кое задание. Коллективная творческая деятельность младших школьников гражданской направленности предполагает объединение индивидуальных усилий для получения наиболее полного, общественно значимого результата. Она имеет характерные особенности и ряд отличительных признаков, о которых мы уже говорили ранее, а также возрастные этапы технологии коллективной творческой деятельности. К ним относятся следующие: начальная школа: игровые формы творческой деятельности; знакомство (общение) с памятниками, литературными произведениями наших земляков, произведениями искусства, музейными экспонатами и т.п.; освоение элементов творчества в практической деятельности (педагогические пробы); обнаружение в себе автора, способного создать какие-то творческие продукты; формирование коллективно-оценочного отношения к продуктам творчества людей, своим результатам. Среднее звено: техническое творчество по широкому кругу прикладных отраслей (моделирование, радиолюбительство, конструирование и т.д.); участие в литературных, театральных, музыкальных мероприятиях; изобразительное творчество. Старшая ступень: проектная деятельность школьников: выполнение творческих проектов, направленных на то, чтобы сделать окружающий мир лучше; исследовательские работы; литературные, художественные и музыкальные сочинения [3, с. 15].
Проведение историко-педагогического анализа заявленной проблемы; разработка методологического и теоретического блоков модели гражданского воспитания младших школьников в процессе коллективной творческой деятельности с учетом разноуровневой включенности в воспитательный процесс учителя, школьного коллектива, семьи, ближнего окружения, экономических, социальных и культурных особенностей региона; определение возможностей коллективной творческой деятельности гражданской направленности позволило нам сделать вывод о том, что коллективная творческая деятельность гражданской направленности выступает как наиболее действенное средство гражданского воспитания младших школьников в условиях культурно-образовательной среды региона.
Библиографический список
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011. - 24 с.
2. Педагогика: учебное пособие. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина (Россия); Благоевград: ЮЗУ им. Н. Риль-ского (Болгария), 2011. - 539 с.
3. Селевко Г. К. Социально-воспитательные технологии. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. -176 с.
УДК 37.0+374+378+316.3\.4
Андриенко Елена Васильевна
доктор педагогических наук, профессор
Шульга Ирина Ивановна
кандидат педагогических наук, доцент Новосибирский государственный педагогический университет, Институт физико-математического и информационно-экономического образования
[email protected], [email protected]
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНИМАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
В статье дается понятие гражданского воспитания, педагогической анимации, как специальной педагогической деятельности, направленной на организацию детского и молодежного досуга; обсуждаются проблемы профессиональной подготовки педагогов-аниматоров.
Ключевые слова: свободное время, досуг, социализация, социальное воспитание, социально-культурная анимация.
Современное общество отличается целым рядом особенностей, которые обуславливают необходимость поиска новых средств для оптимизации гражданского воспитания детей и молодежи. Глобализация, как процесс всемирной культурной, экономической и политической интеграции, в известной степени определяет некоторую идентичность социальной активности молодых людей разных стран. В последние годы достаточно быстро создаются социально-ориентированные молодежные движения, которые поддерживаются государственной системой. В то же время суще-
ствует немало неформальных молодежных группировок, дестабилизирующих социальную ситуацию в любой стране или регионе. В рамках таких групп нередко осуществляется диссоциальное воспитание. Этот термин ввел А.В. Мудрик для обозначения «целенаправленного формирования антисоциального сознания и поведения у членов контркультурных (криминальных и тоталитарных - политических и квази-культурных) организаций [2]. Все это свидетельствует о социальной значимости и важности определения новых подходов к организации гражданского воспитания молодежи в современных условиях.
© Андриенко Е.В., Шульга И.И., 2012
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
147
Под гражданским воспитанием мы понимаем
целенаправленное создание организационных и психолого-педагогическихусловий для формирования и развития политической, социальной, правовой культуры личности как самостоятельного, независимого, полноправного участника общественных отношений в государстве. Сегодня гражданское воспитание усложнено целым рядом обстоятельств социально-экономического, культурного и политического характера. В то же время нельзя не отметить качество и глубину гражданского воспитания в Советском Союзе, когда с самых ранних лет молодой человек воспитывался как гражданин великой страны. Патриотизм, любовь к Родине, отношение к гражданам своей страны - все это развивалось в ребенке уже с детского сада. При этом использовались различные психолого-педагогические средства, обеспечивающие преемственность такого воспитания на всех уровнях образовательного процесса.
В любые времена в гражданском воспитании большое значение имеет эффективная организация детского и молодежного досуга, которая была и остается одной из важнейших проблем педагогической деятельности. После распада Советского Союза, имевшего уникальный и богатый опыт организации досуговой жизнедеятельности подрастающего поколения, российская педагогика утратила многое из того, что было наработано в те годы. Конечно, нельзя использовать в неизменном виде старый опыт для решения новых задач, но, в то же время, вряд ли стоит игнорировать уникальные возможности осмысления и анализа его эффективности. Кроме того, продуманность и обоснованность педагогически целесообразной организации свободного времени представителей подрастающего поколения является не только актуальным вопросом, но и необходимостью.
Проблема организации свободного времени -досуга в философском и социологическом аспектах стала наиболее активно рассматриваться с середины 50-х годов ХХ века, когда общество получило возможность кардинально изменить образ жизни. Образ жизни, включающий в себя совокупность наиболее типичных для человека видов жизнедеятельности (труд, быт, досуг, культура и т.д.), всё в большей степени ориентируется на досуг, который уже с 80-х годов прошлого века (обозначенных как «эра изобилия») начинает вытеснять работу в сознании многих, превращаясь постепенно в один из главных жизненных интересов. При этом отношения между работой и досугом являются достаточно сложными и не сводятся только к вытеснению одного другим.
Досуг начинает выступать в качестве «сферы растущего сопротивления» к товаризации и стандартизации жизни [4], становится важнейшей сфе-
рой саморазвития и самоактуализации личности. Обладая уникальными функциями, такими как восстановление сил человека, отдых, расслабление, развитие и т.д., современный досуг в то же время характеризуется большой сложностью, и отражая наиболее существенные характеристики того или иного типа общества, имеет и некоторые негативные тенденции, наполняясь различным, а подчас и противоречивым содержанием [4]. Свободное время человека, а особенно молодого человека может быть заполнено весьма негативным содержанием, связанным с явлениями антикультуры.
Для представителей подрастающего поколения досуг имеет особую ценность в связи с их возрастными особенностями, определяющими стремление к эмансипации, свободе и независимости; потребность в высокой динамике событийности, а также направленность на взаимодействие со сверстниками. Однако опасности стихийной социализации и связанные с ними негативные последствия, как для самого молодого человека, так и для общества вынуждают сегодня более зрелое поколение весьма внимательно и серьёзно отнестись к тому, каким образом структурируется досуг детей и молодежи. И похоже, что сегодня ответы на эти вопросы есть в теории и практике педагогической анимации.
Слово анимация (от лат. anima - душа; франц. animation - оживление, одушевление) в житейском плане чаще всего употребляется для обозначения мультипликации, однако имеет несколько значений, в том числе значение, касающееся сферы развлечений - это организация досуга на корпоративных мероприятиях, детских праздниках; направление, предполагающее личное участие отдыхающих в культурно-массовых мероприятиях [7]. Поэтому когда мы говорим об анимации, имеется в виду целенаправленность, продуманность и организованность досуга с обязательной активизацией всех участников. При этом предполагается гармонизация решения социально-ценных и индивидуально-ценных задач: для общества и для личности.
Педагогическая анимация акцентирует профессиональный подход, нацеленный на образовательные (развивающие, воспитательные, обучающие и др.) задачи. Воспитательный, созидающий смысл детско-юношеского досуга центрируется на проблеме одухотворения и воодушевления личности в сфере свободного времени. В наиболее общем виде данная проблема исследуется в теории анимации.
На сегодняшний день нет единого понимания анимации как профессионального феномена, но существуют разные уровни трактовки данного феномена. Можно выделить три таких уровня: первый определяет самостоятельный статус сферы свободного времени, как пространства социального воспитания подрастающего поколения [5]. Он позволяет использовать возможности любых социальных
институтов общества: учреждений образования, семьи, культуры, спорта, молодежных организаций, масс-медиа, шоу-бизнеса.
Второй уровень можно рассматривать как элемент воспитательной системы общества и социально-педагогическую подсистему в виде совокупности специальных (государственных, общественных, частных и иных социальных) институтов, призванных обеспечить социально-одобряемые виды досуга молодых людей, деятельность которых отвечает интересам общества и закреплена в соответствующих нормативно-правовых актах.
Педагогическая анимация, как профессиональная деятельность педагога - третий уровень понимания и интерпретации. Она определяется как многомерная и многоплановая деятельность педагога, которая целенаправленно обеспечивает формирование культурно-досуговой компетентности личности, включающей в себя осознанный выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность [5].
Таким образом, педагогическая анимация выступает как:
- социальное явление;
- социально-педагогическая подсистема;
- профессиональная педагогическая деятельность в сфере детского досуга.
Если рассматривать анимацию как профессиональный феномен, то следует отметить приоритет взаимодействия в качестве его основы. При этом значимым является как можно большее разнообразие форм и видов взаимодействия, специально организованного и целенаправленного. И, разумеется, конечным результатом такого взаимодействия является обретение способности проводить свой досуг интересно, продуктивно и счастливо, с максимальной пользой для себя и других. Иными словами - это формирование и развитие культурно-досуговой компетентности личности. Педагогическая анимация, как профессиональная деятельность педагога, - это совокупность различных видов и форм педагогического взаимодействия в сфере свободного времени детей, целенаправленно содействующих формированию и развитию культурно-досуговой компетентности личности.
Специфика педагогической анимации как профессионального феномена проявляется в следующем. Во-первых, она направлена на развитие личности (которое, как известно, идет вслед за обучением), поэтому в содержание анимации заложена специально подготовленная и обоснованная обучающая по своей сути, но не по форме (!) программа. Во-вторых, главным эмоционально-ценностным содержанием педагогической анимации является одухотворение досуга, связанное с увлеченностью, воодушевлением, творчеством, душевным подъемом человека, а также гуманизацией его деятельно-
сти посредством совершенствования и самоактуализации. В-третьих, педагогическая анимация осуществляется только в процессе взаимодействия, в процессе общения педагога-аниматора и воспитанников, а также при организации взаимодействия между воспитанниками (взаимодействие осуществляется во всех его формах при реализации всех функций). В-четвертых, многообразие игровых форм деятельности, общения и взаимодействия в процессе фасилитирующего (т.е. обеспечивающего психологическую поддержку) влияния педагога, способствуют функционированию психических процессов воспитанника на непроизвольном уровне, что предопределяет оптимизацию психолого-педагогичес-кого воздействия. Таким образом: целенаправленность воздействия, развитие личности, фасилитиру-ющее взаимодействие, одухотворение досуга, непроизвольность психических процессов воспитанника, а также оптимизация психолого-педагогичес-кого воздействия в совокупности определяют педагогическую анимацию как профессиональный феномен.
Педагогическая анимация - особый тип профессиональной педагогической деятельности по целенаправленной организации развивающего детского и молодежного досуга, обеспечивающего формирование культурно-досуговой компетентности личности на основе фасилитации процессов взаимодействия, гуманизации содержания свободного времяпрепровождения, одухотворения субъективных ценностей и смыслов, а также приоритета непроизвольного вовлечения воспитанников в творческую деятельность.
Очевидно, что педагогическая анимация должна быть важным объектом подготовки профессиональных педагогов, поскольку современная образовательная деятельность включает в себя не только обучение, но и воспитание, которое, к сожалению, в последние годы постепенно уходит на второй план. И не только в работе учителя. Многие отечественные педагоги-исследователи, анализируя последние нормативно-правовые документы, посвященные образованию, не обнаружили в них вообще никаких упоминаний о воспитании. Как правило, речь идет о развитии, поддержке, инновациях, технологиях, инфраструктуре и т.д. Иными словами, сам понятийный аппарат является не столько педагогическим, сколько производственным. А это несёт в себе опасность недооценки профессиональной педагогической деятельности и как следствие - те самые результаты, которые мы нередко получаем сегодня в школе, детском лагере отдыха и других образовательных учреждениях.
Каникулярное время для детей это - как правило, сплошной досуг, требующей очень тщательной профессиональной подготовки и серьезной работы преподавателя. Но если он не готов к продуманной
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
149
и педагогически эффективной деятельности в этом направлении, если не знает, как организовать ребят, то не сможет обеспечить не только развивающего отдыха, но как выясняется даже элементарных и очевидных условий безопасности их жизни. Именно поэтому теория и практика педагогической анимации является сегодня важнейшим направлением профессиональной подготовки педагогов. В Новосибирском государственном педагогическом университете в течение многих лет исследуются и осуществляются различные направления педагогической анимации как в условиях школьного образования, так и в каникулярное время. Здесь десятилетиями развивалась научно-педагогическая школа, изначально ориентированная на решение актуальных проблем социального воспитания и духовно-нравственного становления подрастающего поколения, педагогически целесообразной организации игры, творческого развития детей и молодежи.
Педагогическая анимация, рассматриваемая в качестве самостоятельной профессиональной деятельности и объекта подготовки в системе высшего образования, имеет целью формирование культурно-досуговой компетентности личности; направлена на:
- создание позитивных форм творческого времяпрепровождения;
- обеспечение развивающего общения;
- организацию событий и праздников на основе реализации различных видов досугового взаимодействия всех субъектов образовательного процесса: индивидуально-помогающего, группового-творчес-кого и массового-праздничного.
Готовность к педагогической анимации, выступает в качестве результата профессиональной подготовки и включает совокупность: компонентов (мотивационно-ценностного, когнитивного, процессуального, креативного, рефлексивно-оценочного); компетенций, (способов профессиональных действий в сфере досуга на основе сформированных ценностных отношений к личности, к процессу ее развития в сфере свободного времени, к себе, как к носителю досуговой культуры); показателей (конкретных проявлений владения знаниями, досугововоспитательными умениями, профессиональными способностями и ценностями в сфере детского досуга.). В качестве интегрирующего механизма процесса подготовки педагога к педагогической анимации выступает компетентностная модель в образовании, которая позволяет целенаправленно и последовательно повышать уровень готовности педагогов к педагогической анимации на основе активизации ценностно-смыслового отношения, развития общения и взаимодействия в процессе обучения
и учета изменяющихся условий в образовательной практике. Проективной основой обучения студентов является трехуровневая модель профессиональной подготовки к педагогической анимации, учитывающая специфику формирующейся социальнопедагогической системы, отражающая потребности и ресурсы в педагогических кадрах для сферы детского досуга, использующая возможности системы профессионального образования.
При профессиональной подготовке педагогов-аниматоров целесообразно использовать совокупность образовательных технологий, направленных на формирование различных видов социального опыта и зарекомендовавших себя в системе высшего педагогического образования: когнитивные, активно-деятельностные и гуманистические технологии [1; 3]. Все эти технологии имеют свою специфику при подготовке именно к организации эффективного детского досуга. Велика роль летней педагогической практики в подготовке педагога-аниматора.
В целом, технологическое обеспечение процесса профессиональной подготовки педагогов к педагогической анимации в системе высшего профессионального образования характеризуется внедрением следующих технологий: когнитивных (блочноконтекстного обучения, индивидуального сопровождения профессиональных проб и самостоятельной деятельности специалистов в сфере детско-юношеского досуга); активно-деятельностных (театральных, педагогической импровизации, игровых); гуманистических (формирования и развития позитивных установок на профессиональную деятельность в сфере досуга, активизации личностно-творческого потенциала социального педагога - аниматора), а также созданием информационно-методического сопровождения образовательного процесса, что позволяет повысить уровень формируемой готовности и развить на ее основе профессиональную компетентность педагога в сфере досуга.
Библиографический список
1. Андриенко Е.В. Педагогический профессионализм. - Новосибирск, 2011.
2. Мудрик А.В. Диссоциальное воспитание -«воспитание, отягощенное злом» // Вопросы воспитания. - 2010. - №> 4 (5). - С. 99-106.
3. ^астенин В.А. Педагогическое образование: вызовы XXI века // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - №> 3. - С. 23-27.
4. Философский энциклопедический словарь. -М., 1983.
5. Шульга И.И. Педагогическая анимация: Развитие профессионального образования организаторов досуга. - Новосибирск: НГПУ, 2008.