Научная статья на тему 'Гражданское воспитание молодежи средствами педагогической анимации в современном мире'

Гражданское воспитание молодежи средствами педагогической анимации в современном мире Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
596
308
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / ДОСУГ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АНИМАЦИЯ / FREE TIME / LEISURE / SOCIALIZATION / SOCIAL UPBRINGING / SOCIAL CULTURAL ANIMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андриенко Елена Васильевна, Шульга Ирина Ивановна

В статье дается понятие гражданского воспитания, педагогической анимации, как специальной педагогической деятельности, направленной на организацию детского и молодежного досуга; обсуждаются проблемы профессиональной подготовки педагогов-аниматоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth civic upbringing with means of pedagogic animation in modern world

Civic upbringing, pedagogic animation as special pedagogic activity aimed at children's and youth's leisure definitions are given in the article; pedagoguesanimators professional preparation problems are discussed.

Текст научной работы на тему «Гражданское воспитание молодежи средствами педагогической анимации в современном мире»

кое задание. Коллективная творческая деятельность младших школьников гражданской направленности предполагает объединение индивидуальных усилий для получения наиболее полного, общественно значимого результата. Она имеет характерные особенности и ряд отличительных признаков, о которых мы уже говорили ранее, а также возрастные этапы технологии коллективной творческой деятельности. К ним относятся следующие: начальная школа: игровые формы творческой деятельности; знакомство (общение) с памятниками, литературными произведениями наших земляков, произведениями искусства, музейными экспонатами и т.п.; освоение элементов творчества в практической деятельности (педагогические пробы); обнаружение в себе автора, способного создать какие-то творческие продукты; формирование коллективно-оценочного отношения к продуктам творчества людей, своим результатам. Среднее звено: техническое творчество по широкому кругу прикладных отраслей (моделирование, радиолюбительство, конструирование и т.д.); участие в литературных, театральных, музыкальных мероприятиях; изобразительное творчество. Старшая ступень: проектная деятельность школьников: выполнение творческих проектов, направленных на то, чтобы сделать окружающий мир лучше; исследовательские работы; литературные, художественные и музыкальные сочинения [3, с. 15].

Проведение историко-педагогического анализа заявленной проблемы; разработка методологического и теоретического блоков модели гражданского воспитания младших школьников в процессе коллективной творческой деятельности с учетом разноуровневой включенности в воспитательный процесс учителя, школьного коллектива, семьи, ближнего окружения, экономических, социальных и культурных особенностей региона; определение возможностей коллективной творческой деятельности гражданской направленности позволило нам сделать вывод о том, что коллективная творческая деятельность гражданской направленности выступает как наиболее действенное средство гражданского воспитания младших школьников в условиях культурно-образовательной среды региона.

Библиографический список

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011. - 24 с.

2. Педагогика: учебное пособие. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина (Россия); Благоевград: ЮЗУ им. Н. Риль-ского (Болгария), 2011. - 539 с.

3. Селевко Г. К. Социально-воспитательные технологии. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. -176 с.

УДК 37.0+374+378+316.3\.4

Андриенко Елена Васильевна

доктор педагогических наук, профессор

Шульга Ирина Ивановна

кандидат педагогических наук, доцент Новосибирский государственный педагогический университет, Институт физико-математического и информационно-экономического образования

[email protected], [email protected]

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНИМАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

В статье дается понятие гражданского воспитания, педагогической анимации, как специальной педагогической деятельности, направленной на организацию детского и молодежного досуга; обсуждаются проблемы профессиональной подготовки педагогов-аниматоров.

Ключевые слова: свободное время, досуг, социализация, социальное воспитание, социально-культурная анимация.

Современное общество отличается целым рядом особенностей, которые обуславливают необходимость поиска новых средств для оптимизации гражданского воспитания детей и молодежи. Глобализация, как процесс всемирной культурной, экономической и политической интеграции, в известной степени определяет некоторую идентичность социальной активности молодых людей разных стран. В последние годы достаточно быстро создаются социально-ориентированные молодежные движения, которые поддерживаются государственной системой. В то же время суще-

ствует немало неформальных молодежных группировок, дестабилизирующих социальную ситуацию в любой стране или регионе. В рамках таких групп нередко осуществляется диссоциальное воспитание. Этот термин ввел А.В. Мудрик для обозначения «целенаправленного формирования антисоциального сознания и поведения у членов контркультурных (криминальных и тоталитарных - политических и квази-культурных) организаций [2]. Все это свидетельствует о социальной значимости и важности определения новых подходов к организации гражданского воспитания молодежи в современных условиях.

© Андриенко Е.В., Шульга И.И., 2012

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

147

Под гражданским воспитанием мы понимаем

целенаправленное создание организационных и психолого-педагогическихусловий для формирования и развития политической, социальной, правовой культуры личности как самостоятельного, независимого, полноправного участника общественных отношений в государстве. Сегодня гражданское воспитание усложнено целым рядом обстоятельств социально-экономического, культурного и политического характера. В то же время нельзя не отметить качество и глубину гражданского воспитания в Советском Союзе, когда с самых ранних лет молодой человек воспитывался как гражданин великой страны. Патриотизм, любовь к Родине, отношение к гражданам своей страны - все это развивалось в ребенке уже с детского сада. При этом использовались различные психолого-педагогические средства, обеспечивающие преемственность такого воспитания на всех уровнях образовательного процесса.

В любые времена в гражданском воспитании большое значение имеет эффективная организация детского и молодежного досуга, которая была и остается одной из важнейших проблем педагогической деятельности. После распада Советского Союза, имевшего уникальный и богатый опыт организации досуговой жизнедеятельности подрастающего поколения, российская педагогика утратила многое из того, что было наработано в те годы. Конечно, нельзя использовать в неизменном виде старый опыт для решения новых задач, но, в то же время, вряд ли стоит игнорировать уникальные возможности осмысления и анализа его эффективности. Кроме того, продуманность и обоснованность педагогически целесообразной организации свободного времени представителей подрастающего поколения является не только актуальным вопросом, но и необходимостью.

Проблема организации свободного времени -досуга в философском и социологическом аспектах стала наиболее активно рассматриваться с середины 50-х годов ХХ века, когда общество получило возможность кардинально изменить образ жизни. Образ жизни, включающий в себя совокупность наиболее типичных для человека видов жизнедеятельности (труд, быт, досуг, культура и т.д.), всё в большей степени ориентируется на досуг, который уже с 80-х годов прошлого века (обозначенных как «эра изобилия») начинает вытеснять работу в сознании многих, превращаясь постепенно в один из главных жизненных интересов. При этом отношения между работой и досугом являются достаточно сложными и не сводятся только к вытеснению одного другим.

Досуг начинает выступать в качестве «сферы растущего сопротивления» к товаризации и стандартизации жизни [4], становится важнейшей сфе-

рой саморазвития и самоактуализации личности. Обладая уникальными функциями, такими как восстановление сил человека, отдых, расслабление, развитие и т.д., современный досуг в то же время характеризуется большой сложностью, и отражая наиболее существенные характеристики того или иного типа общества, имеет и некоторые негативные тенденции, наполняясь различным, а подчас и противоречивым содержанием [4]. Свободное время человека, а особенно молодого человека может быть заполнено весьма негативным содержанием, связанным с явлениями антикультуры.

Для представителей подрастающего поколения досуг имеет особую ценность в связи с их возрастными особенностями, определяющими стремление к эмансипации, свободе и независимости; потребность в высокой динамике событийности, а также направленность на взаимодействие со сверстниками. Однако опасности стихийной социализации и связанные с ними негативные последствия, как для самого молодого человека, так и для общества вынуждают сегодня более зрелое поколение весьма внимательно и серьёзно отнестись к тому, каким образом структурируется досуг детей и молодежи. И похоже, что сегодня ответы на эти вопросы есть в теории и практике педагогической анимации.

Слово анимация (от лат. anima - душа; франц. animation - оживление, одушевление) в житейском плане чаще всего употребляется для обозначения мультипликации, однако имеет несколько значений, в том числе значение, касающееся сферы развлечений - это организация досуга на корпоративных мероприятиях, детских праздниках; направление, предполагающее личное участие отдыхающих в культурно-массовых мероприятиях [7]. Поэтому когда мы говорим об анимации, имеется в виду целенаправленность, продуманность и организованность досуга с обязательной активизацией всех участников. При этом предполагается гармонизация решения социально-ценных и индивидуально-ценных задач: для общества и для личности.

Педагогическая анимация акцентирует профессиональный подход, нацеленный на образовательные (развивающие, воспитательные, обучающие и др.) задачи. Воспитательный, созидающий смысл детско-юношеского досуга центрируется на проблеме одухотворения и воодушевления личности в сфере свободного времени. В наиболее общем виде данная проблема исследуется в теории анимации.

На сегодняшний день нет единого понимания анимации как профессионального феномена, но существуют разные уровни трактовки данного феномена. Можно выделить три таких уровня: первый определяет самостоятельный статус сферы свободного времени, как пространства социального воспитания подрастающего поколения [5]. Он позволяет использовать возможности любых социальных

институтов общества: учреждений образования, семьи, культуры, спорта, молодежных организаций, масс-медиа, шоу-бизнеса.

Второй уровень можно рассматривать как элемент воспитательной системы общества и социально-педагогическую подсистему в виде совокупности специальных (государственных, общественных, частных и иных социальных) институтов, призванных обеспечить социально-одобряемые виды досуга молодых людей, деятельность которых отвечает интересам общества и закреплена в соответствующих нормативно-правовых актах.

Педагогическая анимация, как профессиональная деятельность педагога - третий уровень понимания и интерпретации. Она определяется как многомерная и многоплановая деятельность педагога, которая целенаправленно обеспечивает формирование культурно-досуговой компетентности личности, включающей в себя осознанный выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность [5].

Таким образом, педагогическая анимация выступает как:

- социальное явление;

- социально-педагогическая подсистема;

- профессиональная педагогическая деятельность в сфере детского досуга.

Если рассматривать анимацию как профессиональный феномен, то следует отметить приоритет взаимодействия в качестве его основы. При этом значимым является как можно большее разнообразие форм и видов взаимодействия, специально организованного и целенаправленного. И, разумеется, конечным результатом такого взаимодействия является обретение способности проводить свой досуг интересно, продуктивно и счастливо, с максимальной пользой для себя и других. Иными словами - это формирование и развитие культурно-досуговой компетентности личности. Педагогическая анимация, как профессиональная деятельность педагога, - это совокупность различных видов и форм педагогического взаимодействия в сфере свободного времени детей, целенаправленно содействующих формированию и развитию культурно-досуговой компетентности личности.

Специфика педагогической анимации как профессионального феномена проявляется в следующем. Во-первых, она направлена на развитие личности (которое, как известно, идет вслед за обучением), поэтому в содержание анимации заложена специально подготовленная и обоснованная обучающая по своей сути, но не по форме (!) программа. Во-вторых, главным эмоционально-ценностным содержанием педагогической анимации является одухотворение досуга, связанное с увлеченностью, воодушевлением, творчеством, душевным подъемом человека, а также гуманизацией его деятельно-

сти посредством совершенствования и самоактуализации. В-третьих, педагогическая анимация осуществляется только в процессе взаимодействия, в процессе общения педагога-аниматора и воспитанников, а также при организации взаимодействия между воспитанниками (взаимодействие осуществляется во всех его формах при реализации всех функций). В-четвертых, многообразие игровых форм деятельности, общения и взаимодействия в процессе фасилитирующего (т.е. обеспечивающего психологическую поддержку) влияния педагога, способствуют функционированию психических процессов воспитанника на непроизвольном уровне, что предопределяет оптимизацию психолого-педагогичес-кого воздействия. Таким образом: целенаправленность воздействия, развитие личности, фасилитиру-ющее взаимодействие, одухотворение досуга, непроизвольность психических процессов воспитанника, а также оптимизация психолого-педагогичес-кого воздействия в совокупности определяют педагогическую анимацию как профессиональный феномен.

Педагогическая анимация - особый тип профессиональной педагогической деятельности по целенаправленной организации развивающего детского и молодежного досуга, обеспечивающего формирование культурно-досуговой компетентности личности на основе фасилитации процессов взаимодействия, гуманизации содержания свободного времяпрепровождения, одухотворения субъективных ценностей и смыслов, а также приоритета непроизвольного вовлечения воспитанников в творческую деятельность.

Очевидно, что педагогическая анимация должна быть важным объектом подготовки профессиональных педагогов, поскольку современная образовательная деятельность включает в себя не только обучение, но и воспитание, которое, к сожалению, в последние годы постепенно уходит на второй план. И не только в работе учителя. Многие отечественные педагоги-исследователи, анализируя последние нормативно-правовые документы, посвященные образованию, не обнаружили в них вообще никаких упоминаний о воспитании. Как правило, речь идет о развитии, поддержке, инновациях, технологиях, инфраструктуре и т.д. Иными словами, сам понятийный аппарат является не столько педагогическим, сколько производственным. А это несёт в себе опасность недооценки профессиональной педагогической деятельности и как следствие - те самые результаты, которые мы нередко получаем сегодня в школе, детском лагере отдыха и других образовательных учреждениях.

Каникулярное время для детей это - как правило, сплошной досуг, требующей очень тщательной профессиональной подготовки и серьезной работы преподавателя. Но если он не готов к продуманной

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

149

и педагогически эффективной деятельности в этом направлении, если не знает, как организовать ребят, то не сможет обеспечить не только развивающего отдыха, но как выясняется даже элементарных и очевидных условий безопасности их жизни. Именно поэтому теория и практика педагогической анимации является сегодня важнейшим направлением профессиональной подготовки педагогов. В Новосибирском государственном педагогическом университете в течение многих лет исследуются и осуществляются различные направления педагогической анимации как в условиях школьного образования, так и в каникулярное время. Здесь десятилетиями развивалась научно-педагогическая школа, изначально ориентированная на решение актуальных проблем социального воспитания и духовно-нравственного становления подрастающего поколения, педагогически целесообразной организации игры, творческого развития детей и молодежи.

Педагогическая анимация, рассматриваемая в качестве самостоятельной профессиональной деятельности и объекта подготовки в системе высшего образования, имеет целью формирование культурно-досуговой компетентности личности; направлена на:

- создание позитивных форм творческого времяпрепровождения;

- обеспечение развивающего общения;

- организацию событий и праздников на основе реализации различных видов досугового взаимодействия всех субъектов образовательного процесса: индивидуально-помогающего, группового-творчес-кого и массового-праздничного.

Готовность к педагогической анимации, выступает в качестве результата профессиональной подготовки и включает совокупность: компонентов (мотивационно-ценностного, когнитивного, процессуального, креативного, рефлексивно-оценочного); компетенций, (способов профессиональных действий в сфере досуга на основе сформированных ценностных отношений к личности, к процессу ее развития в сфере свободного времени, к себе, как к носителю досуговой культуры); показателей (конкретных проявлений владения знаниями, досугововоспитательными умениями, профессиональными способностями и ценностями в сфере детского досуга.). В качестве интегрирующего механизма процесса подготовки педагога к педагогической анимации выступает компетентностная модель в образовании, которая позволяет целенаправленно и последовательно повышать уровень готовности педагогов к педагогической анимации на основе активизации ценностно-смыслового отношения, развития общения и взаимодействия в процессе обучения

и учета изменяющихся условий в образовательной практике. Проективной основой обучения студентов является трехуровневая модель профессиональной подготовки к педагогической анимации, учитывающая специфику формирующейся социальнопедагогической системы, отражающая потребности и ресурсы в педагогических кадрах для сферы детского досуга, использующая возможности системы профессионального образования.

При профессиональной подготовке педагогов-аниматоров целесообразно использовать совокупность образовательных технологий, направленных на формирование различных видов социального опыта и зарекомендовавших себя в системе высшего педагогического образования: когнитивные, активно-деятельностные и гуманистические технологии [1; 3]. Все эти технологии имеют свою специфику при подготовке именно к организации эффективного детского досуга. Велика роль летней педагогической практики в подготовке педагога-аниматора.

В целом, технологическое обеспечение процесса профессиональной подготовки педагогов к педагогической анимации в системе высшего профессионального образования характеризуется внедрением следующих технологий: когнитивных (блочноконтекстного обучения, индивидуального сопровождения профессиональных проб и самостоятельной деятельности специалистов в сфере детско-юношеского досуга); активно-деятельностных (театральных, педагогической импровизации, игровых); гуманистических (формирования и развития позитивных установок на профессиональную деятельность в сфере досуга, активизации личностно-творческого потенциала социального педагога - аниматора), а также созданием информационно-методического сопровождения образовательного процесса, что позволяет повысить уровень формируемой готовности и развить на ее основе профессиональную компетентность педагога в сфере досуга.

Библиографический список

1. Андриенко Е.В. Педагогический профессионализм. - Новосибирск, 2011.

2. Мудрик А.В. Диссоциальное воспитание -«воспитание, отягощенное злом» // Вопросы воспитания. - 2010. - №> 4 (5). - С. 99-106.

3. ^астенин В.А. Педагогическое образование: вызовы XXI века // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - №> 3. - С. 23-27.

4. Философский энциклопедический словарь. -М., 1983.

5. Шульга И.И. Педагогическая анимация: Развитие профессионального образования организаторов досуга. - Новосибирск: НГПУ, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.