УДК 37.025
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНИМАЦИЯ -СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОСТИ
И.И. Шульга
Новосибирский государственный педагогический университет
В статье раскрываются теоретические подходы к анализу социально-культурного и психолого-педагогического феномена педагогической анимации с позиций философской, психологической, педагогической науки.
Ключевые слова: свободное время, досуг, социализация, социальное воспитание, социально-культурная анимация.
Одной из главных проблем современного мира многие ученые считают проблему досуга. «Мы сократили количество рабочих часов почти вдвое по сравнению с временами столетней давности. О таком количестве свободного времени, как у нас сегодня, наши предки не осмеливались мечтать. И что же? Мы не знаем, как использовать это недавно приобретенное время: мы стараемся убить его и радуемся, когда заканчивается очередной день»1. Известный отечественный педагог Е.А. Ямбург считает, что современная информационная эпоха обостряет задачу воспитания человека «умелого и мобильного», способного успевать за стремительным развитием цивилизации. Однако, как полагает ученый, помимо неоспоримой цели воспитания человека умелого и мобильного существует и другая, не менее важная задача — воспитание «человека
1 Фромм Э. Здоровое общество / Э. Фромм; пер. с англ. Т. Банкетовой. — М.: АСТ: Хранитель, 2006.
духовного» 2. В этой связи важно отметить, что дети и молодежь должны быть подготовлены к реалиям середины XXI века. Все более актуальными становятся такие личностные качества современного человека, как доброжелательность, открытость, творческая активность, инициативность и самостоятельность. Не вызывает сомнения тот факт, что формирование этих качеств личности в значительной мере может происходить в сфере свободного времени, если она не игнорируется обществом, а органично включена в действующую систему образования и воспитания.
Таким образом, среди основных сфер социального становления личности в современном мире можно выделить самостоятельный статус сферы свободного времени как пространства социального воспитания. Данное обстоятельство существенным об-
2 Ямбург Е.А. Аристократизм как критерий качества образования / Е.А. Ямбург // Народное образование. — 2006. — № 8.
разом влияет на образовательную политику большинства стран Европы, в том числе России, и обусловливает инновационные процессы в подготовке специалистов для указанной сферы. Однако на фоне усиления значимости досуга как социального явления в целом и его воспитательного потенциала в частности проблема педагогической организации свободного времени личности продолжает оставаться междисциплинарной научно-гуманитарной проблемой и может быть рассмотрена в категориях и терминах, составляющих основу современной социальной теории. Проведенный анализ научных работ отечественных и зарубежных исследователей, занимавшихся рассмотрением свободного времени личности как сферы социального воспитания, показал, что проблема свободного времени, его сущность, объем, структура, воспитательный потенциал и другие социально-педагогические аспекты были и остаются актуальными в философии, социологии, психологии и педагогике. Исходным моментом различных подходов является понимание сущности свободного времени как времени, использующегося личностью для всестороннего духовного и физического развития, которое включает в себя общественную деятельность, повышение образовательного уровня, культурное общение, разумный отдых, художественное творчество, воспитание детей. Таким образом, свободное время представляется пространством самоценного поведения личности.
Известный отечественный исследователь свободного времени Э.В. Соколов считает, что все время активности человека состоит из двух сменяющих друг друга фаз. В первой происходит трата энергии, во второй — энергия восстанавливается. В со-
ответствии с таким делением он называет первую фазу творческой (креативной), вторую — восстановительной (рекреативной). Между этими фазами непременно присутствует внутренняя связь и зависимость. По мнению ученого, активная фаза совпадает в основном со временем труда, рекреативная — со временем досуга, но по мере того как свободное время увеличивается, в нем появляются «полосы высококачественного творческого времени». Однако не все свободное время можно считать сферой позитивного развития. «В свободное время возможна всякая деятельность: творческая и потребительская, созидательная и разрушительная. Имея возможность выбора, человек может предпочесть ничегонеделание, лежание, сидение, а может приняться за тяжелую работу, желая помочь близким людям или заработать дополнительные деньги», — отмечает Э.В. Соколов 3.
Двойственная специфика свободного времени исторически отражена в процессе формирования лексической категории «досуг». Английский термин leisure (досуг) берет свое начало из латинского языка и дословно обозначает «быть свободным». Из латинского же языка во французский пришло слово loisir, что означает «быть разрешенным». В Древней Греции слово schole (досуг) означало серьезную деятельность без давления необходимости. В различных языках термин «досуг» включает в себя и отдых, и труд. Похожая ситуация с толкованием термина «досуг» существует и в русском языке. Толкование этого термина встречается в словаре В. Даля: «Досуг — это свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела». Вместе с тем характеристики человека в сфере досуга имеют так-
3 Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга / Э.В. Соколов. — Л.: Лениздат, 1977.
же два значения: «досужный» — свободный от дел и занятий и «досужий» — умеющий, способный к делу, ловкий. Таким образом, лексическое значение слова «досуг» следует понимать, с одной стороны, как бездеятельное времяпрепровождение, с другой стороны, как возможность свободно действовать, экспериментировать, созидать, искать. Досуг трактуется как свободная, самоценная, основанная на личном интересе деятельность человека в сфере его свободного времени. Целью досуга является удовлетворение избирательных потребностей человека, позволяющих ему пережить чувство радости. Логично предположить, что досуг действительно может быть как творческим, так и потребительским, как созидательным, так и разрушительным. Доминирование той или иной активности личности в сфере досуга определяется различными социальными факторами, индивидуально-психологическими особенностями, уровнем образования, социальным опытом человека и т. д.
Вторая половина XX века ознаменована появлением целого ряда научных теорий досуга. Наиболее значимые открытия в сфере досуга сделаны в рамках западной социологии (Т. Веблен, Г. Виленский, Э. Гид-денс, С. Де-Гразия, Ж. Дюмазедье, М. Ка-план, М. Мид, С. Паркер, Дж. Шиверс и др.). Кроме того, проблемы досуга вызывали интерес и у представителей психологической науки (Э. Дюркгейм, А. Маслоу, З. Фрейд, М. Хоркхаймер, Э. Фромм и др.).
Один из аналитиков досуговых теорий американский социолог Стэнли Паркер делит все существующие определения досуга на три группы: досуг — это все время человека за вычетом сна, работы, физиологических потребностей; досуг — это деятельность, совершаемая на основе свободного
выбора; досуг — это время, свободное от работы и других обязанностей, которое может быть использовано как для релаксации, развлечений, так и для достижений и развития личности. С третьей группой связана самая популярная в последние десятилетия теория «цивилизации досуга». В контексте этой теории досуг предстает носителем этико-эстетической революции. Постиндустриальное общество, высвободив значительное количество времени для человека в результате высоких темпов развития научно-технического прогресса, оказывается заинтересованным в том, чтобы свободное время было использовано человеком не только для восстановления физических и психических сил, но и для удовлетворения его потребностей в постижении культуры, социальных устремлений. Ярким представителем этой теории является французский социолог Ж. Дюмазедье. Ученый считает, что наряду с общественными ценностями в сфере досуга существуют ценности индивидуальные, иногда не совпадающие с общественными. Возникает противоречие: с одной стороны — человек со своей личностной позицией по отношению к досугу, с другой стороны — общество, стремящееся побудить его к содержательной, социально-полезной досуговой деятельности. В контексте теории «цивилизации досуга» содержание досуга, хотя и обусловлено характером, склонностями, выбором человека, довольно жестко детерминировано характером окружающей его социокультурной среды. Если общество не регулирует, не направляет активность людей в свободное время, не помогает развертыванию их свободной жизнедеятельности, то их свобода от этого не увеличивается, а уменьшается. В связи с этим Дюмазедье ввел понятие «социокультурной деятельности» как
сознательной, преднамеренной, организованной деятельности личности в сфере свободного времени. В этом смысле очень важно, какие условия создает общество для деятельности, в частности для досуга, с тем чтобы превратить его в сферу позитивного развития личности.
Социально-культурная деятельность, ориентированная на позитивную социализацию личности в сфере свободного времени, связывается в социальной теории и практике с категорией «социокультурная анимация». Стремление человека к творчеству, потребность в культуре, духовной деятельности не возникают спонтанно, в определенный момент жизни. Эти качества зарождаются и развиваются постепенно, в процессе социального взросления личности. Для Ж. Дюмазедье очень важно, что высшие духовные ценности являются неотъемлемой частью отдыха и развлечений, но взрослеющая личность не в состоянии самостоятельно преодолеть соблазны разрушительного и разрушающего досуга. Личность нуждается в особых «проводниках», социокультурных лидерах, которые должны стать воспитателями культуры досуга. Обращаясь к феномену лидера в сфере организованного досуга, ученый употребил словосочетание «социокультурное лидерство», которое позже заменил термином «анимация». Термин обладает довольно широкими лингвистическими границами, используется во многих современных языковых культурах. Объяснение этому факту можно найти в его этимологии. Анимация (рус.), animation (англ.), animación (исп.) и пр. происходит от латинского корня anima, который имеет несколько самостоятельных значений: жизненное начало, жизнь, душа, разумное начало, дух. В этом случае возможны следующие
толкования: anima (жен.) и animus (муж.) — желание, стремление («душа влечет»); настроение, расположение («душа желает»); храбрость, мужество («воспрянуть духом»); наслаждение, удовольствие, развлечение («все что душе угодно»). Соответственно глагол animo означает оживлять, одушевлять, воспламенять. Дословный перевод латинского animator — дающий жизнь, воспитывающий характер, а его производное «animateur» во французском языке переводится уже как вдохновитель, руководитель, организатор досуга.
Современная социокультурная анимация определяется как формула «Три D»: deiassi-ment (расслабление) ^ divertissement (развлечение) ^ developpement (развитие).
Иными словами, целью аниматорской деятельности является сопровождение отдыха человека от физического восстановления (расслабление) через переживание радости и удовольствия (развлечение) к удовлетворению потребностей в творческой созидательной деятельности (развитие). Аниматоры как социокультурные лидеры являются «проводниками мнений», они выбирают и преобразуют ценности, понятия и манеры, обеспечивают членов группы образцами поведения в сфере свободного времени, занимая активные новаторские позиции по отношению к социальным нормам и способствуя развитию этих норм. Постепенно термины «аниматор», «анимация» для обозначения профессиональной деятельности организатора досуга получили свое обоснование и распространились во многие страны Европы, США, Канаду, Россию.
Вместе с тем до сих пор представляется довольно сложным разграничение пространства социокультурной анимации, выделение направлений аниматорской дея-
тельности и определение критериев, по которым можно рассматривать ее эффективность. Совершенно очевидно, что анимацию нельзя просто отнести к одной из множества профессиональных областей деятельности человека. Для ее рассмотрения требуется междисциплинарный подход, применение различных, взаимодополняющих друг друга дисциплин, таких как философия, социология, политология, история, психология, педагогика. Анализ различных концепций анимации в социально-культурной сфере и педагогике позволил выделить три основных подхода к определению этого понятия.
Первый подход представляет сферу досуга как закономерный фактор и условие социализации личности, в процессе которой объективно возможны как позитивные, так и негативные влияния на человека. Однако в данном подходе не обособляется феномен детства и юности как особый этап социально-нравственного становления личности, когда она нуждается в особых социокультурных лидерах, способных профессионально и личностно учесть специфику этого этапа развития и отразить его в различных формах педагогически оптимального досуга (М.А. Ариарский, А.Д. Жарков, Н.В. Киселева, Ю.Д. Кра-сильников, Л.В. Тарасов, В.М. Чижиков).
Второй подход ориентирован на психологическую природу досуга, которая связана с удовлетворением потребностей личности в сфере свободного времени. В рамках данного подхода в значительно большей степени исследуются процессы и результаты деформационного влияния свободного времяпрепровождения на детей и подростков, так как различные виды досуга психологически обусловлены их эмоциональной притягательностью для человека (С.А. Бе-
личева, И.В. Бестужев-Лада, Р.Н. Битяно-ва, У. Бронфенбренер, М.А. Галагузова, И.С. Кон, К. Роджерс, Э. Фромм, К.Г. Юнг и др.).
Наиболее актуальным для педагогики является третий подход, который раскрывает развивающую тенденцию сферы досуга, его главный смысловой, социально и личностно-ценный аспекты (В.Г. Бочарова, О.С. Газман, Г.А. Евтеева, А.В. Мудрик,
B.В. Полукаров, Б.А. Титов, С.А. Шмаков и др.). Таким образом, воспитательный, созидающий смысл детско-юношеского досуга центрируется на проблеме одухотворения и воодушевления личности в сфере свободного времени. В наиболее общем виде данная проблема исследуется в теории социальной анимации (от лат. anima — душа) — П. Бло, Ж. Дюмазедье, М. Каплан,
C. Паркер, Дж. Шиверс, В.Г. Бочарова, А.И. Лучанкин, Е.В. Мамбеков, Н.Н. Яро-шенко и др.
В соответствии со сложившимися теоретическими подходами педагогический ракурс анализа проблемы позволил определить три уровня анимации как социально-профессионального явления и зафиксировать ее своеобразие в культурно-образовательном пространстве
Первыйуровень анимации выделяет самостоятельный статус сферы свободного времени как пространства социального воспитания подрастающего поколения. Он позволяет использовать не только возможности педагогической системы общества, т. е. системы образования, но также и семьи, культуры, спорта, молодежных организаций, масс-медиа, шоу-бизнеса (Л.Г. Борисова, В.Г. Бочарова, О.С. Газман, Д.А. Ев-теев, А.В. Мудрик, В.В. Полукаров, Б.А. Титов, С.А. Шмаков и др.).
Второй уровень анимации определяется как элемент социально-педагогической системы в виде совокупности государственных, общественных, частных и иных социальных институтов, призванных обеспечить необходимый и достаточный уровень социально-одобряемых и социально-полезных видов детского досуга, деятельность которых отвечает интересам общества и закреплена в соответствующих нормативно-правовых актах (Р.Н. Азарова, А.В. Мудрик, С.Б. Серякова и др.).
Третий уровень анимации — профессиональная деятельность педагога, целенаправленно обеспечивающая формирование культурно-досуговой компетентности личности, включающей в себя осознанный выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность.
Анимация как относительно новый вид профессиональной деятельности имеет серьезные нормативные предписания, требующие от специалиста решения задач разного уровня сложности, а также предполагает наличие у него определенных профессиональных способностей, которые нуждаются в постоянном развитии для ее эффективного осуществления в изменяющихся условиях.
Из произведенного анализа следует, что сущность педагогической анимации как профессиональной деятельности педагога заключается в способах реальных действий и в определенных типах и видах педагогического взаимодействия в сфере детско-юношеского досуга. Взаимодействие в до-суговой сфере носит добровольный и избирательный характер. Такое взаимодействие в значительной мере дифференцировано, индивидуализировано и вариативно, его воспитательная эффективность определяет-
ся тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами себя ощущают личностями и видят личность в каждом, с кем общаются. Основными задачами досугового взаимодействия являются: формирование у подростков мотивации к различным способам самодеятельности, включая изобретение новых форм свободно-творческого времяпрепровождения; организация первичных групп по интересам; удержание детей, подростков и молодежи творческим общением; организация общих праздников и событий.
Таким образом, на основе анализа различных подходов к определению сущности педагогической анимации как профессиональной деятельности педагога установлено, что ее специфические черты проявляются в наличии особого досугово-воспитательного пространства в социально-педагогической системе; в необходимости и возможности непосредственного педагогического участия в ситуациях индивидуального и социального развития воспитанников в сфере их свободного времени; в личностных особенностях педагога, основанных на способности неформально влиять на воспитанников в процессе досугово-го взаимодействия.
Литература
Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга / Э.В. Соколов. — Л.: Лениздат, 1977.
Фромм Э. Здоровое общество / Э. Фромм; пер. с англ. Т. Банкетовой. — М.: АСТ: Хранитель, 2006.
Ямбург ЕА. Аристократизм как критерий качества образования / Е.А. Ямбург // Народное образование. — 2006. — № 8.
Duma%edier J. Ambiquïte du loisir et dynamique socioculturelle / J. Dumazedier // Cahiers internationaux de sociologie. — 1953. — № 23.