-чо
О
188
Виктора Несмелова // Всерусский собор. -2003.- № 3.
3. Послесловие к творению Св.Григория Нисского "Об устроении человека". - СПб., 1995.
4. Сидоров А. И. Архимандрит Киприан (Керн) и
традиция православного изучения поздневизантийского исихазма / / Арх. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. - М., 1996.
5. Иеромонах Иларион (Алфеев). Православное богословие на рубеже столетий. - М., 1999.
FORMATION OF PEDAGICHESKY ANTHROPOLOGY
AS SCIENCES: THE RETROSPECTIVE ANALYSIS
Gaponova Vera Mixailovna, Senior Professor, Chair of Choral Conducting,
Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol
In the clause the retrospective analysis of formation of pedagogical anthropology as sciences is given. Keywords: anthropology, pedagogical anthropology; outlook; representations about the nature and essence of the person.
УДК377.6 СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
КАК НАУКИ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ
© Гапонова В.М., 2011
ГАПОНОВА
Вера
Михайловна,
старший
преподаватель,
кафедра Хорового
дирижирования,
Ставропольский
государственный
педагогический
институт,
Ставрополь
В статье дается ретроспективный анализ становления педагогической антропологии как науки.
Ключевые слова: антропология; педагогическая антропология; мировоззрение; представлениями о природе и сущности человека.
Желание создать универсальное учение о человеке проявлялось едва ли не во все времена, и более всего - у философствующих и богословствующихумов. Аристотель стал одним из ученых, кто попытался создать единое учение о человеке. Фактически Аристотель создал целостную античную антропологию, включающую триединство философских, натуралистических и религиозных знаний. Вся последующая история науки, философии и религии в большей или меньшей степени демонстрирует разъединенность этих трех сфер культуры, иногда доходящую до отчужденности и враждебности. Исторически сложилось несколько видов антропологий: ориентированных на тело (естественнонаучная, натуралистическая) и духовная (религиозная). Два вида этих антропологий то обособлялись друг от друга, то соединялись в едином учении. Во всех классических антропологических трудах обнаруживается стремление осмыслить целостную природу человека, единство духовной и телесной организации человека.
Термин педагогическая антропология после смерти К.Д. Ушинско-го не получил распространения, однако идея о необходимости строить воспитание на всестороннем изучении человека нашла продолжение в деятельности педагогов, считавших, что цели, задачи и методы воспитания обусловлены представлениями о природе и сущности человека, что в основу педагогической деятельности должно быть положено целостное изучение человека.
Сознательно и в полной мере развивать идею К.Д. Ушинского о необходимости построения системного, синтетического педагогического мировоззрения, основанного на системных представлениях о человеке, продолжили в конце XIX - начале XX в. ученые синтети-чески-антропологического направления (К.К. Сент-Илер, П.Ф. Кап-терев, А.Ф. Лазурский, В.М. Бехтерев, П.Ф. Лесгафт, М.И. Демков, М.М. Рубинштейн, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др.). Они разделяли программу создания теории воспитания, основанную на знании обо всей широте человеческой жизни, признавали силу и биологических и социальных факторов развития личности, стремились к установлению законов педагогического процесса, основанных на чело-векознании. Деятели синтетически-антропологического течения, не прибегая к термину К.Д. Ушинского "педагогическая антропология", приняли и продолжили главную его идею о необходимости "знать человека во всех отношениях" для его воспитания. Идея К.Д. Ушинс-
кого о том, что педагогические убеждения формируются в теснейшей связи с философскими убеждениями и источником педагогических убеждений в первую очередь должны являться кафедры философии, психологии и истории, была поддержана и продолжена в России в начале XX в. деятелями философского течения (К.Н. Вентцель, И.С. Андреевский, А.В. Сели-ханович, П.И. Гессен).
Утверждение в России тоталитаризма привело ктому, что провозглашенные К.Д. Ушинским идеи педагогической антропологии, так или иначе развивавшиеся в русской педагогике, нашедшие продолжение в утвердившейся в России педологии к концу 30-х гг. XX в. утратили свою новизну.
В первой трети XX в. педагогическая антропология в России неразрывно связана со становлением педологии.
Развитие наук о человеке вызвало в конце XIX-начале XX в. появление в Европе и Америке нового явления, в основе которого лежали экспериментальные методы изучения ребенка -"child study", названного позже термином педология (в переводе с греческого - "наука о детях"), под которым оно и распространилось в России. Идеи К.Д. Ушинского о необходимости всестороннего изучения человека нашли отражение и продолжение в педологических исследованиях. Можно говорить о том, что в России педология сделала попытку решить задачи педагогической антропологии. Первые педологические исследования в России были проведены в начале XX в. Н.Е. Румянцевым, И.А. Си-корским, Г.И. Россолимо, А.Ф. Лазурским, В.П. Кащенко.
В 1901 г. в Петербурге А.П. Нечаевым была открыта первая в России лаборатория экспериментальной педагогической психологии, где изучались особенности психики детей разных возрастов. В 1904 г. при этой лаборатории были открыты педологические курсы, где слушатели знакомились с основами анатомии, физиологии, педиатрии, детской психологии, осваивали технику проведения психологических исследований. Подобные курсы были организованы в Москве, Нижнем Новгороде, Самаре. В том же году при педагогическом музее военных учебных заведений в Петербурге была основана педологическая лаборатория имени К.Д. Ушинского, который стал "первым русским педологом".
О расширении педологического движения в России говорит и тот факт, что за 10 лет (19061916) прошло два Всероссийских съезда по педагогической психологии (1906, 1909) и три Всероссийских съезда по экспериментальной педагогике (1910,1913,1916), главная заслуга в организации которых принадлежит А.П. Нечаеву.
Уничтожение педологии началось в конце 1920-х гг., когда в научную деятельность стали
переноситься ценности и нормы политической жизни и партийной борьбы, приемы и методы внутрипартийных кампаний, сама атмосфера партийной жизни. Педологию стали упрекать в "отступлении принципов марксизма", в "недооценке роли социального фактора". Педология шла вразрез с социальным заказом, в соответствии с которым надо было утверждать всесилие воспитательных воздействий на личность советского человека.
По мнению современных исследователей истории педологии, в России закат педологического движения произошел уже в 1931-1932 гг.
После 1932 г. перестает выходить журнал "Педология", а сама педология "начинает терять черты дисциплинарной организации, переходит на факультативное существование".
Общественно-политические изменения в советском обществе второй половины 80-х гг.
XX в. способствовали росту интереса к педагогической антропологии. О необходимости возрождения педагогической антропологии в виде самостоятельной науки об образовании, при--^"^^^ званной дать целостное и системное знание о К^Т V человеке, обобщающей различные знания о I ^ '
человеке в процессе воспитания и обучения высказался Б.М. Бим-Бад [2]. К исследованию проблем и тенденций западноевропейской философско-педагогической антропологии обратил- 189
ся В.Б. Куликов [3].
С 1992 г. педагогическая антропология разрабатывается как отдельная учебная дисциплина. В 2000 г. учебный курс педагогической антропологии включен в федеральный образовательный стандарт некоторых специальностей. Обращение Б.М. Бим-Бада и В.Б. Куликова к исследованию педагогической антропологии в различных контекстах активизировало разработку педагогико-антропологических идей [2; 3]. Со второй половины 80-х гг. XX в. начинают складываться подходы к педагогической антропологии в России. В исследованиях Б.М. Бим-Бада, А.Я. Данилюка, Л.М. Лузиной, Т.А. Стефановской педагогическая антропология трактуется как отрасль педагогики, ее фундамент, основание педагогической теории и практики. Большинство ученых (Т. Власова, В.И. Гинецинский, Е.И. Исаев, И.Б. Котова, В.В. Кузин, В.И. Максакова, Б.А. Никитюк, Л.К. Рах-левская, В.И. Слободчиков, Г.Е. Соловьев,
Е.Н. Шиянов, В.В. Чистяков) рассматривают педагогическую антропологию как самостоятельную отрасль науки, часть комплекса челове-коведческих дисциплин, обобщающих различные знания о человеке в аспекте воспитания. В.Б. Куликов и А.П. Огурцов исследуют педагогическую антропологию с философских позиций как направление в системе западноевропейского образования [3; 5]. И сегодня в различные аспекты педагогической антропологии приобретают еще большую остроту в современной науке.
Литература
1. Ананьев Б.Г. Проблемы педагогической антропологии. - М., 2000.
2. Бим-Бад Б.М. Изучение людей как воспитателей и воспитуемых. - М., 2002.
3. Куликов В.Б. Педагогическая антропология: истоки, направления, проблемы. - Свердловск, 1988.
4. Максакова В.И. Педагогическая антропология : учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. - М., 2001.
5. Огурцов А.П. Педагогическая антропология: поиски и перспективы. - М., 2002.
6. Рахлевская Л.К. Самопознание в процессе изучения педагогической антропологии. - Томск, 1996.
ETHNIC WORLD PICTURES OF TEREC COSSACKS -
THROUGH THE PRISM OF FOLKLORE CONSCIOUSNESS
Grigoriev Anatoly Fedorovich, PhD of Pedagogic, Associate Professor,
Honored worker of arts СhR,
Chair of Theory and Technique of Music Education,
Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol
In the clause in philosophical aspect the analysis a role of folklore consciousness as reflections of a cultural-ethnic picture of the world is performed. It is as a result specified that penetration into folklore consciousness through traditional song folklore provides knowledge of a cultural-ethnic picture of the world.
Keywords: cultural-ethnic picture of the world; folklore consciousness; social-ethnic; mental stereotype; cultural traditions.
УДК 398.221
© А.Ф. Григорьев
ЭТНИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА ГРЕБЕНЦОВ - ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ФОЛЬКЛОРНОГО СОЗНАНИЯ
В статье в философском аспекте осуществляется анализ роль фольклорного сознания как отражения культурно-этнической картины мира. В результате определено, что проникновение в фольклорное сознание через традиционный песенный фольклор обеспечивает познание культурно-этнической картины мира.
Ключевые слова: культурно-этническая картина мира; фольклорное сознание; социально-этнический; ментальный стереотип; культурные традиции.
ГРИГОРЬЕВ
Анатолий
Федорович,
кандидат
педагогических наук, доцент,
Заслуженный деятель
искусств ЧР,
кафедра Теории
и методики
музыкального
образования,
Ставропольский
государственный
педагогический
институт,
Ставрополь
grig. 26rus@gmail. com
Понимая под культурой исторически развивающуюся систему созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм, способов организации поведения и общения и т.д., мы не можем обойти вниманием систему ценностей и социокультурных норм, социальную значимость творческой деятельности человека, закрепленной в фольклоре.
ГФ. Будде, справедливо указывая на взаимозависимость культуры, этноса, вероисповедания и региона, отметил: "Культура формирует и нормирует ментальные, моральные и эстетические категории, оказывает влияние на восприятие человеком действительности и на связанные с этим восприятием мнения и действия..." [1, С. 150-151]. Л.Н. Гумилев, определяя закономерности развития этноса, видел его взаимосвязи с родным ландшафтом, которые, по его мнению, и определяют этнические особенности общности и способы ее хозяйственной деятельности [2].
Реконструкция и описание относительно стабильных и динамично развивающихся элементов картины мира является важной составляющей обоснования культурной идентичности казачества. Полиэтнич-ность и сосуществование в нем групп разной конфессиональной принадлежности являлись факторами, затруднявшими формирование цельной и отличающейся высокой степенью единства мировоззренческой основы, к тому же постоянно обновлявшейся в связи с менявшимися условиями жизнедеятельности. Однако устойчивые и характерные для всей территории расселения казаков идентифицированные признаки, общность культурныхтрадиций и ментальных стереотипов позволяют выявить специфическую закономерность, обусловленную,