Научная статья на тему 'Педагогическая антропология в системе научного знания'

Педагогическая антропология в системе научного знания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3061
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНТРОПОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / ANTHROPOLOGY / PEDAGOGICAL ANTHROPOLOGY / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ANTHROPOLOGY / PHILOSOPHICAL AND PEDAGOGICAL ANTHROPOLOGY / SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ANTHROPOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малякова Наталия Сергеевна

Предлагаемая статья обосновывает понимание места педагогической антропологии в системе наук о человеке, что открывает для педагогики ценностное образовательное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical anthropology in the system of scientific knowledge

The article substantiates pedagogical interpretation of the role of pedagogical anthropology in the system of human sciences which opens valuable educational space for pedagogy.

Текст научной работы на тему «Педагогическая антропология в системе научного знания»

С

овременные стратегии и ресурсы развития образования

Н. С. Малякова

(Псков)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Предлагаемая статья обосновывает понимание места педагогической антропологии в системе наук о человеке, что открывает для педагогики ценностное образовательное пространство.

Гуманистические тенденции развития отечественной школы вызывают интерес к педагогической антропологии как науке о воспитании человека на основе всесторонних знаний о нем. В связи с этим возникают вопросы: какую нагрузку в общем понимании человека несет педагогическая антропология? Какие педагогические задачи стоят перед ней в связи с этим пониманием? Как согласовать взгляды различных наук на проблему человека?

Для того чтобы определить место идей педагогической антропологии в педагогическом процессе современной школы, необходимо выйти за пределы педагогического знания.

Для исследования взаимосвязей между различными антропологическими науками обратимся к междисциплинарному подходу: к методам сравнительного анализа источников и концептуализации. Они помогут рассмотреть проблему человека на «стыке» антропологических наук. Метод сравнительного анализа источников обеспечивает воссоздание целостной объективной картины понимания феномена человека; метод концептуализации способствует определению системы исследовательских установок и принципов выявления и объяснения логики построения антропологического знания.

Понятие «антропология» известно с XVI века, с появления работ М. Хандта «Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека и об элементах, частях и членах тела

человека» и О. Касманна «Антропологическая психология, или Учение о человеческой душе. О строении человеческого тела в методическом описании». Исходным, наиболее общим антропологическим знанием была биология. Исследователи утверждают, что изначальное предназначение антропологии - исследование анатомо-морфологических, онтогенетических, этнологических особенностей человека [4, 8]. С XIX века антропологи начали изучать жизнь примитивных обществ и племен в Африке, Австралии, Океании. С развитием науки число параметров изучения человека значительно увеличилось. В XX веке появилось множество «региональных», «акцентных» антропологий, изучающих человека с разных точек зрения. Выделяются антропологии: философско-биологическая, культурно-философская, философско-религиозная, психоаналитическая, историческая, политическая, христианская, психологическая, педагогическая, философская, культурная, социальная, политическая, юридическая, историческая, экономическая, экологическая, прикладная, бизнес-антропология, киберантропология, визуальная антропология и др. Главным принципом выделения разнообразных антропологических теорий является требование исследовать мышление, волю, поведение человека с позиций его самого.

Педагогическая антропология определяется в Российской педагогической энциклопедии как «...направление в теоретической педагогике и человекознании, возникшее в

Западной Европе после 2-й мировой войны» [10, с.121]. Вместе с тем широко известно, что труд К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» был издан в Санкт-Петербурге в 1868-1869 гг. [12]. Б. М. Бим-Бад характеризует педагогическую антропологию как «средоточие высокой культуры, «золотого фонда» знания человека о самом себе» [3, с. 6].

В качестве предмета педагогической антропологии выступают: развивающийся человек, становление человеческого в человеке, феномен человека в контексте образования [3, 6, 7, 9]. В современных педагогико-антро-пологических исследованиях выделяется ряд фундаментальных проблем:

- взаимодействие человека и человечества, которое рассматривает человека как движущую силу исторического процесса, как субъекта общественного сознания и познания, связанного с ходом истории, с социальными установлениями, с общностями разного типа;

- выделение методологических подходов: философско-антропологического, культурологического, средового, коэволюционного, амбивалентного, событийного, герменевтического, стратегиального и др.;

- определение фундаментальных принципов воспитания человека, определение антропологической сущности воспитанника, детства человека, его мотивов, ценностей;

- исследование с педагогико-антрополо-гической точки зрения феноменов жизни человека: труда, любви, страха, смерти и др.;

- возрождение идей педагогической антропологии России конца XIX - начала XX вв. в современной отечественной школе;

- определение места педагогической антропологии среди других отраслей знания о человеке (Б. М. Бим-Бад, А. Я. Данилюк, М. Г. Коджаспирова, Б. В. Куликов, Л. А. Лип-ская, Л. М. Лузина, В. Н. Максакова, А. П. Огурцов, В. А. Сластенин и др.].

Важной задачей является определение взаимоотношений педагогической антропологии и педагогики. В педагогике человек рассматривается как предмет познания и самосознания, обладающий физическими, духовными, природными, социальными и другими характеристиками (В. А. Сластенин, В. В. Анисимов, П. И. Пидкасистый, И. П. Подла-сый и др.]. Общим у педагогики и педагогической антропологии является понимание че-

ловека как развивающейся личности. Педагогическая антропология выступает также как связующее звено между общей антропологией и педагогикой. К педагогической антропологии В. И. Слободчиков относит также антропологию образования. Ее основные характеристики определяются реально существующей, находящейся в процессе постоянного обновления образовательной практикой. Он указывает, что пути формирования антропологической парадигмы в образовании лежат в области нового антропоцентрического научного и вненаучного знания, в основании которого лежит человеческое измерение. Оно заставляет ученых и политиков обосновывать проектирование образовательной деятельности с учетом природы, интересов и ценностей человека [11].

Обращает на себя внимание преемственность психологической антропологии с педагогической антропологией дореволюционных мыслителей. Психологи подчеркивают значение антропологического принципа, провозглашенного К. Д. Ушинским - об изучении человека во всей его целостности: физической, умственной, нравственной. В связи с этим в психологической антропологии разрабатывается идея обусловленности более длительного эффекта воспитания гетерогенными связями, т.е. разнородными, перекрестными. Многообразие гомогенных (однородных] и гетерогенных взаимосвязей в развитии ребенка Б. Г. Ананьев называл первой из проблем психологической антропологии [1]. Вторая значимая проблема - активность человека как субъекта различных видов деятельности, прежде всего труда, общения, познания. В этих видах деятельности у человека складывается система отношений к себе и к окружающим людям. Третья проблема -выделение мировоззренческой составляющей в понимании мышления и деятельности человека.

Чаще всего обсуждаются связи между философской и педагогической антропологиями. В философской антропологии выделяют многомерность человека и его бытия [5, 6]. Рассматриваются вопросы о том, что такое человек, в чем его природа и сущность, какие закономерности и механизмы функционирования даны ему от природы, а какие обретены в культурной истории, в чем заключаются характерные особенности и направленность его развития, в чем неповторимое своеобра-

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 4 (25] 2010

31

зие его современного бытия, что есть человек сегодня и чем он может быть завтра. Подчеркивается, что у человека множество свойств и особенностей, которые отражают его специфику. Среди философско-антропологических категорий выделяются: «дух», «душа»,

«плоть», «сознание», «коммуникация», «жизнь», «смерть», «мораль» и др. Ведущей сущностной характеристикой человека выступает его духовность [8].

Развитие философско-антропологических взглядов в России имеет самобытные и противоречивые культурные особенности. Православная христианская антропология основывается на Священном Писании, святоотеческом наследии, трудах русских религиозных философов. В ней человек выступает как творение, созданное по Образу и Подобию Бо-жию. Воспитание же человека рассматривается как его спасение от власти греха [там же, с. 23]. Хотя советский период и считается упущенным для развития идей философской антропологии, однако в педагогике используются результаты исследований человека как биосоциального существа, обоснованные в трудах философов: И. Т. Фролова, А. Г. Спир-кина, Л. П. Буевой, А. Т. Мысливченко, В. Н. Давидович, М. С. Кагана и др. [13].

Б. М. Бим-Бад утверждает, что философская антропология снимает и преодолевает односторонность и крайность материализма в педагогике, дополняя ее философией природы и философией духа, дает педагогике системное знание о мире и о человеке. Некоторые исследователи просто относят педагогическую антропологию к философскому знанию, как ее логическое дополнение (Л. А. Липская, Г. А. Новичкова]. Человек понимается как самоопределяющееся существо, и философская антропология помогает педагогической понять процессы, происходящие между рациональным сознанием и чувствами человека.

Наряду с обращением к философской антропологии в педагогике осуществляется обращение к философско-педагогической антропологии. Ее значение исследователи видят в определении философской позиции по отношению к воспитанию (Л. М. Лузина,

В. Б. Куликов]. Философско-педагогическая антропология рассматривает педагогические способы становления человеческих качеств в человеке, выраженные в разных формах бытия: диалоге, понимании, рефлексии, переживании, раскрытии человека как воспитываемого и воспитывающегося существа.

При сравнении философской, философско-педагогической и педагогической антропологий обращается внимание на то, что их взаимодействие способствует появлению новых целевых, содержательных, ценностных элементов, то есть формированию нового системного качества. Взаимосвязь философской и педагогической антропологий призвана раскрыть реальные педагогические отношения и процессы становления человеческого в человеке. Однако эта взаимосвязь достаточно сложна. Так, А. П. Огурцов считает отождествление философии с педагогикой чрезмерно упрощенным и «не отражающим всю сложность взаимоотношения образования и философии» [9, с. 75]. Анализ философско-педагогических и антрополого-педагогических концепций XX века показывает как множество связующих для них мотивов, так и множество отличий. Следует учитывать, что существуют различные течения философско-антропологического знания: религиозные, аксиологические, экзистенциальные, феноменологические, диалогические, натуралистические, индивидуалистические, диалектико-рефлексивные и др. Перед педагогикой, если она обращается к философско-антропологическим основаниям, встает задача выстроить свою концепцию образовательной практики. Взаимосвязь философской и педагогической антропологии может отражаться только концептуально. Ключевым компонентом построения такой концепции должен быть человек в процессе активного проживания тех или иных форм бытия, проявляющих его ценностные, духовные, социальные, культурные и другие характеристики.

Для построения концепции образования, ориентированной на человека, необходимо также рассмотреть связь между педагогической и социальной антропологиями. Социальная антропология рассматривается как ответвление философской антропологии и своеобразный эквивалент культурной антропологии. Можно в связи с этим говорить о социокультурной антропологии, так как она рассматривает культурно-исторические модели связей человека с широким социальным и культурным окружением по типу «человек-культура», «культура-социальная организация» и т.п. Культурная антропология исследует особенности связи человека и культуры - обычаи, традиции. Кроме того, культурная антропология рассматривается как часть

Образовательная антропология

Социальная--------- Педагогическая антропология -------- Философская

Психологическая антропология

Рис. Взаимосвязь педагогической антропологии с антропологическими науками

общей антропологии, так как она использует данные этнографии, фольклора, лингвистики, психологии. Человек рассматривается в ней как феномен культуры. Социальная же антропология изучает взаимодействие людей в социальных структурах. В. С. Барулин выделяет три ключевых момента социальной антропологии: формирование целостного

взгляда на общественную жизнь, на отношение общества и человека; ярко выраженную концептуальность видения связи общественной жизни и жизни человека; особенность и самостоятельность проблематики, категориально-понятийного фонда [2].

Социальная антропология, в свою очередь, связана с социально-философской антропологией, которая изучает способы создания человеком общества, исследует, как деятельность человека способствует созданию средств и условий своего существования и деятельности, как его человеческая сущность проникает во все структуры общества, как общество, в свою очередь, воздействует на человека. Таким образом, социально-философская антропология помогает раскрыть антропологические особенности самой школы, показывая, как человеческие характеристики проявляются в социуме. В. С. Барулин пишет о том, что социально-философская антропология связана, с одной стороны, с социальной антропологией, а с другой - с философской. Такая взаимосвязь определяет понимание человека как субъекта общественных связей и отношений. Подчеркивается, что человек и социум не разведенные категории, а нечто единое. Человек «созидает» и себя, и социум, раскрывая свои возможности. Любой социальный институт отражает человеческие

мысли, чувства, действия, ценности. Делается вывод о наличии антропогенных характеристик социума, о диалектическом единстве человека и антропогенного социума. Данное положение имеет большое значение в построении концепции школы, ориентированной на человека.

Концепция школы как система взглядов, выражающих определенный способ видения, понимания, трактовки предметов, явлений педагогической деятельности, становится важнейшим условием модернизации современного отечественного образования. В начале XXI века появились педагогические концепции, основанные на антропологических идеях. Они имеют аксиологические, культурологические, индивидуально-прагматические, социологические, герменевтические и другие антропологические характеристики и вводят в педагогику новые методологические и категориальные средства, пересматривая компоненты педагогического процесса в свете человекообразующей функции (Л. А. Липская, А. П. Огурцов, Е. В. Бондарев-ская, А. В. Хуторской, А. Н. Джуринский,

Э. Д. Днепров и др.). Педагогическая антропология, находясь в системе антропологических наук, открывает для педагогики обширное информационное пространство, центром которого является человек.

Представим взаимосвязь педагогической антропологии с другими антропологическими знаниями схематически (см. рис.).

Психолого-педагогическая вертикаль этой схемы показывает взаимосвязь образовательной, педагогической и психолого-педаго-гической антропологий. Образовательная антропология определяет необходимость

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 4 (25) 2010 --------------------------------------------------- 33

формирования образовательной политики, направленной на человека: деклараций, законопроектов, государственных инициатив. Психологическая антропология ориентирует на разработку разнообразных программ, проектов, технологий, обогащающих практику решением проблем развития и становления человека. Педагогическая антропология призвана концептуально обосновывать образо-

вательные модели, в центре которых находится человек. Социально-философская горизонталь обеспечивает педагогической антропологии выход в сферу широких фундаментальных исследований о человеке, дает концептуальные основания для построения антропологически ориентированной концепции современной отечественной школы.

Литература

1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Т.2 / под ред. А. А. Бодалева. - М.: Педагогика, 1980. - 288 с.

2. Барулин В. С. Основы социально-философской антропологии. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2008. - 455 с.

3. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология: учеб. пособие. -М.: Изд-во УРАО, 1998. - 576 с.

4. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социальная антропология: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 688 с.

5. Куликов В. Б. Философско-педагогическая антропология: проблемы и тенденции // Вопросы философии. - 1985. - №6. -

С. 132-139.

6. Лузина Л. М. Теория воспитания: философско-антропологический подход. - Псков: ПГПИ, 2000. - 186 с.

7. Максакова В. И. Педагогическая антропология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2001. - 208 с.

8. Марков Б. В. Философская антропология: учеб. пособие. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.

9. Огурцов А. П. Педагогическая антропология: поиски и перспективы //Человек. - 2002. - №1. - С. 71-87; №2. - С. 100-117.

10. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т.2. -М.: Большая рос. энцикл., 1999. - 672 с.

11. Слободчиков В. И. Антропология образования: ее возможность и действительность // Школьные технологии. - 2008. -№3. - С. 3-8.

12. Ушинский К. Д. Избранные педагогические соч.: в 2 т. -М.: Педагогика, 1974. - Т.1 - 584 с. ; Т.2. -440 с.

13. Человек в системе наук / ред. Т. И. Фролов. - М.: Наука, 1989. - 504 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.