития и креативных преобразований в практической профессиональной деятельности педагога в сфере детского досуга.
Готовность бакалавра-педагога к организации детского досуга определена нами как устойчивое состояние личности педагога, включающее в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, творческий, рефлексивно-аналитический. Данные компоненты рас-
крываются через содержание соответствующих досугово-воспитательных компетенций. В логике нашего исследования данные содержательные характеристики отнесены к оценочным признакам, которые позволяют зафиксировать и оценить процессы изменения в формировании каждого компонента готовности.
Результаты диагностического исследования свидетельствуют о том, что у студентов, обучавшихся по экспериментальной программе положительная динамика формирования всех компонентов готовности значительно выше, чем в контрольных группах. Данные результаты объясняются эмоциональной притягательностью и наличием у студентов спонтанного интереса к досу-говой деятельности, особенно на первом этапе подготовки. Однако такой показатель, как стремление к преодолению затруднений в практической деятельности в сфере досуга детей в экспериментальной группе выражен более ярко, что свидетельствует о более устойчивой мотивации к профессиональной деятельности в сфере досуга.
Динамика сформированности когнитивного компонента свидетельствует о существенном различии в накоплении знаний о досуговой педагогике у студентов экспериментальной группы. Деятельностный компонент готовности свидетельствует о более выраженной динамике роста профессиональных умений и опыта самостоятельной досугово-воспитательной деятельности у студентов экспериментальных групп. Наиболее ярко заметна разница по показателю «целостность совершаемых профессиональных действий», чему способствовали актив-но-деятельностные технологии.
Наиболее заметна разница у студентов экспериментальной и контрольной групп в уровне творческого компонента готовности. Степень проявления такого показателя как использование элементов актерской техники у студентов в экспериментальных группах заметно выше, чему способствовали разнообразные формы учебной работы в рамках специального курса.
Показатели рефлексивного критерия также свидетельствуют о существенной разнице в уровне его сформированности у студентов экспериментальных и контрольных групп. Наиболее заметна она по по-
казателю - анализ и оценка собственного опыта педагогической анимации, чему способствовали творческие отчеты по итогам самостоятельной деятельности в досугово-воспитательных учреждениях в процессе педагогических практик.
В целом исследование выявило общую тенденцию преобладания положительной динамики в формировании профессиональной готовности к организации детского досуга у студентов, обучавшихся по экспериментальной программе. Результативность экспериментальной подготовки подтверждена также количественными и качественными показателями оценки удовлетворенности работодателей уровнем квалификации бакалавров-педагогов в качестве организаторов детского досуга.
В течение четырех лет проводился мониторинг востребованности выпускников и студентов НГПУ обучавшихся по экспериментальной программе для учреждений сферы детского досуга в Новосибирской области. Он свидетельствует о неуклонном росте количества специалистов, имеющих специальную подготовку и способных решать актуальные проблемы организации досуга детей в различных социально-воспитательных учреждениях. Наибольшая доля занятости - это учреждения отдыха и оздоровления школьников. Далее по мере убывания представлены учреждения образования, детские спортивные учреждения, детские санатории, детские досугово-развлекательные центры.
Как показало наше исследование, одним из основных организационно-педагогических условий результативной подготовки бакалавров-педагогов к организации детского досуга выступает актуализация ценностного отношения студентов к профессиональной деятельности в сфере детского досуга. Формирование такого отношения достигается путем создания особого образовательного пространства с позитивной эмоциональной атмосферой для художественно-творческого самовыражения, а также путем внедрения технологии формирования и развития установки на организацию детского досуга. Основным элементом данной технологии является погружение в новую воспитательную среду с приоритетной направленностью на организацию досуга и непроизвольное вовлечение студентов в творческое
досугово-воспитательное взаимодействие (адаптационный лагерь первокурсника, инструктивно-методический сбор, сбор актива). Важным средством формирования ценностного отношения будущих педагогов к профессиональной деятельности в сфере досуга является использование студийности в процессе обучения (организация педагогических, анимационных, игровых, художественных и других студий).
Второе условие результативной подготовки бакалавров-педагогов к организации детского досуга связано с обеспечением интеграционного единства в освоении студентами общекультурных, общепрофессиональных и специальных досугово-воспи-тательных компетенций путем организации блочно-контекстного обучения и индивидуального педагогического сопровождения профессиональных проб с последующей генерализацией опыта в практической деятельности.
Третье условие предполагает ориентацию подготовки на практические потребности и возможности сферы детского досуга через последовательное усложнение досугово-воспитательного взаимодействия студентов в процессе прохождения педагогических практик; внедрения активно-деятельност-ных образовательных технологий; организацию социально-ориентированной досуговой деятельности студентов в рамках творческих студенческих объединений.
В целом предложенное обобщенное описание профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования в качестве организаторов детского досуга может выступить концептуально-технологической основой при разработке проектов образовательных программ в высших учебных заведениях при реализации ФГОС ВПО.
Библиографический список
1. Андриенко Е. В. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной зрелости учителя. - М.; Новосибирск: НГПУ, 2002. - 284 с.
2. Ромм Т. А. Социальное воспитание в постиндустриальную эпоху // Вестник ПСТГУ -2009. - № 14. - С. 17-26.
3. Шульга И. И. Педагогическая анимация: развитие профессионального образования организаторов досуга: монография. - Новосибирск: НГПУ, 2008. - 308 с.