ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011
УДК 796.92
О. В. МАРАХОВСКАЯ
Омский государственный технический университет
ИГРОВОЙ МЕТОД В ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ОБЩЕПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП
Проведение занятий по физическому воспитанию студентов общеподготовительных групп включает лыжную подготовку (обязательный минимум). В этой связи разработанная модульно-коррекционная технология обучения их этому виду способствует освоению классических и коньковых ходов, повышает уровень мотивации к занятиям и резистентность организма.
Ключевые слова: студенты, лыжная подготовка, группы ОФП, дыхательная мускулатура.
Физическая культура в вузе является обязательной учебной дисциплиной федерального компонента, что подчеркивает ее значимость в формировании гармоничного развития и здоровья будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки. Организация работы по физическому воспитанию регламентируется законодательными, инструктивными и программными документами, определяющими основную направленность, объем и содержание учебных занятий [ 1, 2].
В период обучения в высших учебных заведениях раскрываются способности и задатки студентов; происходит наиболее активное развитие нравственных и эстетических качеств, становление и стабилизация характера, интересов; развиваются сенсорно-рецептивные, психомоторные функции; наблюдается наибольшая пластичность в образовании навыков; в основном завершается соматическое и достигает оптимума психофизическое развитие. Все это подчеркивает, с одной стороны, наличие высоких потенциальных возможностей студентов, а с другой — необходимость максимальной реализации этих возможностей в процессе обучения [3, 4].
Студенческий период жизни — это последняя, в рамках государственных программ обучения, возможность получения базовых знаний, умений, навыков по организации самостоятельных занятий физкультурноспортивной деятельности. Подобный опыт не вполне осознается и по достоинству не оценивается в молодости; практически же он определяет одну из сторон культуры личности выпускника вуза. Многие авторы в своих работах, опираясь на социологические исследования, отмечают сниженный уровень физической подготовки студентов, слабый интерес к своему здоровью, физической культуре и спорту [5]. Физическая подготовленность студентов характеризуется степенью развития таких основных качеств, как сила, выносливость, гибкость, быстрота, ловкость и координация. Уровень развития вышеперечисленных качеств, а также функциональных систем организма занимающихся особенно в период обучения в вузе способствует созданию здоровой основы для проявления одаренности личности, успешному овладению профессиональными знаниями. Полученные в результате занятий по физическому воспитанию они могут быть легко перенесены в другие области деятельности и способствовать быстрому приспособлению человека к изменяющимся условиям труда, быта, что очень важно в современных жизненных условиях [6].
В последние годы в процессе физического воспитания в вузах широко используется внедрение в учебный процесс спортивных специализаций, исходя из желаний студентов заниматься каким-либо видом спорта и предыдущего опыта в детских юношеских спортивных школах, что, в целом, не нарушает целостности государственного образовательного стандарта по данной дисциплине. Поэтому зачисление студентов первого курса в учебные группы по видам спорта осуществляется с учетом их интереса и хорошей спортивной и физической подготовленности. При этом студенты, не проявившие себя в какой-либо спортивной специализации, направляются в группы ОФП, иначе называемые группами общей физической подготовки. Чаще всего занятия для них проводятся по рекомендуемой государственным стандартом программе с общепринятыми обязательными разделами: легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка, спортивные игры, плавание, соответственно выделенным часам. Однако в связи с недостаточной оснащенностью спортивно-технической базы в большинстве учебных заведений для этих групп занятия, как правило, проводятся на улице круглый год [7]. В основном— это общеразвивающие и силовые упражнения, кросс, футбол (осенью и весной), а также обязательной является лыжная подготовка — в зимний период.
В то же время раздел лыжной подготовки — это особый вид спортивной деятельности, требующий достаточно высокой координации движений, выносливости, что требует специального обучения.
Вопрос повышения интереса студентов к учебным занятиям по физической культуре в настоящее время является не менее важным, чем сохранение здоровья, высокой общей работоспособности, так как только этот фактор может способствовать активизации их собственных усилий в процессе обучения.
Одним из эмоциональных приемов преподавания в учебном процессе по физическому воспитанию для создания творческой активности и заинтересованности на учебных занятиях является включение подвижных игр [8].
При этом подвижные игры, как метод физического воспитания, — это не только средство, но и комплексное совершенствование движений в усложненных вариативных условиях, то есть подводящий либо вспомогательный способ к спортивной деятельности [9].
Как показывают результаты проведенного нами анализа данных специальной литературы, подвижные
игры, и игровые упражнения включают в процесс физического воспитания не только дошкольников, школьников, но и студентов с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса. При этом необходимым является подбор игровых заданий, продолжительность их выполнения, условия игровых упражнений, структура игровых действий, распределение и осуществление контроля со стороны педагога за игровой деятельностью занимающихся [10].
В этой связи разработка технологии лыжной подготовки в физическом воспитании студентов на основе игрового метода остается актуальной.
Цель исследования — поиск совершенствования эффективности подходов в физическом воспитании студентов групп ОФП по лыжной подготовке на основе игрового метода.
Методы и организация исследования. Для изучения показателей, характеризующих уровень физического развития, а также оценки координации движений и устойчивости вестибулярных реакций, морфофункциональных показателей и физической подготовленности занимающихся был использован ряд традиционных методов исследования: анализ научнометодической литературы, анкетирование и интервьюирование, педагогические наблюдения и эксперимент, антропометрические измерения, определение физической работоспособности по степ-тесту и внешнего дыхания. Для измерения эмоционального состояния в период интенсивной физической и психологической нагрузок использовалась методика САН (самочувствие активность, настроение), разработанная сотрудниками Ленинградской военно-медицинской академии (В.А. Доскин, 1973 г.) и статистическая обработка полученных материалов.
Под наблюдением в течение 2-х лет находилось 100 студентов — юношей групп ОФП и 25 студентов специализации «лыжные гонки». В экспериментальной группе (ЭГ)—50 человек занимались по разработанной нами технологии, в контрольной группе (КГ -1) — 50 человек, в соответствии с базовой программой для высших учебных заведений. Вторую контрольную группу (КГ-2) — 25 человек составили студенты спортивной специализации «лыжные гонки». Занятия проводились в рамках академического расписания два раза в неделю на 1 — 2 курсе и один раз — на 3 — 4.
Анализ физической подготовленности у данной категории студентов показал более низкие результаты по сравнению со студентами спортивных специализаций, т.е. выявил недостаточность развития физических качеств.
Однако стремление студентов к физическому совершенствованию (50 %), выявленное по ответам на разработанную нами анкету, обязывает преподавателя искать пути подбора оптимальных видов физической культуры, приближенных к спортивной деятельности для этой категории студентов с целью повышения гармоничности развития, адаптационного потенциала даже в неприспособленных условиях, то есть проведения занятий на улице. В условиях Сибири это должна быть лыжная подготовка. При этом необходимо отметить, что этот вид является обязательным в программе по физическому воспитанию.
Основным направлением занятий по лыжной подготовке в экспериментальной группе было обучение и совершенствование техники лыжных ходов и имитационных упражнений на основе игрового метода.
Н.А. Бернштейн [11] доказывает, что скорость формирования и прочность двигательного навыка зависят от объема, специфики и сенсорной информации, поступающей в центральную нервную систему.
Движения, выполняемые в режиме, близком к статическому, запоминаются менее эффективно, чем движения, характеризующиеся выраженной последовательностью различных фаз двигательного акта. В этом отношении игровые упражнения создают благоприятные условия для совершенствования двигательного анализатора, воспроизведения пространственных, временных и динамических параметров движений.
Игры на лыжах, эстафеты проводились с целью обучения и совершенствования техники лыжных ходов, развития физических качеств, необходимых студентам для сдачи контрольных нормативов, а также решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.
Результаты и их обсуждение. В разработанную модульную технологию лыжной подготовки вошла модифицированная нами систематизация подвижных игр и эстафет рассчитанная на 2 года обучения, соответственно совершенствованию необходимых качеств.
Свидетельством положительного воздействия разработанной технологии на организм студентов групп ОФП явилась оценка психоэмоционального их состояния. Так, анализируя результаты, полученные в ходе исследования, можно сделать вывод, что у большинства студентов занятия лыжной подготовкой способствуют хорошему самочувствию, настроению, активности. Однако более высокий и достоверный уровень настроения отмечен в ЭГ с 5-го занятия, что связано с включением метода подвижных игр на лыжах, оказывающего положительное воздействие на студентов.
Одним из основных показателей состояния аппарата внешнего дыхания является величина жизненной емкости легких (ЖЕЛ), отражающая вентиляционную способность их при занятиях лыжной подготовкой. Данный показатель является контрольным для определения динамики возможностей организма при освоении рациональности движений руками во время передвижения на лыжах и продолжительности пребывания на воздухе, то есть дозированной нагрузки. При этом особое значение имеет не только определение фактической ЖЕЛ (ФЖЕЛ), но и должной (ДЖЕЛ) соответственно полу, возрасту, весу индивидуально каждого испытуемого, а также жизненного индекса (ЖИ).
Результаты исследования названных показателей представлены в табл. 1.
Как видно из таблицы ЖЕЛ, а именно фактическая, выявленная у студентов в начале эксперимента составляла в среднем около 4000 мл в экспериментальной и контрольной группах и достоверно увеличилась в конце эксперимента в экспериментальной группе.
Для оценки фактической жизненной емкости легких (ФЖЕЛ), зависящей от веса, роста и возраста, был проведен расчет должной жизненной емкости легких (ДЖЕЛ) по методике (А. Д. Дембо,1976), согласно которой в норме ФЖЕЛ составляет от 85 % до 115 %.
В связи с вышеизложенным, в начале эксперимента отношение ФЖЕЛ к ДЖЕЛ составило от 78 % до 81 % в контрольной и экспериментальной группах, что свидетельствует о некотором недостаточном развитии потенциальных возможностей системы внешнего дыхания у студентов групп ОФП. В конце эксперимента было выявлено увеличение до 95 %±2 при (Р<0,001) в экспериментальной группе и недостоверном увеличении с 79±3 % до 81±1 % в контрольной.
Жизненный индекс, характеризующий функциональные возможности дыхательного аппарата и свидетельствующий об увеличении дыхательной поверхности легких на единицу массы тела, до начала
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011
Показатели внешнего дыхания студентов общеподготовительной группы х±т
Показатели Период исследования ЭГ (п = 50) Ро КГ (п = 50) Ро Ро между ЭГ иКГ
ФЖЕЛ, мл 1 3795±118 <0,001 3700±116 >0,05 >0,05
2 4850 ±90,2 4000 ±60 <0,05
ДЖЕЛ, мл 1 4770±103 <0,05 4640±112 <0,05 >0,05
2 4800±50 4800±40 >0,05
ФЖЕЛ/ДЖЕЛ, % 1 79 ±3 <0,001 79±3 >0,05 >0,05
2 95±2 81 ±1 <0,05
Жизненный индекс,мл/кг 1 58 ±1,2 <0,001 57 ±1,1 <0,05 >0,05
2 68 ±0,9 62±0,7 <0,001
Примечание: 1 — начало эксперимента, 2 — конец эксперимента
эксперимента был равен примерно 57 мл/кг, что говорит о недостаточности его у юношей при норме не менее 65 — 75 мл/кг.
В конце эксперимента было выявлено достоверное увеличение (Р<0,001) с 58±1,2 до 68±0,9 в экспериментальной группе и с 57 ±1,1 до 62±0,7 в контрольной группе (Р<0,05). Данная динамика жизненного индекса (ЖИ) показывает: значительно возросшие функциональные возможности дыхательного аппарата студентов групп общей физической подготовки (ОФП) в процессе физического воспитания особенно после занятий лыжной подготовкой.
Определение изменения ЖЕЛ под влиянием физической нагрузки может свидетельствовать о положительной динамике легочной вентиляции и устойчивости к утомлению дыхательной мускулатуры.
Заключение. Технология обучения ходьбе на лыжах студентов общеподготовительных групп на основе игрового метода способствует освоению как классических, так и коньковых ходов в относительно короткий срок (15 — 20 занятий).
Использование игрового метода в обучении ходьбе на лыжах улучшает психофизическое состояние и уровень мотивации студентов общеподготовительных групп, как к организованным, так и к самостоятельным занятиям лыжной подготовкой.
Включение ходьбы на лыжах в учебный процесс по физическому воспитанию студентов общеподготовительных групп способствует улучшению адаптационных возможностей организма занимающихся, что проявляется в повышении физической подготовленности, выносливости дыхательной мускулатуры и резистентности к простудным заболеваниям.
Библиографический список
1. Пономарёв, Г. Г. Государственные образовательные стандарты в области физической культуры и спорта: проблемы и перспективы совершенствования / Г. Г. Пономарёв // Теория и практика физической культуры. — 2000. — № 12. — С. 9 — 14.
2. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» для высших учебных заведений. — М., 2000. — С. 8—12, 16-17.
3. Лубышева, Л. И. Теоретико-методологическое обоснование физкультурного воспитания студентов / Л. И. Лубышева, Г. М. Грузных // Теория и практика физической культуры. -1991. - № 6. - С. 9-12.
4. Зайцев, Г. К. Стратегия понимания физического воспитания студентов / Г. К. Зайцев // Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 7. - С. 26-28.
5. Бальсевич, В. К. Физическая культура для всех и для каждого / В. К. Бальсевич. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - С. 184- 193.
6. Ефимов, А. А. К вопросу об эффективности программ по физическому воспитанию в вузах / А. А. Ефимов, В. Д. Еднак // Актуальные проблемы физического воспитания и спортивной тренировки студенческой молодежи : тез. докл. Междун. науч.-практ. конф. - Минск, 1995. - С. 20-21.
7. Бирюков, Н. А. Совершенствование организационных форм физического воспитания студентов / Н. А. Бирюков // Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования : материалы Международ. науч.-практ. конф. - Омск : СибГАФК, 1998. - Ч. II. - С. 148- 149.
8. Геллер, Е. М. Игра и ее роль в физическом совершенствовании человека / Е. М. Геллер. - М., 1990. - 214 с.
9. Сухолозова, М. А. Игры как вид активности человека на занятиях по физической культуре / М. А. Сухолозова, Е. В. Бутакова // Физическая культура и спорт в 21 веке : сб. науч. тр. Вып. 3. -Волжский. - 2006. - С. 333-336.
10. Рекутина, Н. В. Игровой и соревновательный методы обучения. Их применение в формировании двигательных навыков и умений / Н. В. Рекутина // Спортивные танцы. - М. : РГАФК, 2000. - Бюл. № 7. - С. 20-23.
11. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. - М. : Просвещение, 1991. - С. 49.
МАРАХОВСКАЯ Оксана Валерьевна, аспирантка, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта.
Адрес для переписки: 644050, г. Омск, пр. Мира, 11.
Статья поступила в редакцию 11.01.2011 г.
© О. В. Мараховская