Научная статья на тему '«Педологическая антропология» и народное образование Сибири'

«Педологическая антропология» и народное образование Сибири Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИБИРЬ / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ПЕДОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ценюга Сергей Николаевич

Антропологи активно исследовали естественную историю человека, палеонтологию, вопросы физической, педагогической, религиозной, культурной антропологии,характерологии народов России. Развитие капитализма вызвало пробуждение национального самосознания сибирской интеллигенции. Идеи антропологии в конце XIX в. обрели сторонников в Восточной Сибири и были использованы в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Педологическая антропология» и народное образование Сибири»

УДК 37 (091) (571.1/.5) ББК 74.03 (253) 5 Ц 38

С.Н. Ценюга

«ПЕДОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ» И НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СИБИРИ

(Рецензирована)

Аннотация. Антропологи активно исследовали естественную историю человека, палеонтологию, вопросы физической, педагогической, религиозной, культурной антропологии, характерологии народов России. Развитие капитализма вызвало пробуждение национального самосознания сибирской интеллигенции. Идеи антропологии в конце XIX в. обрели сторонников в Восточной Сибири и были использованы в учебном процессе.

Ключевые слова: педологическая антропология, народное образование, Сибирь, национальное самосознание, педология, педагогическое сообщество.

S.N. Tsenyuga

“Pedological anthropology” and national education of Siberia

Abstract. Anthropologists investigated intensively a natural history of the person, paleontology, questions of physical, pedagogical, religious and cultural anthropology and characterologies of peoples of Russia. Development of capitalism has caused awakening of national consciousness of the Siberian intelligency. Ideas of anthropology at the end of the 19th century have found supporters in Eastern Siberia and were used in educational process.

Key words: pedological anthropology, national education, Siberia, national consciousness, pedology, pedagogical community.

Успехи естествознания, наметившиеся во второй половине XIX в., привели к выделению в самостоятельную науку антропологию. С первых шагов своего развития становится своеобразным интегратором различных наук, изучающих человека. Антропологи активно исследовали естественную историю человека, палеонтологию, вопросы физической, педагогической, религиозной, культурной антропологии [1], характерологии народов России. В своих исследованиях они активно использовали данные археологии, истории, психологии, этнографии и других наук.

В России антропология нашла немало сторонников среди демократической интеллигенции, воодушевленной духом либеральных реформ 1860-1870-х гг. Сторонники реформ признавали человека как высшую ценность. Во взглядах на воспитание и образование они не были едины, но склонялись к тому, что педагогика должна строиться на гуманистических принципах, всестороннем изучении ребенка, руководствуясь антропологическим подходом к его воспитанию. К ним, прежде всего, относятся радикальные по своим взглядам мыслители - Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Н.А Добролюбов и умеренные - Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский.

Развитие капитализма вызвало пробуждение национального самосознания сибирской интеллигенции. Идеи антропологии в конце XIX в. обрели сторонников и в Восточной Сибири. Здесь чаще использовался термин «педологическая антропология» [2]. Им в конце XIX-начале XX в. С.И. Руденко определял научное направление своей деятельности в Западной Сибири по изучению расовых, педологических, посемейнодемографических (наследственности), биологических, возрастных и медикоантропологических показателей у детей местного населения (казахов, тюрко-монголов). Работа проводилась экспедиционным методом, по заданиям Русского Географического общества. Тем же термином пользовались С. Широкогоров, проводивший ту же работу Восточной Сибири, и С.А. Теплоухов, А.Н. Юзефович, К.З. Яцута в Минусинском уезде

Енисейской губернии. Обследования детей имели ярко выраженный измерительный, медико-биологический уклон в этнической антропологии и к педагогике не имели ни какого отношения.

Одна из первых попыток построения учебного процесса на основе новейших достижений антропологии была предпринята в 1864 г. С.С. Шашковым. Он организовал в г. Красноярске частную школу. Объясняя это тем, что вполне осознает всю недостаточность существующих в Красноярске способов и методов обучения в государственной школе, не учитывающих природу ребенка. Предметы гимназического цикла он планировал преподавать на основе достижений, выработанных новейшей (мировой и отечественной) педагогикой [3]. Школа вскоре была закрыта.

В конце XIX в. пользоваться исключительно «глазомером» и суждением о развитии ученика «по себе» становится педагогическим анахронизмом. Учителя местных школ и гимназий, ответственно подходившие к воспитанию, нуждались в объективных данных о воспитанниках. Начался поиск форм ее получения.

В это время широкое применение получили специальные досье на ученика (подобие современного портфолио), в которых на протяжении всего срока обучения отмечались все положительные и отрицательные стороны его характера. Успехи и недостатки в учебной деятельности, таланты, увлечения и т.д. Отдельной строкой заносились сведения о физическом развитии и состоянии здоровья, полученные при врачебных осмотрах, сведения о материальном положении семьи. Создавалось досье на основе педагогического наблюдения с участием всего педагогического коллектива. Это позволяло составить общее (для педагогического коллектива) представление об эволюции школьной успешности и становлении черт характера каждого ученика, выработать конкретные совместные действия администрации и учительского коллектива по оказанию своевременной и целенаправленной помощи ученику и коррекции его поведения. Например, пересаживание детей с ослабленным зрением и слухом на первые парты или получение преимущества при назначении социальных пособий, стипендий, снижение оплаты за обучение при исключительном прилежании в учении и поведении.

Только в последние десятилетия XIX в., с открытием в 1888 г. Томского университета, в Сибири начинает складываться педагогическое движение, имеющее отношение к научному разрешению антропологических проблем образования. При университете с целью изучения медико-биологических проблем экспериментальной педагогики и медицинской антропологии, подготовки специалистов-педологов было образовано Общество естествоиспытателей и врачей.

В 1883 г. в г. Енисейске усилиями А.И. Кытманова открывается Общественный музей, при нем педагогическое отделение. А.И. Кытманов сумел наладить сотрудничество с целым рядом научных обществ того времени и частными лицами. Осуществлял активную переписку с учеными Парижа и Лейпцига, с Томским университетом и научными учреждениями Петербурга. В 1898 г. он был приглашен на X съезд русских естествоиспытателей и врачей в Киеве [2, Т.2. - Стр. 1147-1148].

В 90-е годы XIX века И.Т. Савенков попробовал заниматься изучением читательских интересов школьников Енисейской губернии. Для этого им была подготовлена анкета [3], но практического результата эта деятельность не имела.

В первое десятилетие XX века заметный след в культурной и научной жизни города и губернии оставил философ, почвовед и педагог А.А. Ярилов (1868-1948), уроженец г. Красноярска. Окончил местную гимназии в 1886 г. Обучался в Казанском, Дерптском и Лейпцигском университетах. Познакомился с новейшими течениями в западной философии, антропологии и экспериментальной педагогике. Защитил докторскую диссертацию по философии. Увлекся педологией. В 1904-1905 гг. в г. Юрьеве опубликовал две книги - «Былое и настоящее сибирских инородцев» и 2-томник «Педология как самостоятельная естественно-историческая дисциплина о земле». В них он отрицательно характеризует национальную политику в Сибири. Высказался по поводу

предмета - педологии. В Европе педологию считали полидисциплинарной, вспомогательной для педагогики дисциплиной, которая представляет собой отчасти психологию, отчасти антропологию, отчасти медицину и гигиену, пользующуюся материалами и методами многих наук, для того чтобы выяснить природу объектов воспитания [5]. В понимании А.А. Ярилова педология как самостоятельная полидисциплинарная наука имеет своим предметом всестороннее изучение в педагогических целях «развивающегося детства» в его естественно-природном (географическом), социальном и культурном окружении (здесь явно ощущается влияние областных настроений сибирских патриотов). Он считал, что для учителя изучение ребенка не может быть бесполезным.

В 1914-1916 гг. А.А Ярилов преподавал педологию и почвоведение в Московском университете. Сохранились рукописи его лекций и статей по педологии: «Основание педологии как самостоятельной науки Фридрихом Альбертом Ткач» (1914-1924), «Первые шаги педологии. Педология в медицине» (б/д) и почвоведению «Роль почвы в вопросе о населении» (б/д). В них педология рассматривается, прежде всего, как наука о земле, породившей ребенка, а следовательно, определившей его областной физический тип, а также психические черты его характера. Тем самым прозвучала мысль, что успешность образования зависит от многих факторов (природных, социальных, культурных и пр.), а не только от знания психофизических особенностей ребенка. Изучение ребенка в педагогических целях должно учитывать своеобразие всех этих условий как факторов, влияющих на формирование областных отличий в развитии детей Сибири.

Увлечение педологией оказалось недолгим, А.А. Ярилов в Воронежском сельскохозяйственном институте (1916-1919), а затем в Кубанском политехническом институте (1919-1921) предстает в основном как преподаватель-почвовед. Хотя и публикует ряд статей по педологии, последнюю в 1924 г. В период с 1923-1931 гг. профессор Московского университета, одновременно председатель Бюро съездов по изучению производительных сил Госплана (1923-1931). С 1931 г. - председатель Советской секции Международной ассоциации почвоведов.

В первое десятилетие XX в. экспедиционное изучение Сибири начал развивать Русский этнографический музей (г. Петербург), который наряду с собиранием этнографических коллекций вел обширные исследования в области педологической антропологии. Осуществляли их С.И. Руденко, С. Широкогоров, С.А. Теплоухов, А.Н. Юзефович, К.З. Яцута. Собранные материалы оказались настолько обширны и разнообразны, что многие из них не были опубликованы и к середине века, а некоторые и до сих пор. Лишь частично материалы обследований явились основой для коллективной монографии С.А. Теплоухова, А.Н. Юзефовича, К.З. Яцута - «Палеоантропология, этническая антропология, этногенез», не имевшей, впрочем, никакого отношения к разрешению педологических проблем педагогической практики.

Русская педагогическая мысль была давно озабочена идеей построения педагогического процесса на антропологическом фундаменте. В начале XX в., в связи с кризисом перехода российской экономики к стадии индустриального развития, в различных сферах духовной жизни стали отчетливо проявляться идеи научного вольнодумства и свободы. В отечественной педагогике они нашли наиболее яркое отражение в обосновании обучения и воспитания самостоятельной, оригинально творящей личности в педагогическом процессе единой, свободной, трудовой школы, что побудило педагогов к поиску оптимального содержания образования, форм и методов обучения детей с учетом установленных стандартов их психофизического развития. В ряде авторских моделей такой школы педология выступала основой педагогического процесса и предметом глубочайшего анализа. Возникла необходимость синтеза знаний всех наук о ребенке и уточнения на их основе законов, закономерностей и тенденций объективного учебно-воспитательного процесса, формулировок принципов и правил обучения и воспитания, обеспечивающих каждому ребенку максимально возможную «школьную успешность» через эффективное и

целенаправленное варьирование учебно-воспитательным воздействием, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей ученика.

Незадолго до империалистической войны в Петербурге либеральной интеллигенцией было образовано «Общество изучения Сибири и улучшения ее быта» (1908), не произведшее, впрочем, сколько-нибудь значительных научных исследований в области педологической антропологии. Деятельность свелась к просветительской публицистике. Мировая война и революция, а затем Гражданская война неблагоприятно отразились на экспедиционном изучении сибиряков сотрудниками Академии Наук. При правительстве Колчака возник «Институт исследования Сибири», но, не развив своей работы, закрылся в первые годы советской власти.

В советский период работы в Сибири по педологической проблематике в этнической антропологии (С.И Руденко и С.Ф. Баранов) обрели серьезную источниковую базу. Большинство из них выполнялись центральными научными учреждениями или по их заданиям. Педологические работы, требующие стационарной и рутинной работы, в губернии осуществлялись. К педагогической проблематике отношения не имели. К их числу относятся наблюдения за развитием организма ребенка аборигенного населения в сибирской среде, изучение вопросов наследственности, умственной одаренности и дефективности юных сибиряков, природной, социальной и культурной среды их воспитания, приспособление школьных программ и методик к умственным и психофизическим возможностям сибирского ребенка и пр. Экспедиционный метод работы являлся недостаточным для её проведения.

Перед научным и педагогическим сообществом Енисейской губернии встал насущный вопрос о развитии исследований в области педологической антропологии[2]:

- необходимость планирования и увязки (между центральными и местными учреждениями) как территориальной, так и методической сторон разнообразных работ по педологической антропологии;

- создание и развитие стационарной антропологической работы по направлениям: расовой, педологической, посемейно-демографической, биологической и пр.;

- осуществление стационарных антропологических работ по перечисленным

направлениям местными силами: сибирскими врачами, педагогами, педологами,

естествоиспытателями и т. д.

Таким образом, анализ архивных материалов педагогической антропологии позволяет условно выделить в её генезисе ряд этапов: накопление эмпирических сведений (до середины XIX вв.) и целенаправленное экспедиционное, педологическое изучение детей инородческого населения. (середина XIX - начало XX вв.) и, наконец, размежевание и увязка педологических исследований между центром и губернией, осуществление стационарных исследований сибирского ребенка силами местных специалистов (начало XX - середина XX вв.).

До конца XIX в. отечественная антропология, психология испытывали доминирующее влияние западной научной традиции и в основном следовали ее канонам, несмотря на попытки национального научного самоопределения. Богатые для того времени антропологические материалы, полученные в ходе академических экспедиций и путешествий, сосредотачивались в Петербурге и Москве.

Только в последние десятилетия XIX века под влиянием ускоренного развития капиталистических отношений в Сибири начинает складываться педагогическое движение, имеющее отношение к научному разрешению антропологических проблем в области образования. Вопрос об использовании антропологических знаний о сибирском ребенке в педагогических целях, за редким исключением, большинством исследователей не ставился. Поэтому в досоветский период в Сибири проблемы педологической антропологии применительно к образованию не получили широкого изучения и встали на повестку дня только в советский период.

1. Максакова В.И. Педагогическая антропология. М., 2001. С. 10.

2. Сибирская советская энциклопедия. Т. 3. М., 1932. С. 302.

3. Учитель, перед именем твоим... Красноярск, 1999. С. 7.

4. Нечаев А. Основатель педологии Стэнли Холл и его научная деятельность. СПб., 1903. С. 7-8.

References:

1. Maksakova V.I. Pedagogical anthropology. M., 2001. P. 10.

2. The Siberian Soviet encyclopedia. Vol. 3. M., 1932. P. 302.

3. The teacher, before a name of yours ... Krasnoyarsk, 1999. P. 7.

4. Nechaev A. The founder of pedology Stanley Hall and his scientific activity. SPb., 1903. P. 7-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.