Научная статья на тему 'Реализация методики спортивно-ориентированной физической подготовки в структуре специальных (коррекционных) образовательных учреждений'

Реализация методики спортивно-ориентированной физической подготовки в структуре специальных (коррекционных) образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / SPORTS-ORIENTED PHYSICAL TRAINING / SOCIALIZATION / CHILDREN WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агафонов Иван Валерьевич

В статье проанализированы педагогические возможности использования спортивноориентированной физической подготовки, одной из задач которой является социализация учащихся старших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Систематизированы педагогические методы и принципы, положенные в основу разработанной методики спортивно-ориентированной физической подготовки детей с ограниченными возможностями. Выявлены организационно-педагогические условия, обеспечивающие повышение эффективности физического воспитания в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агафонов Иван Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF A TECHNIQUE OF THE SPORTS-ORIENTED PHYSICAL TRAINING IN STRUCTURE OF SPECIAL (CORRECTIONAL) EDUCATIONAL INSTITUTIONS

In article analyzes the pedagogical possibilities of using a sports-oriented physical training is analyzed, one-term objective of which is the socialization of high school students of special (correctional) educational institutions. Pedagogical methods and principles underlying the methodology employed a sportsoriented physical preparation of the children with disabilities are systematized. The organizational and pedagogical conditions that ensure efficiency geodesic financial education in special (correctional) educational establishments are identified

Текст научной работы на тему «Реализация методики спортивно-ориентированной физической подготовки в структуре специальных (коррекционных) образовательных учреждений»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ СПОРТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СТРУКТУРЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

И. В. АГАФОНОВ

В статье проанализированы педагогические возможности использования спортивноориентированной физической подготовки, одной из задач которой является социализация учащихся старших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Систематизированы педагогические методы и принципы, положенные в основу разработанной методики спортивно-ориентированной физической подготовки детей с ограниченными возможностями. Выявлены организационно-педагогические условия, обеспечивающие повышение эффективности физического воспитания в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

Ключевые слова: спортивно-ориентированная физическая подготовка, социализация, дети с ограниченными возможностями.

Проблема освоения ценностей физической культуры и спорта может быть решена в принципиальном плане на основе масштабного развертывания инновационных процессов в системах физического воспитания и детско-юношеского спорта при использовании теоретически обоснованных и экспериментально апробированных современных педагогических технологий, обеспечивающих модернизацию содержания форм и методов физического воспитания подрастающего поколения.

Одной из инновационных форм физического воспитания является спортивно-ориентированная физическая подготовка, в основе которой лежит использование приемлемых для ее целей средств и методов спортивной тренировки. Средства спортивно-ориентированной физической подготовки так же, как и средства спортивной тренировки, могут быть разделены на три группы физических упражнений: общеподготовительные, специально-подготовительные и соревновательные. Но при этом особенностью спортивно-ориентированной физической подготовки является то, что физические упражнения варьируются в соответствии с задачами конкретного этапа этого процесса [6].

Эффективность формирования ценностных ориентаций и ценностных отношений воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений к здоровью и здоровому образу жизни напрямую зависит от методов, используемых в образовательном процессе.

При формировании ценностных отношений воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений к здоровью и здоровому образу жизни мы придерживаемся трех групп педагогических методов [3]:

1. Методы повседневного систематического, целенаправленного и свободного общения, доверительного взаимодействия в обыденных и экстремальных ситуациях.

2. Методы педагогического и психологического прикосновения педагога к личности ребенка в целях коррекции его сознания и поведения, стимулирования или торможения деятельности, обращения к личности в жизненных ситуациях.

3. Методы детской самодеятельности.

Каждый из перечисленных методов позволяет

создать систему отношений на гуманистической основе, так как в центре внимания находится личность воспитанника.

При этом метод педагогического требования характеризуется применением способа четкого указания, алгоритмизацией деятельности. Воздействие педагога рассчитано на переход требования педагога в требование воспитанника к самому себе.

Метод убеждения характеризуется построением причинно-следственной связи явлений, обосновывающей необходимость принятия подростком соответствующего решения.

Методы педагогического и психологического прикосновения педагога к личности воспитанника

основываются на коррекции его сознания и поведения, стимулировании или торможении деятельности, обращении к личности в реальных жизненных ситуациях.

Методы детской самодеятельности, на наш взгляд, самые сложно реализуемые и представляют собой способы самоорганизации творческой деятельности. К группе методов детской самодеятельности относятся следующие способы: самоорганизация, саморегуляция, самообразование, самодисциплина, самосовершенствование. Об их эффективности свидетельствует внутренняя готовность воспитанника принимать педагогические воздействия и самостоятельно следовать им [3].

Эффективность применения этих методов зависит от воспитуемости детей: готовности к восприятию педагогического воздействия при оптимальном для данного возраста соотношении активности и устойчивости личности, обеспечивающей продвижение в его развитии за счет максимального использования педагогических условий. С другой стороны, воспитуемость, наряду с ценностными отношениями, является результатом применения методов воспитания [3; 7].

Социологические опросы детей и подростков, проведенные нами по методикам Л. И. Лубыше-вой [5; 6], активно занимающихся спортом, показывают, что спорт формирует первоначальное представление о жизни, обществе, мире в целом. Нами показано, что именно в спорте наиболее ярко проявляются такие важные для современного общества ценности, как равенство шансов на успех, достижение успеха, стремление быть первым, победить не только соперника, но и самого себя.

Опираясь на идеи В. К. Бальсевича [1] и Л. И. Лубышевой [5; 6] - широкое привлечение средств спорта к процессу обязательного физического воспитания, суть которых заключается в адаптировании спортивных технологий, в первую очередь спортивной тренировки для повышения эффективности школьного физического воспитания, нами были разработаны принципы формирования системы спортивно-ориентированного физического воспитания в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Это позволило нам актуализировать возможность использования средств спорта в целях воспитания и социализации данной категории учащихся.

Успешность формирования системы спортивно-ориентированной физической подготовки достигается посредством реализации следующих педагогических принципов:

1. Принцип принятия ребенка с проблемами

в состоянии здоровья и развития со всеми его достоинствами и недостатками через понимание причин, определивших его состояние. Отклоняющееся поведение ребенка от общепринятых норм, как правило, вызывает конфликт с окружающими, что создает предпосылки для формирования социально отчуждаемой личности, не способной адекватно оценивать себя и других. Поэтому в работе с детьми с проблемами в развитии важно создать атмосферу доверия и партнерства, способствующую преодолению отчужденности, проявлять терпимость наряду с требованием соблюдения моральных норм.

2. Принцип учета индивидуально-личностных особенностей ребенка. Различная степень интериоризации личностью средовых воздействий обусловлена неодинаковыми способностями детей и их уровнем усвоения и преобразования двигательного опыта и зависит от особенностей высшей нервной деятельности, интересов и потребностей ребенка.

3. Принцип опоры на положительное в личности ребенка. Подчеркивает значимость диагностического этапа социально-педагогической деятельности, позволяющего определить те позитивные стороны развития личности, с помощью которых при грамотном профессиональном подходе возможно полное или частичное преодоление явлений проблем в его развитии. В коррекционной работе акцент делается на социально не одобряемых поступках ребенка, а не на отрицательных качествах его личности.

4. Принцип формирования позитивной перспективы жизнедеятельности. Это позволит усилить мотивацию ребенка к преодолению дезадаптации, уверенность в себе, помогает разобраться ему в трудной жизненной ситуации.

5. Принцип конструктивного взаимодействия с микросоциальным окружением ребенка в процессе его социальной и двигательной адаптации. Деятельность по преодолению социальной дезадаптации у детей будет эффективной, если в этот процесс будет включено его ближайшее социальное окружение, готовое к позитивным изменениям для обеспечения эффективности взаимодействия.

6. Принцип соответствия требуемому уровню компетентности в профессиональной педагогической деятельности, учитывающей специфику детей с проблемами в развитии как особой социальной категории. Использование общепедагогических технологий и методов взаимодействия предполагает интеграцию со специальными педагогическими технологиями, овладение спе-

циалистами определенными знаниями, а также умениями и навыками работы в социуме.

Нами предложены методы социально-педагогической адаптации детей с проблемами в состоянии здоровья и развития с использованием средств спортивно-ориентированной физической подготовки.

Основные идеи, подходы, принципы и содержание педагогической работы по социальной адаптации детей с проблемами в состоянии здоровья и развития отражены в способах взаимодействия с детьми данной категории. Предлагаемая к использованию классификация методов социально-педагогической адаптации подчинена основной идее -активизации позитивного потенциала ребенка для преодоления социальной дезадаптации через стимулирование, регулирование и коррекцию поведения, деятельности и отношений детей. Основными критериями выбора того или иного метода являются характер и преобладающие мотивы поведения и поступков ребенка.

За основу взята адаптированная классификация педагогических методов в социально-педагогической работе с детьми с проблемами в состоянии здоровья и развития:

1. Методы формирования сознания. Основное назначение данной группы методов - формирование устойчивых социально приемлемых взглядов, понятий, убеждений у детей, стимулирующих их деятельность.

2. Методы формирования образа действия. Успешность любой деятельности определяется знанием содержания и способов действия. Это объясняет необходимость формирования у ребенка опыта деятельности, поведения в той или иной ситуации, совершенствования форм деятельности и общения, приобретения нового смысла деятельности.

3. Методы социального научения. Обеспечивают переход от пассивного усвоения знаний к самостоятельной активности, развитие функциональной грамотности. Важно не только развивать у ребенка определенные способы деятельности, продуктивного социального поведения, общения, но и способствовать формированию его личной социальной активности в целях развития навыков самопомощи.

4. Методы формирования социальной перспективы. Ребенку необходимо показать его возможные достижения при условии овладения новыми знаниями, умениями, навыками в соответствии с его интересами и потребностями.

5. Методы включения личности в коллективную деятельность. Важно показать, что любая

деятельность ребенка осуществляется не изолированно, затрагивая интересы других. Коллектив в данном случае должен вступать в качестве воспитательной среды, способствующей формированию социально значимых качеств личности, помогающим строить продуктивные отношения с окружающими.

6. Методы включения в постепенно усложняющуюся деятельность.

Обусловлены необходимостью учета психофизиологических, индивидуальных особенностей детей и уровня сформированности сознания, позволяют преодолеть пробелы в личностном и социальном развитии, обеспечивая переход на новые уровни самоутверждения и самовыражения.

7. Методы одобрения и осуждения. Направлены на торможение или стимулирование определенных действий и поступков детей на основе эмоциональной регуляции (сопереживания, сочувствия). В работе с детьми группы риска необходимо увеличивать роль негласного социального контроля.

8. Методы педагогической коррекции. Используются с целью определения и преодоления негативных навыков и привычек у детей наряду с выявлением и закреплением положительных.

Данный подход не является универсальной для всех случаев, так как ее реализация зависит от конкретной ситуации, ведущих факторов риска для ребенка, условий, ресурсов и резервов социально-педагогической адаптации и требует творческого осмысления.

Наиболее близко к рекомендуемому подходит режим дня Горельской школы-интерната, но в ней тоже не выдерживаются рекомендации по организации свободного времени детей - вместо рекомендованных 200 мин. в этой школе-интернате у детей среднего и старшего возраста это время составляет 178 мин. Из всех школ-интернатов по этому показателю ближе всех к норме режим дня Котовской и Горельской школы-интерната.

При этом каждая школа-интернат, в соответствии со спецификой контингента, имеет особенности проведения свободного времени - в Го-рельской и Знаменской школах-интернатах это в основном производственный и обслуживающий труд, а не организованная двигательная деятельность. В Котовской школе-интернате, где находятся в основном дети с нарушениями опорнодвигательного аппарата, это малоподвижная деятельность, прогулки не носят активных характер, дети много времени посвящают посещениям кружков творческого направления.

В процессе проведения констатирующего педагогического эксперимента нами выявлены организационно-педагогические условия спортивноориентированного физического воспитания, основными из которых являются:

- свобода выбора вариантов физкультурных занятий, что максимально обеспечивает спортивно-ориентированное физическое воспитание школьников;

- создание широких возможностей для освоения каждым школьником ценностей физической культуры и спорта в соответствии с индивидуальными задатками, способностями, личностными установками, потребностями и интересами, уровнем физического развития и подготовленности;

- возможность объединения в учебнотренировочные группы, занимающиеся за рамками академического расписания, относительно однородные по интересам, потребностям, притязаниям, уровню физической подготовленности;

- построение учебно-тренировочного процесса в соответствии с требованиями теории управления подготовкой юных спортсменов;

- при организации физической и спортивной подготовки учащихся, их физкультурного и спортивного воспитания обязательность использования технологий спортивной, общекондиционной и оздоровительной тренировки;

- осуществление постоянного контроля и вариативности двигательных режимов и их интенсивности.

Предложенная нами методика спортивноориентированной физической подготовки включает специально подобранные физические упражнения, используемые как средства спортивноориентированного физического воспитания избирательно в зависимости от этапа указанной формы физического воспитания: на начальном этапе реализации методики в основном используются общеподготовительные и соревновательные упражнения; по мере приобретения двигательной и технической базы используются общеподготовительные, специально-подготовительные и соревновательные упражнения; на заключительном этапе используются специально-подготовительные и избранные соревновательные упражнения, что позволяет повысить уровень развития двигательных способностей и процесс социализации

учащихся старших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Литература

1. Бальсевич В. К., Прогонюк Л. Н. Теория и технология развития инновационных процессов в физическом воспитании учащихся общеобразовательной школы // Совершенствование системы физического воспитания, оздоровления детей и учащейся молодежи в условиях различных климатогеографических зон. Сургут, 2000. С. 5- 7.

2. Битинас Б. П. Структура процесса воспитания: Методологический аспект. Каунас, 1994.

3. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2 т. / под ред. А. В. Петровского. М., 1979. Т. 2.

4. Леонтьев А. И. Избранные психологические произведения: в 2 т./ под ред. В. В.Давыдова [и др.] М., 1983. Т. 1.

5. Лубышева Л. И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Теория и практика физической культуры. 2001. № 4. С. 11-13.

6. Лубышева Л. И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации // Теория и практика физической культуры. 2002. № 3. С. 11-14.

7. Матвеев Л. П. О природе и системе принципов, регламентирующих деятельность по физическому воспитанию // Теория и практика физической культуры. 1990. № 2. С. 23-29.

* * *

REALIZATION OF A TECHNIQUE OF THE SPORTS-ORIENTED PHYSICAL TRAINING IN STRUCTURE OF SPECIAL (CORRECTIONAL) EDUCATIONAL INSTITUTIONS

I. V. Agafonov

In article analyzes the pedagogical possibilities of using a sports-oriented physical training is analyzed, one-term objective of which is the socialization of high school students of special (correctional) educational institutions. Pedagogical methods and principles underlying the methodology employed a sports-oriented physical preparation of the children with disabilities are systematized.

The organizational and pedagogical conditions that ensure efficiency geodesic financial education in special (correctional) educational establishments are identified.

Key words: sports-oriented physical training, socialization, children with disabilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.